Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

И ШВ ЕЦ , И Ж Н Е Ц . . . «Работа в школе, как и всюду, творческая. И поэтому необходи­ мо все новое вводить смелее»,— этими словами Галина Чичерова, старшая вожатая Грязинской школы № 66, закончила свою статью «Современная защита «ятя», в которой подняла очень важный вопрос школьной жизни — о формах ученического само­ управления. Нужен ли в самом деле учком? Какие вообще органы самоуправ­ ления детей наиболее подходящи сейчас? Эти вопросы интересуют многих учителей. В ответ на статью в редакцию стали посту­ пать письма читателей. «Я хорошо знаю Галю Чичеро- ву,— пишет из Грязинской школы № 73 старшая вожатая Зина Лу­ кина.— Всегда меня удивлял тот огромный авторитет совета дру­ жины в школе, где она работает. Секрет, оказывается, прост. У них, в восьмилетке, нет больше учени­ ческих организаций, кроме совета. Вот Грязинская школа-интер­ нат. Там нет учкома, но есть со­ вет коллектива. Разница, конеч­ но, только в названиях. Но, кро­ ме того, в школе имеются комитет комсомола и совет дружины. Три г г ... коллективных руководителя! Ка- Многие рабочие и служащие Елецкого элементного завода-* к5д лучше? Трудно даже сказать учатся без отрыва от производства. Хорошую инициативу/ проявили студенты Елецкого пединститута, они помогают мо­ лодым рабочим подготовиться к поступлению в техникумы, институты. На снимке: комсомолка отличница, студентка второго кур­ са физико-математического факультета Елецкого пединотиту-, та Людмила Бутурлова проводит занятие с рабочим Алексе­ ем Вьгставкиным. Фото Ю. Ардашева. хотя бы потому, что и в первом, и во втором, и в третьем — почти одни и те же лица. Девятикласс­ ник Вячеслав Шальнев—комсорг. Как же без комсорга в совете коллектива? Его ввели туда... Восьмиклассница Света Шепелева —председатель совета коллектива. Как же без нее в совете дружи­ ны? И ее тоже ввели. Похожее получилось с Толей Поповым, Любой Косаревой и многими другими. В общем, как в посло­ вице: «Он и швец, ц жнец, и на дуде игрец». Прозаседают ребята по субботам (это обязательно по плану) на совете коллектива, а там, глядишь, тоже по плану, ко­ митет созывать надо. Поскольку ! Читатели обсужеают ( статью ,,Современная | защита ,,ЯТЯ“ | комсомол —руководитель пионер­ ской организации, то тем же са­ мым активистам требуется побы­ вать и на заседании совета дру­ жины...». Об этом сообщает в редакцию секретарь парторганизации шко­ лы-интерната Владимир Данило­ вич Юшков. «Вопрос о том, ну­ жен ли совет коллектива, может быть, и не возник у нас в школе, — пишет он,—если бы совет ока­ зался незаменимым, лучшим ини­ циатором интересных дел. В дей­ ствительности же мероприятия разрабатывают и руководят их выполнением комсомольские и пи-, онерские активисты». В законах юных пионеров есть пункт: «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив». Со­ вет дружины, а вместе с ним и комитет комсомола, как руково­ дители, вправе и должны требо­ вать хорошей учебы, дисциплины, вежливости от всех учащихся. А всяким третьим организациям, О С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О С Т И И В К У С А Х . . . Заголово к этой статьи не пришлось при­ думывать. Он возник на одном из концер­ тов. Это был творческий отчет 2-го курса «Б» областной культпросвет-школы. Пригласили на этот отчетный концерт передовиков сельского хозяйства из близ­ лежащих колхозов и совхозов, пришли сту­ денты из техникума механизации. Открылась сцена. Утих зал. Чувствова­ лось волнение. Девчата за кулисами с на­ пряжением слушали своих подруг, и если номер проходил удачно, поздравляли и об­ нимали. Учащиеся показывали лучшее, че­ му они научились за это время. И они ста­ рались, как могли. Искренность, с которой исполнители выходили на сцену, покоряла всех зрителей. Люди награждали артистов аплодисментами. - И все-такн у каждого, кто уходил из за ­ ла после концерта, остался неприятный осадок от всего услышанного со сцены. В чем же дело? Конечно, по одному это­ му концерту нельзя определить всю работу школы. Но некоторые выводы можно сде­ лать. И вот почему. Это был отчетный концерт, где обращают внимание и на ис­ полнение, и на репергуар. И вот тут-то становится откровенно жаль исполнителей, тративших свои силы ■на нкк-ому не нужные, никчемные вещи: случайные песенки, явно взятые без учета голосовых данных, грубые частушки с по­ пыткой на остроумие. . В программе отчета не было главного стержня, целенаправленности. Безыдейные, порой даже пошлые интермедии придали концерту легковесность, рассчитанную на дурные вкусы, на любителей позубоска­ лить. Вот коротко содержание одной из них. Алкоголик приходит к доктору на лечение. В кабинете никого нет. Больной вынимает из кармана бутылку водки и хочет выпить из нее. (Игра вся ведется на публику). Вдруг за дверью раздались шаги. Вместо того, чтобы спрятать бутылку снова в карман, посетитель из-за каких-то необъ­ яснимых психологических соображений пе­ реливает содержимое в пустой графин. Приходит доктор и вместе с клиентом на­ пивается. Вот и все. Чему учит, какую идейную нагрузку таит в себе это варево из над\'- манной ситуации и вычурных фраз? Кто же виновник того, что подобные веши ожили, да не где-нибудь, а в культурно­ просветительной школе? Мы не говорим о качестве исполнения. Ведь имеется ввиду случайное надергива­ ние халтурных вещей, совершенно далеких друг от друга по тематике, имеется ввиду полнейшая необдуманность программы. Оказывается, программу концерта со­ ставляли сами выпускники. Очень хорошо, что з школе приучают будущих работников культуры к самостоя­ тельности. Но нельзя 'в этом случае в за­ дать в крайность, идти на поводу дурных По поводу одного концерта * вкусов некоторой части учащихся. Для этого ведь есть опытные педагоги, ко­ торые должны разъяснять воспитанникам, что такое хорошо и что такое плохо. Преподаватели должны заботиться о том, что -нужно показать зрителям, что для них будет полезно, интересно, а что пошло и не нужно. Школа готовит не плохих ча­ стушечников и петрушек, а грамотных во всех отношениях молодых людей, которые сумеют принести -на село большую, насто­ ящую культуру. Учащиеся очень часто выезжают с кон­ цертами по клубам сел. Это похвально. Но разговор сейчас не об этом. Важнее другое. До сих пор здесь идет спор, како­ го направления должна придерживаться школа в музыкальном образовании уча­ щихся. Заведующая учебной частью Л. Т. Богда­ нова ссылается на авторитетных лиц; — Один сказал держать курс на клаоси- ку,_ другой — на народную музыку, тре­ тий — на народную и классическую вме­ сте. Ничего нет* плохого творчески учиты­ вать указания опытных людей. Бада в дру­ гом, что заведующая учебной частью, не­ которые преподаватели школы не имеют своего определенного мнения по этому вопросу. Не этим ли объясняется то, что ученики продолжают петь со сцены куп­ леты о том, что какой-то женщине «шляпа идет, как седло корове», как «нас одна па­ рикмахерша брила». Как известно, зубо­ скальство говорит о бессилии. И такими . _ . фразами, как эти, не только не достигает Т Даниях же учкомов таких раз- цели, не веселит слушателя, но и оскорб- » говоров не бывает», ляет его достоинство. А в кульгуто-о-про- • вроде совета коллектива, уже не % остается поля деятельности. «Вот ^ мы и решили,— заканчивает свое письмо^ В. Д. Юшков,—по приме­ ру 66-й школы г. Грязи ликвиди­ ровать совет коллектива. Он _. устаревшая форма». Почему же он в самом деле живет еще в школах-интернатах? — Советы коллектива ввел А. С. Макаренко,—говорят некоторые педагоги.—Это же самоуправле­ ние детей! Но они забывают, что Мака­ ренко работал совсем в других условиях. Дети приходили к нему не в школу-интернат, а в коло­ нию, где не было еще крепкой комсомольской и пионерской ор­ ганизаций. Они только создава­ лись. И, пожалуй, лучшую форму детского самоуправления, чем со­ вет коллектива, в то время труд­ но было подыскать. С этим охотно соглашается и директор средней школы г. Липецка Николай Игнатье!. Ненахов. «Я не замечал, чтобы учком был инициативным, а глав­ ное — авторитетным. И лучше, — предлагает он, — если комитет комсомола будет всеми вопроса­ ми заниматься один». Николай Игнатьевич высказы­ вает еще одну мысль; прежде чем предоставить больше возможно­ стей комитету комсомола, надо сначала позаботиться о том, что­ бы руководили им школьники. Это вовсе не значит, что над комсомольцами не нужен ника­ кой контроль. Он нужен, но та-^- кой, который основывается на взаимном доверии педагогов и учащихся. «Пришел ко мне ком­ сорг Георгий Виталиев и пригла­ сил на собрание,—говорит Н. И. Ненахов. — Какая тема? —спра­ шиваю. «Об успеваемости», — от­ вечает. Тогда посоветовал, чтобы ребята сами провели собрание, да «пропесочили» как следует отста­ ющих. Потом я узнал, что раз­ говор у комсомольцев шел не только об отметках, но больше о поведении, о моральном облике. То, что не сказали бы ребята при учителях, они, не скрытничая, об -Д судили между собой. ...На засе- рн светитальной школе не хотят этого пони­ мать. — Это же напечатано в репертуарном сборнике? Как же так?— учащийся Иван Бусловский в затруднительном положении. Он берет на веру все, что лихие халтурщи­ ки ухитряются протащить на страницы на­ ших печатных изданий, что давно раскри­ тиковано и сдано в утиль. И это еще раз доказывает, что в культ­ просветшколе неправильно понимают сло­ во «самостоятельность», что воспитание самостоятельности у учащихся ведется не в том направлении. Подготовка кадров армии культурников — большое государственное дело. Со сце­ ны не должна звучать серая безвкусица, со сцены должна идти наша богатая культу­ ра—яркая, жизнерадостная, обогащающая человека. В. ЗОРИН. г. Задонск. . А раз так, нужны ли после это- I го учкомы?! То, что изжило себя, | что является ненужной надстрой­ » кой над комсомольской и пионер­ ской организациями, следует сдать в архив. 22 декабря в результате автомо­ бильной катастрофы трагически по­ гибла директор совхоза «15 лет Ок­ тября», депутат Верховного Совета РСФСР, член обкома КПСС Варва­ ра Семеновна Топильская. Варвара Семеновна Топильская родилась в 1919 году в деревне Фе- доровке. Никифоровского района Тамбовской области. Свою трудовую ■деятельность она начала в 1938 го­ ду: после окончания плодоовощно­ го техникума стала работать агро­ номом совхоза «Красный Октябрь» Ряжокого района Рязанской обла­ сти. В 1942 году Варвара Семеновна была назначена управляющей отде­ лением этого же совхоза. В 1949 го­ д у ее, как смелого, инициативного организатору, назначают директором совхоза «Рязанские сады» Букрин- ского района Рязанской области. В 1955 году тов. Топильская окон­ чила Высшую школу пищевой про­ мышленности СССР и была направ­ лена директором совхоза «15 лет Октября». Под руководством В. С. Топила- ской и при ее активном участии сов­ хоз «15 лет Октября» превратился в крупное, передовое хозяйств'о об­ ласти. Сады совхоза дают ежегодно устойчивые высокие урожаи плодов и ягод. Они пользуются широкой из­ вестностью далеко за пределами на­ шей области. Всю свою жизнь Варвара Семе­ новна Топильская посвятила благо­ родному делу развития садоводства, она была неутомимым пропаганди­ стом садов и зеленых насаждений. Свою плодотворную деятельность в области садоводства тов. Топиль­ ская умело совмещала с активной партийной и государственной рабо­ той. Варвара Семеновна пользова­ лась большим уважением рабочих и служащих совхоза и избирателей Ле ­ бедянского округа, избравших ее депутатом Верховного Совета РСФСР. Трудовая и общественная деятель­ ность В. С. Топильской высоко оце­ нены правительством: она награж­ дена высшей правительственной на­ градой— орденом Ленина, ей при­ своено почетное звание Заслуженно­ го агронома РСФСР. Все. кто знал Варвару Семеновну Топильскую, навсегда сохранят па­ мять о ней как о прекрасном чело­ веке, чутком, отзывчивом товарище, способном руководителе, активном бойце Коммунистической партии. Алексеев Н. Н., Воякин А. М., Гавриков П. В., Глад- нев И. Ф., Гончарова А. Д., Докукин В. А., Драгунов С. А., Жаврид М. А., Зимин Г. С., Зотова М. М., Казаков А. П., Казаков И. Е., Калганов М. П., Клименков В. Я., Клюева А. Г., Козунов А. А., Маляев В. М., Медведев И. А., Мельник Д. Н., Мещеряков И. И., Мя- соедова О. Т., Новикова Н. С., Новиков Н. Д., Новиков А. А., Орехов А. М., Павлов Г. П., Пашкин Н. С., Прилепский И. К., Пузиков С. Т„ Сергеев П. Ф., Тищенко А. И., Федо­ ров И. Е., Черкасов М. С., Чунихин И. А., Шарова М. Д., Щемелинин М. Е., Ярошенко Ю. Н. Й4 АЭ 30768 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 8050 Редактор И. БОБКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz