Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
З АВО Д В ТУ П И К Е Основной цех на Чаплы- гинском чугуноли 'тейном- заводе — литейнййТГО-т его работы почти целиком за висят показатели предприя тия. Но дела в цехе дале ко не блестящие. Велик брак. В янзаре в него уходило более пятой части литья от всего заформо- ванного. В марте брак не сколько снизился. Но и тогда на переплавку шла чуть ли не каждая седь мая деталь. В то же время находив шиеся в командировке сот рудники Московского на учно _ исследовательского института, сантехники с высокой похвалой отзыва лись о коллективе цеха, говорили, что все работни ки здесь умелые, опытные. Так в чем же тогда де ло? Старший мастер литей ного цеха Г. И. Козырев показывает нам землепри готовительное отделение. Здесь начало всего произ водства. В центре отделения вы сятся землеприготовитель ные бегуны. Их три. А ра ботает только один агрегат. Другие вышли из строя. У них нужно менять и бегу ны, и редукторы. Но этих частей цет на заводе, а совнархоз не дает. Чтобы не простаивал цех из-за нехватки формовоч ной смеси, в отделений стараются ускорить техно логический процесс. Это, конечно, снижает качество смеси. К тому же на бе гунах нет мерочных доза торов для глинистой эмуль сии. Ее льют на глазок. В цехе подсчитали, что отделение землеприготов- ления дает до 80 процен тов всего брака. Рядом, в формовочном пролете, неумолчно тарах тят пневматические трам бовки. Работает бригада А. Бухановой. — Сколько за смену сек ций формуете? — поинте ресовались мы. Член бригады Владимир Диментьез отвечает: — Шестьдесят пар мо жем дать. Но из них, как правило, до десяти секций в брак уходит. Земля плохая. _Металл... Его выплавля ют в вагранках. Вот стоят они две, отжившие свой век, старые, маломощные. Одна работает, другая в ремонте. В час вагранка дает 3,5 тонны чугуна, а цеху требуется — пять. Весь средний пролет за громожден готовыми к отливке формами. Не хвата ет металла заливать их. И пока дойдет очередь до последних, в них уже пере сохнет формовочная смесь, отливки получатся с бра ком. Немало брака в цехе идет «по стержням». И это потому, что нет контроль но-измерительных прибо ров, и сушильные плиты имеют конструктивные не достатки. Мы видели, как залив щики, сгибаясь под тяже стью, подносили к формам ковши с расплавленным металлом. Сюда бы поста вить подвесную дорогу. Но нельзя. В цехе очень тесно. Вот если бы высво бодить очистное отделе ние... Для него строится новое помещение. Но стро ительство тянется уже тре тий год и еще не присту пили к монтажу оборудо вания. Его нет. Совнархоз не позаботился об этом. В начале прошлого года на заводе начали ставить новые вагранки. А сейчас строительство пришлось за тормозить. Совнархоз не выделил в этом году не обходимые средства. По инерции продолжает по- ■ступать на завод заказан ное на других предприя тиях оборудование для вагранок, а платить за него нечем. Руководители завода без конца просят оборудова ние для вентиляции литей ного цеха, оборудование для нового очистного от деления и лаборатории, средства на строительство вагранок и реконструкции сушильной камеры стерж ней, запасные части для бегунов... Главный инженер Ю. А. Рыжков даже специальную папку завел для «челобит ных». Когда едет в совнар хоз, он всегда берет ее с собой. Но каждый раз при. Я БЛОНЕВЫЕ сады, отделенные от дороги бело ствольными шеренгами берез, тянутся до самой школы, обступают ее кругом, загораживая от ветров и непогоды. Деревья тянут ветки, силясь загля нуть в окна, приветливо кланяются ребятам. А ребя- та?... Девчонки выскочили на улицу без пальто и то ропят весну, начертив «классы» на мерзлой еще зем ле, пряча покрасневшие от холода руки в оборках фартуков. Мальчишки измеряют глубину луж, упорно не замечая раскисших ботинок и забрызганных брюк. Те, что постарше, ушли в .сады, обрезают ветки, стря хивая с них мокрые. тяжелые капли. Ребята спешат.- Обрезку надо закончить прежде, чем оживут, забро дят весенним соком деревья. Работают весело, словно играют. — А они всегда гак! С охотой трудятся, радостно. Это говорит директор школы Евгения Васильевна Шумова. Ее словам веришь тем охотнее, чем больше времени проводишь среди учеников этой школы. От первоклашек до выпускников все они удивительно улыбчивые, общительные и жизнерадостные, а глав ное — не безразличные. Они гордятся своей школой, любят свой совхоз. Они не ждут, пока кто-то сделает их жизнь увлекательной и интересной, об этом они заботятся сами. Кто сделал их такими? Как?.. ...В тот день у Лены с самого утра было плохое настроение. Не хотелось просыпаться, не хотелось выходить из дома в густой промозглый туман. Нака нуне она весь вечер просидела за книгой. Сильные, ни на кого не похожие люди обменивались таинственны ми непонятными фразами, собираясь лететь на какую- то далекую, совсем не обжитую планету. — Читаешь, дочка? А уроки уже сделала? Мама пришла... Но спускаться на землю не очень хотелось. Утвердительно кивнув головой, она продолжала чи тать. И вот двойка. Ну и подумаешь! Ведь одна-един- ственная... И чего они так возмущаются! Но «они» не только возмущались. В этот же день состоялось вне очередное заседание комитета. Единственная? Ни од ной двойки не должно быть! Лена давно уже дома, готовит уроки, а комитет все заседает. А назавтра... Галя Карльяк взяла пятый «А», Маша Афанасова—т шестой «А», Георгий Щемелинин — восьмой «Б», — словом, все члены комитета были распределены по ходится слышать ему от на чальника управления маши ностроения Э. С. Мерако- ва один и тот же ответ: — Денег на капитальное строительство для вашего завода нет. А между тем все обору дование давно устарело, работает на износ. Здесь ломают голову, когда на до заменить какой-нибудь механизм. Например, для замены лемехов и отвалов на бегунах приходится рыться в металлоломе, ис кать старые плуги и при спосабливать их. Даже ремонт электромо торов превратился в не разрешимую проблему. В прошлом году совнархоз организовал централизо ванный ремонт моторов на бывшем авторемзаводе в Липецке. А сейчас гово рят: «Ремонтируйте у се бя». Но как это сделать, если нет обмоточного про вода? На заводе скопилось более пятидесяти «боль ных» электромото р о в . Электрики все ждут, ка кой же «рецепт» пришлют из совнархоза, а пока пе реставляют годные мото ры с места на место, что бы как-то могло действо вать оборудование. Ходили мы по чугуноли тейному заводу и диву давались, как он не похож на современное предприя тие. Будто в какой-то музей старой техники попали. За все время существования завода только один раз реконструировали его. И то еще в 1946 году. Тогда не предусматривали даже вентиляции цехов. Завод представляет со бой одно центральное зда ние, вокруг которого, как опята к пню, прилепились тринадцать временных при строек-клетушек. О какой же механизации и автома тизации может идти речь?! Как в таких условиях уве личивать выпуск продук ции? А между тем продук ция Чаплыгинского чугуно литейного завода — новые очень экономичные котлы для коммунальных и тех нологических нужд—поль зуются большим, спросом. Со всех концов страны в Чаплыгин идут заявки. Еще в 1957 году был со ставлен новый план рекон струкции завода. Но он до снх пор не осуществлен. В этом году руководите ли предприятия предложи ли еще один план рекон струкции, в котором преду сматривается строительст во нового цеха. Подсчита ли, что на это уйдет 200 тысяч рублей. Но в совнархозе от это го плана отмахнулись. Зна чит, придется опять лепить пристройки вокруг старого здания, что по расчетам обойдется дороже — в 250 тысяч рублей. И еще одно. Завод стоит у самой реки. Геологиче ские исследования показа ли, что здесь очень близ ко, всего в двух метрах от поверхности, залегают грунтовые воды и пески- плывуны. Надо во что бы то ни стало быстрее строить но вое здание цеха, как это предусматривается в по следнем плане реконструк ции завода, и, конечно, в другом месте, подальше от реки, от разрушающих грунтовых вод. Рейдовая бригада «Ленинца»: А. ШЕ- БАНОВА, секретарь Чаплыгинского рай кома ВЛКСМ, Э. КА- ПУНОВ, технолог Чап лыгинского агрегат ного завода, В. АНА ТОЛЬЕВ. А Е А А ^ХОРОШИЕ 9 Т | Молодежь Измалков- $ ♦ского района выполняетI «принятые обязательства.| | 735 свиней откормили { {и сдали государству ♦ «свиноводы. Готовятся! |д л я сдачи еще более X ?3800 голов. I 800 свиней обязался ♦ | откормить Алексей Ко- X Xпенкин из колхоза име-! ! ни Маяковского. Он уже ♦ ♦сдал 105 голов. I 5 Хорошо трудится сви- X «парка Предтечевского х Xотделения совхоза «Про-» Хлетарий» Рая Чугунова.! | Она уже получила по X X10 поросят от каждой * ♦свиноматки. X ♦ Горячие дни и у доя -! Xрок. Высоких надоев до-1 Хбивается доярка совхо - | «за «Пролетарий» Клав-1? Хдия Бобровская. 8—10 ! | килограммов молока в ♦ Xсутки от каждой коро- ♦ Xвы — таков ее результат. I | Более чем по 600 кило-1 Xграммов молока надои- X ♦ла от каждой коровы с * |н ач ал а года доярка сов- } Ххоза «Измалковский» X ; Валя Трубицына. X В. ВОЛКОВ. * Разве только одни ребята могут управлять трактором? У Гали Карпьяк это получается ничуть не хуже. % классам. Они приходили на уроки, просматривали книги, дневники, обращали внимание на внешний вид учеников, отмечали непо рядок в классе. А потом рассказывали^ обо всем увиденном на общешкольной линейке. Нет, никому не хотелось вызвать дружный смех или осуждение всей школы. И все-таки... Нельзя сказать, чтобы Саша был неспособным. Но учился он очень неровно. Схватив двойку, долго оп равдывался, ссылаясь то на домашние дела, то на го ловную боль, то еще на что-нибудь. Казалось, что уже все средства были испробованы. День в шестом «А» начался как обычно. Так же суетились дежурные, так же заливисто громко звенел звонок. Ничто не предвещало беды. И вдруг... Крас ка горячей волной залила Сашины щеки, захлестнула уши, даже шею... Следом за учительницей в класс вошла... мама. Зачем? Его лицо было откровенным вопросительным знаком. Но мама даже не взглянула на него. Спокойно прошла в конец класса и села за последнюю парту. Что за напасть? И почему она не на работе?! Но мама никуда не торопилась. Прошел один урок, другой, третий... Мама не уходила. Молча слушала она ответы сына, ответы его товарищей. Сравнивала. Огорчалась. Когда кончились уроки, все остались в классе. Этот разговор нужен был не толь ко Саше. Как организовать свой день? Когда лучше готовить уроки? Как отдыхать? Домой шли все вместе. Шумные, разгоряченные, все еще доказывали что-то друг другу, толкаясь и попадал ногами в лужи. Мно гое понял в тот день не только Саша. Очень доволь на была его мама. Этот день не пройдет бесследно ни для нее, ни для сына. И все-таки трудно пришлось бы школе, если бы действовала она только своими силами. Но ей есть на кого опереться. Расположена школа на территории совхоза «Агроном». Подавляющее большинство роди телей учеников работает здесь же в совхозе. Дирек тор совхоза Герасим Васильевич Копалин и секретарь совхозной парторганизации Иван Ильич Зрелый счи тают школу одним из важнейших участков своей ра боты, Непременные участники педсоветов и школь- Ш К О Л Я ных партийных собраний, они уверены, что руководи тели совхоза должны помогать родителям в воспита нии детей, тем более, что дети—будущее совхоза. И вот, на очередном заседании парткома, слушают пу таное объяснение смущенного родителя, — не так-то просто рассказать, почему тзой сын плохо учится, гру бит старшим. Когда увидели, что на партком нужно вызывать не одного и не двух, — устроили что-то вроде «конфе ренции отцов», подняв большой и серьезный разго вор о воспитании, о мелких упущениях и недосмот рах, перерастающих иногда в большую беду. Совхоз является производственной базой школы. Старшеклассники получают профессию плодоводов, право работать в питомнике. Правильно и интересно поставленное производственное обучение дает ребя там перспективу, вот почему учатся они охотно, весе ло. Многие из них твердо решили остаться здесь" Ра ботать. Чтобы обучить ребят, совхоз послал в школу лучших своих работников: здесь и Лидия Федоровна Долгих, и Алексей Иванович Литвинов, и Александра Николаевна Наквасина. Что же касается работы в совхозе, то и учителями, и школьниками она воспринимается как нечто бесспор ное и обязательное. Летом 1961 года в школе был организован опытный «лагерь труда и отдыха». В течение двух недель более двадцати старшеклассников жили в школе. Установили строжайший режим дня. Даже флаг был свой у лагеря. Мальчишки, правда, до сих пор смеются,— очень уж долго мудрили над ним девочки. Сошьют, поднимут, а он свернет ся в трубку, ну никакой торжественности! Несколь ко раз его перекраивали, втрое сшили красное полот нище, а своего добились. Был он действительно гор дым, а на фоне зеленой листвы казался особенно яр ким, праздничным. Ребята с удовольствием вспоми нают это время: — Ох, и весело было!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz