Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Мужественный поступок Помощник машиниста паровоза же­ лезнодорожного цеха Новолипецкого металлургического завода Василий Григорьевич Клинченко ушел на рабо­ ту. Его жена отлучилась в магазин. Де ­ ти остались дома одни. Семилетиий Са­ ша аначала оидел у огана и смотрел на улицу. Вскоре эго ему надоело, и он решил сделать себе удочку. Удилище Саша нашел быстро. Оказа­ лась под руками и леока. Но как быть с крючком? Мальчик перерыл все — нету. И вдруг он вспомнил, что отец когща-то клал коробку с крючками на шифоньер. Недолго думая, Саша подо­ двинул стул, взобрался на него и стал шарить по шифоньеру руками. Попа­ л лась коробка спичек. Мальчик удавлен- ]■но посмотрел на нее, открыл и не к удержался от соблазна — «чиркнул». Шифоньер был накрыт бумагой. Пла­ мя лизнуло ее и поползло вверх. А через м.1. -уту все вещи, лежащие на ши- ^ ере, загорелись. Мальчик перепу­ гался. Он стал их стаскивать на пол. Искры попали на кровать. Загорелось одеяло. Комната наполнилась едким дымом. , . Задыхаясь, Саша бросился к окну, открыл форточку и стал звать на по­ мощь. В это время возле дома прохо­ дил мастер спорта, инструктор физиче­ ского воспитания Липецкого тракторно­ го завода Юрий Житенев. Он бросился к окну, разбил его и проник в горящую квартиру. Юрий завернул Сашу в свое пальто и предал подбежавшим прохожим. Зады­ хаясь от дыма, Юрий пошел в глубь комнаты. На диване он увидел лежа­ щую без сознания двухлетнюю девочку. Быстро схватил ее, завернул в одеяло и тоже передал в окно в чьи-то протя­ нутые руки. Потом он вынес из огня грудного ребенка. - Юрий вместе со столяром жилищно­ коммунального отдела Новолипеикого металлургического завода Петром Смы- у. >вым стали заливать водой горящие щи, огонь был ликвидирован. Василий Григорьевич и Ксения Ми­ хайловна Клмменчевко горячо благода­ рят Юрия Жигеиева и Петра Смыкова спасенных детей. в _ БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Передо мной стопка ученических тетрадей. Сочинения. С волнением беру и читаю первую, вторую, третью ра­ боту. Давая тему «Портрет моего отца», я имела ввиду далеко идущие цели и как учитель, и как классный руководитель. Мне хотелось еще больше узнать мир детей, домашнюю обстановку их роди­ телей, привить чувство уважения и гор­ дости за отцов, работающих на произ­ водстве, ну, и научить их писать био­ графию. Вот работа Тамары П. Девочка пи­ шет: — Мон папа во всем помогает маме, так как она тоже работает. Сейчас па­ па работает на заводе «Свободный со­ кол». Их бригада борется за право на­ зываться коллективом коммунистиче­ ского труда. Хотя папа и немолодой уже, но он учится, посещает универси­ тет культуры, много читает... Листаю такое сочинение, и на душе становится как-то спокойно, радостно. За такую семью можно не тревожить­ ся. Здесь ребенок воспитывается пра­ вильно. Э многих ребят звучит настоящая гордость за родителей, за их успехи. Им не стыдно быть похожими на своих отцов. Но вот у меня в руках сочинение, которое заставило тревожно сжаться сердце. Перечитываю его раз, другой. Задумываюсь. Вот, оказывается, почему у Ани, лучшей ученицы класса, всегда такие грустные глаза и так редко слы­ шится ее смех... Девочка пишет: ♦ — У меня гоже есть отец, но о нем я писать не хочу. Он бросил маму и меня, когда мне было только шесть ме­ сяцев. От нас он скрывался, даже де­ нег не хотел присылать. Разве это отец? Сейчас мы уже взрослые, все по­ нимаем. У сестры свадьба —он не при­ ехал и даже не поздравил вовремя. У меня день рождения, меня поздравил весь класс, а отец ни телеграммы, ни даже двадцатикопеечной открытки не прислал... ...Беседую с матерью Ани. Она мне рассказала нерадостную историю лич­ ной жизни. Класс готовился к выпускному вече­ ру. Девочки решили прийти на вечер все в белых платьях. А вот у Ани нет такого платья. Конечно, можно было купить матери­ ал на платье, но дети в этом возрасте болезненно самолюбивы, обидчивы. Не расценит ли Аня этот поступок по-сво­ ему, не ранит ли он лишний раз ее са­ молюбие?.. Я еще размышляла об этом, а в го­ лове уже зрела мысль устроить Ане праздник по-другому,- настоящий, запо­ минающийся, который вызвал бы у де­ вочки радостную улыбку и беззаботный смех, заставил бы заблестеть ее глаза. Узнав у матери адрес отца Ани, пишу гневное письмо и цитирую ему отрывок из сочинения его дочери. Даже не про­ шу, а требую, чтобы у Ани было белое платье, как у всех девочек, чтобы к каждому экзамену он присылал ей поздравительные открытки. А девочки, сдружившиеся за семь лет совместной учебы, в те дни все забегали ко мне, все спрашивали; как же быть с платьем для Ани? Свои выпускные наряды они шили самостоя­ тельно под руководством учительницы по домоводству. Одна Аня не участво­ вала. Девочки предлагали собрать деньги и купить материал на платье КАЖДЫЙ ВТОРОЙ — УДАРНИК Коллектив тарного це­ ха Гряэинского комбина­ та пищевых концентра­ тов небольшой. В нем трудятся 55 человек, в большинстве молодежь. Но этот цех славится своей высокой произво­ дительностью. З д е с ь каждый второй работник — ударник коммунисти­ ческого труда. В. КАРПОВ. •"МАГАЗИН-АТЕЛЬЕ 3 фасаде дома № 4 ГГгг^улице Ильича тракто­ розаводского поселка появилась надпись: «Ма­ газин-ателье готового платья и полуфабрика­ тов» Липецкого гор- промторга. В салоне ма­ газина вывешены всевоз­ можные ткани, готовая одежда, швейные полу­ фабрикаты. Здесь заказчик может —быстро выбрать фасон одежды и ткань. Если выполнение обычного заказа раньше занимало 30 дней, то в новом ателье это будет делать­ ся за 7—10 дней и с од­ ной примеркой. Ф. ВАДИМОВ. КНИГА, ПРОДАВЕЦ, ПОКУПАТЕЛЬ * Валя Степанова, Аня Кузнецова и Валя Чер­ нышева окончили Сара­ товский техникум книж­ ной торговли. Сейчас они работают в магази­ не № 2 Липецкого кни­ готорга. Работают с ду­ шой, любовно относясь к порученному делу, ис­ пользуя все те новые .методы, которые появ­ ляются в книжной тор­ говле. У продавщиц магази­ на № 2 есть хорошие помощники. Это общест­ венные распространите­ ли литературы треста «Липецкстрой», ферро­ сплавного цеха НЛМЗ, технического училища № 1. И. ШУШУНОВ. г. Липецк. ШКОЛЬНИКИ ВСТРЕЧАЮТСЯ СО СТУДЕНТАМИ Недавно в средней школе № 3 состоялся вечер встречи учеников со студентами пединсти­ тута. Студенты рассказали о новостях науки и тех­ ники, о Космосе и со­ временных ракетах. Потом были игры, танцы. В. МАЧНЕВ, студент Липецкого пединститута. Лев-Толстов с к а я оредняя школа — участница ВДНХ в 1961 г. Учащиеся этой школы пригла­ шены на Выставку достижения народно­ го 1хозяйства выса­ живать весной цветы. В- школе построе­ на теплица пло­ щадью 100 квадрат­ ных метров, где ре­ бята проходят прак­ тику по цветоводст­ ву. Здесь они учатся пасынковать, • пики­ ровать, сажать цве­ ты. Эту теплицу они построили сами. На снимке: Шура Чернова и Надя Лю- кии-а ухаживают за цветам'й в школьной оранжерее. Фото Ю. Ардашева. подруге в подарок. Я не разрешила и ждала. Ожидание было тревожным. Кто он, этот Анин отец? Все ли чело­ веческие, отцовские чувства растратил или что-то еще сохранил? И _вот однажды ко мне вбегают ва­ тагой девочки и, перебивая друг друга, сообщают; — Ане отец деньги на платье при­ слал!!! Так и пишет: «Для выпускного платья». " А позади всех смущенная, еще не ве­ рящая в свое счастье, стоит Аня с ли­ стиком почтового перевода. Посмотрели бы вы в глаза этой де­ вочки! У нее нашелся отец... Через неделю получаю ответ и от него самого. Он пишет: — Я сердечно тронут чутким, душев­ ным отношением к моей дочке. Конеч­ но, Галина Ивановна, осуждать челове­ ка можно любого, но чужая семья — темный лес.... Впрочем, оправдания в глазах детей для меня нет. Анин отец писал, что любит своих де­ тей, но изменить уже ничего не может. А почему? Почему же это взрослые люди, отцы- эгоисты, не желающие «страдать», а, может быть, подчас и не страдать, а лишь поступиться какими-то своими удобствами, связанными с супружеской жизнью, широким жестом, без лишних хлопот, уплатив только судебные из­ держки, перекладывают эти страдания на худенькие плечики своих маленьких детей?! Гуманно ли это? В отце, о котором я выше вела речь, пробудились угрызения совести. Надолго ли? Ведь вот даже в своем раскаянии он не смог быть последова­ тельным. Деньги-то прислал, а поздра­ вительные открытки, аккуратно распи­ санные к каждому экзамену дочери, вы­ слал... все кучей. И то уже, когда эк­ замены у Ани кончились... «ОНИ СТРОЯТСЯ...» Идет заседание педагогического со­ вета школы. Учителя и классные руко­ водители собрались, чтобы обсудить во­ просы воспитания детей. На заседании присутствуют родители некоторых учеников. Их пригласили для того, чтобы посоветоваться о сов­ местных действиях школы и семьи. Вот мать десятиклассника Петра Б. Она откровенно рассказывает о том, что сын в последнее время стал обманы­ вать ее, связался с неподходящей компанией. Она искренне говорит о самом сокровенном, просит помощи, со­ вета. Она надеется, что педагоги не оставят ее наедине со своим материн­ ским горем. И женщине помогли более пристальным вни­ манием к сыну. Дали ему поручения. Петр медленно, но верно стал исправляться. Вот он уже выступает с докла­ дом, вот в субботу вме­ сте с девочками убирает класс, моет окна, полы. Парень на верном пу­ ти. И мать, и школа во­ время подметили тот лалйл « 1 А ллллл « алп < ч > 5 пенек, о который готов был споткнуться парень и сообща срубили, выкорчевали его. Но вот в класс, где проходило засе­ дание, вошел убеленный сединами, но еще не старый человек в военной форме без погон. Учителя, когорые знают его по про­ шлому году, равнодушно опускают глаза, молодые смотрят вначале с лю­ бопытством, а после его рассказа и слов «Отправьте, пожалуйста, моего сына в исправительно-трудовую коло­ нию, я с ним ничего не могу поделать» смотрят уже с недоумением и гневом. О чем просит отец? Чем так занят он, что уже не может уделять внимания собственному ребенку? Товарищ Симонов пенсионер. Под­ полковник запаса, в годы войны коман­ довавший полком, не может справиться со своим одиннадцатилетним сыном, учеником пятого класса! Он хочет сбыть с рук своего сына. Пусть в коло­ нии воспитывают его сына. А он умы­ вает руки. Товарищ Симонов совершен­ но не желает задуматься над тем, что, перекладывая собственные отцовские заботы на плечи других людей, он рас­ писывается в собственной беспомощно­ сти как глава семьи. А все началось с дома. Решил това­ рищ Симонов построить себе особня­ чок. Строить, известное дело, нелегко. Нужно затратить много сил, времени. И подполковник запаса, не жалея, затра­ чивал это время, забывая при этом , о собственных детях. Результат был пла­ чевный. Олег остался на второй год в шестом классе, а Юрий — в пятом. Проводя без надзора все свое время на улице, Юрий пристрастился к воров­ ству, часто не ночевал дома. Нельзя сказать, что отца это не тревожило, но... ведь строится дом, заниматься сы­ ном некогда... Особняк рос, а сына уже вся улица иначе й не звала, как вор. И опять же не пришел товарищ Си­ монов в школу и не поделился своим горем. И все-таки педагогический совет от­ верг просьбу отца. Он должен сам ис­ править своего сына. Еще не все поте­ ряно: одиннадцать лет не тридцать. А что же делать с Юрием? Оставить его в своей школе? Но этого мало. Тут бы и прийти на помощь отцу. А что же он? В те немногие минуты, когда находит на него воспитательский раж, бьет не­ щадно ремнем мальчишку. Разве так воспитаешь? «А другими методами не­ когда,— можно было слышать от неко­ торых родителей. — Ведь Симоновы же строятся». Г. ГОРСКАЯ, завуч 8-й средней школы. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz