Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
Л и т е р а т у р н а я Зал притих, насторожился. В глазах был немой вопрос: — Николай Тарков ский? Кто такой? А, первокурсник... Ну, что ж, послушаем. А на сцену уже вышел высокий, су хощавый мужчина. Одернул костюм, посмотрел в зал. Он, казалось, был спокоен, только пальцы, которые тере били пуговицу пиджака, выдавали его волнение. Негромко, глуховатым голосом объ явил: «Тарас Шевченко» — и начал чи тать. Закончил, смущенно поклонился в зал, навстречу звонким аплодисментам. Те, кто слушали его стихи, следили за его неторопливыми, четкими движе ниями, говорили: — Он неплохо пишет. Видимо, лю бит литературу... У него опыт, знание жизни... Он станет хорошим учителем., ...Вершины Уральских гор купаются в расплавленном золоте восходящего солнца. Воздух пропитан запахом хвои и прошлогодних слежавшихся листьев. У подножья одной из лесистых гор приютились серые палатки геологов. Лк>ди выходят из палаток, щурятся на солнце, трут кулаками сонные глаза и бегут к беспокойному, гремучему ручью. Вода прозрачна, как стекло, и жгуча, как лед. Плеснешь на лицо, вымоешься до пояса—и тело наливает ся бодростью, упругой силой. У крайней палатки, почти упирающей ся острым углом в бесконечный ручей, на сухом дереве, поваленном ветром, сидит загоревший юноша. К нему под ходит коренастый мужчина: — Николай, тебя начальник лагеря зовет. . — Липецку,— сказал начальник лаге ря Николаю Терновскому,— нужен гео лог. Поедешь ты. Николай выш^л из палатки начальни ка лагеря и 'пошел собирать свои ве щи. Книги стихов Есенина и Сергея Чек марева завернул в газету и положил в рюкзак. Попрощался с товарищами, взвалил на плечи тяжелый угловатый рюкзак и отправился на вокзал. Через несколько дней Николай Тер- новский с новой геологической парти ей направлялся к станции Патриаршая. ...Запыленные, усталые, возвращались каждый вечер в палатку геологи. Дол го мылись, фыркая, разбрызгивая мут ную теплую воду, и сердито говорили: — Опять день прошел, и нет ничего... — А есть здесь железо-то? — Наверное, есть... ...Шел уже третий день поисковых работ. Настроение было скверное. Но однажды долото уперлось во что-то твердое, бур вздрогнул. А, может быть, показалось Николаю? Может быть, его руки вздрогнули от долгого ожидания? Но ошибки быть не могло: на по верхность земли пошли красные камки. Возьмешь один из них на руку—тяже лый, тускло поблескивает на солнце .тупыми гранями. Подлск,ь сытых глумленг.й. Казематы. ■Казармы. Угнетается гений, Торжествует бездарность. Только слезы не брызнут, Хоть и горе во взоре... Далеко до отчизны От Аральского моря. Далеко... И взлетает Песня выкриком боли; «Ой, одна я, одна я. Как былинонька в поле». Бесконечные степи, Бесконечные муки. Тяжки царские цепи, Цепки царские руки. Только все же в неволе Жарче жажда свободы! В думах —доля народа, В сердце — песни народа. И. ЗАВРАЖИН, студент II курса. — Рудэ!!! Ура!!! Сели на траву, опять вскочили на ноги, подбежали к куче земли. — Руда! Ее можно брать в руки, взвешивать, нести в лабораторию. А если нагрузить в машину, то — прямо в доменную печь! А кусочек руды можно оставить себв на память о том месте, где будет новый рудник. Ведь он обязательно здесь возник нет! И сн возник через несколько ме сяцев... А беспокойная жизнь звала геологов в новые края. Приближался август. Увядала трава, желтели на деревьях листья. У палат ки сидели геологи и слушали Дмитрия Ивановича. Старый геолог вспоминал... В 1921 году по знойной пыльной дороге шли два веселых молодых учителя. Почти сто верст отмахали они, пока увидели местечко Щигры, где были геологи. Пришли они сюда потому, что услыша ли: по заданию самого Владимира Иль ича Ленина ищут о этих местах железо. Пришли в контору, там их спросили: — В руках молоток держали? — Отбойный? Никогда. — Согласны быть простыми рабочи ми? — Конечно. И остались учителя на курской зем ле на несколько десятков лет. Одним из них и бь:л Дмитрий Иванович Ши- ринский. — Вот уже сорок лет я в этих кра ях, — говорит Дмитрий Иванович. — Геолог! Это — первооткрыватель, пионер промышленности. Без нас, гео логов, нет угля, железа, золота. Я поч ти полвека в экспедициях, и с каждым днем все интереснее, занимательнее кажется наша земля... Николай слушал, смотрел на седово лосого, взволнованного человека, а на душе было тоскливо, пусто. Возникали ненужные мысли: — Смогу ли я быть таким геологом, как Дмитрий Иванович? Вот так все бросить и уйти на край света, добы вать железо?.. — и здесь же давал от вет: -— Нет, не сможешь. Ты просто любишь природу, экзотику. Ты синие молнии любишь над степью, зелень ле са, запах трав. И все. Этого для геоло га мало, . — Геолог должен хорошо знать, — доносился до него твердый, просту женный голос, — его работа тяжелая, но очень нужная. Геолог — романтик, ведун природы... Тундра, вечная мерз лота. Никто «е пройдет к сопкам, кро ме оленей. А геолог идет и находит уголь, уран... Тайга. На тысячи верст ни одной человеческой души, ни одного огонька, кроме, геологов и жарких костров. Да, геолог—'романтик... Николай пошел из палатки в степь, на мерцающие огоньки, и мучительно задумался. Вспомнил отца — учителя сельской школы, окруженного веселой стайкой ребят, письма, которые десят ками получал старик от своих питом цев. Вспомнилась школа, первая учи тельница, особенно неотразимо краси вая первого сентября. С цветами, ве селая и... строгая. Николай всегда при носил ей из своего сада самые лучшие цветы... Шли дни за днями, годы... Он брал отпуска и уезжал к сестре Елене, брать ям Вячеславу, Евгению. Рассказывал нм о своих походах, открытиях. Читал сзои стихи о природе, о могучих реках, о горах, море. Но говорил, что стихи не его, а товэрищей-геологоз, считал свое творчество пустяковым, думалось: со временем пройдет, и поэтому скры вал свое авторство. Слушали его воспоминания о путеше- | ствиях и стихи не только родные, но и : загоревшие, веснушчатые мальчишки и ? девчонки. Притихнут они, затаят дыха- | ниа и слушают дядю Колю-путешест- ^ вемника. А дядя Коля очень оживлялся, ста рательно вспоминал самое интересное из своей беспокойной жизни. И часто ловил себя на мысли: — Здорово быть учителем! Хорошо бы передать свои впечатления, все пережитое вот этим внимательным птенцам с облупившимися носами... Учитель! Как это интересно! Целый страниц а О ч е р к день в школе в окружении вот таких... И Николай гладил пропахшие солнцем, травой светловолосые головы сельских мальчишек. Ко разве можно менять профессию так поздно? Когда тебе 33 года, семья/ дети? Но ничто не укроется от взгляда лю дей, тем более от жены, с которой прожил добрый десяток лет. — Ты очень любишь детей. И они к тебе тоже льнут. Ребята мне прохода не дают, все спрашивают: — А дядя Коля скоро приедет? — сказала к-ак-то жена. — Ты -весь пошел в свою родню, — улыбалась она, — весь в отца — учитель! Чем вздыхать, да ворочаться с боку на бок по ночам, лучше поступай учиться в педагогиче ский институт... Николай нахмурился, словно его застали зз какими-то недозволенными делами, хлопнул дверью и ушел... к мальчишкам, которые поджидали его. ...В Липецкий педагогический инсти тут на историко-филологическое отде ление поступил он в 1960 году. К вечеру Николай возвращается до мой. Десятилетний сынишка, тоже Ни колай, радостно встречает отца-студен- студентов Липецкого } п е д а г о г и ч е с к о г о ^ и н с т и т у т а Расти, малыш Наивный и доверчивый малыш. Твой мир до горизонта разметнулся, И ты к нему в о к о ш к о потянулся, Забыл игрушки, смотришь и молчишь... Ручей, овраг и дальний синий лес Ты сам открыл. Как будто все знакомо. Но и теперь, не выходя из дома, Ты открываешь тысячу чудес. Костер внезапно вспыхнул за окном. То солнышко стекляшку осветило: Тебя оно порадовать решило И золото рассыпало кругом. /■—ч Вон самолет пронесся, как стрела Ты испугался, но совсем немножко. И вдруг беда: в открытое окошко Врывается мохнатая пчела!.. Жизнь хороша! Гляди в окно. малыш... Пусть мир не весь ты из окна увидишь — Потом не раз ты горизонт раздвинешь И многое досмотришь, доглядишь... Б. ШАЛЬНЕВ, студент-заочник V курса. тэ. Как-то он скривил насмешливо ли- .............. ..................... . цо и сказал: — Ты, папа, первоклассник, а я ужа во втором. Перегнал тебя. И пятерку сегодня получил. Отец ласково улыбнулся сыну: — Через пять лет я тебя перегоню. Ты будешь только > седьмом, а я уже — учитель! И, потрэпав сына за вихры, пошутив с трехлетней дочуркой Иринкой, Нико лай садится за конспекты. Впереди — летняя экзаменационная сессия, и сдать ее надо, как и зимнюю, успешно. А. ПОПОВ, студент IV курса. Заглядишься майскою порошей, Вишни снега белого белей. И опять весной, такой хорошей, Каждый стал поэтом на земле. Юных яблонь розовая пена... Чжгтые, зовущие мечты... Им не выйти ни за что из плена Этой несказанной красоты. Школьницы... А -завтра — агрономы, Токари, строители, ткачн... Может, вуз им станет отчим домом И диплом на счастье им в ру ч и т ?.. Чтоб ни сталось — будет все, как надо. Даль зовет, открыта и ясна. И для сада, и для них — награда В полном смысле добрая весна. БАСНЯ Закритикованный К озел На снимке: ученицы ли- пецкон средней школы К» 27 Таня Цветкова и Мала Ковалева. На коллективном огороде Козел морковку как-то съел. «Ах ты, дубина!» — Бык взревел. «Для этого есть травка,— Затявкала тут сторожиха Шавка. — Его в три шеи надо гнать Из нашего хозяйства, Чтоб не было и впредь Такого разгильдяйства»... Козла отбрила так. Что бедный разучился спать. Пугливый, не в свою породу, Теперь ие только что-то взять, Но подойти боялся к огороду. Но вот беда: Что кн собранье, Опять толкуют про Козла. Летят со злом, Летят без зла В Козлиный адрес порицанья. Осел шел пьяный от Ослихи ♦' И завалился спать в гречихе. ; Кричат: — Пример подал Козел, | Он первый в огород зашел! | Доколь ему средь нас { гулять, | Коль он привык чужое 5 брать?.. | Козел от критики такой I Ходил с понурой головой, ? В работе потерял сноровку. | Потом от горя заболел. I Не говоря уж про морковку, ; Он вовсе ничего нс ел. И, наконец, с ума сошел Закритикованный Козел. ?е V Мораль для басни здесь одна: Сверх нормы критика —• в;една! А. МАЧНЕВ, студент III курса. Фота И. Нарциссова. НА ВОСКРЕСНИКЕ В такт движеньям взлетает песня, И задорно смеется кто-то... В мире нет ничего чудесней Молодежной веселой работы! Радость жизни блестит в глазах, Дышат счастьем вспотевшие лица. Ми сегодня должны доказать. Что умеем не только учиться! М. МИЛ ЫН ИНА, студентка III курса. Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ,- Липецк, Коммунальная пл„ 44. ТЕЛЕФОНЫ: редактора —33—53, 0 1 ветственного секретаря — 34—13, отдела комсомольской жизни — 36—43, отдела пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела школ — 31—17, отдела физкультуры и спорта — 35—38, бухгалтерии — 34—46. АЭ 41379 Липецк, типография областного управпения культуры. Зак. № 3344.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz