Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

>и и ■длли и «м■■; и ■— Кто не сделал домашнего задания? Кому было трудно? Класс молчит. Никто не опустил глаз под ее взгля ­ дом , никто не пригнулся к парте, прячась за спину то­ варища. - Пройдя по рядам и убедившись, что ответ у всех правильный, Полина Львовна переходит к математи­ ческому диктанту. Диктуя, она ходит по классу, заглядывая в тетрад­ ки. — Молодец, Женя. Правильно, Нина. Едва успев записать ответ, ребята тянут руки вверх. Вопрос сме­ няется вопросом, и каждый раз — лес поднятых рук. На весь диктант уходит минут десять — пятнадцать. — Теперь решим задачу. Положите ручки, слушайте условие. На минуту затихли. Слушают внимательно и необык­ новенно серьезно. ~ Повторите условие задачи. Встает один, другой, третий. Запомнили. — Как будем решать? Руки тянут сразу. Отвечают охотно, радостно. Зада ­ ча решается вслух, всем классом, и в то же время каж ­ дым в отдельности: один решает, другой его поправ­ ляет, третий уточняет, а четвертый дает свой вариант, совсем непохожий на первоначальный. При этом они успевают записывать в тетради ход решения, каждый по-своему, но все правильно, в этом она уверена, так как ни на секунду не оставляя их-без контроля, снова и снова ходит по рядам, по нескольку раз проверяя каждую тетрадку. Еще через минуту с задачей покончено. Следующую задачу ребята составляют уже сами по формуле, запи­ санной на доске. Вариантов дают много: и про ящик, и про деревья, и про муку, и про поросят. Диктуют уверенно, будто читая по задачнику. Ни одного лишне­ го слова. -Стремительный ритм урока захватил всех. Самое удивительное, что ритм этот не снижается при объяснении нового материала. Ребята затихают лишь на минуту, списывая с доски название новой темы. Очередной дождь вопросов и ответов — и вот уже вих­ растый мальчишка самостоятельно выводит новое пра­ вило. За ним еще двое — трое. И учителю остается только-уточнить и продиктовать выведенное ребятами правило. За быстрыми точными ответами ребят легко угады­ ваются прочные знания. Пройденное здесь не отклады­ вается до экзамена, но постоянно держится в активе умело поставленным вопросам, правильно подобранным условием задачи. Сколько же времени нужно было по­ тратить на подготовку урока, чтобы вот так легко и стремительно вести за собой ребят, постоянно будоража их новыми и новыми вопросами, приучая их самостоя­ тельно мыслить, умея вовремя поругать и вовремя по­ хвалить! Находчивость и быстрота реакции, вдумчи­ вость и внимательность, умение сосредоточиться — все эти качества уже сейчас начинают проявляться у один­ надцатилетних воспитанников Полины Львовны. — Если не смог решить задачу — я объясню, но если чего-то не пенял и не спросил — никогда не прощу! Ребята хорошо усвоили это правило. Спрашивают всегда: и во время урока, и на перемене. Наверно, поэтому нет в пятом «А» отстающих. Когда- то было много хлопот с Ритой Ефимовой. Сейчас она идет наравне со всеми. Давыдов, Чуйков — здорово подтянулись, стали гораздо сильнее. Не умея философ­ ствовать, ребята поняли главное — то, с каким теплом и любовью относится к ним их учительница. Вот поче­ му они верят ей, беспрекословно выполняют все ее требования. Конечно, всякое случается в жизни класса — пятиклассники слишком живой и ■непоседливый на ­ род—но никогда на уро­ ках ей не приходится го­ ворить о дисциплине. Да они и забывают о шало­ стях, захваченные стре­ мительным т е ч е н и ем урока. Опытный педа­ гог, она тщательно про­ думывает каждую из от ­ веденных ей сорока пя­ ти минут. Каждая мину­ та насыщена до преде- на уроке все. Словно умелый дирижер оркестром, управляет она классом. Она помнит о том, кому надо дать время подумать, а кого поторопить с ответом. Знает слабости каждого. Всех приучает к на­ стойчивости, самостоятельности. Иногда самостоятель­ ность переливается через край. Так однажды в райис­ полкоме появились ее ученицы Наташа Попова и Нина Пирогова и долго сбивчиво объясняли сердитому по­ началу председателю, что их подшефные дедушка и бабушка сидят без света. Хоть они и старенькие, но свет им проЕэсти обяза.-льно нужно — доказывали они. При всей своей курьезности этот случай особенно наглядно показал окружающим, как многого может до ­ стичь педагог, любовно относящийся к своему делу. —* Хороший класс, с огоньком,— говорят о ее ребя­ тах. Зажгла этот огонек Полина Львовна Купрюхина, человек красивой души и щедрого сердца. Каждый ее урок — поиск, а значит немало еще предстоит ей сде­ лать радостных, необыкновенных открытий. А. КАСПАРОВА. Средняя школа № 1. г. Лебедянь. Г оворят гости Сегодня в Липецке открывается Всероссийская научно-практическая конференция об опыте организации урока в школах Липецкой области. В Липецк приехали гости из многих городов и районов страны. Мы по­ просили наших гостей, участников конференции, высказать свое мнение о новой организации урока. АЛЕКСАНДР СПИРИДОНОВИЧ ПЧЕЛ КО: — Важно, чтобы новая организа­ ция урока получила широчайшее распространение. Очень хорошо, что на уроке работают все ученики, ра ­ ботают активно и энергично, а зна­ чит получают больше знаний, боль­ ше практических навыков. Побывав на уроках в Усманской школе-интер­ нате и в Октябрьской школе, я убе­ дился, что этому начинанию принад­ лежит будущее. Правда, многое на­ до еще уточнить, многие вопросы требуют разрешения. Потребуются совершенно иные формы планирова­ ния учебного материала. Более под­ робно надо разработать уроки, на которых дается новый материал. Здесь нет еще достаточной четкости и определенности. Словом, многое еще надо сделать, но я хотел бы, чтобы это движение распространилось далеко за пределы Липецкой области и готов всеми си­ лами способствовать этому распро­ странению как заведующий секто­ ром начального обучения в Акаде­ мии Педагогических Наук. АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА ЗА- ЛЕЩУК — ассистент кафедры мате­ матики Северо-Осетинского педин­ ститута и АНТОНИНА ГЕОРГИЕВ­ НА АЛБОРОВА — завуч института усовершенствования учителей Севе­ ро-Осетинской республики: — Хотим запомнить все лучшее, о чем будет говориться на конфе­ ренции и повезти это к себе. Все, что мы читали — хорошо, но теперь мы хотим посмотреть, как все это осуществляется практически. ЛИДИЯ КСЕНОФОНТОВНА КО­ МИССАРОВА —- инспектор Тамалин- ского районе Пензенской области: — Думает каждый ученик. Это самое ценное в структуре нового урока. Нравится продуманность уро­ ка, хозяйское расходование времени. Прежде работали один-два ученика, а остальные скучали. ЕРОШКИНА РАИСА ЯКОВЛ'ЕВ- НА — преподаватель русского языка Тамалинской средней школы — по­ следователь липчан: — В новом уроке мне все нравит­ ся. Я поняла и приняла его всей ду­ шой и сердцем. На снимке: участники конферен­ ции Л. К. Комиссарова — инспектор Тамалинского районо Пензенской об­ ласти, В. Ф. Кабанкова — учитель истории школы № 1 гор. Липецка, Т. П. Суровикова ■—зав. кабинетом педагогики Липецкого института усовершенствования учителей и А. П. Кучерова—зав. Тамалинским рай­ оно Пензенской области. Фото Ю. Ардашева. П РО наш чугунолитей­ ный цех на «Соколе» многие уже читали в газетах, слышали по радио. Он был самым отстающим на заводе. Нас на все лады склоняли на совещаниях, оперативках. И вот как-то собрались парни и девчата (цех почти целиком моло ­ дежный) и твердо сказали: «Баста! Надоело ходить в отстающих». Сказали, ко­ нечно, пред в а р и т е л ь н о крепко подумав. Иначе не могли бы у них родиться смелые мысли и целый рой предложений. Приняли ра- диаторщики свою цеховую двухлетку. А раз приняли, ее надо выполнять. Нет смысла сей­ час описывать, как это де ­ лалось, потому что не о том пойдет речь ниже. Уже в перзые месяцы задания перевыполнялись. А к кон­ цу года мы дали сверх пла­ на около 10 тысяч квадрат­ ных метров радиаторов. Это для нас было празд­ ником. А праздники, как водится, отмечать положе­ но. И вот собрался цеховой «треугольник» — ч л е н ы партбюро, комсомольского бюро и профкома — думу думать: как лучше подвести итоги года, наметить рубе ­ жи на будущее, но чтоб это выглядело не сухо, как ча­ сто бывало, а повеселее? Я, конечно, пообещал, что са­ модеятельность — за нами, комсомольцами, аттракцио­ ны—тоже. Грамоты вручим. Нужно будет и премиро­ вать самых достойных, по­ дарки сделать. Люди заслу­ жили это — не шутка за ко­ роткий срок выйти из от­ стающих, да еще план пе­ ревыполнять. — Аттракционы, подарки? Дело говоришь, — похвали­ ли меня. — Нн-да, подар­ ки, значит... А где денежки взять? — Не беспокойтесь, бу­ дут,—снисходительно улыб­ нулся председатель цехко­ ма Михаил Степанович Ва- л вахин. Вы, дорогие читатели, на­ верное думаете: вот сей­ час автор начнет расписы­ вать, как прошел вечер. Сознаюсь, да, я так и рас ­ считывал: проведем, мол, вечер и напишу я об этом ги? А то у нас ведь только — за наличные... — Найдем, не волнуйтесь, — заверил я, не будучи ис­ кушенным в финансовых тонкостях. Прибежали мы на завод. Позвонили в завком. Пред­ седатель завкома А. А. Маркин ответил в трубку: — Есть, есть денежки. в нашу молодежную газе ­ ту. Ведь сколько у нас за ­ мечательных людей! Пусть не всех, а уж лучших из лучших стоило бы похва­ лить... Но сейчас приходит­ ся писать о другом... Первый срок для празд ­ ника был установлен на 13 февраля. Как мы готови­ лись! Провели собрание. Двадцати пяти рабочим присвоили единогласно зва ­ ние ударников коммунисти­ ческого труда. Люди ходи­ ли с приподнятым настрое­ нием. Все ждали того дня, когда им вручат дипломы. Директор завода Владимир Степанович Виниченко щед ­ ро распорядился: выдать радиаторщикам на празд ­ ник денег! И вот мы с Михаилом Степановичем Валивахиным, не дожидаясь, когда нам перечислят из бухгалтерии деньги, на радостях поспе­ шили в магазины города. В одном продавец, взгля­ нув на наши счастливые ли­ ца, осторожно предупре­ дил: — У вас наличные? Я спрашиваю, с собой день- Берите счет и покупайте, что вашей душе угодно. — Но, Алексей Алексе­ евич,— объяснил Валивахин, — в магазинах по безналич­ ному расчету не отпуска­ ют. Не знаю, что ответил ему Маркин, только вижу я, ли­ цо моего Михаила Степано­ вича вытянулось и побеле­ ло. Он обернулся ко мне и тихо произнес: «А ведь сорвут вечер. Что делать?» Подумали мы и отважились пойти в облсовпроф. Два дня протирали стулья в са­ мых различных кабинетах для того, чтоб услышать, наконец, всего несколько слов: — Ничем помочь не мо ­ жем. Так мы попали в закол ­ дованный круг. Крутились, как белка в колесе. Но белка может отдохнуть, ей некуда спешить. А;, нам бы­ ло некогда отдыхать. Не хо­ телось срывать вечер, ведь на нас весь цех надеялся. Прибежали мы за помощью к начальнику цеха И. Т. Бойченко. Тот позвонил А. А. Маркину, долго упра­ шивал его дать нам «налич­ ными». — Вы что, хотите чтоб я выговор получил? — ответил председатель завкома. ,г— Но мы же не себе в карман... Алексей Алексе­ евич, дорогой, — умолял Бойченко,— давайте вместе разделим выговор, а? Уломал он все же Мар­ кина. И решили они «раз ­ делить» выговор п о п о л а ^ ^ «Слава богу, ^кончились Щ В чения»,—облегченно в з д о х ^ нул Валивахин и поспешил к бухгалтеру завкома Н. М. Фарафоновой. Но вскоре вернулся расстроенный. — Двое согласились «по­ делить» выговор, а Фара- фонова не хочет. Тоже про­ читала мне лекцию о фи­ нансовой дисциплине. Так и сорвался вечер. На­ метили второй срок. Опять ничего не вышло. И третий раз — тоже. Никто не захо ­ тел «нарушать» финансо­ вую дисциплину. Я знаю, найдутся люди, которые мне возразят, а возможно с этакой покро­ вительственной улыбкой скажут: «Вы по молодости да по неопытности горячи­ тесь. Бухгалтеры в самом деле не должны нарушать порядок. Они правы». Да, мы, простые рабочие, не знаем всех финансовый премудростей. Но мы знаЩ ем одно: все в нашей жиз ­ ни придумывается людьми, ради людей и только для их счастья. И никто не на­ стаивает, чтоб в бухгалте­ риях, в торговых организа­ циях нарушали финансовую дисциплину. Но как же выйти из заколдованного круга? А. ЛУТОВИНОВ, комсорг чугунолитейного цеха завода «Свободный сокол». Редактор И. БОБКОВ. АЭ 52100 Липецк, типография областного управления культуры. З а к . № 1717. К А Ж Д Ы Й У Р О К - П О И СК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz