Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Эгпо не т е р п и т о т л а г а т е л ь с т в а ! М Е Х А Н И З А Т О Р С К И Й В С Е О Б У Ч ------- . З А Д А Ч А Д Н Я ! . — ------ - С т о п ! Б есхозяйственность. Фотообвинение ■ Е с л и в ы думаете, что ва этих снимках изобра жены склады металло лома, то вы, читатель, в ошибаетесь и не оши баетесь. Ошибаетесь по тому, что перед вами ве лом, а новые запас ные части и оборудова ние доменного цеха НЛМЗ. А не ошибаетесь в том смысле, что хра нимые подобным обра зом ценные механизмы, уже приходят в негод ность, превращаясь по степенно в металличе ский лом. Сваленное как попало, Нод открытым небом, обдуваемое всеми ветра ми, омываемое всеми дождями оборудование ржавеет и гибнет. А его лежит здесь на 300 ты сяч рублей! Ходят мимо доменщи ки, ходит сам началь ник цеха Е. М. Визлов, и ни у кого сердце не болит, хотя все видят, как пропадают огромные ценности. Никто на за воде не позаботится, чтобы навести порядок в хранении ценного обо рудования, построить на весы для защиты от дождя и снега. Удивительно получает ся. Буквально в не скольких десятках мет ров от места, где ва ляется беспризорное оборудование, несут свои жаркие вахты доменщи ки, борясь, чтобы боль ше дать металла. А по том этот металл, вопло щенный на других заво дах в оборудование, по ступает частично обрат но сюда же, в домен ный цех, и пополняет пе чальное кладбище цен ностей. В связи с этим надо прямо сказать руководи телям Новолипецкого за вода: «Не по-государст венному поступаете, то варищи!» В. АНАТОЛЬЕВ. Фото И. Александрова. Эта школа необычная. Расположе на она на центральной усадьбе сов хоза «Лебедянский», в мастерской по ремонту машин. В дальнем углу Длинного широкого пролета отгоро жен кабинет. Это класс, здесь уча щиеся слушают уроки. Может быть, это и громко — школа. Просто — курсы. Так и решили и написали на дощечке на двери «курсы тракто ристов». Курсанты — это, в основном, бывшие учащиеся средней школы. Весной и летом они работали на прицепах, на копнителях. А осенью пришли сюда. Пришли, чтобы стать трактористами, настоящими специа листами. Пришли и сразу оказали неоцени мую услугу совхозу. Дело в том, что в хозяйстве было туго с ремон том: база подводила. Шутка ли, в совхозе десятки машин —тракторы, комбайны, прицепной инвентарь, а в мастерской всего... два станка. Будущие трактористы по утрам слу шали лекции, а потом выходили в мастерскую и вместе с механиза торами вели ремонт. Трудности бы ли преодолены, и весной все маши ны вышли на поля своевременно. Теория и практика в этой школе неразрывны. В учителях недостатка не было. Вот и первый из них — главный инженер совхоза Виктор Мамонов. Приземистый, широкопле чий молодой человек, бывший ра ботник Чаплыгинского агрегатного завода. Много забот у инженера. Но Виктор всегда найдет время, чтобы провести занятия с учениками. Ду шой школы стал главный механик совхоза Александр Иванович Фате ев. Доброжелательно, по-отцовски отнеслись к ученикам механизато ры. Они отдавали им все, что знали. Ученики с детства знакомы с ма шинами: работали в поле. Почти в каждой семье есть механизатор. Но совсем другое дело самому изучить машины, отремонтировать трактор, стать настоящим специалистом. — Разговор о том, чтобы у себя в совхозе воспитывать своих меха низаторов, велся давно,— рассказы- * = 1 = вает Виктор Мамонов.— И вот в прошлом году осенью была созда на эта школа. Большую помощь в этом оказала нам комсомольская организация. В отделениях прошли собрания, молодежь заинтересован но, детально обсуждала все вопро сы по организации школы, на учебу были посланы лучшие. Где же теперь выпускники! .«Из-за плотной высокой стены ку курузы выехали «Беларусь» и сило соуборочный комбайн. С трактора сошел молодой паренек. Он смот рит на сжатую полосу, ветошью вы тирает замасленные руки. Трудолю бивые руки, умелые руки, много поработали они, сделали хорошего в этом году. Молод Анатолий Ко маров, а за плечами у него боль шая трудовая жизнь. Комаровы — семья потомственных механизаторов. Отец Анатолия из вестный в области тракторист. Те перь он работает в ремонтных ма стерских. Каждое лето Анатолий с отцом работал на тракторе в поле. Может быть, поэтому, когда в сов хозе были открыты курсы трактори стов, Анатолий одним из первых подал заявление. И вот прошлой весной ему были вручены документы на право вож дения трактора. В этом году комсо мольцы совхоза решили выращива ние кукурузы взять в свои руки. Анатолий Комаров и другой выпуск ник школы механизаторов Евгений Золотухин получили 140 гектаров. Молодые механизаторы вовремя по сеяли кукурузу, по-хозяйски ухажи вали за ней, убрали до единого стебля. Неплохой урожай получили они на своем участке — по 400 цент неров с каждого гектара. Имя Анатолия Комарова теперь известно на Лебедянщине. Ряды пе редовых механизаторов совхоза по полнились новым трактористом, хо рошим специалистом. В семье Ко маровых прибавился рабочий чело век, большой помощник. «.Стоит парень, вытирает ветошью руки и слышит, как шепчет листья ми кукуруза. Парень понимает, о =« = * чем шепчет она: застоялась кукуру за в поле, пора ей в траншеи, ямы, в бурты, каждый день промедления — потеря урожая. Анатолий убрал 10 гектаров вместо 7—по норме. Можно еще поработать часов семь, убрать 4—5 гектаров. Но нет авто машины, которая отвозила бы от комбайна зеленую массу. Вернее, машина есть, нет водителя. Шофер устал, руки не держат баранку. И автомашина в такое горячее время стоит в гараже. Она не одна. Де сятки машин стоят. Весь автопарк совхоза работает только в одну смену. Нет шоферов. А что значит сейчас простои машин — это де сятки гектаров неубранной свеклы, это сотни центнеров потерянного урожая. ...Хорошее начинание сделали в совхозе «Лебедянский», организовав школу механизаторов. Семнадцать человек уже получили документы на право вождения трактора. Но это, как говорится, капля в море. Совхозу еще нужны трактористы, комбайнеры и особенно шоферы. С каждым годом в хозяйстве увеличи вается количество тракторов, ком байнов, машин. Но несмотря на это, здесь запаздывают с проведением полевых работ. Главная причина — нехватка людей, владеющих техни кой. Сейчас в совхозе вновь начинает работу школа механизаторов. По ступили заявления от многих юно шей. Работники бухгалтерии решили взяться за изучение автомашины. Ко митету комсомола совхоза необхо димо к обучению привлечь всю мо лодежь. Необходимо сделать так, чтобы старшеклассники, доярки, па стухи, свинарки могли без отрыва от производства заниматься в шко ле механизаторов. Сейчас такое время, когда каж дый молодой человек на селе дол жен уметь управлять машиной. Н. ВЛАДИМИРОВ. В т р у д е и у ч е б е Полторы тысячи рабочих и инженерно-техниче ских работников Липецкого тракторного завода повышают свое образование, учатся в школе ра бочей молодежи, вечерних и заочных техникумах, институтах. Среди них и копировщица отдела металлурга комсомолка Валя Шибина. Сейчас девушка учится на 5-м курсе машиностроитель ного техникума. На снимке: В. Шибина. ' Фото В. Финогина. Полчаса тряской езды по изрытой просе лочной дороге, и мы оказываемся в селе со звучным именем Нижний Воргол. Видимо, название оно получило от небольшой реч ки Воргол, что протекает у самого леса. Стоит теперь переехать речку по узкому, залитому водой мостику, подняться в гор ку, как сразу перед глазами встанет большое здание новой школы-одиннад- цатилетки. Школа уже третий год работает по новой программе, и в этом году пред полагается первый выпуск специалистов: садоводов и механизаторов широкого профиля. Признаться, это обрадовало. Совхоз «Ключ жизни»—многоотраслевое хозяйство. Большой сад, плантации овощей, живот новодство — и все это требует рабочих рук, нехватка которых остро ощущается. И тем более рук механизаторов... В школе встретились с завучем по про изводственному обучению Алексеем Ва сильевичем Кавериным. Он сразу загово рил о наболевшем. — Производственное обучение?.. Вы лучше поинтересуйтесь, какая база в шко ле для этого. Вот она. — Он показал за окно, где лежала рама разбитой машины и валялась потрескавшаяся кабина.—У нас даже школьного участка нет. Строили школу специально на краю села, чтоб тут же можно было и землю дать. Колхоз был — дали участок, а организовался сов хоз — запахали и засеяли овсом и клеве ром... С нашими условиями даже теорети ческие часы вести трудно. Вы только по думайте, для кабинета машиноведения на стенд дали полуторку... Это же насмеш ка... Машина снята с производства, устрой ство не соответствует программе... Да что... Он безнадежно махнул рукой и замол чал, но через минуту продолжал с тем же жаром: — Нет... нет. Я уйду, рассчитаюсь... Заве дующему роно заявление на стол—и все. Нельзя, нет возможности работать. Вот су дите: объясняю прошлый раз ребятам пусковое устройство дизелей—а ни пуска ча, ни даже плаката. Все на пальцах, на доске. Получат ли они знания, профес сию? А как практика проходит... Положено нам по программе, скажем, 10 часов вож дения трактора, а ребят посылаем то раз гружать, то сарай крыть. Занять-то чем-то надо. Они уже над этим смеются: «...Что, Алексей Васильевич, — это опять вожде ние трактора?» А что им ответишь? Пра вы... И вот приходится смотреть, где ка кой трактор стоит... Подбежишь к тракто ристу: Ваня или Петя, будь другом, уважь — полчасика с ребятами позанимай ся на тракторе... Надо... В прошлом году совхозный «ДТ» возил в школу ребят из Крутого, соседнего села. Пока он ребят привезет, ему делать нечего. Вот ребята и смотрят. Ага, Лешка приехал. С немецко го, с истории снимают ребят, и пока оч постоит, покрутишься с ними немного. Ка кие же из ребят тут механизаторы? Ниче го не получится. И ведь что интересно... Директор сов хоза дает указание, а официального при каза выделить для школы хотя бы на оп ределенные часы трактор не дает. Пишем только часы производственной практики... А как она проходит? Учащиеся нужны только как рабочая сила... Картошку вы бирать, морковь. Там, где совхоз в про рыве, туда учащихся бросают. Механиза торы — а трактора «живого» не видели. Не странно ли? Да, это было действительно странно. В отделении, где размещена школа, 13 трак торов. В совхозе десятки специалистов сельского хозяйства, есть инженеры и отличные механизаторы. Агрономы-са доводы, инженеры и механики могли бы прекрасно вести производственное обуче ние. В совхозе достаточно и тракторов и комбайнов, чтобы без ущерба хозяйству дать учащимся хорошие навыки. И ребят, по выражению А. В. Каверина, за уши от трактора не оттянешь. Однако уже три года будущих механизаторов учат «на пальцах». — Была в совхозе машина «ГАЗ-51». Еще на ходу,— рассказывает Алексей Василье вич. — Решили ее списать. Просили отдать школе —не тут-то было. Пришел я к глав ному инженеру Николаю Михайловичу Па нарину, а он и разговаривать не стал: мы, говорит, вам одну дали. А что дали, вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz