Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Броун дрожал всем те­ лом. Т етерь его физионо­ мия напоминала морду пса, которому угрожают палкой. — Кто вы такой?—спро­ сил он. — Для вас я Кеннет В. Смит. Гимпель встал, прошелся по кабинету, прислушал­ ся у двери. Он хотел про­ верить, не могла ли подслу­ шать секретарша. — Я прибыл из Герма­ нии, из Берлина. Если вы мне поможете, вам нечего опасаться. Прежде вы рабо ­ тали недурно. — Вы сошли с ума! Прежде — это не то, что теперь, когда немцы проиг­ рали войну. Броун вскочил. Он бегал по кабинету, отчаянно раз- млхияая руками. Вдруг ос­ тановился возле телефона. — А если я позвоню в .ФБР? — Вас повесят. Меня, ко ­ нечно, тоже. Военные суды « е вникают в психологиче­ ские тонкости. Право, не ■(стоит вас в этом убеждать. Наступила пауза. * — У меня семья, — на­ чал Броун. — Я устроил се ­ б е жизнь. Немцы проигра­ ли войну. Ей-богу, я не имел ничего против того, чтобы они ее выиграли, я ненавижу Америку. Пят­ надцать лет я жил здесь объедками, убегая от каж­ дого полицейского. — Но теперь вы имеете бюро и приятную секретар­ шу. И все за деньги из Бер ­ лина. Гимпель подошел к окну, выглянул на улицу. Через минуту снова заговорил: — Даю вам шанс — один единственный. Если вы све­ д ете меня с людьми, с ко ­ торыми мне нужно погово­ рить, мы оставим вас в по­ кое. Вы перестанете для нас существовать. Все дальней­ шее вас не касается. Броун уже овладел собой. ( Продолжение. Начало см. в №№ 114, 115, 117). [Л,,■>■»>!>* Ф. ВЕЛЬЧАР. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ •— Чего вы добиваетесь? — Мне нужен проект «Манхэттен». Урановое ору­ жие. — Хорошо. Позвоните завтра, — ответил Броун.— И когда я сделаю, что смо­ гу, все счеты будут закон­ чены? — Да, все, — подтвердил Гимпель. Он хотел уже выйти, но Броун задержал его вопро­ сом. — У вас есть деньги? — Есть, и немало. — Тогда я дам вам хо ­ роший совет. Выезжайте поскорее в Южную Амери­ ку. Работать сейчас на нем­ цев — это безумие. Еше рае говорю — война безна ­ дежно проиграна. — Проиграна? Сегодня это зависит от нас. Броун пожал плечами... Итак, Броун действитель­ но сделает все, что смо ­ жет — он боится Гимпеля, как самого дьявола. Когда Гимпель вошел в холл своей гостиницы, пор­ тье удивленно поднял голо­ ву. — Вы что-то забыли? — спросил он. — Нет, почему же? — Но ведь вы освободи ­ ли комнату... — Не понимаю. (Перевод Чикаго. Вероятнее всего, с польского) скорым поездом и при этом с одной или двумя пересад­ ит ками. Где же сесть в по­ езд? Разумеется, на бли­ жайшем вокзале. Минут через пятнадцать Гимпель был уже на вокза­ ле. За последние полтора часа не вышел ии один по­ езд дальнего следования. Гимпель пробежал через ре­ сторан, бар, перрон, загля­ нул в парикмахерскую <иво­ шел в просторный зал ка­ меры хранения. Один из багажных слу­ жащих внимательно по­ смотрел на него. Шпиона — Счет уже оплачен. Ваш приятель рассчитался и сказал, что вы уехали. Поэтому я и удивился, уви­ дев вас. На физиономии Гимпг- ля застыла дежурная улыб­ ка, а сердце сжалось от ле ­ денящего ужаса. Билли ис­ чез. Украл чемоданы я исчез. Бриллианты, доллары, пе­ редатчик, оружие — все пропало, исчезло вместе с Уильямом Коленаутхом. Теперь Гимпель остался в Нью-Йорке с тремяста­ ми или четырьмястами дол ­ ларов в кармане. Остается одно — искать Билли. Ина­ че — скорый провал. Не пройдет и несколько дней, как Билли окажется в руках ФБР, — в этом Гимпель почти не сомне­ вался. ФБР вытянет из него всю информацию, а затем предаст его суду, точно так же, как и Гим­ пеля. Приговор мог быть лишь один—смертная казнь через повешение. Гимпель задал себе во­ прос: что бы он сделал, оказавшись на месте Бил­ ли? Постарался поскорее выехать из Нью-Йорка в какой-нибудь другой боль­ шой город, например, в к окошку, понемногу при­ бавляя шаг, учащенно ды­ ша. Один из служащих по­ дошел к нему. — Вы спешите? — спро­ сил добродушно. — Хотел бы поспеть на поезд. — Ваш жетон. Гимпель нервно обыскал карманы плаща, куртки, брюк. Начинал все больше нервничать. — Ищите спокойнее. Луч ­ ше опоздать на поезд, чем потерять багаж. — Но я должен успеть на поезд,— сказал Гимпель дрожащим голосом. * — Где ваши чемоданы? Да здесь. — Прошу вас, поищите еще раз спокойно, — посо­ ветовал служащий. Гимпель повторил всю игру. Хороший ли он ак­ тер? Несколько человек по­ сматривали на эту сцену. Что будет, если сейчас по­ дойдет Билли? — Это идиотизм, — ска­ зал Гимпель. — Я потерял жетон. Что мне делать? — Пойдите, пожалуйста, в бюро. Может быть, вам удастся чего-то добиться, — Посмотрите — я имею ключи. Прошу вас провес рить замки. Могу вам по« дробно рассказать, что на­ ходится в чемоданах. Я- должен еще сегодня вы­ ехать в Чикаго. Контролер поднял голо­ ву. — Хорошо, только по­ скорее. Что находится в ваших чемоданах? — Рубашки, носки, два костюма, пижама. — Подробнее. Такие ве­ щи имеют все. — Две белые рубашки, одна зеленая, одна розо­ вая... Чемоданы имели двойное дно, где были спрятаны пе­ редатчик, оружие, мешочек с бриллиантами и портфель с 55 тысячами долларов. Если контролер будет до ­ статочно внимателен, он нападет на все это. Контролер открыл чемо­ даны и скоро убедился, что Гимпель правильно пере­ числил веши. — Вы можете забрать свои веши. Только попро­ шу вас написать объясне­ ние... Наконец! Шпион вздох­ охватила дрожь. Стараясь быть спокойным, он взгля­ нул на полки. Есть! Оба чемодана ожи ­ дали на стойке — два не­ винных чемодана среди множества других, таких же невинных. Гимпель собрал всю ре­ шительность и направился но вас помучат. Вы сдела ­ ете лучше, если вернетесь домой и отыщете квитан­ цию. Все такой же взволно­ ванный, Гимпель влетел в бюро к контролеру. — Очень жаль. Правила запрещают выдать вам ба ­ гаж, — объяснил контролер. нул свободно. Гимпель смешался с толпой. До главного выхода всего пятьдесят метров. Толпа вынесла его на тротуар. — Такси?— окликнул его шофер. — Да ,—уже совсем спо­ койно ответил Гимпель. (Продолжение следует). * = • = = 1 = * Об этом фильме писать трудно. Работа Л. Зорина, А. Алова и В. Наумова не от­ носится к числу тех, о которых можно сказать: здесь вот хорошо, здесь—плохо. Фильм захватывает сразу и окончательно. «Мир входящему» — это такое же до ­ стижение нашего кинематографа, как «Судьба челове­ ка» и «Баллада о солдате» — лучшие фильмы послед­ них лет. Литературная первооснова фильма превосход­ на, режиссерское решение необыкновенно талантливо и свежо, актерские работы, все без исключения, велико­ лепны. ...Удар барабана. Он где-то за кадром, приглушен­ ный, негромкий. Он строг и требователен. Он приказы­ вает: люди, слушайте, люди, смотрите! Смотрите, что еще совсем недавно пережило человечество. ...Сколько раз мы видели на экране войну! По-раз­ ному видели; батальную, со знаменами, с грандиозны­ ми атаками. Но едва ли мы так отчетливо видели войну будничную: усталую, в помятой простреленной шинели, войну, обросшую жесткой щетиной небритых лиц, войну с пропотевшими, сбитыми о дорожные камни ногами. Смотришь и думаешь, как правы авторы этой картины, показывая нам именно так всю нелепость, всю античе­ ловечную сущность явления, которое заключено в ко­ ротком слове «война». Поверженный мир. Разбитый город. Бывший магазин дамского платья. Среди обнаженных манекенов какой- то особенно острой, диссонирующей нотой выглядит фигура солдата. Он сидит посреди развалин, кругом бой, а солдат с каким-то безразличным, отрешенным видом жует черствую горбушку. У Ивана Ямщикова (его играет артист В. Авдюшко) яет на СЕете ни одного родного человека. Иван конту­ жен: не слышит, лишился дара речи, не владеет ногами. „.Обгоняя пешеходов, мчится по дороге видавший ви­ ды газик. В кабине двое. Молодой шофер Паша Рука- вицын и новоиспеченный младший лейтенант Ивлев. Именно младший, и именно лейтенант. Когда у него ко- ■ Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». , РеаактоРа — 33—53, ответственного секретаря — .3 4—13, отдела комсомольской жизни — 36—43, отдела л пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела! • школ 3 !—17, отдела физкультуры и спорта— 35—38,' бухгалтерии — 34—46. ир в х о д я щ е м у К И Н О * маидир дважды переспросил, как его имя, он дважды ответил: «Младший лейтенант Ивлев, отличник Казан­ ского пехотного училища». И только после третьего вопроса («Как звать?») недоуменно произнес по-домаш­ нему — Шура. (Шуру Ивлева играет артист А. Демья ­ ненко). Шура спешит на передовую. Ведь чего доброго, кон­ чится война, молодой лейтенант знает назубок все па­ раграфы дисциплинарного устава, воспитан в уважении к суббординации. О войне у него свои представления. И вдруг, именно тут, в кабине старого газика, он на­ чинает сомневаться в правильности этих представлений. Он возмущен — ведь это черт знает что: шофер едет с ним в одной кабине, сняв сапогй. Эти сапоги жмут, и Паша Рукавицын, у которого плоскостопие, не хочет, чтобы об этом узнали: ведь могут и списать по чистой! — На наших глазах вершится история, а вы без са ­ пог,— негодующе бросает Ивлев шоферу. Там, в учи­ лище, Шура был уверен, что история, конечно, вершит­ ся в сапогах. * В дороге, завидя пленных, тщетно будет искать сре­ ди них своего Эрнста, дошедшая до отчаяния рожени­ ца-немка. В минуту аффекта ударит она по лицу Ива­ на, а он в ответ прикроет ее зонтиком от хлещущего дождя. Жутка эта сцена на мокрой ночной дороге. Мы видим, как Ивану Ямщикову приходится пройти еще через одно испытание. Эта немка вот-вот родит ребенка, отец которого — враг ему, Ивану. И она еще- смеет поднимать руку на него, солдата, всю семью ко­ торого погубил, может быть, этот самый Эрнст. И все- таки Иван прощает. Он прощает этой немке-матери даже предательство, прощает ей даже тогда, когда из- за этого предательства гибнет от пули веселый шофер Паша Рукавицын... Наконец, встретятся наши спутники с американской машиной, везущей шампанское (с комфортом воюют союзники!). В конце концов поймет шофер-американец то, о чем просит его русский офицер. Примут еще раз вместе они огневое крещение. Будут стоять во время боя в кабине, прижавшись друг к другу, русский сапог и американский ботинок на толстой подошве. И как это хорошо, когда они мирно будут стоять рядом — сапог и ботинок! Никаких тут больше и слов не надо; и так ясно — дружба, боевая дружба у них. Разбитый трамвай. В родовых муках корчится жен ­ щина. Война — войной, а женщине приспело рожать (о ней так недоуменно говорит один из солдат: «Тут тебя убивают по сто раз на дню, а они детей делают»). Жизнь вопреки всему. Приказ есть приказ, и младшему лейтенанту, который жалобно просит «Мне бы взвод», скомандуют «Кругом, марш!». Он должен отвезти в Квикау (а это тыл) бе ­ ременную немку, контуженного солдата и важный па­ кет. И вот уже в кузове трое. Опять дорога. В пути случится многое. Прохлебав суп рядом с ми­ лой регулировщицей, не услышит об опасном повороте Паша Рукавицын. Встретятся четверо спутников с ко­ лонной несчастных узнихов, возвращающихся к себе домой. Тут произойдет потрясающее по своему фило­ софскому смыслу сцена. Шура Ивлев попросит у этих измученных людей помощи рожающей немке, и старый серб задумчиво и непреклонно задаст вопрос: — Вы знаете, кого она родит? <— Ребенка, — ответит Шура Ивлев. — Но ребенок вырастет?.. И молча уйдут люди, потерявшие веру в добро. Паша скажет, все сразу поняв: — Не могут они ее пожалеть. Слишком короткий срок прошел... Приедут наши спутники в Квикау, потеряв по доро­ ге веселого Пашу, получив боевые раны. Привезет па­ кет с представлением о наградах лейтенант Ивлев. Благополучно родит сына немка. Именно этому буду ­ щему жителю земли скажут люди: «Мир в мир вхо ­ дящему, входи в него для счастья, для добра». Фильм окончен, а ты думаешь: «Нет, не будет боль­ ше войны. Людям хорошо знакомы ее ужасы. Слишком много горя увидели люди в годы войны». Р. ПЕРОВ. | | И. о. редактора В. НЕДУШКИН. г КОМСОМОЛЬЦЫ И МОЛОДЕЖЬ, ИДИТЕ | НА СТРОЙКУ ЛИПЕЦКОЙ МАГНИТКИ! | Тресту «Липецкстрой» срочно требуются: элек- ; % тросварщнки. плотники, каменщики, бетонщики, • • арматурщики, штукатуры, грузчики, разнорабо- 1 | чие. : ;• Одиноким предоставляется общежитие. ? Обращаться по адресу: улица 9 мая, дом № 52, | I отдел кадров треста «Липецкстрой». * и*м «11 и«М«П*Н*И«М*М»М* (1 «>»«>■«а » » * '•«!>•>«• АЭ 42472 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 6391,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz