Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
Мужественный поступок Помощник машиниста паровоза же лезнодорожного цеха Новолипецкого металлургического завода Василий Григорьевич Клинченко ушел на рабо ту. Его жена отлучилась в магазин. Де ти остались дома одни. Семилетиий Са ша аначала оидел у огана и смотрел на улицу. Вскоре эго ему надоело, и он решил сделать себе удочку. Удилище Саша нашел быстро. Оказа лась под руками и леока. Но как быть с крючком? Мальчик перерыл все — нету. И вдруг он вспомнил, что отец когща-то клал коробку с крючками на шифоньер. Недолго думая, Саша подо двинул стул, взобрался на него и стал шарить по шифоньеру руками. Попа л лась коробка спичек. Мальчик удавлен- ]■но посмотрел на нее, открыл и не к удержался от соблазна — «чиркнул». Шифоньер был накрыт бумагой. Пла мя лизнуло ее и поползло вверх. А через м.1. -уту все вещи, лежащие на ши- ^ ере, загорелись. Мальчик перепу гался. Он стал их стаскивать на пол. Искры попали на кровать. Загорелось одеяло. Комната наполнилась едким дымом. , . Задыхаясь, Саша бросился к окну, открыл форточку и стал звать на по мощь. В это время возле дома прохо дил мастер спорта, инструктор физиче ского воспитания Липецкого тракторно го завода Юрий Житенев. Он бросился к окну, разбил его и проник в горящую квартиру. Юрий завернул Сашу в свое пальто и предал подбежавшим прохожим. Зады хаясь от дыма, Юрий пошел в глубь комнаты. На диване он увидел лежа щую без сознания двухлетнюю девочку. Быстро схватил ее, завернул в одеяло и тоже передал в окно в чьи-то протя нутые руки. Потом он вынес из огня грудного ребенка. - Юрий вместе со столяром жилищно коммунального отдела Новолипеикого металлургического завода Петром Смы- у. >вым стали заливать водой горящие щи, огонь был ликвидирован. Василий Григорьевич и Ксения Ми хайловна Клмменчевко горячо благода рят Юрия Жигеиева и Петра Смыкова спасенных детей. в _ БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Передо мной стопка ученических тетрадей. Сочинения. С волнением беру и читаю первую, вторую, третью ра боту. Давая тему «Портрет моего отца», я имела ввиду далеко идущие цели и как учитель, и как классный руководитель. Мне хотелось еще больше узнать мир детей, домашнюю обстановку их роди телей, привить чувство уважения и гор дости за отцов, работающих на произ водстве, ну, и научить их писать био графию. Вот работа Тамары П. Девочка пи шет: — Мон папа во всем помогает маме, так как она тоже работает. Сейчас па па работает на заводе «Свободный со кол». Их бригада борется за право на зываться коллективом коммунистиче ского труда. Хотя папа и немолодой уже, но он учится, посещает универси тет культуры, много читает... Листаю такое сочинение, и на душе становится как-то спокойно, радостно. За такую семью можно не тревожить ся. Здесь ребенок воспитывается пра вильно. Э многих ребят звучит настоящая гордость за родителей, за их успехи. Им не стыдно быть похожими на своих отцов. Но вот у меня в руках сочинение, которое заставило тревожно сжаться сердце. Перечитываю его раз, другой. Задумываюсь. Вот, оказывается, почему у Ани, лучшей ученицы класса, всегда такие грустные глаза и так редко слы шится ее смех... Девочка пишет: ♦ — У меня гоже есть отец, но о нем я писать не хочу. Он бросил маму и меня, когда мне было только шесть ме сяцев. От нас он скрывался, даже де нег не хотел присылать. Разве это отец? Сейчас мы уже взрослые, все по нимаем. У сестры свадьба —он не при ехал и даже не поздравил вовремя. У меня день рождения, меня поздравил весь класс, а отец ни телеграммы, ни даже двадцатикопеечной открытки не прислал... ...Беседую с матерью Ани. Она мне рассказала нерадостную историю лич ной жизни. Класс готовился к выпускному вече ру. Девочки решили прийти на вечер все в белых платьях. А вот у Ани нет такого платья. Конечно, можно было купить матери ал на платье, но дети в этом возрасте болезненно самолюбивы, обидчивы. Не расценит ли Аня этот поступок по-сво ему, не ранит ли он лишний раз ее са молюбие?.. Я еще размышляла об этом, а в го лове уже зрела мысль устроить Ане праздник по-другому,- настоящий, запо минающийся, который вызвал бы у де вочки радостную улыбку и беззаботный смех, заставил бы заблестеть ее глаза. Узнав у матери адрес отца Ани, пишу гневное письмо и цитирую ему отрывок из сочинения его дочери. Даже не про шу, а требую, чтобы у Ани было белое платье, как у всех девочек, чтобы к каждому экзамену он присылал ей поздравительные открытки. А девочки, сдружившиеся за семь лет совместной учебы, в те дни все забегали ко мне, все спрашивали; как же быть с платьем для Ани? Свои выпускные наряды они шили самостоя тельно под руководством учительницы по домоводству. Одна Аня не участво вала. Девочки предлагали собрать деньги и купить материал на платье КАЖДЫЙ ВТОРОЙ — УДАРНИК Коллектив тарного це ха Гряэинского комбина та пищевых концентра тов небольшой. В нем трудятся 55 человек, в большинстве молодежь. Но этот цех славится своей высокой произво дительностью. З д е с ь каждый второй работник — ударник коммунисти ческого труда. В. КАРПОВ. •"МАГАЗИН-АТЕЛЬЕ 3 фасаде дома № 4 ГГгг^улице Ильича тракто розаводского поселка появилась надпись: «Ма газин-ателье готового платья и полуфабрика тов» Липецкого гор- промторга. В салоне ма газина вывешены всевоз можные ткани, готовая одежда, швейные полу фабрикаты. Здесь заказчик может —быстро выбрать фасон одежды и ткань. Если выполнение обычного заказа раньше занимало 30 дней, то в новом ателье это будет делать ся за 7—10 дней и с од ной примеркой. Ф. ВАДИМОВ. КНИГА, ПРОДАВЕЦ, ПОКУПАТЕЛЬ * Валя Степанова, Аня Кузнецова и Валя Чер нышева окончили Сара товский техникум книж ной торговли. Сейчас они работают в магази не № 2 Липецкого кни готорга. Работают с ду шой, любовно относясь к порученному делу, ис пользуя все те новые .методы, которые появ ляются в книжной тор говле. У продавщиц магази на № 2 есть хорошие помощники. Это общест венные распространите ли литературы треста «Липецкстрой», ферро сплавного цеха НЛМЗ, технического училища № 1. И. ШУШУНОВ. г. Липецк. ШКОЛЬНИКИ ВСТРЕЧАЮТСЯ СО СТУДЕНТАМИ Недавно в средней школе № 3 состоялся вечер встречи учеников со студентами пединсти тута. Студенты рассказали о новостях науки и тех ники, о Космосе и со временных ракетах. Потом были игры, танцы. В. МАЧНЕВ, студент Липецкого пединститута. Лев-Толстов с к а я оредняя школа — участница ВДНХ в 1961 г. Учащиеся этой школы пригла шены на Выставку достижения народно го 1хозяйства выса живать весной цветы. В- школе построе на теплица пло щадью 100 квадрат ных метров, где ре бята проходят прак тику по цветоводст ву. Здесь они учатся пасынковать, • пики ровать, сажать цве ты. Эту теплицу они построили сами. На снимке: Шура Чернова и Надя Лю- кии-а ухаживают за цветам'й в школьной оранжерее. Фото Ю. Ардашева. подруге в подарок. Я не разрешила и ждала. Ожидание было тревожным. Кто он, этот Анин отец? Все ли чело веческие, отцовские чувства растратил или что-то еще сохранил? И _вот однажды ко мне вбегают ва тагой девочки и, перебивая друг друга, сообщают; — Ане отец деньги на платье при слал!!! Так и пишет: «Для выпускного платья». " А позади всех смущенная, еще не ве рящая в свое счастье, стоит Аня с ли стиком почтового перевода. Посмотрели бы вы в глаза этой де вочки! У нее нашелся отец... Через неделю получаю ответ и от него самого. Он пишет: — Я сердечно тронут чутким, душев ным отношением к моей дочке. Конеч но, Галина Ивановна, осуждать челове ка можно любого, но чужая семья — темный лес.... Впрочем, оправдания в глазах детей для меня нет. Анин отец писал, что любит своих де тей, но изменить уже ничего не может. А почему? Почему же это взрослые люди, отцы- эгоисты, не желающие «страдать», а, может быть, подчас и не страдать, а лишь поступиться какими-то своими удобствами, связанными с супружеской жизнью, широким жестом, без лишних хлопот, уплатив только судебные из держки, перекладывают эти страдания на худенькие плечики своих маленьких детей?! Гуманно ли это? В отце, о котором я выше вела речь, пробудились угрызения совести. Надолго ли? Ведь вот даже в своем раскаянии он не смог быть последова тельным. Деньги-то прислал, а поздра вительные открытки, аккуратно распи санные к каждому экзамену дочери, вы слал... все кучей. И то уже, когда эк замены у Ани кончились... «ОНИ СТРОЯТСЯ...» Идет заседание педагогического со вета школы. Учителя и классные руко водители собрались, чтобы обсудить во просы воспитания детей. На заседании присутствуют родители некоторых учеников. Их пригласили для того, чтобы посоветоваться о сов местных действиях школы и семьи. Вот мать десятиклассника Петра Б. Она откровенно рассказывает о том, что сын в последнее время стал обманы вать ее, связался с неподходящей компанией. Она искренне говорит о самом сокровенном, просит помощи, со вета. Она надеется, что педагоги не оставят ее наедине со своим материн ским горем. И женщине помогли более пристальным вни манием к сыну. Дали ему поручения. Петр медленно, но верно стал исправляться. Вот он уже выступает с докла дом, вот в субботу вме сте с девочками убирает класс, моет окна, полы. Парень на верном пу ти. И мать, и школа во время подметили тот лалйл « 1 А ллллл « алп < ч > 5 пенек, о который готов был споткнуться парень и сообща срубили, выкорчевали его. Но вот в класс, где проходило засе дание, вошел убеленный сединами, но еще не старый человек в военной форме без погон. Учителя, когорые знают его по про шлому году, равнодушно опускают глаза, молодые смотрят вначале с лю бопытством, а после его рассказа и слов «Отправьте, пожалуйста, моего сына в исправительно-трудовую коло нию, я с ним ничего не могу поделать» смотрят уже с недоумением и гневом. О чем просит отец? Чем так занят он, что уже не может уделять внимания собственному ребенку? Товарищ Симонов пенсионер. Под полковник запаса, в годы войны коман довавший полком, не может справиться со своим одиннадцатилетним сыном, учеником пятого класса! Он хочет сбыть с рук своего сына. Пусть в коло нии воспитывают его сына. А он умы вает руки. Товарищ Симонов совершен но не желает задуматься над тем, что, перекладывая собственные отцовские заботы на плечи других людей, он рас писывается в собственной беспомощно сти как глава семьи. А все началось с дома. Решил това рищ Симонов построить себе особня чок. Строить, известное дело, нелегко. Нужно затратить много сил, времени. И подполковник запаса, не жалея, затра чивал это время, забывая при этом , о собственных детях. Результат был пла чевный. Олег остался на второй год в шестом классе, а Юрий — в пятом. Проводя без надзора все свое время на улице, Юрий пристрастился к воров ству, часто не ночевал дома. Нельзя сказать, что отца это не тревожило, но... ведь строится дом, заниматься сы ном некогда... Особняк рос, а сына уже вся улица иначе й не звала, как вор. И опять же не пришел товарищ Си монов в школу и не поделился своим горем. И все-таки педагогический совет от верг просьбу отца. Он должен сам ис править своего сына. Еще не все поте ряно: одиннадцать лет не тридцать. А что же делать с Юрием? Оставить его в своей школе? Но этого мало. Тут бы и прийти на помощь отцу. А что же он? В те немногие минуты, когда находит на него воспитательский раж, бьет не щадно ремнем мальчишку. Разве так воспитаешь? «А другими методами не когда,— можно было слышать от неко торых родителей. — Ведь Симоновы же строятся». Г. ГОРСКАЯ, завуч 8-й средней школы. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz