Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

А З 52109 Липецк, типография областного управления культуры. Зак № 1825 НОВОМУ УРО гиезна Алборова, завуч Северо » Осетинск о г о института усовершенст­ вования учителей и Раиса Яковлевна Ерош- кина, учительница Та- малинской с р е д н е й школы Пензенской обла ­ сти. Фото Ю. Ардашева. Р о с с и я Я не знаю Россию, не знаю, не знаю. Где такая страна? Покажите ее. Сквозь пожар полонянок уводят к Мамаю, И пирует на трупах в степи воронье, А рязанец опять воздвигает чертоги. И рубанок снует, и стучит долото. Я не видывал Стеньку, а где-то на Волге, Говорят, он княжну утопил ни за что. А, быть может, не так? А, быть может, иначе? Не один отбуянил башка- атаман. Я запомнил другое: как мать моя плачет, И уходит на фронт долговязый братан. У фашистов на касках зеленые рожки, У фашистов зеленые выкаты глаз. Наши рты зеленеют от мерзлой картошки, И плакаты со стенок взирают на нас. Я запомнил туман и березы босые. Черный космос пробит, и на ощупь Луна. Неужели Россия? Конечно, Россия. Покажите ее. Где такая страна? Этот шарик земной затерялся в созвездьях, И Вселенная лапой катает его. Но, мужая в боях, обновляясь в болезнях, Человеческий разум несет торжество. Пообвисла верба, опушенная к маю. И под горло толкается сердце мое. Нет, я знаю Россию! Вы слышите? Знаю! Подойдите сюда. Покажу вам ее. Л е с о р у б ы В обновочках свежих Девчонки у клуба. А мы из приезжих, А мы — лесорубы. Мы в двери заходим, Плечами поводим, На круг приглашаем При всем при народе. Ребята из местных Косятся, известно, Какого, мол, черта? Какого, мол, сорта? А нам не до ссоры, А нам станцевать бы. Уедем мы скоро. Справляйте тут свадьбы. На тропках-дорожках Оленьи копыта. У нас на ладошках Смола не отмыта. Бригада, бригада, Бригада что надо! В ней нету таких, Чтобы с первого взгляда. На травах на росных Полночная птица, А все же в трех соснах Легко заблудиться, А все же в девчонку Нельзя не влюбиться! П о д р у г е Я живу, и веря, и не веря, Я живу, таясь и не тая. Ты моя находка и потеря, Явь моя и выдумка моя. Я тебя сбираю по крупице. Только так. Иначе не могу. Я ловлю вечерние зарницы, Я целую дождь на берегу. Промелькнула тень на парапете, Каблучки отпрыгали, звеня, Самая красивая на свете, Это ты. И только у меня. Ты в ночи стоишь у изголовья, С глазу на глаз тихо говорим. Ни за что тебя я, ни за что я Не отдам завистникам своим. Пусть завистник в злобе леденеет, «От ворот, — скажу я,—> поворот». Знаю я: пора моя поспеет, Выведу тебя я на народ. От крыльца на улицу сквозную Ты шагнешь, молчание дробя. И поймут: не зря искал такую, Не напрасно выдумал тебя. К О II Ф С Т Ы Они целовались, а я набрел, Глазами хлопаю — и ни с места. Это мой брат и его невеста. Они целовались, а дождик шел. Я их постоянно потом стерег. Все рвы излазил и все кюветы, А брат невесте дарил конфеты, Такие, с полосками поперек. Я тайну запрятал на сто замков. Ее не знали ни мать, ни батька. Ее раскрыла соплюха- Катька, Соседка наша, моих годов. Я шибко злился, я был жесток, Я жалил крапивой ее повсюду. Откуда я знал, что дарить ей буду Конфеты с полосками поперек? Ш а х м а т ы Повела ты бровью левою, Наклонилась над столом. Наступаешь королевою, Отступаю королем. Все отдам и не помешкаю, Эти пешки ни к чему. Лишь горюю, чтобы пешкою Не остаться самому. Ученики Липецкой сред­ ней школы № 10 — мастера на все руки. В своих ма ­ стерских они изготовляют наглядные пособия, ремон­ тируют мебель. Для малы­ шей детского сада № 22 сделали много игрушек. На снимке: ученицы — сестры Галя и Зоя Уткины в мастерской. Фото В. Финогина. д На снимке: участники ■ Всероссийской конфе- ! ренции (слева напра- ; во): Антонина Геор- БУДУЩЕЕ ! Из многих краев, обла­ стей и даже союзных рес­ публик съехались в Липецк делегаты Всероссийской научно-практической кон­ ференции с тем, чтобы тщательно изучить опыт учебно-воспитательной ра ­ боты коллектива учителей Липецкой области, выяс­ нить, что в этой работе бесспорно и уже сейчас должно войти в жизнь школы, а что требует еще доработки, шлифовки. С докладом о работе ор­ ганов народного образова­ ния и школ по перестройке учебного процесса выступил заведующий Липецким обл- оно И. А. ПОНОМАРЕВ. Он говорил о том, что ни­ когда еще перед советской школой не ставились такие широкие по объему и глу­ бокие по содержанию за ­ дачи, как в наши дни. Не­ обходимо было ликвидиро­ вать отрыв школы от жиз ­ ни, слабую подготовлен­ ность учащихся к практи­ ческой деятельности. Дей­ ствующая сейчас классно­ урочная система сложилась еще в 30-х годах. В школь­ ной практике господствовал словесный урок. Учитель пересказывал очередной па­ раграф учебника, ученик заучивал его дома. Учитель не обучал ребят, а лишь преподавал им свой пред­ мет. Такая организация урока давно изжила себя. Улуч­ шить содержание образова­ ния, покончить с второгод­ ничеством, разбудить ини­ циативу ребят — такие це­ ли поставили себе лучшие учителя области. Продумы­ вался и обсуждался каж ­ дый этап урока. Постепен­ но сложилась своя, отлич­ ная от прежней, система. Преподаватели Каверина— на уроках литературы, Гор­ ская — на уроках русско­ го языка, Провоторова — на уроках математики, Ка- банкова — на уроках исто­ рии и Алексашкина — на уроках географии стреми­ лись к тому, чтобы объ­ единить в едином процессе учет знаний и объяснение нового материала. Самосто­ ятельные работы они ста­ ли проводить на всех эта ­ пах урока, причем строили их, по возможности, иа ма­ териале, взятом из жизни, и поэтому хорошо знако­ мом ребятам. Уроки стали более полно­ ценны, интересны. И учи­ тель, и ученик успевали те­ перь сделать гораздо боль­ ше, чем прежде. Центр тяжести учебного процесса с домашнего задания был перенесен на урок. Словом, преимущества новой орга­ низации убедительны и оче­ видны. Теперь необходимо было уничтожить разрыв между опытом лучших учи­ телей и отставанием осталь­ ных. По примеру новоси­ бирцев были организованы школы передового опыта. На курсах и семинарах выступали с лекциями учи­ теля, рассказывая о своем опыте. Устраивались семи­ нары-практикумы и т. д. В результате большинст­ во учителей овладело но­ вым методом ведения уро­ ка. Массовое применение рациональной организации урока стало проводиться недавно. Подводить итоги преждевременно. Но работ­ ники народного обра­ зования твердо верят, что новый урок освободит шко­ лы от бича второгодничест­ ва, поможет заинтересовать ребят. Хочется верить, что опыт липчан — это начало творческого подъема шко­ лы. Заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута К. А. МОСКАЛЕНКО рас­ сказал гостям о педагоги­ ческих основах опыта по­ вышения эффективности урока в Липецкой области. Преподаватели школ уже давно — в поисках новых форм урока. Многие требо­ вали увеличения количест­ ва часов на свой предмет. Но липчане пошли другим путем. Они поняли необ­ ходимость гармонического сочетания деятельности учи­ теля и ученика. Активная и постоянно контролируе­ мая деятельность ученика на уроке имела еще и воспитательный характер. Суть нового урока за ­ ключалась в том, что но­ вые знания рождались как вывод из того, о чем гово­ рилось иа уроке. Все прак­ тические работы были ор­ ганически связаны с уст­ ным объяснением. Непре­ рывное повторение и за ­ крепление пройденного осу­ ществлялось с помощью комментированного письма. Оно же помогло сохранить единство между теорией и практикой обучения на уро­ ке. Во время самостоятель­ ной работы учитель ни на секунду не оставлял класс без внимания. Новая организация урока позволила перейти к систе­ ме поурочного балла, а за ­ тем и к помесячной атте­ стации учащихся. При ат­ тестации по четвертям от­ метки выставлялись обыч­ но за три — четыре дня до конца четверти, появлялись «пустые дни». Больше все­ го отметок выставлялось в последний месяц четверти, соответственно в это время сильно увеличивалась учеб­ ная нагрузка на учащихся, С сентября 1960 года Ок­ тябрьская и Двуреченская школы перешли на метод помесячной аттестации. С сентября 1961 года она введена в Усманской шко­ ле-интернате и еще в не­ скольких школах. Еще одно преимущество новой организации урока— возможность устранить пе­ регрузку школьников учеб­ ными занятиями. Значи­ тельно сократился объем домашних заданий за счет расширения самостоятель­ ной работы на уроке. В некоторых школах продол­ жительность урока сокра­ щена до 40 минут. Конечно, ряд вопросов еще требует уточнения и обобщения, но чем быстрее и полнее будет описан опыт липецких учителей, тем скорее учительство перей­ дет к новой организации урока. Методы и формы повы­ шения эффективности уро­ ка были раскрыты в докла­ дах Л. М. Мишиной (на ­ чальные классы), А. М. Бо- качевой (уроки истории), Г. И. Горской (русский язык), В. Н. Провоторовой (математика). В докладе К. А. Волко­ вой — завуча средней шко­ лы № 1 г. Усмани — было рассказано о руководстве работой учителей по пере­ стройке урока. Сначала на заседаниях педсовета выяснили основ­ ные критерии эффективно­ сти урока. Были тщательно продуманы методы и фор­ мы активности учащихся на уроках. Открытые уро­ ки были следующим этапом этой работы. Они тщатель­ но анализировались и на педсоветах, и на заседани­ ях методических комиссий. Затем были организованы практикумы по освоению найденного опыта. Отрабо­ танные элементы нового урока обсуждались на про­ изводственных совещаниях. Успехи, достигнутые учи­ телями Липецкой области, объяснялись прежде всего жизненностью поставленной проблемы. Сыграла свою роль и дружная работа всего педагогического кол­ лектива, внимание к от­ дельному учителю и каждо ­ му его уроку. Очень важно, что в своей работе мы опирались на помощь ра ­ ботников облоио, института усовершенствования учи­ телей, пединститута и Ака­ демии наук. Новая организация урока уже успела зарекомендо­ вать себя и получила под­ держку многих и многих учителей. Но мы еще не добились полной ликвида­ ции второгодничества, а значит предстоит еще не­ малая работа по пере­ стройке и совершенствова­ нию методов обучения. Во второй и третий дни работа участников конфе­ ренции перенесена в шко­ лы гг. Липецка, Усмани, Грязей, Зллонска, Лебедя ­ ни и других. Последний день конфе­ ренции отведен для обсуж­ дения докладов и обмена опытом. Редактор И. БОБКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz