Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
« ... К омм уни зм— есть высшая ступень р а з вития социализма , когда люди работаю т из сознания необходимости работать на общую пользу». В. И. Ленин. С комсомольского диспута на заводе „Свободный сокол " Об общественно!» и л и ч н о Своя, шк о ль н а я Ребята из села Сухая кает школьная столяр- Ребята не только ма- Лубна Трубетчинского ная мастерская. ■ стерят приборы, но и са байона очень любят На уроке труда в 6-м ми производят мелкий Свою школу. Они еле- «Б» классе (преподава- ремонт в школе. В ма- Дят за порядком в клас- тель Н. Д. Жданов) ре- стерской имеется весь сах, выпускают стента- бита изготовляют на- необходимый столяр- *еты. У ребят есть и глядное пособие по фи- ный инструмент, библиотека и спортив- зике — ватерпас. Петя Ребята очень любят ная плошалка и учебно- 3аволюев- Валв Ивлева, работу в кружке. Нема- ная площад а, и у Вася м аликов первы- ло полезного и хорошего опытный участок. Но ми сдают сделанные сделано ими для шко- больше всего их привле- приборы. . лы. И. КУЗНЕЦОВ. М Ы с л и о в о с п и т а н и и * * ► СОВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА „ЯТЯ" Э т о было пять лет назад, когда в только что выстроенной гря- зинской школе № 66 создавался новый коллектив... Шло первое заседание педагогического совета по вопросу о детском самоуправ лении. Слово взял директор Ни колай Иванович Багровский: — Мы здесь посоветовались с товарищами, с завучем, с парт оргом и решили в новой школе не создавать учкома... Мысль эта родилась не слу чайно. В школе пришли к выводу, что учком — отжившая форма. Он только сковывает инициативу ребят, принижает роль комсо мольской (тогда наша школа бы ла десятилеткой) и пионерской организаций, обедняет содержа ние их работы. Зачастую работа учкома сводится лишь к «прора- батыванию» двоечников и со ставлению плана работы, кото рый — чего греха таить — дик товался «сверху» завучем или директором. Именно поэтому на заседаниях учкома царили скука, безынициативность. Ликвидиро вав его, можно было больше вни мания сосредоточить на комитете комсомола н совете дружины. Всякое новое поначалу непри вычно. Поэтому на педсовете бы ло высказано много «за» и «про тив». Но все пришли к едино душному решению: «Надо по пробовать». Вопросы, находившиеся ранее в ведении учкома, передали ко митету комсомола и совету дру жины. Для обсуждения особо важного — принятие обяза тельств, строительные работы, выполнение производственных за казов — был создан «Большой совет школы», куда вошли все члены комитета -ВЛКСМ, совета дружины, активисты классов, да же представители октябрят. Вот уже пять лет в 66-й школе нет учкома. В том., что поступили правильно, нас убедили первые же месяцы работы. Недавно шко ла стада восьмилетней, и совет дружины в ней теперь — самая авторитетная организация. На совет ребята вызывают неуспева ющих и недисциплинированных. Попасть на заседание совета дружины за какой-либо просту пок в школе считается чрезвы чайным происшествием. Семь потов сойдет с виновников, пока они выслушают горькие, но спра ведливые упреки своих товари щей. И не было еще такого слу чая, чтобы они не исправлялись. Повысилась активность и всех ребят. В конце октября мы об суждали обязательства на пио нерскую двухлетку. Каких толь ко не было предложений! Созда ние пионерской агиткультбригады и кукольного театра, наведение : * : : : В 66-й школе г. Грязи работают без учкома чистоты и порядка в школе и в прилежащем районе города по примеру комсомольцев Севасто поля, создание летнего пионер ского лагеря труда и отдыха и отрядов при домоуправлении, посадка деревьев. Выдвигая все эти дела, ребята ставили перед собой большую цель... С подъемом встретили они, например, решение совета дружины о воскреснике по сбору металлолома. Прежде это каза лось обычным делом, и охотников находилось мало. Но тут была всем известная цель: металл—для трассы дружбы, нефтепровода. Только за один день было собра но около 18 тонн металлолома. Это ли не доказательство возрос шей активности школьников и авторитета совета дружины! Теперь упорядочилась учеба актива. Каждый четверг, в 12 часов дня, совет дружины прово дит семинары звеньевых, учебу вожатых. Все в школе знают, что четверг — это день учебы пионерского актива. И часто можно наблюдать, как даже ма лыши стараются ходить тихо и шепотом останавливают шалу нов: — Тише! Совет заседает. ...Прежде чем написать эту статью, я советовалась с учите лями, завучами школ, большая часть которых высказалась за ликвидацию учкомов, этой надст ройки над пионерской и комсо мольской организациями. Но бы ли высказаны и другие мнения. Дескать, без учкома не обойтись, где же тогда двоечников «прора батывать». — Боязно как-то без учкома, Идет чугун. Словно гигант- ма, приблизить светлое буду- ские снежинки, подхваченные шее человечества, огненной вьюгой, взлетают А оно уже настойчиво сту- нскры, на мгновенье повисая чится в дверь, уже чувствует- в горячем воздухе. А в ковши ся его горячее дыхание в „ непрерывным потоком льется каждой рабочем дне, в любой • и льется раскаленная добела инициативе, в хорошем начи- Масса- нании, И поэтому разговор, Горновые... Трудна их рабо- который состоялся недавно в та, но зато сколько радости в красном уголке доменного чг- глазах у каждого, когда идет ха об общественном и личном, чугун! был не случайным. Само^время Рабочие «Свободного соко- этого- Сама ЖИЗ:1Ь ла» трудятся, не покладая “ ы ТЗКНе рук. Есть среди них молодые, - только что вставшие к домне, 1Грабочие’ Г0°Д- есть ветераны, как А. Мило- гтятк„„ ° ЗХ ^спехах и нед°- ванов, А. Вашкевич, И. Сил- . видно было, что тыков и многие другие. и сеРьезно борется за "иг* устранение недостатков. Но всех их и молодых и Не гостями пришли на дис- опыгных рабочих объединяет пут рабочие-доменщики, а одна цель, прекрасная и бла- полноправными хозяевами городная: своим трудом внес- своей жизни ти достойный вклад в великое Строитель ' коммунизма! Ка- дело строительства коммуниз- К11е вместительные и ответст венные слова. Но ведь надо и знать, хо рошо знать, что стоит за эти ми словами. А чтобы знать, -цадо постоянно, изо дня в день повышать свой культур ный уровень, обогащать евчю память новыми неизвестными фактами, работать над собой, не считаясь со временем. — Чтобы быть сознатель ным, чтобы ясно представлять себе, какую пользу приносишь ты обществу, нужно учить ся, — говорила Э. Сауни- на — учительница подшефной школы. В. И. Ленин, выступая на III съезде комсомола, трижды повторил слово «учиться». — И это не случайно. Толь ко через учебу можно стать высококвалифицированным ра бочим, хорошо разбираться во всех вопросах производства и жизни,— начал свое выступ ление А. Литаврин, шуровшик вагон-весов. — Трудятся у нас в доменном цехе горновой В. Чупраков и шлаковщик И. Трибунский. Старательные ребята. Но даже семилетнее образование никто из них не получил. Не хотят они учить ся дальше. А ведь если бы они получили техническое об разование, то работали еще лучше, а значит и пользы об ществу смогли бы принести больше. У нас учатся многие кто в седьмом, кто в восьмом классе. И никто не жалуется на недостаток времени. Каж дый из учащихся понимает, что знания для дальнейшего своего развития необходимы. Этого требует жизнь. А та кие, как В. Чупраков и говорят некоторые учителя. — Вдруг нагрянет комиссия из обл- оно или районе. Дадут нагоняй за нарушение порядка. Положе ние о восьмилетней школе созда вали люди поумнее нас, а раз они учком предусмотрели, то свое нечего выдумывать. В ответ на это стоит привести лишь слова из доклада секрета ря ЦК ВЛКСМ т. Павлова на I Всероссийском съезде учителей: «В настоящее время во мно гих школах, особенно в школах- интернатах, помимо комитетов ВЛКСМ и советов дружин, име ются различные органы детского самоуправления — «советы кол лектива», «советы командиров» и т. п. с какими-то особыми адми нистративно - хозяйстве и н ы м и функциями. То же самое можно сказать и об учкоме... Мы счи таем, что эти надстройки лишь принижают роль комсомольской и пионерской организаций, обед няют содержание их работы». ...Говорят, что когда реформа русского правописания отменила букву «ять», нашлось немало ревностных почитателей ее. Оно и понятно: старое цепко хватает ся за свои позиции. Однажды за веденный порядок- кажется не зыблемым, а новое — непривыч ным. Не похоже ли и теперь хватание некоторых учителей за старые формы на ревностную за щиту «ижиц» и «ятей»? Работа в школе, как и всюду, — творческая. И поэтому необхо димо все новое вводить смелее. Г. ЧИЧЕРОВА, старшая пионервожатая восьмилетней школы № 66, нештатный сотрудник отдела пионерской жизни. г. Грязи. Щ ! _ С И Г Н а /1Ы 1 З а п и с а л и я . . . з а б ы л и Имеется в с. Ланино клуб. Скучно, неприветливо в нем. Кроме кино, здесь никаких культурных мероприятий не про водится. Месяца полтора назад заведующий клубом т. Немкин от читывался на заседании исполкома о своей работе. Были вскрыты существенные недостатки. О них написали в прото коле. Тов. Немкина обязали наладить клубную работу. За слушали, подписали й... все осталось по-прежнему. В. ГОВОРУХИН. Добровский район, райгазета. И. Трибунский, считают учебу в школе необязательной. Час* то ссылаются не нехватку ~ времени. Нет, если хочешь приносить пользу обществу больше, то и время разыщешь, — Я считаю, — заявил десятник рудного д в о р а И. Бессонов, — что учиться нам нужно обязательно. Ка кой же строитель коммунизма получится из безграмотного парня? Учиться надо постоян но, каждый день. И не только в школе на уроках. Часто комитет комсомола организует какие-нибудь меро приятия: лекцию, тематиче ский вечер, просто собрание, а людей не соберешь. Прихо дится тащить за рукав. Есть у нас рабочий А. Костромич, Вечно он занят, а что делает в свободное от работы время, никому не известно. Его ни на лекции, ни на собрание ни когда не дозовешься. Неправильно п о с т у п а е т А. Костромин. Много нового можно почерпнуть и на лек циях и из выступлений своих же товарищей. Может, это иногда и не так заметно, но память все равно обогащает ся новыми знаниями, до сих пор неизвестными, ч которые помогают в труде, заставляют творчески подходить к выпол нению порученной работы. — Человек должен не толь ко обогащать свою память знаниями, но и вырабатывать в себе другие положительные качества, — сказал инженер А. Скурыгин,— и у нас уже сейчас видны ростки коммуни* стического отношения к тру ду. А вот к общественным по-. рученням некоторые юноши и девушки относятся -недобросо вестно. Работает комсоргом 3-й бригады Б. Петелин. Ка залось бы, человек сознатель ный. Недаром ведь его комсо мольцы вожаком избрали. А он не оправдал их доверия. Многие молодые рабочие по могают общественности в борьбе с хулиганами. А т. Пе телин ни разу не принял уча стия в этом. Иждивенческие настроения встречаются и у комсомоль цев 5-й бригады. Как-то было решено провести воскресник по сбору металлолома. Обе щали прийти все, а вот 5-1, бригада на воскресник не вы шла. «В выходной день отды хают, а не работают»,— за явили тогда некоторые комсо мольцы из этой бригады. Юношам и девушкам из второй бригады нужно тоже бы отдыхать, но они решили иначе. Домнам требуется ме таллолом. И ребята сделали все, что от них зависит. Они не пожалели личного времени ради пользы обществу. Затрагивали на диспуте и другие вопросы. Но главное, что было центральным в боль шом разговоре об обществен ном и личном, — стал вопрос - об учебе. И это, конечно, в настоящее время у молодежи одна из главных задач. «Учиться, учиться и учиться»— эти ленинские слова в наше время являются путеводными для комсомольцев и молоде жи. Ведь коммунистом можно стать только в том случае, ес ли будешь систематически обогащать свою память все новыми и новыми знаниями, которые необходимы в повсе дневном труде на благо наше го народа. В. СМОЛИН. НА СНИМКЕ: (вверху) во время диспута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz