Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Н е и з в е с т н а я с т р а н и ца б и о г р а ф и и Редкую настойчивость проявил Ва-* силий Пленков, краевед из города Ки-* рова. Он сумел прочесть ту неведомую страницу биографии Константина Ци*« олковского, которую ученый называл «самым темным, самым грустным вре менем» своей жизни. Пленков обнаружил в «Вятских гуч бернских ведомостях» факты, которые свидетельствуют, что отец ученого при ехал не из села Ижевского, как счита лось, а из Рязани, где он работал пре* подавателем гимназии.. Но когда и как попали Циолковские в Рязань? И по* чему они переехали в Вятку? Вчитываясь в текст заметки губерн ской хроники, найденной кировским краеведом, я никак не предполагал, что мне выпадет шире раздвинуть эту щелочку. Работая в архиве Академии наук, я прочитал несколько писем Пет ра Белопольского, племянника русского астронома, посланных Циолковскому в 1926 году. В первом же из них содер жались интересные данные. «Я помню, — писал Белопольский, — что когда мне было лет 9, я жил в Ря- Магаданская область. Один из проек тов, представленных на прохо дившей в Моск ве выставке молодых архитек торов, принадлеж ит группе эк спериментального строительства Дальотройпроек та. В нее входят не давние выпуск ники Моск овск ог о ар хитек турного института. По проек ту молодых специалистов строятся зда ния и целые поселки на Колыме и Чук отк е. Последняя их работа—, проек т ж илого района Маг адана. На снимке: молодые архитек торы группы экспериментального проек ти рования Дальстройпроек та (слева направо) Юрий Адамашвяли, Кира Зимина, Вадим Платонов и Анато лий Самарой. Фото Ю. Муравина. (Фотохроник а ТАСС| . зами ва Вознесенской улице в доме Климина и в этом же доме жили Циол ковские, два брате немного старше ме ня. Если это были Вы, то, конечно, мне было бы очень интересно об этом звать». Судя по следующему письму, где официальное «Вы» сменилось дружески «ты», Циолковский подтвердил этот факт. Белопольский вспоминал: «Из нашей жизни детской я особенно пом ню один эпизод. Помню, как-то я, мой брат Вася, ты и твой брат залезли в чужой сад полакомиться малиной и на нас пожаловались. Нас отец высек, а еэс поставил на колени богу молиться. Когда после сечения мы выскочили во двор побегать, то вы из окна говори ли мне: «Вас высекли и вы уже играе те, а мы должны еще целый час стоять на коленях». Потом помню, вы куда-то из Рязани уехали...» Письма Белопольского и сообщение «Вятских губернских ведомостей» стали ключом к разгадке одного документа — неопубликованной и еще не расшиф рованной автобиографической рукописи ученого «Фатум». Последние ее стра ницы, написанные в 1919 году каранда шом на бумаге, вырванной из какой-то конторской книги, содержат короткие, неразборчивые заметки: «Деревянный флигель Калеминой», 1867—1868 годы «Переезд в другое отделение дома. На нашем месте Белопольские». Итак, Вознесенская улица, дом то ли Калеминой, то ли Климиной. Мы не только узнали, что между Ижевским и Вяжой Циолковский жил в Рязани, но располагаем его адресом. И все же эти новью сведения не полны. По-прежне- му оставалось неясным, когда и почему переехала в Рязань семья Циолковских? На вопрос ответила нотариальная ко пия с «аттестата», как официально на зывался послужной список Эдуарда Ци олковского, отца ученого. В аттестате — он хранится в архиве Академии на ук — записано, что, прослужив в Ижев ском, лесничий Циолковский «по до машним обстоятельствам от службы уволен с переименованием в коллеж ские секретари... Согласно прошения определен делопроизводителем Лесно го отделения 1860 года 3-го мая». Итак, в 1860 году трехлетний Кон стантин переехал с родителями в Ря зань, где прожил восемь лет. Почему произошел переезд? На это ответить трудно. Вот что писал впослед ствии ученый: «Среди знакомых отец с л ы л умным человеком и оратором. Среди чиновников — красным, нетер пимым по идеальной честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик... Отличался сильным и тя желым для окружающих характером...» Недолго догадаться и о причинах час тых переездов... Из рукописи «Фатум» ясно, что в 1868 году отец уехал в Вятку устраи ваться на службу. Затем он вызвал семью. «Наш отъезд к отцу весной» — гласит краткая пометка ученого. Но почему именно в Вятку? Тут мож но лишь строить догадки. Быть может, Эдуарда Циолковского потянуло на ме ста, где он бывал в молодости? А мо жет быть, захотелось поселиться побли же к землякам, полякам, сосланным в Вятку за участие в восстании против царского самодержавия? В Вятке произошло еще одно собы тие, долгое время никому неизвестное. В 1869 году двенадцатилетнего Констан тина вместе с младшим братом отдали в первый класс Вятской мужской гим назии. Циолковский гимназист? Позвольте, ведь он нигде и никогда не учился? Да, так считалось до последнего времени. Однако находки Пленкова доказали об ратное. Многочисленные документы, обнаруженные им в Кировском област ном архиве, не только убеждают нас, что будущий астронавт учился в Вят ской мужской гимназии, но и рассказы вают, как он учился. Подпоясанные ремнями с гербом на пряжке, отправились на занятия братья Циолковские. Бездна разной премудро сти обрушилась на мальчишеские голо вы. Каждый педагог требовал внимания к своему предмету. Предметов было много и учиться было нелегко. Что же мог получить в гимназии полугл/хой Константин Циолковский? Как давалась ему школьная премудрость? Вот запись в «Фатуме»: «Учиться в школе я не мог. Учителей не слышал или слышал одни неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей — в книгах...» Книги щедро одаряют его знаниями и никогда не делают ни малейших уп реков. Книги просто не пускали впе ред, если что-то не усваивалось, не' укладывалось в голове. И странное де ло—то, что с таким трудом доходило-^на уроках в гимназии, после размышлений над книжными страницами становилось простым и понятным. Так, благодаря книгам нашел полу- глухой мальчик свое место в жизни..* Так, благодаря упорству и настойчи вости Василия Пленкова была прочита на еще одна страница биографии Ци олковского, М ИХ АИ Л А РЛ АЗ ОРО В, (АП Н) . Ц д С К о с м с с л ^ ПРОБИЛ* Астрономам известны звезды Тау = Кита и эпсилон Эрндана. Прильнув I к окулярам телескопов, ученые-зем- ? ляне вглядываются в эти два слабо | светящиеся пятнышка. С расстояния | в И тысяч световых лет эти звезды 1 выглядят на земном небе как туск- | лые точки четвертой величины. Но | так же выглядело бы и наше осле- ? пительное Солнце для тех, кто в эти | же мгновенья созерцал бы его с од- • ной из планет, кружащихся околвА эпсилон Эридана или Тау Кита. ВоЦЩ можно, на некоторых из них живут разумные существа. Исследователи высказывают инте реснейшее предположение о прибли зительно одинаковом внешнем обли ке разумных живых существ на раз ных планетах. Не исключено, что скоро человечество будет владеть неоспоримыми доказательствами су ществования себе подобных на со седних небесных телах. Скоро — это понятно. Но когда? И как это про изойдет? На эти и многие другие вопросы молодой любознательный читатель найдет ответы в книге «Час космо са» Владимира Львова, которую вы пустило недавно издательство «Мо лодая гвардия». Последняя ее глава «Космос и мы» рассказывает о будущем косми ческой эры, о малоизвестных еще идеях и открытиях Циолковского. Писать об этой книжке можно мно го. В ней затронуты проблемы, ко торые не могут не волновагь совре менного человека. В. ФЕДЧЕНКО. \ люди дороги поэту, а рез него становятся дороги и нам. Твоею ж иву заботой. Слова тяж ело ворочаю. Учусь у тебя работать, Моя сторона рабочая. Поэзия Юрия Чернова — и в этом одно из ее до стоинств — лишена безмя Каж дый день поэта — это разлук и и встречи. И если у него чуткое сердце, внимательные глаза и мысль, способная, к ак мол ния, вспыхивать и озарять, эти разлук и и встречи не пройдут бесследно. Они заж г ут сердце несдерж ан ной радостью или нескры- вать ваемой болью. Заж ж енное сердце продик тует стихи. Новая к нига Юрия Чер нова (редак тор Як ов Хе- лемск ий) убеж дает в гом, Ш Е СТ АЯ В СТР ЕЧ А взрывами бомб и снарядов, головокруж ительной в жизнь, по священному соте зак ону которой надо было ...Отк инув крылато без малого пять лет уби- ходить к аж дый день на грани ж изни и смерти. Поэт провел нас по тяж к им дорогам войны, и его беспокойная мысль ясна: теж ности, сплошных дуж ных красок . В че- поэт к предательству, под халимству, лж и и душев ной дряблости. Конечно, читатель оцени вает стихи не только с точки зрения, о чем о-ни написаны. Не менее важ но, к ак они написаны. Д у мается, лучшие стихи но вой книги Юрия Чернова порадуют к аж дог о нераз дельной слитностью поэти ческого содерж ания и по этической формы. Поэта не прельщает погоня за модными оригинальными словечками, необычными ж изни рифмами, есть ра- что поэт не научился раз- пусть эти дороги навсегда нодушно, бестрепетно встре чаться с людьми и уходить от них. «Разлук и и встре чи»— так и называется эта шестая по счету книга Юрия Чернова, к оторую выпустило областное к ниж ное издательство. зарастут травой, пусть всегда будет мир на земле и чистое солнце в небе, потому что на мирной зем ле неизмеримо больше сча стливых и ничуть не мень ше героев. Эти две боль- рук у. Он по площадк е шаткой Пошел, к ак идут по к руг у. Удары подк овок четки. Печатай, к аблук , печатай! От бурной его чечетки Грохочет настил дощатый. («Знамя над домной») Лебедянск ие девушки- не тольк о розовое, Юрию Чернову в лучших в ней и серое, и черное, стихах удается традицион- Разнообразна и палитра ная, но поистине неиссяка- поэта. Достаточно прот-и- емая поэтическая обработ- тать стихотворения «Глаза», ка Захватанные, дряблые слова Проходят мимо, слух ! задев едва. Отстрелянные гильзы —- груз пустой, Их не возьмет солдат ’ с собою в бой. В стихах самого поэта читатель мало найдет «от стрелянных гильз». Разу меется, не все стихи одина к ово совершенны: есть сильнее, есть слабее. Но в целом книга «Разлук и и встречи» радует своими отк рытиями в мире к расо ты, в мире поэзии, есть в ней свежие мысли и све ж ие строки. Значит, за ше стой встречей последуют «Случай в пути», «Топори ще», «Молодая жена», «В молельном доме», чтобы увидеть, к ак непримирим новые встречи с поэтом, общеупотребительной Хочется верить, что оли лек сики народного языка. Поэт знает настоящую це ну слова: будут еще более радующи ми. Б. ШАЛЬНЕВ. хах монтаж ник Разлук и и встречи... Ск ольк о их бывает у к аж дого! И как ие они разные, эти добрые и недобрые встречи и почти всегда ще мящие сердце разлук и! По- знамя на вершине новой .жаление поэта входило в липецкой домны. И, не шие мысли и объединяют садоводы, «антон о в к о й два раздела книги. пропахшие, от шуток не . . . уставшие»; угрюмые с ви- Живым воплощен в сти- ду па.рНИ> ротовые «три ча- Иван К у- са без перекура» слушать ликов. Это он водрузил -#К'ИЗНЬ, разворочен ч у ю сдерж ав порыв души, на стихи, строители — веч ные кочевники, преобразо ватели земли, «нехитрые их пож итк и заж аты в узлах тугих». Все эти ск ромные ЧЕТВЕРГ 20 с е н т я б р я . 17.45 — Д ля д е т е й «Ты сяча с т а р т о в » . Т е л е в и зи о н ны й ф и л ьм . 18.15 — Т е л е в и зи о н ны е н о в о с ти . 18.30 — « Р а с с к а зы о г е р о и з м е » , Вы ступ л ение п и с а т е л я С . С* С м и р н о в а . 19.00 — Р у с с к а я к л а с с и ч е с к а я и с о в е т с к а я д р а м а т у р г и я на э к р а н е . « Р е в и з о р » , Х у д ож еств ен ны й ф и л ьм . 21.05 «Н е в и д и м ы е лучи п о д к о н т р о л е м » . 21.20— Пам яти Яна С и б е л и у с а . 22.15 г— «Э с т аф е т а н о в о с т е й » , ПЯТНИЦА 21 с е н т я б р я . 12.00 — Кино* р е п о р т аж о наш их д н я х , 12.20 — «Д ом н ап ро тив» . Те л е в и зи он ны й ф и л ьм . 17.45 —• Д ля м л адш и х ш ко л ьн и ко в , «Л е с н а я г а з е т а » , 18.15 — Те* л е в и зи о н н ы е н о в о с ти . 18.30 — «Т ел е в и зи о н ны й клуб кинопу т еш е с т в и й » . Н а у ч н о -п о п у л я р ный к и н о о ч е р к «Ж о з е ф М а р тен» . 19.00 — «Хлеб — Р о д и н е ! » , 19.20 — Х удож ест в ен ны й ф и л ьм «О п е р ац и я «Г ляй виц » . 20.25 —- С им ф о н и ч е с ки й к о н ц е р т . П р о и з в е д е ния Г ри г а . 21.30 — Т е л е в и зи онный ж у р н а л « И с к у с с т в о » , 22.30 — Т е л е в и зи о н ны е ново с ти . Редактор И. БОБКОВ. Г АЭ 58409 * РЕДАки-ИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора—33—53, ответственного секретаря —34—13, о.делов комсомольской жизни и сельской молодежи — 36-43, пропаганды —38-50. писем - 28-59, школ и спорта - 35-38, бухгалтерии - 34-46. Липецк, типография областного управления культуры. Зак . № 7049
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz