Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Г О Л О С А * Р а з д у м ь е Улегся день. Плывут густые тени. Дрожат на окнах капельки росы. Прислушались задумчивые стены, Как тикают полночные часы. А я пока что не поставил точки. Склоняется упрямо голова — Опять пишу, опять слагаю строчки, Подыскивая нужные слова. Клокочет бурей жизнь перед глазами, Вся в отблесках веселого огня, И люди с огрубевшими руками, Как великаны, смотрят на меня. Цветет ли май, иль дышит в лица холод, Иль ветер жгучий стонет и ревет, В руках у них всегда грохочет молот, В глазах у них — стремление вперед... В окно рассвет заглядывает смело. Огромных строек контуры видней. ...Мои стихи, хочу чтоб в вас звенело Дыханье наших беспокойных дней. Н. БАДУЛИН. Добровекнй район. У ' Г -Г лг ро бы ми П, \, ■■—1----—--г -1 ~Г--- г — льда ми | ^-- абдо ми не Ьд-Д-—--- ЗС=| геп л 9 л - | См при См н. ик 1ПС Г Г -1 ет от . 1 - { — „ О 0 да где царстбу ет У т "Т - - " г - *о /юд обет 1 ^ ь г Г „ ь 1 1 - г г г нг А Л Е К С А Н Д Р В А С И Л Ь Е В — МОЛОДОЙ КОМПОЗИТОР А ВТОРОМ ПЕСНИ «Бушует пурга» яв- • ляется молодой ком­ позитор Александр Василь­ ев. Родился он в 1928 году в семье донбасского шах­ тера. В 1936 году А. Ва­ сильев переезжает вместе с семьей в г. Липецк. В шко­ ле маленький Саша актив­ но участвует в кружках ху­ дожественной самодеятель­ ности, неод 1 Н 01 юратао зани­ мая первые места . раз­ личных смотрах. По совету руководителей кружков он «* в 1947 году поступает в Воронежское музыкальноеоковского музыкально-педа- тельный советский музы- училище, а в 1949 году—гогического института име- каит Вано Ильич Мураде» на вокальное отделение Мо- ни Гнесиных. Его педагог ли, с которым А. Васильев л — народный артист Казах- познакомился, работая на ской ССР, солист Большого радио. • театра Е. В. Иванов. Густо падают листья. По бокам аллеи стоят скамейки. На одной из них сидят мужчина сред ­ них лет и мальчик лет четырех-пяти. Мужчи­ на в сером демисезон ­ ном пальто, в зеленых брюках и в полуботин­ ках на каучуковой по­ дошве. Лицо его рябое и некрасивое. Только глаза выразительные и умные. Мальчик одет в теп­ лое пальто, застегнутое на все пуговицы. Он в шапке, в красных шаро ­ варах и ботинках. — Пап, а почему ли­ сточки осенью желтью, а летом зеленые? — вдруг спросил он, раз ­ глядывая круглый лист. Отец подумал и от­ ветил: — Ну... конечно, от того, что сейчас холод­ но, а летом тепло. — Осенью деревья раздеваются. Им, пап, не холодно! Я гуляю одетым, а дерево раз ­ дето. Папа, а почему они раздеваются, в я одеваюсь?.. — Дереву, знаешь, тоже холодно. — А почему? Отец покачает головой и вздохнул. — Борис, — не сразу заговорил он, — пойми же. Листочек.. . Вот ви­ дишь. . . мягкий, хоро- Р а с с к а з шенький. Ударит мо­ роз. . . Он станет твер­ дым, некрасивым... Нет, не так. Дерево боль­ шое, а лист маленький. Видишь какой? Дереву не страшны ни холод, ни жара. Оно живет долго, а листочек толь­ ко одно лето. Наступа­ ет осень, и он умира­ ет. . . Вот что, .Борис, подрастешь — узнаешь. Тебе сейчас все равно не понять. • — Почему? — Потому что ты ма ­ ленький. — Папа, а мы сегод­ ня играли.. . Пап, а как держать язык за зуба­ ми?.. Я и рукой держал, и зубами... Не полу­ чается! Тетю Машу спросил, а она как за ­ смеется.. . Потом она рассказала всем, и все смеялись. — Вот что, Борис. Держать язык за зуба­ ми — это значит мол­ чать. Ты покажи им, что и молчать умеешь, ес­ ли. . . Борис, не дослушав, сполз со скамейки и побежал. Отец поднял голову. По аллее шли мужчина и женщина. Борька, рас­ ставив руки, с криком «мама» бросился к жен- края щине, уцепился за полы ее пальто. Та, постояв в нерешительное т и несколько секунд, легонько оттолк- лула его и пошла дальше, не огля­ дываясь. Борька стоял у аллеи и смотрел ей вслед. Слезы мешали видеть. Потом он мед ­ ленно подошел к отцу. Тронул за колено, и ти­ хо спросил. — Пап, а мама — не мама?.. Тот не ответил. Плат­ ком вытер малышу сле­ зы. . . Сверху упал большой звездчатый лист клена. Борька взял его, по­ смотрел и печально ска­ зал: — Какой большо-о-й... Ю. РОГАЧЕВ. г. Липецк. • Еще в институте А. Ва- Учебу в институте А. Ва- сильев написал ряд произ- сильев совмещает с рабо- ведений, из которых можно той солиста хора русской отметить песню на слова народной песни Всесоюзно- ц . Солодаря «Азовская го радио, а позже *—с ра~ землячкам, ботой в Челябинском теат­ ре оперы и балета. Нахо- “ !9о9 гш у Александр дясь в институте, Васильев Васильев начинает свою проявляет большой интерес Работу в Липецком Доме к композиторскому творче- народного творчества. З'десь сгву, посещая класс комп'о- 011 познакомился с местным зиции, который вели вид- липецким поэтом Иваном ные советские композиторы Батраковым, с которым за- Тихон Хренников и Арам вязывается у молодого му- Хачатурян. Здесь он оэна- зыканта творческая друж- комился с теорией ко.мпо- ба. А Васильев написал на зиний. Начинающего композито­ ра очень влекла к себе сво­ ей красотой русская народ­ ная песня, и первые ком­ позиторские опыты А. Ва- слова И. Батракова ряд песен. Наиболее удачными являются песни «Пой же, пой гармошка» и «Бушует пурга». В настоящее время А. Ва­ сильева начинаются именно сильев работает художесг- в области песенного твор- веяным руководителем клу- чества. Одним из первых, ба Лебедянского маши-но- кто помог молодому музы- стронгельного завода, канту еще теснее приоб­ щиться к композиторскому В. РЕМУЛОВ, творчеству, был замена- г. Липецк. Бушует пурга Слова И. Батракова, му» зыка А. Васильева. Бушует пурга над суровыми льдами, А в домике теплом приемник поет. Отсюда, где царствует холод с ветрами, Вчера улетел самолет. Зимовщики ночью, в снегу утопая, С любовью его снаряжали в полет. Недаром в морозную даль улетая, «Спасибо!» сказал им пилот. В прощаньи не было тени тревоги Пилот улыбался и пел для друзей. «Не раз проплывал я по этой дороге, Не раз проплыву я по ней». Бушует пурга над суровыми льдами, А в домике теплом приемник поет. Сюда, где палатки одеты снегами, Еще прилетит самолет. Н « 1 = = 1 = (Окончание. Начало на 2-й стр.). та же сталь. Сверла ее " не брали, взорвать бы­ ло невозможно. Прихо­ дилось искать . другой выход. Алексей остановился перед широ­ кой дверью в леЕом углу. Попробо­ вал выломать' ее. Дверь подалась. Между краем обрамления и плитой прорезалась черта углубления. — Смотри!.. Свет ворвался на плошадку. Лестница. Ступеньки бегут вниз, в новую глубину. Когда в расширенном сиянии фо­ нарей заблестели на стенах серые щиты со множеством разноцветных ат квадратных циферблатов, у Алек­ сея прыгнуло сердце. Быстро про­ шел вдоль щитов, открыл дверь, за ­ глянул в соседнее помещение. -»♦« и „ « м и « « „ « Н ч « и • Парнями { пятнадцатилетиями С путевками ФЗО Не зайцами—по билетам Мы ехали на завод. Эх, юность, войной заброшенная В нехоженные места! Летит иад тобою коршуном Чужой самолет в крестах. Но сосен защитные кители Укрыли нас с головой. На полке Христу- спасителю Молился товарищ мой. А, утром с попутным товарным От нас, ото всех тайком, Не выдержал тот товарищ, Уехал в родимый дом. Туда, где ни вшей, ни стужи. Ни ветра, что черен, как черт, Где каждый вечер на ужин Оладьи мамаша печет. Во мне те года грозовые Оставили долгий след. Я встретил его впервые Через семнадцать лет. — Да ты заходи, будь гостем! Бог свидеться, вишь, нам дал™ У самых ворот от злости Захлебывался волкодав. А дом за стеной'высокой Напомнил купеческий век. В раесветную мглу из окон. Сочился лампадный свет. От глаз, лопухами скрытая, Пьянила дурман-трава. Мне показались приторными Даже его слова. И я тальниками буйными Ушел, не подав руки, Туда, где на гору буйволами Карабкались грузовики. Туда, где, как в детстве прожитом, Страстно и хорошо Пахло сиренью и дождиком... А может я зря ушел? Ведь человека живого Душит дурман-трава. И может ему помогут _ Руки мои и слова?! М. ГЛАЗКОВ. г. Елец. *—— ♦—♦» *« И ♦« И ♦♦И ♦♦♦,1 *« «« н —♦♦Н Н «*— И ♦♦,4 м «♦♦♦«—Н ♦ Вернулся Максименко. — Никаких машин нет. Радиоак­ тивность нормальная... Алексей хмыкнул. — Схема прямого преобразования: излучение — в ток?.. Это было бы, конечно, еще лучше, надежней. Сходил, посмотрел сам и повесе­ лел. . — Ладно! Теперь вот что: надо выяснить связи между реактором и пультом управления, а потом — между токосъемниками и распреде­ лительным залом... У одной из стен распределитель­ ного зала щит закрывала легкая крышка. Когда Алексей сдвинул ее, на него глянул зеркально чистый черный экран с регуляторами вни­ зу. Возвратившись в зал управления, он опять и опять перебирал в уме сложившуюся схему. — Ну, как будто все готово. По­ пробуем... Он объяснил Семену: — Если ток появится, включа­ ешь вот эти кнопки, все подряд. Я тогда скажу. — Ясно.— Семен встал у щита. Алексей подошел к пульту. По­ вернул маховичок, другой, третий... Медленно, медленно, старясь сдер­ жать бешеный пульс. Нажал пуско­ вую кнопку. Все было тихо и тем- ио. «Конец»?..— ясно подумал он. И тут — не во сне ли? — дрогнули и закачались стрелки, поползли по де­ лениям. Слабо осветился огромный экран с черными пятнами излучаю­ щих стержней, тонкий шелест про­ ник под скафандр... Волна радости, облегчения, сча­ стья охватила его, он дрожал, за ­ дыхаясь и смеясь. Росли напряжение и сила тока, увеличивалась температура, мощ­ ность излучения, мерцали синева­ тые экраны расширяющимися коль­ цами, белели освещенные шкалы, пе­ ремигивались лампочки, н мягкое, едва слышное гудение все явствен­ нее наполняло зал. Это был при- 4 знак возвращающейся жизни, это была их собственная жизнь, их спа­ сение и победа, успех экспедиции. Он боялся, что все сейчас обор­ вется. Счастье было слишком вели­ ко, невероятно. — Включай! — возбужденно ока­ зал Алексей. Семен щелкнул кнопкой, раздал­ ся треск, вспыхнул яркий, синева­ тый свет... / О. НЕХЛОПОЧЕВ. г. Елец. Ты помнишь об этом? Майданека черные трубы, Освенцима черные трупы, Влюбленных заглохшие тропы. Повешенные старики — По телу распятой Европы Ползут, раздувая утробы, Ползут, зеленея от злобы, Свастики—пауки. Они разбухают от крови, А люди мечтают о крове, А люди мечтают о хлебе И грудью идут на штыки, Но рушатся древние кровли, Алеют деревни от крови, Лишь копоть качается в небе— Зловеще ползут пауки... Европа! Ты помнишь об этом? л Верна ли ты прежним обета»? Ведь в воздухе снова рассеян Паучий убийственный яд, Ведь снова из нор и расселин Тебе прямо в сердце нацелен Паучий озлобленный взгляд. ...Чтоб люди в дыму не серели, А запах вдыхали сирени, И в травах бродили по пояс— < В гнезде раздави паука! А. БЕЛЯЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz