Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
МЫС ЛИ О ВОСПИТАНИИ П Р ЕПОДАВАНИЕ ПО ИНТУИЦИИ Идет урок пения во 2-м классе Средней школы № 29. — Сегодня, дети, споем «Мой флажок», — говорит учительни ца. Ребята по счету учительницы несмело, в разноголосицу, запе вают. Получается неслаженно. Од на девочка старается «брать вы ше» и поет громко, чтобы ее боль ше всех было слышно, другая на- зорот еле-еле шевелит губами. Мальчик декламирует слова, как стихи, а на задних партах просто отмалчиваются, прикрывшись те- В январскую учительскую кон ференцию и на августовском со вещании учителей работало много секций. Преподаватели математи ки и физики рассказывали о своих уроках, филологи обсуждали про блемы преподавания русского языка и литературы... Только по пению для учителей не было орга низовано секции. Начался новый учебный год, и снова учителя ведут этот пред мет как кому вздумается, как подскажет интуиция. Даже в школе № 3, которая яв- традями. Но отметку все в классе ляется базовой ЛипецИого педин- получили хорошую. ститута, дела с преподаванием пе- I Потом принялись заучивать дру- ния обстоят неважно. Методисты гую песню «Над зимней рекой», пединститута со знанием дела уме- 1|)а,1ЦШ| ЛС1 . Так и прошел весь урок в повто- ют разобрать уроки истории, рус- композиторов, рении Iслов, а мелодия в классе ского языка или математики, но ни разу не побывали на уроках Нора уже к преподавателям пения. Впрочем, из пединститута и пения в 5—6-х классах и к учите- некому посещать такие уроки, по- лям начальных классов предъяв- тами песенку или подготовить художественную самодеятель ность. А ведь учитель обязан по знакомить учеников с нотной грамотой, с творчеством вид ных композиторов, воспиты вать у ребят глубокое пони мание музыки, любовь к ней. Но прежде чем выполнить эту задачу, ему необходимо самому повысить свое мастерство и знания. В этом могут помочь работники пединститутов и пед училищ, Дома народного твор чества и института усовершенст вования учителей. Дом работников просвещения уже проявил хорошую инициати ву, создав хор учителей. Но эта инициатива особой поддержки не нашла. В дни занятий учителя имеют у себя в школах различ ные задания, а многие просто сами не хотят участвовать в хоре. А ведь занятия в нем принесли бы каждому большую пользу, потому что, кроме пения, в программе кружка есть и изучение нотной грамоты, лекции о творчестве по-настоящему не прозвучала. Никаких других элементов, тре буемых программой по пению, не применялось, и урок проходил вя ло и скучно. Почему? Чем объяс няется, что учителя начальных классов зачастую не дают самых элементарных навыков пения, не добиваются правильного звучания Iдетских голосов? Не придержива ются они и репертуара, доступно го ребятам. В 1—2-х классах при ходится слышать «Орленка», «Тре вожную молодость», которые ни в коей мере не доступны детям семилетнего возраста. Причина такого отставания в музыкальном обучении и воспита нии заключается прежде всего в неподготовленности самих учите лей начальных классов. Не сек рет, что многие из них заменяют уроки пения чтением сказок и т. д. А в журнале делают отметки о выполнении программы по пе нию. Директора и завучи школ Ли пецка, считая уроки пения второ степенным предметом, не требуют от учителей добросовестно прово дить уроки. И помогать им тоже не хотят. Еще не было в Липецке такого случая, чтобы в школах появлялись артисты областной фи лармонии или хотя бы местные руководители хоров — специали сты. А ведь они могли бы дать квалифицированный разбор уро ков, оказать помощь. Руководите ли школ об этом не беспокоятся. Мало интересует преподавание пения и работников облоно. До сих пор в институте усовершенст- 'ования учителей нет методиста пению. Кому же анализиро вать уроки в школах, кто сможет дать дельный совет? тому что там нет преподавателей по музыке. Студентов специально не знакомят, хотя бы в кратком курсе, с историей музыки, не учат руководить хором и простейшим навыкам нотной грамоты... Прихо дит студент- практикант или вы пускник института в школу и те ряется. Трудно ему приходит ся. Ведь школьники — народ лю бознательный. Им подавай все но вое, интересное. Услышат по ра дио какую-то музыку и на другой же день начинают расспрашивать учителя: — А кто написал эту музыку?.. Чем отличается ария от песни?.. Забросают вопросами. Но моло дой учитель только краснеет. Еще хуже тем, кому довелось непо средственно вести уроки пения. Как известно, часть выпуск ников Липецкого пединститута в этом году получила направле ние в начальные классы. А там уроков пения им не избежать.., Музыкальное воспитание пере дано в руки случайных людей, ча ще баянистов, которые с грехом пополам умеют разучить с ребя- Г " 1 Б О Л Ь Ш И М и н т е р е с ом и з у - ^ ч аю т м аш и н о п и с н о е д е л о д е в у ш к и в к р у ж к е Е л е ц к о й с т а н ц и и ю ны х т е х н и к о в . В т о р о й г о д в е д е т к р у ж о к М а р и я М и х а й л о в н а К л е в ц о в а . С е й ч а с в ее гр у п п е 25 у ч а щ и х с я ш к о л г о р о д а . ' На снимке: Н и н а П и щ у л и н а , у ч е н и ц а 9 - г о к л а с с а ш к о лы № 12, и М а р и я М и х а й л о в н а К л е в ц о в а во в р е м я з а н я т и я . лять серьезный спрос за качест во уроков. Музыкальное воспита ние не должно считаться в шко ле второстепенным предметом. С. ДАВЫДОВА, учитель семилетней школы № 13. г. Л и п е ц к . ■* . Ф о то Ю . А р д аш е в а . « ! Н А А Н Т И Р Е Л И Г И О З Н Ы Е Т Е М Ы г . $ # О ♦ 4 » г ДВА ЛИЦА «СВЯТОГО ОТЦА» По следам наших выступлений В р е д а к ц и ю п р иш л о п и сьм о . К о м с о м о л к а Т а м а р а Б и б а е в а р а с с к а з ы в а л а о том , ч т о з а в е д у ю щ а я д е т с к и м и яслями Г Ф . В о и н о в а п о п и р а е т с а м ы е э л е м е н т а р н ы е п р а в а ч е л о в е к а - Я с ней п р и н ц и п и а л ь н о не с о г л а с н а ,— п и с а л а Т а м а р а — но п р а в а ? » В 0 3 р аж е н и я он а н е Р е а г и р у е т . М о ж е т б ы т ь , ’ я не Н е т , Т а м а р а о к а з а л а с ь п р а в а . Н аш к о р р е с п о н д е н т п о о в е р и л п и с ьм о к о м с о м о л к и и в ы я с н и л , ч т о В о и н о в а о ч е н ь г р с б а ч т о о н а с о в е рш е н н о н е о б о с н о в а н н о с о б и р а л а с с о т р у д н и к о в д е н ь г и з а п р о п а вш и е и з я с л е й д е т с к и е в ещ и . ' П о с л е п р о в е р к и п и с ьм а Т. Б а б а е в о й , в г а з е т е бы л а о п у б л и к о в а н а к о р р е с п о н д е н ц и я «Ш а п к а по к р у гу » . В ней б ы т а в ы р а ж е н а у в е р е н н о с т ь , что с о о т в е т с т в у ю щ и е о р га н и з ац и и ^ . и м е л и с ь в в и д у г о р з д р а в о т д е л и о п ы т н а я с т а н ц и я , н а т е ц ц и т о - > р и и к о т о р о й н а х о д я т с я я с л и , п о л о ж а т ко н ец б е з з а к о н и ю В о й н о во й . Н о э т о г о не с л у ч и л о с ь . П р о ш л о п я т ь м е с я ц е в с м о м е н т а о п у б л и к о в а н и я к о р р е с п о н д е н ц и и . Р е д а к ц и я н е с к о л ь к о р а з н а п о м и н а л а г о р з д р а в о т д е л у , ч то ж д е т о т в е т а о п р и н я ты х м е р а х . Н о тш е т н о . Н а д н я х в р е д а к ц и ю п р иш л о в т о р о е п и с ьм о и т е п е р ь у ж е н е т о л ь к о о т Т а м а р ы Б и б а е в о й , а о т гр у п п ы с о т р у д н и к о в д е т с к и х я с л е й № 11. В э т о м п и с ьм е п р и в о д я т с я н о вы е ф а к ты г р у б о г о о т н ош е н и я В о и н о в о й к р а б о т н и к а м я с л е й . Р е д а к ц и я с н о в а о б р а т и л а с ь в г о р з д р а в о т д е л с т р е б о в а н и е м п р и н я т ь м еры . И в о т з д е с ь вы я с н и л о с ь , что н и к то в г о р з д р а в о т д е л е к о р р е с п о н д е н ц ию «Ш а п к а по к р у гу » не ч и т а л , и о чем т а м го в о р и л о с ь , к о н е ч н о , не з н а е т . " " Т а к о е о т н ош е н и е к вы с т у п л е н и я м г а з е т ы с о в е рш е н н о н е т е р п и м о . В е д ь если бы г о р з д р а в о т д е л с в о е в р е м е н н о п р и н я л м е ры , В о и н о в а не п о см е л а бы б о л ьш е г р у б и т ь с о т р у д н и к а м , в е с т и с е б я в ы зы в аю щ е . ...30 с е н т я б р я с о с т о я л о с ь з а с е д а н и е бю р о п а р т и й н о й о р г а н и з а ц и и о пы тн о й с т а н ц и и . Н а бю р о ещ е р а з бы л о вы я сн ен о , ч т о В о и н о в а н е в е р н о с е б я в е д е т по о тн ош ен ию к с о т р у д н и к а м , н а р у ш а е т п р а в а с о в е т с к и х г р а ж д а н . Бю р о п р и н я л о р еш е н и е у к а з а т ь з а в е д у ю щ е й М . Ф . В о и н о в о й на н ед о - ' с г о н н о е п о в е д е н и е и п р е д у п р е д и т ь , что . если о н а н е и зм е н и т с в о е г о о тн ош ен и я 1 к с о т р у д н и к а м , то; к ней б у д у т п р и н я ты ! б о л е е с т р о г и е м еры . ■ * * * ; «ОДНИМ МАХОМ ДЕЛО НЕ ПОПРАВИШЬ» ! Т а к н а з ы в а л а с ь к о р р е с п о н д е н ц и я , ' о п у б л и к о в а н н а я в № 98 « Л е н и н ц а » . ! К а к ' с о о бщ и л и и з о б л о н о , к о о р е с п о н - 1 д е н ц и я о б с у ж д а л а с ь н а п е д а г о ги ч е - - с к о м с о в е т е Д а н к о в о к о й ш колы р аб о ч ей м о л о д еж и . П о с л е э то г о р а б о т н и к и ш к о лы с т а л и ; а к т и в н е е п р и в л е к а т ь м о л о д е ж ь к уч еб е . ! П р и н я т о у ч ащ и х с я 165 ч е ло в е к . Р у к о - : в о д и т е л и п р е д п р и я т и й г о р о д а т е п е р ь : с т р о г о к о н т р о л и р ую т вы п о л н е н и е п о с т а н о в л е н и я о л ь г о т а х д л я р а б о ч и х , к о т о р ы е у ч а т с я . , В Н ЕС К ОЛЬ К О ] С ТР О К ( ПОРАБОТАЛИ ХОРОШО | Недавно комсомольцы драматическо- < го театра и других культурно-просвети- | тельных учреждений Липецка провели | воскресник по сбору металлолома. < Хорошо поработали в тот день кино- | механики Полина Бородина и Клавдия | Коростелева, преподаватель станции ; юных техников Ольга Есина и многие ! другие. ( Комсомольцы собрали семьдесят тонн ( металла. | А. ОВЧАРЕНКО. П е р в а я м о я в с т р е ч а с А. И . Т и х о м и - А н а т о л и й ч и т а е т с в е т с к и е к н и ги , д а р о в ы м б ы л а в к о м н а т е Л и п е ц к о г о в ы т - ещ е к ом ед и и . В с т о п к е — в с е н о вы е р е з в и т е л я . Н а т о п ч а н е л е ж а л п о ж и л о й , к н и ги , вы п ущ е н н ы е Г о с у д а р с т в е н н ы м д о б е з о б р а з и я п ь я ны й ч е л о в е к . О н ч т о - и з д а т е л ь с т в о м з а п о с л е д н и е 2— 3 г о д а , т о б о р м о т а л б е с с в я з н о , , б о р о д а и в о л о - З д е с ь кни ги А . Р е к е м ч у к а «В с е вп ер е - сы е г о бы л и р а с т р е п а н ы , к р а с н о в а т ы е д и » , « В р е м я л е т н и х о т п у с к о в » , М . Б у - ве к и г л а з у с т а л о з а к р ы в а л и с ь . б е н н о в а « О р л и н а я с т е п ь » и К . С и м о - г* * <ф• Г 0* Г г 1 % I I $ г . . .Т е п е р ь п е р е д о мной с т о я л вы с о к и й ч е л о в е к с х о р ош о р а с ч е с а н н о й б о р о д о й . О б л а ч е н н ы й в р и з у , он м е д л е н н о в ы ш е л и з « ц а р с к и х в о р о т » и р о к о ч ущ и м б а с ом н а ч а л м о л и т в у . П р а в о й р у к о й он т р я с к а д и л ь н и ц у , л е в а я з а с т ы л а в н е з а в е р ш е н н о м ж е с т е у п о я с а . П о с л е « с л у ж б ы » мы н а ч а л и о ф и ц и а л ь н ы й р а з г о в о р со с в я щ е н н и к о м п р и х о д с к о й о бщ и ны Б л а г о в ещ е н с к о й п р а в о с л а в н о й ц е р к в и с . Ш а т и л о в а В о л о в - с к о г о р а й о н а А. И . Т и х о м и р о в ы м , и ли , к а к е г о н а з ы в а ю т п р и х о ж а н е , о т ц о м А н а т о л и ем . . . .К в а р т и р а с в я щ е н н и к а н а х о д и т с я т у т ж е п ри ц е р к в и . К в а р т и р а — с в е т с к а я . Т о л ь к о в у г л у — ш е с т ь и к о н . Н о и х не в и д н о з а вы с о к о й с т о п к о й к н и г . Ч т о ж е э т о з а к н и ги ? Н а с т о л е — ж у р н а л «М о с к в а » . Он р а с к р ы т . «М и л л и о н з а у л ы б к у » — к о м е д и я -ш у т к а б е з н р а в о у ч е н и й в 3 -х д е й с т в и я х — г л а с и т з а г о л о в о к н а р а с к ры т о й с т р а н и ц е . О к а з ы в а е т с я , о т е ц н о в а «Ж и в ы е и м е р т вы е » , м н о г о ч и с л е н ны е п р о и з в е д е н и я с о в е т с к и х а в т о р о в , в ы п ущ е н н ы е р о м а н - г а з е т о й , ж у р н а л ы «М о с к в а » , «О г о н е к » , « С и б и р с к и е о гни» . — Ц е р к о в ь , к о н е ч н о , о с у ж д а е т т е х , к то ч и т а е т т а к и е кн и ги , — п р и з н а е т с я о т е ц А н а т о л и й . — Н о я и н т е р е с ую с ь э т и м : о т ж и з н и о т с т а в а т ь не хочу . . . О т д е л ь н о й с т о п о ч к о й а к к у р а т н о с л о ж е н ы н о м е р а ж у р н а л а « К о с т е р » . К р а с ный г а л с т у к п о л ы х а е т н а о б л о ж к е о д н о го и з н ом е р о в . — С ы н у м ен я В я ч е с л а в п о я с н я е т о т е ц А н а т о л и й . — В о с п и ты в а т ь в р е л и г и о з н о м д у х е е г о у ж е с е й ч а с н е м о д н о . В р е м я т а к о е . Ч т о ж , о т е ц А н а т о л и й п р а в . Р е л и г и я т е п е р ь м а л о к о го и з м о л о д ы х лю д е й п р и в л е к а ем . В с ем ь е о т ц а А н а т о л и я н и к т о н е п ош е л п о е го п у ти . С т а рш и й сы н Л е о н и д — к а п и т а н р е ч н о г о ф л о т а в С а л е х а р д е , д о ч к а Л и д и я — в К и е в е , о к о н ч и л а т о р г о в у ю ш к о л у и т а м о с т а л а с ь р а б о т а т ь п р о д а в ц о м . Да и сам отец Анатолий к религии относится с пренебрежением. Церков ные догмы и унылые молитвы для него не ес‘тъ откровение. В сущности рели гии он давно разобрался. В ненужности ее отец Анатолий давно убедился. Так что же Тихомирова держит в церкви, почему он продолжает вливать в сердца людей яд религии? Живет в его приходе девушка А. Ро гова. Бросила учиться, часто ходит в церковь, хочет себя посвятить служе нию богу. Слушает она молитвы А. И. Тихомирова и не знает, что свою дочь святой отец старается * держать по дальше от религии, сделал все, чтобы она получила образование. Ведь отец Анатолий хорошо знает, что яркая, пионер, — праздничная, счастливая, трудовая жизнь лучше глухих стен монастыря. «...Анатолий Иванович! Дайте мне пятьдесят рублей. Я принесу вам похме литься и похмелюсь сам...» Записку эту отцу Анатолию прислал один из его друзей и собутыльников. Второпях закончены последние слова молитвы. Священник скрылся за «цар скими воротами». Не успели верующие выйти из стен церкви, как батюшкин и (Окончание на 4-й стр.) «ВОЗДУШНАЯ КАРУСЕЛЬ» | В Нижнем парке г. Липецка устроен) < новый аттракцион «Воздушная кару- | сель». Аттракцион пользуется большой популярностью у посетителей, особенно 1 в субботу и воскресенье. За месяц на ) карусели побывало около 10.000 чело- » век. КЛАД МЕДНЫХ МОНЕТ ' Начальник строительного участка (№ 3 СМУ-7 Николай Владимирович | Беляев наблюдал за работой буль- <дозера; который выравнивал пло- ( щадку около дома № 52 по 2 улице Тельмана. Его внимание привлек- ( ' ли попадавшиеся в земле зеленоватые ? ( металлические кружочки. Эти кружочки | оказались кладом медных монет второй ’ половины XIX века. Их было несколько I десятков. Клад передан в фонд Липец | кого областного краеведческого музея ( НОВЫЙ МАГАЗИН Ц > > Недавно по улице Одноличке открыл ся новый магазин № 23 горпромторга. Магазин состоит из пяти отделов; ; культтоваров, парфюмерии, галантереи, трикотажа и верхней одежды. И. КУЗНЕЦОВ. 1__
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz