Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
Л У ЧШ И Й У Ч И Т Е Л Ь— ж На учас тке у юннатов вось- А, милетней Грязинекой школы № 73 растут яблони, крыжов ник, вишня, малина, смороди на и виноград. Ребята получи ли по 22 центнера гречихи и по 67 центнеров зерна кукуру зы с каждого гектара посевов. На районном слете учениче ских производственных бригад и юннатов учащиеся школы № 73 получили грамоты и цен ные подарки за хорошую ра боту на пришкольном участке. На снимке: Владимир Кузь мин и Люба Лапина собира ют виноград. Фото Ю. Ардашева. Основное отличие одиннадцати летней политехнической школы от прежней общеобразовательной со стоит в том, что одиннадцати- летка дает не только сумму зна ний, но и производственную спе циальность. Значит, надо макси мально приблизить школу к жиз ни, к производству. Сначала мы решили составить экономическую географию промышленных пред приятий и транспорта города, на которых ребята проходят практи ку. Учащихся 9—10-х классов разбили на группы по нескольку человек, во главе такой группы поставили педагога. Определили круг вопросов: история предприя тия, планировка работы, социали стическое соревнование и комму нистические бригады... Ребята и учителя детально ознакомились с производством, встречались со старожилами и инженерно-техни ческими работниками, передовика ми труда. Под руководством преподава телей Н. И. Ищенко, А. И. Озно- бихиной, Е. Т. Сидоровой, К. В. Горькаевой, Н. Ф. Ефимова уча щиеся собрали много сведений по экономике паровозного депо, вагонного участка, станции Гря- зи-Сталинградские, хлебозавода. Материал оформили в альбомы с фотографиями, рисунками, черте жами. Ребята, учителя и инжене ры предприятий все это делали сообща. Подробно изучив произ водство, учащиеся должны были ясно представлять себе ту про фессию, которую им придется выбрать. Учителям хотелось узнать, ка кие результаты дала эта работа. Преподаватели литературы про вели сочинения на темы: «Кого я считаю героем нашего времени», «Моя специальность», «Наш го род в будущем», «Мой цех», «Мон мастер», «Мои дела, мечты, переживания». Ребята писали о своем отношении к избранной профессии, рассказывали о людях труда, с которыми им приходи лось встречаться, благодарили мастеров за чуткое, отцовское от ношение к ним. Теперь педагоги стали смело брать примеры из жизни пред приятий, на которых работают дети. Интересно изложил тему «Строительные чертежи» препода ватель Н. Ф. Ефимов. Учащиеся хорошо усвоили теорию и поэто му без труда выполнили самосто ятельную работу «План класса и школьных учебных мастерских». В 10-м классе учитель физики А. Л. Студенецкий, объясняя те му «Трансформация переменного тока», решал с ребятами практи ческие задачи на преобразование тока, который поступает со Ста линградской ГЭС и Липецкой ТЭЦ на Грязинскую подстанцию. Неоценимую помощь оказыва ют школе инженеры промышлен ных предприятий, специалисты. Они нередко ведут уроки по ге ографии, физике. Например, в 10-м классе тему «Железнодорож ный транспорт в СССР и наш узел Грязи» объясняла инженер отделения дороги Т. Ф. Николае ва. О настоящем и будущем го рода Грязи рассказывал ребятам заместитель председателя горис полкома П. Т. Попов. Учителя стараются привлекать ребят к участию в общественной жизни предприятия города. Мы дважды проводили совместные за седания комитета ВЛКСМ школы с секретарями комсомольских ор ганизаций транспорта. Обсуждали вопросы совместной работы по воспитанию школьников и рабо чей молодежи, производственной практики учащихся. Бригады ком мунистического труда, молодежь завода — частые гости на школь ных праздниках и вечерах. Ребя та помогают рабочим подгото виться в школы рабочей молоде жи, техникумы. Летом вместе с молодыми производственниками члены школьного комсомольского патруля участвуют в пикетах по охране зерна на хлебоприемных пунктах. Вот так тесно переплетаются интересы школы и производства. У нас заметно повысилась успе ваемость, особенно в 9—10-м классах. В ответах ребят на уро ках появились четкость, логиче ская стройность. Придешь на про изводство, смотришь на своего ученика и удивляешься—сколько деловитости и сноровки в его движениях. Из 58 человек, дер жавших в прошлом году экзаме ны по специальностям, все полу чили хорошие и отличные оцен ки. Т. КРЫЛОВА, завуч одиннадцатилетией школы № 61, г. Грязи. И Л АДЫ НА С ВАЛКЕ радиаторного завода собрали 170 тонн металлического ло ма, зато в несколько раз больше его было отправлено на свалку. Металлолом — хлеб метал лургии. И правильно называ ют сборщиков металлолома искателями кладов. Подлинные искатели кладов — комсомоль цы Липецкой Магнитки и за вода «Свободный сокол». На их счету тысячи тени собран ного лома. Неплохо порабо тали и комсомольцы щебзаво- да. За второй квартал 1961 го да они собрали 111,5 тонны лома, почти по 12 тонн на каждого комсомольца. Но та- г. Липецк. ких искателей в городе насчи тываются пока единицы. Ни одной тонны не собрали комсомольцы швейной фабри ки, силикатного завода, грузо вого и пассажирского автохо зяйств, гастронома, совнархо за и других организаций. Однажды, а было это полго да назад, на терри тории пассажирского автохозяйства секре тарь комитета комсо мола Валентина Коростелева вдруг споткнулась обо что-то твердое. Она увидела кусок автобусной рамы заржавев шей, полузасыпанной землей. И вдруг е е осенила мысль: собрать металлолом на терри тории автохозяйства, благо та ких кусков под ногами валя лось бесчисленное множество. Поговорили на комитете, твер д о решили с комсомольцами: «Собрать!» Но... вскоре об этом забыли. Н. ВОЛКОВ. В С Т О Р О Н Е . . . Учительницу В. И. Кобзеву секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Грязннский» Алексей Рыжов встретил у автобусной остановки. — Валентина Ивановна, а как же комсомольское собрание? —• спросил удивленно комсорг. — Некогда. Авось и без меня обойдетесь,—бесцеремонно ответи ла Кобзева и отвернулась, давая понять, что разговор окончен... Не пришла на собрание и учительница Кузовской восьмилетней школы В. М. Черных, также состоящая на учете в совхозной комсо мольской организации. В чем же дело? Может, молодым педагогам нечего обсудить? Как раз наоборот. Начнем хотя бы с того, что лекций на селе чи тается очень мало. А ведь Кобзева и Черных — члены лекторской группы. Или другое. При Кузовской школе в этом году открылась двз класса-комплекта. В них обучается сельская молодежь в вечернее время. В прошлом году был один класс-комплект. Ясно, что теперь за парты село вдвое больше учащихся. И все-таки многие тружени ки совхоза не охвачены учебой. А ведь они не имеют среднего, а зачастую и семилетнего образования. Тут бы встретиться учителям с молодежью, поговорить об учебе. Но молодые педагоги предпочи тают находиться в стороне. В. ДОЛГИХ, инструктор Грязинского райкома ВЛКСМ, КАК МЫ ПОПАЛИ В «Ш Т РАФ НИ КИ » МАРТЕНЫ Ж ДУТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ Л О М ! В ОЗКА пришел из школы, и мать ахнула: руки у Вовки были грязные, кос поцарапан. — Да где ж ты так! — Мы всем классом метал лолом собирали, — невозмути мо ответил Вовка и, подняв руку над голозой, показал, ка кую кучу металлолома собра ли пионеры. Но не знал он, что его труд окажется бесполезным, что тот металл, который искали ребята, попадет к плавильщи кам радиаторного завода, и они почти весь вывезут его потом на свалку. Как! Попро буем пояснить... Расплавленный и частью не использованный металл попа дает в шлак, образуя слитки весом в несколько десятков килограммов. Грузчики, вы брасывающие этот шлак на свалку, работают сдельно: чем ^больше тонн шлака вывезут, тем больше заработают. А чу гун ведь тяжелее шпака... Происходит все на глазах комсомольцев, но никто не скажет: «Стоп! Это бесхозяй ственность!». До сих пор пропадает ме талл сотнями тонн. В этом го ду комсомольцы и молодежь Борьба с простоями железнодорожного транспорта— одна из важных задач, которую сейчас решают комсо мольцы завода. Для этого у нас при комитете ВЛКСМ создан штаб. Но нельзя сказать, что простои вагонов ликвидированы полностью. И вот что этому мешает. • Прежде всего упрек снабженцам завода и совнархо-' за. Они должны совместно добиваться, чтобы сырье, топливо и материалы поступали равномерно. Но полу чается как раз наоборот. Грузы зачастую поступают сразу — состав за составом. Одновременно можно разгружать не более четырех вагонов кокса, а подаюг сразу по 30—40. Чтобы как-то выйти из положения, материалы вы гружаются на подъездных путях, где попало. Потом их приходится еще несколько раз перекидывать с ме ста на место. Кокс мельчится, формовочный песок сме шивается с грязью, много сырья так пропадает. Все это дорого обходится предприятию. В прошлом году простои сверх нормы составили бо лее 379 тысяч вагоно-часов, за что завод уплатил штраф около миллиона рублей. И в этом году повторяются старые ошибки: Снова грузы идут часом пусто, а часом густо. Только за июнь, июль и август «набежало» 19 тысяч вагоно-ча сов перепростоев. Снабженцы свели на нет усилия коллектива железнодорожного цеха, который, начав соревнование за коммунистическое звание, широко по вел -борьбу с простоями транспорта и за пять месяцев с начала года сэкономил десять тысяч вагоно-часов. Особенно часто «палки в колеса» вставляют послед нее время снабженцы совнархоза. После того, как на НЛМЗ была пущена четвертая коксовая батарея, наш завод отказался от привозного кокса, полностью пере шел на липецкий. Казалось бы, радоваться надо, а нам за голову браться приходится. Совнархоз никак не может навести порядок в распределении грузов. Он весь полученный сверх плана кокс «гонит» на наш завод. Та же самая картина с местными флюсами и рудой. Складские помещения не могут вместить сверх плановые поставки, и вагоны с грузами простаивают сутками. Об этом не раз ставился вопрос перед сов нархозом. Да все без толку. Рейдовые бригады комсомольского штаба установи ли, что особенно медленно высвобождаются на заводе наливные грузы: шелочь, смолы и другие. Вылить щелочь из цистерны — это целая проблема. Нет большой емкости для хранения. Приходится сли вать поочередно в трех местах—у радиаторного и тру болитейных цехов. Цистерны стоят неделями. А *$> специальный подвижной состав. За его простой желве- ная дорога берет большие штрафы. Однако снабженцев это не смущает. В августе при была цистерна щелочи. Слить было некуда. Решили переадресовать. Переадресовывали... 14 суток. И завод заплатил штраф более тысячи рублей. В том; что простаивают цистерны, виноваты и руко водители цехов, которые получают наливные грузы. Это в первую очередь начальник цеха водоснабжения тов. Козадаев, начальник радиаторного цеха тов. Бой ченко и начальник трубцеха № I тов. Чикуреев. Они не заботятся, чтобы увеличить емкости. Проверкой установлены еше такие факты. В ночное время на площадке трубцеха № 1 почти всегда нет ма шиниста грейферного крана. Кран стоит, а рабочие выгружают кокс вручную. Тов. Чикуреев все никак не решится организовать круглосуточную работу крана. Мало того, он зачастую забирает рабочих с погрузки труб в цех, и вагоны простаивают. По нескольку суток длится разгрузка цемента, кир пича, соды и соли. Здесь не применяются механизмы. Кирпич, к примеру, выгружается цз вагонов дедовским способом: люди становятся цепочкой и передают кир пич из рук в руки. Давно уже назрел вопрос перевести цехи на хозяй ственный расчет. Только это- заставит 'руководителей беспокоиться, чтобы вагоны не простаивали, чтобы не терялись попусту средства. А. ПАТУТИН, инженер, начальник комсомольского штаба по борьбе с простоями вагонов. Завод «Свободный сокол».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz