Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
Н Е Т ОРОПИСЬ, девушка. Присади на минутку. Нет, нет, я не задер жу тебя долго... Просто я хочу рассказать, какую большую радость ты принесла мне вот этой праздничной открыткой... В ней нет ничего особен ного. У тебя в сумке, наверно, много таких. Видишь, букет цветов — белые ромашки и голубые колокольчики. На обратной стороне надпись, тоже обык новенная: «Поздравляем с весенним праздником 1 Мая. Желаем самого наи. лучшего во всем и всегда. Привет од нокашникам. Иван, Ольга». Правда, обыкновенная праздничная надпись? Но я не об этом. Я хочу рас сказать, какие замечательные люди —< мои друзья. Посмотри. Вот групповая фотогра фия учащихся Усманского педучилища. Обрати внимание на эту женщину. У нее простое, курносое русское лицо... - Но всмотрись, сколько света в глубине е е глаз. Это не злой, это добрый, нега симый огонек. Он может разгораться а пламя. Кто она, эта женщина? Бывшая одно курсница? Нет. Ее зовут Ольгой Пет ровной, а фамилия — Какушкина. Под открыткой она подписалась просто «Ольга». Удивительный человек!.. Скромная героиня. Она оканчивала биологический фа культет университета в войну. Было холодно, голодно. Лекции приходилось писать на обрывках газет и устаревших плакатах. Но студенты не падали ду хом. Понимали, что и они — бойцы. В зачетную книжку Ольги Петровны про фессора, доценты, кандидаты наук ста вили только заслуженные «отлично». И когда ректор университета вручал луч шим студентам — а среди них была и Ольга Петровна — дипломы с отличи ем, он назвал их самоотверженный труд подвигом и пожелал так же упор но овладевать науками в аспирантуре. И вот Ольга Петровна — аспирантка. Она стала изучать особенности палочек столбняка, возбудителей страшной б о лезни, которая либо приводит челове ка к смерти, либо оставляет его кале кой. Хотелось навсегда искоренить тя желый недуг. Для этого надо было узнать все уязвимые места ядовитых мельчайших палочек. И Ольга Петров на сутками не выходила из лаборато рии. Делала опыты, вела наблюдения в микроскоп, радовалась каждой ма ленькой находке. Дело шло успешно. Работа обещала стать удачей способной аспирантки. Победа, казалось, была уже близка. И вдруг... Стая фашистских стервят ников закружилась над городом. По сыпались бомбы. Ольга Петровна бро силась в свою лабораторию. Схватила колбы... В ту же минуту за окном грох нуло. Взрывная волна настигла Ольгу Петровну у самой двери, бросила впе ред . Зазвенело стекло. Колба разле телась на куски. Ольга Петровна гля нула и побледнела: из порезанной ла дони била струйка крови... На другой день, несмотря на приня. тые меры, появились зловещие при знаки болезни, ...Профессору удалось спасти жизнь Около 70 рабочих и служащих Ново липецкого металлургического завода по сещ ают кружок кройки и шитья при {Доме культуры металлургов. Машинист ^Электрокрана листопрокатного цеха К* 2 молодого ученого, но болезнь не про. шла бесследно: Ольга Петровна стала плохо слышать. И все-таки она не бросила свою работу. Так же рано при. ходила а лабораторию и позже всех уходила домой. Однажды ночью она не услышала, как из подъезда выезжала машина. А шофер не успел вовремя затормозить... Автомобильная катаст рофа. Ольга Петровна жила в Доме инва лидов. Тихий городок Усмань. Здесь о ней заботились, кормили и одевали. Она могла брать в библиотеке люби мые книги, смотреть кино, слушать концерты по радио. Но этого было мало. Чувствовала в себе силу на большее. Тогда-то она и обратила внимание на молодого человека в чер ных очках. Порадовалась, как жадно слушает он чтение вслух интересные устные рассказы. Потом удивилась еще больше, когда услышала,, как он читает свои собственные стихи. Но часто молодой человек был за думчив и молчалив. Что-то мучило его. Ольга Петровна решила узнать. Они познакомились. — Иван Нагула, — назвал он себя. Вскоре он рассказал о своей большой и трудной мечте. Его детство было таким же, как и у многих других мальчишек и девчонок. Ловил в речке пескарей и ершей, ла зал по горам, зимой слетал с них на самодельных лыжах. Он охотно пости гал мудрость школьных наук. Однако на успел закончить семилетку. Разда лись вероломные залпы войны. При шлось оставить школу. Иван поступил в ФЗО. Затем добровольно ушел на фронт. И уже буквально в двух шагах от жданной победы случилось не счастье. Вражеская мина разорвалась рядом. Ослепила яркой вспышкой. Что-то резко ударило в лицо и правое плечо одновременно. ...Сначала Иван переживал огромную радость: врачи отстояли его жизнь. Правда, он остался слепым и потерял правую руку. Но он жив! Это — глав ное! Потом пришли непрошенные сомне ния. Стал задумываться, рассуждать про себя: «...Так что же тебе надо, Иван? Прошлое не воротишь... А по том... тебя же кормят и одевают. Так всегда будет. Всю жизнь... Мало этого! Люди живут интереснее.., Но ведь они здоровые. Им легче бороться за свое счастье!.. А, легче? Ну и что ж, что мне труднее. Трудности — не в счет. Эх, Ваня, Ваня, ты просто пасуешь. Можно еще бороться. Можно!.. А кем же ты хочешь быть, Иван? Кем?.. Учителем. Безусловно, учите лем!.. Нина Колесникова вместе с руководи телем кружка Н. Д . Корчеленой подо» бр'али фасон для нового платья. Май ский праздник Нина встретит в новом нарядном платье. Фото Ю. Ардашева. Нет, все это легко сказать. Глупости ты говоришь, Иван Яковлевич. Успока иваешь себе, а ведь придется всю жизнь прожить калекой...» Такие мыс. ли стали мучить каждый день. В раз ных вариациях, с разными оттенками приходили они. Обо всем этом Иван и рассказал Ольге Петровне. — Глупости, конечно. Нелепая мечта! — попытался он смягчить свою боль. Но Ольга Петровна чутким сердцем поняла его мечту. А утром первого сентября они ша гали в школу, взволнованные, счастли вые. Иван, как ребенок, радовался, что будет каждый день приходить в класс. Может быть, всю жизнь... И Ольга Петровна вновь почувствовала себя нужным человеком. Она ведь не уме ла жить для себя. Ольга Петровна добровольно взялась нести ношу, посильную не каждому другу, не каждой матери. Она ходила с Иваном в школу. Она целыми днями, а иногда и ночами читала вслух книги, которые давно знала сама. Часто одно и то же приходилось перечитывать несколько раз: на слух материал усва ивался трудно. Особенно тяжело было представлять геометрические фигуры, алгебраические формулы и примеры, сохраняя при этом в памяти сложный ход решения. Исключительная сила воли, способно сти Ивана и поистине богатырское тер пение Ольги Петровны сделали боль, шое дело: Иван с Похвальной грамо той закончил семилетнюю школу и поступил в педагогическое училище. Здесь я и познакомился с ним. В то время педагогическое училище казалось мне самым величественным храмом науки. Я думал, что в нем должны учиться люди особенно д о . стойные. Когда же я, волнуясь, робко вошел первый раз в аудиторию, то увидел таких же, как и я, вихрастых мальчишек и девчонок с косичками. И только один первокурсник пора, зил меня. Среднего роста крепыш с I Т В е с е н н е е { Небо, сбросив серенькое платье, ! Голубое выбрало себе. { Принимавший в выборе участье { Ветер тоже вдруг поголубел. ; Кажется, в груди заговорила, | Зазвенела чудная струна. { И плыву я, не жалея силы, ; В океан по имени Весна. ; Н. ПОДЛЕСНОВ. I крупной головой, с волевым, очень вы разительным лицом, несмотря на чер ные очки. На месте правой руки —- протез. Меня удивило, что он будет учиться вместе с нами. Вспомнился «Кузя сле пой» старик из нашего села, ослепший и оглохший во время газовой атаки немцев в годы первой мировой войны. Кузьма Касьянович, которого все звали просто «Кузей слепым», ходил по селу и, пользуясь только ощупкой, с боль шим трудом узнавал о жизни односель. чан. Иногда попрошайничал... Мы, мальчишки, жалели и боялись его, хо ' тя он был добрый и смирный. Все это вспомнилось мне, когда я впервые смотрел на Ивана Нагулу. Вспомнилось в первый и в последний раз, потому что скоро увидел, какой это мужественный и хороший человек. Никогда не забуду один случай. Од нажды в мае я шел к Ивану. Был жар кий день. Черные облака сгрудились в тучу. Надвигалась ранняя майская гро. за. Пришлось прибавить шагу, чтобы ус петь дойти раньше, чем начнется дождь. Но и туча спешила... Она клу билась, быстро закрывала синеву. Гром становился все раскатистее. И вдруг я услышал музыку. Я шел ей навстречу. Величественная мелодия, казалось, была написана специально для того, чтобы аккомпанементом ей была гроза. Звуки рисовали необыч ную картину: миллионы людей привет ствуют добрую грозу, после которой взойдет солнце, и человек станет Че ловеком, свободным и гордым... Я шел навстречу Девятой симфонии Бетхове на. Она звучала все громче, все тор жественнее. Вот и дом. На втором этаже распах нуто окно. Это комната Иаана. Я думал, что он ушел куда-нибудь, забыл закрыть окно и отключить радио приемник. Взлетел по лестнице, распахнул дверь и... замер. По комнате стремительно ходил Иван. Он не услышал, как хлоп нула дверь, не почувствовал, что я во шел в комнату. Он был в каком-то по рыве. За окном падали белые изломанные копья молний, разламывалось небо. В тон звучала героическая симфония. А Иван все шагал и повторял: — Здорово! Вот это здорово!.. Я знаю, то было вдохновение. Но ка кую жажду жизни, любовь к жизни разглядел я тогда в своем друге!- Да, он умел заразительно смеяться. Мы, не сговариваясь, стали звать его Огневым Иваном. Вообще, он был са мым первым оптимистом в нашей груп пе. Мы по-хорошему завидовали ему. Завидовали, как ладно умеет он г о в о рить, как много знает. Завидовали е! остротам, особенно — стихам. Многие из нас пробовали писать стихи; в юности почти у каждого есть такое стремление. Но Иван писал луч ше всех. Он умел горячо сказать о том, как хороша жизнь на земле и как надо дружно защищать ее от пожара новой войны. Стихи печатались в газе тах. Многие из них нашли дорогу к сердцам читателей. Помню, года два назад в Нижнем парке Липецка, в Зеленом театре шел заключительный концерт смотра обла стной художественной самодеятельно сти. Выступали ельчаие. После хсра на сцену вышла ведущая Зина Клеймеио- • ва и объявила: — «Мы не позволим!»... Иван На гула.., Меня взволновало это имя. А девуш. ка читала: Едва лишь едкий дым пожарищ Не стал Европе есть глаза, Как вновь, — гы чувствуешь, товарищ! — Над ней сгущается гроза... Это не та, это другая гроза. Крова вая, смертоносная, которую нельзя д о . пустить... ■ Девушке долго аплодировали. А я разыскал ее после и спросил, где сиа взяла стихотворение и знает ли она автора. — Стихотворение я прочитала еще давно в газете «Ленинское знамя», — ответила Зина. — Оно поразило меня. Я наизусть выучила. А написал его Иван Нагула. Это, кажется, белорус ский поэт... Я простил девушке е е заблуждение и рассказал ей о своем друге, строки которого она взяла с собой, может быть, на всю жизнь... Я рассказываю только об Иване. А Ольга Петровна?.. Она стала нашим другом, нашим добрым советчиком и а горестях, и в радостях. Она четыре года была живым примером того, ка ким щедрым, каким бескорыстным мо жет быть человек. Впрочем, она такой осталась для нас на всю жизнь... Да, забыл одну деталь. Помогая Ивану, Ольга Петровна не преследует никакой личной цели. Она его друг — и только. По-моему, всех людей можно пред ставить в виде трех разных человек Первый идет с букетом в руках и одаряет попутчиков свежими, яркими цветами. Букет волшебный: он не уменьшается в размере. Второй идет в больших сапогах, от подошв кото рых во все стороны летит грязь. Тре тий робко передвигается б ез цветов, а подошвы его сапог настолько чисты, что не оставляют никаких следов... Иван Нагула и Ольга Петровна идут по трудной дороге, и в руках у них—• волшебные букеты. Сейчас Иван заканчивает универси тет. Он будет учителем. Он станет д о стойным учителем! Вместе с верным другом Ольгой Петровной он еще сд е лает много хорошего за свою жизнь, А сегодня они выйдут на улицу, Иван не увидит, но почувствует, ка ким ласковым, весенним стало солнце, поймет радость людей. Да, вместе со всеми сегодня будут радоваться боль шой человеческой радостью мои друзья. ...Прости, девушка. Тебе надо разно- ^ сить поздравительные телеграммы и открытки. Их много. Их целая сумка. А я задержал тебя... Но мне очень хоте лось поделиться с тобой своей ра достью. Хотелось рассказать о замеча тельных людях, которые прислали вот эту открытку. Вот этот букетик белых ромашек и голубых колокольчиков. Б. ШАЛЬНЕВ. Г. Усмань, И. о. редактора В. НЕДУШКИН. АДРЕС РЕДАКЦИИ; Липецк, Коммунальная пл., 44. ТЕЛЕФОНЫ: редактора —33—53, ответственного секретаря — 34—13, отдела комсомольской жизни — 36-43, отдела пропаганды — 38 —50, отдела писем — 28—59, отдела школ — 3 ! —17, отдела физкультуры и спорта ■— 35—38, бухгалтерии — 34 46.___________ « е - АЭ 41328 Липецк , типография областного управления культуры , Зак. № 2672,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz