Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
МЫ М ОЖЕМ! Ушла война в тома и кинокадры, В воспоминанье тех, кто был на ней, Ушла с поклажей суток канонадных со днем капитуляции своей. Давно отвыкли от винтовки руки. В большом накале жизни трудовой. Но не исчезли шрамы и зарубки, Оставленные в памяти I войной. В шершавых струпьях Рваного железа, Затянутая в жесткие ремни, Она скрипит разношенным протезом, В послевоенные вползая сны. На карту стратегическую скошен Ее остеклянелый глаз опять... Нельзя войну из памяти изгнать, Из жизни ж Исключить ее Мы сможем! И. ПЕТРОВ, офицер запаса. О К Т Я Б Р Ь . . . В п у т и За полустанком полустанок, За узловою узловая. В окно вагона спозаранок Гляжу я, глаз не отрывая. Л е т ч и к , мой д а л е к и й ! Знаю я, это ты далекий, В небе солнечном вяжешь узор. Почему же ко мне дороги Ие проложишь ты до сих пор? Я в полете с тобою рядом— •,*ы же чувствуешь это, ! мой друг, Как улыбке твоей я рада И пожатию сильных рук. Вновь смотрю на снежинку-точку. Быстро тающую вдали.., Ох, скорей бы, мой милый летчик, Самолет твой , коснулся земли. Говорят, ты решительный, строгий... А краснеешь . при встрече со мной. Нет, придется, видно, дорогу К счастью нашему, сокол далекий, Проложить мне скорее самой! А. ЛАСКИН. с. Воскресенское. От злачных нив степной равнины, Которым нет конца и края, Бегут поля и луговины, В хлебах и травах утопая. По полю, к заливному лугу, Желтея, тянутся овражки. И поезд мчит все дальше к югу, И в окна льется запах «кашки». И оторвать не в силах взора, Гляжу я вновь на гладь донскую. Но жду: Кавказ покажет скоро Эльбруса голову седую. В. ЗУБОВ. с. Красное. В ту ночь Эра пришла В Смольный, к Ленину, Точно молодость И стремление. Сверкали штыки, раны зияли, пламенели плакаты. Зимний взяли солдаты. Неуемная Русь, ее молодость, присягнув Октябрю, в путь тронулась. Зашумела Русь стройками, нивою, зачиная жизнь справедливую. Мой народ путь прошел непроторенный —* У меня в рука* Курс Истории. С. ПАНЮШКИН. Л е д о р у б Мой ледоруб — товарищ верный! Тебя, зажав в своей руке, Иду е цепочке равномерно На штурм вершины налегке. Тебя втыкали в осыпь серую, Когда сбегали с перевала, И на снегу страховку верную Ты обеспечивал усталым. В зеленый лед, как камень твердый. Вгрызается, рубя ступени, И в ранний час, сверкая блеском гордым,. Звенит особенным аккордом Пред завершенным восхожденьем. К. БУНИН. ВСЕ ПРОСЕКИ ВЕДУТ К НЕМУ... «Читаю «Войну и мир» — не читаю, а пью...», — писал Михаил Пришвин в 1951 году. М. Пришвин был одним из тех наших замечательных земляков, чья творческая деятельность тес но связана с именем Л. Н. Тод- стого. Незадолго до кончины, мы* сленно анализируя весь свой жизненный путь, Пришвин раз мышлял о том значении, котооое сыграл в его жизни Лев Никола евич Толстой. • Перед Пришвиным проноси лись далекие картины его детст ва. Небольшое имение в Елецком уезде. Отчий дом. Первые книги. Страстное увлечение произведе ниями Толстого. Вспоминая впоследствии о го дах своего отрочества, Пришвин говорил об огромном влиянии Толстого на современников. По добно тому, как «в лесу везде просеки со всех сторон сходятся к одному столбу», так «сходятся ко Льву Толстому нравственные пути нашего русского общества... Самая чистая просека от тол стовского столба, — признается М. Пришвин. — направляется в ту сторону, где определялось мое собственное детство». Образ Л. Н. Толстого встает со страниц многих произведений Пришвина: автобиографического романа «Кащеева цепь», книги «Глаза земли», очерков — «От клики на смерть Толстого» и др. До конца своих дней Пришвин вел дневник, в котором образ Толстого — «вечный спутник» автора записей. Ряд блестящих статей о Тол стом написал видный представи тель русской критики XIX зека наш земляк Д. И. Писарев. Творческие успехи Толстого быстро привлекли внимание мо лодого Писарева, который толь ко что начал свою литературную деятельность. Первые отзывы Писарева о Толстом одухотворе ны чувством восторженного пре клонения начинающего критика перед русским писателем. Д. И. Писарев одним из пер вых обратился к углубленному анализу художественного метола Толстого, к раскрытию его твор ческого своеобразия. В проц(ве дениях Толстого критика привле кают «картины природы, дыша щие жизнью и отличающиеся свежей определенностью, отчет ливая обработка характеров, вы хваченных прямо из действитель- Н а ш и зал \еч а т елЬ нЫ е з е м л я к и о Л . Н. Т о л с т о м ( Вниманию юнкоровI 3 В среду , 16 н о я б р я , в | ^ п о м е щ е н и и р е д а к ц и и г а - | 4 з е ты «Л е нин ец » состоит-1 I ся з а н я т и е школы юнко-1 5 ров . Н а ч а л о з а н я т и й в ) ч а со в 30 минут I 17 1 ности, смелость общего плана и жизненное значение идеи, поло женной в осноЕание художест венного произведения». Следует признать,. что в суж дениях Писарева о Толстом ска зались и те метафизические ошибки, которые были присущи мировоззрению критика. Кроме того, первые работы Писарева о Толстом испытали влияние иде алистической эстетики. Незадолго до своей трагиче ской гибели Писарев, в самом расцвете творческих сил, присту пает к работе над статьей «Ста рое барство» (1868). Он снова обращается к ТЕорчеству Толсто го. На этот раз Писарев анали зирует знаменитую эпопею «Вой на и мир», в которой отражена, как полагает критик, суровая правда жизни. «Эта правда, — говорит Писарев. — бьющая жи вым ключом из самих фактов, эта правда, прорывающаяся по мимо личных симпатий и убеж дений рассказчика, особенно драгоценна по своей неотразимой убедительности». Многие факты жизни и дея тельности Толстого нашли отра жение в литературно-публици стической деятельности нашего земляка Г. В. Плеханова. Выдающийся деятель между народного освободительного дм«- жения Плеханов явился актив ным проводником марксистских идей в литературе и искусстве. Плеханов чутко прислушивался к страстному голосу «народного заступника», доносившемуся из Ясной Поляны, он радовался, когда мятежный старец смело обрушивался на все институты насилия и произвола, и негодо вал, если могучий голос великого писателя снижался до смирен ной пропоЕеди «непротивления злу насилием». Интерес к творчеству Толстого не затухал у Плеханова в течение всей его жиз ни. Так, уже в своей ран ней статье «С. Каронин» (1890) Г. В. Плеханов обращается к некоторым произведениям Л. Н. Толстого. Размышления о творчестве великого писателя нашли отраже ние в плеханозских «Письмах без адреса». Известно, что в начале 900-х годов Плеханов намеревался написать рецензию на к н и г у Л. Аксельрод, посвящен ную Л. Н. Толстому. В 1907.году в петер бургской газете «Това рищ» была напечатана плехановская с т а т ь я «Симптомагич е с к а я ошибка», которая вы звала серьезное беспо койство у царской ох ранки. - Цензор доносил вла стям. что автор «Симптоматиче ской ошибки» «поощряет револю ционеров к террористической де ятельности с целью ниспроверже ния существующего государствен ного строя». В порыве вернопод- данничесгва цензор заключал: «Статья подлежит судебному пре следованию». Что же гак встревожило аген тов царской охранки? Плеханов горячо приветствовал Толстого, как страстного обличи теля существующего строя и в то же время резко изобличал чуж дое рабочему движению толстов ское учение «непротивления злу». Автор статьи писал, что творец «Войны и мира» «есть великий писатель русской земли, что рус ская земля имеет право гордить ся им и обязана любить его, что сам факт появления в нашей многострадальной России таких писателей служит нам одним из ручательств за ее лучшее буду щее». Вместе с тем Плеханов акцен тировал внимание читателей на «симптоматических ошибках» Тол стого. В связи с этим Плеханов •призывает читателей критически относиться к литературному творчеству Толстого и, тем бо лее, к его философским высказы ваниям, которые резко расходят ся с идеей революционного пре образования общества. ...Заслуга Г. В. Плеханова в оценке творчества Л. Н. Толсто го состоит в том, что он в какой- то мере сумел по-марксистски принципиально, с позиций рево люционной партийности разобла чить противников рабочего дви жения, которые пыта лись использовать тол стовскую теорию «не противления злу» в це лях борьбы против ан типравительственных выступлений народных масс. Оппортунисты и даже махро- ОЧЕ РЕДЬ вые реакционеры объявили Тол- * стого, создателя философии не противления, «совестью» России. Они не останавливались даже пе ред сознательной фальсификаци ей творчества Л. Н.-Толстого. В то же время следует при знать известную нечеткость, рас плывчатость некоторых положе ний Плеханова, обусловленных его ошибочными взглядами на развитие общественной жизни в России. Примечательна оценка публици стической деятельности Плехано ва, данная В. И. Лениным в письме к М. Горькому (январь 1911): «Насчет Толстого вполне разделяю Ваше мнение, что лице меры и жулики из него святого будут делать. Плеханов тоже взбесился враньем и холопством перед Толстым, и мы тут со шлись». - ...Десятки тысяч исследований посвящены Льву Николаевичу Толстому. Статьи, обзоры, бро шюры, монографии... Целые горы книг. И среди них почетное мес то занимают литературно-крити ческие труды наших замечатель ных земляков. Все они сходятся в одном. Г. В. Плеханов, Д. И. Писарев, А. И. Эртель, С. Н.Тер- пигорев, М. Вовчок, И. А. Бунин, М. М. Пришвин,— все они иск ренно, взволнованно говорят о Л. Н. Толстом, как о гордости русского народа. Высказывания наших земляков о Толстом имеют очень большое познавательное значение. Они по могают читателям правильно по нять всю сложность и глубину творческого наследия великого писателя земли русской. I : : ! г I г : * г : I *Ч* В магазине — душно.» Тесно. { Яблоку не упасть. $ Над публикой |_>- неравнодушной Книг всесильная власть. Здесь вывешано объявление: «Сегодня открыта подписка На сочинения Пушкина и Белинского». — А будет ли на Некрасова? — На Герцена тоже нет?— Вопросов — масса. На все дай ответ. От прилавка очередь ^ Вытянулась до дверей, - Нетерпелива очень. Твердит: — Быстрей! — Скорей! Не разорвешь на части продавца— А очередь не кончается, Наверное — без конца. На каждого — полминуты. Молод ты или стар. Люди, люди берут тут Совсем необычный товар. — Еще Льва Толстого? мне бы, Отдал бы четыре цены— Так не стояли за хлебом Даже в годы войны. Ст. СЕРИКОВ. I ———— О С Е М Ь В. ШАХОВ, учитель, нештатный сотрудник отдела досуга и учебы молодежи при редакции газеты «Ленинец». До чего же яркая она — Листья накалила докрасна: Словно выгребли из печки жар. Ненароком дунешь — и пожар! П. СЕРГЕЕВ. г. Липецк. : Редактор И. БОБКОВ. ЛИПЕЦК, КОММУНАЛЬНАЯ ПЛ., 44. редактора—33—53, ответственного секретаря- 34—13, отдела комсомольской жизни —36—43, отдела пропаганды —35—38, 38—50, отделов школ, физкультуры и спорта — 31—17, отдела писем — 28—59, бухгалтерии — 34—46. АЭ 33341 Липецк, типография областного управления культуры. ^ак. № 7015.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz