Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Как это у Леонида Мартынова? « Замечали — По городу ходит прохожий? Вы встречали — По городу ходит прохожий?.. —Он всегда об одном эатевает беседу: ►— Успокойтесь, утешьтесь — я скоро уеду!» Это поэт. Он собирается в страну красоты — Лукоморье. Играя на флейте, он зовет с собой в путь других люден. Здесь же речь не только о поэ зии, но и об искусстве. Оно ведет люден «по ясной широкой дороге», поднимает над суетой быта, воспи тывает нового, чистого и светлого человека. Чтобы поговорить о том, что такое настоящее искусство, в дра матический театр собрались на днях люди самых разных специальностей. Областной библиотекой и Липец ким горкомом комсомола был орга- К изован диспут «Как ты понимаешь рекрасное?» Артист драмтеатра Р. Рахлии, студентка пединститута Валентина Евсина говорили о том, какое место в жизни человека занимает искусст во. С самых древних времен оно неизменно сопровождает его. Люди охотились на зверей и высекали их силуэты на стенах пещер, слушали голос ветра, и у иих зарождались первые представления о музыке. Именно с тех пор чувство красоты стало одним из самых необходимых для человека. О воспитательной роли искусства говорил поэт Станислав Солнцев- Сериков: — В наши дни, когда ставится задача воспитания гармонически развитого человека, искусство долж но приобретать все большее значе ние. О диспуте трудно писать. Десят ки самых противоречивых мнений высказывались по самым различным ■опросам;, ведь тема для разговора ^ш р о к а и многогранна. ^Особенно много споров было о живописи. Конструктор тракторного завода В. Антонов пытался защи щать абстрактное искусство. Мы не станем отрицать, что некоторые произведения абстракционистов могут быть использованы в качест ве декоративных орнаментов для тканей или обоев. Но речь шла о «большом» искусстве. Говорить о жизни человека, о столкновениях добрых и злых сил, — вот главная задача любого художника. Она не выразимо трудна. Мы понимаем, конечно, искания многих современных художников Запада. Но какая связь между на- Идег Всероссийский смотр народ н ы х театров. Елецкий и Задонский Ша родные театры вышли победите лями в первом туре смотра. Недав но их артисты выступили в Липец ком областном драматическом те атре. 2 апреля по Воронежскому телевидению была показана коме дия А. Макаенка «Лявониха на ор бите» в исполнении Задонского на родного театра. На снимке: заключительная сцена из спектакля «Лявониха на орбите». Лушка, жена Лявона, — Н. Родио нова, Лявон Умых, ее муж, — С. Юдин, Соня, их дочь, — Н. Ши- шипа. Фото Ю. Ардашева. стоящим искусством я широко раз росшимся вокруг абстракционизма шарлатанством, которое мы видим сейчас. Любой неудавшийся торго вец, обладай он хоть долей пред приимчивости, без труда сможет создавать «произведения» типа опу сов и композиций Д. Поллока . Владимир Антонов — умный, ин тересный парень. Он хорошо знает различные течения современного абстракционизма. Но доводы Анто нова легко могут быть опровергну ты. Он говорил, что абстракцио низм одержал полную победу в ис кусстве западных стран. Это не соответствует фактам. Творчество таких художников сегодняшнего дня, как Ренато Гуттузо, Давид Сикей рос, Рокуэлл Кент и других, го ворит о том, что реализм в изобра зительном искусстве обладает боль шой силой, и ему принадлежит бу дущее. Тоже не бесспорны слова В. Анто нова и о том, что абстракционизм получил признание масс, что на международных выставках, в част ности на Венецианских Биеннале, «ультрасовременные» произведения преобладают. Последнее можно объяснить тенденциозностью орга низаторов выставок. Простые венецианцы на Биеннале последних лет с теплотой говорили о картинах советских художников М. Сарьяна, Г. Нисского, А. Дейне- ки и многих других. Но хватит о живописи. Споры на диспуте были не только о ней. Поч ти все выступающие касались во просов киноискусства. Говорили о полюбившихся акте рах, о последних фильмах. Больше всего добрых слов выпало на долю «Девяти дней одного года». Напротив, много отрицательного было подмечено в кинокартине «Че ловек-амфибия». Р. Перов говорил, что авторы фильма погнались за внешней красивостью. С ним многие не соглашались, но все-такн мы считаем эту мысль правильной. Техническая сторона фильма заслу живает самой высшей оценки, но этого нельзя сказать об остальном. Авторы исказили глубокие образы героев повести Александра Беляева, превратив их в малосодержатель ные, легковесные. Об этом подробно и мотивированно писала «Литера турная газета». Фильм изобилует самыми неприкрытыми штампами. Чего стоят, например, тарзаньи прыжки Ихтиандра или сцена по гони полиции за машиной — ти пичный прием голливудских филь мов. На диспуте много говорили о му зыке. Тамара Ерохина, студентка музыкального училища, работник з а вода «Свободный сокол» Алексей Патутин, слесарь Артур Чернышов делились своими мыслями о твор честве композиторов-классиков, о современной джазовой музыке. По всем вопросам, поставленным на диспуте, спор не был отвлечен ным. Чувствовалась искренняя за интересованность в том, чтобы на стоящая красота сильнее проникала в жизнь липчан. Много спорили о спектаклях областного драматиче ского театра, о творчестве местных поэтов. Выступающие говорили и о внеш ней красоте нашего города. Вот одно из замечаний участни ков диспута. Вокруг Комсомольско го пруда стоят безвкусно выполнен ные фигуры, которые лишь с боль шой натяжкой можно назвать скульптурными произведениями. В разных частях города возвышаются цементные юноши в широких брю ках я с книгами в руках. Подобные перлы художества не могут достав лять никакого эстетического наслаж дения. Спор о красоте в искусстве и в жизни никого в зале не оставил спо койным. Прекрасное обогащает жизнь людей. Оно ведет человека к боль шой красоте, совсем как в стихах Леонида Мартынова, о которых го ворилось в начале статьи. г. Липецк. И. ЗАВРАЖИН. От полыни, от терпкой мяты Ветерок чуть-чуть горьковатый, А вокруг без конца просторы, И поют и гудят моторы. Подружились с работой крепко Трактористы в помятых кепках. У них лица блестят от пота. В каждом сердце одна забота: Чтоб струились по стеблям соки, Чтоб вставал урожай высокий. Тут упорство, как в жаркой схватке, Тут крестьянская наша хватка. Л ея улк вое с л о в о Иду не спеша с работы домой. Простор синевою дымится. Мирное небо висит надо мной, Щебечут в зелени птицы. Под каждым окном пионы цветут Разливом 4 немеркнущих вспышек. Мамы из детского сада ведут Веселых галчат — . ребятишек. Счастливая жизнь повсюду видна. В ней день любой радостен, светел... Как же нелепо, что слово «война» Еще существует на свете! Н. БАДУЛИН. с. Доброе. из новых стихов В а в т о б у с е Бабка вошла с передней площадки. Две полных корзины в руках у бабки, Лицо отливает базарным загаром И сразу запахло и луком, и салом. Каленою семечкой, тусклым рублем И тем, что мы жадностью просто зовем. Гудит автобус: «Пошла молодежь, Старость вовсе не ценит в грош...». Девчонка встает . места устало, Девчонка в рабочей косынке алой. И мелом, и цементом припорошена, Девчонка домами новыми пахнет... Села бабуся на место предложенное, И только кресло под тяжестью ахнуло. Селедки глаз подозрительно сужены, Все пальцы легли на базарную кладь... ...Не всякая старость того заслуживает, Чтоб место ей Уступать. М е л и о р а т о р ы Эй, ребята с болотных нехоженных мест. Колдуны туманного края. Камыши — барабанные палочки здесь В барабан луны ударяют. А взамен соловья — высочайшее: «Дз-з-зы» — Разъехидная песнь комариная. Парни лезут в костер, обжигая усы, Пятернями колотят по спинам. Чешут зло и всерьез. Чешут прямо до слез. Д а на шутку (как взрыв) разгогочутся. Мол, укус комара Не болезнь, А мечта.» Почесал... и еще захочется.» О, глаза у костра И смешинки у рта С огоньком да с лукавой задориной. Вслед за юностью ходит Костров Маята, Красота бессонниц диковинных... Экскаватор притихший вытянет шею И подслушает анекдотец. А поутру дойдет до него Длинношеего — Всеми зубьями вдруг рассмеется», А когда закатное солнце придет, Об осоку изранив лучи босые. Будет к новым местам подниматься народ, Уводя за собою костры молодые... Сколько вас, Беспокойных людей кочующих, Осушающих вечно и вечно Корчующих, Нерожавшие земли врачующих! Для которых на сон остается в обрез, Для которых осочные травы — постель. Эй, ребята с болотных нехоженных мест, Открыватели Новых Земель! Ш О Ф Е Р - , , Л Е В А К “ Последний раз пылит за ним дорога, И кузов, наконец, совсем пустой. Он нынче поработал слава богу. Он выбил норму больше, чем на «сто». Усталость веки тянет, словно гири, Не хочется ни думать, ни мечтать. Он рад добраться до своей квартиры, Поужинать, а главное — поспать. И ночью снова наплывут виденья, Давным-давно знакомые ему: Движенье, неустанное движенье В снега, в дожди, в огни, в глухую тьму. Налево рейсы чаще, чем направо. Торги, удачи и смертельный страх, И пониманье: не имею права. И озлобление: дело не в правах! ...Слепая ночь. Холодный дождь и ветер. Заглох мотор. А ехать далеко. Кому трудней на целом белом свете, Как не шоферу под грузовиком! Как будто кол загнали в поясницу». Он деньги взял... Он «должен»... Он спешит... Довез. Успел. И угодил в больницу, И целый месяц клял радикулит. Потом опять все так же, не иначе, Вновь левый рейс, и страх стучит в висках. И пониманье: жить бы побогаче. И озлобление: дело не в деньгах! Запил с тоски и непонятной скуки. Селедкой пахнут сны, как наяву. Немеют неуверенные руки, И снова он — который раз! — в® Рву. А сколько раз «сидел» в сугробах, лужах!» Кровавил пальцы ледяной металл, А сколько раз он забывал про ужин И забывал, когда и сколько спал! И только было радости немного, Начать бы снова... Д а куда ж начнешь? Проходит жизнь. Кончается дорога, Колдобин на которой не сочтешь... Б. ШАЛЬНЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz