Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ч и т а т е л ь в з в о лн о в а н Б У Д УЩ ИЕ СЛЕСАРИ ИЛИ ДВОРНИКИ? ►♦. ♦♦ ♦4. 44 I У ж е второй год ре ­ бята нашего класса про­ ходят практику на за ­ воде «С вободный со­ кол» , П роще сказать, мы два года бесцельно обиваем пороги проход­ ных, ничего не делаем. Долж ны, по идее, по­ лучить специальности слесарей - лекальщиков. ЬКо по воле рока, а ме- гж ет быть, по распоря­ ж ению заводской адми­ нистрации прикреплены к слесарям. Изредка в цехе нам приходится н а р е з а т ь резьбу и сверлить. Но зато без нас не обхо ­ дятся ни едка погрузка и разгрузк а деталей, поковок , заготовок . Ча- а ще всего мы убираем цех. Выметаешь мусор из самых дальних углов цеха и « благодаришь» мастера В. И. Райкова за « блестяще» организован­ ную прак тику. Мы до сих пор не поймем, кем мы будем: слесарями или дворник ами! П о сравнению с ма ­ стерами других цехов, В. И. Райков не ударил в грязь лицом. Ел»,у, чем бы мы нм занимались. КОТОРЫЕ Н А Д О Е Ш И Это импровизи ­ рован но е с о б р а ­ ние десятикласс ­ ников 31-й ш ко ­ лы прои зош ло в скверике у цеха. Девчата говорили горячо , спорили. Оказывается , они проходят практи ­ ку зд есь , на трак ­ торном з авод е . Вот уж е второй год осваивают шлифовку и то ­ к арн ое д ело . Хотя некоторы е из них не собираю тся быть ни те.ми, ни дру ги ­ ми. Но других специальностей нет в ш коле , вот их и прикрепили к ш лифов ­ щикам и токарям . — Так и учимся... Глядишь, глядишь на станок — д аж е в сон клонит, — го ­ ворит Зо я Богданова. — Потом пой ­ д еш ь по цеху броди ть . Самой на стай ­ ке поработать? Что вы! У р аб о ч е го д е л много . А мы только в р ем я о тры ­ ваем . Какой смысл с нами возиться? -— А что ем у делать , если нас, у ч е ­ ниц, у него трое? — вступила в р а з ­ говор д о сих пор молчавш ая Рая Куз ­ нецова . — Как трое? — А так... Я и д в е девочки из 10-й школы. Где уж там подойти к стан ­ ку, особенно когда к он ец м есяц а и план подгонять надо . Вот и остается включать д а выключать эмульсию и свет. — Еще какой рабочий ... Один и о б ъ ­ яснит, и растолкует , а дру гой так и молчит все врем я . — А смы сл -то какой , девочки? Вот мы весь прошлый год ходили, но ведь толком д аж е р е зц о в не зн аем . — Ты не убивайся очень -то . Не зна- слишь бы не плакали» . П о э тому однаж ды, явив­ шись в цех, он сунул од ­ ному из нас к усок наж ­ дачной шкурки доволь­ но неопределе и н о й формы, как шаблон для изготовления детали. Это называется задание для выполнения работы 4- го разряда. Но беда в том, что даж е все эти мытарст­ ва занимают у нас все­ го одну пятую рабоче ­ го времени. Остальное надо чем- то заполнять, и мы вынуж дены бро­ дить по цехам. А как ж е со специальностью! Ничего, теорию вызуб­ рим и получим разряды с помощью того ж е Райкова, к оторому мы в цехе стали обузой. А нуж на ли нам в ж изни такая подачка! Е. КАР ПО В, учащийся 10-г© класса липецкой школы Н® 3. *♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦и м и ♦♦♦ ++■ %• — Мы сейчас уж е отстали, — говорит завуч по прои зводственному обучению В. С. М ещ еряков . — На предприятиях других совнархозов уже появилась но ­ вая ф о р м а связи школы с прои зводст- гом—учебны е цехи, где и о б о р у д о з а - г че и кадры подчинены только одной ц%ли— обучению учащихся, где р ебя та каком у не мешают. „НИ ГОРА К МАГОМЕТУ, н и МАГОМЕТ К Г 0 РЕ“ надо . Все одно : р а з р я д И строительства таких цехов, участ- ешь — не присвоят. — А куда потом с ним?... Девчата говорили правду . Все р аб о ­ чие, к которым они прикреплены в ц е ­ хе, работаю т сдельно или по п о вр ем ен ­ но -премиальной системе . Естественно, что они не могут уделять достаточного внимания ученикам и дать им в о зм ож ­ ность приобрести твер ды е навыки. И р ебята иногда вынуждены бродить по цехам на виду у всех рабочих . Ясно, что от такой «практики» у девчат, кр ом е р а зоч аро в ан и я в выбранной специаль ­ ности, ничего не остается. И это будет д о тех пор, пока старшеклассники в цехах будут «заспинкиками». 31-я школа одн а из первых школ в области перестроилась работать по но ­ вой п р о гр ам м е . Н ем ало усилий это потр еб о в ало о т педагогического кол ­ лектива , нем алую помощ ь ок аз ал и тракторный завод , предпри яти е-ш еф . Станки, инструменты , металл — все б е зв о зм е зд ны й д а р ш еф ов . З а в о д и сейчас помогает к ад рам и и м а т ери а ­ лами . Но если два г о д а н а зад это ка ­ залось дл я начала достаточным , то сейчас уж е чувствуется, что такой по ­ мощи м ало . ков или, наконец , пролетов — это п р о б ­ л ем а № 1, которую и должны решить предприятия -ш ефы . — Мы уж е были у ди р ек то р а завод а , — зам етил Михайл Кузьмич, ди р ек тор 31-й школы.— Два года, говорит, ни о каком цехе и думать нечего . Предлагал и другое ... Деньги школа найдет. Дайте подрядчика . Его нет. ОКС за в о д а и б е з того зады хается , рем стройуправлени е капитального строительства не ведет . Так и повис вопрос об учебном цехе в воздухе . Но связь школы и предприятия — это не только о б есп еч ен и е норм альной практики р ебят в цехах. Она уже сейчас проникает во все стороны жизни школы, в пионерскую и в ком со ­ мольскую работу . Начало этом у поло ­ жили м еталлурги за в о д а «Свободный сокол» . Появилась новая ф о р м а ш еф с т ­ ва цеха над школой — коллективный вожатый в о тр яд е . Пионеры школ 3 и 28 соревную тся с бри гадам и коммунистического труда заводе , о б ­ мениваю тся взаимными обязательствами^ контролирую т дру г друга . Бригады н е ­ и зм енно присутствуют на сборах , всегда в курсе пионерских и учебных дел от ­ 1ШВВ**В*КВ58К1 ■■■« ; л » . — — ■ % Новая технология. Новое оборудова ­ ние. Новые люди. Нуж но время, чтобы эти три понятия сошлись в одно целое, чтобы могли получаться иерассыпаю- щиеся стерж ни, гладкие стенки отлитых труб с отлично разделанными концами. Но сотни городов требуют воду, а зна­ чит и трубы. Нуж но было «нажимать» . Наж имали здорово. И однаж ды Вик ­ тор дал за смену на обыкновенной формовочной машине в два раза боль­ ше стерж ней. «Молния» в первый раз рассказала цеху о нем. А начальник смены немедленно пригласил Виктора к себе и предлож ил: «Вот что. Стано­ вись-ка бригадиром. А Наум Григорье ­ вич на трубоотдепк у мастером пойдет» . ...Бригада решила бороться за звание коллектива коммунистического труда. Решили от души. Хотели стать лучше. Жить друж нее. Больше узнать. В об ­ щем, вперед шагнуть как мож но даль­ ше В феврале прошлого года бригаду впервые назвали коммунистической. Бригада росла. В стерж невом отделе­ нии установили автоматические формо­ вочные машины. Они могли почти са­ мостоятельно готовить стерж ни для труб большого диаметра. Только «ка­ призничали» иногда: ни с того, ни е се ­ го останавливались, и слесари е элект­ риками часами возились возле них. Но если машиной управлял Николай Безы­ мянный, Виктор был спокоен: машина не остановится. Николай по образова ­ нию техник. Формовочный процесс зна­ ет, так изучил свою машину, что при любых условиях она выдает отличные стерж ни. Они стопками лож атся возле нее, дож идаясь своей очереди идти на подающий конвейер. Коричневые и легкие, остро пахну­ щие пульвербакелитом... Ну и помучи­ лась бригада е ними, особенно с теми, которые на ручных машинах формуют ­ ся! Было такое время: что ни стерж ень, то бракованный, стукнешь по нему слегка, а он рассыпается. История утверж дает, что открытия стали крепче. Брак почти исчез. Нет. Открытия не делаются случайно. Ск срее всего не случай, а техникумов- ские учебники Виктора и советы масте­ ров помогли. А был бы повышенный брак , никогда бригада коммунистиче­ ского труда Виктора Толчеева не доба ­ вила бы к своему «титулу» еще один гордый — «Имени XI V съезда ВЛКСМ» . И бо г теперь эта цифра — тысяча. — Расчувствовался! — подумал Виктор и улыбнулся.—А все-таки тысячная сме ­ на — юбилейная, и не зря я мысленно итоги подвел на сегодняшний день, к о­ ли нет на этот счет никаких официаль­ ных торж еств. Бригада работала. Вик тор взял еще Щ | н делаются порой случайно. Вик тор со­ гласен с этим и не согласен. Ему само­ му пришлось сделать маленькое откры­ тие: случайно наткнуться на разорван ­ ный мешок с пульвербакелитом, к ото­ рый применяли для смазки кокилей конвейерных установок , и не случайно, а после долгих размышлений добавить его в формовочную землю. Стерж ни теплый стерж ень и встал рядом с людьми, с которыми сегодня он в ты­ сячный раз вышел на смену и которые были формовщик ами, земпедеяами, су ­ шильщиками, укладчиками и вдобавок ко всему... хорошими товарищами. Четвертый год работает в цехе шас- ! си Липецкого тракторного завода ком- X сомолка Мила Некрасова. Сюда девуш- X ка пришла по окончании школы-десяти- X летки. $ Она освоила работу на многих стан* * ках и сейчас ежедневно перевыполняет * норму. * НА СНИМКЕ: М. Некрасова. - Фото В. Финогнна. I _ X ряда- Это ож ивляет всю пионерскую р а* боту школ. Но почему-то такое ш еф ст* во распро с тр ан я е т ся только на пионе» рию и минует ком сом ол . Сегодняшний старш еклассник завтр® придет на з а в о д смени ть на р а б о ч е м м ес т е у станка своего отца . Он н еп о ­ средственно участвует я производстве* своими руками с о зд а е т м ат ери ал ьны е ценности. О днако на з а в о д е он п о - преж н ем у чувствует с еб я «чужаком»* Вся ком сом ольская жизнь цеха, участка идет мим о него . А в р ем я тр еб у е т , что ­ бы старш еклассник как-то участвовал л в жизни цеховой ком сом ольской ор г а ­ низации и в движении з а коммунисти ­ ческий труд, врастал в рабочий к олл ек ­ тив. У нас ж е на предприятиях им ин­ т ересую тся только рабочий , к ко тором у он прикреплен , и м астер . Д а и то плохо* И это потому, что комитеты ком сом о л а предприятий не приняли зад ачу п ер ес т ­ ройки школы как с во е к ро вно е дело* С екр ет ар ь комитета ком сом о л а ЛТЗ Александр А вд еев признался : — О ткро зенно гово*» ря, мы д о сих пор счи-* тали обучение старше* классников специально* стям д е л о м не на«* щим(?). Есть сектор тех - обучения при отдел® кадров , он этим и зани«* мается . А у нас только» вожатые - прои зводст* ■венники. ^ И дальш е этого работа з а вод ско го ко* митета ком сом ола со школьниками н® идет. Связь ж е ш кольного и з а в о д с к о г о ком сом о л а носит эпизодический харакч тер . И зр едка р еб я т приглаш аю т на ее* мера во Д в о р ец культуры. Видите, тут, мож ет , и наша вина..» ' поясняет А. А вдеев . ■— Но в ед ь и они к нам не обращ аю тся . Я д о сих пор не зн аком с с екр е тар ям и комитетов школ поселка . Вот старших вожатых знаю , они у м ен я частые гости, а секр е* тарей нет» В свою оч ер ед ь , секр е тар ь комитет® ком сом ола школы Лидия Рогачева оби* ж ается ка завод ской ком сом ол , что ре* бята из цехов д аж е на ш кольны е вече* ра не приходят, хотя их приглашают, О совместных заседаниях двух коми ­ тетов с общ ими д л я за в о д а и ш колы вопросами тут и речи не ведут . Вот и получается по пословице : «Ни гор а к Магомету, ни М агомет к горе». Было бы крайне н е сп раведливо упре ­ кать в этом только вож аков т р ак торн о го за в о д а . С екр ет ар ь комитета ком сом о л а НЛМЗ, ко гд а мы обратились к н ем у п® этому вопросу , мучительно вспоминал* какие ж е м ероп ри яти я были проведень$ вм есте со школьниками и дл я школь* ников. Но кр ом е двух праздничных ве ­ черов , г д е присутствовали заводски® ком сомольцы , назвать ничего не мог* Что ж, от правды не уйдешь. О б р а зн о говоря , комитет ин тересовался делами? школ только по пр а здн икам . А д ел а т ь есть что. Старшеклассники трех под* шефных школ проходят практику на за* воде . И в течение года п е р е д комитетов , ни ра зу не встал вопрос : а ка»к органи ­ зована их практика, у кого и чему они учатся? Из двухтысячной армии ком со ­ м ольцев комитет никак не м ож ет н ай т и. вожетых-производственников для школ* Если не закрывать глаза и пристальне© посмотреть , как работаю т к ом сом ол ь ­ ские организации наших школ, какие вопросы решают, то нетрудно заменить , что этих вопросов всего д з а : сбор член* ских взносов и при ем в ком сом ол . Про* водятся и з р ед к а собрания , н а которы х говорят о тех ж е взносах и успеваемо* сти„ Кое-когда на комитетах р а зб и р аю т двоечников. По субботам проводят ве* ч ер а танцев. Но этого мало . Школа стала не той* какой была пять лет назад , и з ад ачи п е р е д ней стоят другие , и назы вается она по -другому — «политехнической»* Да и сам школьник стал другим : он идет на завод , он участвует в производи стве, а арсенал ф о р м работы школьно* го ком сом ол а не пополнился, устарел* Тесная связь з а вод ско го и ш кольного ком сом ол а долж на оживить работу п о ­ следн его , сделать жизнь его б о л е е ни* тересной . К сожалению , е е пока нет, и нет потому, что комитеты ком сом ол а предприятий го р о д а считают перестрой* ку школы д ел ом «не нашим». н. СМОЛЬЯНИНОВ, ^ г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz