Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Ч и т а т е л ь в з в о лн о в а н Б У Д УЩ ИЕ СЛЕСАРИ ИЛИ ДВОРНИКИ? ►♦. ♦♦ ♦4. 44 I У ж е второй год ре бята нашего класса про ходят практику на за воде «С вободный со кол» , П роще сказать, мы два года бесцельно обиваем пороги проход ных, ничего не делаем. Долж ны, по идее, по лучить специальности слесарей - лекальщиков. ЬКо по воле рока, а ме- гж ет быть, по распоря ж ению заводской адми нистрации прикреплены к слесарям. Изредка в цехе нам приходится н а р е з а т ь резьбу и сверлить. Но зато без нас не обхо дятся ни едка погрузка и разгрузк а деталей, поковок , заготовок . Ча- а ще всего мы убираем цех. Выметаешь мусор из самых дальних углов цеха и « благодаришь» мастера В. И. Райкова за « блестяще» организован ную прак тику. Мы до сих пор не поймем, кем мы будем: слесарями или дворник ами! П о сравнению с ма стерами других цехов, В. И. Райков не ударил в грязь лицом. Ел»,у, чем бы мы нм занимались. КОТОРЫЕ Н А Д О Е Ш И Это импровизи рован но е с о б р а ние десятикласс ников 31-й ш ко лы прои зош ло в скверике у цеха. Девчата говорили горячо , спорили. Оказывается , они проходят практи ку зд есь , на трак торном з авод е . Вот уж е второй год осваивают шлифовку и то к арн ое д ело . Хотя некоторы е из них не собираю тся быть ни те.ми, ни дру ги ми. Но других специальностей нет в ш коле , вот их и прикрепили к ш лифов щикам и токарям . — Так и учимся... Глядишь, глядишь на станок — д аж е в сон клонит, — го ворит Зо я Богданова. — Потом пой д еш ь по цеху броди ть . Самой на стай ке поработать? Что вы! У р аб о ч е го д е л много . А мы только в р ем я о тры ваем . Какой смысл с нами возиться? -— А что ем у делать , если нас, у ч е ниц, у него трое? — вступила в р а з говор д о сих пор молчавш ая Рая Куз нецова . — Как трое? — А так... Я и д в е девочки из 10-й школы. Где уж там подойти к стан ку, особенно когда к он ец м есяц а и план подгонять надо . Вот и остается включать д а выключать эмульсию и свет. — Еще какой рабочий ... Один и о б ъ яснит, и растолкует , а дру гой так и молчит все врем я . — А смы сл -то какой , девочки? Вот мы весь прошлый год ходили, но ведь толком д аж е р е зц о в не зн аем . — Ты не убивайся очень -то . Не зна- слишь бы не плакали» . П о э тому однаж ды, явив шись в цех, он сунул од ному из нас к усок наж дачной шкурки доволь но неопределе и н о й формы, как шаблон для изготовления детали. Это называется задание для выполнения работы 4- го разряда. Но беда в том, что даж е все эти мытарст ва занимают у нас все го одну пятую рабоче го времени. Остальное надо чем- то заполнять, и мы вынуж дены бро дить по цехам. А как ж е со специальностью! Ничего, теорию вызуб рим и получим разряды с помощью того ж е Райкова, к оторому мы в цехе стали обузой. А нуж на ли нам в ж изни такая подачка! Е. КАР ПО В, учащийся 10-г© класса липецкой школы Н® 3. *♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦и м и ♦♦♦ ++■ %• — Мы сейчас уж е отстали, — говорит завуч по прои зводственному обучению В. С. М ещ еряков . — На предприятиях других совнархозов уже появилась но вая ф о р м а связи школы с прои зводст- гом—учебны е цехи, где и о б о р у д о з а - г че и кадры подчинены только одной ц%ли— обучению учащихся, где р ебя та каком у не мешают. „НИ ГОРА К МАГОМЕТУ, н и МАГОМЕТ К Г 0 РЕ“ надо . Все одно : р а з р я д И строительства таких цехов, участ- ешь — не присвоят. — А куда потом с ним?... Девчата говорили правду . Все р аб о чие, к которым они прикреплены в ц е хе, работаю т сдельно или по п о вр ем ен но -премиальной системе . Естественно, что они не могут уделять достаточного внимания ученикам и дать им в о зм ож ность приобрести твер ды е навыки. И р ебята иногда вынуждены бродить по цехам на виду у всех рабочих . Ясно, что от такой «практики» у девчат, кр ом е р а зоч аро в ан и я в выбранной специаль ности, ничего не остается. И это будет д о тех пор, пока старшеклассники в цехах будут «заспинкиками». 31-я школа одн а из первых школ в области перестроилась работать по но вой п р о гр ам м е . Н ем ало усилий это потр еб о в ало о т педагогического кол лектива , нем алую помощ ь ок аз ал и тракторный завод , предпри яти е-ш еф . Станки, инструменты , металл — все б е зв о зм е зд ны й д а р ш еф ов . З а в о д и сейчас помогает к ад рам и и м а т ери а лами . Но если два г о д а н а зад это ка залось дл я начала достаточным , то сейчас уж е чувствуется, что такой по мощи м ало . ков или, наконец , пролетов — это п р о б л ем а № 1, которую и должны решить предприятия -ш ефы . — Мы уж е были у ди р ек то р а завод а , — зам етил Михайл Кузьмич, ди р ек тор 31-й школы.— Два года, говорит, ни о каком цехе и думать нечего . Предлагал и другое ... Деньги школа найдет. Дайте подрядчика . Его нет. ОКС за в о д а и б е з того зады хается , рем стройуправлени е капитального строительства не ведет . Так и повис вопрос об учебном цехе в воздухе . Но связь школы и предприятия — это не только о б есп еч ен и е норм альной практики р ебят в цехах. Она уже сейчас проникает во все стороны жизни школы, в пионерскую и в ком со мольскую работу . Начало этом у поло жили м еталлурги за в о д а «Свободный сокол» . Появилась новая ф о р м а ш еф с т ва цеха над школой — коллективный вожатый в о тр яд е . Пионеры школ 3 и 28 соревную тся с бри гадам и коммунистического труда заводе , о б мениваю тся взаимными обязательствами^ контролирую т дру г друга . Бригады н е и зм енно присутствуют на сборах , всегда в курсе пионерских и учебных дел от 1ШВВ**В*КВ58К1 ■■■« ; л » . — — ■ % Новая технология. Новое оборудова ние. Новые люди. Нуж но время, чтобы эти три понятия сошлись в одно целое, чтобы могли получаться иерассыпаю- щиеся стерж ни, гладкие стенки отлитых труб с отлично разделанными концами. Но сотни городов требуют воду, а зна чит и трубы. Нуж но было «нажимать» . Наж имали здорово. И однаж ды Вик тор дал за смену на обыкновенной формовочной машине в два раза боль ше стерж ней. «Молния» в первый раз рассказала цеху о нем. А начальник смены немедленно пригласил Виктора к себе и предлож ил: «Вот что. Стано вись-ка бригадиром. А Наум Григорье вич на трубоотдепк у мастером пойдет» . ...Бригада решила бороться за звание коллектива коммунистического труда. Решили от души. Хотели стать лучше. Жить друж нее. Больше узнать. В об щем, вперед шагнуть как мож но даль ше В феврале прошлого года бригаду впервые назвали коммунистической. Бригада росла. В стерж невом отделе нии установили автоматические формо вочные машины. Они могли почти са мостоятельно готовить стерж ни для труб большого диаметра. Только «ка призничали» иногда: ни с того, ни е се го останавливались, и слесари е элект риками часами возились возле них. Но если машиной управлял Николай Безы мянный, Виктор был спокоен: машина не остановится. Николай по образова нию техник. Формовочный процесс зна ет, так изучил свою машину, что при любых условиях она выдает отличные стерж ни. Они стопками лож атся возле нее, дож идаясь своей очереди идти на подающий конвейер. Коричневые и легкие, остро пахну щие пульвербакелитом... Ну и помучи лась бригада е ними, особенно с теми, которые на ручных машинах формуют ся! Было такое время: что ни стерж ень, то бракованный, стукнешь по нему слегка, а он рассыпается. История утверж дает, что открытия стали крепче. Брак почти исчез. Нет. Открытия не делаются случайно. Ск срее всего не случай, а техникумов- ские учебники Виктора и советы масте ров помогли. А был бы повышенный брак , никогда бригада коммунистиче ского труда Виктора Толчеева не доба вила бы к своему «титулу» еще один гордый — «Имени XI V съезда ВЛКСМ» . И бо г теперь эта цифра — тысяча. — Расчувствовался! — подумал Виктор и улыбнулся.—А все-таки тысячная сме на — юбилейная, и не зря я мысленно итоги подвел на сегодняшний день, к о ли нет на этот счет никаких официаль ных торж еств. Бригада работала. Вик тор взял еще Щ | н делаются порой случайно. Вик тор со гласен с этим и не согласен. Ему само му пришлось сделать маленькое откры тие: случайно наткнуться на разорван ный мешок с пульвербакелитом, к ото рый применяли для смазки кокилей конвейерных установок , и не случайно, а после долгих размышлений добавить его в формовочную землю. Стерж ни теплый стерж ень и встал рядом с людьми, с которыми сегодня он в ты сячный раз вышел на смену и которые были формовщик ами, земпедеяами, су шильщиками, укладчиками и вдобавок ко всему... хорошими товарищами. Четвертый год работает в цехе шас- ! си Липецкого тракторного завода ком- X сомолка Мила Некрасова. Сюда девуш- X ка пришла по окончании школы-десяти- X летки. $ Она освоила работу на многих стан* * ках и сейчас ежедневно перевыполняет * норму. * НА СНИМКЕ: М. Некрасова. - Фото В. Финогнна. I _ X ряда- Это ож ивляет всю пионерскую р а* боту школ. Но почему-то такое ш еф ст* во распро с тр ан я е т ся только на пионе» рию и минует ком сом ол . Сегодняшний старш еклассник завтр® придет на з а в о д смени ть на р а б о ч е м м ес т е у станка своего отца . Он н еп о средственно участвует я производстве* своими руками с о зд а е т м ат ери ал ьны е ценности. О днако на з а в о д е он п о - преж н ем у чувствует с еб я «чужаком»* Вся ком сом ольская жизнь цеха, участка идет мим о него . А в р ем я тр еб у е т , что бы старш еклассник как-то участвовал л в жизни цеховой ком сом ольской ор г а низации и в движении з а коммунисти ческий труд, врастал в рабочий к олл ек тив. У нас ж е на предприятиях им ин т ересую тся только рабочий , к ко тором у он прикреплен , и м астер . Д а и то плохо* И это потому, что комитеты ком сом о л а предприятий не приняли зад ачу п ер ес т ройки школы как с во е к ро вно е дело* С екр ет ар ь комитета ком сом о л а ЛТЗ Александр А вд еев признался : — О ткро зенно гово*» ря, мы д о сих пор счи-* тали обучение старше* классников специально* стям д е л о м не на«* щим(?). Есть сектор тех - обучения при отдел® кадров , он этим и зани«* мается . А у нас только» вожатые - прои зводст* ■венники. ^ И дальш е этого работа з а вод ско го ко* митета ком сом ола со школьниками н® идет. Связь ж е ш кольного и з а в о д с к о г о ком сом о л а носит эпизодический харакч тер . И зр едка р еб я т приглаш аю т на ее* мера во Д в о р ец культуры. Видите, тут, мож ет , и наша вина..» ' поясняет А. А вдеев . ■— Но в ед ь и они к нам не обращ аю тся . Я д о сих пор не зн аком с с екр е тар ям и комитетов школ поселка . Вот старших вожатых знаю , они у м ен я частые гости, а секр е* тарей нет» В свою оч ер ед ь , секр е тар ь комитет® ком сом ола школы Лидия Рогачева оби* ж ается ка завод ской ком сом ол , что ре* бята из цехов д аж е на ш кольны е вече* ра не приходят, хотя их приглашают, О совместных заседаниях двух коми тетов с общ ими д л я за в о д а и ш колы вопросами тут и речи не ведут . Вот и получается по пословице : «Ни гор а к Магомету, ни М агомет к горе». Было бы крайне н е сп раведливо упре кать в этом только вож аков т р ак торн о го за в о д а . С екр ет ар ь комитета ком сом о л а НЛМЗ, ко гд а мы обратились к н ем у п® этому вопросу , мучительно вспоминал* какие ж е м ероп ри яти я были проведень$ вм есте со школьниками и дл я школь* ников. Но кр ом е двух праздничных ве черов , г д е присутствовали заводски® ком сомольцы , назвать ничего не мог* Что ж, от правды не уйдешь. О б р а зн о говоря , комитет ин тересовался делами? школ только по пр а здн икам . А д ел а т ь есть что. Старшеклассники трех под* шефных школ проходят практику на за* воде . И в течение года п е р е д комитетов , ни ра зу не встал вопрос : а ка»к органи зована их практика, у кого и чему они учатся? Из двухтысячной армии ком со м ольцев комитет никак не м ож ет н ай т и. вожетых-производственников для школ* Если не закрывать глаза и пристальне© посмотреть , как работаю т к ом сом ол ь ские организации наших школ, какие вопросы решают, то нетрудно заменить , что этих вопросов всего д з а : сбор член* ских взносов и при ем в ком сом ол . Про* водятся и з р ед к а собрания , н а которы х говорят о тех ж е взносах и успеваемо* сти„ Кое-когда на комитетах р а зб и р аю т двоечников. По субботам проводят ве* ч ер а танцев. Но этого мало . Школа стала не той* какой была пять лет назад , и з ад ачи п е р е д ней стоят другие , и назы вается она по -другому — «политехнической»* Да и сам школьник стал другим : он идет на завод , он участвует в производи стве, а арсенал ф о р м работы школьно* го ком сом ол а не пополнился, устарел* Тесная связь з а вод ско го и ш кольного ком сом ол а долж на оживить работу п о следн его , сделать жизнь его б о л е е ни* тересной . К сожалению , е е пока нет, и нет потому, что комитеты ком сом ол а предприятий го р о д а считают перестрой* ку школы д ел ом «не нашим». н. СМОЛЬЯНИНОВ, ^ г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz