Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
А З 52109 Липецк, типография областного управления культуры. Зак № 1825 НОВОМУ УРО гиезна Алборова, завуч Северо » Осетинск о г о института усовершенст вования учителей и Раиса Яковлевна Ерош- кина, учительница Та- малинской с р е д н е й школы Пензенской обла сти. Фото Ю. Ардашева. Р о с с и я Я не знаю Россию, не знаю, не знаю. Где такая страна? Покажите ее. Сквозь пожар полонянок уводят к Мамаю, И пирует на трупах в степи воронье, А рязанец опять воздвигает чертоги. И рубанок снует, и стучит долото. Я не видывал Стеньку, а где-то на Волге, Говорят, он княжну утопил ни за что. А, быть может, не так? А, быть может, иначе? Не один отбуянил башка- атаман. Я запомнил другое: как мать моя плачет, И уходит на фронт долговязый братан. У фашистов на касках зеленые рожки, У фашистов зеленые выкаты глаз. Наши рты зеленеют от мерзлой картошки, И плакаты со стенок взирают на нас. Я запомнил туман и березы босые. Черный космос пробит, и на ощупь Луна. Неужели Россия? Конечно, Россия. Покажите ее. Где такая страна? Этот шарик земной затерялся в созвездьях, И Вселенная лапой катает его. Но, мужая в боях, обновляясь в болезнях, Человеческий разум несет торжество. Пообвисла верба, опушенная к маю. И под горло толкается сердце мое. Нет, я знаю Россию! Вы слышите? Знаю! Подойдите сюда. Покажу вам ее. Л е с о р у б ы В обновочках свежих Девчонки у клуба. А мы из приезжих, А мы — лесорубы. Мы в двери заходим, Плечами поводим, На круг приглашаем При всем при народе. Ребята из местных Косятся, известно, Какого, мол, черта? Какого, мол, сорта? А нам не до ссоры, А нам станцевать бы. Уедем мы скоро. Справляйте тут свадьбы. На тропках-дорожках Оленьи копыта. У нас на ладошках Смола не отмыта. Бригада, бригада, Бригада что надо! В ней нету таких, Чтобы с первого взгляда. На травах на росных Полночная птица, А все же в трех соснах Легко заблудиться, А все же в девчонку Нельзя не влюбиться! П о д р у г е Я живу, и веря, и не веря, Я живу, таясь и не тая. Ты моя находка и потеря, Явь моя и выдумка моя. Я тебя сбираю по крупице. Только так. Иначе не могу. Я ловлю вечерние зарницы, Я целую дождь на берегу. Промелькнула тень на парапете, Каблучки отпрыгали, звеня, Самая красивая на свете, Это ты. И только у меня. Ты в ночи стоишь у изголовья, С глазу на глаз тихо говорим. Ни за что тебя я, ни за что я Не отдам завистникам своим. Пусть завистник в злобе леденеет, «От ворот, — скажу я,—> поворот». Знаю я: пора моя поспеет, Выведу тебя я на народ. От крыльца на улицу сквозную Ты шагнешь, молчание дробя. И поймут: не зря искал такую, Не напрасно выдумал тебя. К О II Ф С Т Ы Они целовались, а я набрел, Глазами хлопаю — и ни с места. Это мой брат и его невеста. Они целовались, а дождик шел. Я их постоянно потом стерег. Все рвы излазил и все кюветы, А брат невесте дарил конфеты, Такие, с полосками поперек. Я тайну запрятал на сто замков. Ее не знали ни мать, ни батька. Ее раскрыла соплюха- Катька, Соседка наша, моих годов. Я шибко злился, я был жесток, Я жалил крапивой ее повсюду. Откуда я знал, что дарить ей буду Конфеты с полосками поперек? Ш а х м а т ы Повела ты бровью левою, Наклонилась над столом. Наступаешь королевою, Отступаю королем. Все отдам и не помешкаю, Эти пешки ни к чему. Лишь горюю, чтобы пешкою Не остаться самому. Ученики Липецкой сред ней школы № 10 — мастера на все руки. В своих ма стерских они изготовляют наглядные пособия, ремон тируют мебель. Для малы шей детского сада № 22 сделали много игрушек. На снимке: ученицы — сестры Галя и Зоя Уткины в мастерской. Фото В. Финогина. д На снимке: участники ■ Всероссийской конфе- ! ренции (слева напра- ; во): Антонина Геор- БУДУЩЕЕ ! Из многих краев, обла стей и даже союзных рес публик съехались в Липецк делегаты Всероссийской научно-практической кон ференции с тем, чтобы тщательно изучить опыт учебно-воспитательной ра боты коллектива учителей Липецкой области, выяс нить, что в этой работе бесспорно и уже сейчас должно войти в жизнь школы, а что требует еще доработки, шлифовки. С докладом о работе ор ганов народного образова ния и школ по перестройке учебного процесса выступил заведующий Липецким обл- оно И. А. ПОНОМАРЕВ. Он говорил о том, что ни когда еще перед советской школой не ставились такие широкие по объему и глу бокие по содержанию за дачи, как в наши дни. Не обходимо было ликвидиро вать отрыв школы от жиз ни, слабую подготовлен ность учащихся к практи ческой деятельности. Дей ствующая сейчас классно урочная система сложилась еще в 30-х годах. В школь ной практике господствовал словесный урок. Учитель пересказывал очередной па раграф учебника, ученик заучивал его дома. Учитель не обучал ребят, а лишь преподавал им свой пред мет. Такая организация урока давно изжила себя. Улуч шить содержание образова ния, покончить с второгод ничеством, разбудить ини циативу ребят — такие це ли поставили себе лучшие учителя области. Продумы вался и обсуждался каж дый этап урока. Постепен но сложилась своя, отлич ная от прежней, система. Преподаватели Каверина— на уроках литературы, Гор ская — на уроках русско го языка, Провоторова — на уроках математики, Ка- банкова — на уроках исто рии и Алексашкина — на уроках географии стреми лись к тому, чтобы объ единить в едином процессе учет знаний и объяснение нового материала. Самосто ятельные работы они ста ли проводить на всех эта пах урока, причем строили их, по возможности, иа ма териале, взятом из жизни, и поэтому хорошо знако мом ребятам. Уроки стали более полно ценны, интересны. И учи тель, и ученик успевали те перь сделать гораздо боль ше, чем прежде. Центр тяжести учебного процесса с домашнего задания был перенесен на урок. Словом, преимущества новой орга низации убедительны и оче видны. Теперь необходимо было уничтожить разрыв между опытом лучших учи телей и отставанием осталь ных. По примеру новоси бирцев были организованы школы передового опыта. На курсах и семинарах выступали с лекциями учи теля, рассказывая о своем опыте. Устраивались семи нары-практикумы и т. д. В результате большинст во учителей овладело но вым методом ведения уро ка. Массовое применение рациональной организации урока стало проводиться недавно. Подводить итоги преждевременно. Но работ ники народного обра зования твердо верят, что новый урок освободит шко лы от бича второгодничест ва, поможет заинтересовать ребят. Хочется верить, что опыт липчан — это начало творческого подъема шко лы. Заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута К. А. МОСКАЛЕНКО рас сказал гостям о педагоги ческих основах опыта по вышения эффективности урока в Липецкой области. Преподаватели школ уже давно — в поисках новых форм урока. Многие требо вали увеличения количест ва часов на свой предмет. Но липчане пошли другим путем. Они поняли необ ходимость гармонического сочетания деятельности учи теля и ученика. Активная и постоянно контролируе мая деятельность ученика на уроке имела еще и воспитательный характер. Суть нового урока за ключалась в том, что но вые знания рождались как вывод из того, о чем гово рилось иа уроке. Все прак тические работы были ор ганически связаны с уст ным объяснением. Непре рывное повторение и за крепление пройденного осу ществлялось с помощью комментированного письма. Оно же помогло сохранить единство между теорией и практикой обучения на уро ке. Во время самостоятель ной работы учитель ни на секунду не оставлял класс без внимания. Новая организация урока позволила перейти к систе ме поурочного балла, а за тем и к помесячной атте стации учащихся. При ат тестации по четвертям от метки выставлялись обыч но за три — четыре дня до конца четверти, появлялись «пустые дни». Больше все го отметок выставлялось в последний месяц четверти, соответственно в это время сильно увеличивалась учеб ная нагрузка на учащихся, С сентября 1960 года Ок тябрьская и Двуреченская школы перешли на метод помесячной аттестации. С сентября 1961 года она введена в Усманской шко ле-интернате и еще в не скольких школах. Еще одно преимущество новой организации урока— возможность устранить пе регрузку школьников учеб ными занятиями. Значи тельно сократился объем домашних заданий за счет расширения самостоятель ной работы на уроке. В некоторых школах продол жительность урока сокра щена до 40 минут. Конечно, ряд вопросов еще требует уточнения и обобщения, но чем быстрее и полнее будет описан опыт липецких учителей, тем скорее учительство перей дет к новой организации урока. Методы и формы повы шения эффективности уро ка были раскрыты в докла дах Л. М. Мишиной (на чальные классы), А. М. Бо- качевой (уроки истории), Г. И. Горской (русский язык), В. Н. Провоторовой (математика). В докладе К. А. Волко вой — завуча средней шко лы № 1 г. Усмани — было рассказано о руководстве работой учителей по пере стройке урока. Сначала на заседаниях педсовета выяснили основ ные критерии эффективно сти урока. Были тщательно продуманы методы и фор мы активности учащихся на уроках. Открытые уро ки были следующим этапом этой работы. Они тщатель но анализировались и на педсоветах, и на заседани ях методических комиссий. Затем были организованы практикумы по освоению найденного опыта. Отрабо танные элементы нового урока обсуждались на про изводственных совещаниях. Успехи, достигнутые учи телями Липецкой области, объяснялись прежде всего жизненностью поставленной проблемы. Сыграла свою роль и дружная работа всего педагогического кол лектива, внимание к от дельному учителю и каждо му его уроку. Очень важно, что в своей работе мы опирались на помощь ра ботников облоио, института усовершенствования учи телей, пединститута и Ака демии наук. Новая организация урока уже успела зарекомендо вать себя и получила под держку многих и многих учителей. Но мы еще не добились полной ликвида ции второгодничества, а значит предстоит еще не малая работа по пере стройке и совершенствова нию методов обучения. Во второй и третий дни работа участников конфе ренции перенесена в шко лы гг. Липецка, Усмани, Грязей, Зллонска, Лебедя ни и других. Последний день конфе ренции отведен для обсуж дения докладов и обмена опытом. Редактор И. БОБКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz