Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

» Удача везде сопутствует комсомолке Маше Калтыпиной. 1 Недавно она приобрела строительную профессию. Девушка | работает в СМУ-2 треста «Липецкстрой» прицепщицей. Ком- < сомолка добилась замечательных трудовых успехов, в строи- | тельном управлении она одна из лучших прицепщиц. Маша хочет изучить специальность штукатура. В труде, в овладении новыми профессиями ей помогают знания, полу­ ченные в школе. Маша учится в школе рабочей молодежи. . На снимке; М. Калтыгина. | Фото В. Финогина. Б л а г о д а р н о с т ь Виталия Филина перевели в картофель. Вечерами перед седьмой «А» из другого класса, рабочими совхоза и Тербун- Он доставлял учителям нема- ской РТС давали концерты. ло хлопот. Работать в учени­ ческом хозяйстве не хотел. В 7-м «А» Виталий старал­ ся держаться независимо. Мальчик думал, что новые то­ варищи будут к нему с пре- Мария Андреевна была всегда вместе со всеми, также весе­ лилась. Виталию тоже было весело, интересно. И когда классный руководи­ тель предложила однажды небрежением откоситься — на пойти собирать металлолом, исправление ведь попал в их класс — казалось, что, как прежде, его станут упрекать за плохие отметки. Но те буд­ то не замечали, что он нови­ чок. И классный руководитель Мария Андреевна Глотова от­ носилась к нему, как и ко всем, будто бы он давным давно учится в этом классе. мальчик уже не колебался. Лучше стал Виталий и учиться. Однажды его мама пришла в школу и спросила у классного руководителя. — Что вы сделали с моим сыном? — А в чем дело? — испуга­ лась учительница. — Он отметки хорошие стал В совхозе «Ударник» тре- приносить. И дома помогает! буется помощь. В поле оста- Мария Андреевна улыбну­ лось много неубранной свеклы, лась. Простые слова матери —сказала как-то Мария Анд- ученика были для нее лучшей реевна.— Как, ребята, помо- благодарностью. Г. БУДАРИН, заслуженный учитель школ РСФСР. жем? — Поможем! | Виталия удивило, что все сразу согласились. Еще боль­ ше удивило то, что классный $*” руководитель не приказывает, | а советуется. 4 ----------— - - - - т Несколько раз ходили семи- 10 ВОСПИТАНИИ{ классмики убирать свеклу и | М Ы С Л И К О М М У Н И З М , К О Л Л Е К Т И В , л и ч н о с т ь Р А З В Е Д К А П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я В один из первых дней февраля 1959 года в отделении термогаль- ваничесюого участка Липецкого станкостроительного завода со­ бралась небольшая группа рабо­ чих. Не ожидалось ни собрания, ни лекции. Они сами, по внут­ ренней потребности, сошлись вме­ сте, чтобы перекинуться словами о последних событиях. — Подумать только, махина в полторы тонны, а забросили ее на миллионы километров, — с удивлением и восхищением ока­ зал слесарь'Василий Путилин. __ Как ни стараюсь, а представить, где теперь летит ракета, никак не могу. Просто в уме не уклады­ вается! — Многое пока не уклады­ вается,— послышался голос из уг­ ла.— Слышали, как Николай Ма­ май со своей бригадой шурует,— только жар идет! — Ну и народ эти шахтеры, упорные. — Народ как народ,— сказал Николай Афанасьев. — Поезжай «а шахту, и ты таким будешь. Вступишь там в бригаду ком­ труда, не хуже рубать уголек станешь. Эта фраза — «не хуже рубать уголек станешь» — заставила ме­ ня оторваться от рисунка Земли и траектории полета нашей раке­ ты, который я делал на желез­ ном листе мелом. Меня поразила интонация. Слова были произне­ сены смело и гордо, с тем созна­ нием собственного достоинства, которое ясно говорило; и мы не лыком шиты, если нам поручат, справимся с любым делом. И тут у меня мелькнула мысль, и я ска­ зал; — Вот мамаевцы и работают здорово, и живут по-коммуни­ стически. Давайте и мы, по их примеру, тоже жить по-коммуни­ стически? — А что, товарищи, в самом деле!— горячо отозвался Василий Путилин.— Ведь дела у нас вроде неплохо идут. Я лично — за! — Какой ты прыткий! За, за! — откликнулся сидящий на кор­ точках у печи Петр Фаустов. — Да нашей бригаде до коммуниз­ ма, как отсюда до Луны пешком! — А мы пешком до Луны не пойдем. На ракете полетим! — резко бросил Иван Клевцов.— А ты, если хочешь, плетись пешком. — А как ты думаешь, комсорг? — обратился я к Николаю Кур­ дюкову. . — Все комсомольцы будут бо­ роться за коммунистическое зва­ ние. Возле шкафа для одежды тихо посиживала Полина Аксакова. Когда шел разговор о ракете, она с интересом слушала. Когда же речь зашла о бригаде коммуни­ стического труда, она улучила С О Ч И Н Е Н И Е ПО Ш П А Р Г А Л К Е Как-то подошел ко мне уче- частенько ник 10-го класса вечерней школы сельской молодежи. — Нужны сочинения,—ска­ зал он. — Какие? — Любые. Какие есть. Мо­ жет быть, совпадет тема на экзаменах. Мне приходилось и раньше слышать, что учащиеся воору­ жаются шпаргалками когда идут на письменные экзамены по литературе. И вот теперь десятикласс­ ник просил их у меня, даже показал сверток письменных работ. В нем оказалось три сочинения по творчеству Горь­ кого, два—по Островскому, не­ сколько по творчеству Мая­ ковского, Шолохова, Фадеева. Написанные разными почерка­ ми, с пометками, оценками и рецензиями учителя и даже, отпечатанные на машинке.» Видно, немало усилий при­ шлось вложить этому товари­ щу, чтобы собрать такую кол­ лекцию сочинений. удается списывать. И мне хочется поддержать мысль елецкой учительницы тов. Хренниковой, которая в статье «Учить творчеству» вы­ сказалась за то, чтобы в школах повести серьезную вать с передовиками и писать придется о людях, их труде, характерах. Только так уче­ ник может познать жизнь, ок­ ружающую его действитель­ ность. Для того, чтобы учащиеся научи­ лись писать твор­ ческие работы, на­ до, по-моему, чаще отказы­ ваться от тем, дублирующих программный материал учеб­ ника. Пусть работы школь­ ников будут в прямом смысле сочинениями, а не переложе­ нием программного материала. борьбу со всякого рода пла- Реже можно предлагать темы гиатом, учить творческому под­ ходу к работе над сочинения­ ми. Инспектируя школы, я ча­ сто обращал внимание на ка­ чество сочинений. Надо ска­ зать, что многие учителя-сло­ весники проводят работу, по­ хожую на ту, о которой рас­ сказала елецкая учительница. Учащиеся 5—7-х да и старших классов писали сочинения на такие темы; «Как я провел летние каникулы», «Работа в учхозе», «Лес осенью», «Са­ мый памятный случай в моей жизни» и т. п. Все они по-сво­ ему хороши, но, мне кажется, надо больше предлагать сочи­ нения типа очерка: «Знатная доярка», «Сталевар», «В брига­ де коммунистического труда» и др.. Чтобы написать такое сочинение, надо побывать на Надо сказать, что учащимся ферме, на заводе, побеседо- по изучаемому произведению, но опять же творчески форму­ лируя их: «Чем нравится мне это произведение?», «Почему мне полюбился герой?». Ана­ логичные задания следовало бы выносить и на экзамены. Ведь цель учителя, когда он предлагает писать сочинение, состоит не в том, чтобы про­ верить у ребят знание прой­ денного материала (для этого отводятся устные уроки), а проверить их способность к стилистически грамотн ом у , глубоко осмысленному изложе­ нию, творческие способности! Учить творчеству. Я вполне поддерживаю эту мысль тов. Хренниковой. А. АЛЕКСЕЕВ, инспектор Хлевенского роно. момент и незаметно удалилась. Это, мол, меня не касается, пусть в бригаду вступают партийцы и комсомольцы. Через несколько минут, заявив, что у него уйма дел, ушел Петр Фаустов. Вслед за ним поднялись и трое рабо­ чих, обслуживавших установку токов высокой частоты. Оставшиеся притихли. Казалось бы, хорошая мысль родилась в бригаде, а вот на тебе, люди не принимают ее, уходят. — Н-да,— только и сказал Ни­ колай Курдюков. — Так как же решим? — вновь спросил я. — Будем бороться! — разда­ лись дружные голоса. — Возьмем обязательство и за дело. ПЕРВЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ Когда весть о том, что на за ­ воде появилась первая бригада, борющаяся за коммунистическое Из з а п и с о к р у к о в о д и т е л я к о л л е к т и в а коммунистического т р у д а : : 1 * 1 : : * : г : : : : * г : * I : : * : г г г : : I 1 : : : : I I г г * I : звание, распространилась по це­ хам, отношение к нашему участку сразу изменилось. Работать мы стали лучше, чем прежде. Но ес­ ли раньше наши отдельные про­ махи и недостатки не замечались, то тут они вдруг стали как-то сразу видны, и нас не преминули ими упрекнуть. Даже больше. Нам начали ставить в вину даже то, в чем мы были, безусловно, не виноваты. И это сначала меня немало удивляло, даже серди.'^р. Однажды я зашел в производ­ ственный отдел. Увидев меня, одни из диспетчеров подбоченил­ ся и громко заявил: — Это что за комбригада у нас объявилась? Ее лучше следует назвать бригадой срывщиков, а не комтруда! Вставляет нам пал­ ки в колеса, тормозит без конца сборку станков! От негодования я даже поблед­ нел, не мог сразу выговорить сло­ во. — К-как это вас п-понять? При­ ведите хоть один факт?—наконец, спросил я. — Сколько угодно!—смело от­ ветил диспетчер. — Вот, напри­ мер, сегодня рукоятку 13189 сбор­ щики. получили только поздно ве­ чером! Это разве не факт? — Да, да, совершенно верно!— подтвердил начальник производ­ ства. — Это просто безобразие. Сорвали нам сборку! — Но ведь нам дали эти руко­ ятки только после обеда! — не­ доумевал я. — Когда они к вам поступили, нас это меньше всего касается,— громко возразил диспетчер. — У вас находятся сейчас детали, зна­ чит, пропускать эту рукоятку по «зеленой улице»! — Мы не признаем «зеленых Афанасьев внес такое предложе­ ние, которое в два раза повысило производительность труда. Вноси­ ли ценные предложения и другие товарищи. Все это радовало ме­ ня, хотя и было привычно. Но в один из дней произошел случай, который меня взволновал* Вечером, после работы, ко мне по-, дошла кладовщица Зинаида Вла­ сова. Молодая комсомолка сер­ дито спросила: — Скажите, долго я буду счи­ тать детали? И вообще, зачем су­ ществует у нас кладовщица? Мастер Скоморохова удивлен­ но взглянула на нее: — Как это зачем? А кто прини­ мать, кто считать будет детали? — Те же люди, кто их делает, А меня на другую работу переве­ дите. Вот на копировку, хотя бы. А считать детали я больше не бу­ ду, — продолжала настойчиво комсомолка. Она подала мне за­ явление и порывисто вышла. Мы переглянулись с Людмилой Ивановной. Что случилось вдруг с девушкой? А потом задумались. Действительно, счет обработан­ ным деталям могут вести сами рабочие. Это не так уж сложно. Перед тем, как опустить детали в ванну для хромирования, их под­ вешивают на специальном при­ способлении. Количество деталей, которые подвешиваются, точно известно. За смену рабочий дела­ ет 10—12 завесой. Простая ариф­ метика. Зачем еще раз считать? Рабочие могут обмануть, сказать больше, чем сделали? Но ведь мы боремся за коммунистическое зва­ ние! Разве обман совместим с те­ ми обязательствами, которые мы взяли на себя! Никто из рабочих не позволит себе этого. Людмила Ивановна согласи­ лась со мной. На следующий день бригада собралась вместо, { — Зачем кладовщице считать' уже считанное, — сказал поли­ ровщик Подкопаев. — Еыход.гг, “то мы не верим друг д р у г *! — Если говорить честно,—вы­ ступила Зинаида Власова, — я редко когда сама считала, а все больше спрашивала у хромиров­ щиков и полировщиков. Разве одна такое количество деталей пересчитаешь? И меня никто ня- кс-гда не обманывал. Так зачем же моя должность? Совсем ни к чему! И Зинаида Власова была пере­ ведена копировщицей. Одной лишней должности на участке не стало. Рабочие начали сами счи­ тать обработанные детали. И ни разу у них не случилось ошибки. м. климко, 1 бригадир бригады коммунистического труда Липецкого станкостроительного . завода. (Продолжение следует). улиц»! возмущенно ответил я. — Все детали, которые к нам по-* Т ) ступают, мы делаем быстро и во-. Г ) время, без исключений. А если вы сами проморгали с заготовкой, то сами и расхлебывайте кашу. — Вот как они рассуждают, а еше называются комбригадой! Мне хотелось накричать, нагру­ бить диспетчеру. Но я сдержался. И только выйдя на заводской двор, немного успокоился, а по­ том подумал: а может, диспетчер, кое в чем и прав. Раз мы ком­ бригада, значит,—мы за все в от­ вете, и должны думать не только о себе, но и о других. Ведь утром, когда рукояток не было, ни чле­ ны бригады, ни я, мастер, даже не побеспокоились о том, чтобы рукоятки поступили к нам на уча­ сток вовремя? И решительно свернув с дороги, я направился в заготовительный цех. Нужно было твердо догово­ риться, чтобы подобных случаев заготовители не повторяли, не : сдерживали сборку станков. СЧИТАТЬ БУДЕМ САМИ | И раньше члены нашей бригады занимались рационализацией. Но' теперь мы еще более внимательно стали присматриваться к своей работе. И вот однажды Николаи; КЛУБЕ Липецкого ггзк- торного завода состоял­ ся вечер ударников и бригад коммунистического тру­ да на тему «В коммунистиче­ ских бригадах мы к коммуниз­ му держим путь». Участники вечера прослуша­ ли лекцию Н. С. Перелыгииз. Затем выступили бригадир бригады кузнечного цеха И. Аверьянов, бригадир заточ­ ников стальцеха комсомолка 3. Буркоза, мастер коммуни­ стической смены автоматного цеха коммунист А. Неклюдов и другие. Участники вечера обратились с призывом ко всем рабочим завода достойно встретить день открытия де­ кабрьского Пленума ЦК КПСС, Ф. ВАДИМОВ. К ОМСОМОЛЬЦЫ нашей фабрики объявили реши­ тельную борьбу наруши­ телям трудовой дисциплины и бракоделам. Создано 2 ком­ сомольских поста. В них вхо­ дят лучшие комсомольцы Зи­ на Ширяева, Валя Лихачева, Вера Апарина и другие. А. ВЛАСОВА. | Липецкая галантерейная фабрика, ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz