Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
- л г. & Ч ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ * л. Н. Т О Л С Т О Й И НАШИ З Е М Л Я К И Эю зафиксировал и сам Толстой в своих дневниковых записях (1889). «3! августа. Читал Эртеля. Очень недурно... 28 сентября. Чи тал рома.. Эртеля, о ч е нь хорошо... Лег поздно, за читался «Гарде- ниными». Прекоас- НОи ^ Р Г,КО' Верн0’ благородно». Р В 1908 году М. В. Эртель, вдова п сателя, обратилась к Л. Н. Толстому просьбой написать предисловие к оранию сочинений Эртеля, которое предполагалось вскоре издавать. Тот пи с со- (Окончание. Начало на 1-й стр.). 17 сентября 1885 г. в письме из Ясной Отстаивая свои философские воззре- Поляны Л. Н. Толстой советует А. И. ния, Л. Н. Толстой вместе с тем высту- Эртелю: «Попытайтесь написать рас- пал за проявление творческой индиви- сказ, имея в виду читателей только из дуальности каждого писателя. Знаме- народа. Только бы содержание было нательно такое "замечание Бунина о значительное, а вы, вероятно, напишите Толстом: «В одном из писем он опять хорошо. А обращаться исключительно „ . ________ дал мне понять, что не стоит мне так к народу очень поучительно и здорово». 1той согласился. Работа над статьей об уж стараться быть толстовцем». В ответном письме А. И. Эртель де- ^ртсле увлекла его. Несмотря на нездо- Глубокое уважение питала к Л. Н. лился с автором «Войны и мира» твор- РрВЬе и занятость, он снова перечитал Толстому видная писательница М. Вов- некими замыслами: «О рассказе для * ардениных», «...не мог оторваться, по мок. «Ваша книга хорошая,—писала наРода я думал, да боюсь: трудное это а не пР°чел всего и не перечел некото М. Вовчок Л. Н. Толстому об одном из дело:(>- Эртель считал, что непременным РП „ме5т П0 . нескольку раз»,—пишет его произведений,— в ней вся правда, условием любого произведения для ча- * • Толстой в предисловии. Я над ней плакала». Р»Да должна быть простота. «Просто- Л. Н. Толстой дал очень высокую Л. Н. Толстой высоко ценил «искрен- та*“ Но для этой простоты, о как много оценку творческому наследию А. И. ний сочувственный голос» М. Вовчок. нужно усилии.» восклицал он. Эртеля. «Для того, кто любит нял участие и А. И. Эртель Между Л. Н. Толстым и А. И. Эрте- лем сложились теплые дружественные отношения. В письме к В. Г. Черткову и Н. Н. Иванову (сентябрь 1888 г.) Мысли о в о с пит а нии ...Утро. Густой осенний туман поне многу рассеивается. К Липецкому стан костроительному заводу спешат рабо чие. Вместе со всеми идут и ученики девятых классов 2 -й средней школы. Недавно они стали одновременно с уче бой трудиться на заводе. Были созданы из девятиклассников две группы— ста ночников и электромонтажников. Всех распределили по участкам. При выборе профессии учитывались желания ребят. Одни юноши и девушки готовятся стать токарями, другие — фрезеровщиками, третьи — шлифовщи ками, а некоторые захотели быть элек тромонтажниками. Многие ученики из группы станочни ков, такие, как Толя Жуков, Галя Бес сонова, Лилия Неверова, Толя Василь ев, Галя Холина достигли неплохих успехов и,- под наблюдением инструкто ров уже работают на токарных, зубо долбежных, шлифовальных и других етанках, а Валерий Холодов — на свер лильном. Его учитель сверловщик Куз нецов говорит, что Валерий очень спо собный и старательный, через месяц— другой ему можно доверить станок, чтобы работал сам, без инструктора. Из группы электромонтажников, где больше всего девушек, выделяется бригада из 4 человек: Оля Петелина, Валя Соколова, Валя Видонкива, Тама ра Котельникова. Они уже самостоя тельно собирают панели для электро оборудования станков. И, конечно, в их трудовые книжки заслуженно будут за лесены разряды. Ребята получат рабо чие специальности. Но разве дело лишь в том, чтобы они получили на заводе специальности? Мне думается, в производственном обу чении есть другая, не менее важная сторона. Ребята пришли в рабочий коллектив, и они должны стать членами этого кол лектива, узнать его законы и традиции, глубоко понять, за что борется сейчас каждый рабочий... Волей-неволей ра бочий, рядом с которым в цехе школь ник, становится его наставником и вос питателем. В связи с этим на плечи заводского коллектива ложится большая ответст венность за воспитание учащихся в •■■•ааааявааааяаяяяаяаяаяаяяяявяяааавявяаявявявавя| В 80-е годы прошлого столетия по ^ем не менее А. И. Эртель охотно чтение Эртеля большое удовольствие»,— инициативе Толстого организовалось из- откликнулся на предложение Л. Н. Тол- эти строки предисловия написаны Л. Н. дательство «Посредник», целью которо- стого- В феврале 1889 года в издатель- Толстым 10 декабря 1908 г. в Ясной го было приобщение к знанию широких ство «Посредник» были направлены Поляне. крестьянских масс. По предложению Фрагменты романа «Гарденины». «Язык В числе страстных поклонников ли- Толстого в работе «Посредника» при- прекрасный, краткий и ясный» так тературного дарования Л. Н. Толстого охарактеризовал Толстой художествен- посетил Ясную Поляну и еще один из ную манеру автора «Рассказов Ивана наших земляков—художник В. Н. Меш- Федотыча». (1891 г.). ков. Дело было весной 1910 года. В. Н. По воспоминаниям П. А. Сергеенко, Мешков задался тогда целью создать _ Л. Н. Толстой, когда зашла речь об портрет великого писателя, запечатлеть Л. Н. Толстой говорит об Эртеле как А. И. Эртеле, заметил (1903 г.): «Он знаменитые тульские Засеки, окружаю- об «очень симпатичном писателе». больше других имеет право писать». шие Ясную Поляну. Главные достоинства Эртеля, какЛичный секретарь Льва Николаевича ..Дневниковые записи, мемуары полагал Толстой, заключаются в исклю- Н. Н. Гусев рассказывает о том, как письма. Они раскрывают перед нами чительном «знании народного быта», в Толстой «со свойственным ему необык- священные тайники творчества велико- «сильной, часто несознаваемой автором, новенным мастерством читал вслух ро- го писателя. В летописи жизни Л. Н. любви к народу» и, что самое главное, ман «Дарденины» и «восхищался схва- Толстого заметное место занимают стра- в «удивительном по верности, красоте, ченной в нем силой и образностью на- ницы, рассказывающие о взаимоотно- разнообразию и силе народном языке», родного языка». шениях гения русского народа с наши ми земляками. Знаменательные встречи Толстого с многочисленными деятелями нзводства часто бывает необходи- б' 1 аготвооное нпччейгтии<.Н“* неизменно мо начатую работу заканчивать в ® „ГпТатЛЛ ^ ™ ЧИСЛе следующую смену. Мастер-то на те1ьногтк та1, ’ л теРатУРная дея- : С тельность так или иначе связана с на- другон день доделает работу, а шим ЛИПецким краем, ученик нет. Вот и теряется у ребят т п и т чувство ответственности за свою ра- *ак* посылая Л. Н. Толстому свои боту, за соблюдение правил внут- литературные опыты, Бунин писал, что рен/него распорядка дарит их человеку, каждое слово кото- При соединении обучения с про- Рого емУ дорого, произведения которо- У С Т А Н К О В Учащиеся нашего класса работают иа заводе в механическом, сборочном и других цехах. В. Родионов на токарно винторезном станке уже самостоятельно растачивает цилиндры. Специальность токаря ему нравится. После окончания десяти классов юноша хочет пойти на завод. И. РОЖКОВА, ученица 98-й школы. г. Елец, ............................................................................ « Н Е 18ШДЩШ 1 ШЛМШО труде и дисциплине. В школе от ребят • тоже требуют дисциплину. Там тоже, как и на заводе, невнимание, лишние разговоры приводят к браку. Только в школе этот брак часто «невидимый», а на заводе он принимает реальные фор мы: выходит из-под твоих рук недобро качественная продукция. Поэтому на ши инструктора стараются прививать ученикам производственную дисцип лину. Например, за токарем Алексеем Николаевичем Лапшиным закрепили ученика Толю Жукова. Очень туманно представлял себе Толя заводские по рядки. Инструктор с Жуковым и его товарищами по участку провел беседу о дисциплине на производстве. Подроб но рассказал о ее значении, что от хо рошей дисциплины зависит успешное выполнение дневного задания, качест венный выпуск продукции... Одним из сложных вопросов органи зации труда девятиклассников на заво де явилось определение графиков их выхода на работу. Необходимо было закрепить учащихся за наиболее квали фицированными рабочими. Но те тру дятся посменно. Как быть? Сейчас пока пришлось посылать учащихся только в одну смену. На мой взгляд, это вредит качеству обучения. У одного школьника получается два инструктора; одну не делю он работает с одним, вторую — с другим. Необходимо, чтобы учащиеся приходили на практику тоже по сме нам. Это пойдет только на пользу, при учит их к трудовой дисциплине. Кроме того, один инструктор всегда лучше пе редаст свой опыт, чем несколько. А в связи с этим придется, пожалуй, изме нить расписание выхода на работу. Учащиеся бывают на заводе по сре дам и пятницам. Такой график, когда они работают одни день на заводе, а другой—учатся в школе, ве совсем уда чен. Дело в том, что по условиям про В ТОРОИ год в Ельце работает теле центр. Елецкий телецентр трансли рует передачи для сел района. Сейчас только в городе насчитывает ся около 1 1 0 0 телевизоров. На снимке; дежурный телецентра Ни колай Красковскип ведет передачу, Фото Ю. Ардашева. изводствеиным трудом учащихся необходимо организовать их рабо ту на заводе с таким расчетом, чтобы она длилась в неделю два дня подряд. И еще хочется обсудить, как мне кажется, очень важный вопрос — это о контроле и руководстве про изводственной практикой учащихся. Сейчас руководят ею на заводе школь ные классные руководители, которые меняются одни в среду, другие—в пят ницу. Но ведь у них и без того бывает много работы. Да и как может руково дить практикой человек, если он пре подает геогра'фию, литературу или бо танику и ни в коей мере не связан с производством? Кажется, что настало время, чтобы гороно в штатах школ специально пре дусмотрело должность педагога по практике, постоянно находившегося бы на заводе с учащимися. Кроме того, и в самом гороно необходимо иметь ин спектора — инженера, по производст венно-техническому обучению. Школ в Липецке много, заводов, где ребята проходят практику, тоже. А че ловека, который смог бы проконтро лировать состояние производственного обучения, дать дельный и квалифици рованный совет нашим заводским рабо- чим-инструкторам, нет. НЛШАМАНИН, инженер-техинформатор Липецкого станкостроительного завода. го в нем «раскрыли душу, пробужда ли... страстную жажду творчества». В. ШАХОВ, учитель, нештатный сотрудник редакции газеты «Ленинец». Ударная неделя Комсомольцы Липецкого техниче ского училища № 1 решили помочь институту стали быстрее закончить строительство второго корпуса. На совещании актива, на котором разбирали этот вопрос, присутство вал секретарь комитета института Ю. Ромашевский. Он рассказал, в каком трудном положении находит ся сейчас институт. Комсомольский актив ТУ № 1 по становил: каждому учащемуся учи лища отработать на строительстве института по 3 часа. Он призвал всех юношей и девушек других учебных заведений г. Липецка оказать по мощь институту, отработать на стро ительстве по три часа. Комсомольский актив объявил ударную комсомольскую неделю на строительстве 2 -го корпуса институ та стали. а . г р и ц у к , секретарь комитета комсомола ТУ № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz