Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

П А Р Т Ы Ж Д У Т У Ч Е Н И К О В В классах вечерней школы сельской молоде­ жи зажглись огни. Зво­ нок давно уже позвал учащихся на места... А собралось всего несколь­ ко человек. И так бывает каждый раз в Долгоруковской школе сельской молоде­ жи. К началу учебного года тут было намечено принять 280 человек. За ­ явлений подало всего 150, а за парты село и то­ го меньше — семьдесят юношей и девушек. Впрочем, в школу часто приходит не больше 50 человек. _ Оказывается, еще при омплектованин классов учителя школы, работни­ ки райкома комсомола и роно проявили пол­ ную пассивность. Списки, составленные летом, к началу учебного года никто по-настоящему не проверил. Имеется в ви­ ду, конечно, не та про­ верка, когда п р о с т о считают и пересчитыва­ ют фамилии. Это в шко­ ле делали не раз. С тре­ вогой подсчитывали ко­ личество заявлений. Но хорошо, когда тревога - - вызывает активные дела, когда вся школа, ком­ сомольские работ н и к и идут на заводы, в кол­ хозы, совхозы, сами го­ ворят с молодеж ь ю, убеждая их учиться. Этого не случилось. Сейчас в школе, в роно в райкоме ВЛКСМ на­ едят массу оправданий. Говорят, например, что многие юноши и девушки живут далеко от школы и не могут регулярно по­ сещать занятия. Здесь уже, особенно теперь, л когда ударили морозы и выпал снег, необходи­ мо договориться с руко­ водителями предприятий о подвозе учащихся. Но не потому пустует школа, что молодежь да­ леко живет. И в рай­ центре есть целый ряд юношей и девушек, не имеющих даже семилет­ него образования. Боль­ шинство не идут в шко­ лу потому, что их не пригласили туда. И ру­ ководители предприятий не предложили им по­ вышать общеобразова­ тельный уровень. Мно­ гие из руководителей едприятий считают, что учеба молодежи—дело личное, как кто хочет, так и поступает. Когда, к примеру, спрашивают у председателя райпот­ ребсоюза тов. Колосова, почему не учатся торго- уступки юношам и де­ вушкам — можно за ­ ставить. Ну а как же все-такн с теми, кто и в самом деле нс в состоянии по­ сещать вечернюю школу, ( Что мешает сельской м о л о д е ж и п о в ы ш а т ь общеобразовательный уровень вые работники, то он от­ вечает: — Это их дело. Я каж­ дого не могу дубиной гнать в школу. Дело, конечно, не в дубине. Руководителям райпотребсоюза простог напросто следовало по­ беседовать с молодежью. И не только побеседо­ вать, но создать условия для учебы. А то получи­ лось так, что даже тем одиннадцати торгов ы м работникам, которые са­ ми изъявили желание пойти в школу, установи­ ли такой распорядок ра ­ бочего дня, что они не мо­ гут регулярно посещать занятия. Кстати, и сам топ. Колосов имеет обра­ зование всего около се­ ми классов. Ему давно уже пора подумать о дальнейшей учебе. Но если директор рай­ потребсоюза с беспеч­ ностью относится к уче­ бе молодежи, то его коллега по должности — директор свеклобазы тов. Н. А. Барбашин заявил прямо-таки ультиматум желающим учиться: — Никакой школы! Нр отпущу ни одного человека! Слово свое он сдер­ жал. Из 9 работников, подавших заявления в школу, он отпустил только одного... Вот ведь в чем дело... Оказывается, мало соста­ вить списки учащихся. Надо еще и бороться за каждого ученика, за ­ несенного в список. А поэтому не обойтись без тесной связи с руково­ дителями предприятий. Если учеба молодежи не беспокоит руководи­ телей, надо объяснить им, что занятия рабо­ чих — в интересах же предприятия. Не желает тов. Барбашин пойти на Радиогазета в школе Совсем недавно в классах и коридорах нашей школы впервые прозвучал голос диктора Вали Киприянсвой: «Внимание! Внимание! Говорит школьный радиоузел. Слушайте первый выпуск радиогазеты «Школьная жизнь»... А уже теперь ребята с нетерпением ждут оче­ редной номер звуковой газеты. Она помогает нам а учебе. М. СУШКОВА, ученица 10-го класса средней школы № 8. г. Липецк. кто живет в отдаленных селах? Ответ на этот во­ прос работники роно, учителя найдут, если еще раз прочитают спе­ циальное Положение о вечерних школах... Желающих учиться на­ ходится много в каждом колхозе и совхозе Дол­ горуковского р а й о н а . Молодежь могла бы по­ ступить в Липецкую об­ ластную заочную сред­ нюю школу, а получать консультации — по ме­ сту жительства. Для это­ го следовало открыть при каждой средней и семи­ летней школе в районе консультационные пункты и, в первую очередь, ко­ нечно, — в Долгоруков­ ской школе сельской мо­ лодежи. Но тов. Бабкин считает, что создавать консультационные пунк­ ты не входит в обязан­ ности директора школы сельской молодежи. С ним, как видно, согла­ шаются работники ро­ но... А на пользу ли дела такое примиренче­ ство? П. 11Л1Л НИКОВ. Долгоруковский район. О ЛИПЕЦКОЙ школе- ^ интернате мног и е мальчики и девочки любят музыку. Для их учебы созданы все усло­ вия. Ученица 8-го класса Галя Неделина любит музыку. Вот сейчас она исполняет «Неаполитан­ скую песню» Чайковско­ го, ее одноклассница Галя Стеганцева слушает игру подруги. Фото Ю. Ардашева. РУССКИЙ ЛЕС “ НАШЕЛ Роман Леонова «Рус­ ский лес» — произведе­ ние мног о п л а н о в о е . Композиционно он очень сложен (картины первого года Ве­ ликой Отечественной войны череду­ ются в нем с показом послереволю­ ционных событий). Инсценировка такого произведе­ ния очень трудна. И трудна не толь­ ко из-за многоплановости романа, но и еще по целому ряду причин. Роман Леонова — произведение в высшей степени философское. Диа­ лог героев, авторское повествование насыщено глубокими философскими обобщениями, раздумьями. Кроме того, действие в романе развивается с эпической неторопливостью, а мо­ тивировка поступков героев зало­ жена большей частью в словах авто­ ра. а не в речах персонажей. Драматург Бондаренко и сам ав­ тор романа, работая над инсцени­ ровкой, сознательно опустили многое из того, что представляет в книге большой интерес, но не может вой­ ти в произведение, предназначаемое для сцены. Стремясь рассказать о своих ге­ роях подробнее и хоть в какой-то мере сгладить фрагментарность ин­ сценировки, авторы вводят в дейст­ вие пьесы слова ведущего. Прием этот не нов. В историю мирового театра вошло, например, смелое вве­ дение В. И. Немировичем-Данченко «лица от автора» при инсценировке романа Л. Толстого «Воскресение». «Лицо от автора» в качестве веду­ щего спектакль появлялось перед зрителями, становясь не только на­ блюдателем, но как бы и непосред­ ственным - участником событий, про­ исходящих на сцене. Постановщик спектакля «Русский лес» в Липецком театре В. Н. Панов отказался от мысли вы­ вести^ на просцениум актера, ко­ торый бы читал авторский текст, поясняя зрителю обстановку после­ дующей картины. Эта функция по­ ручена дикторскому голосу. Репро­ дуктор заменяет живого актера. На­ ходка это или потеря? Скорее по­ следнее. Дикторский голос (он, к то­ му же, не очень качественен, ибо звуковая аппаратура в театре ос­ тавляет желать лучшего), вносит в спектакль элемент эклектики. Веро­ ятно, режиссер побоялся довериться актеру. А ведь вполне возможно, что для того же актера Р. П. Рахлина, чей голос записан сейчас на магни- Своим искусством с л п е я т с я в стране народные умельцы Закарпатья. Ужгородская артель «Художпром» создана полгода назад. Она уже вы­ пустила 50 видов продукции. Творче­ ская группа артели работает Дзад соз­ данием новых изделий — шкатулок, скульптурных групп из дерева и кера­ мики. НА СНИМКЕ: мастера керамического цеха Слава Федоровна Гуштан (слева) и Ева Степановна Врабель за изготов­ лением сувенипов Фото Л. Ковгана. П Р И З Н А Н И Е тофон, роль «лица от автора» стала бы интересной творческой задачей, и может быть, значительной наход­ кой. О символических картинах спек­ такля. В них режиссер-постановщик и художник Бобылкин прибегают к помощи кино. Демонстрируя перед зрителями кадры кинохроники вре­ мен Великой Отечественной войны, они преследуют цель воссоздать пе­ ред зрителем обстановку военного времени. И что же? Если в картине парада на Красной площади это в какон-то степени приемлемо, ибо другими художественными средства­ ми эту картину в условиях театра решить очень трудно, то в других сценах чувство меры опять изменя­ ет постановщикам. Эклектическое смешение разных по своей природе художественных средств неоправда- но. Сцепы получаются рыхлыми и в постановочно-техническом отноше­ нии слабыми. Говоря о спорных моментах спек­ такля, нельзя ни на минуту забы­ вать, что в цело.ч-то «Русский лес» звучит со сцены Липецкого театра волнующе, по-леоновски. И тут хо­ чется сказать о больших достиже­ ниях режиссуры. Нужно отметить, что режиссеру В. Н. Панову очень удается разра­ ботка сиен, где идет напряженный, философский диалог героев. Учиты­ вая тяжеловесность, которая очень чувствуется в тексте пьесы, можно было ожидать, что эти трудные раз­ говорные сцены будут скучными в спектакле. Но получилось наоборот. Именно эти сцены держат в напряжении зрителя, именно они стали централь­ ными. И причины здесь в интерес­ ном режиссерском решении этих сцен-дуэгов. В спектакле много больших актер­ ских удач. Первая из них — Грацианский в исполнении заслуженного артиста республики В. А. Митрофанова. От­ равитель душ, творец тон самой «мертвой воды», которая губит люд­ ские судьбы, враг идеологический и социальный, Грацианский в испол­ нении Митрофанова — главный но­ ситель всего того, что несет в лео- новском романе старый мир. Этот, блестяще вышколенный, лжеингелли- гентный, с роскошным, велеречивым голосом знаток и почитатель жиз­ ненного комфорта заметен на сцене с первого своего появления. Злой гений неискушенной в жизненных схватках Поли, Грацианский в ис­ полнении Митрофанова отлично зна­ ет, что лучшие сорта лжи готовятся из полуправды. Его, выражаясь словами Леонова, жирный голос, скользкая речь плетут ту самую сладкую ложь воинствующего мещани­ на, который никак не может омириться с мыслью, что не он — пуп земной. Сторонник буржу­ азной в своей сущности теории сильного индивидуума. Грацианский враг вдвойне опасный, потому что умный. ...Сцена бомбоубежища. Появля­ ются носилки со смертельно-раненой Наталией Сергеевной. Последняя еще только произнесла каким-то потусторонним голосом свою первую фразу, а в зрительном зале уже ца­ рит тишина. Такая тишина, какая бывает только в случаях, когда зри­ тель становится свидетелем большой сценической правды. Актриса В. И. Ильина в малень­ кой, но важной в идейном отноше­ нии роли женщины, погубленной Грацианским, за немногие минуты, предоставленные ей ролью, создает подлинно трагедийный образ. У человека кончилось все. Смерть уже застилает глаза. Для советского человека в смертельный час важна не своя судьба, а судьба других лю­ ден. И в частности, судьба малень­ кой внучки, которую она с наивно­ стью пожилой женщины хочет за ­ щитить от врага. В спектакле «Русский лес» есть эпизодическая роль старосты, кото­ рый присутствует на допросе Поли. Интересный пример, когда несколь­ кими фразами и жестами можно пе­ редать существо человеческого ха­ рактера. показал старейший актер театра М. А. Носов. Он двумя-тре­ мя штрихами сумел показать нам человека, некогда оппозиционно на­ строенного к Советской власти. В прошлом собственник, он каким-то седьмым чувством понимает Полину правду, которую она смело бросает в глаза гитлеровцу. Староста спаса­ ет девушку. И все это лаконично, мастерски сделано М. А. Носовым. Его герой, как говорится у Леоно­ ва, «из тех был, в которых чувство Родины сильнее накопленной злобы».4 Несколько слов о музыкальном оформлении спектакля. Музыкаль­ ным его лейтмотивом взят первый фортепьянный концерт II. И. Чай­ ковского. И если в целом это не вы­ зывает возражений, то использова­ ние финала концерта как музыкаль­ ного пролога перед третьим актом неуместно. По ходу пьесы события становятся все тревожнее, а музыка дана ликующая, светлая, радостная. И еще. Сцена смерти Наталии Сергеевны заканчивается исполнени­ ем «Грез» Шумана. Это тоже не совсем правильно, ибо шуманские «Грезы» говорят нам о светлой че­ ловеческой грусти, но отнюдь не о трагедии. В целом же хочется сказать, что Липецкий театр сделал очень вол­ нующий спектакль, который уже нашел признание у зрителя. Р. ПЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz