Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Л У ЧШ И Й У Ч И Т Е Л Ь— ж На учас тке у юннатов вось- А, милетней Грязинекой школы № 73 растут яблони, крыжов­ ник, вишня, малина, смороди­ на и виноград. Ребята получи­ ли по 22 центнера гречихи и по 67 центнеров зерна кукуру­ зы с каждого гектара посевов. На районном слете учениче­ ских производственных бригад и юннатов учащиеся школы № 73 получили грамоты и цен­ ные подарки за хорошую ра­ боту на пришкольном участке. На снимке: Владимир Кузь­ мин и Люба Лапина собира­ ют виноград. Фото Ю. Ардашева. Основное отличие одиннадцати­ летней политехнической школы от прежней общеобразовательной со­ стоит в том, что одиннадцати- летка дает не только сумму зна ­ ний, но и производственную спе­ циальность. Значит, надо макси­ мально приблизить школу к жиз ­ ни, к производству. Сначала мы решили составить экономическую географию промышленных пред­ приятий и транспорта города, на которых ребята проходят практи­ ку. Учащихся 9—10-х классов разбили на группы по нескольку человек, во главе такой группы поставили педагога. Определили круг вопросов: история предприя­ тия, планировка работы, социали­ стическое соревнование и комму­ нистические бригады... Ребята и учителя детально ознакомились с производством, встречались со старожилами и инженерно-техни­ ческими работниками, передовика­ ми труда. Под руководством преподава­ телей Н. И. Ищенко, А. И. Озно- бихиной, Е. Т. Сидоровой, К. В. Горькаевой, Н. Ф. Ефимова уча­ щиеся собрали много сведений по экономике паровозного депо, вагонного участка, станции Гря- зи-Сталинградские, хлебозавода. Материал оформили в альбомы с фотографиями, рисунками, черте­ жами. Ребята, учителя и инжене­ ры предприятий все это делали сообща. Подробно изучив произ­ водство, учащиеся должны были ясно представлять себе ту про­ фессию, которую им придется выбрать. Учителям хотелось узнать, ка­ кие результаты дала эта работа. Преподаватели литературы про­ вели сочинения на темы: «Кого я считаю героем нашего времени», «Моя специальность», «Наш го­ род в будущем», «Мой цех», «Мон мастер», «Мои дела, мечты, переживания». Ребята писали о своем отношении к избранной профессии, рассказывали о людях труда, с которыми им приходи­ лось встречаться, благодарили мастеров за чуткое, отцовское от­ ношение к ним. Теперь педагоги стали смело брать примеры из жизни пред­ приятий, на которых работают дети. Интересно изложил тему «Строительные чертежи» препода­ ватель Н. Ф. Ефимов. Учащиеся хорошо усвоили теорию и поэто­ му без труда выполнили самосто­ ятельную работу «План класса и школьных учебных мастерских». В 10-м классе учитель физики А. Л. Студенецкий, объясняя те­ му «Трансформация переменного тока», решал с ребятами практи­ ческие задачи на преобразование тока, который поступает со Ста­ линградской ГЭС и Липецкой ТЭЦ на Грязинскую подстанцию. Неоценимую помощь оказыва­ ют школе инженеры промышлен­ ных предприятий, специалисты. Они нередко ведут уроки по ге­ ографии, физике. Например, в 10-м классе тему «Железнодорож ­ ный транспорт в СССР и наш узел Грязи» объясняла инженер отделения дороги Т. Ф. Николае­ ва. О настоящем и будущем го­ рода Грязи рассказывал ребятам заместитель председателя горис­ полкома П. Т. Попов. Учителя стараются привлекать ребят к участию в общественной жизни предприятия города. Мы дважды проводили совместные за ­ седания комитета ВЛКСМ школы с секретарями комсомольских ор­ ганизаций транспорта. Обсуждали вопросы совместной работы по воспитанию школьников и рабо­ чей молодежи, производственной практики учащихся. Бригады ком­ мунистического труда, молодежь завода — частые гости на школь­ ных праздниках и вечерах. Ребя­ та помогают рабочим подгото­ виться в школы рабочей молоде­ жи, техникумы. Летом вместе с молодыми производственниками члены школьного комсомольского патруля участвуют в пикетах по охране зерна на хлебоприемных пунктах. Вот так тесно переплетаются интересы школы и производства. У нас заметно повысилась успе­ ваемость, особенно в 9—10-м классах. В ответах ребят на уро­ ках появились четкость, логиче­ ская стройность. Придешь на про­ изводство, смотришь на своего ученика и удивляешься—сколько деловитости и сноровки в его движениях. Из 58 человек, дер ­ жавших в прошлом году экзаме­ ны по специальностям, все полу­ чили хорошие и отличные оцен­ ки. Т. КРЫЛОВА, завуч одиннадцатилетией школы № 61, г. Грязи. И Л АДЫ НА С ВАЛКЕ радиаторного завода собрали 170 тонн металлического ло ­ ма, зато в несколько раз больше его было отправлено на свалку. Металлолом — хлеб метал­ лургии. И правильно называ­ ют сборщиков металлолома искателями кладов. Подлинные искатели кладов — комсомоль­ цы Липецкой Магнитки и за ­ вода «Свободный сокол». На их счету тысячи тени собран ­ ного лома. Неплохо порабо ­ тали и комсомольцы щебзаво- да. За второй квартал 1961 го­ да они собрали 111,5 тонны лома, почти по 12 тонн на каждого комсомольца. Но та- г. Липецк. ких искателей в городе насчи­ тываются пока единицы. Ни одной тонны не собрали комсомольцы швейной фабри ­ ки, силикатного завода, грузо ­ вого и пассажирского автохо­ зяйств, гастронома, совнархо­ за и других организаций. Однажды, а было это полго­ да назад, на терри ­ тории пассажирского автохозяйства секре ­ тарь комитета комсо ­ мола Валентина Коростелева вдруг споткнулась обо что-то твердое. Она увидела кусок автобусной рамы заржавев ­ шей, полузасыпанной землей. И вдруг е е осенила мысль: собрать металлолом на терри ­ тории автохозяйства, благо та­ ких кусков под ногами валя­ лось бесчисленное множество. Поговорили на комитете, твер­ д о решили с комсомольцами: «Собрать!» Но... вскоре об этом забыли. Н. ВОЛКОВ. В С Т О Р О Н Е . . . Учительницу В. И. Кобзеву секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Грязннский» Алексей Рыжов встретил у автобусной остановки. — Валентина Ивановна, а как же комсомольское собрание? —• спросил удивленно комсорг. — Некогда. Авось и без меня обойдетесь,—бесцеремонно ответи­ ла Кобзева и отвернулась, давая понять, что разговор окончен... Не пришла на собрание и учительница Кузовской восьмилетней школы В. М. Черных, также состоящая на учете в совхозной комсо­ мольской организации. В чем же дело? Может, молодым педагогам нечего обсудить? Как раз наоборот. Начнем хотя бы с того, что лекций на селе чи­ тается очень мало. А ведь Кобзева и Черных — члены лекторской группы. Или другое. При Кузовской школе в этом году открылась двз класса-комплекта. В них обучается сельская молодежь в вечернее время. В прошлом году был один класс-комплект. Ясно, что теперь за парты село вдвое больше учащихся. И все-таки многие тружени­ ки совхоза не охвачены учебой. А ведь они не имеют среднего, а зачастую и семилетнего образования. Тут бы встретиться учителям с молодежью, поговорить об учебе. Но молодые педагоги предпочи­ тают находиться в стороне. В. ДОЛГИХ, инструктор Грязинского райкома ВЛКСМ, КАК МЫ ПОПАЛИ В «Ш Т РАФ НИ КИ » МАРТЕНЫ Ж ДУТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ Л О М ! В ОЗКА пришел из школы, и мать ахнула: руки у Вовки были грязные, кос поцарапан. — Да где ж ты так! — Мы всем классом метал­ лолом собирали, — невозмути­ мо ответил Вовка и, подняв руку над голозой, показал, ка­ кую кучу металлолома собра ­ ли пионеры. Но не знал он, что его труд окажется бесполезным, что тот металл, который искали ребята, попадет к плавильщи­ кам радиаторного завода, и они почти весь вывезут его потом на свалку. Как! Попро­ буем пояснить... Расплавленный и частью не ­ использованный металл попа­ дает в шлак, образуя слитки весом в несколько десятков килограммов. Грузчики, вы­ брасывающие этот шлак на свалку, работают сдельно: чем ^больше тонн шлака вывезут, тем больше заработают. А чу­ гун ведь тяжелее шпака... Происходит все на глазах комсомольцев, но никто не скажет: «Стоп! Это бесхозяй ­ ственность!». До сих пор пропадает ме ­ талл сотнями тонн. В этом го ­ ду комсомольцы и молодежь Борьба с простоями железнодорожного транспорта— одна из важных задач, которую сейчас решают комсо­ мольцы завода. Для этого у нас при комитете ВЛКСМ создан штаб. Но нельзя сказать, что простои вагонов ликвидированы полностью. И вот что этому мешает. • Прежде всего упрек снабженцам завода и совнархо-' за. Они должны совместно добиваться, чтобы сырье, топливо и материалы поступали равномерно. Но полу­ чается как раз наоборот. Грузы зачастую поступают сразу — состав за составом. Одновременно можно разгружать не более четырех вагонов кокса, а подаюг сразу по 30—40. Чтобы как-то выйти из положения, материалы вы­ гружаются на подъездных путях, где попало. Потом их приходится еще несколько раз перекидывать с ме­ ста на место. Кокс мельчится, формовочный песок сме­ шивается с грязью, много сырья так пропадает. Все это дорого обходится предприятию. В прошлом году простои сверх нормы составили бо ­ лее 379 тысяч вагоно-часов, за что завод уплатил штраф около миллиона рублей. И в этом году повторяются старые ошибки: Снова грузы идут часом пусто, а часом густо. Только за июнь, июль и август «набежало» 19 тысяч вагоно-ча­ сов перепростоев. Снабженцы свели на нет усилия коллектива железнодорожного цеха, который, начав соревнование за коммунистическое звание, широко по­ вел -борьбу с простоями транспорта и за пять месяцев с начала года сэкономил десять тысяч вагоно-часов. Особенно часто «палки в колеса» вставляют послед­ нее время снабженцы совнархоза. После того, как на НЛМЗ была пущена четвертая коксовая батарея, наш завод отказался от привозного кокса, полностью пере­ шел на липецкий. Казалось бы, радоваться надо, а нам за голову браться приходится. Совнархоз никак не может навести порядок в распределении грузов. Он весь полученный сверх плана кокс «гонит» на наш завод. Та же самая картина с местными флюсами и рудой. Складские помещения не могут вместить сверх­ плановые поставки, и вагоны с грузами простаивают сутками. Об этом не раз ставился вопрос перед сов ­ нархозом. Да все без толку. Рейдовые бригады комсомольского штаба установи­ ли, что особенно медленно высвобождаются на заводе наливные грузы: шелочь, смолы и другие. Вылить щелочь из цистерны — это целая проблема. Нет большой емкости для хранения. Приходится сли­ вать поочередно в трех местах—у радиаторного и тру­ болитейных цехов. Цистерны стоят неделями. А *$> специальный подвижной состав. За его простой желве- ная дорога берет большие штрафы. Однако снабженцев это не смущает. В августе при­ была цистерна щелочи. Слить было некуда. Решили переадресовать. Переадресовывали... 14 суток. И завод заплатил штраф более тысячи рублей. В том; что простаивают цистерны, виноваты и руко­ водители цехов, которые получают наливные грузы. Это в первую очередь начальник цеха водоснабжения тов. Козадаев, начальник радиаторного цеха тов. Бой ­ ченко и начальник трубцеха № I тов. Чикуреев. Они не заботятся, чтобы увеличить емкости. Проверкой установлены еше такие факты. В ночное время на площадке трубцеха № 1 почти всегда нет ма­ шиниста грейферного крана. Кран стоит, а рабочие выгружают кокс вручную. Тов. Чикуреев все никак не решится организовать круглосуточную работу крана. Мало того, он зачастую забирает рабочих с погрузки труб в цех, и вагоны простаивают. По нескольку суток длится разгрузка цемента, кир­ пича, соды и соли. Здесь не применяются механизмы. Кирпич, к примеру, выгружается цз вагонов дедовским способом: люди становятся цепочкой и передают кир­ пич из рук в руки. Давно уже назрел вопрос перевести цехи на хозяй ­ ственный расчет. Только это- заставит 'руководителей беспокоиться, чтобы вагоны не простаивали, чтобы не терялись попусту средства. А. ПАТУТИН, инженер, начальник комсомольского штаба по борьбе с простоями вагонов. Завод «Свободный сокол».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz