Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
. ПЛОДЫ КОНСТИТУЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ - * + * * * * * * * * * * + * * * + < ! « * * * » » } * * * * * * * * * ф Р А С С К А З ОБ О Д Н О Й М Е Ч Т Е Смешные девчонки!.. Мно го ли понимали они тогда в свои двенадцать лет? А ведь дочти каждый день собирали малышей ближних дворов и перед началом «занятий» спорили: — История интереснее! •— Нет литература!.. Потом, так и це убедив друг друга, начинали «уроки». Юные «учителя-историки» рас сказывали про великих полко водцев, о знаменитых битвах, восстаниях. Малыши слушали вдохновенно. Казалось, исто рия побеждала... Но... слово брали «литера торы». И живыми становились герои русских народных ска- вок, былинные богатыри. Сно ва малыши слушали, затаив дыхание. ■ С тех пор прошло девять лет. Остались только воспо минания. Но что ж это было? 1Игра в учителя? Для некото рых — да. Но не было это игрой для Люды Ткач-Чуй, тогда еще ученицы шестого класса. Ско рей, это был первый голос призвания. <»■ Мечта не угасала. А в 1 0 -м "-“Классе вспыхнула особенно -.ярко. Советскую литературу преподавала Заслуже и н а я учительница РСФСР Мария '(Дмитриевна Качерина. А она умела полонить души ребят. Летом 1956 года Людмила Дкач-Чуй с золотой медалью [закончила десятилетку. Пер вого сентября стала студент кой историко-филологического факультета Липецкого педин ститута. Она больше всего любила литературу. К концу первого курса полюбился и русский язык, да так, что во время летних каникул вместе с под ругами Людмила отправилась в диалектологическую экспе дицию. Через год экспедиция вторично вышла в поход, только теперь уже в районы соседней, Воронежской обла сти. Богатый материал о мест ных диалектах, собранный и обработанный студентами с помощью кандидата филологи ческих наук В. В. Титовской, был послан в Академию наук СССР. Академия признала на учную ценность присланных сведений и объявила всем участникам экспедиции благо дарность. Было немало и других боль ших праздников; участие в научных институтских конфе ренциях, межвузовской науч ной конференции в Курске, избрание в члены факультет ского комсомольского бюро, назначение Ленинской стипен дии... Спросите хоть через пять- десят^лет — и тогда Людмила Михайловна Ткач-Чуй расска жет до мельчайших подробно стей свой первый урок. — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Зовут меня... Пятиклассники Сы р с к о й средней школы на первом же ☆ З а к о н , п о к о т о р о м у ю н о с т ь ц в е т е т »: Людмила Горбулева еще недавно была токарем Усман- • ского механического завода. Бригада, в которой работала4 комсомолка, добилась высоко го звания коллектива комму нистического труда. Завод дал ей путевку в жизнь. Отсюда' пошла она учиться в инсти тут. Сейчас девушка — сту дентка первого курса истори ко-филологического факульте- • та Липецкого государственно го педагогического института. На снимке: Людмила Гор-' булева в институтской библио-' теке. Фото Ю. Ардашева. уроке узнали: Людмила Ми- | хайловна умеет очень инте- Г ресно рассказывать. Потом уз- | нали, что она может на деле | помочь выпустить стенгазету, Г оформить классный уголок, | подготовить устный журнал | «Хочу все знать». Словом, Г когда практика окончилась, | пятиклассникам не хотелось | отпускать Людмилу Михай- X ловну в институт, а ей самой I не хотелось уезжать. Успела ♦ по-настоящему сродниться X с классом, полюбить Аню г Голикову, Настю Хому- I тенникову, Васю Самохи на и всех остальных лю бознательных мальчишек н девчонок... Н е д а в н о закончилась вторая продолжительная прак тика. На этот раз учениками были металлурги Новолнпец- кого завода — десятнклассники липецкой школы рабочей мо лодежи № 3... | В зачетной книжке Людми- | лы Ткач-Чуй круглые пятер- х ки. Но теперь она еще внима- | тельнее слушает лекции в ин- | ституте, еще дольше проси- I жнвает над книгами. Впере- | ди — госэкзамены. а затем — I школа. г И верится; так же убежден- I но, как ее любимая учитель- | ница Мария Дмитриевна Ка- ♦ черина, будет Людмила Ми- : хайловна напутствовать своих | учеников словами Максима г Горького: «Любите книгу: она | научит вас разобраться в пе- I строй путанице мыслей, ...она | научит вас уважать челове- | ка». . Вот и весь рассказ о боль шой мечте, о том, как человек осуществляет свою мечту, ша гает к своему счастью. И з з а п и с н о й к н и ж к и ВСТРЕЧА Пожалуй, каждый из совет ских граждан, побывавший в Праге, навестил кладбище, где похоронены наши воины, погиб шие в 1945 году при освобожде нии Чехословакии от гитлеров ских захватчиков. Пришли и мы на это кладбище. Бережно уложили цветы вокруг главного памятника советским воинам. Посетили мы и могилу безвестного солдата... Собрались уже покидать кладбище, как вдруг кто-то из нас обратил вни мание на пожилую женщину в черном, которая аккуратно по ливала высаженные цветы вокруг главного памятника. Сейчас я затрудняюсь объяснить почему, но всех нас эта женщина как-то привлекла, и мы решили к ней подойти. • . Надо сказать, что паши друзья из Чехословакии в большинстве своем довольно неплохо говорят по-русски. А эта женщина нас поразила чистотой произношения и знанием русского языка. Вначале мы даже не повери ли, что она чецжа. Но когда Ма рия Ферберова, так зовут эту женщину, поведала нам свою ис торию, мы поняли, почему она так свободно говорит по-русски. Вот она, эта история. Я записал ее почти дословно. — Шла вторая мировая война. Нас, чехов и словаков,—расска зывала Мария Ферберова, — за ставляли воевать против русских. Но в эту войну наша фамилия не сделала против русских ни од ного выстрела. Наоборот, мы по могали воинам, бежавшим из плена, связывали их с чешскими партизанами. Много мне пришлось пережить в эту войну. Погибла почти вся семья. И когда на пражскую землю ступили советские войска, один командир даже обиделся на меня, когда я при всем народе поклонилась ему в ноги. ...Велико было мое горе, когда иа этом кладбище хоронили со ветских солдат и офицеров. Ра дость освобождения и глубокая- печаль соединились во мне и придали силы. Решила я тогда до конца дней своих ухаживать за этим кладбищем. И вот че тырнадцать лет я здесь, — Это не работа, нет,—поспе шила нас заверить Мария Фербе рова, — я персональная пенсио нерка, мне хорошо платит госу» дарство. Это дань уважения тем* кто освободил мою страну от гитлеризма. — И еще я хочу вам сказать,— тихо добавила она, — на этом кладбище я очень много поняла* Здесь много бывает советских. людей. С некоторыми я разгова риваю вот как с вами. Однажды, это было в 1947 году, я говори ла со старой русской женщиной. Она искала здесь могилу своего сына. — А потом... Я пошла в пар тийный комитет и подала заявле ние в партию. Меня приняли. Я член Коммунистической партии Чехословакии, — закончила с гордостью она... Об этой встрече я не забывал никогда. И сегодня мне очень за хотелось рассказать о ней чита телям. Ведь наши люди не только себе добыли свободу, завоевали тот великий закон, который ос вещает радостью и счастьем на шу жизнь, но и многим другим народам... И Марии Ферберовой, той самой, что живет в Праге, в Горках, в доме № д. М. ХУРИН. г. Липецк. Б. ШАЛЬНЕВ. З а к о н , п о к о т о р о м у ю н о с т ь ц в е т е т Д о м р о д н о й Восемь часов утра. Старший дежурный по школе нажима ет на кнопку — и звонкая трель разносится по всему жилому корпусу. — Подъем! — раздается в палатах мальчишек. Воспитанники быстро одева ются, бегут на зарядку. — Раз, два, три... Выше го лову!.. Глубже дышать!.. Так начинается день. Когда идут занятия, в учеб ном корпусе — тишина. Ус лышишь разве, как хором, на распев, читают первоклассни ки. Зато в учебных мастерских — стук молотков, скрежет на пильников. Идет урок труда. Ребята 5—7-х классов осваи вают основы слесарного и сто лярного дела. Они многому научатся. А пока... не так уж просто сделать подковку для ботинка! Впрочем, посмотрите, как старается Юра Фролов. У него непременно хорошо полу чится (фото слева внизу). Уроки кончились. Ребята пообедали, отдохнули... И снова звонок созывает всех в классы. Скрипят перья, укло няются над тетрадями головы, хмурятся в раздумьи брови. Это самоподготовка. Хорошо, что в такие мину ты друзья рядом; можно по советоваться. Толя Лавренть ев сам неплохо решает задачи. А все-таки какой на этот раз результат у Тани Яковлевой? Очень уж интересно узнать! (Фото слева вверху). После самоподготовки начинают работать кружки и секции. Их много. Каждый воспитанник занимается любимым делом. Вот в комнате отдыха разгорелись жаркие бои на шахматных и шашечных досках. Тут же нетерпеливые болельщики. Кто победит? - - ■ • В другом уголке Леня Захаров заворожил ребят певуньей-двухрядкой. А Саша Михайлов принес кинопроектор к четвероклассникам. Он у них пионервожатый и сего дня решил показать своим- младшим друзьям интересный кинофильм. Помощников у Саши хоть отбавляй... Все готово. Секунда . и волшебный луч перенесет ребят в далекую знойную Африку...' • Интересно живут воспитанники школы-интерната № 1 г. Липецка. И можно по нять, почему все они с гордостью говорят: г - Школа-интернат — наш дом родной! Е. ЛЮБУНЯ. г. Липецк. ’ .. ................... .. _ . . Фото автора, & . . . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz