Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
V З Р Е Л О С Т Ь Старые рабочие говорят: модельщиком надо родить ся. В этих словах есть доля истины. Как правило, молодые люди, получив в школе ФЗО или в техническом училище специальность слесаря, то каря, приходят на производство и уверенно становятся за станок или верстак. Иное дело модельщик. Здесь без длительной работы непосредственно в цехе ничего не выйдет. Эта специальность сложная. В ней есть что-то от искусства скульптора. Самое малое лет пять надо проработать, чтобы стать хорошим модельщиком. Ра бочий модельного цеха каждый день сталкивается с ■Задачами, в которых по нескольку неизвестных. ЧУДО-ФРЕЗА! Мастер подозвал Бориса и, указывая на чугунную подмодельную плиту, где разметчик умудрился нане сти более тридцати кружочков, сказал: /■“м — Работа срочная. Ты уж постарайся. Токарь задумался. Легко было мастеру сказать: «Срочная, постарайся...» А как быть, если гнезда распо ложены в строгой симметрии и точить их можно толь ко по отдельности, да еще с точной установкой каждо го гнезда на станке по рейсмусу и контрольной плите... Правда, за три смены, что определены нормировщиком для этой работы, с плитой можно управиться. Но ведь она срочно требуется литейщикам. . Борис взглянул невзначай на фрезерный станок. «Ему хорошо,—позавидовал он фрезеровщику,—с од ной установки знай себе двигает столом». «А что если...» Борис подбежал к своему станку, вставил заготовку. Через двадцать минут она уже приобрела форму те леграфного изолятора, точь-в-точь такую же конфигу рацию, какую имели гнезда в плите по чертежу. Полча са ушло, чтобы сделать режущую кромку и десять ми нут на закалку. ' Специальная фреза готова. А еще через два часа Борис снял со стола фрезерно го станка готовую, еще теплую плиту. Мастер не поверил своим глазам: за три часа была выполнена работа, расчитанная на три смены! Спецфрезы особенно пригодились при расточке мно гоместных стержневых ящиков. Оказалось, любой кусок стали, способный сохранять закалку, может при обра ботке цве!ных металлов заменить специальный дорого стоящий инструмент. Новый метод Борис применил и при расточке центро вых ящиков. Они состоят из половинок, которые спа ривают для расточки. Здесь конфигурация гнезд быва ет самой разнообразной; уклоны, разность диаметров и т. д. Борис вытачивает калибр по будущему гнезду, делает из него фрезу и обрабатывает ящик, разделив его на половинки на фрезерном станке. Точность и чи стота обработки достигаются безукоризненные. Так Борис стал токарем-фрезеровщиком. Приобрел специальность, не предусмотренную никакими штатны ми расписаниями. ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР Стоит Борис у станка, любуется, как резец натирает до блеска обрабатываемую деталь. Не заметил даже, как подошел и пристроился сзади какой-то парнишка. А когда стал снимать тяжелую деталь, паренек бро сился помогать. Сразу понравился он Борису. Спросил: — Ты что, не к нам ли в цех оформился? Паренек кивнул головой. Вот только не знаю, за какую работу взяться,— сказал он,—за слесарную или токарную. Слушал Борис юношу и улыбался. Ему вспомнилось, ’*К он сам поступал в ремесленное училище и тоже не знал, какую специальность выбрать. Звать-то как тебя? — Спросил он паренька. — Васька. ~ — Вот после смены пойдем ко мне в общежитие, там и потолкуем. Согласен? — Ладно. Дома Борис усадил Ваську за стол. — В шахматы играешь? — Плохо,—признался юноша. — Ничего, подучишься. Борис расстанавливал фигуры па, доске, а сам ук радкой поглядывал на своего нового знакомого. Вот он Т взял 8 Руки ферзя, и на лице отразилось удивление. — Вроде бы фабричный. А почему из алюминия? ' *— Ты угадал: из алюми ния. А сделал фигуры я сам на токарном станке. — И коня на станке?.. — Да. Но здесь пришлось еще немного послесарить. Борис подвинул красивую настольную лампу. — Вот ату тоже на токарном станке сработал. — Ну уж и сам,—протянул парнишка недоверчиво. —Эго фабричная лампа. Вон и лаком покрыта, блестит. — Это не лак,—усмехнулся Борис,—это полировка. Васька потрогал лампу руками, оглядел со всех сторон. — А вообще, не очень-то сложная работа. Я сам ско ро научусь делать такие. — « у что ж, похвально,—улыбнулся Борис. Через неделю он поручил ученику первую неслож ную работу. Тот с жаром взялся за дело. Но уже че рез полчаса отброейл очередную загубленную модель. К нему подошел Борис. — Ты не робей. Пойдем еще покажу, как надо де лать. ^ Он подробно рассказал, в какой последовательности и как лучше вести работу. Затем сам сделал модель. — Теперь попробуй ты. А эту, — Борис показал на бракованную модель, отброшенную учеником,—положи себе в тумбочку и храни до тех пор, пока я спрошу. Понял? — Понял, — ответил Василий. ...Прошел год. Однажды, когда Василий Чернышев успешно выполнил очень сложную работу, Борис спро сил. — Та модель цела? Василий принес. Борис взял ее и бросил в стружки. — Молодец! Сегодня ты сдал экзамен на трудовую зрелость. * * * Вот все, что мве хотелось рассказать о руководи теле бригады коммунистического труда, знатном мо дельщике Борисе Енговатове. Остается только добавить, что спецфрезы конструк ции этого новатора можно успешно применять на мно гих участках нашего завода. Но будет ли это делать ся?.. Об этом пусть расскажут руководители бюро тех нической информации. Ведь их задача—распространять передовые методы труда. В. ДОРОФЕЕВ, слесарь модельного цеха ЛТЗ. Николай Бабкин — один из лучших изменщиков комплексной бригады Тихона Алексеевича Мещеряко ва из СУ-3 треста «Промстрой». Трудолюбием, добросовестным отношением к делу завоевал Николай доверие товарищей. Его избрали секретарем комсомольской организации строительного управления. Николай Бабкин — член комсомольского штаба на стройке цементного завода. Рейды, «боевые листки», выпускаемые штабом, помогают строителям в работе. На снимке: -Николай Бабкин на кладке стен цемент ной мельницы. Фото А. Веберга, СЛОВО ТЕБЕ, ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ * СОКОЛ». комсо- Все зависит от нас мола решил, к примеру, устано- Письмо Светланы Пота- жатыми в 5 е классы. Рая вить контроль за успева- повой нас очень заинтере- Трупова хорошо танцует, а емостью и дисциплиной совало, может быть пото- поэтому стала инструкто- учащихся, и мы — восьми- му, что мы сами еще не ром по танцам. Юра Наза- классники тоже не оста- комсомолки, а только гото- ров и Володя Заикин то- вимся к вступлению. Но же инструкторы, толь- уже сейчас можно твердо ко по фотоделу. Сами они сказать, что влияние ком- сначала ходили учиться в еомола очень здорово ска- студенческом кружке Ли зывается. пецкого пединститута, Интересно спросить у теперь а лись в стороне. У нас создана рейдовая бригада. Задача ее — не только следить за дисцип линой учащихся на улице, но и проверять выполне- Светланы, когда она гото-' пеРедают Умения нве режима дня. поведение вилась к вступлению, да- своим товарищам... Разве ребят в семье. Крепко же вали ей поручения? У нас эти ребята скажут, что им достается потом на еобра- в школе насчет этого стро- скучно, что у них нет де- го. Кзждый вступающий ла п0 дуще? Конечно, нет. обязательно выполняет . „ , различные поручения. Ина- Э™ дела 01,11 сами выбиРа ' че и нельзя, ведь общест- ли- венной работе тоже надо доы еще пионеры, но с учиться. комсомольцами во всех де- Наши одноклассницы лах заодно: хоть в сборе Рита Путилина. Лида металлолома, хоть в строи- Мэркедонова, Валя Голь- тельстве мастерских или в цева пошли отрядными во- озеленении поселка «Сво- ниях тому, кто отлынивает от подготовки домашних заданий... Вот так мы бо ремся эа хорошую успева емость. Зина ЖЕРЕБЦОВА, Люся КАПУСТИНА, ученицы 8-го класса средней школы ЛЬ 3. г. Липецк. НЕ „БУЛЬКНУТЬ" две откормочные фер мы? Ведь в свинарнике, где работает Валя, мож- .. с успехом откармли вать свиней гораздо больше, чем сейчас на ходится. Зачем же удо рожать себестоимость свинины? В ‘ колхозе сейчас имеется НО свинома ток. Если получить и сохранить от них в пер вом полугодии хотя бы по пять поросят, то это уже будет 500. Значит, перед колхозной комсо мольской организацией стоит задача добиться этого. Но комитет ком сомола пока в стороне. Нег в колхозе молодых свинарок, взявших на себя высокие обяза тельства. Нет комсо- ■ мольского контроля за фермами, где содержат ся супоросные свино матки. А такой конт. роль был бы необходим. Уезжая, секретарь за писал в свой блокнот нового последователя Ивана Качанова. А вот помочь этому последо вателю, выявить резер вы, устранить недостат ки не догадался. Плохо обстоит дело в совхозе «Покрово-Ка зацкий», в колхозе «Верный путь» и с вы ращиванием кукурузы. Грустно прозвучал ответ секретаря комите та ВЛКСМ совхоза «Покрово - Казацк и й * С. Коковкииа о моло дых кукурузоводах. — Если не брать во внимание вышедших из комсомольского возра ста Кузнецова и Фро лова, то у нас нет ни одного комсомольско молодежного звена. Но как выясняется, в отделении № 3 есть комсомолец Иван Ка лашников, решивший получить по 300 цент неров зеленой массы с гектара. Однако ком сомольский секретарь ие удосужился с ним побеседовать, выяснить какая площадь ему требуется. Почему бы не организовать учебу молодых кукурузово дов у опытных масте ров «королевы» Фроло ва и Кузнецова? В прошлом году в колхозе «Верный путь» почти половина посевов кукурузы пропала. Уро жай собрали мизерный. Но в колхозе ничего не делается для того, что бы не допустить оши бок прошлого года. Звенья по выра щиванию кукуру зы не созданы, навоз не выво зится. Тракторы к выезду в поле не готовы, а к ре монту других сельско хозяйственных .машин даже не приступали. — Не думают у нас о весне,— говорит меха низатор А. Берсенев,— а о кукурузе пока и ре чи не ведется. Кончается третий ме сяц 1961 года. Срок не малый. Много за это время можно сделать. Но в райкоме комсомо ла явно не торопятся. Здесь царит тишь и по кой. А ведь на глазах у всех повторяются ошиб ки, в которых каялись работники райкома ком сомола, подводя итоги прошлого года. А. КУРКОВ, Г. КАЗАКОВ. Лебедянский район. ГЛАВНОЕ— УЧИТЬСЯ Это хорошо, если в школе бывают интерес ные диспуты и вечера всякие, но главным все- таки остается учеба. Учимся мы для обще ства, для себя, так и нужно нам самим забо титься о том, чтобы не было двоечников, а тро ечники стали хороши стами... Многие считают борьбу за успеваемость делом скучным, «рядо вым» и поэтому ограни чиваются карикатура ми в стенгазетах да «проработками» на соб раниях. Вот как делаем мы... Комитет комсомола со бирается каждую неде лю. Это уже стало пра вилом. Приходят на комитет и учителя. Но чаще мы сами решаем все вопросы, в том чис ле и — успеваемости. Члены учебного сектора докладывают о состоя нии в классах, о том, как готовят ребята до машние задания. За успеваемость ве дут борьбу все. Глав ное — это учеба! И. ШАЦКИХ, 3. ДМИТРИЕВА, Г. ДУРНЕВА, Б. СОКОЛОВА, А. ВОРОНИН, члены комитета ВЛКСМ Задонской средней школы № 1. м а и т п и п м и п Е х : «■««■■■■■ Б ы т ь сознательными Мы очень часто проводим воскресники. Летом сами отре монтировали школу, построили новый спортзал, благоустро или городские скверы и парк культуры. Когда мы узнали, что на месте пустыря и свалки в районе «Треста благоустройства» будет заложен комсомольский парк, то первыми вышли расчищать будущие аллеи, убирать мусор. Так что, кому придется когда-нибудь гулять в этом парке, пусть вспомнит о комсомольцах-школьниках. Комсомольский комитет еще весной прошлого года призвал всех ребят самим ремонтировать школу. Сэкономленные день ги пошли на наши нужды. Мне кажется, инициатива комсомольцев должна проявлять ся не только в проведении веселых вечеров и танцев, но глав ное в том, чтобы сознательно относиться к собственному тру ду, видеть пользу его. А. ПАНИНА, ученица 9-го класса Липецкой средней школы № 1,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz