Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
Липецкую Магнитку строит, в основном, молодежь, веселая, задорная. Любят строители песню. Многие юноши и девушки участвуют в хоре худо жественной самодеятельности. Этот неплохой коллектив часто выступает перед липчанами. В его репертуаре русские народные песни и песни советских компо зиторов. С успехом выступил хор строителей на прошедшем недавно смотре художественной самодеятельности. ■' Фото Ю. Ардашева. | В МОСКВУ! — с каким волнением шептала это слово Шура. Ей не терпелось скорее взглянуть на столицу, увидеть ее высокие дворцы, золотые купола древних храмов и Кремль... — Скоро увидишь,— успокаивала ее спутница, старая знакомая их семьи. Но это «скоро» 14 апреля затянулось на несколько часов. Москва самолет ие принимала. Аэродром был занят: мо сквичи ждали Юрия Гагарина. При шлось переждать в Воронеже. В Мо скву попали вечером, когда ликование народа было в разгаре. На площадь пробиться не удалось, спасал телевизор. В одну из передач Шура увидела Юржя Гагарина с удивительно знако мым человеком. Они о чем-то беседова ли. Голоса диктора было не слышно, 11 тут Шуру пронзила догадка: Маресьев, геуюй-летчик. Д а , это он. Как в книге... Экран давно погас, а Шура сидела в кресле и не могла отвести глаз. Нет, она смотрела не на экран телевизора. Взгляд ее уходил далеко-далеко, сквозь стены, поверх площадей и улиц столи цы. Туда, где на окраине соснового бо ра стояла когда-то небольшая палатка, а на железнодорожной насыпи работа ли три боевых подружки; Бронька, Рай ка и Шурка. Было это шесть лет назад. Стоял погожий апрельский денек. — Уже появились подснежники, — затараторила говорливая Бронька. — Д а , скоро будет совсем тепло,—как бы дополняя Броньку, ввернула Рая. А Бронька не унималась: — Шур, а Шур, скажи своему Коль ке, чтобы он к тебе на свидание прихо дил с подснежниками.—Она лукаво поглядела на подругу и тряхнула куд рями. — Что же это за парень, если цветов не носит. Был вчера? , — Был. — А чего же грустная, или поруга лись? — Нет, девчоночки, наоборот. Ска зал , что поженимся осенью. . — Вот здорово-то.— Бронька присела на ящик, зажмурилась и, обхватив смуглыми руками сильные колени, пока чиваясь, запела; , «Как бы мне, рябине, , К дубу перебраться...» Рядом лежали теодолит, нивелир, ло паты. За спиной шептались сосйы, а вдоль железнодорожного полотна нес лась девичья песня. — Чего расселись, или съемку путей уж е закончили?—раздалось сверху. Пе ред подругами стоял техник-геодезист Лелин. Был обеденный перерыв, но Лелин спешил. Сегодня получка. Нужно закон чить пораньше. Он так всегда. Как день получки, так не терпится ему поскорее уйти. Но сегодня он особенно раздра жен: скорее. Его девчата боялись и не любили за то, что он ругался неспра ведливо « пил. Он их ругал за вешки. Поставят дев чата вешки между рельс, приступят к съемке, вдруг появится паровоз и веш ку подомнет. Она тонкая, незаметная. Нужно виновнице идти в ж елезнодо рожный цех НЛМЗ распрямлять ее. — Бурлакова! Иди, сними вешку. Девушка покорно пошла, незаметно подмигнув подругам, они .понимающе переглянулись; «Знаем, мол, куда он спешит». Шура шла по шпалам, а в голове звучала мелодия песни о 'рябине. Нет, ей не нужно грустить, как рябине. Она счастливая. Вот и мать говорила, что дочь ее самая счастливая. Где сейчас Николай? Куда-нибудь, наверное, едет и вспоминает ее. Шофер. набиралась' силы Шура, чтобы начать новую непривычную жизнь. Это было трудно. Вначале выручали книги. Их она читала много, без разбора. Когда не понимала, перечитывала вновь. В чем смысл жизни? Нет, конечно, не в одной только радости и беспечном счастье. Путь к этому лежит через страдание, через раздумья, через веч ные поиски, через труд. Да, через труд, Шура ходила по комнатам и не могла найти для себя занятия. Что можно сделать? И вот первый шаг. Соседка оставляла ее со своим ребенком. Шура любила малыша и играла с ним, как сама в далеком детстве в родном селе Голощино. В разгаре игры ее взгляд остановился на пяльцах. Вышивка бы ла не закончена. Шура любила вышй- вать. А если попробовать? Малыш, положив палец в рот, широ ко раскрытыми глазами наблюдал, как «нянька» подошла к койке, долго раз глядывала разноцветные нитки, потом села на стул и попыталась взять иглу. Маленькая игла выскальзывала, не по- виноцалась. Но вот пяльцы зажаты ко ленями, и две руки начали -что-то кол довать. Ну, хоть один стежок, хоть один. Он получился большой и неуклю жий. Он не уместился в клетку. Но это была победа, первая победа. Она была такой же, как первый шаг Маресьева. Нитка кончилась. Дни бежали, как эти разноцветные мулине. Салфетка, березовая роща, де вушка. Эти нехитрые украшения комна ты были как первые памятники возрож денному труду. «Значит, могу, значит, не все потеряно». Потом началось швейное дело. Платья, сарафаны, костюмы. Они сиде ли на Шуре ловко и красиво. «Масте рица»,— не сдержался Алексей. Савель евич, отец Шуры, разглядывая дочь в обнове. А дочке хотелось большего. Захлестнуло новое увлечение — ри сование. Город, сад, солнце. А не попы- Она любила эту профессию. Может, по тому, что любимый человек ее был шо фером. Вчера заглянул в ее глаза как- то по-особенному, и у нее закружилась голова. Милый... Как это быть женой? Шура одухотворенно улыбнулась. Ка жется, у Горького есть; «Максим, давай глядеть в небо». И вдруг небо померк ло. Что-то неумолимое, жестокое надви нулось на хрупкую девушку, грубо толкнуло ее в спину, загрохотало над го ловой. Падая, Шура вскинула руки. Она хотела оттолкнуть железное, гре мящее чудовище. Все в ней противилось этому. Но скрежет летел над головой, сверлил мозг, не давал что-то до конца закончить, доделать. «Ах, зачем так, за чем?» — мелькнуло в голове девушки. Грохот затих. Она села между рельс. Ноги? Ноги были целы. Значит, все в порядке. Но что-то не давало покоя. Может, шумит так в голове? Или ветер подул, закачались сосны? Шура сидела на шпалах, а мысли ле тели быстрее того грохота. Она опер лась рукой о землю и хотела встать, но рука не почувствовала земли: «Где же земля?» И вдруг все стало понятно; это клочки ваты вокруг — рукава фуфайки, теплое, красное — кровь. Рук уже ни когда не будет — ясно, с удивительным спокойствием подумала Шура. А где сейчас Николай?.. Николай Барабанов пришел в больни цу не сразу. «Работы было много»,—за искивающе пояснил. Помолчал. Изред ка его взгляд останавливался на ее ру ках. Рук по локоть не было. Шуре было жалко его. Она чувствовала, что у него происходит на душе, но не хотела ему помочь. Что-то чужое появилось в лице Николая, незнакомое, раньше только угадываемое. — Как он тогда пугливо оглядывал ся, — почему-то вспоминалось ей. — Выйдешь из больницы, поговорим, — Николай решительно встал, Шура поняла все. Да, так, наверно, и должно быть. Ей стало стыдно. Стыдно за Николая. Зачем он так трусливо прячет глаза... Осенью состоялась свадьба. Николай женился на подруге Шуры. ...По ночам Шура явственно ощуща ла легкое покалывание в большой па лец. Но это шалили нервы. Иногда хо телось плакать, но сила духа побеж дала. Крепилась, начинала петь. Слов но молодая березка, надломленная бу рей, распрямлялась, тянулась к свету, таться ли все воспроизвести на бу маге? Появились рисунки. Зеленая сред не-русская картина: ветлы и старая приземистая мельница. Симпатичное лицо девушки склоняет ся над плотным листом: синяя река, такая синяя, что глазам больно. И, ко нечно, пляж. Ах, этот пляж. Сколько сомнений возникло у Шуры, когда она решила: идти «ли не идти с подруга ми купаться? Ведь будут все смотреть, а это очень неудобно. Но люди не об ращали внимания. Люди добрые. Они отлично все понимают. Они не прика сались глазами, чтобы не ранить сердце. Человек славится своим мужеством, отвагой, глубоким проникновенным умом. Свято то, что человек создает. Люди не признают и не прощают толь ко безволие, малодушие, трусость. Они карают за подлость. Они ненавидят эго истов. Подвиг! Сколько раз слышала это упругое слово Шура. Он—не только один геройский поступок, он и порой — вся жизнь. Как-то давным-давно девушка прочитала в газете об отважной к и т я янке Сюй... ...Шесть вооруженных гоминдановцев „ ворвались глубокой ночью в банковскую контору в уезде Жуйли, чтобы захва -1 тить кассу. Дежурившая девушка-.счеа товод закричала. Ее схватили за горло. После ножевых ранений она потеряла на некоторое время сознание. Очнув шись, она увидела, что бандиты тащат . к двери железный ящик. Девушка сно ва закричала, обхватив ящик руками* Озверевшие бандиты отрубили девушка кисти обеих рук, но на помощь прибе жали люди. Не это ли подвиг! Вся жизнь отважной девушки —'Подвиг. И Шура мысленно продолжает спор <3 Николаем. Встретилась она с ним второй раз после больницы. Встреча была неожи данной. Нет, ей не хотелось с ним го ворить. Он начал первым. «Зачем ты живешь, я бы на твое месте не стал»,— сказал тогда Николай. Не дрогнула ни одна мышца на лице Шсры. Она посмотрела на этого чело век, и подумала; «И я когда-то его могла любить». Разве смелая китаянка, снова вернув шаяся в строй, не нужна стране? Раз ве тысячи фронтовиков, потерявших на войне руки или ноги, не участвуют в строительстве будущего? Разве Алексей Маресьев не вернулся к своему люби мому делу? Нет, он не прав, этот человек с пуг ливыми глазами, он заблуждается. И Шура приходит в хор при Доме культуры НЛМЗ. Она поет вместе с подругами задушевные русские песни о смелых людях, она встречается с сот нями хороших людей, которые вселяют в нее уверенность и одобряют избран ный ею путь. Только добиться цели, только выдер жать. И рядом с ней по трудной доро_-, ге идет светловолосая женщина Лора. Кто она? Таких много. Добрая, серд»' пая. Шура с ней познакомилась а лес. когда ходила за черемухой. Три весны прошумели с тех пор, три черемухи облетели. А дружба этих двух сердец становится все крепче. — Я знаю, что Шура будет по лезным человеком нашему общест ву. Я в этом ни на минуту не сом неваюсь, — как-то сказала Лора своей маме. Мать кивнула головой. Она согласна. Она верит в то же. Дочь права. И теперь, когда по земле идет май, когда обновляется природа, у Шуры новая радость. Она устроилась на рабо ту и стала полноправным хозяином земли. А в квартире № 25 огромного коммунального дома за № 14 на улице 9 Мая ждет мать Вера Федоровна свою дочку каждый вечер и спрашивает: — Ну, как на работе? — Все в порядке, мама! — весело от вечает дочь. $ * Недавно я прочитал книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». Это очень за мечательная книга. И мне невольно вспомнилось одно место оттуда, когда я беседовал с Шурой. Вот оно: «Если человека могут убить голод . - страдания, значит, он не заслуживает спасения. Только тем людям место на земле, которых не может погубить ни зло, ни черствость, ни эгоизм ближних, пока они не сделали всего того, что должны сделать...» ^ Суровые, но правильные слова... В. ЗОРИН. ". С ол ов ьи ны й ^ После нескольких по воротов дороги впереди зачернели стволы моло дых яблонь и вишен. В лицо Анатолию пахнуло нежным, едва уловимым запахом цветов, зеле ни. Он глубоко вдох нул этот пьянящий за пах. Щедрое весеннее солнце наполняло сад. Анатолий невольно оста новился, чтобы полюбо ваться, и вспомнил— Это было в 19X8 го ду. Он пришел в свою уютную комнату с рабо ты. Жена Катя весело щебетала над маленькой Галинкой. Четырехлетний Сережка, светлоголовый, как отец, занимался сво ими детскими делами. Анатолий никак не мог начать разговор о кол лективном саде. Как жена отнесется к этому! Ведь для того, чтобы его вырастить, потре буется время. А у них маленькие дети. Нако нец, он не выдержал: — Знаешь, Катя! Хо чу участок земли взять под сад. Катя задумалась. — Конечно, я пони маю. Будет трудно. Но потом, ты представля ешь, когда сад вырас тет, наполнит своим аро матом воздух.. И Катя согласилась. На пустыре, невдале ке от каменного карье ра, Анатолию Кузину от вели участок. Начались напряженные дни. Ра ботать приходилось до глубокой полночи. Незаметно прошел год. Наступила вторая весна. Молодые яблонь ки выглядели окрепши ми. ...Он очнулся от на хлынувших воспомина ний и еще раз оглядел ся кругом. Красот- ' какая! А где-то на к- - ках не унимался соло вей. Он пел свою звон кую и благодарную пес ню, которая звучала гимном неутомимому труду хозяев этого большого сада. А. ФРОЛОВ. (Наш. юнкор.). . НЛМЗ. И. о. редактора В. НЕДУШКИН. АДРЕС РЕДАКЦИИ; Липецк, Коммунальная пл., 44. ТЕЛЕФОНЫ: редактора отдела пропаганды — 38—50, отдела писем — 28—59, отдела школ —33—53, ответственного секретаря — 34—13, отдела комсомольской жизни — 36 43, — 31—17, отдела физкультуры и спорта — 35—38, бухгалтерии — 34—46.____________ АЭ 43342 Липецк, типография областного управления культуры, За к. ,\» 3002
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz