Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
••тггт/т/тт//уШ'.~~ * ЗАМ ЕЧАТЕЛЬНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ НАУКИ * К а к и м б ы л п е р в о б ы т н ы й ч е л о в е к * Необычное возрождение . # В ИНДИЙ ЧТЯ Т ПАМЯТЬ А. Я. ЧЕХОВА РАСКРЫВАЯ ТАИНУ ВЕКОВ Несколько десятков лет перед наукой о человеке стояла сложная проблема. Долго казалось неразреши мой задача восстановления лица по черепу. Над ней бесплодно работали многие зарубежные ученые. И только М. М. Герасимову— единственному в нашей стране ученому, занимаю щемуся проблемой восста новления лица по черепу и посвятившему этому делу всю свою жизнь,—удалось добиться успеха, создать оригинальную методику портретной реконструкции. За научный труд «Основы восстановления лица по че репу» и за создание рекон струкций физического' об лика предков человека и исторических лиц М. М. Герасимов удостоен высо кого звания лауреата Ста линской премии. В результате многолет них исследований ученый- новатор установил сущест вование глубокой законо мерной зависимости между строением костей черепа и строением мягких тканей лица и решил с научной точностью задачу восста новления скульптурного портрета давно умершего человека. Открытие М. М. Гераси мова прокладывает новые пути в таких отраслях зна ния, как антропология, эт нография, история. Оно дает возможность точнее, чем до сих пор, изучить эволюцию физических ти пов древнейших предков человека от питекантропа до кроманьонца, от людей каменного века до людей бронзы и железа, позволя ет уточнить пути заселе ния нынешней территории Советского государства и последующее перемеще ние племен и народностей. * * О работах учено г о - но в атора М. М. Герасимова * ж Свя- Научные работы ученого открывают также перспек тиву разработки в будущем методов точного восстанов ления обликов вымерших животных, позволяют вос создать портретные изобра жения многих великих лю дей прошлого — писателей, ученых, полководцев, госу дарственных деятелей. В портретной галерее М. М. Герасимова — все возможные облики людей. Среди них — древние лю ди с берегов Лены, Оки и Волги, с островов Онеж ского озера, из Чувашии и Дальнего Востока, с Рус ской равнины и из Коыма. Есть здесь портреты воина из государства Урарту и людей из древнего грузин ского города Мцхети, ски фа из Причерноморских степей, гунна из Кенкола, жителей древнего Хорезма и дружинника князя тослава. . В конце замечательной галереи стоят скульптурные изображения людей, чьи имена нам сохранила исто рия и чьи портреты не до шли до нас. Их образы воссозданы по черепам, временно изъятым из усы пальниц. Это портреты ки евского князя Ярослава Мудрого, владимирского князя Андрея Боголюбско- го, героя «Слова о полку Игореве» — князя Всеволо да Святославовича, адми рала Ушакова, а также Тимура, его сына Шух- руха и его внука — знаме нитого астронома средне вековья Улугбека и других. В последнее время, благо даря труду М. М. Гераси мова, воспроизведен под линный портрет великого ученого — энциклопедиста Абу Али Ибн Сины, изве стного на Западе под име нем Авиценны. , . . Еще будучи школь ником, Герасимов с увле чением читал книги о прошлом земли. Уже тогда он сильно заинтересовался вопросом: можно ли по разрозненным ост а т к а м костей представить, как выглядело животное, кото рого не видел живым ни один современный человек. Ответ был дан француз ским^ естествоиспытате лем Жоржем Ковье, тво рившим чудеса. По костям ископаемого животного он восстанавливал его облик. Из любителя археологии, страстного поклонника книг и частого посетителя музея. Герасимов впоследст вии превратился в со трудника Иркутского краеведческого музея, начал работать архео логом. В ту пору, око ло 33 лет назад, и при шла М. М. Герасимову мысль о возможности по костным остаткам, по черепу первобытно го человека восстанав ливать его лицо. — Осуще с т в л ей и е этой мысли, — расска зывает М. М. Гераси мов, — потребо в а л о многих лет подготовки. Пришлось самостоя тельно разработать ме тодику восстановления лица1 по черепу. Параллельно со, своей археологической ра-, ботой я изучал антрополо гический материал, препа рировал головы, измерял толщину мускульного пок рова. Много времени ушло, прежде чем я рискнул предложить на суд антро пологов свои работы. Созданные Герасимо вым реконструкции вымер ших животных по остаткам их костей помогли ему по нять взаимную зависимость скелета и мягких тканей. Впоследствии это дало воз можность с большей де тальностью воспроизво дить глубокие, непосредст венно связанные со скеле том мышцы человека в таких сложных разделах скелета, как шея, грудь. В Иркутском краеведческом музее до сих пор хранятся созданные Герасимовым в древней- 1925 году бюсты ших людей. Однако, сделанное Гера симовым составляло только часть, половину дела. Ему предстояло изучить мель чайшие детали строения лица и черепа, которые придают каждому лицу ха рактерные, неповторимые черты, отличающие одно лицо от всех других. Надо было проследить связь между формой от дельных частей лица и рельефом черепа, изучить ее более детально, найти новые, неизвестные ранее соотношения, создать ме тодику восстановления. Сделать это Герасимову помогли рентген и фото графия. Они дали ему воз можность изучать живые человеческие лица. Поль зуясь, например, рентге новскими лучами, можно видеть невидимое, выяс нить, какие закономерности существуют между формой черепа и толщиной мягких тканей. Правильность своего ме тода Герасимов решил до казать контрольными ра ботами. Первой из них бы ло восстановление головы папуаса. Несмотря на то, что Герасимов не знал, чью голову он восстанавливает, опыт удался. Получился портрет, весьма похожий на папуаса. Герасимов произ водил десятки изме рений мужских и женских лиц, худых и толстых, детских и старче ских. При этом тщательно изучалась з а в и с имо с т ь профиля лица от костного рельефа черепа, как ме няется толщина покрова в соответствии с усилением рельефа независимо от воз раста, пола, расы. Сотни, тысячи опытов, исследова ний, догадок, данные исто рии, археологии, этнографии помогли решить интерес нейшую задачу восстанов ления человеческого лица. Шаг за шагом двигался Герасимов к намеченной цели, искал и находил та кие связи, которых никто ранее не наблюдал. По на правлению носовых костей и подносового шипа, напри мер, безошибочно опреде лялись размеры носа. Форма рта, доказал Гера симов, во многом зависит от зубов, их величины, расположения, от того, как смыкаются зубы верхней и нижней челюстей и от ряда других деталей. Г. РУБЦОВ. (Продолжение следует). В живописном уголке Татарской АССР раскинул ся Бирюлинский зверосов хоз. Работники этого хо зяйства культурно прово дят свой досуг, любят спорт, в свободное время часто совершают прогулки на лыжах. На снимке: зоотехник Бирюл и и с к о г о совхоза Юрий Антипов и столяр Алексей Каплевский на лыжной прогулке. (Фотохроника ТАСС1. По случаю празднова ния столетия со дня рож дения великого русского писателя А. П. Чехова председатель индийского юбилейного комитета Банарси Дас Чатурведи на правил советскому комитету по проведению 100 летнего юбилея со дня рождения А. П. Чехова письмо, в котором, в частности, говорится; «Глу бокий гуманизм и вера Антона Чехова в прогресс всегда были и будут источником вдохновения для народов всего мира. Индийские читатели всегда питали великую любовь и привязанность к Чехо ву и читают его произведения с огромным на слаждением и уважением», > Юбилей А. П. Че хова в Норвегии Норвежская общественность отмечает 100-лет ний юбилей великого русского писателя А. П. Че хова. Вчера вечером по норвежскому радио бы ла передана пьеса Чехова «Три сестры». 'КзеАэ: Я скусство за рубежом „Вопль отчаяния...** Красно-желто-зеленые пятна, оранжевые кривые, черно-зеленые зигзагообразные линии, замысловатые запятые и просто черные точки бессвязной, гнетущей лавиной обрушиваются на посетителя Музея совре менного искусства Нью-Йорка. Наряду с сотнями квадратных метров, размалеван ного во все цвета радуги полотна, американское аб страктное искусство пропагандируют также «творения» современных американских скульпторов, выставка про изведений которых была недавно организована в этом музее. О характере «скульптур», представленных на вы ставке, красноречиво свидетельствует заявление члена отборочной комиссии Д Соби, который подчеркнул, что американская скульптура не уступает американ- © БЕРЛИН. Первый секретарь Централь к о г о Комитета социалистической единой партии Германии, первый заместитель пред седателя Совета Министров ГДР Вальтер Ульбрихт на правил письмо канцлеру ФРГ Аденауэру. Как сообщает агентство АДН, письмо содержит важные предложения по вопросу о сохранении мира. О БЕРЛИН. В Западный Берлин с 10-дневным визи том прибыл президент Фе деративной Респуб л и к и Германии Любке. Приезд главы западно- Л германского государства в Западный Берлин, не вхо дящий в состав ФРГ и расположенный в центре Германской Демократиче ской Республики, является очередным актом, проводи мым кругами ФРГ поли тики «с позиции силы», на правленной на искусствен ное обострение ; г ской абстрактной живописи. И действительно, полет фантазии эт(тх, с позволения сказать, «сво бодных художников» выражается в такой тарабарщи не, которая в лучшем случае может свидетельствовать лишь о некотором техническом умении пользо ваться клеем, сваривать металл. Например, скульп тура Т. Харди «Старый козел» являет собой бесфор менное нагромождение стальных болванок, сваренных между собой. Даже американская печать, которая, как правило, прославляет так называемое «авангардное» искусство, на сей раз была не в состоянии петь дифирамбы вы ставке. Обозреватель журнала «Тайм» в отчете о вы ставке ядовито замечает, что «независимо от того, представляют ли собой современные скульптуры сна чала мусор, а затем произведение искусства, или же наоборот, можно сказать, что их слишком много». Отмечая далее, что многие современные скульптуры находят «страшную привлекательность в упадке и разложении всякого рода», обозреватель пишет: «Многие работы модернистов кажутся воплем от чаяния в искусственно созданной пустыне». Б. НИКОЛАЕВ. (ТАСС). Редактор А. ТАЦИТОВ. С « о г р я г е н о в ы е к и н о ф и л ь м ь х В кинотеатре «Октябрь» 28 января демонстри руются новые кинофиль мы: Человек в коротких штанишках. Начало се ансов — в 10.40, 14.20, 18.20, 22.00. Повесть о молодоженах. Нач а л о сеансов — в 9.00, 12.40, 16.40, 20.20. В кинолектории 28 января — лекция Н. В. Сигаева «О пятой сессии Верховного Со вета СССР». Кинофильм Малышка. Начало сеан сов — в 16.30, 20.00. Кинохроника Балет на льду. На земле, в небе сах и на море. Начало сеанса в 15.00. 29 ян варя лекция М. П. Ситника «Жизнь и твор чество А. П. Чехова». Кинофильм Попрыгунья. Начало сеансов — в 16.30. 20.00. Кинохрони ка В стране нектара. Начало сеанса—в 15.00. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: редакюра —• 33 — 53, ответственного секретаря — 34 — 13, отдела комсомольской жизни—36—43, отделов лропатанды, физкультуры и спорта, школ, писем—35—38, бухгалтерии — 34—46. АЗ 30225 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 618
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz