Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
В Е Л И К И Й СЫН В Е Л И К О Г О Н А Р О Д А ! ^^автра — 5 0 ле т ! со дня смерти Л. Н. Толстого^ С Г РО Я ГА . . . Сейчас, когда самым важным, са мым кровным является вопрос вой ны и мира, мы вновь и вновь вспо минаем гневные строки великого пи- сателя-гуманиста, обращенные про тив безумства войны. В ^Севастопольских рассказахж нас восхищают нравственная красо та, храбрость и скромность рядовых русских солдат, их подвиги и буд ничные дела. Но уже в этих расска зах Л. Толстой показал, что война— это ие только яркий подвиг, но и тяжкий труд, страдания, кровь и смерть. В кВойне и миреж, пожалуй, наи более глубоко и сильно выразились утверждающее восприятие жизни Л. Толстым, его огромная, страст ная, взволнованная любовь к жизни и не уступающая по силе этой люб ви ненависть к войне. кЯ ие могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух)^,— думает Андрей Болконский перед самым разрывом гранаты, которая отняла у него и любовь к жизни, и саму жизнь. Это — не пацифизм. Л. Толстой всей силой своего огромного талан та воспел ^дубину народной войныу, восславил героизм русских солдат, Астапо'во. Но ябрь )9Ю года. Сюда со всех кон цов земного ша ра неслись скорб![ые слова собо лезнований. На имя друга Льва Николаевича Толстого В. Г. Черт кова пришла телеграмма, в кото рой говорилось: сСодиал-демо- кратическая фракция Государст венной думы, выражая чувства российского и всего международ ного пролетариата, глубоко скор бит об утрате гениального худож ника, ".непримиримого и иепобеж- денного^орца с официальной цер ковностью, врага произвола и по рабощения, громко возвысивше го свой голос против смертной казни, друга гонимых:^. В. И. Ленин в статье ^Л. Н. Толстой и современное рабочее движеиие:^ говорил о том, что эта телеграмма социал-демократиче ских депутатов Н! Думы вырази ла отношение всех простых людей к ^писателю, который дал ряд самых замечательных художест венных произведений, ставящих его в число великих писателей мира,—к мыслителю, который с громадной силой, уверенностью, нскреикостью поставил целый ряд вопросов, касающихся основ- яых черт совремейчого политиче ского и общественного устрой- СТСЗУ. ' Важдь хшрового пролетариата высоко ценил творчество Толсто го. Ленин гордился великим рус ским писателем, восхищался Тол стым, как самым трезвым реали стом. срывающим все и всяческие мщ ^и Творчеству великого писателя посвящен целый ряд ленинских статей: т:Лев Толстой, как зерка ло русской революции:^ (]908), 4:Л. Н . Толстой:^, ^Л. Н. ТОЛСТОЙ И современнее рабочее движение:^, ч:Толстой и пролетарская борьба:^, сГерои 4:Оговорочки^ (]9]0), 4:Л. Н. Толстой и его эпоха:^ Для Ленина Лев Толстой—не спокойный созерцатель - олим пиец, воплощающий 4!сов^стьж России, а мятежный, непокорный колосс, писатель, все творчество которого отражает злобу дня, бурное нарастание ^накипевшей ненависти, созревшего стремления к лучшему, желания избавиться от прошлого:^. Ленин, анализ)фуя факты жиз ни и творчества Толстого, выска зывает мысль огромной методо логической ценности о том, что 4:противор€чия ВО взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых НА СНИМКЕ: бюст Л. Н. Толстого на станции Лев Тол стой. В. и. Лвйнн с Л. Н. Т е ш е м условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети Х!Х века:^. В статье 4;Лев Толстой, как зеркало русской революции^ В. И. Ленин дает классический образец всестороннего анализа сильных и слабых сторон творчества велико го писателя. Ленин говорил о Толстом: жС одной стороны—ге ниальный художник, давший не только несравненные картины русской ^кчзчи, но и первокласс ные произведения мировой лите ратуры. С другой стороны—по мещик, юродствующий во Хри сте. Считая литературу мощным средство^^ ПОЗНЦ.НМЯ жцзни, Ленин говорил о Толстом, как о ^горя чем протестанте, страстном обли чителе, великом критике^. Отда вая дань уважения ве:йщому пи сателю, Ленин сожалеет о том, что в царской России творчество Толстого известно ничтожному меньшинству населения. Ленин убежденно говорил: 4:Чтобы сде лать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, кото рый осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворота. Ленин разоблачал гнусное ли цемерие официозной прессы, ко торая обильно расточала ^кроко диловы с л е ^ ^ . Те, кто еще вчера яростно травили великого писате ля, сегодня заискивающе сюсю кают перед ним. Одни, по словам Лепина, делают это, чтобы <соб- люсти приличия перед Европой:^, другие — чтобы <!примазаться к популярному имени, чтобы при умножить свой политический капиталецз). Основатель Советского государ ства гневно говорит о том, что пролетариат не простит церковни кам их надругательства над име нем гения русского народа, что гнусные <подаигч^ зачтутся свя тошам ^в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандар мами во Христе, с темными инк- в и з м ^ а м и ^ ' В дни, когда все прогрессивное человечество отмечает 50-летие со дня смерти великого писателя, с особой силой звучат слова В. И. Ленина о Л. Н. Толстом, творче ство которого, во словам вождя, отразило ^(велнкое народное море, взволновавшееся до самых г-эу- бич, со всеми своими слабостями и всеми сильными своими сторо- иами^. В. ШАХОВ, учитель. НА СНИМКЕ: дом в д. Бегиче жо Данковского района, ж кото ром жил Л. Н. Толстой ж !89<— !892 тт. партизан и всех, кто гнал захватчи ков с родной земли. Но зачем французы двинулись на Россию? Зачем Наполеону понадобился ти тул властелина мира? И разве можно для этой цели убивать тыся чи неповинных людей? И Тол стой развенчивает Наполеона как азартного игрока, ставками которого в игре на мировое господство были це.чые народы и страны. Наполеон— епалач народов^, преступник, полу чивший справедливое возмездие от ^сильнейшего духом противникам. кКакая книга! — писал в !899 го ду о романе «Война и мирм фран цузский романист Альбвр Дельпи.— Душа патриота вскрыжается ж ней... Толстой произносит проклятие над всякого рода захватами и нападе ниями...м. На рубеже двух веков и в первые и щ ы Х Х в м а Л . ^ Т м м м б м м ^ ^ ^ м б ^ 1 щ ж з а м и р . Э м о н в !895 году первым из писателей осу дил агрессивную политику герман ского кайзера Вильгельма Ч . Это он заклеймил позором первые войны эпохи империализма — англо-бур скую и испано-американскую. <^Чи-. таю о войне на Филиппинах Трансвале, и берет ужас и отвра-^ щение... Войны американцев и анг-! лмчан среди мира, в котором осуж-{ дают войну уже гимназисты, — ! ужасиыж, — записывает Л. Толстой} в своем дневнике. ^ Голос великого гуманиста против; безумства вспыхнувших и готовых! вспыхнуть войн зазвучал на весь( мир. «Война и разум)>, «Против вой-] ны^, «О войнеж, «Как уничтожить! войнуэ — названия этих статей ^ Л. Н. Толстого говорят сами за себя. п ^ ь каждый с ^ ветский человек, могут расписаться все, кто сегодня Важно отметить, что в них Л. Тол- вместе с нами борется за прочный стой выступает против войны не с мир на земле. точки зрения абстрактного христи анского учения «не убийж. В них он уже — не примиритель, а страстный обличитель, начавший суд над под жигателями войн именем^иллионов тружеников мира. «Когда же это кончится? и когда же, наконец, об манутые люди опомнятся и скажут: «Да идите вы, безжалостные и без божные цари, министры, митропо литы, аббаты, генералы... и как вас там называют, идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдем. Оставьте нас в покое: пахать, сеять, стронтьж. («О войнеж). Да, Л. Толстой глубоко понял ми ролюбивый характер всех честных тружеников, в каких бы частях зем ли они ни жили. потому до сего дня верными, живыми, свежими ос тались его слова: «Простой народ во Франции, Германии, Англии и Америке — против войны, Мы же лаем только, чтобы нас оставили в покое... Мы миролюбивы)). Под эти ми словами может поставить под- «Лев Толстой — носитель того величия сердца, которое стремится разорвать цепи, осветив темноту, перековать мечи на плугиж, — писа ла в ^ 1 ^ 8 году прогрессивная поль ская писательница Элиза Ожешко. Немецкий писатель Герхарт Гаупт ман через три года после первой мировой войны сказал о Л. Тол стом: «Если б он жил в наши годы, он поднял бы свой голос, и его го лос был бы уйяышан, как никакой другой. И этот голос призвал бы к миру, к подлинному миру, с испо линской СИЛОЙЖ. Гуманизм л. Толстого высоко оце нили и другие крупнейшие писатели мира и миллионы рядовых читате лей. Радостно сознавать, что. и те перь вместе с нами честные люди земли любят и ценят именно «силь ные стороныж гения Л. Н. Толстого, Толстого — обличителя лжи и зла, защитника правды, красоты жизни и мира ма земле. <- Б. ШАЛЬНЕВ. Не удивительно, что тво р ч е с т в о Л. Н. Толстого и его своеобразная личность привлекали к себе внимание многих выдаю щихся художников: И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Па- с ^ ^ ш к а и р я м д ^ ^ ^ Значение этой дружбы лучше всего выразил В. В. Стасов. Оценивая в од ном из своих писем, пример, творчество ОН НАШ . Р У С С К И Й ! иах глаза глядят прямо в душу В. В. Стасов отмечал, что порт- рм , мписаншш Р м ^ ным, необыкновенно прост и по позе и по краскам, по разителен своей талантливо стью и правдою. Лицо Л. Н. на- Толстого, и в особенности Ре- его глаза, выдают человека пииа, он писал: «Я толь- доброго, с золотым сердцем. Л. Н. Поляне. НАШ .И И Н Т Е Р В Ь Ю Толстой в Ясной Едва ли на земном шаре; существует хоть один пи-; до которого не д о -} В. ПРОСКУРИНА, инженер-конструктор проектного отдела НЛМЗ — Перебирая в памя ти, что мне больше всего нравится в творчестве Тол стого, я теряюсь: у него все хорошо, прав 1 ДИво, жизненно. Вся наша моло дежь очень многому учится у писателя, у его героев. У ]]аташи Ростовой мы, де вушки, например, учимся чуткости, верности. Юноши очень часто хотят походить на Андрея Болконского. И еще хочу сказать: когда мы встречаемся с хороншм человеком, то очень хотим, чтобы он был похож на какого-то близко го, понятного нам героя из художественной литерату ры. У Толстого много таких героев. На них хотят люди походить. И, может быть, оттого сам автор нам так близок и так нами лю$им. Толстой вечен. Его мож но перечитывать десятки раз, и всегда его произведе ния оставляют у меня са мое глубокое впечатление. В. КАЧАНОВА, студентка Ч! курса института стали — Готовясь к годовщине со дня смерти великого пи сателя, я выучила новый от рывок из романа «Анна Каренина», момент свида ния Анны с сыно.м, и буду читать его в юбилейные дни со сцены. Кроме этого, наш драмколлектив доверил мне роль Анюты в спектакле «Власть тьмы», первое дей ствие которого мы тамке по.кажем в юбилейные дни. Вообще же моим люби мым произведением являет ся роман «Анна Каренина». Творчество Л. Н. Тол стого — наше богатство. И чем больше молодежь его будет изучать, тем ши ре будет ее кругозор, богаче духовный мир. Ф. ПРОКОПЕНКО, рабочий-вальцовщик пятиклетевого стана цеха холодногр проката НЛ.^АЗ — Не могу Передать до- слов]Ю, но помню, что в одной из своих статей В. И. Ленин очень сожа лел, что в царской России произведения Л. Н. Тол стого известны исключи тельному .меньшинству на рода. Влад.ихгир Ильич призывал изучать творчест во великого писателя, он глубоко верил, что в соци алистической стране Тол стого будут знать все. И это сбылось. От школь ников до стариков м е у нас знают и любят Толсто го. Я его люблю за исклю чительную глубину, за правдивость в изображении жизни, за высокое искусст во. Произведения Льва Ни- колаев.ича Толстого всегда оказывают на меня сильное впечатление. Толстой заставляет ду мать, глубже осмысливать жизнь, он будит еще боль шее желание прожить ее по-настоящему. В. АВДЕЕВ, писатель, лауреат Сталинской премии — В литературе фигура Льва Николаев.ича Толсто го возвышается, как гигант ский маяк: яркий свет его виден па всех материках. сатель, стнгал или бы этот свет. Рано ко радуюсь и восхищаюсь, что современником Льва Толстого был такой худож ник, как Репин, который передал его натуру, жизнь, взгляд, мысли так, как мне кажется, никто больше не в состоянии был передать». Репин в своих работах (известно около десятка картин и рисунков худож ника, посвященных Л. Н. Толстому) изображал то, что было ему близко и до рого в Толстом. Наиболь шую известность получил портрет Льва Николаевича, напжщш 1 ый в !887 году. Тол стой изображен с и д я щ и м в кресле с книж кою в руке. На м м ч е р н а я блуза, голову он н а к л о н и л немного на бок. Глубоко щ м м с ^ ^ влади- большой силой мысли, не преклонной волей. Через ^ ^ ^ е ^ д а , в г ^ ^ Репин написал новый порт рет Л. Н. Толстого. На этом портрете Толстой изобра жен пишущим в своем ра бочем кабинете. По выра жению Стасова, вся творче ская душа великого писа теля выразилась огненными чертами в этой небольшой картине. Бывая довольно часто в Ясной Поляне, Ре пин написал ряд неболь ших картин, изображающих ^ ^ Т м ^ ^ ю н а п о к м ^ на пашне, на отдыхе. В этих, по сути дела, жанро вых картинах Репин пока зал Л. Н. Толстого, как настоящего русского чело века, который считает фи зический труд необходи мым. Репин сумел схватить и правиль!м, талантливо пе редать в своих живописных произведениях могучий дух русского писателя, великого в своем творчестве. Все его портреты говорят о том, что Толстой наш, русский писатель, великий сын вели кого народа. Не менее известны рабо ты других художников, воплощавших образ Тол стого в живописи. Еще ции к ^ 0 смертным^ произ-« ведениям Несте ров и Лансере. ; Широкую известность по лучили иллюстрации Л. Пастернака к роману «Во скресение». Они привлекл;^ к себе внимание критики и) большой массы читателей. Сумев правильно осознать идею романа, Пастернак со здал иллюстрации, состав ляющие единое целое с ^ за мыслом Толстого. Увидев 1873 году учитель Репина, иллюстрацию Пастернака к выдающийся русский жи- Роману, названную «После и м экзекуции», Толстой запла- вописец И. Н. Крамской, ^озж е он сказал Па- написал широко известный стернаку, словно подводя портрет Л. Н. Толстого, где итог их совместной работы художник изобразил писа- "ад «Воскресением»: «Все ЕГО УДЕЛ-БЕСС/ ЛЕРТИЕ Уже заканчивая свой жизненный путь. Тол стой заносит в дневник: «Пора понять, что если ^хочешь служить людям, то работай для... рабо- ч ш о н а р м а и е т имей м ^ щ с ^ м ^ п ^ шешь». Это были не случайные слова. Наро.д- ность — органическая, вытекающая из самого понимания литератур ного труда, как служе ния народу, свойственна всему творчеству Тол стого. ^Всю жизнь он проповедовал страстное душевное горение, отда чу своих сил, всего себя людям до конца, без ос татка. Его идеалом была жизнь-страсть, жизнь- борьба, жизнь-сражение. В одном из писем Тол стой говорит: «Вечная лишения — это необхо димые условия, из кото рых не должен сметь ду мать выйти хоть на се кунду ни один человек... Мне смешно вспомнить. как я думывал, и как вы, кажется, о думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спо койно, без ошибок, без раскаянья, без путани цы жить себе потихонь ку и делать не торопясь, аккуратно все только хо рошее. Смешно! Нель зя... Чтобы жить честио, и м о р м ^ ^ , п ^ м м щ биться, начинать и бро сать, и опять начинать, и опять бросать, и ве шо бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Толстой глубоко пони мал ответственность пи сателя перед читателем: «Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе совершенно но вое, важное содержание, ясное для себя, но не понятное людям, и когда потребность выразить это содержание не дает покоя»,— писал он, и каждое новое произведе ние его затрагивало са мые ж ^ ^ ^ самые ж ^ вотрепещущие вопросы жизни современного ему Более шести лет отдал Толстой работе над ге ниальнейшим своим тво рением—романом «Вой на и мир» — звездой первой величины в ми-^ роаой литературе. Истинный герой этой эпопеи — русский на род, прошедший через невиданные испытания, обнаруживший ненсся- м е м у ю п м у д ^ ^ с ^ ся доселе непобедимыми полчища Наполеона. Н м ^ ^ щ в м м и в с ^ кровищннцу мирового искусства образы Ната- цщ А ^ ^ щ Болконского, Пьера Бе зухова и других героев «Войны и мира», нравст венно, этически воспи тавших не одно поколе ние русских людей. Сила и широта талан та Толстого поражали современников. Каза лось, сколько сил отдал писатель «Войне и мн- но вот укм п м ^ лястся «Анна Каренина» — грозное обвинение бездушной и лживой мо рали светского общест ва. И каждый образ здесь — и Анна, и Врон ский, и Каренин, и Кн- ти, и Стива Облонский— новый взлет беспощад ного, крылатого таланта Толстого. В судьбе од ной женщины, в судьбе одного растоптанного счастья, он раскрыл трагедию многих людей. Толстой п о р а ж а е т мир новыми неп] денными худ] ными открытиями. Это и « В л а с т ь т ь м ы», и «Смерть Ивана Ильича», и «Кренцерова соната», и, наконец,. «Воскресе ние» — роман, с огром ной силой разбивающий все устои, на которых пожомлнсь официальная мораль, религия. «Не хуже других из- в к ^ ю м м , ^ о н м ч ^ п ^ з ц й - олб^вен- ловека более достойно- т и м ^ и 6мм : сложного, противоречи вого и во всем прекрас- н ш щ д щ д щ м в м ^ Прекрасного в каком-то особом смысле, широ ком, неуловимом слова ми». В его таланте есть «ненто, всегда возбуж давшее у меня желание кричать всем и каждо му: смотрите, какой уди вительный человек жи вет на земле!»,— писал М. Горький. Последние годы жиз ни Толстого заполнены м а м и н ы м и борьбой. Оцл)йшет пьесу «Живой труп», работает над повестью «Хаджи- Мурат», он аыступает как публицист. В одном из писем В. Стасову Толстой говорит: «Я во всей этой революции со стою в звании, добро и самовольно принятом на себя,— адвоката ст^^- миллионного земледель ческого народа. Всему, что содействует или мо жет содействовать сто блату, я сорадуюсь; все му тому, что не имеет этой главной цели и от влекает от иее, я не со- ч у в ^ ^ 'ю ^ После смерти Толсто го к Горькому обратил ся с письмом семилет ний мальчик. Горький ответил: «Да, Толстой- человек — умер, но ве ликий писатель — жив, он всегда с нами. , Через несколько л:т, когда ты будешь по старше и сам начнешь читать прекрасные книги Толстого, ты... с глубо кой радостью почувст вуешь. что Толстой — бессмертен,— он—с то бой — и вот — дарит тебе часы наслаждения его искусством». Да, сколько бы ни прошло лет, как бы вы соко ни поднялась сла ва нашей державы, ка ких бы высот ни достиг ла русская и мировая литература, каждое но вое поколение людей С у дет вновь и вновь от крывать для себя То.ч- стого, великого худож ника, удел которого — бессмертие. А. ЕЛКИН. поздно, а он испытыва- толстовской манеры пись ма. Испытал это влияние и я. Путь мой в искусство был мучителен: мешали ма-< лограмотнос 1 ь, отсутствие; культуры. Я долго &спри-) зорничал, жил в ночлеж-' к ^ , в д м д о м ^ , в вой колоиии, и первый вс-) ли'кий писатель, который' мне стал близок, был Мак сим Горький. А оп помог) узнать Толстого. Тут я по-! пял, что нашел такую шко-{ лу, в которой можло) Начиная с !909 года в дневнн- учиться всю жизнь. !ках и письмах Толстого все чаше И я учился у То. 1 стого-»и чаще встречаются записи о том. художника, как видеть мир,)что он тяготится барскими усло- как ткать полотно художе-»виями жизни.. Страдания Д . Н. ^м пншю . . . как лепить образы героев.)ем жены и большииртва детей по А до чего сочен, богат, вы-» пять тот душев]:ый пере.лом, ко- раэите..тен язык Толстого! гторый произошел в сознании Льва Он напоминает полновод-) Николаевича, ную реку, впитавшую в се-( Толстой решает покинуть Яс- тысячи родников народ-! ную Поляну и начать новую ЦОЙ речи. ;жизнь среди трудового народа. Русская л и т е р а т у р а ; И лот в ночь на 10 ноября !9!0 славна множеством пе^во - 'года 82-летний Толстой навсегда классных имен, из 9 естны.х) 0 окидвет Ясную Поляну. В пись- всему просвещенному чело- " е к жене, написанном п у е д са- вечеству- Пушкин, Гого.ть.^ммм уходом, он писал: «Положе- Лермонтов. Тургенев. Д о - ) " " е мое в доме стало невыносч- стмвский. Чехов. Горький... »мо.., я не могу больше жить в тех Но впереди их по праву {Условиях роскоши, в которых с и я ^ и м я Льва Нико^сви ^ имея опреде-ленпого плана ча Толстого, ибо никто С; -- г_" . „.^„.-„..)поездки, Толстой сперва отпра- такой по.инотон не пок азал ;___ С - ______ - -- теля сидящим в кресле. Близкий друг писателя выдающийся русский ху дожник Н. Н. Те изобразил Л. Н. Толстого за работой (!887 г.). Толстой сидит за рабочим столом, завален ным бумагами, и пишет. В щ ^ щ у ^ ^ ^ м н н а ^ ж ^ щие перед ним листы бу маги. Большое влияние на жи вописцев оказало творчест во великого писателя. Де сятки художников иллюст рировали произведен и я Толстого. Врубель, Ванеци- ан, Самокиш, Л. О. Пастер нак, Серов — до револю ции. В наше время каждый по-своему, но всегда с лю бовью, создавали иллюстра- на свете пройдет; и царст ва и троны пройдут, и миллионные капиталы прой дут... но если есть а наших произведениях хоть крупи ца художественная, она од на останется вечно жить!». Эти слова можно в рав- "^й^,степени отнести к вы- даюигимся живописи ы м произведениям Реп и и а, Крамского, Ге, Пастернака, сохранивших для благодар ных потомков светлый об лик замечательного явления земли русской — Льва Ни- млаевшщ Т м ^ ^ ^ Ю. РАЗУМОВСКИЙ, вынужден был сий:н с Этой станцией пово. м м д а м станции, оказалась Аста- и..пи ............ . . . Внезапный уход Толстого из произведения,{Толстого усугублялись нежелаии- я^;)^ой Поляны насторожил цар- С Россию, ее великий народ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ * в 1901 году за кри тику официальной рели- ^ и Л . ^ Т о ^ ^ й с ^ ^ дом был отлучен от ц е р ^ ^ * Л . К величайшим тружеником. Его руко.писное насле дие состоит из 165 ты сяч листов. * По сведениям Все союзной книжной пала ты на 1 июля 1960 года, произведения гениаль ного писателя издава лись в нашей стране 1832 раза тиражом 93 миллионов 206 тысяч экземпляров на 82 язы ках народов СССР и иностранных языках. * По данным Органи зации Объединенных Наций, творения Л. Н. Толстого стоят на пер вом месте по количест в у изданий и переводов как на Западе, так и на Востоке. ^ вился в, Шамордино, близ Козель ска Калужской губернии, к своей сестре Марии Николаевне. Но, опасаясь, что здесь его могут лег ко обнаружить, в ночь на )3 но ября Толстой решил отправиться дальше—до Новочеркасска, где жила его племянница, "а оттуда— в Болгарию или на Кавказ. Однако в поезде, по пути на юг. Толстой сильно простудился и заболел воспаление.м легких. Он ское правительство и местные власти. Хотя выезды великого писателя были очень редки, они почти всегда вызывали нежела тельные для царизма демонстра ции приветствия. Куда на этот раз отправился Толстой, где нужно ожидать демонстраций в честь «богоотступника»?. Получив первые известия об отъезде Толстого, тульский гу бернатор тотчас же командировал на его поиски помощника началь ника сыскного отделения Жем чужникова. Обнаружив место пребывания Толстого в Астапово, правитель ство установило за ним тща тельное наблюдение, возложив его на начальника Елецкого жан дармского отделения Савицкого. На станции постоянно находился вице-директор департамента по лиции Харламов, направленный для непосредственного руководст ва розыскной деятельностью. Рязанский ковскому исправнику: «Примите меры воспрепятствования демон страций стороны населения, про- вла стями...» Князь Оболенский был так на- ^ ^ н в м ж ж н м ^ ^ д е м о н с ^ ^ ций в честь Толстого, что думал даже выслать великого писателя из пределов своей губернии. Д аж е на смертном одре Тол стой был страшен господствую щим классам. В случае смерти писателя рязанский губернатор приказывал отправить в Астапово всех стражников уезда. Из Петербурга товарищ мини стра В! 1 утречних дел Курлов теле графировал князю Оболенскому, чтобы в случае кончины Толстого принять меры «к недопущению открытых демонстраций и проти воправительственных или проти- ворелигиозных выступлений со стороны могущих прибыть в зна чительном числе едчномышлепви- ков... Имейте наготове ближай ших городах достаточные отряды конной стражи». Узнав, что Толстой безнадежен, синод и его сподручные зашеве лились. 17 ноября митрополит Антоний послал умирающему Толсто'му телеграмму, призывая его при.ми'риться с церковью. !8 ноября в Астапово прибыл игу мен Варсонсфий в сопровождечии иеромонаха Пантелеймона. 20 ноября приехал тульский епископ. Парфений. Утром, 20 ноября, Варсонофий телеграфировал калужскому епи- губернатор князь скопу Вениамину: «Толстой скон- Оболенский телеграфировал дан- чался сегодня... шесть часов ут- - ра... Умер без покаяния. Меня не Проститься с прахом великого писате.чя пришли рабочие и слу жащие станции Астапово, мно- ж к ^ ю щ м м м ш о ^ к ^ ^ х м л и деревень... Советский народ свято чтит па мять гениального художника сло ва. Бывшая станция ч поселок Астапово названы именем Л . Н. Толстого, а в домике, в котором скончался великий писатель, ныне находится филиал Государствен- - него музея Л . Н. Толстого. С. САККО, научный сотрудник Липецкого областного краеведческого му зея. НА СНИМКЕ: вынос гроба я телом Л. Н. Толстого на ст. Ас« тапово,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz