Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Ч и г п а т е л Ь в з в о л н о в а н * МНЕ дали новую ученицу. ' Все говорят: «Намучаешься ты с ней». А она оказалась способная, пони мает и любит музыку, ко не. научи лась заниматься систематически. Несколько дней билась я с ней. Заставляла играть у себя дома, хо дила к ним. И мне уже казалось, что девочка привыкла, будет само стоятельно заниматься, как в д р у г - опять! Ничего не выучила. Сидит, потупившись, и молчит. — Как тебе не стыдно! — Я уже не могла владеть собою. — Ты всех измучила. Неужели мать не жалко!? Ведь она старается, работает... Люда вдруг уткнулась в спинку стула и заплакала. Навзрыд. Захле бываясь, приговаривает: Л В ~ А я, я кому нужна?! Зачем У»гживу? Никто мне не верит. Вы говорите, я обманываю всех. А он? Отец тоже обманывает. Продолжать урок было бесполез но. Я подсела к девочке поближе... Люда очень любила своего па пу. Он сильный. Ей хотелось, чтобы он был самым лучшим. Не нрави лось только одно: он возвращался поздно, сильно шатался и много кричал. На весь дом шумел. Было страшно. Девочка подросла. Стала пони мать, отчего так часто шумит отец. Он приходил пьяный. Но по чему же мама все сносит? Робко забившись в уголок, она вздрагива ет' при каждом движении пьяного отца. Такая беззащитная. А Люду ругает за плохие отметки. Но как ее слушать, если она сама беспре кословно подчиняется папе?, А он ведь никогда не делает . замечаний. Кто же из них добрее, лучше?: А потом случилось такое, отчего евочка не могла уже относиться о-прежнему и к отцу. Она- узнала — отец проводит время с чужой женщиной. Девочке стало очень обидно. Однажды отец исчез. Мама пла кала. Люда знала, где он. Отец вернулся. И мама была рада. Она даже слова не сказала о случив шемся, будто ему все можно, все позволено. А он снова пил. Кричал на нее: — Кто рассказал про меня на работе? Ты! И бил ее. Очень сильно. Мама по сле этого тяжело заболела. Но отец все равно пьянствовал и часто про падал по неделе—по две. На Люду, он не обращал внимания. Когда его пригласили в школу на спе циальное собрание отцов, он сказал: «Приду». А сам вернулся домой с опухшим лицом и в школу не по шел. Обманул. А она-то, Люда, тряслась. Страшно было: вдруг в школе расскажут, что она учится плохо... Обошлось. В дневнике ста ли появляться двойки. В музыкаль ной школе двойки - уже совсем не переводились. Только один раз, как всегда пьяный, отец выслушал жа лобы жены и крикнул дочери: — Иди сюда! Покажи отметки. Перелистал дневник. Взял ручку и что-то написал. Люда взглянула и покраснела. Через всю страницу крупными, корявыми буквами, на искось было написано с ошибками: «Проверяли если будут 2 прошу сообщить особо». . : Писал он пьяный.- А мама " ему опять — ни слова. Люда !^§а^т: : мама боится .обидетц его, боится, * как бы он совсем*.не ушел из дома. Почему отец не хочет жить дома?. Возвращается только для того, что бы поругаться и взять денег, потом пьянствовать, а жить в чужом доме. Он не работает. Л^ода никому не говорит, что его исключили из партии, а потом даже выгнали за пьянки и дебош с работы. Отыдйо. Все ребята гордятся отцами... Однажды в Липецк приехали ар тисты кино. В школе только и го ворили об этом. -— Папа, сходим а? — просила Люда. Отец обещал, но так и не сходил с ней. Девочка пошла одна. Села на свое место. И обомлела. Отец! Он сидел рядом с незнакомой жен щиной. С ними девочка. Такая же, как Люда. И отец весело шутил с ней... Потом я узнала еще большее. Разрушена не одна, а две семьи. Той женщиной оказалась работница комбината бытового обслуживания Ольга Арсентьевна Железнова. У нее была семья: муж, две дочери. Муж, долго прощавший ее похож дения — ради детей прощавший, — все же ушел. В народе говорят: «Семейные де ла — потемки». Но мне кажется, эту пословицу люди придумали для того, чтобы оправдать свою сла бость и ветхозаветную мораль, ко торая тоже выразилась в послови це «Моя хата с краю». Я не знаю, есть -ли специальная статья, чтобы привлекать к ответственности роди телей, вроде Кованцева и Железно вой, Однако ж слишком вольно ве сти себя общественность тоже ни в коем случае не должна позволять. Е. СВИРИДЕНКО, ■! преподаватель Липецкой музыкальной школы № 1. ОТ РЕДАКЦИИ: — Ненавижу их! Отца Письмо тревожное. Мы ненавижу! Давно не люб- не успели проверить его, лю его,— это говорила три- как в редакцию поступило надцатилетняя девочка, еще два, Одно —• от класс- — Я не работаю? Чушь, ного руководителя шестого Я начальник отдела снаб> «А» 1-й средней школы жения комбината бытового В. Ф. Кобанковой. Другое обслуживания. Если хоти- — из музыкальной школы те, могу очень хорошую № 1. Подписали его сразу ^характеристику предста- шесть человек. Учителя вить. встревожены. Они не мо- Опять невпопад. Не нуж- гут быть равнодушными, но характеристики. Минут Потому что, судя по пись- за пять до встречи с вами, мам, в семье Кованцезых товарищ Кованцев, мы по- настоЪщая трагедия. лучили исчерпывающую от Первой мы разыскали главного инженера комби- О. А. Железнову. Ока вы- ната- и сотрудники это слушала нас и равнодушно подтвердили. произнесла: Напомним вам ваш трудовой путь по- Какое мне дело до чу- следних лет. жой семьи? Кованцев мой— Кованцев—начальник це- и все тут. Железнову не ха на станкостроительном интересует также, работа ет он или нет, за что ис ключили его из партии. Начальник цеха, где ра ботает Железнова, расска зал нам о ней больше пло хого, чем хорошего. С воз мущением говорил и глав ный инженер комбината бытового обслуживания. — С Кованцевым они два сапога — пара. Об заводе. Пьянки. Понизили... Заместитель начальника це ха. Пьянки продолжались. Понизили... Бригадир ма лярного отделения. Пьянки усилились. Выгнали с заво да. Следующая страница в комбинате. Начальник цеха. Потом мастер. Агент по снабже нию. Начальник отдела суждали Железнову" один ' " ^ н и я . . . Уволен. раз на месткоме. Но, видимо, мало этого!! Самого Кованцева заста- Причина? Все та же. Пе сенка старая. Люди год от года растут. ли в собственном огороде, приносят пользу, а Кован- Мы просто-напросто дали пев катился по наклонной. ему почитать письмо из му зыкальной школы. Прочи тал. — Ерунда! И дома безобразничал. Жена с дочкой — под по стоянным страхом. Это рас сказали соседи, на ксто- Это первое его слово. Он рых, оправдываясь, он пре спокойно продолжал: Пьянки? К л е в е т а... бовал сослаться. Кто дал п , _ „ - право насаждать в семье Дочь не люолю? Неправ- домостроевские порядки?! да. И она меня очень лю- Не слишком ли часто при бит. Соседи рассказывали, ходится наблюдать, - „„ _ ------ ------- , как как она плакала тут обо «любвеобильные» люди не мне... Г Да, Люда плакала. Ко- вакцев и не подозревал, зная границ и меры, зани маются лишь утехами? По ра, пожалуй, и Кованцеву «Да»■ЯЕ№.;аг-аь— них дней привести в поря- посредственно на стройке», док временные дороги, при- Такой ответ радует. Он шедшие весной в плохое подает твердую надежду, состояние. что- в ближайшее время Руководителям треста дела на строительстве агло- «Липецкстрой» поручено по- фабрики наладятся, строить в апреле павильон Но вызывает недоумение на автобусной остановке другое: почему ничего не «Аглофабрика». отвечает на выступление Чтобы обеспечить строй- газеты ' комитет ВЛКСМ | «Эх, еще бы одну опера- широком совещании.. руко- ку сборным .железобетоном, треста «Липецкстрой»? Ведь тиЕку!» Так Называлась водства управления строи- заводу «Стройдеталь» № 1 стройка-то комсомольская, 'статья, опубликованная в тельства. Факты, указанные отпущена необходимая ар- К тому же в статье коми- 37 «Ленинца». В ней в статье, правильны. Строи- матурная сталь. Заменена тет подвергается большой ■подвергались критике недо- тельство переезда затянул дробилка, работавшая на критике за серьезные недо- 1статни в строительстве аг- трест «Спецстрой». В на- подготовке кварцитового статки в комсомольской ра- I ломерационной фабрики, стоящее время работы за- щебня для бетона высоких боте на стройке. Почему . Вот что сообщил редакции канчиваются и откроется марок. Завод получил боль- же комитет не реагирует 1_главный инженер управле- движение автомашин по шог количество металличе- на критику?.. К ия строительства -совнар- сокращенному пути. Руко- сной опалубки. Часть сбор- комсомольским Роза тов. Одуд: водителям треста дано ука- кого железобетона в апре- хранить такое «Статья обсуждалась на зание в течение несколь- ле будет подготовлена не- молчание? ? что мы лучше его знали об к одному берегу причали- ) этом- Еще утром Люда си- вать. Пусть, наконец, узна- - дела за столом в редакции ет его дочь — есть у нее ;и рассказывала, как обид- отец или он потерян. На- )но, что в ее комнате будут всегда потерян! И о таком ■жить чужие. не стоит жалеть. 1 лицу ли вожакам «гордое — Весело? Вы же работали по шесть часов в день! — Да ведь мы же все вместе! И потом заняты у нас были только руки,' а с песнями хорошо работается! Поют они здорово! Это верно. Без песен не обхо дится ни один вечер отдыха. А вечера здесь устраи ваются часто. Быть может, тем и объясняется необык новенная популярность лагеря, что ребята призыкли быть вместе не только во время уроков. Они постоян но к чему-то готовятся, что-то проводят. В школе они чувствуют себя как дома. Здесь не просто преподают им тот или иной предмет, здесь стараются привить многие полезные навыки, так .необходимые в жизни. — Мы хотим, чтобы культурный уровень наших р е бят был ничуть не ниже, чем в городских школах, а потому стараемся как можно больше помогать роди т е л я м в воспитании детей, — говорит Лариса Петров- Малышева, завуч школы. 'Н а отрядных сборах учатся ребята правильно си деть за столом, умело пользоваться ножом и вилкой, учатся бережному обращению с книгой. «Чувству вре мени» был посвящен показательный сбор в шестом «А» классе. Начался он с того, что Лида Аксенова за дала задачу: когда 45 = 0? Решали задачу все вместе, вспоминая случаи из жизни класса. Кто-то напомнил, как Слава Павлычев забыл дома тетрадь и, провер тевшись весь урок, не усвоил нового материала, кто- то рассказал, как умеет попусту терять время Коля Торжонов, как неправильно распределяет свой день Слава Строков. О том. как после занятий в школе можно успеть и выучить уроки, и погулять, и позани маться в кружке «Умелые руки», рассказал отличник Володя Козявин. Нет, этот сбор не был похож на тот, что видели ребята в кинокартине «Друг мой Колька». Для старшеклассников подобные сборы уже прой денный этап, а потому они решают более серьезные проблемы. Например, такую: «В чем заключается кра сота человека?» Диспут на эту тему был проведен в конце февраля ребятами восьмых, девятых и десятых классов. Сначала стеснялись, а потом так разговори лись, что и не унять. Вспомнили слова Чехова о том, что «...в человеке должно быть все прекрасно...» Го ворили о скромности, об отношении друг к другу, об уважении к старшим. Назывались фамилии, припоми нались давно, казалось, забытые происшествия. Результат этого откровенного диспута-разговора был несколько неожиданным: все девочки стали ходить на вечера в школьной форме с белым фартуком. Но не только диспутами да вечерами занят досуг агрономовских школьников. Занятия их нередко дик туются нуждами совхоза. Возвращаются с юга птицы — ребята готовят им скворечники. Появился в совхо зе молодняк — пионеры берут шефство над телятами. Однако самую большую помощь оказывают ребята совхозным садоводам. В течение всего года действует пионерский зеленый патруль. Создан даже специаль ный комитет, председателем которого выбрали боль шого друга ребят и деревьев — Наталью Александров ну Жданову — управляющую четвертым отделением. С ее помощью зеленый патруль от обороны перешел к наступлению — школьники не только защищают ’сады, но и всячески пропагандируют роль «зеленого друга», не только охраняют деревья, но и заботятся о новых посадках. Вот так живет и трудится Агрономовская школа. На первый взгляд в ее работе нет ничего особенного. Все как у всех. Те же планы, те же темы отрядных сборов и школьных диспутов, те же беды и те же заботы. Но этим и ограничивается сходство. Различия начинаются сразу, как только дело доходит до понимания и осу ществления всех этих планов и мероприятий. Прежде, всего Агрономовская школа одной из первых перестроила систему ведения урока. Причем, если вна чале только двое — Анна Ивановна Мызникова и Клав дия Ивановна Глотова — вели уроки по-новому, то очень скоро все учителя в школе смогли отказаться от устаревшей формы комбинированного урока. Здесь побывало много гостей из Горького, Минска, Алма- Аты и других городов Советского Союза, и все они уеэжзли с твердым намерением во что бы то ни стало отстоять и непременно применить на своих уроках ю, Ж Второй «А» класс на уроке Анны Ивановны Мыз- никовои. & Яг чему они научились а этой маленькой сельской школе Вот уже шестой год начальные классы Агрономов- сксй школы дают только стопроцентную успеваемость, Одна из причин — нетерпимое отношение к двоечни кам и лентяям и правильно организованная работа с родителями. Здесь правильно понята перестройка школьного об разования и последовательно проводится принцип свя зи обучения с жизнью. С самых первых дней пребыва ния в школе ребятишки привыкают к труду, учатс* быть полезными своей школе, своему селу, своей Ро дине. Об этом очень красноречиво говорит крохотное сочинение—так называемая творческая работа по кар тинке— девочки-второклассницы, ученицы А. И. Мыз* никовой. Вот что в нем написано: «Это маки. Я очень люблю цветы. Летом я буду ухаживать за цветами Цветы украшают нашу Родину. Осенью я соберу се мена цветов». Трудно сказать, кем станет эта девочка, когда вы растет, но уже сейчас ясно, что она сумеет найти се бе занятие по сердцу, сумеет быть полезной свое? стране. Такой ее сделает школа и огромный яблоне^ вый сад, который цветет каждый год потому, что в не го вложена частица й ее труда. А. КАСПАРОВА- Фото Ю. Ардашева-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz