Ленинец. 1961 г. (г. Липецк)
ПП ФЕВРАЛЯ в газете «Ленинец» были опубликованы письмо • /П десятиклассницы Светланы Потаповой и статья о комсо и мольской жизни в 15-й школе Липецка, где учится Светла на. Статья называется «Пассивные... Откуда они?». В том же номере напечатано письмо девятиклассницы Лебе дянской средней школы № 1 Нины Копенкиной, которая, обращается к своим сверстай- * кам и учителям поделиться * опытом комсомольской работы % в школах. * В ответ на письма и статью * в редакцию стали поступать : отклики. Сегодня мы публику- * ем некоторые из них. ^ 1 Р ^ О И С 1 И П П Е . . ^ СЛОВО ТЕБЕ, ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ! ПАССИВНЫЕ...ОТКУДА ОНИ? Не спорить нельзя! г : НУЖ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ , Н У Ж Н А И П О М ОЩ Ь . . . В Хлевенской школе я работаю давно. И мне помнится, как день ото дня наши «комсомолята» стано вились все более активными, потому что учителя предоставили им пол ную самостоятельность. Я имею в виду не какую-то анархию, а право комсомольцев самим решать все во просы школьной жизни. На уроке, конечно, хозяином остается учи тель... Вот один из эпизодов школьной комсомольской жизни. Школа наша была тесная. Класс ные комнаты всегда оказывались переполненными, а уж для кабине- тов и вообще места не оставалось. Учителя видели, что ребята не очень-то довольны, особенно стар шеклассники. Но что делать? Новую школу нам строить пока не обеща ли... Как-то на заседании комитета комсомольце, недовольно стали го ворить: — Неужели не могут два-три класса построить? Это было очень серьезно. Стар шеклассники, которым предстояло уходить скоро в самостоятельную жизнь, оказывается, не умели еще разбираться в сложных вопросах жизни. Легко сказать «не могут по строить», но почему 18—19-летние юноши и девушки надеются на «дя дю»? Тогда пришлось сказать им, что в Хлевенском районе есть еще масса более неотложных дел, чем строительство новой школы, но вы ход все равно надо искать. Самим. Только как? Этот вопрос был по ставлен перед комитетом. А несколько дней спустя в вес тибюле школы появилось объявле ние. Оно гласило: «Состоится со брание с повесткой дня «Рекон струкция школы». Учителям было приятно, что ребята сами, смело Комсорг? Лучше, когда он— I у ч и т е л ь ♦ Мы построили спортзал, озе- 1 леняли осенью улицы, собираем | металлолом. И организатором все- • го этого является, прежде всего, ? комсомольский секретарь Раиса ; Федоровна Аистова. : Она так же, как и Соловьева= из 15-й школы, человеке высшим; образованием. Я считаю, что луч- 1 ше, если в школе секретарем б у - | дет учитель. Почему? Возьмем хотя бы такой вопрос, * как подготовка школьников к I вступлению в комсомол. Кто луч-1 ' ше подготовит? Конечно, учитель- ; секретарь. Кроме того, ее лучше ? слушаются, ведь она все-таки ав-1 торитетнее, чем одноклассник, или,} 1 тем более, младший по возрасту. ♦ Г. ВИТАЛИЕВ, | член комитета ВЛКСМ * имеется так называемый учебный сектор. Так зачем же мы подме няем работу этого сектора? Пусть ребята сами ведут учет успеваемо сти, сами и доложат об этом. Позже мне сказали, что ответст венный за этот сектор нашего ко митета Володя Степин пытался сам подготовить собрание, но когда уз нал, что с докладом буду высту пать я, то дела все забросил. Я доложил об успеваемости, но бурных откликов, как на других собраниях, не получилось. Да и что было спорить! Ведь выступал сам директор! Не ставить же его слова под сомнение. Я понял, почему собрание было скучным, прямо сказал об этом членам комитета Володе Степину и Вале Пожидаевой, Некоторые мо гут возразить, что, мол, признавать ошибки — это подрыв собственного авторитета. Но почему? Разве учи тель, чистосердечно сказавший сво им воспитанникам, что был неправ, обязательно потеряет уважение? Мне кажется, нет. Такого учителя больше будут уважать, потому что сам он доверяет ребятам, сове-_ туется с ними. Нельзя не учитывать внутренний мир комсомольцев-школьников. Но это вовсе не значит, что педагоги должны пассивно приспосабливать ся к запросам ребят. В том-то и особенность этих запросов, что день ото дня они растут. И ничего больше не покоряет сердце школь ника, как признание его роста, сил, способностей. А. М. ТКАЧЕВ, директор Хлевенской 11-летней школы. вынесли на обсуждение такой сложный вопрос. Но сумеют ли они его решить? Все получилось очень '• просто. Секретарь .комсомольской органи зации Вера Душнева сказала: — Мы думаем сами реконструи ровать школу, построить спортив ный зал... Нет необходимости подробно описывать работу. Хочется только сказать, что комсомольцы, кроме переоборудования классных комнат, в школьном дворе построили новое просторное здание. Это спортзал. Рядом — еще два: механический цех и оранжерея — вся из стек ла и камня. За какой-нибудь год многое из менилось в жизни комсомольск'ой организации. Теперь ребята занима ются не только «текучкой» — об суждением двоек и поведения, но и тем, как учащиеся относятся к своим производственным обязанно стям, к труду. Если попытается иной раз кто-нибудь отлынить от работы, это сразу становится пред метом обсуждения. Теперь таких случаев, как в пят надцатой школе Липецка, где даже организацию вечера встречи с вы пускниками администрация взяла на себя, у нас почти не бывает. Кому нужна эта излишняя опека? Как могли в пятнадцатой школе затевать всякие там «доизбрания» в комитет... на комитете. Я уже не говорю, что это нарушение Устава, тут еще и недоверие к самим ком сомольцам, а вдруг, мол, на собра нии возьмут да и «провалят» кан дидатуру... Нет, это неправильно. Препода ватели могут бывать на собрании, но только для того, чтобы вовремя поправить ребят, если они допус кают ошибку. Впрочем, некоторые пусть даже ошибутся, пусть поспо рят... Я хочу сразу предупредить чи тателей, что в этих строках — не только мои личные мысли. Как только ученики прочитали в газе те статью «Пассивные... Откуда они?», сразу заинтересовались, ста ли спорить. Секретарь комитета комсомола Валя Пожидаева пред ложила обсудить ее. Кстати ска зать, Валя не «человек с высшим педагогическим образованием», а ученица 10-го класса, активная, хо рошая девушка... После уроков собрался комсо мольский актив школы. Статью про читали еще раз, обсудили. Кто-то заметил, что и у нас в школе по следнее комсомольское собрание «Итоги первой четверти» прошло не очень интересно. Откровенно скажу, мне было стыдно. Ведь на том собрании точь-в-точь, как в 15-й школе, докладчиком был директор, я сам- Без таких «дежурных» собраний, как подведение итогов, не обой тись, они нужны. Но ведь и тут можно внести живинку, комсомоль скую инициативу. В комитетах ........................ . . Д Е Н Ь З Д О Р О В Ь Я Как-то на перемене столпились у доски объявлений ученики, прочи тали; «Завтра — день здоровья». Ниже подпись: «Комитет ВЛКСМ». Утром все собрались во дворе школы. Сюда пришли даже и шумливые первсжлаос-ники со стоймя сайками. « Кататься на коньках на стадион пришли и спортсмены, и те, кто еще не очень твердо стоял на коньках. Их учили товарищи —. спортсмены. «День здоровья» — это лишь одно из многочисленных спортивных ме- ...В школе царит большое оживление. К у чая щимся пришли гости. Это члены бригад комму» мистического труда Новолииецкого завода во гла» ве с руководителями Черных, Душковым, Галки» ным. Очень просто и понятно рассказывают она о своей дружной работе, о крепкой товарищеской спайке, взаимопомощи в груде и в личной жизни. Они рабеказывают о взятых трудовых обяза» тельствах. А ребят призывают учиться без двоя ек, быть дисциплинированными и примерными я поведении. Члены бригад коммунистического тру» да посетили уроки и классные собрания... В овою очередь школьники рассказали о своя их делах. Показали художественную самодея» тельность. Рабочие вручили им подарки — книге для библиотечки: Гости пригласили ребят к себе на завод. Там; они смогут познакомить их со своей работой. Такая дружба очень ценна. Учащиеся ближе знакомятся с жизнью производства. А это очень важно. Бывают еще ведь такие случаи, когда выпускник с аттестатом зрелости и удостовере нием о присвоении ему рабочей специальности приходит на завод и теряется. Оказывается, он неплохо Может владель станком, этому научила его в школе, но совсем не знает организации труда рабочих. Мне хочется посоветовать комсомольцам и пи онерам всех школ: дружите с рабочим человеком. Постоянно! Да крепче! Эта дружба многому вао научит. Н. М. ЧИКИРДИНА, завуч Липецкой школы № 4. П о д р у г а всего шестого Девятиклассница Рая Магвеенко с радостью согласилась быть вожатой в 6-м «А». Вместе с классным руководителем Л. Е. Осиповой она го товит интересные сборы, походы, игры, концерты художественной самодеятельности. Шестиклассники дружат с рабочими совхоза имени Тимирязева. В Доме культуры они прове ли недавно пионерский сбор «Люди коммунисти ческого труда». Потом дали концерт. На сборе присутствовали и рабочие совхоза. Для учащихся соседних школ шестиклассники подготовили устный журнал на тему «Хочу мно го знать и уметь все делать». Теперь регулярно два раза в месяц будут проводиться такие уст ные журналы. Все это делается по инициативе комсомолки 2 Раи Матвеенко. Лучшим поручением комсомола она считает работу с пионерами. Н. ФИЛИМОНОВ | Долгоруковская средняя школа. | средней школы № 1 г. Липецка. 1 роприятий, которые проводят в школе комсомольцы. * В. ЛЕ ВЫКИНА. ученица Еленкой спе . , ц р дней школы № 1. В железнодорожной школе № 73 города Грязи по ч инициативе ребят создана школьная «Малая Третья- * ковская галерея». Репродукции с картин русских и со ветских художников ребята собирали сами. Рамки тоже сами изготовили на уроках труда. Сейчас в «Третьяков ке» около ста пятидесяти репродукций. НА СНИМКЕ: директор школьной картинной гале реи Галя Козявина объясняет Нине Двуреченской и Виктору Полухину содержание картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Фото Ю. Ардашева. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz