Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

•Г 4? Мария Васильевна Бирюкова, не по годам крепкая и подвиж­ ная, сидит на сундуке и горячо доказывает, что она и ее сверст­ ники в молодости были веселее и отчаяннее, чем теперешняя мо­ лодежь. «Чем это объяснить — и ума не приложу», — говорит Мария Васильевна. В словах ее чувствуется неудовлетворенность, даже обида на молодежь. Почему? В жизни всегда есть место подвигам. В наши дни осваиваются новые земли, раскрываются'клады Сибири, уходят в космос ракеты. Во всем этом большая доля труда нашей молодежи, комсо­ мола. Утром, раскрывая газеты, мы уз­ наем, что наш земляк Иван Качанов до­ срочно выполнил свои обязательства по откорму свиней. Это ли не пример высо­ кого подвига? А вечером вспыхивают огни клубов, кинотеатров, лекториев—молодежь от­ дыхает. Комсомольцы Ельца организо­ вали народный театр и в свободное время репетируют новую пьесу, в Доме культуры Краснинского района органи­ зовали диспут, а многие комсомольцы с. Хлевпого вышли на дежурство—они дружинники. И как не вяжутся со всем этим слова М. В. Бирюковой, бабушки из села Федоровки. Есть в этом селе и свет, и радиоприемники, и телевизоры. Сядь на автобус—через пятнадцать ми­ нут будешь в Липецке, прогуляйся 25 минут пешком—окажешься в рабочем поселке Северного рудника, выйди через огороды к железнодорожной линии— попадешь на станцию Сенцово. Не глухое здесь место. Федоровка стоит на самом оживленном перекрест­ ке. Кажется, и жизнь молодежи должна бить ключом. Но уйдет за горизонт солнце, размечутся по синему шелку неба гроздья звезд, и вместе с вечером придет на село скучная тишина. Словно нет здесь молодежи, словно юноши и девушки объявили себя до­ бровольными затворниками и сидят, то­ скуют в четырех стенах избы. Больше пятидесяти юношей и девушек живут в Федоровке. Где же они? ...За селом прямоугольником располо­ жены животноводческие фермы. В се­ редине—небольшой домик в два окна— красный уголок. Пять девушек сидят на лавке. Они телятницы. Работа у них сегодня закончена. Телята напоены, на­ кормлены. Девушки ведут неторопли­ вый разговор о том, как будут сегодня отдыхать. Вот прорывается между фразами ис­ корка юмора. Захохочут подружки, ввернут острое словцо. А через минуту опять напряженно задумываются: что же делать вечером? Домой они не спе­ шат. Спать рано, да и не хочется, а больше и занятий нет. Клуб закрыт с весны, а вместе с клубом закрыли биб­ лиотеку. Зина Бирюкова смотрит в окно и не­ хотя предлагает: — Может, нам сходить на Рудник?.., — Далеко, придешь в два часа ночи, мать в дом не пустит,—шутит Зина Со­ ловьева. Таня Колоскова грустно вздыхает: — Пойдемте-ка, видно, по домам. Все соглашаются, но никто не уходит. Чем заняться? Эта мысль бьется, как птица в клетке, а ответа нет. Самой старшей из девчат—20 лет. Родились и выросли они в родном селе, теперь вместе работают на ферме. И как-то так получается, что жизнь их вся проходит на ферме и дома. Старатель­ ные, работящие, исполнительные девча­ та. Но ведь жизнь человека не влезает в узкие рамки семьи и работы. Она бо­ гаче и интереснее на самом деле. Духовные запросы человека не имеют предела. На страницах газет и журналов не­ давно шел большой разговор о том, что нужны ли Блок и Бах современному человеку. Одни доказывали, что поэзия и музыка не помогают строить комму­ низм. Куда полезнее, по их мнению, ин­ женеры, работающие над чертежами космических кораблей, кибернетики, изобретающие новые электронные ма­ шины. Но, следуя этой теории, можно прий­ ти к выводу, что в конечном итоге чело­ век превратится в робота, в простой придаток машины. Его задача будет состоять только в нажатии кнопок и в наблюдении за приборами. Человек выше этого. И правильно до­ казывали другие о необходимости ис­ кусства. всего прекрасного, что облаго­ раживает человека, делает его совер­ шеннее. И в межпланетном корабле' космо­ навту потребуется земная веточка сире­ ни. Другими словами, человек не может жить духовно опустошенным, ограничи­ вая свою жизнь узкой формулой: рабо­ та—семья—работа. Не хлебом единым жив человек— гласит древнее изречение. И не только работой. Труд создал человека, но труд дал человеку и радость бытия, на­ слаждение миром. В нашей стране принято новое поста­ новление о переходе на семичасовой ра­ бочий день. У рабочих прибавился еще один час свободного времени. В даль­ нейшем мы перейдем на шести-, пятича­ совой рабочий день. Это позволит чело­ веку больше работать над собой, обога­ щать свою память новыми неизвестны­ ми фактами, чтобы видел он жизнь не из окошка собственного дома, а шире, с высоты орлиного полета, чтобы мог он без колебаний и размышлений ответить на вопрос—зачем живет. Мы строим коммунизм. Это не значит, что мы толь­ ко работаем не покладая рук. Конечно, чтобы жить в новом обществе, нужно создать могучую материальную базу. Но, вместе с тем, мытворим нового че­ ловека, способного легко разобраться в богатейшем опыте жизни, в тех знаниях, которые накопили народы за свое су­ ществование на земле. Высокая созна­ тельность должна быть у человека, а воспитывать сознательность можно только при постоянной работе над со­ бой, при активном вмешательстве в жизнь. Но вот есть в селе Федоровка боль­ ше пятидесяти юношей и девушек, а их не видно, незаметно их влияние на селе. Словно живут девушки и парни гдесто па необитаемом острове, в стороне от большой дороги жизни. Окончена рабо­ та, а вместе с ней замерла и жизнь на селе. Бегут дни, несутся недели, мель­ кают месяцы, уходят лучшие годы. Стоит в сумерках, облокотившись на изгородь, киномеханик Л. Князев. Ми­ мо него идут односельчане. Каждый обязательно задает надоевший вопрос: «Леня, кино будет?» Кино нет, потому что сельский клуб закрыт «на капиталь­ ный ремонт, а средств для его ремонта не предусмотрено»,—как гласит приказ № 216 от 11 июня 1960 года по район­ ному отделу культуры. Но ведь дело со­ всем не в этом. Если нет кино, а клуб закрыт, то что же и веселья нет? Дело не только в клубе. Ведь работал же он и раньше, а молодежь была такая же пассивная и безразличная. Не было здесь и тогда ни художественной само­ деятельности, ни интересных лекций. Только заведующие клубом менялись каждые полтора месяца. Собиралась молодежь Федоровки, приходили гости из Тынковки и Яковлевки и не знали, что им делать. Больше ста человек мо­ лодежи целый вечер сидели на лавках, грызли семечки и требовали от кого-то веселья. Закрыли библиотеку, увезли книги в Сенцово, а молодежь и здесь не встре­ пенулась. Значит, и книгу не очень лю­ били в селе. Пока идет спор между ди­ рекцией совхбза «Красный колос», Сен- цовским сельским Советом и админист­ рацией опытной сельскохозяйственной станции кому ремонтировать клуб, мо­ лодежь собирается на выбитой поляне перед магазином. Отдельной группой стоят девчата, в стороне—парни. Трень­ кает лениво балалайка. Друг на друга глядят удивленно люди, словно впервые встретились. Чувствуется, что молодежь приходит сюда для того, чтобы «убить» время. Много ли пользы от этого? Говорят, что древнее слово «счастье» означает «со-счастье», т. е. участие друг в друге и в общей жизни. Нет ничего прекраснее, чем приносить пользу общее!ву. Даже отдыхать надо с пользой. Сколько есть интересных форм проведения коллективного досуга, с к о л ь к о есть возможностей у мо­ лодежи села. Но комсомольцы у Федоровки безынициативны. Они не хотят по-серьезному взяться за организацию своего досуга. Равнодушное отношение молодежи к своему отдыху дает пищу и для пустых разговоров. Зашел на огонек Леонид Бирюков к своему другу Ивану Зюзину, а его нет дома—в ночной смене. Посидел, поговорил Леонид с Марией Васильевной, матерью Ивана, пожало­ вался ей на скуку в селе. А Мария Ва­ сильевна ответила: — Хорошо, что ваших песен громких не слышно, завтра ведь большой празд­ ник. Покров. Посидишь дома, ничего не случится. Вот, оказывается, кому на руку скука в селе. Не молодежь задает здесь тон, а старички. Но парии и де ­ вушки до сих пор не хотят этого по­ нять, не хотят разорвать заржавелые цени скуки и взяться по-настоящему за организацию своего досуга. Нужно де­ лать жизнь, а не плыть безропотно в хвосте старых представлений и рели­ гиозных предрассудков. Тогда и не будет обиды в словах ба­ бушки М. В. Бирюковой на молодежь села за то, что не умеет она веселиться, не может заполнить свободные часы по­ лезным отдыхом. И тогда раскроется перед юношами и девушками села жизнь во всем ее мно­ гообразии и полноте, щедро, по-весен­ нему чисто и молодо. Как майская зелень тянется навстре­ чу солнечным лучам, так и человек тя­ нется ко всему тому, что помотает ему стать выше, разумнее, что обогащает его духовный мир. Не могут жить люди без чувства красоты... И если уж космонавт унесет с собой в холодные миры частицу земного теп­ ла и цветы, то нам и подавно необходи­ ма свежая веточка сирени—символ пре­ красной жизни. В. ЗОРИН. с. Федоровка. учится половина моло­ дежи. То же и в литей­ ном цехе. Но комсо­ мольский комитет заво­ да и секретарей цехо­ вых бюро это не вол­ нует. Вс ем — з а п а р ты В Лебедяни две шко­ лы рабочей молодежи. Одна из них располо­ жена неподалеку от за­ водов ветоборудова- ния и литейно-механи­ ческого. В ней созданы все условия для учебы молодежи, работающей как в первую, так и во вторую смены. Молодые рабочие ли­ тейно-механического за­ вода расточник Васи­ лий Лаврищев, токарь' Борис Волынчиков, сле­ сарь Николай Козлов и трехэтажиое з д а н и е средней школы. Боль­ шую помощь учителям по вовлечению молоде­ жи в учебу оказал на­ чальник второго меха­ но - сборочного ц е х а т. Патутин. И в этом цехе теперь много уча­ щейся молодежи. Иная картина в пер­ вом механо-сборочном цехе, где начальником т. .Ивахов. Здесь не В. ОГАРКОВ, бригадир формовщи­ ков машиностроитель­ ного завода. К. НАЗАРОВ, А. КУРКОВ, мастера литейно­ механического завода, г. Лебедянь. большинство их товари­ щей учатся в школе. А вот с завода вет- оборудования учатся лишь 39 человек. Это составляет полов и н у молодежи, не имеющей среднего образования. Комитет ВЛКСМ (сек­ ретарь т. Блечкин) не­ достаточно уделяет вни­ мания повышению обще­ образовательного уров­ ня молодежи. Плохо обстоит дело с учебой и на Лебедян­ ском машиностроитель­ ном заводе. В нынеш­ нем году открыто новое В нашем селе при каждом доме есть сад. Ко всему этому надо добавить, что и в самой школе до сих пор не организо­ ваны двухсменные заня­ тия. Это, конечно, во многом обусло вило большой отсев в школе. У к р а си м р о д н о е с е л о В школе тоже 250 яб­ лонь. Их мы посадили сами. Вокруг сада и ста­ диона — стена из кус­ тарников. В честь 40-летия пио­ нерии мы решили по улицам села посадить четыре аллеи. В этом году цветники были только возле школы. А теперь 'мы соберем семе­ на и сделаем несколько клумб уже на улицах села. Увеличим и школьный фруктовый сад гак, чтобы на каждого школьника было по яб­ лоньке. Недавно мы уже, высадили 150 саженцев вишни. Юра ФИЛИМОНОВ, ученик 7-го класса Братовщинской средней школы. Долгоруковский район. Молодцы, ребята ! Т/ЮМСОМОЛЬЦЫ ремонтно-механического Г у цеха Елецкого технического училища № 2 Николай Долматов (слева) и Николай Собольков после окончании десятилетки поступили в учили­ ще. Там они получили специальность слесарей по ремонту промышленного оборудования. Собирая настольные сверлильные станки НС-12Б, которые идут на предприятия страны, они ежедневно перевыполняют задание. На снимке: Н. Долматов и Н. Собольков за регулировкой сверлильного станка. Фото А. Боева. ^VVVЧVУVV•УVIтVVVт*тV1^VVVVЧN^^^>»*т*^VУ< V Каждое утро к Гат­ чинской средней школе Добровского района подходит автомашина. Она отвозит школьни­ ков на колхозное поле, где они помогают взрос­ лым убирать картофель. Ребята выкопали и уб­ рали картофель на пло­ щади двадцать гекта­ ров. Н. БАДИКОВ. с. Ратчино Добровского района,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz