Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
С Ч А С Т Ь Е 1 л я В С Е Х И ДЛЯ КАЖДОГО Ке м т ы будешь. Юрка Каретников! Т ы , наверное, мало думал об этом. Когда учатся в пятом классе, так бывает. А дедушка думает, часто думает о твоем бу дущем. Он хочет, чтобы ты был хорошим человеком и обязательно был счастли вым. Он сделал все для твоего счастья, хотя у него в твою пору была совсем другая судьба... ,_^ В 1911 году четырнадца- илетнмм мальчишкой при шел Александр Каретников на Московский машино строительный завод брать ев Кертин,-, стал учеником сварщика, а потом и самим сварщиком. Трудно было. Двенадцать часов в день работал под росток, а получал за это 15 копеек. Затем грянула первая мировая война, и Александра отправили на фронт защищать интересы буржуев. великий Октябрь сорвал цепи рабства с России. Вы прямились, поднялись во весь рост люди. Александр Семенович стал вместе с -Другими укреплять свою. ДЕЛА ОБЫКНОВЕННЫЕ высокая пенсия, почет и уважение — чего, казалось бы, еще надо для настоя щего счастья! А вот Александра Семе- устроило, просто от дыхать. сидеть дома. Снова пришел к людям, к своим ровесникам, возглавил со вет ветеранов труда. Много хороших дел на счету беспокойных пенсио- Советскую власть. Когда все враги были разгромле- новича это не ни, он вернулся к мирному Не привык он труду. В тридцатые годы приехал в Липецк. Восста навливал завод «Свобод ный сокол», строил домны Новслипецкого завода, по том — тракторный. Четыре года назад вете рана труда проводили на заслуженный отдых. Про сторная, светлая квартира, в торговле, шефствуют над его. школами, разводят сады и даже являются... дружин никами. А возглавляет их Александр Семенович. ...Вот какой. Юрка, у те бя дедушка. Вот что такое настоящее счастье — не только материальное бла гополучие, но и осущест вление права участвовать в управлении большим госу дарством, отстаивать все хо рошее и бороться с недо- нероа: Они тормошат стро- статками. И тебе дано это ителей, обучают в цехах право. Только готовься че- новичков, наводят порядок стно и горячо исполнить Поблескивая чистыми окнами, из-за деревьев показались корпуса школы- интерната. Здесь живут 340 - беспо койных мальчишек и девчонок. У них разные характеры, привычки. Но они вместе учатся, отдыхают, меч тают о завтрашнем дне. «МОЕ» и «НАШЕ» — Слава, почему ты без варе жек? — спрашивает воспитательница краснощекого мальчугана. — У меня их нету! — отвечает он. — А в карманах? — То мои, из дома принес. — Ну и надевай! — Жалко... порвутся, — А где же наши, интернатские? , Порвал. Евгения Алексеевна. -воспитательница Е. А. Дроздова не сделала Славе замечания. Нои е- рез^несколько дней в классе состо ялся'' большой разговор о «моем» и «нашем». — Давайте, ребята, поговорим о вешах,— начинает Евгения Алексеев на, Все настораживаются: о каких это вешах? — О твоем, Вова, носовом платке, о рубашках и платьицах. О вареж ках, которые недавно порвал Слава Сохин. — А чего о них говорить-то? — не удержался Слава,— Порвал — но вые дадут. — Знаете, дети, сколько сгон: наш интернат? — не замечая Слави ной реплики, говорит воспитательни ца. Она называет семизначную циф ру. Ребята ясно не представляют, сколько это. Но чувствуют, что очень много. — На эти деньги,— продолжает Дроздова ,— можно построить кино- ’атр или больницу. Но государство ч^ уда ег интернаты детям бесплатно. «За так», как вы говорите. Ребята слушали и удивлялись. Оказывается, они многого не знали. Потерял платок, порвал варежки — как будто небольшая беда . А за все это платили деньги. Беседа закончилась. Слава снова не выдержал. Но теперь от его са моуверенности не осталось и следа . — Евгения Алексеевна, простите. Я не буду больше' рвать наши вещи. Разве только свои, что из дома... Славе не дали договорить. Под ушится невообразимый шум. — И ничего ты не понял. Славка, — наступала Маруся Алехина.— Р а з ве твои варежки мама не покупала? А ты подумал, откуда деньги? — На работе дают, — всхлипнул Слава. — Дают? Их зарабатывают тру- — Катя! — зовут девушки Асташеву. Катя не слышит. Стоит какой-то вьюж ный шум. Шумят рас пылитель и вентиля тор, красный туман об волакивает станок. Это красочная пыльца, раз брызгиваемая распы лителем. Станок по крывается тонким сло ем краски. — Катя! — вновь зовет Валя Воронова. Катя Асташева от рывается от работы. — Мы тут думали... Знаешь, после смены остаться собирались. Станок прошпаклевать. Ты-то как? Все с тайной трево гой ждут ответа. Румя ная, ясноглазая Тоня Таравкова, Вера Толче- ева, девушка с тихим светом в глазах, и Валя. Катя медлит. — Дома ждут. Ребе нок... А разве за компанию,—и она дела ет рукой решительный жест: — Согласна. — После звонка все остаются! — весело объявляет бригадир Тоня Таравкова. «После звонка» — эти слова у недавних школьниц значат уже другое: «после смены». Смена окончилась. Никто из девушек не снимает свои в пятнах от краски халаты. Рабо та продолжается. Может, с этого дня все и началось... Сна чала «ради компании», П о > о о о о о о о < ХАРАКТЕРА дом ,— вмешался В ов а ' Комягин. Когда успокоились, Слава хотел что-то сказать. Он встал и... распла кался. — Я все теперь понял... Нужно беречь и свое, и общее. Обещаю... Слава не подвел. Третий класс — самый дружный и дисциплинирован ный в школе. НЕ МОЖЕШЬ - НАУЧИМ, НЕ ХОЧЕШЬ — ЗАСТАВИЛ! Ученье— тоже труд. Часто тяжелее физического. Он требует усидчиво сти, терпения. А эги качества надо в ребятах воспитывать. Не всегда помогает убеждение. Поэтому у ре бят стало правилом: «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Два года существует интернат. Два года теперешний четвертый класс учится без двоек. Особые ре бята? Нет, самые обыкновенные. Просто очень дружные. Неудачу товарища каждый воспринимает как свою собственную . - ...Самоподготовка — это часы, ко торые отводятся для выполнения домашних заданий. Поскрипывают перья. Ребята сосредоточенно пи шут, считают. — Таисия Петровна, я уже все выполнил,— поднимает руку лучший ученик класса Витя Волков.— М ож но посмотрю, как дела у Бориса? А Борис Гостеев—его подшефный. Вот и старается Витя вывести его в число хорошистов. Недавно пришла в класс Тоня Семченко. Училась раньше на укра инском языке. Ей пока трудно го ворить и писать по-русски. — Будет успевать наша Тоня! — решили ребята. Помочь ей взялась Люба Климченко. И что же? За два месяца Тоня научилась говорить по- русски. Да и в диктантах стала д е лать меньше ошибок. Дружному отряду присвоили зва ние « С п у тн и к семиле!ки». «ЗАМЕЩАЕМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ!» Он стоял посреди класса, низко опустив голову. Боялся взглянуть на товарищей. — Притих, глаза боится поднять, — говорила Валя Васинских.— А на переменах какой смелый! И под ножку подставит, и толкнет. С де лаешь замечание — нагрубит. (Окончание на 4-й стр.). а потом «как бригада, так и я», но стали подруги ближе друг к другу. Если что-ни будь случалось у од ной — касалось всех. Если кто что-нибудь предлагал — это ста новилось общей забо той, общим делом. В апреле, когда они выполнили свои обя зательства, кто-то пред- дожил: будем , девочки, бороться за коммуни стическое звание! Это решение заста вило девчат посмот реть на свой труд иначе. Появилось хо рошее недовольство собой. ...Их бригада была последней, кто прика сался к станкам, прида вал им последний вид. Они должны выглядеть как глянцованные, чтоб на них «зайчики игра ли», как выражаются девчата. Бригада р е шила выполнять рабо ту еще качественнее. Но кое-что мешало. — Опять крупнозер нистый! — и Валя д о садливо выбросила только что получен ные наждачные шкур ки. До сих пор они их сглаживали: иначе наж дак при шлифовке мог царапать станок. — Надо потребовать стандартный! Вера поддержала: дело было не только в наждаке, у маляров плохо и с другими ма териалами. На ближай шем производственном собрании девушки на стояли на своем. И стандартные материа лы поступили. А девча та взяли себе на за метку, если что надо — потребуй. Помогут. Как-то девчата за метили: Катя что-то уж очень беспокойно при глядывается к станку, который они давно по красили. —Девочки, — не до жидаясь вопроса, сказа ла она, — станок «по краснел». Это значило, что пло хо высохший красный грунт проступил сквозь красочный слой. А ес ли грунт плохо высыха ет, это сказывается на качестве и прочно сти окраски станка. А отстанет краска — по ржавеет станок. Удру ченные, девушки долго «нянчились» с этим станком, пока, наконец, не добились своего. Но у них появилось беспо- «3---------------- коиство за качество своей работы. Пошли к мастеру. — Анатолий Федоров вич, — обратились они к Попову, — грунт дол* го и плохо сохнет* Нельзя ли поставить калорифер и наладить отопление. Скорее бы высыхал грунт! А мел-* кие детали мы стали бы носить в термичку* «Добре смекнули», — хвалил их про себя мач стер. А на другой день в отделении появился калорифер, было на-* лажено отопление. Как-то Вера задума-* лась о том, что брига да очень много теря ет времени и материа лов, «обновляя» окрас ку станков. Регулярно случалось, что не хва тало упаковочного ма териала, и станки стоя ли раскрытыми. На них появлялись ца рапины, пыль въедалась в слой, грунт портился. После этого станки на до было вновь подчи щать, наносить на них слой нитрокраски, «об новлять». Вывод напра шивался сам собой: надо наладить своевре менную упаковку. С упаковкой улади ли. Теперь девчата име ли время помочь дру гой бригаде, которая красила серийные стан ки. ...В начале смены к девушкам подошел ма стер. — Девчата, в той бригаде всего один че ловек сегодня. Он больше ничего не сказал. Да и не на до было говорить. Все уже шли помочь дру гой бригаде. Недавно б р и г а д е присвоили звание ком мунистической. Все-та ки девчата добились своего. Но они не ус покаиваются. У них но вая цель — работать б е з контролера ОТК. Уже сейчас все работа ют б е з брака. И стано вятся еще взыскатель нее к самим себе. * * * Обыкновенные д е вушки, кажется, обык новенные и дела, но о скольком говорят эти дела! И о том, как из менились люди, и о том, что борьба за ком мунистическое звание — это отличная школа. А. А. ДОРОХОВ, мастер Липецкою станкостроительного завода. К. КОРОВИН. СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО I ▼ Посмотрите на этого юношу. Он весь — вни мание. Он делает еще одно маленькое от крытие в мире боль шой химии. Познакомь тесь: Николай Клишин, электрик кранового хо зяйства железнодорож ного цеха коммунисти ческого труда Н е з с л к - пецкого металлургиче ского комбината. Он хорошо работа ет. Но ему хочется ра ботать еще лучше. Хо чется стать настоящим хозяином мудрой тех ники. И он после рабо ты приходит сюда, в институт стали. Он уже на третьем курсе. Все ближе день, когда Ни колай сдаст последний экзамен и получит зва ние инженера-электро- металлурга. Его судьбе сродни судьбы миллионов на ших современников. Для каждого открыты двери в школу, техни кум, вуз. Заходи! Свет лые здания, новые учебники — для тебя. Учителя и ученые—для тебя. Учись, постигай мир, открывай его, ста новись Человеком!.. Право на образова ние—это одна из свет лых высот, завоеван ных нами, высот, кото рые мы никому и ни когда не отдадим. Все больше людей поль зуется этим великим правом. Все больше людей учится б е з от рыва от производства не только в школах и техникумах, но и вузах. Сейчас только в трех наших вузах — Липец ком и Елецком педин ститутах и Липецком вечернем факультете Московского ордена Трудового Крас н о г о Знамени института ста ли обучается 4000 сту дентов, из них на ве черних и заочных от делениях — 2900 чело век. Поход в Науку стал поистине всенародным. И в этом — истоки на ших. земных и косми ческих подвигов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz