Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

с т и х и м о л о д ы х Давно в скирды I уложена солома, А по лугам плывут стада коров. До тающей полоски V) окоема Ушли стога душистых клеверов. 'I * На черной мякоти \ дорожкой Листвы оранжевый Р( узор, А в хатах аромат пирожный, О близких свадьбах разговор. Все убрано. Лишь на лугах — капуста... Возьмешь вилок, как он тяжел и туг! Литые ядра лопаются с хвустом В руках неосторожных молодух! : Г- Ребята в селах,— каждый пятый,— позаписались в женихи. И просят: — Слушай, I напечатай Про нас хорошие стихи. А. ВАСИЛЬЕВ. ТЫ И О С ЕН Ь Сказочно, как на картинах Рериха: Туч сиреневых гряда на западе, Васильковый цвет воды у берега, Камыши оранжевые в заводи. Листья кленов кружатся над хатами, Над плетнями выцветшими кружатся. Рыжими и красными утятами Плавают в лилово-сизых лужицах. Не поймешь; то ль красными рябинами Нас встречает осень у обочины, ,То ли драгоценными рубинами Подолы обочин оторочены; То ль березка это, то ль красавица Машет мне рукою с того берега... Но вот вышла ты в обычном платьице — И забыл я про волшебство Рериха. Л. СОЛОВЬЕВ. МЫСЛИ о воспитпнии О Б Н О В А Как воробьи — спорхнув с пригорка, Мы налетали к поездам. И было бесконечно горько .Чужим, вернувшимся, 1 , отцам. Они совали нам в ладони Большие сахара , г , комки И, подхватив к себе ! в вагоны, Пододвигали котелки. И о родных тоскуя ( детях, Припоминая всяк свое, Они рядили нас, раздетых, В свое солдатское белье. Мы замирали от восторга, И каждый выше встать хотел, Когда касалась гимнастерка Худых ребячьих наших тел. И я не мог понять упрямо, Примчав с обновою домой, Зачем тогда рыдала мама, Склонившись низко надо мной. И. ЛЫСЦОВ. Ни запретить, ни обойти... Пареньку минуло семнадцать лет. Родители и учи- он вообще прослыл в школе «неисправимым», на уро- теля иногда называют этот возраст«непонятным», а ки опаздывал, курил, часто грубил учителям.Предло- чаще — «трудным». И действительно, у юношей и де- женйе учительницы «принять меры» заставило серьез- вушек в этом возрасте много трудного. В голову при- «о задуматься над тем, всегда ли педагоги правильно ходит масса мыслей, рождается множество проблем, делают оценку отношений между юношами и девуш- Все чаще ставится вопрос «почему?». Иногда — перед камн. Верно, Владимир был из числа «трудных», взрослыми, но больше — перед самим собой. Им, стар- Но ведь он уже вырос, стал юношей. Значит, он уже шеклассникам, как всем семнадцатилетним, очень хо- может любить. И педагог не должен этому мешать, чется быть самостоятельными, чтобы старшие, даже Не лучше ли с помощью подруги повлиять на юношу? самый , любимый учитель и самая добрая мать, не Случай представился. На одном из школьных вече- очень надоедали своей опекой. Старшеклассники жи- ров классный руководитель начистоту рассказала Ва- вут в неповторимые по своей увлекательности годы. И ле Л. о поведении Володи, посоветовалась с ней, как они не сетуют на свои годы. лучше исправить его. Сетуют на них педагоги. Жалуются друг другу, вы- С тех пор девушка часто стала бывать в его школе, искивают меры воспитания. Но меры эти не всегда Она не скрывала своих чувств к Владимиру. Но от бывают удачными, часто приносят они юношам и де- него потребовала хорошей учебы и дисциплины, бро- вушкам только душевные травмы, а не пользу, особен- сить курить — в противном случае пусть лучше не но, если это касается самого волнующего для них и, пытается подходить к ней. И парень, не признавав- порой, самого непонятного, — вопросов дружбы и ший прежде никаких авторитетов, словно переро- любвн. дился... В связи с этим можно рассказать о случае, который Помогла ему девушка. Между ними расцвела пре- произошел в одной из школ Ельца. Перед уроком ли-, красная дружба, сохранившаяся до сих пор. Они тературы завязался спор по кинофильму «Человек ро- окончили разные школы, но теперь вместе учатся в дился». Москве. — Он просто.., ну, просто подлец и все, — заявила А что случилось, если бы разрешили тогда учитель- десятиклассница. Большинство ее поддержали. Все на- нице «принять меры»? Нет, запретить любовь невоз- зывали поступок человека, бросившего девушку в можно. И ни к чему над старшеклассниками опека, трудную минуту, подлым. И только Тоня В. неожи- грубый контроль. Это оскорбительно для них. Конт- данно сказала: - — А она? Тоже не права. Как могла она отдаться незнакомому человеку? Разве это любовь? За спором никто не заметил, как в класс вошла учительница литературы. Она все слышала. Стояла у роль нужен, но такой, который основывается на вза­ имном доверии педагогов и учащихся. Вмешательство в интимные чувства юношей и девушек — задача не­ простая. Она требует большого такта и терпения. Был такой случай в одной из школ. Девятиклассни* ки писали контрольную работу по химии. Люда П., двери молча, нетерпеливо постукивая по ней пальцами. давно дружившая с Петром Н., наклонилась к нему и — Ну, хватит! — наконец заявила она.— Рано еще о любви толковать... Тема урока-' «Образ Павла Корча­ гина». Надо дать характеристику образа. Учащиеся выходили к доске, говорили о Павке, о его светлом чувстве к Тоне, зачитывали об этом цита­ ты из романа. Они отвечали урок, а не рассуждали что-то спросила. Мрачнее тучи к их парте подскочила учительница. — Вот что, парочка любезная, когда будет у вас одна фамилия(??), тогда и решайте задачи вместе. Молодые люди вздрогнули. Петр с нескрываемой злобой посмотрел на учительницу. А Люда, закрыв не мыслили. Потому что их мысли уже грубо прервал лицо руками, зарыдала... Контрольную уже никто не учитель-сухарь. писал. Урок был сорван. Кем? Учениками? Препода- А зачем? Разве Павке и Тоне, Пушкинской Татьяне ватель после утверждала: или Ольге было больше лет, чем этим десятиклассни­ кам? Они были такие же, но любили, радовались и страдали. Об их любви'учащиеся должны рассказы­ вать на уроке по учебнику, но не могут отвлечься, 'взять примеры из жизни, и, помилуй бог, если сами, чего доброго, влюбятся. А ведь они тоже семнадцати­ летние. И как бы учителя ни старались гнать первую любовь, ока настойчиво стучится в дверь. Если педагог, добросовестно относясь к своим обя- „.Большой зал Елецкого строи­ тельного технику­ ма. Многокрасоч­ ное море цветов. Мимо них аквариумов любителя-рыбо- родских школах нет юнна- вами приветствия при ее проходят рабочие, моло- лова т. Синельникова. Эти тов? Почему их не органи- открытии? дежь и пожилые люди. Все страстные любители приро- зовали хотя бы для осмот- они с любопытством осмат- ды тут же проводили кон- ра экспонатов? Учащиеся ривают экспонаты выставки сультации, беседы. Одно- остались в стороне от вы- «Цветоводства, садоводст- временно в соседнем зале ставки. ва и охраны природы». Тут читались лекции, показыва- Не откликнулись на горя- обменивались опытом сво- лись кинокартины о посад- чид призыв участвовать в их работ энтузиасты-мичу- ке садов, цветов, об уходе ней и совхозы района, ринцы и просто любители за пчелами и об охране Правда, из крупнейшего в природы. Все лучшее, что вырастили они в упорном, порой долголетнем тру&е, бережно принесли на вы­ ставку. Вместе со взрослыми природы Эта выставка весьма по­ лезна. Но, к сожалению, многие в городе Ельце и районе отнеслись к ней — Да, это они сорвали урок. Люда не знала, как решить задачу, вот и устроила «сцену». Педагог не могла понять душевного состояния мо­ лодых людей. Она поступила, как тот воспитатель-су­ харь, о котором А. С. Макаренко очень метко написал: «...Это педагогическая бестия, которая только и за ­ нимается тем, что гоняется за любовью воспитанни­ ков... Такие бестии никого воспитывать не могут». Не все учителя еще понимают, что разговор о занностям, воспитает еще у подростков, в младших дружбе нужен ребятам не в форме грубого вмеша- классах, порядочность, самолюбие, чувство собствен- тельства. в этом разговоре не должно быть обвини- ного достоинства, то первые чувства будут всегда чи- телей и тем более обвиняемых,- сты и романтичны. в 10-м классе 98-й школы учились Клава Ч. и Евге- Но, к сожалению, многие учителя, беседуя с ребя- ний П. Она скромная, тихая девушка. Учеба давалась тами о трудолюбии, честности, о призвании, забывают, ей с трудом. Он был грубым, надменным. Откровенно а чаще всего просто избегают говорить о дружбе, об при всех смеялся над ее неудачами, но по вечерам отношениях мальчиков и девочек, а потом — юношей всегда уводил девушку гулять. Она любила его. Вско- и девушек. Лишь немногие касаются этой сложной ре он ушел из школы и с Клавой стал реже встре- темы. И из них — совсем немногие делают это тонко, чаться. Она сильно переживала. С учебой у нее дела умело и тактично. пошли еще хуже. Как-то в директорский кабинет на перемене вошла Как было разобраться в таком случае? Откровенно учительница и с тревогой сообщила; поговорить с девушкой, посоветовать быть строже? _ Видела я Владимира Б. в кино с какой-то «ба- Но этим можно оскорбить ее. И тогда было решено рышней». Кажется, из восьмой школы. Надо принять предложить старшеклассникампровести диспут «О меры. «Роман» добром не кончится. дружбе и товариществе». Но почему «роман», а не дружба? И почему обяза- Ребята из комсомольского комитета с увлечением тельно беда? Владимир был очень способный парень, взялись готовить диспут. Повесили в коридоре ящик но учился ниже своих возможностей. По поведению для вопросов. Разработали и примерный вопросник, в котором главное внимание уделили вежливости, до­ стоинству, девичьей гордости. Выступления ребят на диспуте были очень горячими, хотя и не во всем зре­ лыми. Но это был откровенный разговор. И он во мно­ гом помог не одной Клаве... Такие диспуты вызывают у молодежи активную ре- обратиться со ело- акцию н заставляют их о многом задуматься. Правда, в школе могут быть самые различные слу­ чаи в отношениях юношей и девушек. И, пожалуй, невозможно дать какие-то' рецепты по вопросам вос­ питания. Но ясно одно: педагогам ни в коем случае нельзя ни запрещать, ни обходить сложные моральные проблемы. П. ФИРОНОВ, директор железнодорожной средней школы № 98. Б. ПОНЯТАЕВ. г. Елец. Д О Б Р О Е Д Е Л О !<!! А. П. Егоренковой нашлось время по­ сетить выставку и участвовали з ней и ребята б зли особенно ру- 98-й, 99-и железнодорож- г пых школ и 15-й городской ководители сельскохозяист- школы. Маленькая четырех- венных организаций и классница Надя Аулова по- школ_ Ни одна городская шко­ ла, кроме 15-й, не прислала , . _ - на выставку свои экспона- 15-и средней ' казала огромную, величи­ ной с тарелку, красную свеклу. А ученики начали ных классов школы доказали, что они неплохо умеют составлять гербарии. ты. А большинство учите­ лей биологии даже не при­ шли сюда, чтобы и дать Участники выставки охот- необходимые консультации, но давали объяснения по- и установить связь с пере- сетителям. Много людей довиками-мичуринцами, области плодовоягодного совхоза «Ключ жизни» при­ слали несколько ящиков яблок и винограда. Но сда­ ли их оптом, как обычно сдают в погребок, и никто не потрудился оформить свои экспонаты. Одним словом, «отделались», А сам директор совхоза т. Бо­ карев даже не поинтере­ совался, как оформлены эти ящики, куда и кому их сдали. - Руководители комсомоль­ ской организации города, работники райисполкома и горсовета тоже не нашли хотя бы несколько минут А ведь перестройка шко- времени, чтобы посетить именно на выставКу- у них неотложные ...Прошли хлопотливые дни. Унесены цветы, стеклянные ульи старого пчеловода, со стен сня­ ты картины и плакаты, призывающие любить, охранять природу и бе ­ речь ее красоту. 1 Ф . ПУЧКОВ. толпилось то около моло­ дого цветовода Н. Руднева, выставившего до 90 сортов лы базируется георгин, то у стеклянных связи с жизнью, ульев пчеловода т. Климова, то у дового опыта. Разве в го- кретаря во мно- восьмидесятилетнего гом — на изучении пере- дела- По почему же у ее- горкома КПСС Москва. В ЦК ВЛКСМ состоялось вручение по­ четных г р а м о т ЦК ВЛКСМ группе уча­ стников XVII Олимпий­ ских игр. На снимке; Слева на­ право: абсолютный чем­ пион Олимпиады по гимнастике Борис Шах- лин, чемпион Олимпиады в беге на 10 тысяч мет­ ров Петр Болотников, чемпион Олимпиады шоссейной гонке на 175 километров Виктор Ка­ питонов и абсолютная чемпионка по гимнасти­ ке Лариса Латынина. Редактор И. БОБКОВ. АЭ 33246 Липецк, типографии облавтиого управления культуры. Зак. № 5930.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz