Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
П А Р Т Ы Ж Д У Т У Ч Е Н И К О В В классах вечерней школы сельской молоде жи зажглись огни. Зво нок давно уже позвал учащихся на места... А собралось всего несколь ко человек. И так бывает каждый раз в Долгоруковской школе сельской молоде жи. К началу учебного года тут было намечено принять 280 человек. За явлений подало всего 150, а за парты село и то го меньше — семьдесят юношей и девушек. Впрочем, в школу часто приходит не больше 50 человек. _ Оказывается, еще при омплектованин классов учителя школы, работни ки райкома комсомола и роно проявили пол ную пассивность. Списки, составленные летом, к началу учебного года никто по-настоящему не проверил. Имеется в ви ду, конечно, не та про верка, когда п р о с т о считают и пересчитыва ют фамилии. Это в шко ле делали не раз. С тре вогой подсчитывали ко личество заявлений. Но хорошо, когда тревога - - вызывает активные дела, когда вся школа, ком сомольские работ н и к и идут на заводы, в кол хозы, совхозы, сами го ворят с молодеж ь ю, убеждая их учиться. Этого не случилось. Сейчас в школе, в роно в райкоме ВЛКСМ на едят массу оправданий. Говорят, например, что многие юноши и девушки живут далеко от школы и не могут регулярно по сещать занятия. Здесь уже, особенно теперь, л когда ударили морозы и выпал снег, необходи мо договориться с руко водителями предприятий о подвозе учащихся. Но не потому пустует школа, что молодежь да леко живет. И в рай центре есть целый ряд юношей и девушек, не имеющих даже семилет него образования. Боль шинство не идут в шко лу потому, что их не пригласили туда. И ру ководители предприятий не предложили им по вышать общеобразова тельный уровень. Мно гие из руководителей едприятий считают, что учеба молодежи—дело личное, как кто хочет, так и поступает. Когда, к примеру, спрашивают у председателя райпот ребсоюза тов. Колосова, почему не учатся торго- уступки юношам и де вушкам — можно за ставить. Ну а как же все-такн с теми, кто и в самом деле нс в состоянии по сещать вечернюю школу, ( Что мешает сельской м о л о д е ж и п о в ы ш а т ь общеобразовательный уровень вые работники, то он от вечает: — Это их дело. Я каж дого не могу дубиной гнать в школу. Дело, конечно, не в дубине. Руководителям райпотребсоюза простог напросто следовало по беседовать с молодежью. И не только побеседо вать, но создать условия для учебы. А то получи лось так, что даже тем одиннадцати торгов ы м работникам, которые са ми изъявили желание пойти в школу, установи ли такой распорядок ра бочего дня, что они не мо гут регулярно посещать занятия. Кстати, и сам топ. Колосов имеет обра зование всего около се ми классов. Ему давно уже пора подумать о дальнейшей учебе. Но если директор рай потребсоюза с беспеч ностью относится к уче бе молодежи, то его коллега по должности — директор свеклобазы тов. Н. А. Барбашин заявил прямо-таки ультиматум желающим учиться: — Никакой школы! Нр отпущу ни одного человека! Слово свое он сдер жал. Из 9 работников, подавших заявления в школу, он отпустил только одного... Вот ведь в чем дело... Оказывается, мало соста вить списки учащихся. Надо еще и бороться за каждого ученика, за несенного в список. А поэтому не обойтись без тесной связи с руково дителями предприятий. Если учеба молодежи не беспокоит руководи телей, надо объяснить им, что занятия рабо чих — в интересах же предприятия. Не желает тов. Барбашин пойти на Радиогазета в школе Совсем недавно в классах и коридорах нашей школы впервые прозвучал голос диктора Вали Киприянсвой: «Внимание! Внимание! Говорит школьный радиоузел. Слушайте первый выпуск радиогазеты «Школьная жизнь»... А уже теперь ребята с нетерпением ждут оче редной номер звуковой газеты. Она помогает нам а учебе. М. СУШКОВА, ученица 10-го класса средней школы № 8. г. Липецк. кто живет в отдаленных селах? Ответ на этот во прос работники роно, учителя найдут, если еще раз прочитают спе циальное Положение о вечерних школах... Желающих учиться на ходится много в каждом колхозе и совхозе Дол горуковского р а й о н а . Молодежь могла бы по ступить в Липецкую об ластную заочную сред нюю школу, а получать консультации — по ме сту жительства. Для это го следовало открыть при каждой средней и семи летней школе в районе консультационные пункты и, в первую очередь, ко нечно, — в Долгоруков ской школе сельской мо лодежи. Но тов. Бабкин считает, что создавать консультационные пунк ты не входит в обязан ности директора школы сельской молодежи. С ним, как видно, согла шаются работники ро но... А на пользу ли дела такое примиренче ство? П. 11Л1Л НИКОВ. Долгоруковский район. О ЛИПЕЦКОЙ школе- ^ интернате мног и е мальчики и девочки любят музыку. Для их учебы созданы все усло вия. Ученица 8-го класса Галя Неделина любит музыку. Вот сейчас она исполняет «Неаполитан скую песню» Чайковско го, ее одноклассница Галя Стеганцева слушает игру подруги. Фото Ю. Ардашева. РУССКИЙ ЛЕС “ НАШЕЛ Роман Леонова «Рус ский лес» — произведе ние мног о п л а н о в о е . Композиционно он очень сложен (картины первого года Ве ликой Отечественной войны череду ются в нем с показом послереволю ционных событий). Инсценировка такого произведе ния очень трудна. И трудна не толь ко из-за многоплановости романа, но и еще по целому ряду причин. Роман Леонова — произведение в высшей степени философское. Диа лог героев, авторское повествование насыщено глубокими философскими обобщениями, раздумьями. Кроме того, действие в романе развивается с эпической неторопливостью, а мо тивировка поступков героев зало жена большей частью в словах авто ра. а не в речах персонажей. Драматург Бондаренко и сам ав тор романа, работая над инсцени ровкой, сознательно опустили многое из того, что представляет в книге большой интерес, но не может вой ти в произведение, предназначаемое для сцены. Стремясь рассказать о своих ге роях подробнее и хоть в какой-то мере сгладить фрагментарность ин сценировки, авторы вводят в дейст вие пьесы слова ведущего. Прием этот не нов. В историю мирового театра вошло, например, смелое вве дение В. И. Немировичем-Данченко «лица от автора» при инсценировке романа Л. Толстого «Воскресение». «Лицо от автора» в качестве веду щего спектакль появлялось перед зрителями, становясь не только на блюдателем, но как бы и непосред ственным - участником событий, про исходящих на сцене. Постановщик спектакля «Русский лес» в Липецком театре В. Н. Панов отказался от мысли вы вести^ на просцениум актера, ко торый бы читал авторский текст, поясняя зрителю обстановку после дующей картины. Эта функция по ручена дикторскому голосу. Репро дуктор заменяет живого актера. На ходка это или потеря? Скорее по следнее. Дикторский голос (он, к то му же, не очень качественен, ибо звуковая аппаратура в театре ос тавляет желать лучшего), вносит в спектакль элемент эклектики. Веро ятно, режиссер побоялся довериться актеру. А ведь вполне возможно, что для того же актера Р. П. Рахлина, чей голос записан сейчас на магни- Своим искусством с л п е я т с я в стране народные умельцы Закарпатья. Ужгородская артель «Художпром» создана полгода назад. Она уже вы пустила 50 видов продукции. Творче ская группа артели работает Дзад соз данием новых изделий — шкатулок, скульптурных групп из дерева и кера мики. НА СНИМКЕ: мастера керамического цеха Слава Федоровна Гуштан (слева) и Ева Степановна Врабель за изготов лением сувенипов Фото Л. Ковгана. П Р И З Н А Н И Е тофон, роль «лица от автора» стала бы интересной творческой задачей, и может быть, значительной наход кой. О символических картинах спек такля. В них режиссер-постановщик и художник Бобылкин прибегают к помощи кино. Демонстрируя перед зрителями кадры кинохроники вре мен Великой Отечественной войны, они преследуют цель воссоздать пе ред зрителем обстановку военного времени. И что же? Если в картине парада на Красной площади это в какон-то степени приемлемо, ибо другими художественными средства ми эту картину в условиях театра решить очень трудно, то в других сценах чувство меры опять изменя ет постановщикам. Эклектическое смешение разных по своей природе художественных средств неоправда- но. Сцепы получаются рыхлыми и в постановочно-техническом отноше нии слабыми. Говоря о спорных моментах спек такля, нельзя ни на минуту забы вать, что в цело.ч-то «Русский лес» звучит со сцены Липецкого театра волнующе, по-леоновски. И тут хо чется сказать о больших достиже ниях режиссуры. Нужно отметить, что режиссеру В. Н. Панову очень удается разра ботка сиен, где идет напряженный, философский диалог героев. Учиты вая тяжеловесность, которая очень чувствуется в тексте пьесы, можно было ожидать, что эти трудные раз говорные сцены будут скучными в спектакле. Но получилось наоборот. Именно эти сцены держат в напряжении зрителя, именно они стали централь ными. И причины здесь в интерес ном режиссерском решении этих сцен-дуэгов. В спектакле много больших актер ских удач. Первая из них — Грацианский в исполнении заслуженного артиста республики В. А. Митрофанова. От равитель душ, творец тон самой «мертвой воды», которая губит люд ские судьбы, враг идеологический и социальный, Грацианский в испол нении Митрофанова — главный но ситель всего того, что несет в лео- новском романе старый мир. Этот, блестяще вышколенный, лжеингелли- гентный, с роскошным, велеречивым голосом знаток и почитатель жиз ненного комфорта заметен на сцене с первого своего появления. Злой гений неискушенной в жизненных схватках Поли, Грацианский в ис полнении Митрофанова отлично зна ет, что лучшие сорта лжи готовятся из полуправды. Его, выражаясь словами Леонова, жирный голос, скользкая речь плетут ту самую сладкую ложь воинствующего мещани на, который никак не может омириться с мыслью, что не он — пуп земной. Сторонник буржу азной в своей сущности теории сильного индивидуума. Грацианский враг вдвойне опасный, потому что умный. ...Сцена бомбоубежища. Появля ются носилки со смертельно-раненой Наталией Сергеевной. Последняя еще только произнесла каким-то потусторонним голосом свою первую фразу, а в зрительном зале уже ца рит тишина. Такая тишина, какая бывает только в случаях, когда зри тель становится свидетелем большой сценической правды. Актриса В. И. Ильина в малень кой, но важной в идейном отноше нии роли женщины, погубленной Грацианским, за немногие минуты, предоставленные ей ролью, создает подлинно трагедийный образ. У человека кончилось все. Смерть уже застилает глаза. Для советского человека в смертельный час важна не своя судьба, а судьба других лю ден. И в частности, судьба малень кой внучки, которую она с наивно стью пожилой женщины хочет за щитить от врага. В спектакле «Русский лес» есть эпизодическая роль старосты, кото рый присутствует на допросе Поли. Интересный пример, когда несколь кими фразами и жестами можно пе редать существо человеческого ха рактера. показал старейший актер театра М. А. Носов. Он двумя-тре мя штрихами сумел показать нам человека, некогда оппозиционно на строенного к Советской власти. В прошлом собственник, он каким-то седьмым чувством понимает Полину правду, которую она смело бросает в глаза гитлеровцу. Староста спаса ет девушку. И все это лаконично, мастерски сделано М. А. Носовым. Его герой, как говорится у Леоно ва, «из тех был, в которых чувство Родины сильнее накопленной злобы».4 Несколько слов о музыкальном оформлении спектакля. Музыкаль ным его лейтмотивом взят первый фортепьянный концерт II. И. Чай ковского. И если в целом это не вы зывает возражений, то использова ние финала концерта как музыкаль ного пролога перед третьим актом неуместно. По ходу пьесы события становятся все тревожнее, а музыка дана ликующая, светлая, радостная. И еще. Сцена смерти Наталии Сергеевны заканчивается исполнени ем «Грез» Шумана. Это тоже не совсем правильно, ибо шуманские «Грезы» говорят нам о светлой че ловеческой грусти, но отнюдь не о трагедии. В целом же хочется сказать, что Липецкий театр сделал очень вол нующий спектакль, который уже нашел признание у зрителя. Р. ПЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz