Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
П Р О Ч Т И И В Ы С К А Ж И С В О Е М Н Е Н И » «* Два письма I \ на важную тему \ / / \ \ , Девятнадцать тетра дей, девятнадцать раз ных почерков. Что такое счастье? В чем смысл жизни? Как жить? Вот что волновало два года назад этих юношей р,де вушек, стоявших на по роге самостоятельной жизни. Это не обычные школьные сочинения, хо тя в них много литера турных примеров. Нет обязательного вступле ния и заключения. Но есть в них что-то от сердца идущее, взволно ванность и искренность. «В сентябре этого го да мне будет 18 лет. Как это много! Я уже взрослый человек, и я хозяин своей жизни. Но как я буду жить? Жить жизнь!.. Как это здоро во! Раньше я не пони мала, но сейчас... Жить — это так хорошо, что нельзя сказать словами, это можно только чув ствовать. Умереть? Нет. Страшно! Как?! Я не буду видеть неба, чувст вовать ветра, прихода весны? Страшно не от того, что я трус. Нет, я не трус. Просто жизнь — это необыкновенно хорошо! Ага... Если хорошо, то ты будешь за нее. дер жаться, хранить, обере гать ее, жалеть себя? Нет... Потеряется смысл жизни. Она становится пол ноценной и красивой лишь в том случае, ког да человек живет для других». «В чем же счастье че ловека, в чем смысл жизни? — писала Гай- дадей Лариса. — Может быть в том, чтобы есть, пить, наслаждаться все ми благами, а потом, как придет старость, спокой но умереть?.. По этой дорожке, тес ной и грязной, к не счастью, и сейчас еще ползут скользкие ужи, оставляя липкие следы. Но есть другая дорога: широкая, большая, свет лая. На ней никогда не станет тесно, сколько бы людей ни стало. И /Ч Ш 1 / А идут по ней не рабы жизни, а ее хозяева... Пойдешь по этой доро ге, узнаешь счастье в борьбе со стихией, сча стье настоящего товари щества...» Эти строки взяты из сочинений бывших вы пускников липецкой школы № 7. Какими до рогами пошли они, эти 19 юных мечтателей? Как держатся, остав шись один на один со своей совестью? Или хорошие слова в сочи нениях — это все ро мантическая шелуха, ко торая слетела при пер вом же столкновении с жизнью? Сегодня мы публикуем два письма выпускников липецкой школы № 7— Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумовой. ш з ш ш ш ш М Е ЧТАТЕЛИ П исьмо моему учителю Эт о здорово—встоечать рассвет! Выпускной бал. Цветы... И вальс, вальс без конца. Пожелания, добрые, горя чие. И мы, счастливые и немножко грустные. Груст ные потому, что уходили из школы, в которой учи лись 10 лет, счастливые по тому, что впереди столько нового. Какое оно — мы не знали. Но мы были увере ны, что оно хорошее. Не может быть, что мы не найдем себя в жизни! Не может быть, что наши ру ки ничему не научатся! Прошло немногим боль ше года и снова... первое сентября. В этот день ког да-то мы все встречались. Как хотела бы я услышать сейчас 19 интервью о том, как прошел год каждого из нас, первый год нашей самостоятельной жизни. Я окончила техническое училище, получила специ альность крановщицы ба шенного крана. Нашей группе оставалось пройти производственную практи ку. Я попала к крановщице Александре Соловьевой. Помню свое первое знаком ство с ней. Подвел меня механик и сказал: — Вот... стажироваться к тебе... Сначала я работала очень медленно. Строители нервничали и ругались вни зу. Однажды подала я кон тейнер кирпича на второй этаж. Ножка поддона по пала в стык двух плит. Контейнер перекосило, и ребята-каменщики никак не могли открыть его. Ух и шум подняли!.. У меня от обиды слезы на глазах навернулись. А Саша вышла из кабины и вниз: 1— Ну, что кричите? Са ми-то родились что ли ка менщиками? 'Спасибо, Саша. Я очень благодарна тебе, что ты научила меня всему, что умела сама, научила вы держке и старанию. Меня очень часто спра шивают, нравится ли мне моя работа, не надоело ли возиться в солидоле, труд но ли работать в три сме ны? Да, мне нравится моя работа. Она замечательная. Башенный кран—это ключ всей-всей стройки, а кра новщица — королева ее... ...Четверо сильных и здо ровых мужчин пытаются погрузить тяжелый мотор в кузов машины. Силятся. Мне, даже из кабины, вид но, как покраснели от на пряжения их лица. Одна попытка, вторая — ничего в школьной МАСТЕРСКОЙ ШШ Я не получается. Даю сигнал, показываю: «Давай под брошу». Они с радостью со глашаются, а потом долго благодарят, сжав обе руки над головами... Я приношу пользу людям и горжусь этим. Трудно ли работать в три смены? Да, трудно. Помню, как первый раз я вышла на работу ночью. В первые часы сон валил с сиденья, глаза слипались, и не видишь внизу, дошла рикша или нет. А потом это оцепенение прошло, и сон как рукой сняло. Все ушли на перерыв в конторку, а я не пошла. Я смотрела, как сереет небо, как гаснут звезды... Это за мечательно1—встречать рас свет! Кругом лес и тихо, тихо. Меркнут постепенно лучи прожекторов на стройке. И вот солнце, ог ромное, красное, показы вается из-за верхушек л е са. Первые его лучики про рываются ко мне, в кабину крана. Становится легко, легко и хочется пегь... А потом слышишь зовут: «Лю- ся-а-а!» И надо работать, работать... Нет, ожидания не обма нули меня: у меня интерес ная работа. Мне нравится мыть и смазывать -коан, нравится утром наблю дать разбуженную строй ку, слушать ее грохот. Нет, это все таки здоро во — встре чать рас свет! Людмила ГЛУМОВА, крановщица 1-го участка управления механизации треста «Спецстрой».' { --------- Дорогой Павел Сергеевич! Я надеюсь, вы поймете меня и не будете в обиде за это письмо. Вы ведь так внимательны всегда были к нам! Я пишу потому, что хочу знать, на сколько права во всем, что будет ска зано ниже. Я уверена, что те же со мнения есть и у других моих сверстни ков, которые окончили или оканчива ют школу. Поэтому я пишу в газету. Человеку исполнилось 18 лет. Педа гогический коллектив, товарищи по классу, мечты о предстоящей работе самые необыкновенные, самые доро гие— вот что окружает, когда тебе 18 лет. Но остались позади школа, вы пускной вечер. Принято говорить, что с этого дня начинается твоя самостоя тельная жизнь. Да, верно. Она начи нается. Ну что ж, здравствуй, жизнь! Ты никогда не казалась мне в розовом свете, но все же я не имела такого полного представления, пока не столк нулась с тобой «носом к носу». И вот прошел один год, всего год, и я разо чаровалась в людях. Вы, Павел Сергеевич, всегда нас учи ли честности и правдивости. Но пер вое, с чем мне пришлось столкнуться в самом начале моей трудовой жизни, — это были недоверие и подозритель ность. Вот как это было. С 10 июля нас, крановщиков, база механизации взяла на работу. Но надо было ехать на со ревнование по легкой атлетике в Са ратов. С работы нас отпустили, и мы поехали. Выступали успешно. А когда приехали, мне не оплачивают эту не делю. Спрашиваю, почему? Говорят, надо еще доказать, что ты была в Са ратове. — А где же? — Это нам не известно. Я уверяю, что была именно в Сара тове. Мне не верят. Нужна справка. Пришлось брать в спортобществе бу мажку о том, что я была на соревно ваниях. Справке поверили. Почему же не поверили мне, с мо локом матери впитавшей такие поня тия, как честность, коллективизм? Хо рошо, на этот раз я могла взять такую справку. Но был случай, когда мне записали прогул, хотя я и была на ра боте. Тогда надо было проходить ста жировку. Меня направили на кран. Механик не знал. И вдруг, когда надо было переходить на самостоятельную работу, начальник участка заявляет: — Я не принимаю тех, кто начинает свой рабочий путь прогульщиком. Как я ни доказывала, как ни вступа лась за меня крановщица, у которой я была стажером, мы ничего не доказа ли: не было бумажки с печатью. Однажды иду я по улице... Уже стем нело. Стоит у магазина старушка и про сит проводить ее до дома. От нее ве яло чем-то таинственным и в то же время зловещим. Ноги ее плохо слу шаются, идет медленно, но говорит без конца. Судя по разговору, она очень набожна. Мне было неприятно слу шать ее елейную речь. Наконец, мы дошли до дома, вошли в комнату. Он# просит: — Детка, загляни под эту кровать, а я под другую, не сидит ли кто там? Я, не выдержав, ухожу. Я знаю, что: под кроватью в закрытой комнате ни-» кого быть не может... И долго потом думаю, неужели и мне придется жить так же, заглядывая под кровать, не до* веряя всем и вся, даже стенам комна ты? Зачем же учат жить по принципу: «Ходи по жизни и оглядывайся»? Вы хорошо знаете, что если человеку повторять изо дня в день, что он бо лен, он действительно может заболеть. Может быть, это произошло и со мной, потому что я все меньше верю лю дям. Я видела сколько угодно трусов, лицемеров и ханжей. Подвыпившие парни избивают другого. Он просит о помощи — люди проходят мимо и де лают вид, что не заметили. Я вам расскажу м . другой случай. Это произошло в автобусе. Двое пьяных оболтусов нахально привяза лись к девушке-кондуктору. Они об зывали ее страшными словами, грози лись и довели до того, что она запла кала. Недалеко от нее стоял солидный' гражданин с папкой подмышкой. В пле чах— сажень косая. Он мог бы взять этих дебоширчиков и, как щенят, вы бросить из автобуса. Но он даже не обернулся. Кто он был, я не знаю. Мо жет быть простой рабочий, а может быть лектор, только что окончивший лекцию о чести и достоинстве чело века... Простите меня, Павел Сергеевич! Я не оправдала вашего доверия. Я сдала вам свое последнее сочинение об одном годе моей самостоятельной жизни. В нем много слов о трудовых подвигах, о романтике и романтиках. Так я тогда представляла свою работу крановщицы. Теперь мои представле ния изменились. Вы скажете быстро? Нет. Я теперь хорошо знаю ее. И согласитесь, что романтику видишь только тогда, когда дело, которое ты делаешь, — по душе. Когда идешь к нему, как на праздник. Нет, не нашла я романтики. Я поняла, что не в этом мое призвание. И поэтому то сочинение написано так же искрен но, как и это письмо. Я знаю, вы всегда верили и верите нам, своим «десятиклашкам». Вы всегда хотели видеть в нас людей, вы соко несущих знамя строителей ком мунизма. У меня лично это пока не по лучается. И вот сейчас я на распутьи, Как быть дальше, с чего начать? Мы всегда, Павел Сергеевич, благо даря вам, видели только хорошее, И хотелось бы видеть его всегда. Но, это, согласитесь, не всегда получается так. Простите меня за откровенность. Но я писала о том, с чем встретилась в жиз ни сама, без прикрас, без розового света. До свидания. Ваша бывшая «десяти* клашка» Лариса ЛЯПИНА, г. Липецк, сентябрь 1962 г. т О Т Р Е Д А К Ц И И : 1 Два письма дв ух однок лассниц. Людмила и Лариса учились в одной шк оле, вме-* сте ок ончили техническ ое училище, вместе пошли на стройк у к рановщицами... Прошел всего гсд — и нак ал разница во взглядах на жизнь, на работу! но* ^ Редак ция просит читателей прислать свои мнения, соображения по этим двум ПИСЬНр МпИСЬМах Ларисы и Людмилы поставлена и еще одна проблема. Сейчас наши шк олы перестроились и работают по новым програм* мам. Выпуск ник и их должны получать в стенах шно-* лы твердую специальность, с к оторой они пойдут на завод, в совхоз или к олхоз, должны получать вместе с аттестатом зрелости рабочую и политическ ую зре лость. Как шк ола готовит их к жизни? Выходят ли они готовыми сменить на трудовом фронте у Хэн к ов» на трак торах, на стройк е своих отцов и матерен, п редак ция обращается к самим выпуск ник ам шк ол, учи телям , юношам и девушк ам , к оторые после шк олы по шли на производство, принять участие в обсуждении этих статей. Богато оснащены мастерские шко лы № 31 города Липецка. Здесь уча щиеся знакомятся с работой и уст ройством станков, приобретают на выки, которые им будут необходи мы на заводе. Поэтому так внима тельно слушают восьмиклассник Виктор Ткачевский и его одноклас сники объяснения преподавателя по труду Петра Михайловича Мамон това. Фото Н. Смольянинова. -Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz