Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ч и г п а т е л Ь в з в о л н о в а н * МНЕ дали новую ученицу. ' Все говорят: «Намучаешься ты с ней». А она оказалась способная, пони­ мает и любит музыку, ко не. научи­ лась заниматься систематически. Несколько дней билась я с ней. Заставляла играть у себя дома, хо­ дила к ним. И мне уже казалось, что девочка привыкла, будет само­ стоятельно заниматься, как в д р у г - опять! Ничего не выучила. Сидит, потупившись, и молчит. — Как тебе не стыдно! — Я уже не могла владеть собою. — Ты всех измучила. Неужели мать не жалко!? Ведь она старается, работает... Люда вдруг уткнулась в спинку стула и заплакала. Навзрыд. Захле ­ бываясь, приговаривает: Л В ~ А я, я кому нужна?! Зачем У»гживу? Никто мне не верит. Вы говорите, я обманываю всех. А он? Отец тоже обманывает. Продолжать урок было бесполез­ но. Я подсела к девочке поближе... Люда очень любила своего па ­ пу. Он сильный. Ей хотелось, чтобы он был самым лучшим. Не нрави­ лось только одно: он возвращался поздно, сильно шатался и много кричал. На весь дом шумел. Было страшно. Девочка подросла. Стала пони­ мать, отчего так часто шумит отец. Он приходил пьяный. Но по­ чему же мама все сносит? Робко забившись в уголок, она вздрагива­ ет' при каждом движении пьяного отца. Такая беззащитная. А Люду ругает за плохие отметки. Но как ее слушать, если она сама беспре­ кословно подчиняется папе?, А он ведь никогда не делает . замечаний. Кто же из них добрее, лучше?: А потом случилось такое, отчего евочка не могла уже относиться о-прежнему и к отцу. Она- узнала — отец проводит время с чужой женщиной. Девочке стало очень обидно. Однажды отец исчез. Мама пла­ кала. Люда знала, где он. Отец вернулся. И мама была рада. Она даже слова не сказала о случив­ шемся, будто ему все можно, все позволено. А он снова пил. Кричал на нее: — Кто рассказал про меня на работе? Ты! И бил ее. Очень сильно. Мама по­ сле этого тяжело заболела. Но отец все равно пьянствовал и часто про­ падал по неделе—по две. На Люду, он не обращал внимания. Когда его пригласили в школу на спе­ циальное собрание отцов, он сказал: «Приду». А сам вернулся домой с опухшим лицом и в школу не по­ шел. Обманул. А она-то, Люда, тряслась. Страшно было: вдруг в школе расскажут, что она учится плохо... Обошлось. В дневнике ста ­ ли появляться двойки. В музыкаль­ ной школе двойки - уже совсем не переводились. Только один раз, как всегда пьяный, отец выслушал жа ­ лобы жены и крикнул дочери: — Иди сюда! Покажи отметки. Перелистал дневник. Взял ручку и что-то написал. Люда взглянула и покраснела. Через всю страницу крупными, корявыми буквами, на ­ искось было написано с ошибками: «Проверяли если будут 2 прошу сообщить особо». . : Писал он пьяный.- А мама " ему опять — ни слова. Люда !^§а^т: : мама боится .обидетц его, боится, * как бы он совсем*.не ушел из дома. Почему отец не хочет жить дома?. Возвращается только для того, что­ бы поругаться и взять денег, потом пьянствовать, а жить в чужом доме. Он не работает. Л^ода никому не говорит, что его исключили из партии, а потом даже выгнали за пьянки и дебош с работы. Отыдйо. Все ребята гордятся отцами... Однажды в Липецк приехали ар ­ тисты кино. В школе только и го­ ворили об этом. -— Папа, сходим а? — просила Люда. Отец обещал, но так и не сходил с ней. Девочка пошла одна. Села на свое место. И обомлела. Отец! Он сидел рядом с незнакомой жен­ щиной. С ними девочка. Такая же, как Люда. И отец весело шутил с ней... Потом я узнала еще большее. Разрушена не одна, а две семьи. Той женщиной оказалась работница комбината бытового обслуживания Ольга Арсентьевна Железнова. У нее была семья: муж, две дочери. Муж, долго прощавший ее похож­ дения — ради детей прощавший, — все же ушел. В народе говорят: «Семейные де­ ла — потемки». Но мне кажется, эту пословицу люди придумали для того, чтобы оправдать свою сла ­ бость и ветхозаветную мораль, ко ­ торая тоже выразилась в послови­ це «Моя хата с краю». Я не знаю, есть -ли специальная статья, чтобы привлекать к ответственности роди­ телей, вроде Кованцева и Железно ­ вой, Однако ж слишком вольно ве­ сти себя общественность тоже ни в коем случае не должна позволять. Е. СВИРИДЕНКО, ■! преподаватель Липецкой музыкальной школы № 1. ОТ РЕДАКЦИИ: — Ненавижу их! Отца Письмо тревожное. Мы ненавижу! Давно не люб- не успели проверить его, лю его,— это говорила три- как в редакцию поступило надцатилетняя девочка, еще два, Одно —• от класс- — Я не работаю? Чушь, ного руководителя шестого Я начальник отдела снаб> «А» 1-й средней школы жения комбината бытового В. Ф. Кобанковой. Другое обслуживания. Если хоти- — из музыкальной школы те, могу очень хорошую № 1. Подписали его сразу ^характеристику предста- шесть человек. Учителя вить. встревожены. Они не мо- Опять невпопад. Не нуж- гут быть равнодушными, но характеристики. Минут Потому что, судя по пись- за пять до встречи с вами, мам, в семье Кованцезых товарищ Кованцев, мы по- настоЪщая трагедия. лучили исчерпывающую от Первой мы разыскали главного инженера комби- О. А. Железнову. Ока вы- ната- и сотрудники это слушала нас и равнодушно подтвердили. произнесла: Напомним вам ваш трудовой путь по- Какое мне дело до чу- следних лет. жой семьи? Кованцев мой— Кованцев—начальник це- и все тут. Железнову не ха на станкостроительном интересует также, работа­ ет он или нет, за что ис­ ключили его из партии. Начальник цеха, где ра­ ботает Железнова, расска­ зал нам о ней больше пло­ хого, чем хорошего. С воз­ мущением говорил и глав­ ный инженер комбината бытового обслуживания. — С Кованцевым они два сапога — пара. Об­ заводе. Пьянки. Понизили... Заместитель начальника це­ ха. Пьянки продолжались. Понизили... Бригадир ма­ лярного отделения. Пьянки усилились. Выгнали с заво ­ да. Следующая страница в комбинате. Начальник цеха. Потом мастер. Агент по снабже­ нию. Начальник отдела суждали Железнову" один ' " ^ н и я . . . Уволен. раз на месткоме. Но, видимо, мало этого!! Самого Кованцева заста- Причина? Все та же. Пе­ сенка старая. Люди год от года растут. ли в собственном огороде, приносят пользу, а Кован- Мы просто-напросто дали пев катился по наклонной. ему почитать письмо из му­ зыкальной школы. Прочи­ тал. — Ерунда! И дома безобразничал. Жена с дочкой — под по­ стоянным страхом. Это рас­ сказали соседи, на ксто- Это первое его слово. Он рых, оправдываясь, он пре­ спокойно продолжал: Пьянки? К л е в е т а... бовал сослаться. Кто дал п , _ „ - право насаждать в семье Дочь не люолю? Неправ- домостроевские порядки?! да. И она меня очень лю- Не слишком ли часто при­ бит. Соседи рассказывали, ходится наблюдать, - „„ _ ------ ------- , как как она плакала тут обо «любвеобильные» люди не мне... Г Да, Люда плакала. Ко- вакцев и не подозревал, зная границ и меры, зани­ маются лишь утехами? По­ ра, пожалуй, и Кованцеву «Да»■ЯЕ№.;аг-аь— них дней привести в поря- посредственно на стройке», док временные дороги, при- Такой ответ радует. Он шедшие весной в плохое подает твердую надежду, состояние. что- в ближайшее время Руководителям треста дела на строительстве агло- «Липецкстрой» поручено по- фабрики наладятся, строить в апреле павильон Но вызывает недоумение на автобусной остановке другое: почему ничего не «Аглофабрика». отвечает на выступление Чтобы обеспечить строй- газеты ' комитет ВЛКСМ | «Эх, еще бы одну опера- широком совещании.. руко- ку сборным .железобетоном, треста «Липецкстрой»? Ведь тиЕку!» Так Называлась водства управления строи- заводу «Стройдеталь» № 1 стройка-то комсомольская, 'статья, опубликованная в тельства. Факты, указанные отпущена необходимая ар- К тому же в статье коми- 37 «Ленинца». В ней в статье, правильны. Строи- матурная сталь. Заменена тет подвергается большой ■подвергались критике недо- тельство переезда затянул дробилка, работавшая на критике за серьезные недо- 1статни в строительстве аг- трест «Спецстрой». В на- подготовке кварцитового статки в комсомольской ра- I ломерационной фабрики, стоящее время работы за- щебня для бетона высоких боте на стройке. Почему . Вот что сообщил редакции канчиваются и откроется марок. Завод получил боль- же комитет не реагирует 1_главный инженер управле- движение автомашин по шог количество металличе- на критику?.. К ия строительства -совнар- сокращенному пути. Руко- сной опалубки. Часть сбор- комсомольским Роза тов. Одуд: водителям треста дано ука- кого железобетона в апре- хранить такое «Статья обсуждалась на зание в течение несколь- ле будет подготовлена не- молчание? ? что мы лучше его знали об к одному берегу причали- ) этом- Еще утром Люда си- вать. Пусть, наконец, узна- - дела за столом в редакции ет его дочь — есть у нее ;и рассказывала, как обид- отец или он потерян. На- )но, что в ее комнате будут всегда потерян! И о таком ■жить чужие. не стоит жалеть. 1 лицу ли вожакам «гордое — Весело? Вы же работали по шесть часов в день! — Да ведь мы же все вместе! И потом заняты у нас были только руки,' а с песнями хорошо работается! Поют они здорово! Это верно. Без песен не обхо­ дится ни один вечер отдыха. А вечера здесь устраи­ ваются часто. Быть может, тем и объясняется необык­ новенная популярность лагеря, что ребята призыкли быть вместе не только во время уроков. Они постоян­ но к чему-то готовятся, что-то проводят. В школе они чувствуют себя как дома. Здесь не просто преподают им тот или иной предмет, здесь стараются привить многие полезные навыки, так .необходимые в жизни. — Мы хотим, чтобы культурный уровень наших р е ­ бят был ничуть не ниже, чем в городских школах, а потому стараемся как можно больше помогать роди­ т е л я м в воспитании детей, — говорит Лариса Петров- Малышева, завуч школы. 'Н а отрядных сборах учатся ребята правильно си­ деть за столом, умело пользоваться ножом и вилкой, учатся бережному обращению с книгой. «Чувству вре ­ мени» был посвящен показательный сбор в шестом «А» классе. Начался он с того, что Лида Аксенова за ­ дала задачу: когда 45 = 0? Решали задачу все вместе, вспоминая случаи из жизни класса. Кто-то напомнил, как Слава Павлычев забыл дома тетрадь и, провер ­ тевшись весь урок, не усвоил нового материала, кто- то рассказал, как умеет попусту терять время Коля Торжонов, как неправильно распределяет свой день Слава Строков. О том. как после занятий в школе можно успеть и выучить уроки, и погулять, и позани­ маться в кружке «Умелые руки», рассказал отличник Володя Козявин. Нет, этот сбор не был похож на тот, что видели ребята в кинокартине «Друг мой Колька». Для старшеклассников подобные сборы уже прой­ денный этап, а потому они решают более серьезные проблемы. Например, такую: «В чем заключается кра­ сота человека?» Диспут на эту тему был проведен в конце февраля ребятами восьмых, девятых и десятых классов. Сначала стеснялись, а потом так разговори ­ лись, что и не унять. Вспомнили слова Чехова о том, что «...в человеке должно быть все прекрасно...» Го­ ворили о скромности, об отношении друг к другу, об уважении к старшим. Назывались фамилии, припоми­ нались давно, казалось, забытые происшествия. Результат этого откровенного диспута-разговора был несколько неожиданным: все девочки стали ходить на вечера в школьной форме с белым фартуком. Но не только диспутами да вечерами занят досуг агрономовских школьников. Занятия их нередко дик­ туются нуждами совхоза. Возвращаются с юга птицы — ребята готовят им скворечники. Появился в совхо­ зе молодняк — пионеры берут шефство над телятами. Однако самую большую помощь оказывают ребята совхозным садоводам. В течение всего года действует пионерский зеленый патруль. Создан даже специаль­ ный комитет, председателем которого выбрали боль­ шого друга ребят и деревьев — Наталью Александров­ ну Жданову — управляющую четвертым отделением. С ее помощью зеленый патруль от обороны перешел к наступлению — школьники не только защищают ’сады, но и всячески пропагандируют роль «зеленого друга», не только охраняют деревья, но и заботятся о новых посадках. Вот так живет и трудится Агрономовская школа. На первый взгляд в ее работе нет ничего особенного. Все как у всех. Те же планы, те же темы отрядных сборов и школьных диспутов, те же беды и те же заботы. Но этим и ограничивается сходство. Различия начинаются сразу, как только дело доходит до понимания и осу­ ществления всех этих планов и мероприятий. Прежде, всего Агрономовская школа одной из первых перестроила систему ведения урока. Причем, если вна­ чале только двое — Анна Ивановна Мызникова и Клав­ дия Ивановна Глотова — вели уроки по-новому, то очень скоро все учителя в школе смогли отказаться от устаревшей формы комбинированного урока. Здесь побывало много гостей из Горького, Минска, Алма- Аты и других городов Советского Союза, и все они уеэжзли с твердым намерением во что бы то ни стало отстоять и непременно применить на своих уроках ю, Ж Второй «А» класс на уроке Анны Ивановны Мыз- никовои. & Яг чему они научились а этой маленькой сельской школе Вот уже шестой год начальные классы Агрономов- сксй школы дают только стопроцентную успеваемость, Одна из причин — нетерпимое отношение к двоечни­ кам и лентяям и правильно организованная работа с родителями. Здесь правильно понята перестройка школьного об­ разования и последовательно проводится принцип свя­ зи обучения с жизнью. С самых первых дней пребыва­ ния в школе ребятишки привыкают к труду, учатс* быть полезными своей школе, своему селу, своей Ро­ дине. Об этом очень красноречиво говорит крохотное сочинение—так называемая творческая работа по кар ­ тинке— девочки-второклассницы, ученицы А. И. Мыз* никовой. Вот что в нем написано: «Это маки. Я очень люблю цветы. Летом я буду ухаживать за цветами Цветы украшают нашу Родину. Осенью я соберу се ­ мена цветов». Трудно сказать, кем станет эта девочка, когда вы­ растет, но уже сейчас ясно, что она сумеет найти се­ бе занятие по сердцу, сумеет быть полезной свое? стране. Такой ее сделает школа и огромный яблоне^ вый сад, который цветет каждый год потому, что в не­ го вложена частица й ее труда. А. КАСПАРОВА- Фото Ю. Ардашева-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz