Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
1 П Р А З Д Н И К I С Е Р Д Ц А | Помните, как начинается «Итальянское капри * ччио» Чайковского. В начале мелодия — стреми- I тсльна, как бы падает с высоты и вдруг замира- | ет. Но вот подкатывается новый вал, и опять — < тревожная тишина. I И какие бы на сердце не лежали печали и за- I боты, они забываются, и на душе у вас необъяс- . < нимая радость, праздник музыки, замечательный I праздник сердца. Настроение как после веселого, I шумного весеннего дождя... Выразительность и красота народных тем, ма- | стерство композиции, яркость оркестровых красок I | —все эти качества сделали произведение одним из популярнейших в русской симфонической ( музыке. 5 «О музыка! Она всегда проникала меня до ко- I ----------- стен», — писал И. Е. Репин в своих мемуарах. Музыкой восхищались В. И. Ленин, Л. Н. Тол стой, А. М. Горький. Ее любят сотни тысяч лю дей. Музыке покорны все возрасты. Мы упомянули здесь «Итальянское каприччио», а сколько еще есть замечательных произведений. Мы их порой слышим, восторгаемся или прохо дим равнодушно, не обращая внимание. Наше ухо еще не может уловить красоту звуков. Сегодня мы и рассказываем о том, как- на учиться понимать музыку, чтобы она стала не отъемлемой частью вашей жизни. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ «Из наслаждений жизни одной любви музыка усту пает»,— говорил А. С. Пуш кин. Большое наслаждение •испытывают люди от музы ки. Каким-то гипнотизиру- ду играет для пляшущих и припевающих девушек. Кроме матери, в доме пел русские песни отец. О том, что у него сильный красивый, ющим свойством обладает тембра голос, я узнал поз она; плывет колыбельный же... напев — засыпает ребенок, звучит бодрый мотив — и человек чувствует прилив мужества, отвали... А не она ли бросает людей в бой. заставляет пуститься в лихой пляс, размечтаться, загрустить. К музыке я не был рав нодушен с самого раннего детства. С начала я услы шал совсем незамыслова- эрудиции тую песенку: «Баюшви- баю». Потом знакомили ме ня с музыкой сельские «му- зыканты»-гармонисты. Си мой, танцевальной или час- зов любви. В песне слыша- тушечной, есть свои досто- лась человеческая скорбь, инства, если только она со- грусть по любимому. Мело- ответсгвует . требованиям, дия журчала, как прозрач- высказанным великим Бет- ный ручеек в горах; она по- баритонального ховеном: «Музыка должна лонила наши сердца. Ка- . - высекать огонь из груди жется, раскрылись высокие человека». Это как в насто- двери и мы оказались в ящей поэзии, где мы не от- волшебном мире. Девушка вергаем ни совсем малень ких стихов, состоящих всего лишь из двух строчек, ни Постепенно все больше и больше я приобщался к музыке, все чаще слышал красивые мелодии. Музыка входила в мое сердце мед- баллад, ни поэм, ни стихо ленно, но я чувствовал, как творных романсов. она прочно и навечно по селилась в моей душе. Музыку любят все. Ну, и . разумеется, каждый в силу ° ольшон или малой, имеет своего вкуса, характера ~~ *........ Всякая хорошая музы кальная вещь, будь она и всевозможных влияний имеет свое отно шение к ней. На мой взгляд, во всей прекрасной музыке, будь дит такой музыкант летним она сложной или простой вечером на зеленой лужай ке и несколько часов кря- симфони ческой ной право на существование. Мне хочется рассказать Он не любил музыку и слу- один случай, который про- щал равнодушно, не при- изошел с моим товарищем Давая значение той страсти, Петром И. Я его хорошо которая была вложена в знал. Это был застенчивый, песню, красивый юноша с золоти- Потом мы расстались оомансовой ‘иТи пмен- СТЫ5,И волоеа“ " и необык- разъехались в разные края р . псовой или песен нозенно голубыми задум- страны. Лариса уехала в чивыми глазами. Он полю- Приморский край, Петр ра- бил девушку. Девушка это ботает здесь, в Липецке, почувствовала. Но Петр на- А ведь любили друг дру- столько бережно относился га. Дело, конечно, здесь не к своей любви, что не хо- в одной этой песне. Мне тел об этом никому рас- порой кажется, что даже сказывать. Мы догадыва- если бы они и встречались, лись 6 его чувствах по от- вряд ли у них была бы на дельным деталям. Юноша стал не в меру молчали вым, рассеянным. И что ха- характерно, он считал, что недостоен любви этой де вушки и поэтому не хотел открываться ей в своих чувствах. Однажды у нас был ор- зыки, холодное отношение И. БАТРАКОВ. П Р И З В А Н И Е ганнзован молодежный ве чер. В разгар танцев кто-то из девушек предложил спеть песню. Наша группа поддержала это предложе ние и мы ушли в комнату отдыха к роялю. Пели сна чала хором, потом по од ному—сольные номера. Од ним словом, получился им провизированный концерт. Дошла очередь до Ларисы. Она встала у рояля, трях нула кудрями и запела. Что это была за песнь, назва ния я не помню, но мело дия ее звучит во мне и до ныне. Это был страстный . З д е сь в др уж н ом коллек тиве, впервы е исполняются пр ои зв ед ения Юрия Ка минского. Его пес ню «Зимой» на слова В. Кондакова поют во в сех кон цах г ор о да . «П есенку ма шиниста» к спектаклю «Ин- к ней. Звучит м ел оди я . Пальцы но . Сейчас он пр еп о д а ет в м елькаю т над клавишами Елецкой музыкальной шко- бы стр о , бы стро . З а ними ле и руководит эстрадным тервенция» по -настоящ ему н е уследишь . Д а этого и не орк естром Елецких ж е л е з - полюбили ельчане . н а д о д ел ать . Откинься в подор ожник ов . Орк естр а к р е с л е и слушай . Удары по прош лом году занял п ер - клавишам сливаются а о д - в о е м есто на см о тр е и е го н о нера зры вн о е ц е л о е , слушали москвичи, р ож д а е т с я музыка, вырисо- Появились у Юрия и по вываете* напев, И вот в о з - сл едователи . М астер строи - никает радость творчества , тельного участка № ' 7 Л ео - И о с о б ен н о радо стно , ког- нид Красев поступил в м у л а музыка своя , выстрадан- зыкальное училище. Вагон ная , написанная от душ и . ный ди сп етчер Игорь Бутов ком по зи тор ск о ео т д ел ен и е Юрий Каминский — м о - пр екрасно овладел кларне- консерватории . Впереди Вы видите Юрия за ф о р тепьяно. Кто знает , м ож ет а этот м ом ен т в е г о груди рож д а е тся новая музыка, а м ож е т он просто разучива ет о ч ер е д н ую пьесу вели кого мастера . Ведь трени ровка н е о б х о д им а — Юрий со бир а ет ся поступить на п о д а й ком позитор . Четыре том и сак соф он ом , п о д а назад он окончил О р - О рк естр пользуется б оль - и о а с к о е музы кальное учи- шой популярностью у ж е - пищ е п о классу ф ор т еп ь я - л еэн од ор ож ни к ов . много работы и, конечно, новые творческие удачи. Ф ото Ю. Ардашева. и пела; она забыла обо всем на свете. Она звала люби мого. Зила чувств сквозила в песне настолько, что мне показалось; девушка поет то-му человеку, который си дит со м-ной рядом на ди ване. Это было действи тельно так. Но Петр песни не понял. стоящая высокая любовь. Ведь эти два человека бы ли слишком разны. У Петра не было такого тонкого, нежного восприятия жизни, как у Ларисы. В какой-то степени в этом сыграло роль и его непонимание му- Музыка звучит ежедневно Двенадцать лет тому н а за д я впервые попал на симфонический концерт. Исполнялись п р ои зв ед е ния М усоргского . Как сейчас помню , какое о гр ом н о е впечатле ние на м еня пр ои зв ел о вступление к народной д р а м е «Хаванщина» «Рассвет на Москв-а-реке». Я впервые почувствовал в этой замечательной м узы ке дыхание рассвета , свеж есть и лиричнос-ч утра. Чтобы легче разбираться в музыке , слушать и понимать е е , я стал изучать музыкальную терми нологию , учиться читать ноты, а зат ем стал уча ствовать в орк естр е народных инструментов. Играя на д о м р е , м н е о с о б ен н о в то время нравилось исполнять прои зв ед ения Глинки. Они не сложны технически и очень мелодичны . Ког д а я впервые попал за границу, то мне д ов ел о сь слушать увертю ру «Руслан и Людмила» Глинки. Я едва пер еводил дыхание от гордости за свою Родину, за музыку нашего основоположника рус ской классической музыки / 4 . И. Глинки. Музыка у меня звучит еж е д н е в н о . Я им ею за писи симфонических прои зв ед ений многих авто ров . А. СТРОПОВ, технолог завода «Стройдеталь». Л ю б и м а я о п е р а Мне нравятся русские народны е песни, эстрад ная музыка. Но я лю блю и оп ерн ую музыку. О со б енн о восхищаюсь оп ерам и великого италь янского композитора Дж у з еп п е Верди . Самая моя любимая оп ера В е р д и— «Риголетто». П ер во е е е представление состоялось в Вене ции в 1851 году . Но это п р ои зв ед ен и е д о сих по, не сходит с о сцен театров всего мира. О пера завоевала признание публики. П р еж д е всего своим удивительным соответствием музы кальных характеристик внутреннему состоянию г еро ев . Музыка полна ярких контрастов. С р а з витием действия она то зл о в ещ е мрачна, то нежно мечтательна, то потрясающ е трагична, то б есп еч н о весела . Для легкомы сленного и распутного герцога , стр емящ егося к наслаждениям , характерна зна менитая песенка герцога . О б р а з шута Риголетто наи бол ее драматичен в о п е р е . Страданиям Риго летто, трагизму е го жизни соответствуют партии мрачного оттенка. О со б ен н о трагична ария, в которой придворный шут просит герцога воз вратить ем у дочь — его единств енное счастье и н а д еж д у . Обаятельной Дж ил ьд е характерны пар тии нежномечтательного оттенка. Большая популярность оперы объясняется ещ е и. тем , что она человечна . В ней ч елов еч ески е страдания благодаря музыке так убедительны и жизненны , что д о сих пор подкупают и волнуют слушателя. Л. КУЗЬМИНА. Воссоздавая образ в живописи, ху дожник обращается к выразительным возможностям рисунка, оттенкам кра сок и к особому распределению на кар тине человеческих фигур или предметов. И. Левитан в картине «Осенний день в Сокольниках» с подлинно поэтической силой изображает опустевший осенний парк. 1рустный осенний день. Низкое серое небо опустилось на верхушки старых елей. С молодых кленов уже осыпаются желтые листья. По тихой, опустевшей дорожке идет одинокая женщина в чер ном платье. Она опустила голову, и мысли ее, так же печальны, ках этот осенний пейзаж. В альбоме «Времена года» П. И. Чай ковский образ осени воплощает средст вами музыкального языка. В его пьесе «Осень» лирическое настроение, чувство печали и утраты передается всеми средствами музыкальной выразительно сти. Грустная мелодия звучит устало. Из редка в ней слышатся ноты призыва, не встречающего отклика. В середине пьесы мелодия становится оживленной, энер гичной, в ней появляются выраженные чувства надежды. Но этот взлет кратко временный, мелодия вновь становится бесконечно грустной, выражая сознание невозвратимое™ лета, но вместе с ним грядущего счастья. ^ та яркая осенняя картина показана олагодаря тщательно обдуманной по следовательности чередования музы кальных звуков. . Для понимания музыки необходимо знать, почему написал композитор то или иное произведение, что взволновало его и его современников, что нового от крыл он в людях. Чтобы понимать, надо не только по стоянно слушать музыку, но и овладе вать всеми доступными познаниями о музыке, ознакомиться с различными ви дами, жанрами музыкального искусства. Композитор Д. Шостакович, в беседе с молодежью сказал: «Любите и изу чайте великое искусство музыки. Оно от кроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас ду ховно богаче, чище, совершеннее. Благо даря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увиде- те жизнь в новых тонах и красках. Му зыка еще больше приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистиче ского строительства». В. ПОПОВ, директор детской музыкальной школы № 1. г. Липецк. . ' ' Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк, Коммунальная пл., 44. ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, отдела комсомольской жизни 3» 43 , отдела пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела школ — 31—17, отдела физкультуры и спорта — 35—38. АЭ 44423 Липецк, типография областного управления -культуры. Зак. № 4241 1«1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz