Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

С Ч А С Т Ь Е 1 л я В С Е Х И ДЛЯ КАЖДОГО Ке м т ы будешь. Юрка Каретников! Т ы , наверное, мало думал об этом. Когда учатся в пятом классе, так бывает. А дедушка думает, часто думает о твоем бу ­ дущем. Он хочет, чтобы ты был хорошим человеком и обязательно был счастли­ вым. Он сделал все для твоего счастья, хотя у него в твою пору была совсем другая судьба... ,_^ В 1911 году четырнадца- илетнмм мальчишкой при­ шел Александр Каретников на Московский машино­ строительный завод брать­ ев Кертин,-, стал учеником сварщика, а потом и самим сварщиком. Трудно было. Двенадцать часов в день работал под ­ росток, а получал за это 15 копеек. Затем грянула первая мировая война, и Александра отправили на фронт защищать интересы буржуев. великий Октябрь сорвал цепи рабства с России. Вы­ прямились, поднялись во весь рост люди. Александр Семенович стал вместе с -Другими укреплять свою. ДЕЛА ОБЫКНОВЕННЫЕ высокая пенсия, почет и уважение — чего, казалось бы, еще надо для настоя­ щего счастья! А вот Александра Семе- устроило, просто от­ дыхать. сидеть дома. Снова пришел к людям, к своим ровесникам, возглавил со ­ вет ветеранов труда. Много хороших дел на счету беспокойных пенсио- Советскую власть. Когда все враги были разгромле- новича это не ни, он вернулся к мирному Не привык он труду. В тридцатые годы приехал в Липецк. Восста­ навливал завод «Свобод ­ ный сокол», строил домны Новслипецкого завода, по­ том — тракторный. Четыре года назад вете­ рана труда проводили на заслуженный отдых. Про­ сторная, светлая квартира, в торговле, шефствуют над его. школами, разводят сады и даже являются... дружин­ никами. А возглавляет их Александр Семенович. ...Вот какой. Юрка, у те­ бя дедушка. Вот что такое настоящее счастье — не только материальное бла­ гополучие, но и осущест­ вление права участвовать в управлении большим госу­ дарством, отстаивать все хо ­ рошее и бороться с недо- нероа: Они тормошат стро- статками. И тебе дано это ителей, обучают в цехах право. Только готовься че- новичков, наводят порядок стно и горячо исполнить Поблескивая чистыми окнами, из-за деревьев показались корпуса школы- интерната. Здесь живут 340 - беспо ­ койных мальчишек и девчонок. У них разные характеры, привычки. Но они вместе учатся, отдыхают, меч­ тают о завтрашнем дне. «МОЕ» и «НАШЕ» — Слава, почему ты без варе­ жек? — спрашивает воспитательница краснощекого мальчугана. — У меня их нету! — отвечает он. — А в карманах? — То мои, из дома принес. — Ну и надевай! — Жалко... порвутся, — А где же наши, интернатские? , Порвал. Евгения Алексеевна. -воспитательница Е. А. Дроздова не сделала Славе замечания. Нои е- рез^несколько дней в классе состо ­ ялся'' большой разговор о «моем» и «нашем». — Давайте, ребята, поговорим о вешах,— начинает Евгения Алексеев ­ на, Все настораживаются: о каких это вешах? — О твоем, Вова, носовом платке, о рубашках и платьицах. О вареж ­ ках, которые недавно порвал Слава Сохин. — А чего о них говорить-то? — не удержался Слава,— Порвал — но­ вые дадут. — Знаете, дети, сколько сгон: наш интернат? — не замечая Слави ­ ной реплики, говорит воспитательни­ ца. Она называет семизначную циф ­ ру. Ребята ясно не представляют, сколько это. Но чувствуют, что очень много. — На эти деньги,— продолжает Дроздова ,— можно построить кино- ’атр или больницу. Но государство ч^ уда ег интернаты детям бесплатно. «За так», как вы говорите. Ребята слушали и удивлялись. Оказывается, они многого не знали. Потерял платок, порвал варежки — как будто небольшая беда . А за все это платили деньги. Беседа закончилась. Слава снова не выдержал. Но теперь от его са ­ моуверенности не осталось и следа . — Евгения Алексеевна, простите. Я не буду больше' рвать наши вещи. Разве только свои, что из дома... Славе не дали договорить. Под ­ ушится невообразимый шум. — И ничего ты не понял. Славка, — наступала Маруся Алехина.— Р а з ­ ве твои варежки мама не покупала? А ты подумал, откуда деньги? — На работе дают, — всхлипнул Слава. — Дают? Их зарабатывают тру- — Катя! — зовут девушки Асташеву. Катя не слышит. Стоит какой-то вьюж­ ный шум. Шумят рас­ пылитель и вентиля­ тор, красный туман об ­ волакивает станок. Это красочная пыльца, раз ­ брызгиваемая распы­ лителем. Станок по­ крывается тонким сло­ ем краски. — Катя! — вновь зовет Валя Воронова. Катя Асташева от­ рывается от работы. — Мы тут думали... Знаешь, после смены остаться собирались. Станок прошпаклевать. Ты-то как? Все с тайной трево­ гой ждут ответа. Румя­ ная, ясноглазая Тоня Таравкова, Вера Толче- ева, девушка с тихим светом в глазах, и Валя. Катя медлит. — Дома ждут. Ребе ­ нок... А разве за компанию,—и она дела ­ ет рукой решительный жест: — Согласна. — После звонка все остаются! — весело объявляет бригадир Тоня Таравкова. «После звонка» — эти слова у недавних школьниц значат уже другое: «после смены». Смена окончилась. Никто из девушек не снимает свои в пятнах от краски халаты. Рабо­ та продолжается. Может, с этого дня все и началось... Сна­ чала «ради компании», П о > о о о о о о о < ХАРАКТЕРА дом ,— вмешался В ов а ' Комягин. Когда успокоились, Слава хотел что-то сказать. Он встал и... распла ­ кался. — Я все теперь понял... Нужно беречь и свое, и общее. Обещаю... Слава не подвел. Третий класс — самый дружный и дисциплинирован­ ный в школе. НЕ МОЖЕШЬ - НАУЧИМ, НЕ ХОЧЕШЬ — ЗАСТАВИЛ! Ученье— тоже труд. Часто тяжелее физического. Он требует усидчиво ­ сти, терпения. А эги качества надо в ребятах воспитывать. Не всегда помогает убеждение. Поэтому у ре­ бят стало правилом: «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Два года существует интернат. Два года теперешний четвертый класс учится без двоек. Особые ре­ бята? Нет, самые обыкновенные. Просто очень дружные. Неудачу товарища каждый воспринимает как свою собственную . - ...Самоподготовка — это часы, ко­ торые отводятся для выполнения домашних заданий. Поскрипывают перья. Ребята сосредоточенно пи­ шут, считают. — Таисия Петровна, я уже все выполнил,— поднимает руку лучший ученик класса Витя Волков.— М ож ­ но посмотрю, как дела у Бориса? А Борис Гостеев—его подшефный. Вот и старается Витя вывести его в число хорошистов. Недавно пришла в класс Тоня Семченко. Училась раньше на укра ­ инском языке. Ей пока трудно го­ ворить и писать по-русски. — Будет успевать наша Тоня! — решили ребята. Помочь ей взялась Люба Климченко. И что же? За два месяца Тоня научилась говорить по- русски. Да и в диктантах стала д е ­ лать меньше ошибок. Дружному отряду присвоили зва ­ ние « С п у тн и к семиле!ки». «ЗАМЕЩАЕМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ!» Он стоял посреди класса, низко опустив голову. Боялся взглянуть на товарищей. — Притих, глаза боится поднять, — говорила Валя Васинских.— А на переменах какой смелый! И под ­ ножку подставит, и толкнет. С де ­ лаешь замечание — нагрубит. (Окончание на 4-й стр.). а потом «как бригада, так и я», но стали подруги ближе друг к другу. Если что-ни­ будь случалось у од ­ ной — касалось всех. Если кто что-нибудь предлагал — это ста­ новилось общей забо ­ той, общим делом. В апреле, когда они выполнили свои обя ­ зательства, кто-то пред- дожил: будем , девочки, бороться за коммуни­ стическое звание! Это решение заста­ вило девчат посмот­ реть на свой труд иначе. Появилось хо­ рошее недовольство собой. ...Их бригада была последней, кто прика­ сался к станкам, прида­ вал им последний вид. Они должны выглядеть как глянцованные, чтоб на них «зайчики игра­ ли», как выражаются девчата. Бригада р е ­ шила выполнять рабо ­ ту еще качественнее. Но кое-что мешало. — Опять крупнозер ­ нистый! — и Валя д о ­ садливо выбросила только что получен­ ные наждачные шкур­ ки. До сих пор они их сглаживали: иначе наж­ дак при шлифовке мог царапать станок. — Надо потребовать стандартный! Вера поддержала: дело было не только в наждаке, у маляров плохо и с другими ма­ териалами. На ближай­ шем производственном собрании девушки на­ стояли на своем. И стандартные материа­ лы поступили. А девча­ та взяли себе на за ­ метку, если что надо — потребуй. Помогут. Как-то девчата за ­ метили: Катя что-то уж очень беспокойно при­ глядывается к станку, который они давно по­ красили. —Девочки, — не до ­ жидаясь вопроса, сказа­ ла она, — станок «по­ краснел». Это значило, что пло­ хо высохший красный грунт проступил сквозь красочный слой. А ес ­ ли грунт плохо высыха­ ет, это сказывается на качестве и прочно­ сти окраски станка. А отстанет краска — по­ ржавеет станок. Удру­ ченные, девушки долго «нянчились» с этим станком, пока, наконец, не добились своего. Но у них появилось беспо- «3---------------- коиство за качество своей работы. Пошли к мастеру. — Анатолий Федоров вич, — обратились они к Попову, — грунт дол* го и плохо сохнет* Нельзя ли поставить калорифер и наладить отопление. Скорее бы высыхал грунт! А мел-* кие детали мы стали бы носить в термичку* «Добре смекнули», — хвалил их про себя мач стер. А на другой день в отделении появился калорифер, было на-* лажено отопление. Как-то Вера задума-* лась о том, что брига­ да очень много теря­ ет времени и материа­ лов, «обновляя» окрас ­ ку станков. Регулярно случалось, что не хва­ тало упаковочного ма­ териала, и станки стоя­ ли раскрытыми. На них появлялись ца­ рапины, пыль въедалась в слой, грунт портился. После этого станки на­ до было вновь подчи­ щать, наносить на них слой нитрокраски, «об ­ новлять». Вывод напра­ шивался сам собой: надо наладить своевре ­ менную упаковку. С упаковкой улади­ ли. Теперь девчата име­ ли время помочь дру ­ гой бригаде, которая красила серийные стан­ ки. ...В начале смены к девушкам подошел ма­ стер. — Девчата, в той бригаде всего один че­ ловек сегодня. Он больше ничего не сказал. Да и не на­ до было говорить. Все уже шли помочь дру ­ гой бригаде. Недавно б р и г а д е присвоили звание ком­ мунистической. Все-та­ ки девчата добились своего. Но они не ус ­ покаиваются. У них но­ вая цель — работать б е з контролера ОТК. Уже сейчас все работа­ ют б е з брака. И стано­ вятся еще взыскатель­ нее к самим себе. * * * Обыкновенные д е ­ вушки, кажется, обык­ новенные и дела, но о скольком говорят эти дела! И о том, как из­ менились люди, и о том, что борьба за ком­ мунистическое звание — это отличная школа. А. А. ДОРОХОВ, мастер Липецкою станкостроительного завода. К. КОРОВИН. СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО I ▼ Посмотрите на этого юношу. Он весь — вни­ мание. Он делает еще одно маленькое от­ крытие в мире боль ­ шой химии. Познакомь­ тесь: Николай Клишин, электрик кранового хо ­ зяйства железнодорож ­ ного цеха коммунисти­ ческого труда Н е з с л к - пецкого металлургиче­ ского комбината. Он хорошо работа­ ет. Но ему хочется ра­ ботать еще лучше. Хо­ чется стать настоящим хозяином мудрой тех­ ники. И он после рабо ­ ты приходит сюда, в институт стали. Он уже на третьем курсе. Все ближе день, когда Ни­ колай сдаст последний экзамен и получит зва­ ние инженера-электро- металлурга. Его судьбе сродни судьбы миллионов на­ ших современников. Для каждого открыты двери в школу, техни­ кум, вуз. Заходи! Свет­ лые здания, новые учебники — для тебя. Учителя и ученые—для тебя. Учись, постигай мир, открывай его, ста­ новись Человеком!.. Право на образова ­ ние—это одна из свет­ лых высот, завоеван ­ ных нами, высот, кото­ рые мы никому и ни­ когда не отдадим. Все больше людей поль­ зуется этим великим правом. Все больше людей учится б е з от­ рыва от производства не только в школах и техникумах, но и вузах. Сейчас только в трех наших вузах — Липец­ ком и Елецком педин ­ ститутах и Липецком вечернем факультете Московского ордена Трудового Крас н о г о Знамени института ста­ ли обучается 4000 сту­ дентов, из них на ве ­ черних и заочных от­ делениях — 2900 чело­ век. Поход в Науку стал поистине всенародным. И в этом — истоки на­ ших. земных и косми­ ческих подвигов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz