Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

- л г. & Ч ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ * л. Н. Т О Л С Т О Й И НАШИ З Е М Л Я К И Эю зафиксировал и сам Толстой в своих дневниковых записях (1889). «3! августа. Читал Эртеля. Очень недурно... 28 сентября. Чи­ тал рома.. Эртеля, о ч е нь хорошо... Лег поздно, за­ читался «Гарде- ниными». Прекоас- НОи ^ Р Г,КО' Верн0’ благородно». Р В 1908 году М. В. Эртель, вдова п сателя, обратилась к Л. Н. Толстому просьбой написать предисловие к оранию сочинений Эртеля, которое предполагалось вскоре издавать. Тот пи­ с со- (Окончание. Начало на 1-й стр.). 17 сентября 1885 г. в письме из Ясной Отстаивая свои философские воззре- Поляны Л. Н. Толстой советует А. И. ния, Л. Н. Толстой вместе с тем высту- Эртелю: «Попытайтесь написать рас- пал за проявление творческой индиви- сказ, имея в виду читателей только из дуальности каждого писателя. Знаме- народа. Только бы содержание было нательно такое "замечание Бунина о значительное, а вы, вероятно, напишите Толстом: «В одном из писем он опять хорошо. А обращаться исключительно „ . ________ дал мне понять, что не стоит мне так к народу очень поучительно и здорово». 1той согласился. Работа над статьей об уж стараться быть толстовцем». В ответном письме А. И. Эртель де- ^ртсле увлекла его. Несмотря на нездо- Глубокое уважение питала к Л. Н. лился с автором «Войны и мира» твор- РрВЬе и занятость, он снова перечитал Толстому видная писательница М. Вов- некими замыслами: «О рассказе для * ардениных», «...не мог оторваться, по­ мок. «Ваша книга хорошая,—писала наРода я думал, да боюсь: трудное это а не пР°чел всего и не перечел некото­ М. Вовчок Л. Н. Толстому об одном из дело:(>- Эртель считал, что непременным РП „ме5т П0 . нескольку раз»,—пишет его произведений,— в ней вся правда, условием любого произведения для ча- * • Толстой в предисловии. Я над ней плакала». Р»Да должна быть простота. «Просто- Л. Н. Толстой дал очень высокую Л. Н. Толстой высоко ценил «искрен- та*“ Но для этой простоты, о как много оценку творческому наследию А. И. ний сочувственный голос» М. Вовчок. нужно усилии.» восклицал он. Эртеля. «Для того, кто любит нял участие и А. И. Эртель Между Л. Н. Толстым и А. И. Эрте- лем сложились теплые дружественные отношения. В письме к В. Г. Черткову и Н. Н. Иванову (сентябрь 1888 г.) Мысли о в о с пит а нии ...Утро. Густой осенний туман поне­ многу рассеивается. К Липецкому стан­ костроительному заводу спешат рабо­ чие. Вместе со всеми идут и ученики девятых классов 2 -й средней школы. Недавно они стали одновременно с уче­ бой трудиться на заводе. Были созданы из девятиклассников две группы— ста­ ночников и электромонтажников. Всех распределили по участкам. При выборе профессии учитывались желания ребят. Одни юноши и девушки готовятся стать токарями, другие — фрезеровщиками, третьи — шлифовщи­ ками, а некоторые захотели быть элек­ тромонтажниками. Многие ученики из группы станочни­ ков, такие, как Толя Жуков, Галя Бес­ сонова, Лилия Неверова, Толя Василь­ ев, Галя Холина достигли неплохих успехов и,- под наблюдением инструкто­ ров уже работают на токарных, зубо­ долбежных, шлифовальных и других етанках, а Валерий Холодов — на свер­ лильном. Его учитель сверловщик Куз­ нецов говорит, что Валерий очень спо­ собный и старательный, через месяц— другой ему можно доверить станок, чтобы работал сам, без инструктора. Из группы электромонтажников, где больше всего девушек, выделяется бригада из 4 человек: Оля Петелина, Валя Соколова, Валя Видонкива, Тама­ ра Котельникова. Они уже самостоя­ тельно собирают панели для электро­ оборудования станков. И, конечно, в их трудовые книжки заслуженно будут за­ лесены разряды. Ребята получат рабо­ чие специальности. Но разве дело лишь в том, чтобы они получили на заводе специальности? Мне думается, в производственном обу­ чении есть другая, не менее важная сторона. Ребята пришли в рабочий коллектив, и они должны стать членами этого кол­ лектива, узнать его законы и традиции, глубоко понять, за что борется сейчас каждый рабочий... Волей-неволей ра­ бочий, рядом с которым в цехе школь­ ник, становится его наставником и вос­ питателем. В связи с этим на плечи заводского коллектива ложится большая ответст­ венность за воспитание учащихся в •■■•ааааявааааяаяяяаяаяаяаяяяявяяааавявяаявявявавя| В 80-е годы прошлого столетия по ^ем не менее А. И. Эртель охотно чтение Эртеля большое удовольствие»,— инициативе Толстого организовалось из- откликнулся на предложение Л. Н. Тол- эти строки предисловия написаны Л. Н. дательство «Посредник», целью которо- стого- В феврале 1889 года в издатель- Толстым 10 декабря 1908 г. в Ясной го было приобщение к знанию широких ство «Посредник» были направлены Поляне. крестьянских масс. По предложению Фрагменты романа «Гарденины». «Язык В числе страстных поклонников ли- Толстого в работе «Посредника» при- прекрасный, краткий и ясный» так тературного дарования Л. Н. Толстого охарактеризовал Толстой художествен- посетил Ясную Поляну и еще один из ную манеру автора «Рассказов Ивана наших земляков—художник В. Н. Меш- Федотыча». (1891 г.). ков. Дело было весной 1910 года. В. Н. По воспоминаниям П. А. Сергеенко, Мешков задался тогда целью создать _ Л. Н. Толстой, когда зашла речь об портрет великого писателя, запечатлеть Л. Н. Толстой говорит об Эртеле как А. И. Эртеле, заметил (1903 г.): «Он знаменитые тульские Засеки, окружаю- об «очень симпатичном писателе». больше других имеет право писать». шие Ясную Поляну. Главные достоинства Эртеля, какЛичный секретарь Льва Николаевича ..Дневниковые записи, мемуары полагал Толстой, заключаются в исклю- Н. Н. Гусев рассказывает о том, как письма. Они раскрывают перед нами чительном «знании народного быта», в Толстой «со свойственным ему необык- священные тайники творчества велико- «сильной, часто несознаваемой автором, новенным мастерством читал вслух ро- го писателя. В летописи жизни Л. Н. любви к народу» и, что самое главное, ман «Дарденины» и «восхищался схва- Толстого заметное место занимают стра- в «удивительном по верности, красоте, ченной в нем силой и образностью на- ницы, рассказывающие о взаимоотно- разнообразию и силе народном языке», родного языка». шениях гения русского народа с наши­ ми земляками. Знаменательные встречи Толстого с многочисленными деятелями нзводства часто бывает необходи- б' 1 аготвооное нпччейгтии<.Н“* неизменно мо начатую работу заканчивать в ® „ГпТатЛЛ ^ ™ ЧИСЛе следующую смену. Мастер-то на те1ьногтк та1, ’ л теРатУРная дея- : С тельность так или иначе связана с на- другон день доделает работу, а шим ЛИПецким краем, ученик нет. Вот и теряется у ребят т п и т чувство ответственности за свою ра- *ак* посылая Л. Н. Толстому свои боту, за соблюдение правил внут- литературные опыты, Бунин писал, что рен/него распорядка дарит их человеку, каждое слово кото- При соединении обучения с про- Рого емУ дорого, произведения которо- У С Т А Н К О В Учащиеся нашего класса работают иа заводе в механическом, сборочном и других цехах. В. Родионов на токарно­ винторезном станке уже самостоятельно растачивает цилиндры. Специальность токаря ему нравится. После окончания десяти классов юноша хочет пойти на завод. И. РОЖКОВА, ученица 98-й школы. г. Елец, ............................................................................ « Н Е 18ШДЩШ 1 ШЛМШО труде и дисциплине. В школе от ребят • тоже требуют дисциплину. Там тоже, как и на заводе, невнимание, лишние разговоры приводят к браку. Только в школе этот брак часто «невидимый», а на заводе он принимает реальные фор­ мы: выходит из-под твоих рук недобро­ качественная продукция. Поэтому на­ ши инструктора стараются прививать ученикам производственную дисцип­ лину. Например, за токарем Алексеем Николаевичем Лапшиным закрепили ученика Толю Жукова. Очень туманно представлял себе Толя заводские по­ рядки. Инструктор с Жуковым и его товарищами по участку провел беседу о дисциплине на производстве. Подроб­ но рассказал о ее значении, что от хо­ рошей дисциплины зависит успешное выполнение дневного задания, качест­ венный выпуск продукции... Одним из сложных вопросов органи­ зации труда девятиклассников на заво­ де явилось определение графиков их выхода на работу. Необходимо было закрепить учащихся за наиболее квали­ фицированными рабочими. Но те тру­ дятся посменно. Как быть? Сейчас пока пришлось посылать учащихся только в одну смену. На мой взгляд, это вредит качеству обучения. У одного школьника получается два инструктора; одну не­ делю он работает с одним, вторую — с другим. Необходимо, чтобы учащиеся приходили на практику тоже по сме­ нам. Это пойдет только на пользу, при­ учит их к трудовой дисциплине. Кроме того, один инструктор всегда лучше пе­ редаст свой опыт, чем несколько. А в связи с этим придется, пожалуй, изме­ нить расписание выхода на работу. Учащиеся бывают на заводе по сре­ дам и пятницам. Такой график, когда они работают одни день на заводе, а другой—учатся в школе, ве совсем уда­ чен. Дело в том, что по условиям про­ В ТОРОИ год в Ельце работает теле­ центр. Елецкий телецентр трансли­ рует передачи для сел района. Сейчас только в городе насчитывает­ ся около 1 1 0 0 телевизоров. На снимке; дежурный телецентра Ни­ колай Красковскип ведет передачу, Фото Ю. Ардашева. изводствеиным трудом учащихся необходимо организовать их рабо­ ту на заводе с таким расчетом, чтобы она длилась в неделю два дня подряд. И еще хочется обсудить, как мне кажется, очень важный вопрос — это о контроле и руководстве про­ изводственной практикой учащихся. Сейчас руководят ею на заводе школь­ ные классные руководители, которые меняются одни в среду, другие—в пят­ ницу. Но ведь у них и без того бывает много работы. Да и как может руково­ дить практикой человек, если он пре­ подает геогра'фию, литературу или бо­ танику и ни в коей мере не связан с производством? Кажется, что настало время, чтобы гороно в штатах школ специально пре­ дусмотрело должность педагога по практике, постоянно находившегося бы на заводе с учащимися. Кроме того, и в самом гороно необходимо иметь ин­ спектора — инженера, по производст­ венно-техническому обучению. Школ в Липецке много, заводов, где ребята проходят практику, тоже. А че­ ловека, который смог бы проконтро­ лировать состояние производственного обучения, дать дельный и квалифици­ рованный совет нашим заводским рабо- чим-инструкторам, нет. НЛШАМАНИН, инженер-техинформатор Липецкого станкостроительного завода. го в нем «раскрыли душу, пробужда­ ли... страстную жажду творчества». В. ШАХОВ, учитель, нештатный сотрудник редакции газеты «Ленинец». Ударная неделя Комсомольцы Липецкого техниче­ ского училища № 1 решили помочь институту стали быстрее закончить строительство второго корпуса. На совещании актива, на котором разбирали этот вопрос, присутство­ вал секретарь комитета института Ю. Ромашевский. Он рассказал, в каком трудном положении находит­ ся сейчас институт. Комсомольский актив ТУ № 1 по­ становил: каждому учащемуся учи­ лища отработать на строительстве института по 3 часа. Он призвал всех юношей и девушек других учебных заведений г. Липецка оказать по­ мощь институту, отработать на стро­ ительстве по три часа. Комсомольский актив объявил ударную комсомольскую неделю на строительстве 2 -го корпуса институ­ та стали. а . г р и ц у к , секретарь комитета комсомола ТУ № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz