Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
РЕЧЬ ДЕПУТАТА С. Т. ПУЗИКОВА Товарищи депутаты! Ли пецкая область — важный промышленный и сельско хозяйственный район Рос сийской Федерации. Липец кий чугун и сталь, прокат и трубы, кокс и гракт-о-ры, станки и радиаторы — вот неполный перечень продук ции, производство которой с каждым годом все возра стает. Особенно радуют пер спективы развития нашей промышленности. Быстро развиваются металлургия и машиностроение. Соору жается ряд крупных пред приятий, в их числе агло мерационная фабрика на Иоволипецко'М металлурги ческом заводе, цементный завод, завод санитарно-тех нического оборудования, Елецкий и Грязинский са харные заводы и много других предприятий. Труженик» сельского хо зяйства прилагают усилия' к тому, чтобы больше произ вести и продать государству зерна, сахарной свеклы, кар тофеля, мяса, молока и дру гих продуктов, полеводства и животноводства. Повышается материаль ное благосостояние трудя щихся. Только в этом году в городах и селах обласги будет построено не менее 240 тысяч квадратных мет ров жилой площади, десят ки медицинских и детских учреждений, столовых и магазинов. Наряду с ростом про мышленности, сельского хо зяйства, культуры разви вается народное образова ние. Наши школы подня лись на новую ступень в воспитании подрастающего поколения. С момента при нятия Закона об укрепле нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо вания в СССР прошло гри года. Исторически это срок небольшой. Но в жизни со ветской школы произошли важнейшие перемены. Важнейшим итогом по следних трех лет является то, что перестройка народ ного образования едино душно одобрена учительст вом, общественностью, всем советским народом, а прак тическая деятельность школ подтвердила своевремен ность и бесспорную пра вильность всех мер по дальнейшему развитию на родного образования в стране, которые с огромней настойчивостью и последо вательностью проводят Центральный Комитет ка шей партии, возглавляемый Н. С. Хрущевым, и Совет ское правительство. Работа школ по-новому как нельзя лучше соответ ствует задачам развитая советского общества на современном этапе, делу строительства коммунизма. Начиная работу по пере стройке образования, пар тийные и советские органы области ясно понимали, что решить многообразные и сложные вопросы строи тельства новой школы не возможно без активного участия широкой общест венности. За годы действия Закона родилось много ин тересных ферм обществен ного участия в перестрой ке школы. Это традицион ное соревнование за подго товку школ к новому учеб ному году, депутатские по сты по всеобучу, общест венные контрольные посты на строительстве школьных зданий, месячники в по мощь школе, со'ревнование заводских и школьных кол лективов и многое другое. Активное участие обще ственности в осуществлении Закона о школе позволило области в установленные сроки выполнить план ре организации семилетних и десятилетних школ, укре пить их учебно-материаль ную базу, несколько повы сить уровень учебно-воспи тательной работы. М Л С Ж Я С Ш Ш В Е & Х . О & М О Г О С О В Е Т А Теперь в области имеют ся все типы школ, преду смотренные Законом. К 1 сентября этого года за вершится реорганизация всех семилетних школ, и в области будет повсеместно осуществляться всеобщее обязательное восьмилетке обучение детей и подрост ков. Десятилетние школы преобразуются в одиннад- цатилегние также в соот ветствии с установленными сроками, эта работа будет закончена в 1963 году. Реорганизация школ, по литехническая подготовка учащихся, перестройка со держания школьной работы не могли осуществляться при той материальной базе, какой располагали раньше многие школы. Вот почему усилия областной партийной организации, советских ор ганов направлены прежде всего на укрепление учебво- материальной базы школ. ■С 1959 по 1961 год за счет средств государствен ного бюджета, привлечения сил и средств промышлен ных предприятий, колхозов и совхозов построено 146 новых школ, пристроено около 400 классных ком нат. Все это дало возмож ность увеличить учебную площадь почти на 42 тыс. ученических мест и переве сти на занятия в одну сме ну 642, или почти половину школ. При активной помо щи общественности постро ено 100 учебных мастер ских и кабинетов, 31 интер нат при школе, 11 спортив ных залов, много домов для учителей. В этом году в об ласти строится 78 школ, пристраивается 240 класс ных комнат в общей слож ности на 22 тыс. учениче ских мест, что дополни тельно разгрузит школы. Но несмотря на приня тые меры, материальная база многих школ все еще остается неудовлетвори тельной. Надо при этом учесть также, что многие школьные здания стали вет хими или пришли в полную негодность. Поэтому многое из того, что мы строим, лишь возмещает убываю щую учебную- площадь. Не каждая школа имеет прак тическую возможность соз давать спениализщюваняые учебные кабинеты, хорошие мастерские. В Липецке, Ельце, да и в других го родах, несмотря на все воз растающее строительство, все еще не хватает школ и приходится увеличивать третью смену. Назрела не обходимость рассмотреть вопрос о возможности уве личения ассигнований на школьное строительство. Закон о школе не только поставил вопрос о важней ших организационных ме роприятиях, проведение ко торых обеспечивает нор мальные условия для вос питания и обучения подра стающего поколения. Его жизненность состоит в том, что он по-новому опреде лил содержание деятельно сти школы. И совершенно неправильно понимание пе рестройки. учебного процес са, как механическое при бавление труда к учебе, организованной по-стара- м.у. Само обучение осно вам наук должно быть в новых условиях в керне преобразовано. Только та ким путем можно добиться глубины и прочности зна ний учащихся и на этой основе устранить такое позорное явление, как вто рогодничество и порожда емый им о-тсев. Старая организация учебного процесса не раз решала, как известно, этих вопросов. Тысячи детей не усваивали программного материала, оставались на второй год, а затем многие из них оставляли школу. Второгодничество явля лось и по-прежнему являет ся тормозом на пути ре шения главного вопроса жизни школы—всеобуча. Передовые учителя об ласти, неудовлетворенные старой организацией уро ков, стали искать другую, наиболее рациональную и эффективную, которая по могла бы хорошо учить детей и избавиться о-т вто рогодничества. Старая схе ма четырехэлементного урока сковывала творче скую инициативу учителя, обрекала учащихся на пас сивность и бездеятельность в течение большей части, урока. Основная тяжесть учебного труда переноси лась на домашние задания, что приводило в конечном счете к неуспеваемости школьников. Опираясь на опыт луч ших педагогов стра-ны, пе редовые учителя нашей об ласти заменили старую ор ганизацию уроков новой, наиболее рациональной и эффективной. В основу но вой организации урока по ложен принцип соединения новых знаний с непрерыв ным повторением и совер шенствованием ранее при обретенных. Все элементы такого урока сливаются в единый органический про цесс. Для уроков такого типа характерно богатство и разнообразие методов обучения в зависимости от программного материала, широкое использование различного рода творческих работ, выполняемых деть ми, высокая активность школьников на протяже нии всего урока. Органи зованные по-новому уроки способствуют развитию мыслительной деятельно сти учащихся, формирова нию практических умений и. навыков, приучают детей находить самостоятельное решение. На уроках такого типа эффективно использу ются все 45 минут. Можно сказать, что «производи тельность труда» учащихся возрастает в 3—4 раза. Рациональное использо вание учебного времени позволяет учащимся ус воить программный мате риал в основном на уроке и сократить домашние за дания. У учителей, пере строивших преподавание, домашние задания не пре вышают третью часть от вы полненных классных работ. В корне изменилась и роль самого учителя. Из просто го передатчика знаний, уро- кодателя, ои превратился в организатора и руководите ля учебного процесса. Активная и довольно ши рокая работа по созданию эффективных уроков нача лась в области три года назад. Ее инициатором явились наши новаторы — лучшие педагоги: Г. И. Горская, В. Н. Провоторо- ва, М. Д. Кочерина, К. А. Волкова, А. Н. Глотова, А. М. Бокачева и другие. Партийные и советские органы области придают важное значение этой по лезной работе. На помощь учителям пришли работни ки органов народного об разования и научный кол лектив Липецкого педаго гического института во гла ве е заведующим кафедрой педагогики К. А. Моска ленко. Проведенные иссле дования и первые научные обобщения опыта маяков педагогического труда по зволили начать организо ванное внедрение этого опыта в практику всех школ области. Активную работу в этом направлении провели органы народного образования, педагогиче ские институты, внештат ные- отделы школ райко мов и горкомов партия, печать. Была организована систематическая и плано мерная учеба руководите лей школ и учителей, про водились практикумы и семинары на базе специаль но выделенных для этих целей опорных школ. За два года выпущена серия брошюр и сборников статей наших мастеров пе дагогического труда. Ак тивными пропагандистами новой организации урока выступили областные и райсиные газеты: Таким образом, внедрению передового педагогическо го опыта нам удалось при дать массовый характер, и это уже дало известные по ложительные результаты. К концу 1961/62. учебно го года более двух тысяч учителей неплохо овладели организацией урока по- новому и около пяти ты сяч учителей ее осваива ют. Теперь в области наг ни одной школы, где бы в тон ил» иной мере ье внедрялся опыт наших луч ших учителей. Десятки пе дагогических коллективов в полном составе хорошо овладели искусством рабо тать по-новому. Все это могли наблюдать многочис ленные делегации педагогов- из всех областей, краев и автономных республик Рос сийской Федерации, а так же почти из всех союзных республик, побывавших у липецких учителей. Напряженный труд учи тельства дал хорошие ре зультаты. 1960/61 учебный год 288 школ в том числе 55 средних и восьмилетиях, закончили без второгодни ков. А в этом году у нас таких школ уже 400, в том числе более НЮ средних и восьмилетних. Среди них Усманская и Троекуровская школы-интернаты, Агрои-о- мовская, 1 -я усманская, 1 -я тербунская, 1 -я и 3-я лебедянские и другие средние школы. Успеваемость учащихся заметно возросла по срав нению с минувшим учеб ным годом. Известный интерес пред ставляют результаты успе ваемости по русскому язы ку и математике, дающие, как известно, наибольшее число неуспевающих и вто рогодников. В 1957 году с контроль ными работами по русско му языку не справились 48 крон, учащихся 5-х классов и 56 проц. уча щихся 7-х классов. В мае: этого года контрольные работы, которые проводи лись по текстам Министер ства просвещения РСФСР, не смогли написать по рус скому языку только 8,6 проц., а по математике —10 проц. учащихся. При этом больше половины положи тельных оценок составляют хорошие и отличные. То, что сделано по со вершенствованию урока, расценивается нами лишь как первые шаги той ог ромной работы, которую учительству области пред стоит совершить. Очень многое требуется еделать по перестройке учебного процесса в старших клас сах, в вечерних и сменных школах, а также по таким учебным дисциплинам, как история, география, физи ка, биология, химия, труд, основы производства. Одна ко на основе длительных наблюдений за работой учащихся можно сделать вывод о то-м, что в рацио нально организованных уро ках заложены достаточные возможности для ликвида ции второгодничества. Но в этой трудной и на пряженной работе учите лям. нужна серьезная по мощь. Подготовка к уроку по-новому отнимает у пе дагога много сил и време ни, так как ему приходит ся все без исключения на глядные пособия, иллюст рации и подсобные матери алы изготовлять самому, иногда привлекая к этому учащихся. Все изданные ранее наглядные пособия в силу их статичности и шаблонности не могут по мочь учителю, ибо они рассчитаны на старую ор ганизацию урока. В серьезной переработ ке нуждаются и некоторые учебники. Между тем, во просы переиздания учебни ков решаются крайне мед ленно, в чем на наш взгляд немало повинна и Акаде мия педагогических наук. Одним- из важнейших результатов перестройки школы является широкий размах заочного и вечерне го образования. З'а три го да число вечерних и смен ных школ рабочей и. сель ской молодежи у нас уве личилось почти в гри раза. В гор. Липецке, где бурно развивается промышлен ность и быстро растет ра бочий класс, большинство вечерних школ имеет соб ственные здания. В техни кумах области число заоч ников и учащихся вечер них отделений за годы пе рестройки утроилось. В 1959 году в Липецке был открыт вечерний фа культет Московского ин ститута стали, за три года число студентов в нем увеличилось до 1500. Он го товит специалистов для таких важных отраслей промышленности, как про изводство. черных метал лов, доменное, литейное, прокатное, электростале плавильное производство, обработка металлов давле нием, механическое обору дование заводов черной и цветной металлургии, про мышленное н гражданское, строительство. В этом году факультет дал первый вы пуск — 114 хорошо подго товленных инженеров-ме- таллургов, механиков, стро ителей. Тяга молодежи к образо ванию без отрыва от про изводства исключительно велика. Теперь в обласги всеми формами вечернего и заочного образования ох вачено более 2 0 тыс. чело век. Заочное и вечернее об разование становится од ной из важнейших форм образования. Дальнейший рост этих форм в известной мере сдерживается уже сейчас, и тем более будет сдержи ваться в будущем узостью материальной базы. Уже в минувшем учебном году в трудных условиях работали вечерние отделения строи тельного, машиностроитель ного и металлургического техникумов. Еще более трудными будут условия этого года. Жизнь настоя тельно требует создать лучшие условия среднем специальным учебным заве дениям, дающим немалое число специалистов для всех отраслей нашей про мышленности. Необходи мо, наконец, решить и во прос о строительстве в гор. Липецке корпусов для ве чернего факультета Мо сковского института стали. В перестройке школы особое место занимает про изводственное и трудовое обучение учащихся. Пока оно во многих случаях осуществляется кустарно и примитивно. В городах, производственное обуче ние сводится к выделению, рабочих мест на промыш ленных предприятиях. На селе — ограничивае т с я приобретением ремесленни ческих навыков, не требу ющих широкого общего об разования. В выборе профессиональ ной направленности много случайностей. Школьники зачастую получают узкие специальности. Причина, такого, положе ния, на наш взгляд, преж де всего в отсутствии не обходимой базы для произ водственного обучения. Строительство, учебных це хов и пролетов и их со держание на промышлен ных предприятиях пока еще не планируется соот ветствующими органами и ведется крайне медленно. Плановые органы не име ют перспективного плана подготовки кадров, что за трудняет планирование про фессиональной подготовки учащихся во многих об щеобразовательных шко лах. Эти вопросы требуют также дальнейшего рас смотрения и решения в соответствующих органах. В перспективе, как нам кажется, целесообразно было бы предусмотреть в более широком м асш таб^ создание в городах межЩ школьных учебных мастер ских типа заводов со сво им производственно-фи нансовым планом. На селе более приемлемой формой организации производст венного обучения учащихся нам представляется созда ние межколхозных или межрайонных школ-интер натов в составе 9—П-х классов на базе лучших хозяйств.. Учащиеся такой школы могли бы проходить производственное обучение в самостоятельных произ водственных бригадах. Не который опыт такой органи зации дела имеет у нас Троекурсвская школа-ин тернат. Сейчас: мы ведем работу по созданию, школы- интерната в составеЭ—14-х классов на; базе нашего лучшего хозяйства — сов хоза «Петровский». Товарищи депутаты! Пе рестройка школы по-ново му поставила вопросы под готовки педагогических кадров. В учебные програм мы введены новые школь ные курсы, для преподава ния которых нужны подго товленные учителя. Кроме того, бурный рост детских контингентов связан с большой потребностью пе дагогов всех специально стей. В настоящее время центральные области, в том числе и наша Липец кая область, испытывают, и прежде всего на села, не достаток педагогических кадров почти всех специ альностей. Этот недостаток мы устраняем на месте путем, регулярного отбора абитуриентов в педвузы, главным образом из сель ской молодежи. За послед ние три года проведена, из вестная работа по повыше нию образования педагоги ческих кадров через систе му заочного образования. Однако школы области испытывают острую потреб ность в преподавателях производственного обуче ния, подготовка которых ведется в Российской Фе дерации в крайне ограни ченном количестве и, мож но сказать, недостаточно организованно. Успешное выполнение известного • постановления правительства об улучше нии преподавания иност ранных языков в школе тормозится также из-за от сутствия подготовленных кадров. Почти нет учите лей музыки, пения, физ культуры, имеющих специ альную подготовку. Нам думается, что во просы подготовки и пере подготовки педагогических кадров заслуживают само го серьезного внимания Ми нистерства просвещения Российской Федерации. Товарищи депутаты! Пар тийные и советские орга ны, работники народного образования, обществен ные организации Липецкой области будут и впредь не устанно работать над осу ществлением Закона об укреплении связи школы с жизнью, над развитием на родного образования, что является важнейшим усло вием. воспитания подраста ющего поколения — воспи тания активных строителей коммунизма. (Аплодисмен ты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz