Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
Броун дрожал всем те лом. Т етерь его физионо мия напоминала морду пса, которому угрожают палкой. — Кто вы такой?—спро сил он. — Для вас я Кеннет В. Смит. Гимпель встал, прошелся по кабинету, прислушал ся у двери. Он хотел про верить, не могла ли подслу шать секретарша. — Я прибыл из Герма нии, из Берлина. Если вы мне поможете, вам нечего опасаться. Прежде вы рабо тали недурно. — Вы сошли с ума! Прежде — это не то, что теперь, когда немцы проиг рали войну. Броун вскочил. Он бегал по кабинету, отчаянно раз- млхияая руками. Вдруг ос тановился возле телефона. — А если я позвоню в .ФБР? — Вас повесят. Меня, ко нечно, тоже. Военные суды « е вникают в психологиче ские тонкости. Право, не ■(стоит вас в этом убеждать. Наступила пауза. * — У меня семья, — на чал Броун. — Я устроил се б е жизнь. Немцы проигра ли войну. Ей-богу, я не имел ничего против того, чтобы они ее выиграли, я ненавижу Америку. Пят надцать лет я жил здесь объедками, убегая от каж дого полицейского. — Но теперь вы имеете бюро и приятную секретар шу. И все за деньги из Бер лина. Гимпель подошел к окну, выглянул на улицу. Через минуту снова заговорил: — Даю вам шанс — один единственный. Если вы све д ете меня с людьми, с ко торыми мне нужно погово рить, мы оставим вас в по кое. Вы перестанете для нас существовать. Все дальней шее вас не касается. Броун уже овладел собой. ( Продолжение. Начало см. в №№ 114, 115, 117). [Л,,■>■»>!>* Ф. ВЕЛЬЧАР. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ •— Чего вы добиваетесь? — Мне нужен проект «Манхэттен». Урановое ору жие. — Хорошо. Позвоните завтра, — ответил Броун.— И когда я сделаю, что смо гу, все счеты будут закон чены? — Да, все, — подтвердил Гимпель. Он хотел уже выйти, но Броун задержал его вопро сом. — У вас есть деньги? — Есть, и немало. — Тогда я дам вам хо роший совет. Выезжайте поскорее в Южную Амери ку. Работать сейчас на нем цев — это безумие. Еше рае говорю — война безна дежно проиграна. — Проиграна? Сегодня это зависит от нас. Броун пожал плечами... Итак, Броун действитель но сделает все, что смо жет — он боится Гимпеля, как самого дьявола. Когда Гимпель вошел в холл своей гостиницы, пор тье удивленно поднял голо ву. — Вы что-то забыли? — спросил он. — Нет, почему же? — Но ведь вы освободи ли комнату... — Не понимаю. (Перевод Чикаго. Вероятнее всего, с польского) скорым поездом и при этом с одной или двумя пересад ит ками. Где же сесть в по езд? Разумеется, на бли жайшем вокзале. Минут через пятнадцать Гимпель был уже на вокза ле. За последние полтора часа не вышел ии один по езд дальнего следования. Гимпель пробежал через ре сторан, бар, перрон, загля нул в парикмахерскую <иво шел в просторный зал ка меры хранения. Один из багажных слу жащих внимательно по смотрел на него. Шпиона — Счет уже оплачен. Ваш приятель рассчитался и сказал, что вы уехали. Поэтому я и удивился, уви дев вас. На физиономии Гимпг- ля застыла дежурная улыб ка, а сердце сжалось от ле денящего ужаса. Билли ис чез. Украл чемоданы я исчез. Бриллианты, доллары, пе редатчик, оружие — все пропало, исчезло вместе с Уильямом Коленаутхом. Теперь Гимпель остался в Нью-Йорке с тремяста ми или четырьмястами дол ларов в кармане. Остается одно — искать Билли. Ина че — скорый провал. Не пройдет и несколько дней, как Билли окажется в руках ФБР, — в этом Гимпель почти не сомне вался. ФБР вытянет из него всю информацию, а затем предаст его суду, точно так же, как и Гим пеля. Приговор мог быть лишь один—смертная казнь через повешение. Гимпель задал себе во прос: что бы он сделал, оказавшись на месте Бил ли? Постарался поскорее выехать из Нью-Йорка в какой-нибудь другой боль шой город, например, в к окошку, понемногу при бавляя шаг, учащенно ды ша. Один из служащих по дошел к нему. — Вы спешите? — спро сил добродушно. — Хотел бы поспеть на поезд. — Ваш жетон. Гимпель нервно обыскал карманы плаща, куртки, брюк. Начинал все больше нервничать. — Ищите спокойнее. Луч ше опоздать на поезд, чем потерять багаж. — Но я должен успеть на поезд,— сказал Гимпель дрожащим голосом. * — Где ваши чемоданы? Да здесь. — Прошу вас, поищите еще раз спокойно, — посо ветовал служащий. Гимпель повторил всю игру. Хороший ли он ак тер? Несколько человек по сматривали на эту сцену. Что будет, если сейчас по дойдет Билли? — Это идиотизм, — ска зал Гимпель. — Я потерял жетон. Что мне делать? — Пойдите, пожалуйста, в бюро. Может быть, вам удастся чего-то добиться, — Посмотрите — я имею ключи. Прошу вас провес рить замки. Могу вам по« дробно рассказать, что на ходится в чемоданах. Я- должен еще сегодня вы ехать в Чикаго. Контролер поднял голо ву. — Хорошо, только по скорее. Что находится в ваших чемоданах? — Рубашки, носки, два костюма, пижама. — Подробнее. Такие ве щи имеют все. — Две белые рубашки, одна зеленая, одна розо вая... Чемоданы имели двойное дно, где были спрятаны пе редатчик, оружие, мешочек с бриллиантами и портфель с 55 тысячами долларов. Если контролер будет до статочно внимателен, он нападет на все это. Контролер открыл чемо даны и скоро убедился, что Гимпель правильно пере числил веши. — Вы можете забрать свои веши. Только попро шу вас написать объясне ние... Наконец! Шпион вздох охватила дрожь. Стараясь быть спокойным, он взгля нул на полки. Есть! Оба чемодана ожи дали на стойке — два не винных чемодана среди множества других, таких же невинных. Гимпель собрал всю ре шительность и направился но вас помучат. Вы сдела ете лучше, если вернетесь домой и отыщете квитан цию. Все такой же взволно ванный, Гимпель влетел в бюро к контролеру. — Очень жаль. Правила запрещают выдать вам ба гаж, — объяснил контролер. нул свободно. Гимпель смешался с толпой. До главного выхода всего пятьдесят метров. Толпа вынесла его на тротуар. — Такси?— окликнул его шофер. — Да ,—уже совсем спо койно ответил Гимпель. (Продолжение следует). * = • = = 1 = * Об этом фильме писать трудно. Работа Л. Зорина, А. Алова и В. Наумова не от носится к числу тех, о которых можно сказать: здесь вот хорошо, здесь—плохо. Фильм захватывает сразу и окончательно. «Мир входящему» — это такое же до стижение нашего кинематографа, как «Судьба челове ка» и «Баллада о солдате» — лучшие фильмы послед них лет. Литературная первооснова фильма превосход на, режиссерское решение необыкновенно талантливо и свежо, актерские работы, все без исключения, велико лепны. ...Удар барабана. Он где-то за кадром, приглушен ный, негромкий. Он строг и требователен. Он приказы вает: люди, слушайте, люди, смотрите! Смотрите, что еще совсем недавно пережило человечество. ...Сколько раз мы видели на экране войну! По-раз ному видели; батальную, со знаменами, с грандиозны ми атаками. Но едва ли мы так отчетливо видели войну будничную: усталую, в помятой простреленной шинели, войну, обросшую жесткой щетиной небритых лиц, войну с пропотевшими, сбитыми о дорожные камни ногами. Смотришь и думаешь, как правы авторы этой картины, показывая нам именно так всю нелепость, всю античе ловечную сущность явления, которое заключено в ко ротком слове «война». Поверженный мир. Разбитый город. Бывший магазин дамского платья. Среди обнаженных манекенов какой- то особенно острой, диссонирующей нотой выглядит фигура солдата. Он сидит посреди развалин, кругом бой, а солдат с каким-то безразличным, отрешенным видом жует черствую горбушку. У Ивана Ямщикова (его играет артист В. Авдюшко) яет на СЕете ни одного родного человека. Иван конту жен: не слышит, лишился дара речи, не владеет ногами. „.Обгоняя пешеходов, мчится по дороге видавший ви ды газик. В кабине двое. Молодой шофер Паша Рука- вицын и новоиспеченный младший лейтенант Ивлев. Именно младший, и именно лейтенант. Когда у него ко- ■ Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». , РеаактоРа — 33—53, ответственного секретаря — .3 4—13, отдела комсомольской жизни — 36—43, отдела л пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела! • школ 3 !—17, отдела физкультуры и спорта— 35—38,' бухгалтерии — 34—46. ир в х о д я щ е м у К И Н О * маидир дважды переспросил, как его имя, он дважды ответил: «Младший лейтенант Ивлев, отличник Казан ского пехотного училища». И только после третьего вопроса («Как звать?») недоуменно произнес по-домаш нему — Шура. (Шуру Ивлева играет артист А. Демья ненко). Шура спешит на передовую. Ведь чего доброго, кон чится война, молодой лейтенант знает назубок все па раграфы дисциплинарного устава, воспитан в уважении к суббординации. О войне у него свои представления. И вдруг, именно тут, в кабине старого газика, он на чинает сомневаться в правильности этих представлений. Он возмущен — ведь это черт знает что: шофер едет с ним в одной кабине, сняв сапогй. Эти сапоги жмут, и Паша Рукавицын, у которого плоскостопие, не хочет, чтобы об этом узнали: ведь могут и списать по чистой! — На наших глазах вершится история, а вы без са пог,— негодующе бросает Ивлев шоферу. Там, в учи лище, Шура был уверен, что история, конечно, вершит ся в сапогах. * В дороге, завидя пленных, тщетно будет искать сре ди них своего Эрнста, дошедшая до отчаяния рожени ца-немка. В минуту аффекта ударит она по лицу Ива на, а он в ответ прикроет ее зонтиком от хлещущего дождя. Жутка эта сцена на мокрой ночной дороге. Мы видим, как Ивану Ямщикову приходится пройти еще через одно испытание. Эта немка вот-вот родит ребенка, отец которого — враг ему, Ивану. И она еще- смеет поднимать руку на него, солдата, всю семью ко торого погубил, может быть, этот самый Эрнст. И все- таки Иван прощает. Он прощает этой немке-матери даже предательство, прощает ей даже тогда, когда из- за этого предательства гибнет от пули веселый шофер Паша Рукавицын... Наконец, встретятся наши спутники с американской машиной, везущей шампанское (с комфортом воюют союзники!). В конце концов поймет шофер-американец то, о чем просит его русский офицер. Примут еще раз вместе они огневое крещение. Будут стоять во время боя в кабине, прижавшись друг к другу, русский сапог и американский ботинок на толстой подошве. И как это хорошо, когда они мирно будут стоять рядом — сапог и ботинок! Никаких тут больше и слов не надо; и так ясно — дружба, боевая дружба у них. Разбитый трамвай. В родовых муках корчится жен щина. Война — войной, а женщине приспело рожать (о ней так недоуменно говорит один из солдат: «Тут тебя убивают по сто раз на дню, а они детей делают»). Жизнь вопреки всему. Приказ есть приказ, и младшему лейтенанту, который жалобно просит «Мне бы взвод», скомандуют «Кругом, марш!». Он должен отвезти в Квикау (а это тыл) бе ременную немку, контуженного солдата и важный па кет. И вот уже в кузове трое. Опять дорога. В пути случится многое. Прохлебав суп рядом с ми лой регулировщицей, не услышит об опасном повороте Паша Рукавицын. Встретятся четверо спутников с ко лонной несчастных узнихов, возвращающихся к себе домой. Тут произойдет потрясающее по своему фило софскому смыслу сцена. Шура Ивлев попросит у этих измученных людей помощи рожающей немке, и старый серб задумчиво и непреклонно задаст вопрос: — Вы знаете, кого она родит? <— Ребенка, — ответит Шура Ивлев. — Но ребенок вырастет?.. И молча уйдут люди, потерявшие веру в добро. Паша скажет, все сразу поняв: — Не могут они ее пожалеть. Слишком короткий срок прошел... Приедут наши спутники в Квикау, потеряв по доро ге веселого Пашу, получив боевые раны. Привезет па кет с представлением о наградах лейтенант Ивлев. Благополучно родит сына немка. Именно этому буду щему жителю земли скажут люди: «Мир в мир вхо дящему, входи в него для счастья, для добра». Фильм окончен, а ты думаешь: «Нет, не будет боль ше войны. Людям хорошо знакомы ее ужасы. Слишком много горя увидели люди в годы войны». Р. ПЕРОВ. | | И. о. редактора В. НЕДУШКИН. г КОМСОМОЛЬЦЫ И МОЛОДЕЖЬ, ИДИТЕ | НА СТРОЙКУ ЛИПЕЦКОЙ МАГНИТКИ! | Тресту «Липецкстрой» срочно требуются: элек- ; % тросварщнки. плотники, каменщики, бетонщики, • • арматурщики, штукатуры, грузчики, разнорабо- 1 | чие. : ;• Одиноким предоставляется общежитие. ? Обращаться по адресу: улица 9 мая, дом № 52, | I отдел кадров треста «Липецкстрой». * и*м «11 и«М«П*Н*И«М*М»М* (1 «>»«>■«а » » * '•«!>•>«• АЭ 42472 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 6391,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz