Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

10 марта в г. Липецке состоя­ лось расширенное заседание зо­ нального советк молодых кукуру­ зоводов центрально-черноземных областей , на котором присутство­ вали комсомольские работники, редакторы и сотрудники област­ ных молодежных газет, передо­ вики сельскохозяйственного про­ изводства. Участники заседания вели речь о том, какие первооче­ редные задачи призваны решать комсомольские организации чер­ ноземья по успешному выполне­ нию решений мартовского Пле­ нума ЦК КПСС. С большим интересом было вы­ слушано сообщение секретаря ко­ митета комсомола совхоза «При- бытковский» Грязинского района Липецкой области К. ХРИПУНО- ВА. Он рассказал о той большой работе, которая проводится ко­ митетом ВЛКСМ по мобилизации юношей и девушек совхоза на выращивание в 1962 году высо­ ких урожаев кукурузы и гороха. «Горох кукурузе — товарищ!». Так решили -молодые прибытков- цы, полностью взяв в свои руки выращивание этих ценных куль­ тур. Заблаговременно здесь бы­ ло укомплектовано одиннадцать комсомольско-молодежных агрега­ тов, определены участки. Моло­ дые механизаторы обучались пе­ редовым методам возделывания кукурузы на зерно и гороха, вы­ возили удобрения на свои участ­ ки. «Сейчас молодежные агрегаты в боевой готовности, хоть завтра в поле»,— сказал в заключение К. Хрипунов. Этот год для молодых механи­ заторов совхоза «Прибытковский» будет серьезным экзаменом. Они дали слово получить с каждого гектара не менее 550 центнеров зеленой массы и по 50 центнеров зерна кукурузы. Впервые будут выращивать горох. Решили полу­ чить по 25 центнеров этой ценной культуры с каждого гектара. «Наши тысячники». С таким уважением в Орловской области говорят о механизаторах, кото­ рые получают с каждого гектара не менее чем по 1000 центнеров добротной кукурузной массы. Инициаторами этого ценного по­ чина явились комсомольцы, мо­ лодежь. О том, как организовано соревнование молодежи за выра­ щивание высоких урожаев куку­ рузы в Дмитровском районе Ор­ ловской области, рассказал во­ жак районной комсомольской ор­ ганизации А. АЛЕШИН. Сегодня—рубеж новатора, завт­ ра — рубеж коллектива! Этот па­ триотический девиз серпуховчан О ПЫ Т ЛУЧШ ИХ В С Е М ! стал главным содержанием всей работы с молодыми механизато­ рами в Дмитровском районе Ор­ ловской области. А. Алешин рас­ сказал о замечательном подвиге Героя Социалистического Труда Петра Сапунова, который полу­ чил с каждого гектара более чем по 1000 центнеров зеленой массы и высокий урожай зерна куку­ рузы. Вот тогда-то и решили комсо­ мольцы района сделать опыт Петра Сапунова достоянием всех звеньев, увеличить число механи- заторов-тысячников. К этой рабо­ те были подключены районный совет молодых кукурузоводов, об­ щественные инспектора, члены рейдовых бригад, комсомольские активисты. Широкая гласность нового по­ чина дала хорошие всходы. На сегодняшний день одиннадцать молодежных звеньев района вы­ шли на штурм новых рубежей: получить в 1962 году не менее чем по 1000 центнеров зеленой массы и 50 центнеров зерна куку­ рузы с каждого гектара. Самой трудоемкой культурой, при возделывании которой прихо- Опыт Яньшнна и Роднищева в 1961 году дал хорошие результа­ ты. По их методу в районе этой весной начнут сеять сахарную свеклу 29 комсомольско-молодеж­ ных звеньев. Они будут возделы­ вать эту культуру с минимальны­ ми затратами ручного труда на площади 3000 га и одновременно выращивать горох на 1050 гек­ тарах. Маяки. Они есть в каждой об­ ласти, в каждом районе. Сделать опыт передовиков достоянием всех — вот главная задача, кото­ рую должны повседневно решать комсомольские организации. Об этом говорили все выступавшие на заседании зонального совета. На заседании были также заслу­ шаны сообщения секретарей об­ комов комсомола об участии ком­ сомольцев и молодежи областей в подготовке к весеннему севу, к выращиванию высоких урожаев кукурузы, гороха и бобовых куль­ тур в 1962 году. Одной из первоочередных за ­ дач, которую призваны решать сейчас комсомольские организа­ ции центрально-черноземных об­ ластей, является подготовка тех­ ники и семян, вывозка минераль­ ных удобрений на поля, учеба механизаторских кадров и на­ правление лучшей части молоде- дится часто обращаться к ручно- жи г0Р°Да, специалистов для ра^ боты во всех отраслях сельскохо­ зяйственного производства. му труду, является сахарная свекла. Но уже и здесь свое сло­ во сказали лучшие механизаторы страны. Всем известны те заме­ чательные результаты, которых добился знатный кубанский ме­ ханизатор В. Светличный, кото­ рый на больших площадях ус­ пешно выращивает одноросгко- вую сахарную свеклу механизи­ рованным способом. Этот опыт ценен. Но он требует наличия специального комплекта машин. А как быть, если нет такой тех­ ники? Вот над этим вопросом и заду ­ мались молодые механизаторы Дмитрий Яньшин и Александр Роднищев из Ново-Воронежского района Воронежской области. Об их методе механизированного воз­ делывания сахарной свеклы на заседании совета рассказала се­ кретарь Ново-Воронежского рай­ кома ВЛКСМ т. КОТИЛ ЕВ- СКАЯ. Молодые механизаторы доказали, что и при той технике, которая имеется в каждом хозяй­ стве, конечно при частичном пе­ реоборудовании механизмов, мож­ но значительно механизировать процесс возделывания свеклы. Это достигается путем разрежен­ ности посевов с минимальным высевом семян на гектар площа­ ди. И еще одно необходимое ус­ ловие: предшественником для са ­ харной свеклы при таком спосо­ бе возделывания должна быть озимая пшеница, посеянная по го­ роховому пару. ^ У* / Все удивляются, как у. Василия Корабельникова на все , ; хватает времени. Он и один из лучших слесарей на Липецком ; трубном заводе, и студент второго курса вечернего института « стали, и член комитета ВЛКСМ завода, и агитатор на деся- : тидворке, и дружинник. Василий улыбается: | — Если правильно планировать, то время еще останется и ; для того, чтобы помочь товарищу не отставать в соревнова- ■ нни в честь предстоящего комсомольского съезда. НА СНИМКЕ: В. Корабельников. Фото А. Веберга. ■ ЗВЕЗДА НАД ШАХТОЙ С Николаем Нестеро- ная звезда, а под ней вичем Виноградовым мы транспарант: «Шахта идем на шахту. Он ша- коммунистического тру- гает не торопясь. И рас- да». Николай Нестеро- сказ его льется нетороп- вич замечает: Л'иво: — Ко дню съезда пар- — Несколько дней тин присвоили, назад ушел я на пенсию Клеть стремительно и сразу скучно стало, понеслась вниз. Через Как-никак тридцать пять несколько секунд в гла- лет шахте отдал. При- за брызнул электриче- вычка. А сейчас там ский свет. Горняки 6ы- все молодые ребята. Не стро разошлись по за­ зря нашу шахту «моло- боям. дежной» называют. Вон, Иван Мелихов взял посмотрите, братья Казь- отбойный молоток. На­ мины идут. А за ними жал, и застрочила пуле- сомолец Иван Мелихов дал сверх плана в прош­ лом году. А в этом — мечтает дать еще боль ­ ше. С визгом, надрываясь, отбрасывает руду транс- Здесь работают Сера-) фим Быханов и его по- мощник Сергей Костин, Они — проходчики. До 110 процентов доходит их месячная выработка. Сантиметр за сантимет- ром продвигаются они вперед, ставя на пути проходческие рамы. Во всех забоях шахты портер в штрек. Отсю- неумолчно гремят отбойч да скреперная лебедка ные молотки. Идет нач сгребает ее в вагонетку, гора сверхплановая ру- а там ее путь вверх, на- да. гора. Неутомимо трудят- Горняки шахты № 7 ся Иван Мелихов и его «Северная» взяли обязач напарники Алексей Лит- тельство в честь выбоч винов, Иван Захаренко, ров в Верховный Совет В честь XIV съезда ком- СССР выдать на-гора проходчик Иванников. Василий Смотрю на них и не нарадуюсь. И работают ребята хоро ­ шо, и учатся. Словом, хорошая смена нам, ста­ рикам. Вот и шахта. Высоко на эстакаде горит крас- метная дробь. Уже де ­ сять лет в руках у Ме­ лихова это мирное ору­ жие. Вгрызается зубок молотка в твердую руду, и сыплются непрерыв­ ным потоком буроватые комья. 892 тонны руды ком­ сомола они взяли обяза ­ тельство ежедневно вы­ давать по полутора тон­ ны руды сверх плана. Но оно, как правило, намного перекрывается. Вместо 18 тонн по нор­ ме, парни дают за сме ­ ну по 24—25 тонн руды. А вот штрек «5—3». 200 тонн руды сверх зач Дания и крепко держат слово. Получай, страна, сверхч плановую руду — подач рок шахтеров Липецкого» рудоуправления! Л. БОЛДЫРЕВ. Липецкие железные рудники, 1 I В класс вошла учитель­ ница. Ребята открыли тет­ ради. — Приступим к классной работе. Комментированное письмо, — объявила она и продиктовала предложение. — Комментирует Витя Ки­ реев. Витя, не отрываясь от тетради, объясняет право­ писание трудных слов и расстановку знаков препи­ нания. Учительница ходит по рядам,' просматривает тет- |ади. Все написали пра- илыю. Ученики не просто повторили правило, а за ­ крепили его практической работой. Так разобрали не­ сколько предложений. — Правописание и ком­ ментирование отдельных слов! __ следует новое за ­ дание. Под диктовку' учи­ тельницы ребята пишут ряд слов. Правописание их объясняют сами ученики. — Теперь слова по со­ ставу, — говорит Ольга Владимировна Мязина. Пятиклассники записы­ вают и разбирают несколь­ ко слов. Повторение прошло ус­ пешно. Можно переходить к новому материалу. Тема урока—имена существитель­ ные, собственные и нарица­ тельные. — Теперь, ребята, поло­ жите ручки и придумайте имена существительные. Лес рук. — Что же называется именем существительным? — спрашивает Ольга Вла­ димировна. Следует подробный от­ вет. Затем разбираются имена собственные, и нари­ цательные. Учительница об­ ращает внимание ребят на правописание собственных имен. Затем состоялся трениро­ вочный диктант. В каждом предложении правописание трудных слов снова ком­ ментируется. Работает весь класс. Новое задание: первому ряду придумать и написать названия газет, журналов, второму — рек, озер, треть­ ему — городов. Ребята при­ водят множество названий и усваивают их правописа­ ние. Потом — свободный дик­ тант, в котором примерно 30 слов. Разбираются рабо­ ты 3—4 учеников. Дав за ­ дание на дом, учительница объявляет оценки за рабо­ ту в классе. Раздается зво ­ нок... Заслуженная учительни­ ца школы РСФСР Ольга Владимировна Мязина дав ­ но уже отказалась от ста ­ рой схемы построения уро­ ка. Ведь что получалось при традиционной структу­ ре урока: учитель 15—20 минут проводил опрос, ра­ ботая с двумя—тремя уче­ никами. Остальные пассив­ но слушали, бездействова­ ли. Затем педагог минут пятнадцать сухо излагал но­ вый материал, а оставше­ еся время тратил на за ­ крепление пройденного и задание на дом. Закрепле­ ние проходило формально, так как новый материзл большинство учащихся ус­ ваивало слабо. Таким обра ­ зом, получать знания школьники должны были не на уроке, а дома. По­ этому даже способным уче­ никам приходилось тратить много времени на выполне­ ние домашних 'Заданий. Ребята «с ленцой» такой работы дома не выдержи­ вали. При удобном случае перед уроком списывали упражнения у товарища, получали с горем пополам «тройки». Совершенно иная карти ­ на при новой организации урока. Изучение материала учительница начинает с повторения и закрепления старого. Здесь все элемен­ ты обучения органически слиты. Дети работают ак ­ тивно, самостоятельно. В течение урока выполняют несколько разнообразных по форме и содержанию самостоятельных работ. Большое внимание учи­ тельница уделяет комменти­ рованному письму. Оно дает возможность без дополни­ тельных затрат времени осуществлять повторение пройденного материала и способствует выработке у детей навыков правописа­ ния и литературного произ­ ношения. - Комментирован­ ные упражнения позволяют управлять процессом мыш­ ления учащихся и тем са ­ мым предупреждать ошиб­ ки. Учитель ясно видит, что. и как знают его питомцы, кому нужна индивидуаль­ ная помощь. В процессе комментиро­ вания ученики очень вни­ мательно относятся к объ ­ яснению. Доп у щ е а н у ю ошибку тут же исправляют. Ребята к- таким • занятиям проявляют большой инте­ рес. Учебный материал прочно усваивается на уро ­ ке. Важным моментом яв- ляется оценка знаний уча- щихся. Она ставится с уче- том качества выполнения домашнего задания и сте­ пени активности на уроке. Поурочный балл заставляет ребят быть более внима­ тельными, работать на про­ тяжении всего учебного процесса. На каждом уроке Ольги Владимировны выступает* как правило, 15—20 ребят, то есть больше половины класса. Но оценки получа­ ют только самые активные. Это позволяет обоснованно аттестовать каждого учени­ ка. - • Характерной чертой ново­ го урока является и то, что выполнение большого чис­ ла практических упражне­ ний сокращает объем до ­ машних заданий. Эффективность такой формы организации урока очевидна. Как показала проверка, у педагогов-но- ваторов школьники имеют прочные н глубокие знания* В. СТЕЦЮК, инспектор облоно. Октябрьская средняя школа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz