Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

••тггт/т/тт//уШ'.~~ * ЗАМ ЕЧАТЕЛЬНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ НАУКИ * К а к и м б ы л п е р в о б ы т н ы й ч е л о в е к * Необычное возрождение . # В ИНДИЙ ЧТЯ Т ПАМЯТЬ А. Я. ЧЕХОВА РАСКРЫВАЯ ТАИНУ ВЕКОВ Несколько десятков лет перед наукой о человеке стояла сложная проблема. Долго казалось неразреши­ мой задача восстановления лица по черепу. Над ней бесплодно работали многие зарубежные ученые. И только М. М. Герасимову— единственному в нашей стране ученому, занимаю­ щемуся проблемой восста­ новления лица по черепу и посвятившему этому делу всю свою жизнь,—удалось добиться успеха, создать оригинальную методику портретной реконструкции. За научный труд «Основы восстановления лица по че­ репу» и за создание рекон­ струкций физического' об­ лика предков человека и исторических лиц М. М. Герасимов удостоен высо­ кого звания лауреата Ста­ линской премии. В результате многолет­ них исследований ученый- новатор установил сущест­ вование глубокой законо­ мерной зависимости между строением костей черепа и строением мягких тканей лица и решил с научной точностью задачу восста­ новления скульптурного портрета давно умершего человека. Открытие М. М. Гераси­ мова прокладывает новые пути в таких отраслях зна­ ния, как антропология, эт ­ нография, история. Оно дает возможность точнее, чем до сих пор, изучить эволюцию физических ти­ пов древнейших предков человека от питекантропа до кроманьонца, от людей каменного века до людей бронзы и железа, позволя­ ет уточнить пути заселе­ ния нынешней территории Советского государства и последующее перемеще­ ние племен и народностей. * * О работах учено г о - но в атора М. М. Герасимова * ж Свя- Научные работы ученого открывают также перспек­ тиву разработки в будущем методов точного восстанов­ ления обликов вымерших животных, позволяют вос­ создать портретные изобра­ жения многих великих лю­ дей прошлого — писателей, ученых, полководцев, госу­ дарственных деятелей. В портретной галерее М. М. Герасимова — все­ возможные облики людей. Среди них — древние лю­ ди с берегов Лены, Оки и Волги, с островов Онеж­ ского озера, из Чувашии и Дальнего Востока, с Рус­ ской равнины и из Коыма. Есть здесь портреты воина из государства Урарту и людей из древнего грузин­ ского города Мцхети, ски­ фа из Причерноморских степей, гунна из Кенкола, жителей древнего Хорезма и дружинника князя тослава. . В конце замечательной галереи стоят скульптурные изображения людей, чьи имена нам сохранила исто­ рия и чьи портреты не до­ шли до нас. Их образы воссозданы по черепам, временно изъятым из усы­ пальниц. Это портреты ки­ евского князя Ярослава Мудрого, владимирского князя Андрея Боголюбско- го, героя «Слова о полку Игореве» — князя Всеволо­ да Святославовича, адми­ рала Ушакова, а также Тимура, его сына Шух- руха и его внука — знаме­ нитого астронома средне­ вековья Улугбека и других. В последнее время, благо­ даря труду М. М. Гераси­ мова, воспроизведен под­ линный портрет великого ученого — энциклопедиста Абу Али Ибн Сины, изве­ стного на Западе под име­ нем Авиценны. , . . Еще будучи школь­ ником, Герасимов с увле­ чением читал книги о прошлом земли. Уже тогда он сильно заинтересовался вопросом: можно ли по разрозненным ост а т к а м костей представить, как выглядело животное, кото­ рого не видел живым ни один современный человек. Ответ был дан француз­ ским^ естествоиспытате­ лем Жоржем Ковье, тво­ рившим чудеса. По костям ископаемого животного он восстанавливал его облик. Из любителя археологии, страстного поклонника книг и частого посетителя музея. Герасимов впоследст­ вии превратился в со­ трудника Иркутского краеведческого музея, начал работать архео­ логом. В ту пору, око ло 33 лет назад, и при­ шла М. М. Герасимову мысль о возможности по костным остаткам, по черепу первобытно­ го человека восстанав­ ливать его лицо. — Осуще с т в л ей и е этой мысли, — расска­ зывает М. М. Гераси мов, — потребо в а л о многих лет подготовки. Пришлось самостоя­ тельно разработать ме тодику восстановления лица1 по черепу. Параллельно со, своей археологической ра-, ботой я изучал антрополо­ гический материал, препа­ рировал головы, измерял толщину мускульного пок­ рова. Много времени ушло, прежде чем я рискнул предложить на суд антро­ пологов свои работы. Созданные Герасимо­ вым реконструкции вымер­ ших животных по остаткам их костей помогли ему по­ нять взаимную зависимость скелета и мягких тканей. Впоследствии это дало воз­ можность с большей де­ тальностью воспроизво­ дить глубокие, непосредст­ венно связанные со скеле­ том мышцы человека в таких сложных разделах скелета, как шея, грудь. В Иркутском краеведческом музее до сих пор хранятся созданные Герасимовым в древней- 1925 году бюсты ших людей. Однако, сделанное Гера­ симовым составляло только часть, половину дела. Ему предстояло изучить мель­ чайшие детали строения лица и черепа, которые придают каждому лицу ха ­ рактерные, неповторимые черты, отличающие одно лицо от всех других. Надо было проследить связь между формой от­ дельных частей лица и рельефом черепа, изучить ее более детально, найти новые, неизвестные ранее соотношения, создать ме­ тодику восстановления. Сделать это Герасимову помогли рентген и фото­ графия. Они дали ему воз­ можность изучать живые человеческие лица. Поль­ зуясь, например, рентге­ новскими лучами, можно видеть невидимое, выяс­ нить, какие закономерности существуют между формой черепа и толщиной мягких тканей. Правильность своего ме­ тода Герасимов решил до­ казать контрольными ра­ ботами. Первой из них бы­ ло восстановление головы папуаса. Несмотря на то, что Герасимов не знал, чью голову он восстанавливает, опыт удался. Получился портрет, весьма похожий на папуаса. Герасимов произ­ водил десятки изме­ рений мужских и женских лиц, худых и толстых, детских и старче­ ских. При этом тщательно изучалась з а в и с имо с т ь профиля лица от костного рельефа черепа, как ме­ няется толщина покрова в соответствии с усилением рельефа независимо от воз­ раста, пола, расы. Сотни, тысячи опытов, исследова­ ний, догадок, данные исто­ рии, археологии, этнографии помогли решить интерес­ нейшую задачу восстанов­ ления человеческого лица. Шаг за шагом двигался Герасимов к намеченной цели, искал и находил та ­ кие связи, которых никто ранее не наблюдал. По на­ правлению носовых костей и подносового шипа, напри­ мер, безошибочно опреде­ лялись размеры носа. Форма рта, доказал Гера­ симов, во многом зависит от зубов, их величины, расположения, от того, как смыкаются зубы верхней и нижней челюстей и от ряда других деталей. Г. РУБЦОВ. (Продолжение следует). В живописном уголке Татарской АССР раскинул­ ся Бирюлинский зверосов­ хоз. Работники этого хо­ зяйства культурно прово­ дят свой досуг, любят спорт, в свободное время часто совершают прогулки на лыжах. На снимке: зоотехник Бирюл и и с к о г о совхоза Юрий Антипов и столяр Алексей Каплевский на лыжной прогулке. (Фотохроника ТАСС1. По случаю празднова­ ния столетия со дня рож­ дения великого русского писателя А. П. Чехова председатель индийского юбилейного комитета Банарси Дас Чатурведи на­ правил советскому комитету по проведению 100­ летнего юбилея со дня рождения А. П. Чехова письмо, в котором, в частности, говорится; «Глу­ бокий гуманизм и вера Антона Чехова в прогресс всегда были и будут источником вдохновения для народов всего мира. Индийские читатели всегда питали великую любовь и привязанность к Чехо­ ву и читают его произведения с огромным на­ слаждением и уважением», > Юбилей А. П. Че хова в Норвегии Норвежская общественность отмечает 100-лет­ ний юбилей великого русского писателя А. П. Че­ хова. Вчера вечером по норвежскому радио бы­ ла передана пьеса Чехова «Три сестры». 'КзеАэ: Я скусство за рубежом „Вопль отчаяния...** Красно-желто-зеленые пятна, оранжевые кривые, черно-зеленые зигзагообразные линии, замысловатые запятые и просто черные точки бессвязной, гнетущей лавиной обрушиваются на посетителя Музея совре­ менного искусства Нью-Йорка. Наряду с сотнями квадратных метров, размалеван­ ного во все цвета радуги полотна, американское аб­ страктное искусство пропагандируют также «творения» современных американских скульпторов, выставка про­ изведений которых была недавно организована в этом музее. О характере «скульптур», представленных на вы­ ставке, красноречиво свидетельствует заявление члена отборочной комиссии Д Соби, который подчеркнул, что американская скульптура не уступает американ- © БЕРЛИН. Первый секретарь Централь к о г о Комитета социалистической единой партии Германии, первый заместитель пред­ седателя Совета Министров ГДР Вальтер Ульбрихт на­ правил письмо канцлеру ФРГ Аденауэру. Как сообщает агентство АДН, письмо содержит важные предложения по вопросу о сохранении мира. О БЕРЛИН. В Западный Берлин с 10-дневным визи­ том прибыл президент Фе­ деративной Респуб л и к и Германии Любке. Приезд главы западно- Л германского государства в Западный Берлин, не вхо­ дящий в состав ФРГ и расположенный в центре Германской Демократиче­ ской Республики, является очередным актом, проводи­ мым кругами ФРГ поли­ тики «с позиции силы», на­ правленной на искусствен­ ное обострение ; г ской абстрактной живописи. И действительно, полет фантазии эт(тх, с позволения сказать, «сво­ бодных художников» выражается в такой тарабарщи­ не, которая в лучшем случае может свидетельствовать лишь о некотором техническом умении пользо­ ваться клеем, сваривать металл. Например, скульп­ тура Т. Харди «Старый козел» являет собой бесфор­ менное нагромождение стальных болванок, сваренных между собой. Даже американская печать, которая, как правило, прославляет так называемое «авангардное» искусство, на сей раз была не в состоянии петь дифирамбы вы­ ставке. Обозреватель журнала «Тайм» в отчете о вы­ ставке ядовито замечает, что «независимо от того, представляют ли собой современные скульптуры сна­ чала мусор, а затем произведение искусства, или же наоборот, можно сказать, что их слишком много». Отмечая далее, что многие современные скульптуры находят «страшную привлекательность в упадке и разложении всякого рода», обозреватель пишет: «Многие работы модернистов кажутся воплем от­ чаяния в искусственно созданной пустыне». Б. НИКОЛАЕВ. (ТАСС). Редактор А. ТАЦИТОВ. С « о г р я г е н о в ы е к и н о ф и л ь м ь х В кинотеатре «Октябрь» 28 января демонстри­ руются новые кинофиль­ мы: Человек в коротких штанишках. Начало се­ ансов — в 10.40, 14.20, 18.20, 22.00. Повесть о молодоженах. Нач а л о сеансов — в 9.00, 12.40, 16.40, 20.20. В кинолектории 28 января — лекция Н. В. Сигаева «О пятой сессии Верховного Со­ вета СССР». Кинофильм Малышка. Начало сеан­ сов — в 16.30, 20.00. Кинохроника Балет на льду. На земле, в небе­ сах и на море. Начало сеанса в 15.00. 29 ян­ варя лекция М. П. Ситника «Жизнь и твор­ чество А. П. Чехова». Кинофильм Попрыгунья. Начало сеансов — в 16.30. 20.00. Кинохрони­ ка В стране нектара. Начало сеанса—в 15.00. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: редакюра —• 33 — 53, ответственного секретаря — 34 — 13, отдела комсомольской жизни—36—43, отделов лропатанды, физкультуры и спорта, школ, писем—35—38, бухгалтерии — 34—46. АЗ 30225 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 618

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz