Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

п Е С Т Ь Т А К О Й П Р Е Д М Е Т Ж И З Н Е В Е Д Е Н И Е Юноша ищет свой идеал, ев, определитьсвое отноше- усмотренную программой, писать сочинение иными словами, смысл в ние к ним. Этоочень важно а Лучить юношество нить, трофанушке по ___ ' Л ' — научить школьников Нужно добиться того, что- Фонвизина «Недоросль жизни. А кто из восем надцатилетних не ищет его ?1 Да и скучно бывает тому, кто живет сегодняшним днем, кто не умеет мечтать, не задумывается над своим будущим. Вот и мои десятиклассни­ ки Часто заводят разговор о своем будущем, спорят между собой. сравнивать своп собствен­ ные поступки с поступками героев, ставить вопрос: «А как бы сделал я?» В связи с этим вспоминается слу­ чай, который произошел в одной из школ Липецка. В воскресный день школь­ ники копали на своем уча­ стке, который находился в бы о Ми- комедии », то ся не подошел и не предло­ жил ему поехать домой. ‘ Когда работа закончи­ лась, директор, почувство­ вав себя совсем плохо, на машине, Как же относятся к этим километрах от горо­ спорам учителя? Порой мы да>картофель. Тут же были поддерживаем учащихся, го- и преподаватели. Директор ворим свое «завершающее школь|, несмотря на бо- слово». Но очень редко све- лезиь, работал рядом со жую атмосферу диспутов и всеми. Но никто из учащих- бурных комсомольских со­ браний переносим на уро­ ки. А разве так уж обяза­ тельно, чтобы ученики от­ вечали уроки строго по _ учебнику «от сих и до сих»? Уехал домой Конечно, нет. У Горького есть замеча­ тельные слова о том, что литература — «учебник жиз­ ни». Эти слова ко многому обязывают преподавателей- литераторов. Мы должны учить школьников не только пересказывать содержание произведений, отмечать их художественные достоинст­ ва, но и связывать раз­ думья русских писателей над вопросами ж и з н и с це­ лями, мыслями и чувства­ ми советских людей. К сожалению, этому мы учим редко. Не случайно школьники порой откровен­ но заявляют: «А зачем нам нужен какой-то Базаров или Онегин? Их времена давным-давно прошли!» Вот тут-то немедленно нужна помощь учителя. Надо убе­ дить учащихся, что лучшие произведения Пушкина, У доски’ что они то* Грибоедова, Тургенева, Чер- учащиеся откровенно предварительно вместе с выражали свои мысли и учащимися мы вспомним, а .чувства. не приходилось ли ветре- Особенно это важно в со- чать недорослей в настоя- чинениях. Нередко бывают Щее время, прочитаем фель« случаи, когда старшекласс- етон «Времен новейших Ми-, ники просто переписывают трофаны», который был содержание учебников. И — опубликован в «Комсомола- ни одной собственной мыс- осой правде», ли! Они ухитряются даже Сколько собственных мыс- давать оценку произведе- лей, суждений появится пос- ний, которых в руках-то ни- ле этого в ученических со- когда' не держали. Тут их чинениях! Могут быть и выручают давно установив- ошибочные. ' шиеся штампы написания Но не страшно, если вы- сочинении: композиция, об­ разы, мировое значение про­ изведения. Многие педагоги пока еще боятся отойти от такого явятся мнения ошибочные и, даже, отголоски чуждых мыслей. Страшно другое, ес­ ли мысли эти останутся «при себе», если с ними не от учеников. Вся беда втом, что они видят в сочинениях своего рода контрольную ра- груженной картофелем. — А мы?—вдруг зашу- . . мели десятиклассники. -— боту, чтобы узнать, как ус- Шесть километров идти война та или иная тема, пешком? Очень нужны та- Нелегко научить школь- кие-воскресники! ников образно и живо из­ — Значит картошка доро- латать свои мысли,* нзблюде- ди- же (слова — явно в адрес ректора) уехал! — Кому нужна эта кар­ тошка?! Учащиеся возмущались всю дорогу. И даже слу­ шать не хотели никаких уго­ воров учителей, которые шли пешком вместе с ними. штампа и не требуют этого будет вестись настоящей ~ борьбы. Учитель призван, опира­ ясь на лучшие образы худо­ жественной литературы, вы­ носить на обсуждение уча­ щихся наиболее волнующие вопросы. Часто повторяя слова, что нас, людей? Сам-то ния. Но научить нужно! Ес- литература —это «учебник На другой день весь деся- ли Печорины в наше вре­ мя?». Если предстоит на- тыи класс не пришел на за­ нятия, стараясь доказать директору, что он их оби­ дел. А позже эти же самые десятиклассники, как ни в чем не бывало, разглаголь­ ствовали на уроках о Горь­ ковском Павле Власове, за- тема о Печорине, жизни», мы должны доби­ ваться, чтобы это меткое выражение было оправдано, чтобы уроки литературы стали настоящими уроками жизневедения. , М. Д. КАЧЕРИНА, заслуженная учительница школ РСФСР. Средняя школа .V» 4, г. Липецк. ли у нас то мы должны стараться раскрыть очень современ­ ную и очень важную мысль о мечте, таланте и призва­ нии. Мы посоветуем ребя­ там перед тем, как писать сочинение, почитать номера газет с дискуссией «Есть Обработка валов твкарке-гнпторезных станков требует большого внимания и навыка в работе. Михаил Карасев—токарь-револьверщик Липецкого станкостроительного завода — работает на этой операции. Каждую смену он дает сверх задания по 10—15 деталей. И все они отличного качества. Михаил возглавляет на своем участке комсо­ мольский пост по чистоте и порядку. В прошлом году он окончил школу рабочей молодежи. А недавно его приняли в кандидаты КПСС, ком­ сомольская организация дала ему рекомендацию. Фото Ю. Ардашева. ,1№ нышевского не случайно включены в школьную про­ грамму, что в них — мечты ■русских писателей о буду­ щем, воплотившиеся теперь в действительность. Как, например, не упомя­ нуть о современной молоде­ жи, когда школьники гово­ рят на уроке о целях жиз­ ни нигилиста Базарова, большого человеколюбца Рахметова или мятущегося Печорина, у которого отсут­ ствие определенной цели и •высокой идеи привели к ду­ шевной опустошенности? Пожалуй, не будет большо­ го отступления от школьной программы или плана рабо­ ты, если преподаватель вме­ сте с учащимися обсудят какую-то и н т е р е с н у ю статью или по горячим сле­ дам разберут тот диспут -«О красоте человека», кото­ рый долго вела «Комсо­ мольская правда». На уроке должны чаще звучать вопросы: Какой ре­ же хотят быть похожими на Павку Корчагина, молодо­ гвардейцев... Когда учитель попросил назвать черты ха­ рактера Олега Кошевого, десятиклассники стали бой­ ко перечислять: «Честность, верность слову, простота, чуткость к товарищам, ува­ жение старших...» Чуткость, уважение... А какую черствость, неуваже­ ние к учителям они сами проявили недавно, об этом никто не вспомнил. Видно не научились эти юноши и девушки, стоящие на пороге самостоятельной жизни, оце­ нивать собственные поступ­ ки. И это явление не случай­ ное. Учителя нередко отде­ ляют преподавание литера­ туры от воспитания учащих­ ся. Порой всю воспитатель­ ную работу они переклады­ вают на комитеты комсомо­ ла, не учитывая, что члены его —те же школьники, не знающие жизни, которых самих-то надо учить и, больше всего, на уроках ли- Н у ж е н такой клуб! А ваше мнение? рой понравился и почему? тературы. Педагоги забыва- Чему учит произведение? Кто из персонажей близок к нам и почему? Постановка таких вопро­ сов поможет учащимся луч оценить действия ют о главном— нравствен­ ном воспитании литерату­ рой. А ведь задача преподава­ теля не только дать опреде­ ленную сумму знаний, пре Глухо постукивают шары в биллиардной комнате, щелкают пневматические винтовки в тире, с танцпло­ щадки доносятся знакомые мелодии. Вечер отдыха в разгаре. * По аллее вместе с гуляющими идут несколько моло­ дых людей. Они ничем не отличаются от других: про­ стые скромные парни одного из заводов. Вот навстречу им шагает человек: пиджак у него расстегнут, фураж­ ка набекрень, галстук на боку, да и движется он не­ брежно, задевая прохожих. Молодые люди прегражда­ ют ему дорогу. — Застегнитесь на все пуговицы, поправьте галстук. Вы ведь находитесь в общественном месте. -— А кто вы такие? — Друзья культуры,— следует лаконичный ответ. Он парню пока ни о чем не говорит, но рука маши­ нально тянется к пуговицам пиджака... У нас еще не создан такой клуб друзей культуры. Но на повестке дня комсомольской работы он уже должен стоять. Необходимость в его создании созрела. ...На невысоком каменном постаменте в Нижнем пар­ ке покоились три старинных чугунных пушки. Говорят, что они здесь со времен Петра I. Однажды молодым людям, не в меру развеселившимся, показалось, что пушки лежат как-то не так. И три дюжих молодца сва­ лили их в соседнюю лужу. Так бы они и валялись, е с ­ л и -бы ни фотограф парка. Ему был нужен фон для фотографирования отды­ хающих, а какой же фон без петровских пушек? Он сделал несколько снимков, а на вырученные деньги по­ просил проходивших мимо парней водворить огне­ стрельное оружие XVIII века на место. Кроме фотографа, оказывается, до памятника стари­ ны никому не было дела. Фамилии хулиганов установить, к сожалению, так и не удалось, и .случай этот прошел безнаказанно. о 4 ^ ^ > * т прышпл исопадИлапп11. . геро- знании, пре- ,, А будь в это время поблизости памш и мвушки ................................. .. ........................................................................ * М ) 1 „ | | | . , к а , | „ „ | а ( „ „ | а м | ................. __________________________________________________ ! Редакция газе­ ты «Лени н е к о е знамя», областное отделение союза жу р и а л и с т о в СССР и областное управление культуры организуют пер­ вую областную фотовыставку, посвя­ щенную 43-й годовщине Великой Ок­ тябрьской социалистической революции. Задача выставки — отобразить наи­ более значительные события в жизни нашей области, всесторонне и вырази­ тельно показать успехи, достигнутые тружениками области под руководст­ вом Коммунистической партии в разви­ тии промышленности, сельского хозяй­ ства и культуры, в борьбе за досрочное осуществление семилетки. В центре дол­ жен быть образ советского человека, его созидательный и самоотверженный труд во имя коммунизма. Участники выставки призваны ярче осветить черты нового, коммунистиче­ ского на производстве и в быту. Долж- рячо любящие сооружения на быть представ- ■архитектуры, искусство, эти лена тема борьбы ! истоРичеекие орудия осха- за мир и дружбу I лись бы на месте, и фото- между народами. * гРаФУ не пришлось бы на Жел а т е л ь н о ! собственные средства при- также показать; волить их в порядок, природу нашей области. I всегда у адмикистра- На выставку принимаются черно-бе-: ции нашах культурных уч- лые снимки размером не менее 18x24 см^'Режде1}ав доходят до всего и цветные фотографии — не менее : РУКИ- Д а и работников-то в 13x18 см. Рекомендуется наклеивать их: парке слишком мало, а мо­ на паспартуру. Каждый снимок должен • л°Дежь, рабочие, школьни- сопровождаться подробной подписью. : ки>„ студенты могли бы ;чтрийти на помощь, создав Под снимком необходимо указывать; свор, клуб друзей культу- фамилию, имя и отчество, место работы; рь| Д а и не только в парке, и адрес автора. • в городе много красивых В выставке могут принять участие^ архитектурных сооружений, все желающие. Срок представления ; Они украшают собой ули- снимков — до 25 октября 1960 года. ; цы, площади, скверы. Но Направлять их следует по адресу: : содержатся они, порой, в г. Липецк, Коммунальная площадь, 44,; самом неприглядном виде, редакция газеты «Ленинское знамя», с I Почти во всех скверах го- пометкой: «На выставку». : рода стоят скульптуры. Лучшие работы будут премированы. : Большинство из них выгля- .................................................. ......... . . . . . . . . . . . .е д я т не нарядно, на них уже никто не обращает внимания, с ними свыклись. Скульптура физкультурника в сквере без руки, скульп­ тура девушки на берегу Комсомольского пруда с отби­ тым носом. А ведь как от этого проигрывает красота родного города! Создается впечатление заброшенности и неуютности, когда смотришь на облезлые в лиловых пятнах куски извести. Настоящие друзья культуры -ми­ мо этого не могли бы пройти, они взяли бы под -свою ответственность такие места, регулярно следили бы там за порядком. ...Во многих кинотеатрах, клубах, открытых площад­ ках кино без -«приключений не посмотришь». Взять, к примеру, Зеленый .кинотеатр Нижнего парка. Рассчи­ тан он на 1200 мест, а посещают его 200—250 человек. Причин много: картины старые, киномеханики начина­ ют сеанс на 20—30 минут позже, путают части, -а иног­ да и ленту крутят наоборот. Стоит друзьям культуры взять под контроль работу кинотеатров, чтобы таких фактов было меньше. Разве так уж сложно проследить за работой киномеханика и сделать из этого соответ­ ствующие выводы? Несложно, но пока заняться этим некому, нет настоящего хозяйского глаза за культурным обслуживанием зрителя. Но и этим деятельность друзей культуры может быть не ограничена. Зашли однажды в сквер имени Сталина молодые рабочие А. Каратаев и М. Сорокин, нашли укромное место, сели на зеленую травку, раскупорили бутылку. Потом подсели их друзья, начался пир горой, А через четыре часа зеленая лужайка превратилась в мусорную свалку. Груда окурков дымилась на месте, где «пировали» они. Целый день играли в карты Е. Безрукавннков, С. Фе­ рапонтов, И. Садчиков на такой же зеленой лужайке в центре города. И оставили эти бездушные молодые лю­ ди после себя ободранные деревца, да выбитую поник­ шую траву. К счастью, их обнаружили. Но ведь есть -еще среди молодежи такие, которые издеваются над живописны­ ми уголками наших городов и сел, теряя при этом стыд и совесть. Друзья культуры и тут бы помогли, на­ ладив посменное дежурство в скверах, садах, -парках. Давайте пойдем на танцплощадку любого из завод­ ских клубов. Там обязательно два-т.ри юноши танцуют не так, как все. Стоят дружинники, смотрят на таких, а замечания им не сделают. Вроде парень не хулиганит, никого не оскорбляет. А друзьям культуры и до этого есть дело. Танцуй культурно—вот их лозунг. Это будет добровольное Объ ­ е д и н е н и е любителей культуры, хорошо разбирающихся в вопросах архитектуры, живописи, музыки, литерату­ ры. В круг обязанностей и прав этого клуба должно вхо­ дить все, начиная от костюма и кончая контролем про­ грамм концертов. Немало еще у нас преподносят зри­ телям и слушателям слащавых песенок, рассчитанных на мещанское благополучие, анекдотов, дурно пахну­ щих пошлостью, да и просто неинтересных номеров, никого не трогающих и бессмысленных. Задача клуба друзей культуры нести в молодежь светлое искусство, согретое солнцем нашего времени, прививать чувства красоты, любовно оберегать все то лучшее, чем богат наш любимый кран. Мы за создание клуба друзей культуры. В. ЗОРИН. го-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz