Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
п Е С Т Ь Т А К О Й П Р Е Д М Е Т Ж И З Н Е В Е Д Е Н И Е Юноша ищет свой идеал, ев, определитьсвое отноше- усмотренную программой, писать сочинение иными словами, смысл в ние к ним. Этоочень важно а Лучить юношество нить, трофанушке по ___ ' Л ' — научить школьников Нужно добиться того, что- Фонвизина «Недоросль жизни. А кто из восем надцатилетних не ищет его ?1 Да и скучно бывает тому, кто живет сегодняшним днем, кто не умеет мечтать, не задумывается над своим будущим. Вот и мои десятиклассни ки Часто заводят разговор о своем будущем, спорят между собой. сравнивать своп собствен ные поступки с поступками героев, ставить вопрос: «А как бы сделал я?» В связи с этим вспоминается слу чай, который произошел в одной из школ Липецка. В воскресный день школь ники копали на своем уча стке, который находился в бы о Ми- комедии », то ся не подошел и не предло жил ему поехать домой. ‘ Когда работа закончи лась, директор, почувство вав себя совсем плохо, на машине, Как же относятся к этим километрах от горо спорам учителя? Порой мы да>картофель. Тут же были поддерживаем учащихся, го- и преподаватели. Директор ворим свое «завершающее школь|, несмотря на бо- слово». Но очень редко све- лезиь, работал рядом со жую атмосферу диспутов и всеми. Но никто из учащих- бурных комсомольских со браний переносим на уро ки. А разве так уж обяза тельно, чтобы ученики от вечали уроки строго по _ учебнику «от сих и до сих»? Уехал домой Конечно, нет. У Горького есть замеча тельные слова о том, что литература — «учебник жиз ни». Эти слова ко многому обязывают преподавателей- литераторов. Мы должны учить школьников не только пересказывать содержание произведений, отмечать их художественные достоинст ва, но и связывать раз думья русских писателей над вопросами ж и з н и с це лями, мыслями и чувства ми советских людей. К сожалению, этому мы учим редко. Не случайно школьники порой откровен но заявляют: «А зачем нам нужен какой-то Базаров или Онегин? Их времена давным-давно прошли!» Вот тут-то немедленно нужна помощь учителя. Надо убе дить учащихся, что лучшие произведения Пушкина, У доски’ что они то* Грибоедова, Тургенева, Чер- учащиеся откровенно предварительно вместе с выражали свои мысли и учащимися мы вспомним, а .чувства. не приходилось ли ветре- Особенно это важно в со- чать недорослей в настоя- чинениях. Нередко бывают Щее время, прочитаем фель« случаи, когда старшекласс- етон «Времен новейших Ми-, ники просто переписывают трофаны», который был содержание учебников. И — опубликован в «Комсомола- ни одной собственной мыс- осой правде», ли! Они ухитряются даже Сколько собственных мыс- давать оценку произведе- лей, суждений появится пос- ний, которых в руках-то ни- ле этого в ученических со- когда' не держали. Тут их чинениях! Могут быть и выручают давно установив- ошибочные. ' шиеся штампы написания Но не страшно, если вы- сочинении: композиция, об разы, мировое значение про изведения. Многие педагоги пока еще боятся отойти от такого явятся мнения ошибочные и, даже, отголоски чуждых мыслей. Страшно другое, ес ли мысли эти останутся «при себе», если с ними не от учеников. Вся беда втом, что они видят в сочинениях своего рода контрольную ра- груженной картофелем. — А мы?—вдруг зашу- . . мели десятиклассники. -— боту, чтобы узнать, как ус- Шесть километров идти война та или иная тема, пешком? Очень нужны та- Нелегко научить школь- кие-воскресники! ников образно и живо из — Значит картошка доро- латать свои мысли,* нзблюде- ди- же (слова — явно в адрес ректора) уехал! — Кому нужна эта кар тошка?! Учащиеся возмущались всю дорогу. И даже слу шать не хотели никаких уго воров учителей, которые шли пешком вместе с ними. штампа и не требуют этого будет вестись настоящей ~ борьбы. Учитель призван, опира ясь на лучшие образы худо жественной литературы, вы носить на обсуждение уча щихся наиболее волнующие вопросы. Часто повторяя слова, что нас, людей? Сам-то ния. Но научить нужно! Ес- литература —это «учебник На другой день весь деся- ли Печорины в наше вре мя?». Если предстоит на- тыи класс не пришел на за нятия, стараясь доказать директору, что он их оби дел. А позже эти же самые десятиклассники, как ни в чем не бывало, разглаголь ствовали на уроках о Горь ковском Павле Власове, за- тема о Печорине, жизни», мы должны доби ваться, чтобы это меткое выражение было оправдано, чтобы уроки литературы стали настоящими уроками жизневедения. , М. Д. КАЧЕРИНА, заслуженная учительница школ РСФСР. Средняя школа .V» 4, г. Липецк. ли у нас то мы должны стараться раскрыть очень современ ную и очень важную мысль о мечте, таланте и призва нии. Мы посоветуем ребя там перед тем, как писать сочинение, почитать номера газет с дискуссией «Есть Обработка валов твкарке-гнпторезных станков требует большого внимания и навыка в работе. Михаил Карасев—токарь-револьверщик Липецкого станкостроительного завода — работает на этой операции. Каждую смену он дает сверх задания по 10—15 деталей. И все они отличного качества. Михаил возглавляет на своем участке комсо мольский пост по чистоте и порядку. В прошлом году он окончил школу рабочей молодежи. А недавно его приняли в кандидаты КПСС, ком сомольская организация дала ему рекомендацию. Фото Ю. Ардашева. ,1№ нышевского не случайно включены в школьную про грамму, что в них — мечты ■русских писателей о буду щем, воплотившиеся теперь в действительность. Как, например, не упомя нуть о современной молоде жи, когда школьники гово рят на уроке о целях жиз ни нигилиста Базарова, большого человеколюбца Рахметова или мятущегося Печорина, у которого отсут ствие определенной цели и •высокой идеи привели к ду шевной опустошенности? Пожалуй, не будет большо го отступления от школьной программы или плана рабо ты, если преподаватель вме сте с учащимися обсудят какую-то и н т е р е с н у ю статью или по горячим сле дам разберут тот диспут -«О красоте человека», кото рый долго вела «Комсо мольская правда». На уроке должны чаще звучать вопросы: Какой ре же хотят быть похожими на Павку Корчагина, молодо гвардейцев... Когда учитель попросил назвать черты ха рактера Олега Кошевого, десятиклассники стали бой ко перечислять: «Честность, верность слову, простота, чуткость к товарищам, ува жение старших...» Чуткость, уважение... А какую черствость, неуваже ние к учителям они сами проявили недавно, об этом никто не вспомнил. Видно не научились эти юноши и девушки, стоящие на пороге самостоятельной жизни, оце нивать собственные поступ ки. И это явление не случай ное. Учителя нередко отде ляют преподавание литера туры от воспитания учащих ся. Порой всю воспитатель ную работу они переклады вают на комитеты комсомо ла, не учитывая, что члены его —те же школьники, не знающие жизни, которых самих-то надо учить и, больше всего, на уроках ли- Н у ж е н такой клуб! А ваше мнение? рой понравился и почему? тературы. Педагоги забыва- Чему учит произведение? Кто из персонажей близок к нам и почему? Постановка таких вопро сов поможет учащимся луч оценить действия ют о главном— нравствен ном воспитании литерату рой. А ведь задача преподава теля не только дать опреде ленную сумму знаний, пре Глухо постукивают шары в биллиардной комнате, щелкают пневматические винтовки в тире, с танцпло щадки доносятся знакомые мелодии. Вечер отдыха в разгаре. * По аллее вместе с гуляющими идут несколько моло дых людей. Они ничем не отличаются от других: про стые скромные парни одного из заводов. Вот навстречу им шагает человек: пиджак у него расстегнут, фураж ка набекрень, галстук на боку, да и движется он не брежно, задевая прохожих. Молодые люди прегражда ют ему дорогу. — Застегнитесь на все пуговицы, поправьте галстук. Вы ведь находитесь в общественном месте. -— А кто вы такие? — Друзья культуры,— следует лаконичный ответ. Он парню пока ни о чем не говорит, но рука маши нально тянется к пуговицам пиджака... У нас еще не создан такой клуб друзей культуры. Но на повестке дня комсомольской работы он уже должен стоять. Необходимость в его создании созрела. ...На невысоком каменном постаменте в Нижнем пар ке покоились три старинных чугунных пушки. Говорят, что они здесь со времен Петра I. Однажды молодым людям, не в меру развеселившимся, показалось, что пушки лежат как-то не так. И три дюжих молодца сва лили их в соседнюю лужу. Так бы они и валялись, е с л и -бы ни фотограф парка. Ему был нужен фон для фотографирования отды хающих, а какой же фон без петровских пушек? Он сделал несколько снимков, а на вырученные деньги по просил проходивших мимо парней водворить огне стрельное оружие XVIII века на место. Кроме фотографа, оказывается, до памятника стари ны никому не было дела. Фамилии хулиганов установить, к сожалению, так и не удалось, и .случай этот прошел безнаказанно. о 4 ^ ^ > * т прышпл исопадИлапп11. . геро- знании, пре- ,, А будь в это время поблизости памш и мвушки ................................. .. ........................................................................ * М ) 1 „ | | | . , к а , | „ „ | а ( „ „ | а м | ................. __________________________________________________ ! Редакция газе ты «Лени н е к о е знамя», областное отделение союза жу р и а л и с т о в СССР и областное управление культуры организуют пер вую областную фотовыставку, посвя щенную 43-й годовщине Великой Ок тябрьской социалистической революции. Задача выставки — отобразить наи более значительные события в жизни нашей области, всесторонне и вырази тельно показать успехи, достигнутые тружениками области под руководст вом Коммунистической партии в разви тии промышленности, сельского хозяй ства и культуры, в борьбе за досрочное осуществление семилетки. В центре дол жен быть образ советского человека, его созидательный и самоотверженный труд во имя коммунизма. Участники выставки призваны ярче осветить черты нового, коммунистиче ского на производстве и в быту. Долж- рячо любящие сооружения на быть представ- ■архитектуры, искусство, эти лена тема борьбы ! истоРичеекие орудия осха- за мир и дружбу I лись бы на месте, и фото- между народами. * гРаФУ не пришлось бы на Жел а т е л ь н о ! собственные средства при- также показать; волить их в порядок, природу нашей области. I всегда у адмикистра- На выставку принимаются черно-бе-: ции нашах культурных уч- лые снимки размером не менее 18x24 см^'Режде1}ав доходят до всего и цветные фотографии — не менее : РУКИ- Д а и работников-то в 13x18 см. Рекомендуется наклеивать их: парке слишком мало, а мо на паспартуру. Каждый снимок должен • л°Дежь, рабочие, школьни- сопровождаться подробной подписью. : ки>„ студенты могли бы ;чтрийти на помощь, создав Под снимком необходимо указывать; свор, клуб друзей культу- фамилию, имя и отчество, место работы; рь| Д а и не только в парке, и адрес автора. • в городе много красивых В выставке могут принять участие^ архитектурных сооружений, все желающие. Срок представления ; Они украшают собой ули- снимков — до 25 октября 1960 года. ; цы, площади, скверы. Но Направлять их следует по адресу: : содержатся они, порой, в г. Липецк, Коммунальная площадь, 44,; самом неприглядном виде, редакция газеты «Ленинское знамя», с I Почти во всех скверах го- пометкой: «На выставку». : рода стоят скульптуры. Лучшие работы будут премированы. : Большинство из них выгля- .................................................. ......... . . . . . . . . . . . .е д я т не нарядно, на них уже никто не обращает внимания, с ними свыклись. Скульптура физкультурника в сквере без руки, скульп тура девушки на берегу Комсомольского пруда с отби тым носом. А ведь как от этого проигрывает красота родного города! Создается впечатление заброшенности и неуютности, когда смотришь на облезлые в лиловых пятнах куски извести. Настоящие друзья культуры -ми мо этого не могли бы пройти, они взяли бы под -свою ответственность такие места, регулярно следили бы там за порядком. ...Во многих кинотеатрах, клубах, открытых площад ках кино без -«приключений не посмотришь». Взять, к примеру, Зеленый .кинотеатр Нижнего парка. Рассчи тан он на 1200 мест, а посещают его 200—250 человек. Причин много: картины старые, киномеханики начина ют сеанс на 20—30 минут позже, путают части, -а иног да и ленту крутят наоборот. Стоит друзьям культуры взять под контроль работу кинотеатров, чтобы таких фактов было меньше. Разве так уж сложно проследить за работой киномеханика и сделать из этого соответ ствующие выводы? Несложно, но пока заняться этим некому, нет настоящего хозяйского глаза за культурным обслуживанием зрителя. Но и этим деятельность друзей культуры может быть не ограничена. Зашли однажды в сквер имени Сталина молодые рабочие А. Каратаев и М. Сорокин, нашли укромное место, сели на зеленую травку, раскупорили бутылку. Потом подсели их друзья, начался пир горой, А через четыре часа зеленая лужайка превратилась в мусорную свалку. Груда окурков дымилась на месте, где «пировали» они. Целый день играли в карты Е. Безрукавннков, С. Фе рапонтов, И. Садчиков на такой же зеленой лужайке в центре города. И оставили эти бездушные молодые лю ди после себя ободранные деревца, да выбитую поник шую траву. К счастью, их обнаружили. Но ведь есть -еще среди молодежи такие, которые издеваются над живописны ми уголками наших городов и сел, теряя при этом стыд и совесть. Друзья культуры и тут бы помогли, на ладив посменное дежурство в скверах, садах, -парках. Давайте пойдем на танцплощадку любого из завод ских клубов. Там обязательно два-т.ри юноши танцуют не так, как все. Стоят дружинники, смотрят на таких, а замечания им не сделают. Вроде парень не хулиганит, никого не оскорбляет. А друзьям культуры и до этого есть дело. Танцуй культурно—вот их лозунг. Это будет добровольное Объ е д и н е н и е любителей культуры, хорошо разбирающихся в вопросах архитектуры, живописи, музыки, литерату ры. В круг обязанностей и прав этого клуба должно вхо дить все, начиная от костюма и кончая контролем про грамм концертов. Немало еще у нас преподносят зри телям и слушателям слащавых песенок, рассчитанных на мещанское благополучие, анекдотов, дурно пахну щих пошлостью, да и просто неинтересных номеров, никого не трогающих и бессмысленных. Задача клуба друзей культуры нести в молодежь светлое искусство, согретое солнцем нашего времени, прививать чувства красоты, любовно оберегать все то лучшее, чем богат наш любимый кран. Мы за создание клуба друзей культуры. В. ЗОРИН. го-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz