Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

М Ы ПОЗВОНИЛИ в Задонскую среднюю школу № 2 и спросили, что интересного произошло за последнее время в школе, как живут и что боль­ ше всего волнует старшеклассников. К телефону подошли десятиклассницы Светлана Чернавская, Надя Болдырева, Рая Ефремова. Было слышно, как некоторое время девушки о чем-то переговаривались, потом Светлана неуверенно проговорила: — Вот. Не знаю, интересно ли... Недавно у нас дис­ пут был. Назывался «Для чего мы учимся?». А перед этим в классе долго спорили. Все—из-за наших ребят, одноклассников. И девушка рассказала: ...Десятиклассники написали диктант. Первый в но­ вом учебном году... Результаты оказались самыми не­ утешительными. А в среду, когда Валентина Николаев- Провоторова, классный руководитель, вошла в класс, она не поверила своим глазам: три первые парты «мальчишьего» ряда были пусты. Отсутствовали Вла­ димир Рублев, Николай Чибисов, Геннадий Анохин, Виктор Мясоедов, Борис Зыков. Посвященные в тайну объяснили: — Они больше не будут учиться. Ушли работать. Разыскать беглецов не стоило большого труда. Они сидели на пустых ящиках во дворе сушильного завода. Вид у них был невеселый. — Почему вы уроки пропускаете? —спросила Вален­ тина Николаевна. Ответил за всех Николай Чибисов: — Да вот... работать вроде устроились... Затем был разговор в парткоме завода, где ребятам посоветовали снова сесть за парты. Разговаривала Ва­ лентина Николаевна с десятиклассниками и дома, в „ М Ы И Т А К П Р О Ж И В Е М . . Я был на диспуте у де­ сятиклассников Задонской школы. И хотел разобрать­ ся, почему же Николаю Чи- бисову, Владимиру Рубле­ ву, Борису Зыкову, Генна­ дию Анохину и Виктору Мясоедову пришла в голо­ ву мысль, что не стоит учиться, что они, мол, люди 4 аемиые, в ученые не метят... Ну что ж, друзья, давай­ те поговорим о земном. Вы правы: у нас есть еще руч­ ной труд. Кое-где и землю приходится рыть лопатой, и ящики сбивать просто мо­ лотком. Но разве это ха­ рактерно и разве за этим дущее? Присмотритесь внимательно. Лопаты и мо­ лотки заменяются машина­ ми. Побывайте хотя бы в колхозе «Ав-рора» вашего района. Недавно комсомоль­ цы механизировали там овиноферму. В результате а-Р'мамного улучшились усло­ вия содержания животных. Облегчился труд людей. Раньше на ферме работали двадцать две свинарки, а теперь — только три. И за­ метьте: все они имеют за­ конченное ореднее образова­ ние, потому что иначе про­ сто невозможно работать на механизированной и элект-. рофицированной ферме. Так — всюду. Ученые, ин­ женеры, техники, квалифи­ цированные рабочие объ­ явили поход против ручно­ го труда... И на сушильном заводе, куда вы решили устроиться, рационализато­ ры и изобретатели тоже много думают над тем, как бы скорее ликвидировать ручной труд. Вас ждут на заводе в надежде, что мо­ лодые, знающие, вы здоро­ во поможете решить эту за­ дачу. А вы заявляете: «Нам молоток да лопату дайте и больше ничего. Мы и так проживем...» Нет, друзья, не этого ждут от вас. И если бы вы были наблюдательными, вас не одолела бы нетепая мысль о бесполезности зна­ ний. Больше того, вы уже теперь можете на деле про­ верить, как необходимы они в жизни. В прошлом году, напри­ мер, возили вы перешой на Н у ж н о л и ? Да, н у ж н о ! Каждый день приходят к нам школьники, сту­ денты, молодые рабочие. Просьбы самые раз­ ные: — Мне что-нибудь полегче. По немецкому язы­ ку для шестого класса... — А Бальзак есть в подлиннике? Журналы свежие на английском языке пришли? Более тысячи человек — наши желанные гости. Часто приходит к нам Анатолий Елфимов. В этом году он с отличием окончил машинострои­ тельный техникум. Сейчас работает в ремонтно­ механическом цехе НЛМЗ. Способный юноша изучает английский язык. Он уже читает в подлиннике произведения Дик­ кенса, Драйзера, Джека Лондона, Роберта Уэлл­ са и других классиков английской и американ­ ской литературы. Читает и технические новинки. Каменщик Александр Семенков изучает сразу несколько языков; английский, французский, не­ мецкий, древнегреческий. Он читает в подлинни­ ке «Иллиаду» и «Одиссею» Гомера, произведе­ ния Гейне, Гете, Дюма, Мопоссана, Байрона. Английский язык изучают в кружке многие рабочие завода «Свободный сокол». — Зачем это нужно? — спросят ребята из За­ донской школы № 2. Нужно, друзья! Время сближает народы. Все шире ведется между странами обмен произ­ ведениями художественной литературы и техни­ ческой информацией. Но часть литературы поступает к нам непере­ веденной. Но даже самые гениальные перево­ ды не в силах передать всю своеобразную силу, красоту подлинников. Вот почему нужно знать иностранные языки каждому рабочему. Вот почему мы искренне рады, когда к нам приходят рабочие и спраши­ вают: — Есть у вас технические новинки на англий­ ском языке?.. -•— А Шиллер есть в подлиннике?.. Г. СИДЕЛЬНИКОВА, зав. отделом иностранной литературы областной библиотеки. я; На снимке; каменщик 2МУ-7 А. Семенков в читальном зале. —— -г— „г— совхозные поля. Работа­ ли дружно, на совесть. Бла­ годарность заслужили. Это хорошо... А зачем нужен был перешой в поле? Мо­ жет быть, другие удобре­ ния надо вывозить? Вы не задумались. По-другому пос т у пил и десятиклассники Октябрь­ ской средней школы Ок­ тябрьского района. Они то­ же часто бывали на полях совхоза. Урожай убирать помогали и с перегноем де­ ло имели. Потом задума­ лись: «А какие еще удоб­ рения нужны? И какие больше всего требуются вот этому полю? Ведь все за­ висит от почвы». Мысль заработала. Ребя­ та прочитали несколько книг. Жарко спорили на занятиях х и м и ч е с к о г о кружка. Снова вышли на поля, взяли пробу почвы с равных участков, тщательно изучили ее и составили почвенные карты. Теперь ясно, в каких удобрениях нуждается земля... Вот еще один пример. Учащиеся Веселовской вось- милетией школы Долгору­ ковского района узнали, что в Белоруссии сеют вы­ сокоурожайный сорт голо­ зерного ячменя. Никто не верил, что го­ лозерный ячмень сможет •расти в наших условиях. Но ребята все-таки посея­ ли его, следили за ростом, за его обработкой. Урожай оказался просто невероят­ ным — в пересчете на гек­ тар 27 центнеров! Это бы­ ла настоящая научная ра­ бота, и без знаний ничего бы не получилось. А потом семена этого ячменя пере­ дали колхозу «Свободный труд». И на колхозном по­ ле он не подвел, урожай составил по 22 центнера с гектара. Обычный же в на­ ших местах — пленчатый ячмень редко дает и поло­ вину такого урожая. Замечательный ячмень появился на полях Долго­ руковского района! В этом и заслуга учащихся | Веселовской шко­ лы. Жизнь требует всегда идти вперед, дерзать, про­ бовать! Тем, кому сейчас семнадцать — восемнадцать лет, посчастливится пере­ шепнуть границу двадцато­ го века, века удивительных машин, космических поле­ тов. Люди будут духовно богаче, щедрее. И надо жадно познавать жизнь, на­ уки, искусство, мир пре­ красного — от п е р в о г о класса до последнего дня— не ради корысти, а ради того, чтобы не отстать от жизни, а самому двигать ее вперед. Б. ШИЛОВ. г. Задонск. присутствии родителей. Родители в один голос просили В помочь вернуть сыновей в школу. Те в конце концов вернулись. Обиженные. И долго еще пытались доказать свою правоту: — Зачем учиться, диктанты и сочинения писать? Все равно придется лопатой «управлять». Сколько их у нас, ученых-то? А рабочие нужны всегда. И грузчики нуж­ ны, и ящики сбивать нужно, и траншеи копать... А зем­ лекопу образование ни к чему. Вот мы и будем... — Нет, нет, нет!—возражали одноклассники.—Вы не­ правы. Хотя многие из нас после окончания школы-пой­ дут на производство, учиться—надо. — По-моему, —убежденно говорил Вячеслав Зачиня- ев,—мы учимся не только для себя. Мы для всех учим­ ся. У нас каждый день совершаются важные открытия. Осваивается Сибирь, мчат корабли в космос... Если не учиться, кто ж будет осваивать космос? — Не только для этого, Слава, мы учимся,—добав­ ляет Виктор Стрельцов.—У нас много и не космиче­ ских, но важных дел. Нужно ведь дома строить, мосты разные, дороги, хлеб выращивать. И для этого знающие люди требуются. — Правильно! Нужны умелые руки, знания! — А искусство?!.. Все надо знать- Так родился этот незапланированный диспут. Он ? вспыхивал каждый день на больших и маленьких пере­ менах, продолжался после занятий, разгорался на школьных вечерах. А потом десятиклассники пригласи­ ли своих учителей, бывших выпускников школы и ре­ шили подвести итог затянувшемуся разговору... — Вот такой диспут был у нас,—закончила Светла­ на.—А споры и сейчас продолжаются. ...Зачем учиться? Все ли учащиеся хорошо это пони­ мают? После разговора с девушками по телефону мы задали такой вопрос некоторым липецким десятикласс­ никам. Отвечают, приблизительно так: — Все учатся, и я учусь. — Всеобуч! Не пойдешь в школу, все равно заставят. — Без аттестата зрелости в институт не поступишь. Мнение некоторых наших читателей по этому вопро­ су мы публикуем сегодня. сввесакгг: сгеде На уроке физики мы изучали всасыва юще е действие струи жидкости и ее практическое приме­ нение. — Сужая в каком- либо месте поперечное сечение трубки, по кото­ рой проходит жидкость или газ, можно сделать давление в этом месте значительно меньше ат­ мосферного, — объясня­ ла Галина Петровна Крапивина, наша учи­ тельница. — Всасываю­ щую силу, которая при этом получается, можно использовать в технике. Например, устройство карбюраторов и насо­ сов... Тут мне пришла в го­ лову мысль. Вспомни­ лось, что в некоторых цехах нашего завода есть еще участки, которые нуждаются в очищении воздуха... На другой же день я еще раз обошел все це­ хи. Кажется, можно! Вечерами принялся ма­ стерить из трубочек не­ большой всасываю щи й аппарат. Сначала ничего не получалось. Наконец сделал. Пустил дым от папиросы. Идет! Трубка сразу же «проглотила» его. Схему аппарата и опи­ сание принципов его действия я сдал в за­ водское бюро рациона­ лизаторов и изобретате­ лей. Конструктор цеха Вадим Петрович Яковлев одобрительно отозвался о предложении. Я очень рад. Если этот пыле-газоуловитель (а он очень простой и деше­ вый) войдет у нас в про­ изводство, во всех цехах воздух будет свежее, чи­ ще. Недавно меня приняли в члены заводского об­ щества рационализато­ ров и изобретателей. Сейчас волнуют новые мысли, новые предло­ жения. А ведь не так давно я работал только руками и спиной... Трудно было в годы войны. Пришлось бросить 1 школу, пойти работать. Был грузчиком. Потом— служба в армии. Первое время после демобилиза­ ции—скова грузчиком. Но меня тянуло к тех- |.ихе, и я устроился слФ* сарем ремонтно-механи­ ческого цеха Новолипец­ кого завода. И тут-то убедился, как нужны знания, чтобы читать сложные чертежи, пра­ вильно делать разметки деталей. Даже простая резьба болта, ганки тре­ бует математических знаний. Пробовал я их полу­ чить самостоятельно, бы­ ло трудно. Особенно ма­ тематика давалась тяже­ ло. Тогда пошел в школу. Сейчас учусь в девятом классе. Мои друзья по учебе — тоже рабочие НЛМЗ: электрик Володя Хромченко, машинист ба­ шенного крана Илья Ба­ ранов, обмотчик моторов Костя Некрасов и другие. Всем нам очень помо­ гают знания. Липецкая Магнитка наша растет, набираемся сил, осна-: щается новейшим обору-; дованием. И как здорово чувствовать себя хозяи­ ном самых сложных ма­ шин, механизмов, пони­ мать их! Н. РОМАНЦОВ, '' слесарь НЛМЗ, член бригады коммунисти­ ческого труда. 1 Редакция призывает! |юных и взрослых чита- |телей принять активное; | участие в диспуте, нача- : (|том Задонскими школь-] никами. Звоните по Те * ЕЗлефану № 31—17, отЦ ! чайте письмами, фото; | г,рафиями, расоказыв|я| :об учёбе молодежи, обо | [всем, что связано в те-, (мой — од.ля чегд йы! Еучимся?».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz