Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Эгпо не т е р п и т о т л а г а т е л ь с т в а ! М Е Х А Н И З А Т О Р С К И Й В С Е О Б У Ч ------- . З А Д А Ч А Д Н Я ! . — ------ - С т о п ! Б есхозяйственность. Фотообвинение ■ Е с л и в ы думаете, что ва этих снимках изобра­ жены склады металло­ лома, то вы, читатель, в ошибаетесь и не оши­ баетесь. Ошибаетесь по­ тому, что перед вами ве лом, а новые запас­ ные части и оборудова­ ние доменного цеха НЛМЗ. А не ошибаетесь в том смысле, что хра ­ нимые подобным обра­ зом ценные механизмы, уже приходят в негод­ ность, превращаясь по­ степенно в металличе­ ский лом. Сваленное как попало, Нод открытым небом, обдуваемое всеми ветра­ ми, омываемое всеми дождями оборудование ржавеет и гибнет. А его лежит здесь на 300 ты­ сяч рублей! Ходят мимо доменщи­ ки, ходит сам началь­ ник цеха Е. М. Визлов, и ни у кого сердце не болит, хотя все видят, как пропадают огромные ценности. Никто на за ­ воде не позаботится, чтобы навести порядок в хранении ценного обо­ рудования, построить на­ весы для защиты от дождя и снега. Удивительно получает­ ся. Буквально в не­ скольких десятках мет­ ров от места, где ва ­ ляется беспризорное оборудование, несут свои жаркие вахты доменщи­ ки, борясь, чтобы боль­ ше дать металла. А по­ том этот металл, вопло­ щенный на других заво­ дах в оборудование, по­ ступает частично обрат­ но сюда же, в домен­ ный цех, и пополняет пе­ чальное кладбище цен­ ностей. В связи с этим надо прямо сказать руководи­ телям Новолипецкого за ­ вода: «Не по-государст­ венному поступаете, то­ варищи!» В. АНАТОЛЬЕВ. Фото И. Александрова. Эта школа необычная. Расположе­ на она на центральной усадьбе сов­ хоза «Лебедянский», в мастерской по ремонту машин. В дальнем углу Длинного широкого пролета отгоро­ жен кабинет. Это класс, здесь уча­ щиеся слушают уроки. Может быть, это и громко — школа. Просто — курсы. Так и решили и написали на дощечке на двери «курсы тракто­ ристов». Курсанты — это, в основном, бывшие учащиеся средней школы. Весной и летом они работали на прицепах, на копнителях. А осенью пришли сюда. Пришли, чтобы стать трактористами, настоящими специа­ листами. Пришли и сразу оказали неоцени­ мую услугу совхозу. Дело в том, что в хозяйстве было туго с ремон ­ том: база подводила. Шутка ли, в совхозе десятки машин —тракторы, комбайны, прицепной инвентарь, а в мастерской всего... два станка. Будущие трактористы по утрам слу­ шали лекции, а потом выходили в мастерскую и вместе с механиза­ торами вели ремонт. Трудности бы­ ли преодолены, и весной все маши­ ны вышли на поля своевременно. Теория и практика в этой школе неразрывны. В учителях недостатка не было. Вот и первый из них — главный инженер совхоза Виктор Мамонов. Приземистый, широкопле­ чий молодой человек, бывший ра ­ ботник Чаплыгинского агрегатного завода. Много забот у инженера. Но Виктор всегда найдет время, чтобы провести занятия с учениками. Ду­ шой школы стал главный механик совхоза Александр Иванович Фате­ ев. Доброжелательно, по-отцовски отнеслись к ученикам механизато­ ры. Они отдавали им все, что знали. Ученики с детства знакомы с ма­ шинами: работали в поле. Почти в каждой семье есть механизатор. Но совсем другое дело самому изучить машины, отремонтировать трактор, стать настоящим специалистом. — Разговор о том, чтобы у себя в совхозе воспитывать своих меха­ низаторов, велся давно,— рассказы- * = 1 = вает Виктор Мамонов.— И вот в прошлом году осенью была созда ­ на эта школа. Большую помощь в этом оказала нам комсомольская организация. В отделениях прошли собрания, молодежь заинтересован­ но, детально обсуждала все вопро­ сы по организации школы, на учебу были посланы лучшие. Где же теперь выпускники! .«Из-за плотной высокой стены ку­ курузы выехали «Беларусь» и сило­ соуборочный комбайн. С трактора сошел молодой паренек. Он смот­ рит на сжатую полосу, ветошью вы­ тирает замасленные руки. Трудолю­ бивые руки, умелые руки, много поработали они, сделали хорошего в этом году. Молод Анатолий Ко­ маров, а за плечами у него боль ­ шая трудовая жизнь. Комаровы — семья потомственных механизаторов. Отец Анатолия из­ вестный в области тракторист. Те­ перь он работает в ремонтных ма ­ стерских. Каждое лето Анатолий с отцом работал на тракторе в поле. Может быть, поэтому, когда в сов­ хозе были открыты курсы трактори­ стов, Анатолий одним из первых подал заявление. И вот прошлой весной ему были вручены документы на право вож­ дения трактора. В этом году комсо­ мольцы совхоза решили выращива­ ние кукурузы взять в свои руки. Анатолий Комаров и другой выпуск­ ник школы механизаторов Евгений Золотухин получили 140 гектаров. Молодые механизаторы вовремя по­ сеяли кукурузу, по-хозяйски ухажи­ вали за ней, убрали до единого стебля. Неплохой урожай получили они на своем участке — по 400 цент­ неров с каждого гектара. Имя Анатолия Комарова теперь известно на Лебедянщине. Ряды пе­ редовых механизаторов совхоза по­ полнились новым трактористом, хо­ рошим специалистом. В семье Ко­ маровых прибавился рабочий чело­ век, большой помощник. «.Стоит парень, вытирает ветошью руки и слышит, как шепчет листья­ ми кукуруза. Парень понимает, о =« = * чем шепчет она: застоялась кукуру­ за в поле, пора ей в траншеи, ямы, в бурты, каждый день промедления — потеря урожая. Анатолий убрал 10 гектаров вместо 7—по норме. Можно еще поработать часов семь, убрать 4—5 гектаров. Но нет авто­ машины, которая отвозила бы от комбайна зеленую массу. Вернее, машина есть, нет водителя. Шофер устал, руки не держат баранку. И автомашина в такое горячее время стоит в гараже. Она не одна. Де ­ сятки машин стоят. Весь автопарк совхоза работает только в одну смену. Нет шоферов. А что значит сейчас простои машин — это де ­ сятки гектаров неубранной свеклы, это сотни центнеров потерянного урожая. ...Хорошее начинание сделали в совхозе «Лебедянский», организовав школу механизаторов. Семнадцать человек уже получили документы на право вождения трактора. Но это, как говорится, капля в море. Совхозу еще нужны трактористы, комбайнеры и особенно шоферы. С каждым годом в хозяйстве увеличи­ вается количество тракторов, ком­ байнов, машин. Но несмотря на это, здесь запаздывают с проведением полевых работ. Главная причина — нехватка людей, владеющих техни­ кой. Сейчас в совхозе вновь начинает работу школа механизаторов. По­ ступили заявления от многих юно­ шей. Работники бухгалтерии решили взяться за изучение автомашины. Ко­ митету комсомола совхоза необхо­ димо к обучению привлечь всю мо­ лодежь. Необходимо сделать так, чтобы старшеклассники, доярки, па­ стухи, свинарки могли без отрыва от производства заниматься в шко­ ле механизаторов. Сейчас такое время, когда каж­ дый молодой человек на селе дол­ жен уметь управлять машиной. Н. ВЛАДИМИРОВ. В т р у д е и у ч е б е Полторы тысячи рабочих и инженерно-техниче­ ских работников Липецкого тракторного завода повышают свое образование, учатся в школе ра ­ бочей молодежи, вечерних и заочных техникумах, институтах. Среди них и копировщица отдела металлурга комсомолка Валя Шибина. Сейчас девушка учится на 5-м курсе машиностроитель­ ного техникума. На снимке: В. Шибина. ' Фото В. Финогина. Полчаса тряской езды по изрытой просе­ лочной дороге, и мы оказываемся в селе со звучным именем Нижний Воргол. Видимо, название оно получило от небольшой реч­ ки Воргол, что протекает у самого леса. Стоит теперь переехать речку по узкому, залитому водой мостику, подняться в гор­ ку, как сразу перед глазами встанет большое здание новой школы-одиннад- цатилетки. Школа уже третий год работает по новой программе, и в этом году пред­ полагается первый выпуск специалистов: садоводов и механизаторов широкого профиля. Признаться, это обрадовало. Совхоз «Ключ жизни»—многоотраслевое хозяйство. Большой сад, плантации овощей, живот­ новодство — и все это требует рабочих рук, нехватка которых остро ощущается. И тем более рук механизаторов... В школе встретились с завучем по про­ изводственному обучению Алексеем Ва­ сильевичем Кавериным. Он сразу загово­ рил о наболевшем. — Производственное обучение?.. Вы лучше поинтересуйтесь, какая база в шко­ ле для этого. Вот она. — Он показал за окно, где лежала рама разбитой машины и валялась потрескавшаяся кабина.—У нас даже школьного участка нет. Строили школу специально на краю села, чтоб тут же можно было и землю дать. Колхоз был — дали участок, а организовался сов­ хоз — запахали и засеяли овсом и клеве­ ром... С нашими условиями даже теорети­ ческие часы вести трудно. Вы только по­ думайте, для кабинета машиноведения на стенд дали полуторку... Это же насмеш­ ка... Машина снята с производства, устрой­ ство не соответствует программе... Да что... Он безнадежно махнул рукой и замол­ чал, но через минуту продолжал с тем же жаром: — Нет... нет. Я уйду, рассчитаюсь... Заве ­ дующему роно заявление на стол—и все. Нельзя, нет возможности работать. Вот су­ дите: объясняю прошлый раз ребятам пусковое устройство дизелей—а ни пуска­ ча, ни даже плаката. Все на пальцах, на доске. Получат ли они знания, профес ­ сию? А как практика проходит... Положено нам по программе, скажем, 10 часов вож­ дения трактора, а ребят посылаем то раз ­ гружать, то сарай крыть. Занять-то чем-то надо. Они уже над этим смеются: «...Что, Алексей Васильевич, — это опять вожде­ ние трактора?» А что им ответишь? Пра­ вы... И вот приходится смотреть, где ка­ кой трактор стоит... Подбежишь к тракто­ ристу: Ваня или Петя, будь другом, уважь — полчасика с ребятами позанимай­ ся на тракторе... Надо... В прошлом году совхозный «ДТ» возил в школу ребят из Крутого, соседнего села. Пока он ребят привезет, ему делать нечего. Вот ребята и смотрят. Ага, Лешка приехал. С немецко­ го, с истории снимают ребят, и пока оч постоит, покрутишься с ними немного. Ка­ кие же из ребят тут механизаторы? Ниче­ го не получится. И ведь что интересно... Директор сов­ хоза дает указание, а официального при­ каза выделить для школы хотя бы на оп­ ределенные часы трактор не дает. Пишем только часы производственной практики... А как она проходит? Учащиеся нужны только как рабочая сила... Картошку вы­ бирать, морковь. Там, где совхоз в про­ рыве, туда учащихся бросают. Механиза­ торы — а трактора «живого» не видели. Не странно ли? Да, это было действительно странно. В отделении, где размещена школа, 13 трак ­ торов. В совхозе десятки специалистов сельского хозяйства, есть инженеры и отличные механизаторы. Агрономы-са­ доводы, инженеры и механики могли бы прекрасно вести производственное обуче­ ние. В совхозе достаточно и тракторов и комбайнов, чтобы без ущерба хозяйству дать учащимся хорошие навыки. И ребят, по выражению А. В. Каверина, за уши от трактора не оттянешь. Однако уже три года будущих механизаторов учат «на пальцах». — Была в совхозе машина «ГАЗ-51». Еще на ходу,— рассказывает Алексей Василье­ вич. — Решили ее списать. Просили отдать школе —не тут-то было. Пришел я к глав­ ному инженеру Николаю Михайловичу Па­ нарину, а он и разговаривать не стал: мы, говорит, вам одну дали. А что дали, вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz