Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

РЕЧЬ ДЕПУТАТА С. Т. ПУЗИКОВА Товарищи депутаты! Ли ­ пецкая область — важный промышленный и сельско­ хозяйственный район Рос­ сийской Федерации. Липец­ кий чугун и сталь, прокат и трубы, кокс и гракт-о-ры, станки и радиаторы — вот неполный перечень продук­ ции, производство которой с каждым годом все возра­ стает. Особенно радуют пер­ спективы развития нашей промышленности. Быстро развиваются металлургия и машиностроение. Соору­ жается ряд крупных пред­ приятий, в их числе агло­ мерационная фабрика на Иоволипецко'М металлурги­ ческом заводе, цементный завод, завод санитарно-тех­ нического оборудования, Елецкий и Грязинский са­ харные заводы и много других предприятий. Труженик» сельского хо­ зяйства прилагают усилия' к тому, чтобы больше произ­ вести и продать государству зерна, сахарной свеклы, кар­ тофеля, мяса, молока и дру­ гих продуктов, полеводства и животноводства. Повышается материаль­ ное благосостояние трудя­ щихся. Только в этом году в городах и селах обласги будет построено не менее 240 тысяч квадратных мет­ ров жилой площади, десят­ ки медицинских и детских учреждений, столовых и магазинов. Наряду с ростом про­ мышленности, сельского хо­ зяйства, культуры разви­ вается народное образова­ ние. Наши школы подня­ лись на новую ступень в воспитании подрастающего поколения. С момента при­ нятия Закона об укрепле­ нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо­ вания в СССР прошло гри года. Исторически это срок небольшой. Но в жизни со­ ветской школы произошли важнейшие перемены. Важнейшим итогом по­ следних трех лет является то, что перестройка народ­ ного образования едино­ душно одобрена учительст­ вом, общественностью, всем советским народом, а прак­ тическая деятельность школ подтвердила своевремен­ ность и бесспорную пра­ вильность всех мер по дальнейшему развитию на­ родного образования в стране, которые с огромней настойчивостью и последо­ вательностью проводят Центральный Комитет ка ­ шей партии, возглавляемый Н. С. Хрущевым, и Совет­ ское правительство. Работа школ по-новому как нельзя лучше соответ­ ствует задачам развитая советского общества на современном этапе, делу строительства коммунизма. Начиная работу по пере­ стройке образования, пар­ тийные и советские органы области ясно понимали, что решить многообразные и сложные вопросы строи­ тельства новой школы не­ возможно без активного участия широкой общест­ венности. За годы действия Закона родилось много ин­ тересных ферм обществен­ ного участия в перестрой­ ке школы. Это традицион­ ное соревнование за подго­ товку школ к новому учеб­ ному году, депутатские по­ сты по всеобучу, общест­ венные контрольные посты на строительстве школьных зданий, месячники в по­ мощь школе, со'ревнование заводских и школьных кол­ лективов и многое другое. Активное участие обще­ ственности в осуществлении Закона о школе позволило области в установленные сроки выполнить план ре­ организации семилетних и десятилетних школ, укре­ пить их учебно-материаль­ ную базу, несколько повы­ сить уровень учебно-воспи­ тательной работы. М Л С Ж Я С Ш Ш В Е & Х . О & М О Г О С О В Е Т А Теперь в области имеют­ ся все типы школ, преду­ смотренные Законом. К 1 сентября этого года за ­ вершится реорганизация всех семилетних школ, и в области будет повсеместно осуществляться всеобщее обязательное восьмилетке обучение детей и подрост­ ков. Десятилетние школы преобразуются в одиннад- цатилегние также в соот­ ветствии с установленными сроками, эта работа будет закончена в 1963 году. Реорганизация школ, по­ литехническая подготовка учащихся, перестройка со­ держания школьной работы не могли осуществляться при той материальной базе, какой располагали раньше многие школы. Вот почему усилия областной партийной организации, советских ор­ ганов направлены прежде всего на укрепление учебво- материальной базы школ. ■С 1959 по 1961 год за счет средств государствен­ ного бюджета, привлечения сил и средств промышлен­ ных предприятий, колхозов и совхозов построено 146 новых школ, пристроено около 400 классных ком­ нат. Все это дало возмож­ ность увеличить учебную площадь почти на 42 тыс. ученических мест и переве­ сти на занятия в одну сме­ ну 642, или почти половину школ. При активной помо­ щи общественности постро­ ено 100 учебных мастер­ ских и кабинетов, 31 интер­ нат при школе, 11 спортив­ ных залов, много домов для учителей. В этом году в об­ ласти строится 78 школ, пристраивается 240 класс­ ных комнат в общей слож­ ности на 22 тыс. учениче­ ских мест, что дополни­ тельно разгрузит школы. Но несмотря на приня­ тые меры, материальная база многих школ все еще остается неудовлетвори­ тельной. Надо при этом учесть также, что многие школьные здания стали вет­ хими или пришли в полную негодность. Поэтому многое из того, что мы строим, лишь возмещает убываю­ щую учебную- площадь. Не каждая школа имеет прак­ тическую возможность соз­ давать спениализщюваняые учебные кабинеты, хорошие мастерские. В Липецке, Ельце, да и в других го­ родах, несмотря на все воз­ растающее строительство, все еще не хватает школ и приходится увеличивать третью смену. Назрела не­ обходимость рассмотреть вопрос о возможности уве­ личения ассигнований на школьное строительство. Закон о школе не только поставил вопрос о важней­ ших организационных ме­ роприятиях, проведение ко­ торых обеспечивает нор­ мальные условия для вос­ питания и обучения подра­ стающего поколения. Его жизненность состоит в том, что он по-новому опреде­ лил содержание деятельно­ сти школы. И совершенно неправильно понимание пе­ рестройки. учебного процес­ са, как механическое при­ бавление труда к учебе, организованной по-стара- м.у. Само обучение осно­ вам наук должно быть в новых условиях в керне преобразовано. Только та ­ ким путем можно добиться глубины и прочности зна­ ний учащихся и на этой основе устранить такое позорное явление, как вто­ рогодничество и порожда­ емый им о-тсев. Старая организация учебного процесса не раз ­ решала, как известно, этих вопросов. Тысячи детей не усваивали программного материала, оставались на второй год, а затем многие из них оставляли школу. Второгодничество явля ­ лось и по-прежнему являет­ ся тормозом на пути ре­ шения главного вопроса жизни школы—всеобуча. Передовые учителя об­ ласти, неудовлетворенные старой организацией уро­ ков, стали искать другую, наиболее рациональную и эффективную, которая по­ могла бы хорошо учить детей и избавиться о-т вто­ рогодничества. Старая схе­ ма четырехэлементного урока сковывала творче­ скую инициативу учителя, обрекала учащихся на пас­ сивность и бездеятельность в течение большей части, урока. Основная тяжесть учебного труда переноси­ лась на домашние задания, что приводило в конечном счете к неуспеваемости школьников. Опираясь на опыт луч­ ших педагогов стра-ны, пе­ редовые учителя нашей об­ ласти заменили старую ор­ ганизацию уроков новой, наиболее рациональной и эффективной. В основу но­ вой организации урока по­ ложен принцип соединения новых знаний с непрерыв­ ным повторением и совер­ шенствованием ранее при­ обретенных. Все элементы такого урока сливаются в единый органический про­ цесс. Для уроков такого типа характерно богатство и разнообразие методов обучения в зависимости от программного материала, широкое использование различного рода творческих работ, выполняемых деть­ ми, высокая активность школьников на протяже­ нии всего урока. Органи­ зованные по-новому уроки способствуют развитию мыслительной деятельно­ сти учащихся, формирова­ нию практических умений и. навыков, приучают детей находить самостоятельное решение. На уроках такого типа эффективно использу­ ются все 45 минут. Можно сказать, что «производи­ тельность труда» учащихся возрастает в 3—4 раза. Рациональное использо­ вание учебного времени позволяет учащимся ус­ воить программный мате­ риал в основном на уроке и сократить домашние за ­ дания. У учителей, пере­ строивших преподавание, домашние задания не пре­ вышают третью часть от вы­ полненных классных работ. В корне изменилась и роль самого учителя. Из просто­ го передатчика знаний, уро- кодателя, ои превратился в организатора и руководите­ ля учебного процесса. Активная и довольно ши­ рокая работа по созданию эффективных уроков нача­ лась в области три года назад. Ее инициатором явились наши новаторы — лучшие педагоги: Г. И. Горская, В. Н. Провоторо- ва, М. Д. Кочерина, К. А. Волкова, А. Н. Глотова, А. М. Бокачева и другие. Партийные и советские органы области придают важное значение этой по­ лезной работе. На помощь учителям пришли работни­ ки органов народного об­ разования и научный кол­ лектив Липецкого педаго­ гического института во гла ­ ве е заведующим кафедрой педагогики К. А. Моска­ ленко. Проведенные иссле­ дования и первые научные обобщения опыта маяков педагогического труда по­ зволили начать организо­ ванное внедрение этого опыта в практику всех школ области. Активную работу в этом направлении провели органы народного образования, педагогиче­ ские институты, внештат­ ные- отделы школ райко­ мов и горкомов партия, печать. Была организована систематическая и плано­ мерная учеба руководите­ лей школ и учителей, про­ водились практикумы и семинары на базе специаль­ но выделенных для этих целей опорных школ. За два года выпущена серия брошюр и сборников статей наших мастеров пе­ дагогического труда. Ак­ тивными пропагандистами новой организации урока выступили областные и райсиные газеты: Таким образом, внедрению передового педагогическо­ го опыта нам удалось при­ дать массовый характер, и это уже дало известные по­ ложительные результаты. К концу 1961/62. учебно­ го года более двух тысяч учителей неплохо овладели организацией урока по- новому и около пяти ты­ сяч учителей ее осваива­ ют. Теперь в области наг ни одной школы, где бы в тон ил» иной мере ье внедрялся опыт наших луч­ ших учителей. Десятки пе­ дагогических коллективов в полном составе хорошо овладели искусством рабо­ тать по-новому. Все это могли наблюдать многочис­ ленные делегации педагогов- из всех областей, краев и автономных республик Рос­ сийской Федерации, а так­ же почти из всех союзных республик, побывавших у липецких учителей. Напряженный труд учи­ тельства дал хорошие ре­ зультаты. 1960/61 учебный год 288 школ в том числе 55 средних и восьмилетиях, закончили без второгодни­ ков. А в этом году у нас таких школ уже 400, в том числе более НЮ средних и восьмилетних. Среди них Усманская и Троекуровская школы-интернаты, Агрои-о- мовская, 1 -я усманская, 1 -я тербунская, 1 -я и 3-я лебедянские и другие средние школы. Успеваемость учащихся заметно возросла по срав­ нению с минувшим учеб­ ным годом. Известный интерес пред­ ставляют результаты успе­ ваемости по русскому язы­ ку и математике, дающие, как известно, наибольшее число неуспевающих и вто­ рогодников. В 1957 году с контроль­ ными работами по русско­ му языку не справились 48 крон, учащихся 5-х классов и 56 проц. уча­ щихся 7-х классов. В мае: этого года контрольные работы, которые проводи­ лись по текстам Министер­ ства просвещения РСФСР, не смогли написать по рус­ скому языку только 8,6 проц., а по математике —10 проц. учащихся. При этом больше половины положи­ тельных оценок составляют хорошие и отличные. То, что сделано по со­ вершенствованию урока, расценивается нами лишь как первые шаги той ог­ ромной работы, которую учительству области пред­ стоит совершить. Очень многое требуется еделать по перестройке учебного процесса в старших клас­ сах, в вечерних и сменных школах, а также по таким учебным дисциплинам, как история, география, физи­ ка, биология, химия, труд, основы производства. Одна ­ ко на основе длительных наблюдений за работой учащихся можно сделать вывод о то-м, что в рацио­ нально организованных уро­ ках заложены достаточные возможности для ликвида­ ции второгодничества. Но в этой трудной и на­ пряженной работе учите­ лям. нужна серьезная по­ мощь. Подготовка к уроку по-новому отнимает у пе­ дагога много сил и време­ ни, так как ему приходит­ ся все без исключения на­ глядные пособия, иллюст­ рации и подсобные матери­ алы изготовлять самому, иногда привлекая к этому учащихся. Все изданные ранее наглядные пособия в силу их статичности и шаблонности не могут по­ мочь учителю, ибо они рассчитаны на старую ор­ ганизацию урока. В серьезной переработ­ ке нуждаются и некоторые учебники. Между тем, во­ просы переиздания учебни­ ков решаются крайне мед­ ленно, в чем на наш взгляд немало повинна и Акаде­ мия педагогических наук. Одним- из важнейших результатов перестройки школы является широкий размах заочного и вечерне­ го образования. З'а три го­ да число вечерних и смен­ ных школ рабочей и. сель­ ской молодежи у нас уве­ личилось почти в гри раза. В гор. Липецке, где бурно развивается промышлен­ ность и быстро растет ра­ бочий класс, большинство вечерних школ имеет соб­ ственные здания. В техни­ кумах области число заоч­ ников и учащихся вечер­ них отделений за годы пе­ рестройки утроилось. В 1959 году в Липецке был открыт вечерний фа­ культет Московского ин­ ститута стали, за три года число студентов в нем увеличилось до 1500. Он го­ товит специалистов для таких важных отраслей промышленности, как про­ изводство. черных метал­ лов, доменное, литейное, прокатное, электростале­ плавильное производство, обработка металлов давле­ нием, механическое обору­ дование заводов черной и цветной металлургии, про­ мышленное н гражданское, строительство. В этом году факультет дал первый вы­ пуск — 114 хорошо подго­ товленных инженеров-ме- таллургов, механиков, стро­ ителей. Тяга молодежи к образо­ ванию без отрыва от про­ изводства исключительно велика. Теперь в обласги всеми формами вечернего и заочного образования ох­ вачено более 2 0 тыс. чело­ век. Заочное и вечернее об­ разование становится од­ ной из важнейших форм образования. Дальнейший рост этих форм в известной мере сдерживается уже сейчас, и тем более будет сдержи­ ваться в будущем узостью материальной базы. Уже в минувшем учебном году в трудных условиях работали вечерние отделения строи­ тельного, машиностроитель­ ного и металлургического техникумов. Еще более трудными будут условия этого года. Жизнь настоя­ тельно требует создать лучшие условия среднем специальным учебным заве­ дениям, дающим немалое число специалистов для всех отраслей нашей про­ мышленности. Необходи­ мо, наконец, решить и во­ прос о строительстве в гор. Липецке корпусов для ве­ чернего факультета Мо­ сковского института стали. В перестройке школы особое место занимает про­ изводственное и трудовое обучение учащихся. Пока оно во многих случаях осуществляется кустарно и примитивно. В городах, производственное обуче­ ние сводится к выделению, рабочих мест на промыш­ ленных предприятиях. На селе — ограничивае т с я приобретением ремесленни­ ческих навыков, не требу­ ющих широкого общего об­ разования. В выборе профессиональ­ ной направленности много случайностей. Школьники зачастую получают узкие специальности. Причина, такого, положе­ ния, на наш взгляд, преж­ де всего в отсутствии не­ обходимой базы для произ­ водственного обучения. Строительство, учебных це­ хов и пролетов и их со­ держание на промышлен­ ных предприятиях пока еще не планируется соот­ ветствующими органами и ведется крайне медленно. Плановые органы не име­ ют перспективного плана подготовки кадров, что за ­ трудняет планирование про­ фессиональной подготовки учащихся во многих об­ щеобразовательных шко­ лах. Эти вопросы требуют также дальнейшего рас­ смотрения и решения в соответствующих органах. В перспективе, как нам кажется, целесообразно было бы предусмотреть в более широком м асш таб^ создание в городах межЩ школьных учебных мастер­ ских типа заводов со сво­ им производственно-фи­ нансовым планом. На селе более приемлемой формой организации производст­ венного обучения учащихся нам представляется созда­ ние межколхозных или межрайонных школ-интер­ натов в составе 9—П-х классов на базе лучших хозяйств.. Учащиеся такой школы могли бы проходить производственное обучение в самостоятельных произ­ водственных бригадах. Не­ который опыт такой органи­ зации дела имеет у нас Троекурсвская школа-ин­ тернат. Сейчас: мы ведем работу по созданию, школы- интерната в составеЭ—14-х классов на; базе нашего лучшего хозяйства — сов­ хоза «Петровский». Товарищи депутаты! Пе­ рестройка школы по-ново­ му поставила вопросы под­ готовки педагогических кадров. В учебные програм­ мы введены новые школь­ ные курсы, для преподава­ ния которых нужны подго­ товленные учителя. Кроме того, бурный рост детских контингентов связан с большой потребностью пе­ дагогов всех специально­ стей. В настоящее время центральные области, в том числе и наша Липец­ кая область, испытывают, и прежде всего на села, не­ достаток педагогических кадров почти всех специ­ альностей. Этот недостаток мы устраняем на месте путем, регулярного отбора абитуриентов в педвузы, главным образом из сель­ ской молодежи. За послед­ ние три года проведена, из­ вестная работа по повыше­ нию образования педагоги ческих кадров через систе­ му заочного образования. Однако школы области испытывают острую потреб­ ность в преподавателях производственного обуче­ ния, подготовка которых ведется в Российской Фе­ дерации в крайне ограни­ ченном количестве и, мож­ но сказать, недостаточно организованно. Успешное выполнение известного • постановления правительства об улучше­ нии преподавания иност­ ранных языков в школе тормозится также из-за от­ сутствия подготовленных кадров. Почти нет учите­ лей музыки, пения, физ­ культуры, имеющих специ­ альную подготовку. Нам думается, что во­ просы подготовки и пере­ подготовки педагогических кадров заслуживают само­ го серьезного внимания Ми­ нистерства просвещения Российской Федерации. Товарищи депутаты! Пар­ тийные и советские орга­ ны, работники народного образования, обществен­ ные организации Липецкой области будут и впредь не­ устанно работать над осу­ ществлением Закона об укреплении связи школы с жизнью, над развитием на­ родного образования, что является важнейшим усло­ вием. воспитания подраста­ ющего поколения — воспи­ тания активных строителей коммунизма. (Аплодисмен­ ты).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz