Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
» Удача везде сопутствует комсомолке Маше Калтыпиной. 1 Недавно она приобрела строительную профессию. Девушка | работает в СМУ-2 треста «Липецкстрой» прицепщицей. Ком- < сомолка добилась замечательных трудовых успехов, в строи- | тельном управлении она одна из лучших прицепщиц. Маша хочет изучить специальность штукатура. В труде, в овладении новыми профессиями ей помогают знания, полу ченные в школе. Маша учится в школе рабочей молодежи. . На снимке; М. Калтыгина. | Фото В. Финогина. Б л а г о д а р н о с т ь Виталия Филина перевели в картофель. Вечерами перед седьмой «А» из другого класса, рабочими совхоза и Тербун- Он доставлял учителям нема- ской РТС давали концерты. ло хлопот. Работать в учени ческом хозяйстве не хотел. В 7-м «А» Виталий старал ся держаться независимо. Мальчик думал, что новые то варищи будут к нему с пре- Мария Андреевна была всегда вместе со всеми, также весе лилась. Виталию тоже было весело, интересно. И когда классный руководи тель предложила однажды небрежением откоситься — на пойти собирать металлолом, исправление ведь попал в их класс — казалось, что, как прежде, его станут упрекать за плохие отметки. Но те буд то не замечали, что он нови чок. И классный руководитель Мария Андреевна Глотова от носилась к нему, как и ко всем, будто бы он давным давно учится в этом классе. мальчик уже не колебался. Лучше стал Виталий и учиться. Однажды его мама пришла в школу и спросила у классного руководителя. — Что вы сделали с моим сыном? — А в чем дело? — испуга лась учительница. — Он отметки хорошие стал В совхозе «Ударник» тре- приносить. И дома помогает! буется помощь. В поле оста- Мария Андреевна улыбну лось много неубранной свеклы, лась. Простые слова матери —сказала как-то Мария Анд- ученика были для нее лучшей реевна.— Как, ребята, помо- благодарностью. Г. БУДАРИН, заслуженный учитель школ РСФСР. жем? — Поможем! | Виталия удивило, что все сразу согласились. Еще боль ше удивило то, что классный $*” руководитель не приказывает, | а советуется. 4 ----------— - - - - т Несколько раз ходили семи- 10 ВОСПИТАНИИ{ классмики убирать свеклу и | М Ы С Л И К О М М У Н И З М , К О Л Л Е К Т И В , л и ч н о с т ь Р А З В Е Д К А П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я В один из первых дней февраля 1959 года в отделении термогаль- ваничесюого участка Липецкого станкостроительного завода со бралась небольшая группа рабо чих. Не ожидалось ни собрания, ни лекции. Они сами, по внут ренней потребности, сошлись вме сте, чтобы перекинуться словами о последних событиях. — Подумать только, махина в полторы тонны, а забросили ее на миллионы километров, — с удивлением и восхищением ока зал слесарь'Василий Путилин. __ Как ни стараюсь, а представить, где теперь летит ракета, никак не могу. Просто в уме не уклады вается! — Многое пока не уклады вается,— послышался голос из уг ла.— Слышали, как Николай Ма май со своей бригадой шурует,— только жар идет! — Ну и народ эти шахтеры, упорные. — Народ как народ,— сказал Николай Афанасьев. — Поезжай «а шахту, и ты таким будешь. Вступишь там в бригаду ком труда, не хуже рубать уголек станешь. Эта фраза — «не хуже рубать уголек станешь» — заставила ме ня оторваться от рисунка Земли и траектории полета нашей раке ты, который я делал на желез ном листе мелом. Меня поразила интонация. Слова были произне сены смело и гордо, с тем созна нием собственного достоинства, которое ясно говорило; и мы не лыком шиты, если нам поручат, справимся с любым делом. И тут у меня мелькнула мысль, и я ска зал; — Вот мамаевцы и работают здорово, и живут по-коммуни стически. Давайте и мы, по их примеру, тоже жить по-коммуни стически? — А что, товарищи, в самом деле!— горячо отозвался Василий Путилин.— Ведь дела у нас вроде неплохо идут. Я лично — за! — Какой ты прыткий! За, за! — откликнулся сидящий на кор точках у печи Петр Фаустов. — Да нашей бригаде до коммуниз ма, как отсюда до Луны пешком! — А мы пешком до Луны не пойдем. На ракете полетим! — резко бросил Иван Клевцов.— А ты, если хочешь, плетись пешком. — А как ты думаешь, комсорг? — обратился я к Николаю Кур дюкову. . — Все комсомольцы будут бо роться за коммунистическое зва ние. Возле шкафа для одежды тихо посиживала Полина Аксакова. Когда шел разговор о ракете, она с интересом слушала. Когда же речь зашла о бригаде коммуни стического труда, она улучила С О Ч И Н Е Н И Е ПО Ш П А Р Г А Л К Е Как-то подошел ко мне уче- частенько ник 10-го класса вечерней школы сельской молодежи. — Нужны сочинения,—ска зал он. — Какие? — Любые. Какие есть. Мо жет быть, совпадет тема на экзаменах. Мне приходилось и раньше слышать, что учащиеся воору жаются шпаргалками когда идут на письменные экзамены по литературе. И вот теперь десятикласс ник просил их у меня, даже показал сверток письменных работ. В нем оказалось три сочинения по творчеству Горь кого, два—по Островскому, не сколько по творчеству Мая ковского, Шолохова, Фадеева. Написанные разными почерка ми, с пометками, оценками и рецензиями учителя и даже, отпечатанные на машинке.» Видно, немало усилий при шлось вложить этому товари щу, чтобы собрать такую кол лекцию сочинений. удается списывать. И мне хочется поддержать мысль елецкой учительницы тов. Хренниковой, которая в статье «Учить творчеству» вы сказалась за то, чтобы в школах повести серьезную вать с передовиками и писать придется о людях, их труде, характерах. Только так уче ник может познать жизнь, ок ружающую его действитель ность. Для того, чтобы учащиеся научи лись писать твор ческие работы, на до, по-моему, чаще отказы ваться от тем, дублирующих программный материал учеб ника. Пусть работы школь ников будут в прямом смысле сочинениями, а не переложе нием программного материала. борьбу со всякого рода пла- Реже можно предлагать темы гиатом, учить творческому под ходу к работе над сочинения ми. Инспектируя школы, я ча сто обращал внимание на ка чество сочинений. Надо ска зать, что многие учителя-сло весники проводят работу, по хожую на ту, о которой рас сказала елецкая учительница. Учащиеся 5—7-х да и старших классов писали сочинения на такие темы; «Как я провел летние каникулы», «Работа в учхозе», «Лес осенью», «Са мый памятный случай в моей жизни» и т. п. Все они по-сво ему хороши, но, мне кажется, надо больше предлагать сочи нения типа очерка: «Знатная доярка», «Сталевар», «В брига де коммунистического труда» и др.. Чтобы написать такое сочинение, надо побывать на Надо сказать, что учащимся ферме, на заводе, побеседо- по изучаемому произведению, но опять же творчески форму лируя их: «Чем нравится мне это произведение?», «Почему мне полюбился герой?». Ана логичные задания следовало бы выносить и на экзамены. Ведь цель учителя, когда он предлагает писать сочинение, состоит не в том, чтобы про верить у ребят знание прой денного материала (для этого отводятся устные уроки), а проверить их способность к стилистически грамотн ом у , глубоко осмысленному изложе нию, творческие способности! Учить творчеству. Я вполне поддерживаю эту мысль тов. Хренниковой. А. АЛЕКСЕЕВ, инспектор Хлевенского роно. момент и незаметно удалилась. Это, мол, меня не касается, пусть в бригаду вступают партийцы и комсомольцы. Через несколько минут, заявив, что у него уйма дел, ушел Петр Фаустов. Вслед за ним поднялись и трое рабо чих, обслуживавших установку токов высокой частоты. Оставшиеся притихли. Казалось бы, хорошая мысль родилась в бригаде, а вот на тебе, люди не принимают ее, уходят. — Н-да,— только и сказал Ни колай Курдюков. — Так как же решим? — вновь спросил я. — Будем бороться! — разда лись дружные голоса. — Возьмем обязательство и за дело. ПЕРВЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ Когда весть о том, что на за воде появилась первая бригада, борющаяся за коммунистическое Из з а п и с о к р у к о в о д и т е л я к о л л е к т и в а коммунистического т р у д а : : 1 * 1 : : * : г : : : : * г : * I : : * : г г г : : I 1 : : : : I I г г * I : звание, распространилась по це хам, отношение к нашему участку сразу изменилось. Работать мы стали лучше, чем прежде. Но ес ли раньше наши отдельные про махи и недостатки не замечались, то тут они вдруг стали как-то сразу видны, и нас не преминули ими упрекнуть. Даже больше. Нам начали ставить в вину даже то, в чем мы были, безусловно, не виноваты. И это сначала меня немало удивляло, даже серди.'^р. Однажды я зашел в производ ственный отдел. Увидев меня, одни из диспетчеров подбоченил ся и громко заявил: — Это что за комбригада у нас объявилась? Ее лучше следует назвать бригадой срывщиков, а не комтруда! Вставляет нам пал ки в колеса, тормозит без конца сборку станков! От негодования я даже поблед нел, не мог сразу выговорить сло во. — К-как это вас п-понять? При ведите хоть один факт?—наконец, спросил я. — Сколько угодно!—смело от ветил диспетчер. — Вот, напри мер, сегодня рукоятку 13189 сбор щики. получили только поздно ве чером! Это разве не факт? — Да, да, совершенно верно!— подтвердил начальник производ ства. — Это просто безобразие. Сорвали нам сборку! — Но ведь нам дали эти руко ятки только после обеда! — не доумевал я. — Когда они к вам поступили, нас это меньше всего касается,— громко возразил диспетчер. — У вас находятся сейчас детали, зна чит, пропускать эту рукоятку по «зеленой улице»! — Мы не признаем «зеленых Афанасьев внес такое предложе ние, которое в два раза повысило производительность труда. Вноси ли ценные предложения и другие товарищи. Все это радовало ме ня, хотя и было привычно. Но в один из дней произошел случай, который меня взволновал* Вечером, после работы, ко мне по-, дошла кладовщица Зинаида Вла сова. Молодая комсомолка сер дито спросила: — Скажите, долго я буду счи тать детали? И вообще, зачем су ществует у нас кладовщица? Мастер Скоморохова удивлен но взглянула на нее: — Как это зачем? А кто прини мать, кто считать будет детали? — Те же люди, кто их делает, А меня на другую работу переве дите. Вот на копировку, хотя бы. А считать детали я больше не бу ду, — продолжала настойчиво комсомолка. Она подала мне за явление и порывисто вышла. Мы переглянулись с Людмилой Ивановной. Что случилось вдруг с девушкой? А потом задумались. Действительно, счет обработан ным деталям могут вести сами рабочие. Это не так уж сложно. Перед тем, как опустить детали в ванну для хромирования, их под вешивают на специальном при способлении. Количество деталей, которые подвешиваются, точно известно. За смену рабочий дела ет 10—12 завесой. Простая ариф метика. Зачем еще раз считать? Рабочие могут обмануть, сказать больше, чем сделали? Но ведь мы боремся за коммунистическое зва ние! Разве обман совместим с те ми обязательствами, которые мы взяли на себя! Никто из рабочих не позволит себе этого. Людмила Ивановна согласи лась со мной. На следующий день бригада собралась вместо, { — Зачем кладовщице считать' уже считанное, — сказал поли ровщик Подкопаев. — Еыход.гг, “то мы не верим друг д р у г *! — Если говорить честно,—вы ступила Зинаида Власова, — я редко когда сама считала, а все больше спрашивала у хромиров щиков и полировщиков. Разве одна такое количество деталей пересчитаешь? И меня никто ня- кс-гда не обманывал. Так зачем же моя должность? Совсем ни к чему! И Зинаида Власова была пере ведена копировщицей. Одной лишней должности на участке не стало. Рабочие начали сами счи тать обработанные детали. И ни разу у них не случилось ошибки. м. климко, 1 бригадир бригады коммунистического труда Липецкого станкостроительного . завода. (Продолжение следует). улиц»! возмущенно ответил я. — Все детали, которые к нам по-* Т ) ступают, мы делаем быстро и во-. Г ) время, без исключений. А если вы сами проморгали с заготовкой, то сами и расхлебывайте кашу. — Вот как они рассуждают, а еше называются комбригадой! Мне хотелось накричать, нагру бить диспетчеру. Но я сдержался. И только выйдя на заводской двор, немного успокоился, а по том подумал: а может, диспетчер, кое в чем и прав. Раз мы ком бригада, значит,—мы за все в от вете, и должны думать не только о себе, но и о других. Ведь утром, когда рукояток не было, ни чле ны бригады, ни я, мастер, даже не побеспокоились о том, чтобы рукоятки поступили к нам на уча сток вовремя? И решительно свернув с дороги, я направился в заготовительный цех. Нужно было твердо догово риться, чтобы подобных случаев заготовители не повторяли, не : сдерживали сборку станков. СЧИТАТЬ БУДЕМ САМИ | И раньше члены нашей бригады занимались рационализацией. Но' теперь мы еще более внимательно стали присматриваться к своей работе. И вот однажды Николаи; КЛУБЕ Липецкого ггзк- торного завода состоял ся вечер ударников и бригад коммунистического тру да на тему «В коммунистиче ских бригадах мы к коммуниз му держим путь». Участники вечера прослуша ли лекцию Н. С. Перелыгииз. Затем выступили бригадир бригады кузнечного цеха И. Аверьянов, бригадир заточ ников стальцеха комсомолка 3. Буркоза, мастер коммуни стической смены автоматного цеха коммунист А. Неклюдов и другие. Участники вечера обратились с призывом ко всем рабочим завода достойно встретить день открытия де кабрьского Пленума ЦК КПСС, Ф. ВАДИМОВ. К ОМСОМОЛЬЦЫ нашей фабрики объявили реши тельную борьбу наруши телям трудовой дисциплины и бракоделам. Создано 2 ком сомольских поста. В них вхо дят лучшие комсомольцы Зи на Ширяева, Валя Лихачева, Вера Апарина и другие. А. ВЛАСОВА. | Липецкая галантерейная фабрика, ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz