Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
В БЕРЕ ЗОВ СКУЮ шко лу-интернат мы еха ли вместе с директо ром Петром Ильичом Нови ковым. Снежное поле иск рилось радугой, будто по сыпанное сахаром. Скоро машина въехала в село. Петр Ильич в сердцах рас сказал, что население Бере зовки постепенно «выветри вается». И особенно замет но это преподавателям школы-интерната. Так, в прошлом году десятый класс здесь закончили во семнадцать воспитанников. Где же они теперь, на- ЛЬедники родного края? разных городах. Из во семнадцати выпускников в Березовке осталась только Лида Никишина. Ей «не повезло»: она тоже ездила в Ногинск, куда-то устраи валась, но неудачно. И Ли да вернулась в Березовку, стала работать пионервожа той в школе-интернате. А как чувствуют себя нынешние десятиклассни ки? Какое- у них настрое ние? Мы беседовали с-дву мя девочками — Валей Та расовой и Ниной Юшиной. Одна увлекается литерату рой, другая — химией. Но на вопрос, куда они соби раются пойти после оконча ния школы, Валя, понимаю ще скосив глаза на ди-рек-. _ тора, неуверенно ответила: — В колхоз, наверное. • Нина высказалась откро- еннее: — Не знаю. Сначала на- до аттестат получить. Неужели и эти выпускни ки вступят в жизнь без твердой уверенности в свое призвание? А потом нач нутся поиски, и в Березов ке и ближних к ней селах снова не досчитаются двух десятков своих наследни ков. В чем же дело? Вернемся к разговору с девочками. Спросите у них, какой предмет им больше всего по душе? Они отве тят: литература, математи ка, химия... И редко кто назовет агротехнику, жи вотноводство. Между тем, в школе проходят «Основы животноводства», «Основы растениеводства». По отзы вам П. И. Новикова, их ве дет опытный преподаватель И. Г. Кирпичев. Виноват во всем акаде мизм в обучении. И не в том беда, что школа все еще работает по старой про грамме. Плохо то, что да же новые дисциплины пре подаются так, как пять, десять лет назад. Здесь от сутствует тесная связь школы и хозяйства, на территории которого она находится. Нельзя сказать, что ребята не бывают в своем колхозе «Красный холм». Но к чему сводятся эти посещения? К экскур сиям на фермы. И это в то время, когда во многих школах учащиеся давно перестали быть экскурсан тами. Наравне со старши ми они ухаживают за жи вотными, трудятся на по лях, управляют машинами и тракторами. И чувствуют себя не гостями, а хозяева ми. Не случайно, что шко ла ни разу ,не поставила перед руководством колхо за вопроса о трудоустройст ве своих воспитанников. Дескать, вручили вам атте стат, теперь с нас и взятки гладки. В ряде школ для веде ния уроков приглашают специалистов с производ ства. Есть такие специали сты и в «Красном холме», и в соседнем совхозе «По- литово». Но дороги в Бе резовскую школу-интер нат они не знают:, их за бывают пригласить сюда. А сколько интересного, захва тывающего могли бы они рассказать ребятам о тру де полеводов, животново- Борис и сам подумывал о школе, но как-то нерешительно, с оглядкой. А вдруг не получится. Может, поэтому и брала его оторопь, когда появлялась учительница. Сейчас, когда в кармане аттестат зрелости, все эти наивности кажутся смешными, и Борис о них рассказывает с улыбкой. Лешка тогда ,*эитащид тетрадный листок и за- лВ ави л написать прямо у станка заяв ление. С тех пор и пошло. Возникли строки: «В труде и учебе рабочие буд ни идут и идут чередой». После смены «в вечернюю школу бегу торопливо». Весна прошлого года дала новый толчок. Она разрушила былые пред ставления о жизни, она расширила кру гозор рабочего паренька. С газетной полосы смотрел на него тот самый Юрка, который часто приходил к ним на курс в ремесленном училище. Юрий Гагарин! О нем говорит весь мир. Как- то не укладывалось в голова: сверст- ..снйк, товарищ, и вдруг такое! Космос! Да, друзья-товарищи распахивают це лину, таранят небо советскими кораб лями, сработанными из лучшего мате риала. Разве можно отставать!! Начинается зрелость. Пусть он скром ный рабочий, пусть он на скромном заводе, но он делает нужное цело, оно такое же нужное, как и полет в кос мос. Он посвящает стихи Юрию: «Воля к победе советских людей по твердо сти спорит со сталью». Письмо летит Москву, на улицу Б.-Пироговская, в ЧИР>м 23. Иначе Борис не мог, ему бы ло нужно поздравить товарища с побе дой. И вот родились стихи. Они все больше и больше занимают место в его жизни. Без стихов нельзя. Кто-то сказал, что в век атома и электроники не нужна поэзия. Неправда. Борис ис пытал на себе. Поэзия и труд неотде лимы. Он любит стихи так же предан но, как и свою основную работу. Рабочая кончилась смена, и снова Задорно поет свою песню гудок, Иду я с друзьями с родно-о завода, Хрустит под ногами снежок. Завод стал родным для молодого токаря. И он называет его так не для красного словца. Собственно, и стихи- то начал он писать здесь. Они были сатирическими, для стенгазеты. Крити ковались недостатки. Не было наждаков для заточки резцов, в стенгазете появ ляется стих: «Крутится, вертится токарь с резцом, Крутится, вертится в цехе большом...» Администрация приняла критику, не достаток устранили. Мать Евдокия Ивановна нет-нет да и скажет бывало сыну: «Не порть отно шения, не критикуй людей за недостат ки». — Но ведь это на пользу всем,— го ворил Борис. На большую пользу. Сейчас Лебе дянский литейно-механический завод расширяется. Старший мастер механо сборочного цеха С. А. Голубев показы вает новый цех, называет лучших лю дей. Их много. Михаил Бредихин, Ма рия Мальгина, Борис Всдынчиков. За водом осваиваются новые машины, бу дут строиться и еще цехи. Впрочем, об этом подробно рассказал недавно Бо рис в стихотворном письме к другу- солдату Анатолию Мерзл икичу. Анатолий, бывший рабочий завода, охраняет рубежи нашей Родины на Се вере. Ему интересно, как идут дела сейчас у бригады. А новостей много. И о них прозой рассказать нельзя. Где была кузница — построен новый цех, заложили клуб. «Двор заводской, что был сродни болоту, А проходная островам...» Теперь двор покрылся асфальтом, в цехе новые современные станки. Григо рий Малышев избран депутатом в гор совет, портрет его на Доске почета, Петька Дубинин стал отличным тока рем. В цехе трудится бригада комму нистического труда Калашникова. А о себе что написать — не знаю. Хоть не писал тебе я, друг, давно. По вечерам Есенина читаю. Порой хожу на танцы и в кино. А за стихи зовут меня поэтом Друзья мои, кто в шутку, кто Интересный человек Борис.__ просто токарь. Токарь-поэт. Зсе новые и новые открытий"' появляются у И нет конца открытиям, дерзаниям, беспокойству. «Покой нам только снит ся»,—сказал в свое время поэт А. Блок. Здорово сказал! г. Лебедянь. В. ЗОРИН. лов, механизаторов! Вот тогда-то и задумается мо лодой человек. Ему станет ясно, что и в родном селе, районе дел хоть отбавляй. И специальность, с кото рой он вступает в жизнь, сделается доступной. А если юноша или де вушка задумает изменить профессию или получить новую? Что ж, в добрый час. Зато одну он уж всег да будет иметь. Ту самую, что получил в школе. Ту самую, что составляла глав ный арсенал на заре его самостоятельной жизни. Кстати, о выборе профес сии. В школе-интернате об этом вопросе стыдливо умалчивают. Школа не да ет выпускникам вообще ни какой специальности. Все это и привело к тому, что ребята не видят ничего конкретного за пределами десятого класса. А спросят — отвечают: — Вот падучим аттестат, тогда... Впрочем, мы уже знаем, что бывает с березовекими школьниками, когда сити получают аттестаты. И вовсе нельзя считать не поправимой бедой то, что школа еще не перешла на новую программу. Планы планами, а о судьбе под растающего поколения на- * Будут специалисты На окраине деревни Паленка Становяжнокого района выросло большое двухэтажное здание. Это новая шко ла. В помещении обилие света. Здесь учится 280 ребят. В школе есть большой спортивный зал, необходимый спортивный инвентарь. Для учебных занятий приобре тено 15 швейных машинок, большое количество токар ных станков. Ребята, окончившие Паленскую среднюю школу, получат специальности. В. ВОРОПАЕВ. до • думать постоянно. И не следует дожидаться циркуляров сверху. Ребята должны определять свое место в жизни еше до того, как получат аттестаты зре лости. Прежде чем поехать в Березовку^ нам пришлось побывать на центральной усадьбе совхоза «Полкто- во». Это всего километрах в десяти от села. Главный агроном совхоза А. Е. До кучаев жаловался на не хватку кадров. — Что делать? — сокру шался он. — Сразу два уп равляющих требуются. И никак не можем найти. Как говорят, открытые вакан сии. А сколько рабочих рук не хватает на фермах?! И как совместить это с тем, что из соседних сел уходят молодые, здоровые ребята, да к тому же гра мотные, со средним обра зованием? Мы не хотим сказать, что подобные явления объясня ются целиком и полностью недостатками в работе шко лы. Бывают и некоторые другие причины, заставля ющие выпускников поки дать родные места. И все- таки в том, что некоторые ребята, еще не хлебнув са мостоятельной жизни, обре тают «чемоданное настрое ние», виновата, конечно, школа. И никакие разгово ры о постепенном переходе на новую программу здесь не помогут. Учащихся надо вооружать знаниями не в отрыве от жизни, а в тес ной связи с ней. В. ЕВСТРАТОВ. Данковский район. В Е С Е Л О , И Н Т Е Р Е С И Х о р о ш а я с м е н а Эти девочки — гимнастки. На их лицах радостные улыбки. Д а и как не радовать ся. Только что закончились областные со ревнования по гимнастике, только что под ружкам пожал руку их тренер Валентина Михайловна Азарина, а школьники сред ней школы № I, где учатся гимнастки, го рячо аплодировали одноклассникам. Й не только здесь они успешно выступи ли. Нина Воржева из 6-го класса (верх ний снимок) на матчевом соревновании городов Липецка и Воронежа заняла пер вое место, выступив по второму взрослому разряду. Сестры Люба и Валя Луговских (сни мок внизу) на всех соревнованиях тоже выступают по второму разряду. Замечательную смену готовит детская спортивная школа города для будущих спортивных битв. Фото Л. Иванова, В дни школьных ка никул в нашем киноте атре .«Прожектор» сеан сы кинофильмов и кон церты художественной самодеятельное т и о б- служивали сами дети. Это постоянный актив учащихся б-го «А» класса средней школы № 15. У ребят овей дежурные, билетеры, контролеры. Сами дети следят за порядком и культурой обслужива ния зрит е л е й. Д л я школьников это хоро шая практика. А. МЕРКУЛОВА, г. Елец. * _ * Хорошо отдыхали ле бедянские школьники. Большую помощь в подготовке и проведе нии- каникул учащихся оказали учителя школ и пенсионеры города. Мно го смекалки и находчи вости проявили и сами пионеры. Проводились массовые спортивные со ревнования по теннису, баскетболу, волейболу, шахматно-шашечный тур нир. Организованные в летний период отряды по улицам обслуживали юных зрителей в кино театре «Пионер». Л. ИВАНОВА, инструктор Лебедянского райкома ВЛКСМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz