Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

. ПЛОДЫ КОНСТИТУЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ - * + * * * * * * * * * * + * * * + < ! « * * * » » } * * * * * * * * * ф Р А С С К А З ОБ О Д Н О Й М Е Ч Т Е Смешные девчонки!.. Мно­ го ли понимали они тогда в свои двенадцать лет? А ведь дочти каждый день собирали малышей ближних дворов и перед началом «занятий» спорили: — История интереснее! •— Нет литература!.. Потом, так и це убедив друг друга, начинали «уроки». Юные «учителя-историки» рас­ сказывали про великих полко­ водцев, о знаменитых битвах, восстаниях. Малыши слушали вдохновенно. Казалось, исто­ рия побеждала... Но... слово брали «литера­ торы». И живыми становились герои русских народных ска- вок, былинные богатыри. Сно­ ва малыши слушали, затаив дыхание. ■ С тех пор прошло девять лет. Остались только воспо­ минания. Но что ж это было? 1Игра в учителя? Для некото­ рых — да. Но не было это игрой для Люды Ткач-Чуй, тогда еще ученицы шестого класса. Ско­ рей, это был первый голос призвания. <»■ Мечта не угасала. А в 1 0 -м "-“Классе вспыхнула особенно -.ярко. Советскую литературу преподавала Заслуже и н а я учительница РСФСР Мария '(Дмитриевна Качерина. А она умела полонить души ребят. Летом 1956 года Людмила Дкач-Чуй с золотой медалью [закончила десятилетку. Пер­ вого сентября стала студент­ кой историко-филологического факультета Липецкого педин­ ститута. Она больше всего любила литературу. К концу первого курса полюбился и русский язык, да так, что во время летних каникул вместе с под­ ругами Людмила отправилась в диалектологическую экспе­ дицию. Через год экспедиция вторично вышла в поход, только теперь уже в районы соседней, Воронежской обла­ сти. Богатый материал о мест­ ных диалектах, собранный и обработанный студентами с помощью кандидата филологи­ ческих наук В. В. Титовской, был послан в Академию наук СССР. Академия признала на­ учную ценность присланных сведений и объявила всем участникам экспедиции благо­ дарность. Было немало и других боль­ ших праздников; участие в научных институтских конфе­ ренциях, межвузовской науч­ ной конференции в Курске, избрание в члены факультет­ ского комсомольского бюро, назначение Ленинской стипен­ дии... Спросите хоть через пять- десят^лет — и тогда Людмила Михайловна Ткач-Чуй расска­ жет до мельчайших подробно­ стей свой первый урок. — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Зовут меня... Пятиклассники Сы р с к о й средней школы на первом же ☆ З а к о н , п о к о т о р о м у ю н о с т ь ц в е т е т »: Людмила Горбулева еще недавно была токарем Усман- • ского механического завода. Бригада, в которой работала4 комсомолка, добилась высоко­ го звания коллектива комму­ нистического труда. Завод дал ей путевку в жизнь. Отсюда' пошла она учиться в инсти­ тут. Сейчас девушка — сту­ дентка первого курса истори­ ко-филологического факульте- • та Липецкого государственно­ го педагогического института. На снимке: Людмила Гор-' булева в институтской библио-' теке. Фото Ю. Ардашева. уроке узнали: Людмила Ми- | хайловна умеет очень инте- Г ресно рассказывать. Потом уз- | нали, что она может на деле | помочь выпустить стенгазету, Г оформить классный уголок, | подготовить устный журнал | «Хочу все знать». Словом, Г когда практика окончилась, | пятиклассникам не хотелось | отпускать Людмилу Михай- X ловну в институт, а ей самой I не хотелось уезжать. Успела ♦ по-настоящему сродниться X с классом, полюбить Аню г Голикову, Настю Хому- I тенникову, Васю Самохи­ на и всех остальных лю­ бознательных мальчишек н девчонок... Н е д а в н о закончилась вторая продолжительная прак­ тика. На этот раз учениками были металлурги Новолнпец- кого завода — десятнклассники липецкой школы рабочей мо­ лодежи № 3... | В зачетной книжке Людми- | лы Ткач-Чуй круглые пятер- х ки. Но теперь она еще внима- | тельнее слушает лекции в ин- | ституте, еще дольше проси- I жнвает над книгами. Впере- | ди — госэкзамены. а затем — I школа. г И верится; так же убежден- I но, как ее любимая учитель- | ница Мария Дмитриевна Ка- ♦ черина, будет Людмила Ми- : хайловна напутствовать своих | учеников словами Максима г Горького: «Любите книгу: она | научит вас разобраться в пе- I строй путанице мыслей, ...она | научит вас уважать челове- | ка». . Вот и весь рассказ о боль­ шой мечте, о том, как человек осуществляет свою мечту, ша­ гает к своему счастью. И з з а п и с н о й к н и ж к и ВСТРЕЧА Пожалуй, каждый из совет­ ских граждан, побывавший в Праге, навестил кладбище, где похоронены наши воины, погиб­ шие в 1945 году при освобожде­ нии Чехословакии от гитлеров­ ских захватчиков. Пришли и мы на это кладбище. Бережно уложили цветы вокруг главного памятника советским воинам. Посетили мы и могилу безвестного солдата... Собрались уже покидать кладбище, как вдруг кто-то из нас обратил вни­ мание на пожилую женщину в черном, которая аккуратно по­ ливала высаженные цветы вокруг главного памятника. Сейчас я затрудняюсь объяснить почему, но всех нас эта женщина как-то привлекла, и мы решили к ней подойти. • . Надо сказать, что паши друзья из Чехословакии в большинстве своем довольно неплохо говорят по-русски. А эта женщина нас поразила чистотой произношения и знанием русского языка. Вначале мы даже не повери­ ли, что она чецжа. Но когда Ма­ рия Ферберова, так зовут эту женщину, поведала нам свою ис­ торию, мы поняли, почему она так свободно говорит по-русски. Вот она, эта история. Я записал ее почти дословно. — Шла вторая мировая война. Нас, чехов и словаков,—расска­ зывала Мария Ферберова, — за ­ ставляли воевать против русских. Но в эту войну наша фамилия не сделала против русских ни од­ ного выстрела. Наоборот, мы по­ могали воинам, бежавшим из плена, связывали их с чешскими партизанами. Много мне пришлось пережить в эту войну. Погибла почти вся семья. И когда на пражскую землю ступили советские войска, один командир даже обиделся на меня, когда я при всем народе поклонилась ему в ноги. ...Велико было мое горе, когда иа этом кладбище хоронили со­ ветских солдат и офицеров. Ра ­ дость освобождения и глубокая- печаль соединились во мне и придали силы. Решила я тогда до конца дней своих ухаживать за этим кладбищем. И вот че­ тырнадцать лет я здесь, — Это не работа, нет,—поспе­ шила нас заверить Мария Фербе­ рова, — я персональная пенсио­ нерка, мне хорошо платит госу» дарство. Это дань уважения тем* кто освободил мою страну от гитлеризма. — И еще я хочу вам сказать,— тихо добавила она, — на этом кладбище я очень много поняла* Здесь много бывает советских. людей. С некоторыми я разгова­ риваю вот как с вами. Однажды, это было в 1947 году, я говори­ ла со старой русской женщиной. Она искала здесь могилу своего сына. — А потом... Я пошла в пар­ тийный комитет и подала заявле­ ние в партию. Меня приняли. Я член Коммунистической партии Чехословакии, — закончила с гордостью она... Об этой встрече я не забывал никогда. И сегодня мне очень за ­ хотелось рассказать о ней чита­ телям. Ведь наши люди не только себе добыли свободу, завоевали тот великий закон, который ос­ вещает радостью и счастьем на­ шу жизнь, но и многим другим народам... И Марии Ферберовой, той самой, что живет в Праге, в Горках, в доме № д. М. ХУРИН. г. Липецк. Б. ШАЛЬНЕВ. З а к о н , п о к о т о р о м у ю н о с т ь ц в е т е т Д о м р о д н о й Восемь часов утра. Старший дежурный по школе нажима­ ет на кнопку — и звонкая трель разносится по всему жилому корпусу. — Подъем! — раздается в палатах мальчишек. Воспитанники быстро одева­ ются, бегут на зарядку. — Раз, два, три... Выше го­ лову!.. Глубже дышать!.. Так начинается день. Когда идут занятия, в учеб­ ном корпусе — тишина. Ус­ лышишь разве, как хором, на­ распев, читают первоклассни­ ки. Зато в учебных мастерских — стук молотков, скрежет на­ пильников. Идет урок труда. Ребята 5—7-х классов осваи­ вают основы слесарного и сто­ лярного дела. Они многому научатся. А пока... не так уж просто сделать подковку для ботинка! Впрочем, посмотрите, как старается Юра Фролов. У него непременно хорошо полу­ чится (фото слева внизу). Уроки кончились. Ребята пообедали, отдохнули... И снова звонок созывает всех в классы. Скрипят перья, укло­ няются над тетрадями головы, хмурятся в раздумьи брови. Это самоподготовка. Хорошо, что в такие мину­ ты друзья рядом; можно по­ советоваться. Толя Лавренть­ ев сам неплохо решает задачи. А все-таки какой на этот раз результат у Тани Яковлевой? Очень уж интересно узнать! (Фото слева вверху). После самоподготовки начинают работать кружки и секции. Их много. Каждый воспитанник занимается любимым делом. Вот в комнате отдыха разгорелись жаркие бои на шахматных и шашечных досках. Тут же нетерпеливые болельщики. Кто победит? - - ■ • В другом уголке Леня Захаров заворожил ребят певуньей-двухрядкой. А Саша Михайлов принес кинопроектор к четвероклассникам. Он у них пионервожатый и сего­ дня решил показать своим- младшим друзьям интересный кинофильм. Помощников у Саши хоть отбавляй... Все готово. Секунда . и волшебный луч перенесет ребят в далекую знойную Африку...' • Интересно живут воспитанники школы-интерната № 1 г. Липецка. И можно по­ нять, почему все они с гордостью говорят: г - Школа-интернат — наш дом родной! Е. ЛЮБУНЯ. г. Липецк. ’ .. ................... .. _ . . Фото автора, & . . . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz