Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

П Р О Ч Т И И В Ы С К А Ж И С В О Е М Н Е Н И » «* Два письма I \ на важную тему \ / / \ \ , Девятнадцать тетра­ дей, девятнадцать раз­ ных почерков. Что такое счастье? В чем смысл жизни? Как жить? Вот что волновало два года назад этих юношей р,де­ вушек, стоявших на по­ роге самостоятельной жизни. Это не обычные школьные сочинения, хо­ тя в них много литера­ турных примеров. Нет обязательного вступле­ ния и заключения. Но есть в них что-то от сердца идущее, взволно­ ванность и искренность. «В сентябре этого го­ да мне будет 18 лет. Как это много! Я уже взрослый человек, и я хозяин своей жизни. Но как я буду жить? Жить жизнь!.. Как это здоро­ во! Раньше я не пони­ мала, но сейчас... Жить — это так хорошо, что нельзя сказать словами, это можно только чув­ ствовать. Умереть? Нет. Страшно! Как?! Я не буду видеть неба, чувст­ вовать ветра, прихода весны? Страшно не от­ того, что я трус. Нет, я не трус. Просто жизнь — это необыкновенно хорошо! Ага... Если хорошо, то ты будешь за нее. дер­ жаться, хранить, обере­ гать ее, жалеть себя? Нет... Потеряется смысл жизни. Она становится пол­ ноценной и красивой лишь в том случае, ког­ да человек живет для других». «В чем же счастье че­ ловека, в чем смысл жизни? — писала Гай- дадей Лариса. — Может быть в том, чтобы есть, пить, наслаждаться все­ ми благами, а потом, как придет старость, спокой­ но умереть?.. По этой дорожке, тес­ ной и грязной, к не­ счастью, и сейчас еще ползут скользкие ужи, оставляя липкие следы. Но есть другая дорога: широкая, большая, свет­ лая. На ней никогда не станет тесно, сколько бы людей ни стало. И /Ч Ш 1 / А идут по ней не рабы жизни, а ее хозяева... Пойдешь по этой доро­ ге, узнаешь счастье в борьбе со стихией, сча­ стье настоящего товари­ щества...» Эти строки взяты из сочинений бывших вы­ пускников липецкой школы № 7. Какими до­ рогами пошли они, эти 19 юных мечтателей? Как держатся, остав­ шись один на один со своей совестью? Или хорошие слова в сочи­ нениях — это все ро­ мантическая шелуха, ко­ торая слетела при пер­ вом же столкновении с жизнью? Сегодня мы публикуем два письма выпускников липецкой школы № 7— Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумовой. ш з ш ш ш ш М Е ЧТАТЕЛИ П исьмо моему учителю Эт о здорово—встоечать рассвет! Выпускной бал. Цветы... И вальс, вальс без конца. Пожелания, добрые, горя­ чие. И мы, счастливые и немножко грустные. Груст­ ные потому, что уходили из школы, в которой учи­ лись 10 лет, счастливые по­ тому, что впереди столько нового. Какое оно — мы не знали. Но мы были увере­ ны, что оно хорошее. Не может быть, что мы не найдем себя в жизни! Не может быть, что наши ру­ ки ничему не научатся! Прошло немногим боль­ ше года и снова... первое сентября. В этот день ког­ да-то мы все встречались. Как хотела бы я услышать сейчас 19 интервью о том, как прошел год каждого из нас, первый год нашей самостоятельной жизни. Я окончила техническое училище, получила специ­ альность крановщицы ба­ шенного крана. Нашей группе оставалось пройти производственную практи­ ку. Я попала к крановщице Александре Соловьевой. Помню свое первое знаком­ ство с ней. Подвел меня механик и сказал: — Вот... стажироваться к тебе... Сначала я работала очень медленно. Строители нервничали и ругались вни­ зу. Однажды подала я кон­ тейнер кирпича на второй этаж. Ножка поддона по­ пала в стык двух плит. Контейнер перекосило, и ребята-каменщики никак не могли открыть его. Ух и шум подняли!.. У меня от обиды слезы на глазах навернулись. А Саша вышла из кабины и вниз: 1— Ну, что кричите? Са­ ми-то родились что ли ка ­ менщиками? 'Спасибо, Саша. Я очень благодарна тебе, что ты научила меня всему, что умела сама, научила вы­ держке и старанию. Меня очень часто спра­ шивают, нравится ли мне моя работа, не надоело ли возиться в солидоле, труд­ но ли работать в три сме­ ны? Да, мне нравится моя работа. Она замечательная. Башенный кран—это ключ всей-всей стройки, а кра­ новщица — королева ее... ...Четверо сильных и здо­ ровых мужчин пытаются погрузить тяжелый мотор в кузов машины. Силятся. Мне, даже из кабины, вид­ но, как покраснели от на ­ пряжения их лица. Одна попытка, вторая — ничего в школьной МАСТЕРСКОЙ ШШ Я не получается. Даю сигнал, показываю: «Давай под­ брошу». Они с радостью со­ глашаются, а потом долго благодарят, сжав обе руки над головами... Я приношу пользу людям и горжусь этим. Трудно ли работать в три смены? Да, трудно. Помню, как первый раз я вышла на работу ночью. В первые часы сон валил с сиденья, глаза слипались, и не видишь внизу, дошла рикша или нет. А потом это оцепенение прошло, и сон как рукой сняло. Все ушли на перерыв в конторку, а я не пошла. Я смотрела, как сереет небо, как гаснут звезды... Это за ­ мечательно1—встречать рас­ свет! Кругом лес и тихо, тихо. Меркнут постепенно лучи прожекторов на стройке. И вот солнце, ог­ ромное, красное, показы­ вается из-за верхушек л е ­ са. Первые его лучики про­ рываются ко мне, в кабину крана. Становится легко, легко и хочется пегь... А потом слышишь зовут: «Лю- ся-а-а!» И надо работать, работать... Нет, ожидания не обма нули меня: у меня интерес­ ная работа. Мне нравится мыть и смазывать -коан, нравится утром наблю­ дать разбуженную строй­ ку, слушать ее грохот. Нет, это все таки здоро­ во — встре­ чать рас­ свет! Людмила ГЛУМОВА, крановщица 1-го участка управления механизации треста «Спецстрой».' { --------- Дорогой Павел Сергеевич! Я надеюсь, вы поймете меня и не будете в обиде за это письмо. Вы ведь так внимательны всегда были к нам! Я пишу потому, что хочу знать, на­ сколько права во всем, что будет ска­ зано ниже. Я уверена, что те же со­ мнения есть и у других моих сверстни­ ков, которые окончили или оканчива­ ют школу. Поэтому я пишу в газету. Человеку исполнилось 18 лет. Педа­ гогический коллектив, товарищи по классу, мечты о предстоящей работе самые необыкновенные, самые доро ­ гие— вот что окружает, когда тебе 18 лет. Но остались позади школа, вы­ пускной вечер. Принято говорить, что с этого дня начинается твоя самостоя­ тельная жизнь. Да, верно. Она начи­ нается. Ну что ж, здравствуй, жизнь! Ты никогда не казалась мне в розовом свете, но все же я не имела такого полного представления, пока не столк­ нулась с тобой «носом к носу». И вот прошел один год, всего год, и я разо ­ чаровалась в людях. Вы, Павел Сергеевич, всегда нас учи­ ли честности и правдивости. Но пер­ вое, с чем мне пришлось столкнуться в самом начале моей трудовой жизни, — это были недоверие и подозритель­ ность. Вот как это было. С 10 июля нас, крановщиков, база механизации взяла на работу. Но надо было ехать на со­ ревнование по легкой атлетике в Са­ ратов. С работы нас отпустили, и мы поехали. Выступали успешно. А когда приехали, мне не оплачивают эту не­ делю. Спрашиваю, почему? Говорят, надо еще доказать, что ты была в Са­ ратове. — А где же? — Это нам не известно. Я уверяю, что была именно в Сара­ тове. Мне не верят. Нужна справка. Пришлось брать в спортобществе бу­ мажку о том, что я была на соревно­ ваниях. Справке поверили. Почему же не поверили мне, с мо­ локом матери впитавшей такие поня­ тия, как честность, коллективизм? Хо­ рошо, на этот раз я могла взять такую справку. Но был случай, когда мне записали прогул, хотя я и была на ра ­ боте. Тогда надо было проходить ста­ жировку. Меня направили на кран. Механик не знал. И вдруг, когда надо было переходить на самостоятельную работу, начальник участка заявляет: — Я не принимаю тех, кто начинает свой рабочий путь прогульщиком. Как я ни доказывала, как ни вступа­ лась за меня крановщица, у которой я была стажером, мы ничего не доказа­ ли: не было бумажки с печатью. Однажды иду я по улице... Уже стем­ нело. Стоит у магазина старушка и про­ сит проводить ее до дома. От нее ве­ яло чем-то таинственным и в то же время зловещим. Ноги ее плохо слу­ шаются, идет медленно, но говорит без конца. Судя по разговору, она очень набожна. Мне было неприятно слу­ шать ее елейную речь. Наконец, мы дошли до дома, вошли в комнату. Он# просит: — Детка, загляни под эту кровать, а я под другую, не сидит ли кто там? Я, не выдержав, ухожу. Я знаю, что: под кроватью в закрытой комнате ни-» кого быть не может... И долго потом думаю, неужели и мне придется жить так же, заглядывая под кровать, не до* веряя всем и вся, даже стенам комна­ ты? Зачем же учат жить по принципу: «Ходи по жизни и оглядывайся»? Вы хорошо знаете, что если человеку повторять изо дня в день, что он бо­ лен, он действительно может заболеть. Может быть, это произошло и со мной, потому что я все меньше верю лю­ дям. Я видела сколько угодно трусов, лицемеров и ханжей. Подвыпившие парни избивают другого. Он просит о помощи — люди проходят мимо и де ­ лают вид, что не заметили. Я вам расскажу м . другой случай. Это произошло в автобусе. Двое пьяных оболтусов нахально привяза­ лись к девушке-кондуктору. Они об­ зывали ее страшными словами, грози­ лись и довели до того, что она запла­ кала. Недалеко от нее стоял солидный' гражданин с папкой подмышкой. В пле­ чах— сажень косая. Он мог бы взять этих дебоширчиков и, как щенят, вы­ бросить из автобуса. Но он даже не обернулся. Кто он был, я не знаю. Мо­ жет быть простой рабочий, а может быть лектор, только что окончивший лекцию о чести и достоинстве чело­ века... Простите меня, Павел Сергеевич! Я не оправдала вашего доверия. Я сдала вам свое последнее сочинение об одном годе моей самостоятельной жизни. В нем много слов о трудовых подвигах, о романтике и романтиках. Так я тогда представляла свою работу крановщицы. Теперь мои представле­ ния изменились. Вы скажете быстро? Нет. Я теперь хорошо знаю ее. И согласитесь, что романтику видишь только тогда, когда дело, которое ты делаешь, — по душе. Когда идешь к нему, как на праздник. Нет, не нашла я романтики. Я поняла, что не в этом мое призвание. И поэтому то сочинение написано так же искрен­ но, как и это письмо. Я знаю, вы всегда верили и верите нам, своим «десятиклашкам». Вы всегда хотели видеть в нас людей, вы­ соко несущих знамя строителей ком­ мунизма. У меня лично это пока не по­ лучается. И вот сейчас я на распутьи, Как быть дальше, с чего начать? Мы всегда, Павел Сергеевич, благо­ даря вам, видели только хорошее, И хотелось бы видеть его всегда. Но, это, согласитесь, не всегда получается так. Простите меня за откровенность. Но я писала о том, с чем встретилась в жиз­ ни сама, без прикрас, без розового света. До свидания. Ваша бывшая «десяти* клашка» Лариса ЛЯПИНА, г. Липецк, сентябрь 1962 г. т О Т Р Е Д А К Ц И И : 1 Два письма дв ух однок лассниц. Людмила и Лариса учились в одной шк оле, вме-* сте ок ончили техническ ое училище, вместе пошли на стройк у к рановщицами... Прошел всего гсд — и нак ал разница во взглядах на жизнь, на работу! но* ^ Редак ция просит читателей прислать свои мнения, соображения по этим двум ПИСЬНр МпИСЬМах Ларисы и Людмилы поставлена и еще одна проблема. Сейчас наши шк олы перестроились и работают по новым програм* мам. Выпуск ник и их должны получать в стенах шно-* лы твердую специальность, с к оторой они пойдут на завод, в совхоз или к олхоз, должны получать вместе с аттестатом зрелости рабочую и политическ ую зре­ лость. Как шк ола готовит их к жизни? Выходят ли они готовыми сменить на трудовом фронте у Хэн к ов» на трак торах, на стройк е своих отцов и матерен, п редак ция обращается к самим выпуск ник ам шк ол, учи ­ телям , юношам и девушк ам , к оторые после шк олы по­ шли на производство, принять участие в обсуждении этих статей. Богато оснащены мастерские шко­ лы № 31 города Липецка. Здесь уча­ щиеся знакомятся с работой и уст­ ройством станков, приобретают на­ выки, которые им будут необходи­ мы на заводе. Поэтому так внима­ тельно слушают восьмиклассник Виктор Ткачевский и его одноклас­ сники объяснения преподавателя по труду Петра Михайловича Мамон­ това. Фото Н. Смольянинова. -Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz