Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
>и и ■длли и «м■■; и ■— Кто не сделал домашнего задания? Кому было трудно? Класс молчит. Никто не опустил глаз под ее взгля дом , никто не пригнулся к парте, прячась за спину то варища. - Пройдя по рядам и убедившись, что ответ у всех правильный, Полина Львовна переходит к математи ческому диктанту. Диктуя, она ходит по классу, заглядывая в тетрад ки. — Молодец, Женя. Правильно, Нина. Едва успев записать ответ, ребята тянут руки вверх. Вопрос сме няется вопросом, и каждый раз — лес поднятых рук. На весь диктант уходит минут десять — пятнадцать. — Теперь решим задачу. Положите ручки, слушайте условие. На минуту затихли. Слушают внимательно и необык новенно серьезно. ~ Повторите условие задачи. Встает один, другой, третий. Запомнили. — Как будем решать? Руки тянут сразу. Отвечают охотно, радостно. Зада ча решается вслух, всем классом, и в то же время каж дым в отдельности: один решает, другой его поправ ляет, третий уточняет, а четвертый дает свой вариант, совсем непохожий на первоначальный. При этом они успевают записывать в тетради ход решения, каждый по-своему, но все правильно, в этом она уверена, так как ни на секунду не оставляя их-без контроля, снова и снова ходит по рядам, по нескольку раз проверяя каждую тетрадку. Еще через минуту с задачей покончено. Следующую задачу ребята составляют уже сами по формуле, запи санной на доске. Вариантов дают много: и про ящик, и про деревья, и про муку, и про поросят. Диктуют уверенно, будто читая по задачнику. Ни одного лишне го слова. -Стремительный ритм урока захватил всех. Самое удивительное, что ритм этот не снижается при объяснении нового материала. Ребята затихают лишь на минуту, списывая с доски название новой темы. Очередной дождь вопросов и ответов — и вот уже вих растый мальчишка самостоятельно выводит новое пра вило. За ним еще двое — трое. И учителю остается только-уточнить и продиктовать выведенное ребятами правило. За быстрыми точными ответами ребят легко угады ваются прочные знания. Пройденное здесь не отклады вается до экзамена, но постоянно держится в активе умело поставленным вопросам, правильно подобранным условием задачи. Сколько же времени нужно было по тратить на подготовку урока, чтобы вот так легко и стремительно вести за собой ребят, постоянно будоража их новыми и новыми вопросами, приучая их самостоя тельно мыслить, умея вовремя поругать и вовремя по хвалить! Находчивость и быстрота реакции, вдумчи вость и внимательность, умение сосредоточиться — все эти качества уже сейчас начинают проявляться у один надцатилетних воспитанников Полины Львовны. — Если не смог решить задачу — я объясню, но если чего-то не пенял и не спросил — никогда не прощу! Ребята хорошо усвоили это правило. Спрашивают всегда: и во время урока, и на перемене. Наверно, поэтому нет в пятом «А» отстающих. Когда- то было много хлопот с Ритой Ефимовой. Сейчас она идет наравне со всеми. Давыдов, Чуйков — здорово подтянулись, стали гораздо сильнее. Не умея философ ствовать, ребята поняли главное — то, с каким теплом и любовью относится к ним их учительница. Вот поче му они верят ей, беспрекословно выполняют все ее требования. Конечно, всякое случается в жизни класса — пятиклассники слишком живой и ■непоседливый на род—но никогда на уро ках ей не приходится го ворить о дисциплине. Да они и забывают о шало стях, захваченные стре мительным т е ч е н и ем урока. Опытный педа гог, она тщательно про думывает каждую из от веденных ей сорока пя ти минут. Каждая мину та насыщена до преде- на уроке все. Словно умелый дирижер оркестром, управляет она классом. Она помнит о том, кому надо дать время подумать, а кого поторопить с ответом. Знает слабости каждого. Всех приучает к на стойчивости, самостоятельности. Иногда самостоятель ность переливается через край. Так однажды в райис полкоме появились ее ученицы Наташа Попова и Нина Пирогова и долго сбивчиво объясняли сердитому по началу председателю, что их подшефные дедушка и бабушка сидят без света. Хоть они и старенькие, но свет им проЕэсти обяза.-льно нужно — доказывали они. При всей своей курьезности этот случай особенно наглядно показал окружающим, как многого может до стичь педагог, любовно относящийся к своему делу. —* Хороший класс, с огоньком,— говорят о ее ребя тах. Зажгла этот огонек Полина Львовна Купрюхина, человек красивой души и щедрого сердца. Каждый ее урок — поиск, а значит немало еще предстоит ей сде лать радостных, необыкновенных открытий. А. КАСПАРОВА. Средняя школа № 1. г. Лебедянь. Г оворят гости Сегодня в Липецке открывается Всероссийская научно-практическая конференция об опыте организации урока в школах Липецкой области. В Липецк приехали гости из многих городов и районов страны. Мы по просили наших гостей, участников конференции, высказать свое мнение о новой организации урока. АЛЕКСАНДР СПИРИДОНОВИЧ ПЧЕЛ КО: — Важно, чтобы новая организа ция урока получила широчайшее распространение. Очень хорошо, что на уроке работают все ученики, ра ботают активно и энергично, а зна чит получают больше знаний, боль ше практических навыков. Побывав на уроках в Усманской школе-интер нате и в Октябрьской школе, я убе дился, что этому начинанию принад лежит будущее. Правда, многое на до еще уточнить, многие вопросы требуют разрешения. Потребуются совершенно иные формы планирова ния учебного материала. Более под робно надо разработать уроки, на которых дается новый материал. Здесь нет еще достаточной четкости и определенности. Словом, многое еще надо сделать, но я хотел бы, чтобы это движение распространилось далеко за пределы Липецкой области и готов всеми си лами способствовать этому распро странению как заведующий секто ром начального обучения в Акаде мии Педагогических Наук. АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА ЗА- ЛЕЩУК — ассистент кафедры мате матики Северо-Осетинского педин ститута и АНТОНИНА ГЕОРГИЕВ НА АЛБОРОВА — завуч института усовершенствования учителей Севе ро-Осетинской республики: — Хотим запомнить все лучшее, о чем будет говориться на конфе ренции и повезти это к себе. Все, что мы читали — хорошо, но теперь мы хотим посмотреть, как все это осуществляется практически. ЛИДИЯ КСЕНОФОНТОВНА КО МИССАРОВА —- инспектор Тамалин- ского районе Пензенской области: — Думает каждый ученик. Это самое ценное в структуре нового урока. Нравится продуманность уро ка, хозяйское расходование времени. Прежде работали один-два ученика, а остальные скучали. ЕРОШКИНА РАИСА ЯКОВЛ'ЕВ- НА — преподаватель русского языка Тамалинской средней школы — по следователь липчан: — В новом уроке мне все нравит ся. Я поняла и приняла его всей ду шой и сердцем. На снимке: участники конферен ции Л. К. Комиссарова — инспектор Тамалинского районо Пензенской об ласти, В. Ф. Кабанкова — учитель истории школы № 1 гор. Липецка, Т. П. Суровикова ■—зав. кабинетом педагогики Липецкого института усовершенствования учителей и А. П. Кучерова—зав. Тамалинским рай оно Пензенской области. Фото Ю. Ардашева. П РО наш чугунолитей ный цех на «Соколе» многие уже читали в газетах, слышали по радио. Он был самым отстающим на заводе. Нас на все лады склоняли на совещаниях, оперативках. И вот как-то собрались парни и девчата (цех почти целиком моло дежный) и твердо сказали: «Баста! Надоело ходить в отстающих». Сказали, ко нечно, пред в а р и т е л ь н о крепко подумав. Иначе не могли бы у них родиться смелые мысли и целый рой предложений. Приняли ра- диаторщики свою цеховую двухлетку. А раз приняли, ее надо выполнять. Нет смысла сей час описывать, как это де лалось, потому что не о том пойдет речь ниже. Уже в перзые месяцы задания перевыполнялись. А к кон цу года мы дали сверх пла на около 10 тысяч квадрат ных метров радиаторов. Это для нас было празд ником. А праздники, как водится, отмечать положе но. И вот собрался цеховой «треугольник» — ч л е н ы партбюро, комсомольского бюро и профкома — думу думать: как лучше подвести итоги года, наметить рубе жи на будущее, но чтоб это выглядело не сухо, как ча сто бывало, а повеселее? Я, конечно, пообещал, что са модеятельность — за нами, комсомольцами, аттракцио ны—тоже. Грамоты вручим. Нужно будет и премиро вать самых достойных, по дарки сделать. Люди заслу жили это — не шутка за ко роткий срок выйти из от стающих, да еще план пе ревыполнять. — Аттракционы, подарки? Дело говоришь, — похвали ли меня. — Нн-да, подар ки, значит... А где денежки взять? — Не беспокойтесь, бу дут,—снисходительно улыб нулся председатель цехко ма Михаил Степанович Ва- л вахин. Вы, дорогие читатели, на верное думаете: вот сей час автор начнет расписы вать, как прошел вечер. Сознаюсь, да, я так и рас считывал: проведем, мол, вечер и напишу я об этом ги? А то у нас ведь только — за наличные... — Найдем, не волнуйтесь, — заверил я, не будучи ис кушенным в финансовых тонкостях. Прибежали мы на завод. Позвонили в завком. Пред седатель завкома А. А. Маркин ответил в трубку: — Есть, есть денежки. в нашу молодежную газе ту. Ведь сколько у нас за мечательных людей! Пусть не всех, а уж лучших из лучших стоило бы похва лить... Но сейчас приходит ся писать о другом... Первый срок для празд ника был установлен на 13 февраля. Как мы готови лись! Провели собрание. Двадцати пяти рабочим присвоили единогласно зва ние ударников коммунисти ческого труда. Люди ходи ли с приподнятым настрое нием. Все ждали того дня, когда им вручат дипломы. Директор завода Владимир Степанович Виниченко щед ро распорядился: выдать радиаторщикам на празд ник денег! И вот мы с Михаилом Степановичем Валивахиным, не дожидаясь, когда нам перечислят из бухгалтерии деньги, на радостях поспе шили в магазины города. В одном продавец, взгля нув на наши счастливые ли ца, осторожно предупре дил: — У вас наличные? Я спрашиваю, с собой день- Берите счет и покупайте, что вашей душе угодно. — Но, Алексей Алексе евич,— объяснил Валивахин, — в магазинах по безналич ному расчету не отпуска ют. Не знаю, что ответил ему Маркин, только вижу я, ли цо моего Михаила Степано вича вытянулось и побеле ло. Он обернулся ко мне и тихо произнес: «А ведь сорвут вечер. Что делать?» Подумали мы и отважились пойти в облсовпроф. Два дня протирали стулья в са мых различных кабинетах для того, чтоб услышать, наконец, всего несколько слов: — Ничем помочь не мо жем. Так мы попали в закол дованный круг. Крутились, как белка в колесе. Но белка может отдохнуть, ей некуда спешить. А;, нам бы ло некогда отдыхать. Не хо телось срывать вечер, ведь на нас весь цех надеялся. Прибежали мы за помощью к начальнику цеха И. Т. Бойченко. Тот позвонил А. А. Маркину, долго упра шивал его дать нам «налич ными». — Вы что, хотите чтоб я выговор получил? — ответил председатель завкома. ,г— Но мы же не себе в карман... Алексей Алексе евич, дорогой, — умолял Бойченко,— давайте вместе разделим выговор, а? Уломал он все же Мар кина. И решили они «раз делить» выговор п о п о л а ^ ^ «Слава богу, ^кончились Щ В чения»,—облегченно в з д о х ^ нул Валивахин и поспешил к бухгалтеру завкома Н. М. Фарафоновой. Но вскоре вернулся расстроенный. — Двое согласились «по делить» выговор, а Фара- фонова не хочет. Тоже про читала мне лекцию о фи нансовой дисциплине. Так и сорвался вечер. На метили второй срок. Опять ничего не вышло. И третий раз — тоже. Никто не захо тел «нарушать» финансо вую дисциплину. Я знаю, найдутся люди, которые мне возразят, а возможно с этакой покро вительственной улыбкой скажут: «Вы по молодости да по неопытности горячи тесь. Бухгалтеры в самом деле не должны нарушать порядок. Они правы». Да, мы, простые рабочие, не знаем всех финансовый премудростей. Но мы знаЩ ем одно: все в нашей жиз ни придумывается людьми, ради людей и только для их счастья. И никто не на стаивает, чтоб в бухгалте риях, в торговых организа циях нарушали финансовую дисциплину. Но как же выйти из заколдованного круга? А. ЛУТОВИНОВ, комсорг чугунолитейного цеха завода «Свободный сокол». Редактор И. БОБКОВ. АЭ 52100 Липецк, типография областного управления культуры. З а к . № 1717. К А Ж Д Ы Й У Р О К - П О И СК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz