Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)

ПП ФЕВРАЛЯ в газете «Ленинец» были опубликованы письмо • /П десятиклассницы Светланы Потаповой и статья о комсо­ и мольской жизни в 15-й школе Липецка, где учится Светла­ на. Статья называется «Пассивные... Откуда они?». В том же номере напечатано письмо девятиклассницы Лебе­ дянской средней школы № 1 Нины Копенкиной, которая, обращается к своим сверстай- * кам и учителям поделиться * опытом комсомольской работы % в школах. * В ответ на письма и статью * в редакцию стали поступать : отклики. Сегодня мы публику- * ем некоторые из них. ^ 1 Р ^ О И С 1 И П П Е . . ^ СЛОВО ТЕБЕ, ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ! ПАССИВНЫЕ...ОТКУДА ОНИ? Не спорить нельзя! г : НУЖ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ , Н У Ж Н А И П О М ОЩ Ь . . . В Хлевенской школе я работаю давно. И мне помнится, как день ото дня наши «комсомолята» стано­ вились все более активными, потому что учителя предоставили им пол­ ную самостоятельность. Я имею в виду не какую-то анархию, а право комсомольцев самим решать все во­ просы школьной жизни. На уроке, конечно, хозяином остается учи­ тель... Вот один из эпизодов школьной комсомольской жизни. Школа наша была тесная. Класс­ ные комнаты всегда оказывались переполненными, а уж для кабине- тов и вообще места не оставалось. Учителя видели, что ребята не очень-то довольны, особенно стар­ шеклассники. Но что делать? Новую школу нам строить пока не обеща­ ли... Как-то на заседании комитета комсомольце, недовольно стали го­ ворить: — Неужели не могут два-три класса построить? Это было очень серьезно. Стар­ шеклассники, которым предстояло уходить скоро в самостоятельную жизнь, оказывается, не умели еще разбираться в сложных вопросах жизни. Легко сказать «не могут по­ строить», но почему 18—19-летние юноши и девушки надеются на «дя­ дю»? Тогда пришлось сказать им, что в Хлевенском районе есть еще масса более неотложных дел, чем строительство новой школы, но вы­ ход все равно надо искать. Самим. Только как? Этот вопрос был по­ ставлен перед комитетом. А несколько дней спустя в вес­ тибюле школы появилось объявле­ ние. Оно гласило: «Состоится со­ брание с повесткой дня «Рекон­ струкция школы». Учителям было приятно, что ребята сами, смело Комсорг? Лучше, когда он— I у ч и т е л ь ♦ Мы построили спортзал, озе- 1 леняли осенью улицы, собираем | металлолом. И организатором все- • го этого является, прежде всего, ? комсомольский секретарь Раиса ; Федоровна Аистова. : Она так же, как и Соловьева= из 15-й школы, человеке высшим; образованием. Я считаю, что луч- 1 ше, если в школе секретарем б у - | дет учитель. Почему? Возьмем хотя бы такой вопрос, * как подготовка школьников к I вступлению в комсомол. Кто луч-1 ' ше подготовит? Конечно, учитель- ; секретарь. Кроме того, ее лучше ? слушаются, ведь она все-таки ав-1 торитетнее, чем одноклассник, или,} 1 тем более, младший по возрасту. ♦ Г. ВИТАЛИЕВ, | член комитета ВЛКСМ * имеется так называемый учебный сектор. Так зачем же мы подме ­ няем работу этого сектора? Пусть ребята сами ведут учет успеваемо­ сти, сами и доложат об этом. Позже мне сказали, что ответст­ венный за этот сектор нашего ко­ митета Володя Степин пытался сам подготовить собрание, но когда уз­ нал, что с докладом буду высту­ пать я, то дела все забросил. Я доложил об успеваемости, но бурных откликов, как на других собраниях, не получилось. Да и что было спорить! Ведь выступал сам директор! Не ставить же его слова под сомнение. Я понял, почему собрание было скучным, прямо сказал об этом членам комитета Володе Степину и Вале Пожидаевой, Некоторые мо­ гут возразить, что, мол, признавать ошибки — это подрыв собственного авторитета. Но почему? Разве учи­ тель, чистосердечно сказавший сво­ им воспитанникам, что был неправ, обязательно потеряет уважение? Мне кажется, нет. Такого учителя больше будут уважать, потому что сам он доверяет ребятам, сове-_ туется с ними. Нельзя не учитывать внутренний мир комсомольцев-школьников. Но это вовсе не значит, что педагоги должны пассивно приспосабливать­ ся к запросам ребят. В том-то и особенность этих запросов, что день ото дня они растут. И ничего больше не покоряет сердце школь­ ника, как признание его роста, сил, способностей. А. М. ТКАЧЕВ, директор Хлевенской 11-летней школы. вынесли на обсуждение такой сложный вопрос. Но сумеют ли они его решить? Все получилось очень '• просто. Секретарь .комсомольской органи­ зации Вера Душнева сказала: — Мы думаем сами реконструи­ ровать школу, построить спортив­ ный зал... Нет необходимости подробно описывать работу. Хочется только сказать, что комсомольцы, кроме переоборудования классных комнат, в школьном дворе построили новое просторное здание. Это спортзал. Рядом — еще два: механический цех и оранжерея — вся из стек­ ла и камня. За какой-нибудь год многое из­ менилось в жизни комсомольск'ой организации. Теперь ребята занима­ ются не только «текучкой» — об ­ суждением двоек и поведения, но и тем, как учащиеся относятся к своим производственным обязанно­ стям, к труду. Если попытается иной раз кто-нибудь отлынить от работы, это сразу становится пред ­ метом обсуждения. Теперь таких случаев, как в пят­ надцатой школе Липецка, где даже организацию вечера встречи с вы­ пускниками администрация взяла на себя, у нас почти не бывает. Кому нужна эта излишняя опека? Как могли в пятнадцатой школе затевать всякие там «доизбрания» в комитет... на комитете. Я уже не говорю, что это нарушение Устава, тут еще и недоверие к самим ком­ сомольцам, а вдруг, мол, на собра­ нии возьмут да и «провалят» кан­ дидатуру... Нет, это неправильно. Препода­ ватели могут бывать на собрании, но только для того, чтобы вовремя поправить ребят, если они допус­ кают ошибку. Впрочем, некоторые пусть даже ошибутся, пусть поспо­ рят... Я хочу сразу предупредить чи­ тателей, что в этих строках — не только мои личные мысли. Как только ученики прочитали в газе ­ те статью «Пассивные... Откуда они?», сразу заинтересовались, ста­ ли спорить. Секретарь комитета комсомола Валя Пожидаева пред ­ ложила обсудить ее. Кстати ска­ зать, Валя не «человек с высшим педагогическим образованием», а ученица 10-го класса, активная, хо­ рошая девушка... После уроков собрался комсо­ мольский актив школы. Статью про­ читали еще раз, обсудили. Кто-то заметил, что и у нас в школе по­ следнее комсомольское собрание «Итоги первой четверти» прошло не очень интересно. Откровенно скажу, мне было стыдно. Ведь на том собрании точь-в-точь, как в 15-й школе, докладчиком был директор, я сам- Без таких «дежурных» собраний, как подведение итогов, не обой­ тись, они нужны. Но ведь и тут можно внести живинку, комсомоль­ скую инициативу. В комитетах ........................ . . Д Е Н Ь З Д О Р О В Ь Я Как-то на перемене столпились у доски объявлений ученики, прочи­ тали; «Завтра — день здоровья». Ниже подпись: «Комитет ВЛКСМ». Утром все собрались во дворе школы. Сюда пришли даже и шумливые первсжлаос-ники со стоймя сайками. « Кататься на коньках на стадион пришли и спортсмены, и те, кто еще не очень твердо стоял на коньках. Их учили товарищи —. спортсмены. «День здоровья» — это лишь одно из многочисленных спортивных ме- ...В школе царит большое оживление. К у чая щимся пришли гости. Это члены бригад комму» мистического труда Новолииецкого завода во гла» ве с руководителями Черных, Душковым, Галки» ным. Очень просто и понятно рассказывают она о своей дружной работе, о крепкой товарищеской спайке, взаимопомощи в груде и в личной жизни. Они рабеказывают о взятых трудовых обяза» тельствах. А ребят призывают учиться без двоя ек, быть дисциплинированными и примерными я поведении. Члены бригад коммунистического тру» да посетили уроки и классные собрания... В овою очередь школьники рассказали о своя их делах. Показали художественную самодея» тельность. Рабочие вручили им подарки — книге для библиотечки: Гости пригласили ребят к себе на завод. Там; они смогут познакомить их со своей работой. Такая дружба очень ценна. Учащиеся ближе знакомятся с жизнью производства. А это очень важно. Бывают еще ведь такие случаи, когда выпускник с аттестатом зрелости и удостовере­ нием о присвоении ему рабочей специальности приходит на завод и теряется. Оказывается, он неплохо Может владель станком, этому научила его в школе, но совсем не знает организации труда рабочих. Мне хочется посоветовать комсомольцам и пи­ онерам всех школ: дружите с рабочим человеком. Постоянно! Да крепче! Эта дружба многому вао научит. Н. М. ЧИКИРДИНА, завуч Липецкой школы № 4. П о д р у г а всего шестого Девятиклассница Рая Магвеенко с радостью согласилась быть вожатой в 6-м «А». Вместе с классным руководителем Л. Е. Осиповой она го­ товит интересные сборы, походы, игры, концерты художественной самодеятельности. Шестиклассники дружат с рабочими совхоза имени Тимирязева. В Доме культуры они прове­ ли недавно пионерский сбор «Люди коммунисти­ ческого труда». Потом дали концерт. На сборе присутствовали и рабочие совхоза. Для учащихся соседних школ шестиклассники подготовили устный журнал на тему «Хочу мно­ го знать и уметь все делать». Теперь регулярно два раза в месяц будут проводиться такие уст­ ные журналы. Все это делается по инициативе комсомолки 2 Раи Матвеенко. Лучшим поручением комсомола она считает работу с пионерами. Н. ФИЛИМОНОВ | Долгоруковская средняя школа. | средней школы № 1 г. Липецка. 1 роприятий, которые проводят в школе комсомольцы. * В. ЛЕ ВЫКИНА. ученица Еленкой спе . , ц р дней школы № 1. В железнодорожной школе № 73 города Грязи по ч инициативе ребят создана школьная «Малая Третья- * ковская галерея». Репродукции с картин русских и со­ ветских художников ребята собирали сами. Рамки тоже сами изготовили на уроках труда. Сейчас в «Третьяков­ ке» около ста пятидесяти репродукций. НА СНИМКЕ: директор школьной картинной гале­ реи Галя Козявина объясняет Нине Двуреченской и Виктору Полухину содержание картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Фото Ю. Ардашева. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz