Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

V З Р Е Л О С Т Ь Старые рабочие говорят: модельщиком надо родить­ ся. В этих словах есть доля истины. Как правило, молодые люди, получив в школе ФЗО или в техническом училище специальность слесаря, то­ каря, приходят на производство и уверенно становятся за станок или верстак. Иное дело модельщик. Здесь без длительной работы непосредственно в цехе ничего не выйдет. Эта специальность сложная. В ней есть что-то от искусства скульптора. Самое малое лет пять надо проработать, чтобы стать хорошим модельщиком. Ра ­ бочий модельного цеха каждый день сталкивается с ■Задачами, в которых по нескольку неизвестных. ЧУДО-ФРЕЗА! Мастер подозвал Бориса и, указывая на чугунную подмодельную плиту, где разметчик умудрился нане­ сти более тридцати кружочков, сказал: /■“м — Работа срочная. Ты уж постарайся. Токарь задумался. Легко было мастеру сказать: «Срочная, постарайся...» А как быть, если гнезда распо­ ложены в строгой симметрии и точить их можно толь­ ко по отдельности, да еще с точной установкой каждо­ го гнезда на станке по рейсмусу и контрольной плите... Правда, за три смены, что определены нормировщиком для этой работы, с плитой можно управиться. Но ведь она срочно требуется литейщикам. . Борис взглянул невзначай на фрезерный станок. «Ему хорошо,—позавидовал он фрезеровщику,—с од­ ной установки знай себе двигает столом». «А что если...» Борис подбежал к своему станку, вставил заготовку. Через двадцать минут она уже приобрела форму те­ леграфного изолятора, точь-в-точь такую же конфигу­ рацию, какую имели гнезда в плите по чертежу. Полча­ са ушло, чтобы сделать режущую кромку и десять ми­ нут на закалку. ' Специальная фреза готова. А еще через два часа Борис снял со стола фрезерно­ го станка готовую, еще теплую плиту. Мастер не поверил своим глазам: за три часа была выполнена работа, расчитанная на три смены! Спецфрезы особенно пригодились при расточке мно­ гоместных стержневых ящиков. Оказалось, любой кусок стали, способный сохранять закалку, может при обра­ ботке цве!ных металлов заменить специальный дорого­ стоящий инструмент. Новый метод Борис применил и при расточке центро­ вых ящиков. Они состоят из половинок, которые спа­ ривают для расточки. Здесь конфигурация гнезд быва­ ет самой разнообразной; уклоны, разность диаметров и т. д. Борис вытачивает калибр по будущему гнезду, делает из него фрезу и обрабатывает ящик, разделив его на половинки на фрезерном станке. Точность и чи­ стота обработки достигаются безукоризненные. Так Борис стал токарем-фрезеровщиком. Приобрел специальность, не предусмотренную никакими штатны­ ми расписаниями. ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР Стоит Борис у станка, любуется, как резец натирает до блеска обрабатываемую деталь. Не заметил даже, как подошел и пристроился сзади какой-то парнишка. А когда стал снимать тяжелую деталь, паренек бро­ сился помогать. Сразу понравился он Борису. Спросил: — Ты что, не к нам ли в цех оформился? Паренек кивнул головой. Вот только не знаю, за какую работу взяться,— сказал он,—за слесарную или токарную. Слушал Борис юношу и улыбался. Ему вспомнилось, ’*К он сам поступал в ремесленное училище и тоже не знал, какую специальность выбрать. Звать-то как тебя? — Спросил он паренька. — Васька. ~ — Вот после смены пойдем ко мне в общежитие, там и потолкуем. Согласен? — Ладно. Дома Борис усадил Ваську за стол. — В шахматы играешь? — Плохо,—признался юноша. — Ничего, подучишься. Борис расстанавливал фигуры па, доске, а сам ук­ радкой поглядывал на своего нового знакомого. Вот он Т взял 8 Руки ферзя, и на лице отразилось удивление. — Вроде бы фабричный. А почему из алюминия? ' *— Ты угадал: из алюми­ ния. А сделал фигуры я сам на токарном станке. — И коня на станке?.. — Да. Но здесь пришлось еще немного послесарить. Борис подвинул красивую настольную лампу. — Вот ату тоже на токарном станке сработал. — Ну уж и сам,—протянул парнишка недоверчиво. —Эго фабричная лампа. Вон и лаком покрыта, блестит. — Это не лак,—усмехнулся Борис,—это полировка. Васька потрогал лампу руками, оглядел со всех сторон. — А вообще, не очень-то сложная работа. Я сам ско­ ро научусь делать такие. — « у что ж, похвально,—улыбнулся Борис. Через неделю он поручил ученику первую неслож­ ную работу. Тот с жаром взялся за дело. Но уже че­ рез полчаса отброейл очередную загубленную модель. К нему подошел Борис. — Ты не робей. Пойдем еще покажу, как надо де ­ лать. ^ Он подробно рассказал, в какой последовательности и как лучше вести работу. Затем сам сделал модель. — Теперь попробуй ты. А эту, — Борис показал на бракованную модель, отброшенную учеником,—положи себе в тумбочку и храни до тех пор, пока я спрошу. Понял? — Понял, — ответил Василий. ...Прошел год. Однажды, когда Василий Чернышев успешно выполнил очень сложную работу, Борис спро­ сил. — Та модель цела? Василий принес. Борис взял ее и бросил в стружки. — Молодец! Сегодня ты сдал экзамен на трудовую зрелость. * * * Вот все, что мве хотелось рассказать о руководи­ теле бригады коммунистического труда, знатном мо­ дельщике Борисе Енговатове. Остается только добавить, что спецфрезы конструк­ ции этого новатора можно успешно применять на мно­ гих участках нашего завода. Но будет ли это делать­ ся?.. Об этом пусть расскажут руководители бюро тех­ нической информации. Ведь их задача—распространять передовые методы труда. В. ДОРОФЕЕВ, слесарь модельного цеха ЛТЗ. Николай Бабкин — один из лучших изменщиков комплексной бригады Тихона Алексеевича Мещеряко­ ва из СУ-3 треста «Промстрой». Трудолюбием, добросовестным отношением к делу завоевал Николай доверие товарищей. Его избрали секретарем комсомольской организации строительного управления. Николай Бабкин — член комсомольского штаба на стройке цементного завода. Рейды, «боевые листки», выпускаемые штабом, помогают строителям в работе. На снимке: -Николай Бабкин на кладке стен цемент­ ной мельницы. Фото А. Веберга, СЛОВО ТЕБЕ, ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ * СОКОЛ». комсо- Все зависит от нас мола решил, к примеру, устано- Письмо Светланы Пота- жатыми в 5 е классы. Рая вить контроль за успева- повой нас очень заинтере- Трупова хорошо танцует, а емостью и дисциплиной совало, может быть пото- поэтому стала инструкто- учащихся, и мы — восьми- му, что мы сами еще не ром по танцам. Юра Наза- классники тоже не оста- комсомолки, а только гото- ров и Володя Заикин то- вимся к вступлению. Но же инструкторы, толь- уже сейчас можно твердо ко по фотоделу. Сами они сказать, что влияние ком- сначала ходили учиться в еомола очень здорово ска- студенческом кружке Ли ­ зывается. пецкого пединститута, Интересно спросить у теперь а лись в стороне. У нас создана рейдовая бригада. Задача ее — не только следить за дисцип­ линой учащихся на улице, но и проверять выполне- Светланы, когда она гото-' пеРедают Умения нве режима дня. поведение вилась к вступлению, да- своим товарищам... Разве ребят в семье. Крепко же вали ей поручения? У нас эти ребята скажут, что им достается потом на еобра- в школе насчет этого стро- скучно, что у них нет де- го. Кзждый вступающий ла п0 дуще? Конечно, нет. обязательно выполняет . „ , различные поручения. Ина- Э™ дела 01,11 сами выбиРа ' че и нельзя, ведь общест- ли- венной работе тоже надо доы еще пионеры, но с учиться. комсомольцами во всех де- Наши одноклассницы лах заодно: хоть в сборе Рита Путилина. Лида металлолома, хоть в строи- Мэркедонова, Валя Голь- тельстве мастерских или в цева пошли отрядными во- озеленении поселка «Сво- ниях тому, кто отлынивает от подготовки домашних заданий... Вот так мы бо­ ремся эа хорошую успева­ емость. Зина ЖЕРЕБЦОВА, Люся КАПУСТИНА, ученицы 8-го класса средней школы ЛЬ 3. г. Липецк. НЕ „БУЛЬКНУТЬ" две откормочные фер­ мы? Ведь в свинарнике, где работает Валя, мож- .. с успехом откармли­ вать свиней гораздо больше, чем сейчас на­ ходится. Зачем же удо­ рожать себестоимость свинины? В ‘ колхозе сейчас имеется НО свинома­ ток. Если получить и сохранить от них в пер­ вом полугодии хотя бы по пять поросят, то это уже будет 500. Значит, перед колхозной комсо­ мольской организацией стоит задача добиться этого. Но комитет ком­ сомола пока в стороне. Нег в колхозе молодых свинарок, взявших на себя высокие обяза ­ тельства. Нет комсо- ■ мольского контроля за фермами, где содержат­ ся супоросные свино­ матки. А такой конт. роль был бы необходим. Уезжая, секретарь за ­ писал в свой блокнот нового последователя Ивана Качанова. А вот помочь этому последо­ вателю, выявить резер­ вы, устранить недостат­ ки не догадался. Плохо обстоит дело в совхозе «Покрово-Ка­ зацкий», в колхозе «Верный путь» и с вы­ ращиванием кукурузы. Грустно прозвучал ответ секретаря комите­ та ВЛКСМ совхоза «Покрово - Казацк и й * С. Коковкииа о моло­ дых кукурузоводах. — Если не брать во внимание вышедших из комсомольского возра­ ста Кузнецова и Фро­ лова, то у нас нет ни одного комсомольско­ молодежного звена. Но как выясняется, в отделении № 3 есть комсомолец Иван Ка­ лашников, решивший получить по 300 цент­ неров зеленой массы с гектара. Однако ком­ сомольский секретарь ие удосужился с ним побеседовать, выяснить какая площадь ему требуется. Почему бы не организовать учебу молодых кукурузово­ дов у опытных масте­ ров «королевы» Фроло­ ва и Кузнецова? В прошлом году в колхозе «Верный путь» почти половина посевов кукурузы пропала. Уро­ жай собрали мизерный. Но в колхозе ничего не делается для того, что­ бы не допустить оши­ бок прошлого года. Звенья по выра­ щиванию кукуру­ зы не созданы, навоз не выво­ зится. Тракторы к выезду в поле не готовы, а к ре­ монту других сельско­ хозяйственных .машин даже не приступали. — Не думают у нас о весне,— говорит меха­ низатор А. Берсенев,— а о кукурузе пока и ре­ чи не ведется. Кончается третий ме­ сяц 1961 года. Срок не­ малый. Много за это время можно сделать. Но в райкоме комсомо­ ла явно не торопятся. Здесь царит тишь и по­ кой. А ведь на глазах у всех повторяются ошиб­ ки, в которых каялись работники райкома ком­ сомола, подводя итоги прошлого года. А. КУРКОВ, Г. КАЗАКОВ. Лебедянский район. ГЛАВНОЕ— УЧИТЬСЯ Это хорошо, если в школе бывают интерес­ ные диспуты и вечера всякие, но главным все- таки остается учеба. Учимся мы для обще­ ства, для себя, так и нужно нам самим забо­ титься о том, чтобы не было двоечников, а тро­ ечники стали хороши­ стами... Многие считают борьбу за успеваемость делом скучным, «рядо­ вым» и поэтому ограни­ чиваются карикатура­ ми в стенгазетах да «проработками» на соб­ раниях. Вот как делаем мы... Комитет комсомола со­ бирается каждую неде­ лю. Это уже стало пра­ вилом. Приходят на комитет и учителя. Но чаще мы сами решаем все вопросы, в том чис­ ле и — успеваемости. Члены учебного сектора докладывают о состоя­ нии в классах, о том, как готовят ребята до­ машние задания. За успеваемость ве­ дут борьбу все. Глав­ ное — это учеба! И. ШАЦКИХ, 3. ДМИТРИЕВА, Г. ДУРНЕВА, Б. СОКОЛОВА, А. ВОРОНИН, члены комитета ВЛКСМ Задонской средней школы № 1. м а и т п и п м и п Е х : «■««■■■■■ Б ы т ь сознательными Мы очень часто проводим воскресники. Летом сами отре­ монтировали школу, построили новый спортзал, благоустро­ или городские скверы и парк культуры. Когда мы узнали, что на месте пустыря и свалки в районе «Треста благоустройства» будет заложен комсомольский парк, то первыми вышли расчищать будущие аллеи, убирать мусор. Так что, кому придется когда-нибудь гулять в этом парке, пусть вспомнит о комсомольцах-школьниках. Комсомольский комитет еще весной прошлого года призвал всех ребят самим ремонтировать школу. Сэкономленные день­ ги пошли на наши нужды. Мне кажется, инициатива комсомольцев должна проявлять­ ся не только в проведении веселых вечеров и танцев, но глав ­ ное в том, чтобы сознательно относиться к собственному тру­ ду, видеть пользу его. А. ПАНИНА, ученица 9-го класса Липецкой средней школы № 1,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz