Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

МЫС ЛИ О ВОСПИТАНИИ П Р ЕПОДАВАНИЕ ПО ИНТУИЦИИ Идет урок пения во 2-м классе Средней школы № 29. — Сегодня, дети, споем «Мой флажок», — говорит учительни­ ца. Ребята по счету учительницы несмело, в разноголосицу, запе­ вают. Получается неслаженно. Од­ на девочка старается «брать вы­ ше» и поет громко, чтобы ее боль­ ше всех было слышно, другая на- зорот еле-еле шевелит губами. Мальчик декламирует слова, как стихи, а на задних партах просто отмалчиваются, прикрывшись те- В январскую учительскую кон­ ференцию и на августовском со­ вещании учителей работало много секций. Преподаватели математи­ ки и физики рассказывали о своих уроках, филологи обсуждали про­ блемы преподавания русского языка и литературы... Только по пению для учителей не было орга­ низовано секции. Начался новый учебный год, и снова учителя ведут этот пред­ мет как кому вздумается, как подскажет интуиция. Даже в школе № 3, которая яв- традями. Но отметку все в классе ляется базовой ЛипецИого педин- получили хорошую. ститута, дела с преподаванием пе- I Потом принялись заучивать дру- ния обстоят неважно. Методисты гую песню «Над зимней рекой», пединститута со знанием дела уме- 1|)а,1ЦШ| ЛС1 . Так и прошел весь урок в повто- ют разобрать уроки истории, рус- композиторов, рении Iслов, а мелодия в классе ского языка или математики, но ни разу не побывали на уроках Нора уже к преподавателям пения. Впрочем, из пединститута и пения в 5—6-х классах и к учите- некому посещать такие уроки, по- лям начальных классов предъяв- тами песенку или подготовить художественную самодеятель­ ность. А ведь учитель обязан по­ знакомить учеников с нотной грамотой, с творчеством вид­ ных композиторов, воспиты­ вать у ребят глубокое пони­ мание музыки, любовь к ней. Но прежде чем выполнить эту задачу, ему необходимо самому повысить свое мастерство и знания. В этом могут помочь работники пединститутов и пед­ училищ, Дома народного твор­ чества и института усовершенст­ вования учителей. Дом работников просвещения уже проявил хорошую инициати­ ву, создав хор учителей. Но эта инициатива особой поддержки не нашла. В дни занятий учителя имеют у себя в школах различ­ ные задания, а многие просто сами не хотят участвовать в хоре. А ведь занятия в нем принесли бы каждому большую пользу, потому что, кроме пения, в программе кружка есть и изучение нотной грамоты, лекции о творчестве по-настоящему не прозвучала. Никаких других элементов, тре­ буемых программой по пению, не применялось, и урок проходил вя­ ло и скучно. Почему? Чем объяс­ няется, что учителя начальных классов зачастую не дают самых элементарных навыков пения, не добиваются правильного звучания Iдетских голосов? Не придержива­ ются они и репертуара, доступно­ го ребятам. В 1—2-х классах при­ ходится слышать «Орленка», «Тре­ вожную молодость», которые ни в коей мере не доступны детям семилетнего возраста. Причина такого отставания в музыкальном обучении и воспита­ нии заключается прежде всего в неподготовленности самих учите­ лей начальных классов. Не сек­ рет, что многие из них заменяют уроки пения чтением сказок и т. д. А в журнале делают отметки о выполнении программы по пе­ нию. Директора и завучи школ Ли­ пецка, считая уроки пения второ­ степенным предметом, не требуют от учителей добросовестно прово­ дить уроки. И помогать им тоже не хотят. Еще не было в Липецке такого случая, чтобы в школах появлялись артисты областной фи­ лармонии или хотя бы местные руководители хоров — специали­ сты. А ведь они могли бы дать квалифицированный разбор уро­ ков, оказать помощь. Руководите­ ли школ об этом не беспокоятся. Мало интересует преподавание пения и работников облоно. До сих пор в институте усовершенст- 'ования учителей нет методиста пению. Кому же анализиро­ вать уроки в школах, кто сможет дать дельный совет? тому что там нет преподавателей по музыке. Студентов специально не знакомят, хотя бы в кратком курсе, с историей музыки, не учат руководить хором и простейшим навыкам нотной грамоты... Прихо­ дит студент- практикант или вы­ пускник института в школу и те­ ряется. Трудно ему приходит­ ся. Ведь школьники — народ лю­ бознательный. Им подавай все но­ вое, интересное. Услышат по ра­ дио какую-то музыку и на другой же день начинают расспрашивать учителя: — А кто написал эту музыку?.. Чем отличается ария от песни?.. Забросают вопросами. Но моло­ дой учитель только краснеет. Еще хуже тем, кому довелось непо­ средственно вести уроки пения. Как известно, часть выпуск­ ников Липецкого пединститута в этом году получила направле­ ние в начальные классы. А там уроков пения им не избежать.., Музыкальное воспитание пере­ дано в руки случайных людей, ча­ ще баянистов, которые с грехом пополам умеют разучить с ребя- Г " 1 Б О Л Ь Ш И М и н т е р е с ом и з у - ^ ч аю т м аш и н о п и с н о е д е л о д е в у ш к и в к р у ж к е Е л е ц к о й с т а н ц и и ю ны х т е х н и к о в . В т о ­ р о й г о д в е д е т к р у ж о к М а р и я М и х а й л о в н а К л е в ц о в а . С е й ч а с в ее гр у п п е 25 у ч а щ и х с я ш к о л г о р о д а . ' На снимке: Н и н а П и щ у л и н а , у ч е н и ц а 9 - г о к л а с с а ш к о лы № 12, и М а р и я М и х а й л о в н а К л е в ц о в а во в р е м я з а н я т и я . лять серьезный спрос за качест­ во уроков. Музыкальное воспита­ ние не должно считаться в шко­ ле второстепенным предметом. С. ДАВЫДОВА, учитель семилетней школы № 13. г. Л и п е ц к . ■* . Ф о то Ю . А р д аш е в а . « ! Н А А Н Т И Р Е Л И Г И О З Н Ы Е Т Е М Ы г . $ # О ♦ 4 » г ДВА ЛИЦА «СВЯТОГО ОТЦА» По следам наших выступлений В р е д а к ц и ю п р иш л о п и сьм о . К о м с о м о л к а Т а м а р а Б и б а е в а р а с с к а з ы в а л а о том , ч т о з а в е д у ю щ а я д е т с к и м и яслями Г Ф . В о и н о в а п о п и р а е т с а м ы е э л е м е н т а р н ы е п р а в а ч е л о в е к а - Я с ней п р и н ц и п и а л ь н о не с о г л а с н а ,— п и с а л а Т а м а р а — но п р а в а ? » В 0 3 р аж е н и я он а н е Р е а г и р у е т . М о ж е т б ы т ь , ’ я не Н е т , Т а м а р а о к а з а л а с ь п р а в а . Н аш к о р р е с п о н д е н т п о о в е р и л п и с ьм о к о м с о м о л к и и в ы я с н и л , ч т о В о и н о в а о ч е н ь г р с б а ч т о о н а с о в е рш е н н о н е о б о с н о в а н н о с о б и р а л а с с о т р у д н и к о в д е н ь г и з а п р о п а вш и е и з я с л е й д е т с к и е в ещ и . ' П о с л е п р о в е р к и п и с ьм а Т. Б а б а е в о й , в г а з е т е бы л а о п у б ­ л и к о в а н а к о р р е с п о н д е н ц и я «Ш а п к а по к р у гу » . В ней б ы т а в ы р а ж е н а у в е р е н н о с т ь , что с о о т в е т с т в у ю щ и е о р га н и з ац и и ^ . и м е л и с ь в в и д у г о р з д р а в о т д е л и о п ы т н а я с т а н ц и я , н а т е ц ц и т о - > р и и к о т о р о й н а х о д я т с я я с л и , п о л о ж а т ко н ец б е з з а к о н и ю В о й ­ н о во й . Н о э т о г о не с л у ч и л о с ь . П р о ш л о п я т ь м е с я ц е в с м о м е н т а о п у б л и к о в а н и я к о р р е с п о н д е н ц и и . Р е д а к ц и я н е с к о л ь к о р а з н а ­ п о м и н а л а г о р з д р а в о т д е л у , ч то ж д е т о т в е т а о п р и н я ты х м е ­ р а х . Н о тш е т н о . Н а д н я х в р е д а к ц и ю п р иш л о в т о р о е п и с ьм о и т е п е р ь у ж е н е т о л ь к о о т Т а м а р ы Б и б а е в о й , а о т гр у п п ы с о т р у д н и к о в д е т ­ с к и х я с л е й № 11. В э т о м п и с ьм е п р и в о д я т с я н о вы е ф а к ты г р у б о г о о т н ош е н и я В о и н о в о й к р а б о т н и к а м я с л е й . Р е д а к ц и я с н о в а о б р а т и л а с ь в г о р з д р а в о т д е л с т р е б о в а н и е м п р и н я т ь м еры . И в о т з д е с ь вы я с н и л о с ь , что н и к то в г о р з д р а в ­ о т д е л е к о р р е с п о н д е н ц ию «Ш а п к а по к р у гу » не ч и т а л , и о чем т а м го в о р и л о с ь , к о н е ч н о , не з н а е т . " " Т а к о е о т н ош е н и е к вы с т у п л е н и я м г а з е т ы с о в е рш е н н о н е ­ т е р п и м о . В е д ь если бы г о р з д р а в о т д е л с в о е в р е м е н н о п р и н я л м е ры , В о и н о в а не п о см е л а бы б о л ьш е г р у б и т ь с о т р у д н и к а м , в е с т и с е б я в ы зы в аю щ е . ...30 с е н т я б р я с о с т о я л о с ь з а с е д а н и е бю р о п а р т и й н о й о р г а ­ н и з а ц и и о пы тн о й с т а н ц и и . Н а бю р о ещ е р а з бы л о вы я сн ен о , ч т о В о и н о в а н е в е р н о с е б я в е д е т по о тн ош ен ию к с о т р у д н и ­ к а м , н а р у ш а е т п р а в а с о в е т с к и х г р а ж ­ д а н . Бю р о п р и н я л о р еш е н и е у к а з а т ь з а в е д у ю щ е й М . Ф . В о и н о в о й на н ед о - ' с г о н н о е п о в е д е н и е и п р е д у п р е д и т ь , что . если о н а н е и зм е н и т с в о е г о о тн ош ен и я 1 к с о т р у д н и к а м , то; к ней б у д у т п р и н я ты ! б о л е е с т р о г и е м еры . ■ * * * ; «ОДНИМ МАХОМ ДЕЛО НЕ ПОПРАВИШЬ» ! Т а к н а з ы в а л а с ь к о р р е с п о н д е н ц и я , ' о п у б л и к о в а н н а я в № 98 « Л е н и н ц а » . ! К а к ' с о о бщ и л и и з о б л о н о , к о о р е с п о н - 1 д е н ц и я о б с у ж д а л а с ь н а п е д а г о ги ч е - - с к о м с о в е т е Д а н к о в о к о й ш колы р аб о ч ей м о л о д еж и . П о с л е э то г о р а б о т н и к и ш к о лы с т а л и ; а к т и в н е е п р и в л е к а т ь м о л о д е ж ь к уч еб е . ! П р и н я т о у ч ащ и х с я 165 ч е ло в е к . Р у к о - : в о д и т е л и п р е д п р и я т и й г о р о д а т е п е р ь : с т р о г о к о н т р о л и р ую т вы п о л н е н и е п о ­ с т а н о в л е н и я о л ь г о т а х д л я р а б о ч и х , к о ­ т о р ы е у ч а т с я . , В Н ЕС К ОЛЬ К О ] С ТР О К ( ПОРАБОТАЛИ ХОРОШО | Недавно комсомольцы драматическо- < го театра и других культурно-просвети- | тельных учреждений Липецка провели | воскресник по сбору металлолома. < Хорошо поработали в тот день кино- | механики Полина Бородина и Клавдия | Коростелева, преподаватель станции ; юных техников Ольга Есина и многие ! другие. ( Комсомольцы собрали семьдесят тонн ( металла. | А. ОВЧАРЕНКО. П е р в а я м о я в с т р е ч а с А. И . Т и х о м и - А н а т о л и й ч и т а е т с в е т с к и е к н и ги , д а р о в ы м б ы л а в к о м н а т е Л и п е ц к о г о в ы т - ещ е к ом ед и и . В с т о п к е — в с е н о вы е р е з в и т е л я . Н а т о п ч а н е л е ж а л п о ж и л о й , к н и ги , вы п ущ е н н ы е Г о с у д а р с т в е н н ы м д о б е з о б р а з и я п ь я ны й ч е л о в е к . О н ч т о - и з д а т е л ь с т в о м з а п о с л е д н и е 2— 3 г о д а , т о б о р м о т а л б е с с в я з н о , , б о р о д а и в о л о - З д е с ь кни ги А . Р е к е м ч у к а «В с е вп ер е - сы е г о бы л и р а с т р е п а н ы , к р а с н о в а т ы е д и » , « В р е м я л е т н и х о т п у с к о в » , М . Б у - ве к и г л а з у с т а л о з а к р ы в а л и с ь . б е н н о в а « О р л и н а я с т е п ь » и К . С и м о - г* * <ф• Г 0* Г г 1 % I I $ г . . .Т е п е р ь п е р е д о мной с т о я л вы с о к и й ч е л о в е к с х о р ош о р а с ч е с а н н о й б о р о д о й . О б л а ч е н н ы й в р и з у , он м е д л е н н о в ы ­ ш е л и з « ц а р с к и х в о р о т » и р о к о ч ущ и м б а с ом н а ч а л м о л и т в у . П р а в о й р у к о й он т р я с к а д и л ь н и ц у , л е в а я з а с т ы л а в н е ­ з а в е р ш е н н о м ж е с т е у п о я с а . П о с л е « с л у ж б ы » мы н а ч а л и о ф и ц и ­ а л ь н ы й р а з г о в о р со с в я щ е н н и к о м п р и ­ х о д с к о й о бщ и ны Б л а г о в ещ е н с к о й п р а ­ в о с л а в н о й ц е р к в и с . Ш а т и л о в а В о л о в - с к о г о р а й о н а А. И . Т и х о м и р о в ы м , и ли , к а к е г о н а з ы в а ю т п р и х о ж а н е , о т ц о м А н а т о л и ем . . . .К в а р т и р а с в я щ е н н и к а н а х о д и т с я т у т ж е п ри ц е р к в и . К в а р т и р а — с в е т ­ с к а я . Т о л ь к о в у г л у — ш е с т ь и к о н . Н о и х не в и д н о з а вы с о к о й с т о п к о й к н и г . Ч т о ж е э т о з а к н и ги ? Н а с т о л е — ж у р н а л «М о с к в а » . Он р а с к р ы т . «М и л л и о н з а у л ы б к у » — к о ­ м е д и я -ш у т к а б е з н р а в о у ч е н и й в 3 -х д е й с т в и я х — г л а с и т з а г о л о в о к н а р а с ­ к ры т о й с т р а н и ц е . О к а з ы в а е т с я , о т е ц н о в а «Ж и в ы е и м е р т вы е » , м н о г о ч и с л е н ­ ны е п р о и з в е д е н и я с о в е т с к и х а в т о р о в , в ы п ущ е н н ы е р о м а н - г а з е т о й , ж у р н а л ы «М о с к в а » , «О г о н е к » , « С и б и р с к и е о гни» . — Ц е р к о в ь , к о н е ч н о , о с у ж д а е т т е х , к то ч и т а е т т а к и е кн и ги , — п р и з н а е т с я о т е ц А н а т о л и й . — Н о я и н т е р е с ую с ь э т и м : о т ж и з н и о т с т а в а т ь не хочу . . . О т д е л ь н о й с т о п о ч к о й а к к у р а т н о с л о ­ ж е н ы н о м е р а ж у р н а л а « К о с т е р » . К р а с ­ ный г а л с т у к п о л ы х а е т н а о б л о ж к е о д ­ н о го и з н ом е р о в . — С ы н у м ен я В я ч е с л а в п о я с н я е т о т е ц А н а т о л и й . — В о с п и ты в а т ь в р е л и г и о з н о м д у х е е г о у ж е с е й ­ ч а с н е м о д н о . В р е м я т а к о е . Ч т о ж , о т е ц А н а т о л и й п р а в . Р е л и г и я т е п е р ь м а л о к о го и з м о л о д ы х лю д е й п р и в л е к а ем . В с ем ь е о т ц а А н а т о л и я н и ­ к т о н е п ош е л п о е го п у ти . С т а рш и й сы н Л е о н и д — к а п и т а н р е ч н о г о ф л о т а в С а ­ л е х а р д е , д о ч к а Л и д и я — в К и е в е , о к о н ч и л а т о р г о в у ю ш к о л у и т а м о с т а ­ л а с ь р а б о т а т ь п р о д а в ц о м . Да и сам отец Анатолий к религии относится с пренебрежением. Церков­ ные догмы и унылые молитвы для него не ес‘тъ откровение. В сущности рели­ гии он давно разобрался. В ненужности ее отец Анатолий давно убедился. Так что же Тихомирова держит в церкви, почему он продолжает вливать в сердца людей яд религии? Живет в его приходе девушка А. Ро­ гова. Бросила учиться, часто ходит в церковь, хочет себя посвятить служе­ нию богу. Слушает она молитвы А. И. Тихомирова и не знает, что свою дочь святой отец старается * держать по­ дальше от религии, сделал все, чтобы она получила образование. Ведь отец Анатолий хорошо знает, что яркая, пионер, — праздничная, счастливая, трудовая жизнь лучше глухих стен монастыря. «...Анатолий Иванович! Дайте мне пятьдесят рублей. Я принесу вам похме­ литься и похмелюсь сам...» Записку эту отцу Анатолию прислал один из его друзей и собутыльников. Второпях закончены последние слова молитвы. Священник скрылся за «цар­ скими воротами». Не успели верующие выйти из стен церкви, как батюшкин и (Окончание на 4-й стр.) «ВОЗДУШНАЯ КАРУСЕЛЬ» | В Нижнем парке г. Липецка устроен) < новый аттракцион «Воздушная кару- | сель». Аттракцион пользуется большой популярностью у посетителей, особенно 1 в субботу и воскресенье. За месяц на ) карусели побывало около 10.000 чело- » век. КЛАД МЕДНЫХ МОНЕТ ' Начальник строительного участка (№ 3 СМУ-7 Николай Владимирович | Беляев наблюдал за работой буль- <дозера; который выравнивал пло- ( щадку около дома № 52 по 2 улице Тельмана. Его внимание привлек- ( ' ли попадавшиеся в земле зеленоватые ? ( металлические кружочки. Эти кружочки | оказались кладом медных монет второй ’ половины XIX века. Их было несколько I десятков. Клад передан в фонд Липец | кого областного краеведческого музея ( НОВЫЙ МАГАЗИН Ц > > Недавно по улице Одноличке открыл­ ся новый магазин № 23 горпромторга. Магазин состоит из пяти отделов; ; культтоваров, парфюмерии, галантереи, трикотажа и верхней одежды. И. КУЗНЕЦОВ. 1__

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz