Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
10 марта в г. Липецке состоя лось расширенное заседание зо нального советк молодых кукуру зоводов центрально-черноземных областей , на котором присутство вали комсомольские работники, редакторы и сотрудники област ных молодежных газет, передо вики сельскохозяйственного про изводства. Участники заседания вели речь о том, какие первооче редные задачи призваны решать комсомольские организации чер ноземья по успешному выполне нию решений мартовского Пле нума ЦК КПСС. С большим интересом было вы слушано сообщение секретаря ко митета комсомола совхоза «При- бытковский» Грязинского района Липецкой области К. ХРИПУНО- ВА. Он рассказал о той большой работе, которая проводится ко митетом ВЛКСМ по мобилизации юношей и девушек совхоза на выращивание в 1962 году высо ких урожаев кукурузы и гороха. «Горох кукурузе — товарищ!». Так решили -молодые прибытков- цы, полностью взяв в свои руки выращивание этих ценных куль тур. Заблаговременно здесь бы ло укомплектовано одиннадцать комсомольско-молодежных агрега тов, определены участки. Моло дые механизаторы обучались пе редовым методам возделывания кукурузы на зерно и гороха, вы возили удобрения на свои участ ки. «Сейчас молодежные агрегаты в боевой готовности, хоть завтра в поле»,— сказал в заключение К. Хрипунов. Этот год для молодых механи заторов совхоза «Прибытковский» будет серьезным экзаменом. Они дали слово получить с каждого гектара не менее 550 центнеров зеленой массы и по 50 центнеров зерна кукурузы. Впервые будут выращивать горох. Решили полу чить по 25 центнеров этой ценной культуры с каждого гектара. «Наши тысячники». С таким уважением в Орловской области говорят о механизаторах, кото рые получают с каждого гектара не менее чем по 1000 центнеров добротной кукурузной массы. Инициаторами этого ценного по чина явились комсомольцы, мо лодежь. О том, как организовано соревнование молодежи за выра щивание высоких урожаев куку рузы в Дмитровском районе Ор ловской области, рассказал во жак районной комсомольской ор ганизации А. АЛЕШИН. Сегодня—рубеж новатора, завт ра — рубеж коллектива! Этот па триотический девиз серпуховчан О ПЫ Т ЛУЧШ ИХ В С Е М ! стал главным содержанием всей работы с молодыми механизато рами в Дмитровском районе Ор ловской области. А. Алешин рас сказал о замечательном подвиге Героя Социалистического Труда Петра Сапунова, который полу чил с каждого гектара более чем по 1000 центнеров зеленой массы и высокий урожай зерна куку рузы. Вот тогда-то и решили комсо мольцы района сделать опыт Петра Сапунова достоянием всех звеньев, увеличить число механи- заторов-тысячников. К этой рабо те были подключены районный совет молодых кукурузоводов, об щественные инспектора, члены рейдовых бригад, комсомольские активисты. Широкая гласность нового по чина дала хорошие всходы. На сегодняшний день одиннадцать молодежных звеньев района вы шли на штурм новых рубежей: получить в 1962 году не менее чем по 1000 центнеров зеленой массы и 50 центнеров зерна куку рузы с каждого гектара. Самой трудоемкой культурой, при возделывании которой прихо- Опыт Яньшнна и Роднищева в 1961 году дал хорошие результа ты. По их методу в районе этой весной начнут сеять сахарную свеклу 29 комсомольско-молодеж ных звеньев. Они будут возделы вать эту культуру с минимальны ми затратами ручного труда на площади 3000 га и одновременно выращивать горох на 1050 гек тарах. Маяки. Они есть в каждой об ласти, в каждом районе. Сделать опыт передовиков достоянием всех — вот главная задача, кото рую должны повседневно решать комсомольские организации. Об этом говорили все выступавшие на заседании зонального совета. На заседании были также заслу шаны сообщения секретарей об комов комсомола об участии ком сомольцев и молодежи областей в подготовке к весеннему севу, к выращиванию высоких урожаев кукурузы, гороха и бобовых куль тур в 1962 году. Одной из первоочередных за дач, которую призваны решать сейчас комсомольские организа ции центрально-черноземных об ластей, является подготовка тех ники и семян, вывозка минераль ных удобрений на поля, учеба механизаторских кадров и на правление лучшей части молоде- дится часто обращаться к ручно- жи г0Р°Да, специалистов для ра^ боты во всех отраслях сельскохо зяйственного производства. му труду, является сахарная свекла. Но уже и здесь свое сло во сказали лучшие механизаторы страны. Всем известны те заме чательные результаты, которых добился знатный кубанский ме ханизатор В. Светличный, кото рый на больших площадях ус пешно выращивает одноросгко- вую сахарную свеклу механизи рованным способом. Этот опыт ценен. Но он требует наличия специального комплекта машин. А как быть, если нет такой тех ники? Вот над этим вопросом и заду мались молодые механизаторы Дмитрий Яньшин и Александр Роднищев из Ново-Воронежского района Воронежской области. Об их методе механизированного воз делывания сахарной свеклы на заседании совета рассказала се кретарь Ново-Воронежского рай кома ВЛКСМ т. КОТИЛ ЕВ- СКАЯ. Молодые механизаторы доказали, что и при той технике, которая имеется в каждом хозяй стве, конечно при частичном пе реоборудовании механизмов, мож но значительно механизировать процесс возделывания свеклы. Это достигается путем разрежен ности посевов с минимальным высевом семян на гектар площа ди. И еще одно необходимое ус ловие: предшественником для са харной свеклы при таком спосо бе возделывания должна быть озимая пшеница, посеянная по го роховому пару. ^ У* / Все удивляются, как у. Василия Корабельникова на все , ; хватает времени. Он и один из лучших слесарей на Липецком ; трубном заводе, и студент второго курса вечернего института « стали, и член комитета ВЛКСМ завода, и агитатор на деся- : тидворке, и дружинник. Василий улыбается: | — Если правильно планировать, то время еще останется и ; для того, чтобы помочь товарищу не отставать в соревнова- ■ нни в честь предстоящего комсомольского съезда. НА СНИМКЕ: В. Корабельников. Фото А. Веберга. ■ ЗВЕЗДА НАД ШАХТОЙ С Николаем Нестеро- ная звезда, а под ней вичем Виноградовым мы транспарант: «Шахта идем на шахту. Он ша- коммунистического тру- гает не торопясь. И рас- да». Николай Нестеро- сказ его льется нетороп- вич замечает: Л'иво: — Ко дню съезда пар- — Несколько дней тин присвоили, назад ушел я на пенсию Клеть стремительно и сразу скучно стало, понеслась вниз. Через Как-никак тридцать пять несколько секунд в гла- лет шахте отдал. При- за брызнул электриче- вычка. А сейчас там ский свет. Горняки 6ы- все молодые ребята. Не стро разошлись по за зря нашу шахту «моло- боям. дежной» называют. Вон, Иван Мелихов взял посмотрите, братья Казь- отбойный молоток. На мины идут. А за ними жал, и застрочила пуле- сомолец Иван Мелихов дал сверх плана в прош лом году. А в этом — мечтает дать еще боль ше. С визгом, надрываясь, отбрасывает руду транс- Здесь работают Сера-) фим Быханов и его по- мощник Сергей Костин, Они — проходчики. До 110 процентов доходит их месячная выработка. Сантиметр за сантимет- ром продвигаются они вперед, ставя на пути проходческие рамы. Во всех забоях шахты портер в штрек. Отсю- неумолчно гремят отбойч да скреперная лебедка ные молотки. Идет нач сгребает ее в вагонетку, гора сверхплановая ру- а там ее путь вверх, на- да. гора. Неутомимо трудят- Горняки шахты № 7 ся Иван Мелихов и его «Северная» взяли обязач напарники Алексей Лит- тельство в честь выбоч винов, Иван Захаренко, ров в Верховный Совет В честь XIV съезда ком- СССР выдать на-гора проходчик Иванников. Василий Смотрю на них и не нарадуюсь. И работают ребята хоро шо, и учатся. Словом, хорошая смена нам, ста рикам. Вот и шахта. Высоко на эстакаде горит крас- метная дробь. Уже де сять лет в руках у Ме лихова это мирное ору жие. Вгрызается зубок молотка в твердую руду, и сыплются непрерыв ным потоком буроватые комья. 892 тонны руды ком сомола они взяли обяза тельство ежедневно вы давать по полутора тон ны руды сверх плана. Но оно, как правило, намного перекрывается. Вместо 18 тонн по нор ме, парни дают за сме ну по 24—25 тонн руды. А вот штрек «5—3». 200 тонн руды сверх зач Дания и крепко держат слово. Получай, страна, сверхч плановую руду — подач рок шахтеров Липецкого» рудоуправления! Л. БОЛДЫРЕВ. Липецкие железные рудники, 1 I В класс вошла учитель ница. Ребята открыли тет ради. — Приступим к классной работе. Комментированное письмо, — объявила она и продиктовала предложение. — Комментирует Витя Ки реев. Витя, не отрываясь от тетради, объясняет право писание трудных слов и расстановку знаков препи нания. Учительница ходит по рядам,' просматривает тет- |ади. Все написали пра- илыю. Ученики не просто повторили правило, а за крепили его практической работой. Так разобрали не сколько предложений. — Правописание и ком ментирование отдельных слов! __ следует новое за дание. Под диктовку' учи тельницы ребята пишут ряд слов. Правописание их объясняют сами ученики. — Теперь слова по со ставу, — говорит Ольга Владимировна Мязина. Пятиклассники записы вают и разбирают несколь ко слов. Повторение прошло ус пешно. Можно переходить к новому материалу. Тема урока—имена существитель ные, собственные и нарица тельные. — Теперь, ребята, поло жите ручки и придумайте имена существительные. Лес рук. — Что же называется именем существительным? — спрашивает Ольга Вла димировна. Следует подробный от вет. Затем разбираются имена собственные, и нари цательные. Учительница об ращает внимание ребят на правописание собственных имен. Затем состоялся трениро вочный диктант. В каждом предложении правописание трудных слов снова ком ментируется. Работает весь класс. Новое задание: первому ряду придумать и написать названия газет, журналов, второму — рек, озер, треть ему — городов. Ребята при водят множество названий и усваивают их правописа ние. Потом — свободный дик тант, в котором примерно 30 слов. Разбираются рабо ты 3—4 учеников. Дав за дание на дом, учительница объявляет оценки за рабо ту в классе. Раздается зво нок... Заслуженная учительни ца школы РСФСР Ольга Владимировна Мязина дав но уже отказалась от ста рой схемы построения уро ка. Ведь что получалось при традиционной структу ре урока: учитель 15—20 минут проводил опрос, ра ботая с двумя—тремя уче никами. Остальные пассив но слушали, бездействова ли. Затем педагог минут пятнадцать сухо излагал но вый материал, а оставше еся время тратил на за крепление пройденного и задание на дом. Закрепле ние проходило формально, так как новый материзл большинство учащихся ус ваивало слабо. Таким обра зом, получать знания школьники должны были не на уроке, а дома. По этому даже способным уче никам приходилось тратить много времени на выполне ние домашних 'Заданий. Ребята «с ленцой» такой работы дома не выдержи вали. При удобном случае перед уроком списывали упражнения у товарища, получали с горем пополам «тройки». Совершенно иная карти на при новой организации урока. Изучение материала учительница начинает с повторения и закрепления старого. Здесь все элемен ты обучения органически слиты. Дети работают ак тивно, самостоятельно. В течение урока выполняют несколько разнообразных по форме и содержанию самостоятельных работ. Большое внимание учи тельница уделяет комменти рованному письму. Оно дает возможность без дополни тельных затрат времени осуществлять повторение пройденного материала и способствует выработке у детей навыков правописа ния и литературного произ ношения. - Комментирован ные упражнения позволяют управлять процессом мыш ления учащихся и тем са мым предупреждать ошиб ки. Учитель ясно видит, что. и как знают его питомцы, кому нужна индивидуаль ная помощь. В процессе комментиро вания ученики очень вни мательно относятся к объ яснению. Доп у щ е а н у ю ошибку тут же исправляют. Ребята к- таким • занятиям проявляют большой инте рес. Учебный материал прочно усваивается на уро ке. Важным моментом яв- ляется оценка знаний уча- щихся. Она ставится с уче- том качества выполнения домашнего задания и сте пени активности на уроке. Поурочный балл заставляет ребят быть более внима тельными, работать на про тяжении всего учебного процесса. На каждом уроке Ольги Владимировны выступает* как правило, 15—20 ребят, то есть больше половины класса. Но оценки получа ют только самые активные. Это позволяет обоснованно аттестовать каждого учени ка. - • Характерной чертой ново го урока является и то, что выполнение большого чис ла практических упражне ний сокращает объем до машних заданий. Эффективность такой формы организации урока очевидна. Как показала проверка, у педагогов-но- ваторов школьники имеют прочные н глубокие знания* В. СТЕЦЮК, инспектор облоно. Октябрьская средняя школа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz