Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

1 П Р А З Д Н И К I С Е Р Д Ц А | Помните, как начинается «Итальянское капри­ * ччио» Чайковского. В начале мелодия — стреми- I тсльна, как бы падает с высоты и вдруг замира- | ет. Но вот подкатывается новый вал, и опять — < тревожная тишина. I И какие бы на сердце не лежали печали и за- I боты, они забываются, и на душе у вас необъяс- . < нимая радость, праздник музыки, замечательный I праздник сердца. Настроение как после веселого, I шумного весеннего дождя... Выразительность и красота народных тем, ма- | стерство композиции, яркость оркестровых красок I | —все эти качества сделали произведение одним из популярнейших в русской симфонической ( музыке. 5 «О музыка! Она всегда проникала меня до ко- I ----------- стен», — писал И. Е. Репин в своих мемуарах. Музыкой восхищались В. И. Ленин, Л. Н. Тол­ стой, А. М. Горький. Ее любят сотни тысяч лю­ дей. Музыке покорны все возрасты. Мы упомянули здесь «Итальянское каприччио», а сколько еще есть замечательных произведений. Мы их порой слышим, восторгаемся или прохо­ дим равнодушно, не обращая внимание. Наше ухо еще не может уловить красоту звуков. Сегодня мы и рассказываем о том, как- на­ учиться понимать музыку, чтобы она стала не отъемлемой частью вашей жизни. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ «Из наслаждений жизни одной любви музыка усту­ пает»,— говорил А. С. Пуш­ кин. Большое наслаждение •испытывают люди от музы­ ки. Каким-то гипнотизиру- ду играет для пляшущих и припевающих девушек. Кроме матери, в доме пел русские песни отец. О том, что у него сильный красивый, ющим свойством обладает тембра голос, я узнал поз она; плывет колыбельный же... напев — засыпает ребенок, звучит бодрый мотив — и человек чувствует прилив мужества, отвали... А не она ли бросает людей в бой. заставляет пуститься в лихой пляс, размечтаться, загрустить. К музыке я не был рав­ нодушен с самого раннего детства. С начала я услы­ шал совсем незамыслова- эрудиции тую песенку: «Баюшви- баю». Потом знакомили ме­ ня с музыкой сельские «му- зыканты»-гармонисты. Си­ мой, танцевальной или час- зов любви. В песне слыша- тушечной, есть свои досто- лась человеческая скорбь, инства, если только она со- грусть по любимому. Мело- ответсгвует . требованиям, дия журчала, как прозрач- высказанным великим Бет- ный ручеек в горах; она по- баритонального ховеном: «Музыка должна лонила наши сердца. Ка- . - высекать огонь из груди жется, раскрылись высокие человека». Это как в насто- двери и мы оказались в ящей поэзии, где мы не от- волшебном мире. Девушка вергаем ни совсем малень­ ких стихов, состоящих всего лишь из двух строчек, ни Постепенно все больше и больше я приобщался к музыке, все чаще слышал красивые мелодии. Музыка входила в мое сердце мед- баллад, ни поэм, ни стихо ленно, но я чувствовал, как творных романсов. она прочно и навечно по­ селилась в моей душе. Музыку любят все. Ну, и . разумеется, каждый в силу ° ольшон или малой, имеет своего вкуса, характера ~~ *........ Всякая хорошая музы­ кальная вещь, будь она и всевозможных влияний имеет свое отно­ шение к ней. На мой взгляд, во всей прекрасной музыке, будь дит такой музыкант летним она сложной или простой вечером на зеленой лужай ке и несколько часов кря- симфони ческой ной право на существование. Мне хочется рассказать Он не любил музыку и слу- один случай, который про- щал равнодушно, не при- изошел с моим товарищем Давая значение той страсти, Петром И. Я его хорошо которая была вложена в знал. Это был застенчивый, песню, красивый юноша с золоти- Потом мы расстались оомансовой ‘иТи пмен- СТЫ5,И волоеа“ " и необык- разъехались в разные края р . псовой или песен нозенно голубыми задум- страны. Лариса уехала в чивыми глазами. Он полю- Приморский край, Петр ра- бил девушку. Девушка это ботает здесь, в Липецке, почувствовала. Но Петр на- А ведь любили друг дру- столько бережно относился га. Дело, конечно, здесь не к своей любви, что не хо- в одной этой песне. Мне тел об этом никому рас- порой кажется, что даже сказывать. Мы догадыва- если бы они и встречались, лись 6 его чувствах по от- вряд ли у них была бы на­ дельным деталям. Юноша стал не в меру молчали­ вым, рассеянным. И что ха- характерно, он считал, что недостоен любви этой де­ вушки и поэтому не хотел открываться ей в своих чувствах. Однажды у нас был ор- зыки, холодное отношение И. БАТРАКОВ. П Р И З В А Н И Е ганнзован молодежный ве­ чер. В разгар танцев кто-то из девушек предложил спеть песню. Наша группа поддержала это предложе­ ние и мы ушли в комнату отдыха к роялю. Пели сна­ чала хором, потом по од­ ному—сольные номера. Од­ ним словом, получился им­ провизированный концерт. Дошла очередь до Ларисы. Она встала у рояля, трях­ нула кудрями и запела. Что это была за песнь, назва­ ния я не помню, но мело­ дия ее звучит во мне и до­ ныне. Это был страстный . З д е сь в др уж н ом коллек ­ тиве, впервы е исполняются пр ои зв ед ения Юрия Ка­ минского. Его пес ­ ню «Зимой» на слова В. Кондакова поют во в сех кон ­ цах г ор о да . «П есенку ма ­ шиниста» к спектаклю «Ин- к ней. Звучит м ел оди я . Пальцы но . Сейчас он пр еп о д а ет в м елькаю т над клавишами Елецкой музыкальной шко- бы стр о , бы стро . З а ними ле и руководит эстрадным тервенция» по -настоящ ему н е уследишь . Д а этого и не орк естром Елецких ж е л е з - полюбили ельчане . н а д о д ел ать . Откинься в подор ожник ов . Орк естр а к р е с л е и слушай . Удары по прош лом году занял п ер - клавишам сливаются а о д - в о е м есто на см о тр е и е го н о нера зры вн о е ц е л о е , слушали москвичи, р ож д а е т с я музыка, вырисо- Появились у Юрия и по ­ вываете* напев, И вот в о з - сл едователи . М астер строи - никает радость творчества , тельного участка № ' 7 Л ео - И о с о б ен н о радо стно , ког- нид Красев поступил в м у ­ л а музыка своя , выстрадан- зыкальное училище. Вагон­ ная , написанная от душ и . ный ди сп етчер Игорь Бутов ком по зи тор ск о ео т д ел ен и е Юрий Каминский — м о - пр екрасно овладел кларне- консерватории . Впереди Вы видите Юрия за ф о р ­ тепьяно. Кто знает , м ож ет а этот м ом ен т в е г о груди рож д а е тся новая музыка, а м ож е т он просто разучива ­ ет о ч ер е д н ую пьесу вели ­ кого мастера . Ведь трени ­ ровка н е о б х о д им а — Юрий со бир а ет ся поступить на п о д а й ком позитор . Четыре том и сак соф он ом , п о д а назад он окончил О р - О рк естр пользуется б оль - и о а с к о е музы кальное учи- шой популярностью у ж е - пищ е п о классу ф ор т еп ь я - л еэн од ор ож ни к ов . много работы и, конечно, новые творческие удачи. Ф ото Ю. Ардашева. и пела; она забыла обо всем на свете. Она звала люби­ мого. Зила чувств сквозила в песне настолько, что мне показалось; девушка поет то-му человеку, который си­ дит со м-ной рядом на ди­ ване. Это было действи­ тельно так. Но Петр песни не понял. стоящая высокая любовь. Ведь эти два человека бы­ ли слишком разны. У Петра не было такого тонкого, нежного восприятия жизни, как у Ларисы. В какой-то степени в этом сыграло роль и его непонимание му- Музыка звучит ежедневно Двенадцать лет тому н а за д я впервые попал на симфонический концерт. Исполнялись п р ои зв ед е ­ ния М усоргского . Как сейчас помню , какое о гр ом н о е впечатле ­ ние на м еня пр ои зв ел о вступление к народной д р а м е «Хаванщина» «Рассвет на Москв-а-реке». Я впервые почувствовал в этой замечательной м узы ке дыхание рассвета , свеж есть и лиричнос-ч утра. Чтобы легче разбираться в музыке , слушать и понимать е е , я стал изучать музыкальную терми ­ нологию , учиться читать ноты, а зат ем стал уча ­ ствовать в орк естр е народных инструментов. Играя на д о м р е , м н е о с о б ен н о в то время нравилось исполнять прои зв ед ения Глинки. Они не сложны технически и очень мелодичны . Ког­ д а я впервые попал за границу, то мне д ов ел о сь слушать увертю ру «Руслан и Людмила» Глинки. Я едва пер еводил дыхание от гордости за свою Родину, за музыку нашего основоположника рус ­ ской классической музыки / 4 . И. Глинки. Музыка у меня звучит еж е д н е в н о . Я им ею за ­ писи симфонических прои зв ед ений многих авто­ ров . А. СТРОПОВ, технолог завода «Стройдеталь». Л ю б и м а я о п е р а Мне нравятся русские народны е песни, эстрад ­ ная музыка. Но я лю блю и оп ерн ую музыку. О со б енн о восхищаюсь оп ерам и великого италь­ янского композитора Дж у з еп п е Верди . Самая моя любимая оп ера В е р д и— «Риголетто». П ер во е е е представление состоялось в Вене ции в 1851 году . Но это п р ои зв ед ен и е д о сих по, не сходит с о сцен театров всего мира. О пера завоевала признание публики. П р еж д е всего своим удивительным соответствием музы ­ кальных характеристик внутреннему состоянию г еро ев . Музыка полна ярких контрастов. С р а з ­ витием действия она то зл о в ещ е мрачна, то нежно мечтательна, то потрясающ е трагична, то б есп еч н о весела . Для легкомы сленного и распутного герцога , стр емящ егося к наслаждениям , характерна зна ­ менитая песенка герцога . О б р а з шута Риголетто наи бол ее драматичен в о п е р е . Страданиям Риго­ летто, трагизму е го жизни соответствуют партии мрачного оттенка. О со б ен н о трагична ария, в которой придворный шут просит герцога воз ­ вратить ем у дочь — его единств енное счастье и н а д еж д у . Обаятельной Дж ил ьд е характерны пар ­ тии нежномечтательного оттенка. Большая популярность оперы объясняется ещ е и. тем , что она человечна . В ней ч елов еч ески е страдания благодаря музыке так убедительны и жизненны , что д о сих пор подкупают и волнуют слушателя. Л. КУЗЬМИНА. Воссоздавая образ в живописи, ху­ дожник обращается к выразительным возможностям рисунка, оттенкам кра­ сок и к особому распределению на кар­ тине человеческих фигур или предметов. И. Левитан в картине «Осенний день в Сокольниках» с подлинно поэтической силой изображает опустевший осенний парк. 1рустный осенний день. Низкое серое небо опустилось на верхушки старых елей. С молодых кленов уже осыпаются желтые листья. По тихой, опустевшей дорожке идет одинокая женщина в чер­ ном платье. Она опустила голову, и мысли ее, так же печальны, ках этот осенний пейзаж. В альбоме «Времена года» П. И. Чай­ ковский образ осени воплощает средст­ вами музыкального языка. В его пьесе «Осень» лирическое настроение, чувство печали и утраты передается всеми средствами музыкальной выразительно­ сти. Грустная мелодия звучит устало. Из­ редка в ней слышатся ноты призыва, не встречающего отклика. В середине пьесы мелодия становится оживленной, энер­ гичной, в ней появляются выраженные чувства надежды. Но этот взлет кратко­ временный, мелодия вновь становится бесконечно грустной, выражая сознание невозвратимое™ лета, но вместе с ним грядущего счастья. ^ та яркая осенняя картина показана олагодаря тщательно обдуманной по­ следовательности чередования музы­ кальных звуков. . Для понимания музыки необходимо знать, почему написал композитор то или иное произведение, что взволновало его и его современников, что нового от­ крыл он в людях. Чтобы понимать, надо не только по­ стоянно слушать музыку, но и овладе­ вать всеми доступными познаниями о музыке, ознакомиться с различными ви­ дами, жанрами музыкального искусства. Композитор Д. Шостакович, в беседе с молодежью сказал: «Любите и изу­ чайте великое искусство музыки. Оно от­ кроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас ду­ ховно богаче, чище, совершеннее. Благо­ даря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увиде- те жизнь в новых тонах и красках. Му­ зыка еще больше приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистиче­ ского строительства». В. ПОПОВ, директор детской музыкальной школы № 1. г. Липецк. . ' ' Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк, Коммунальная пл., 44. ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, отдела комсомольской жизни 3» 43 , отдела пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела школ — 31—17, отдела физкультуры и спорта — 35—38. АЭ 44423 Липецк, типография областного управления -культуры. Зак. № 4241 1«1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz