Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
5*4 Каждый из вас знает, как много места может занять музыка — большая, настоящая музыка —* в жизни человека, как много радости может при нести она. Не все еще из вас, дорогие читатели, могут систематически слушать музыку в концертных за лах и театрах, но каждый в наше время может познакомиться и подружиться с ней по радио, по записям на пластинках. Сейчас в каждом городе, в каждом селе есть такая возможность. Если кто-нибудь из вас, прочитавших нашу сегодняшнюю страницу о музыке, захочет при слать свои отзывы о ней, а также пожелания и материалы для будущих музыкальных страниц, редакция будет публиковать эти материалы. /'<9зА&эАезАэаА©з/\эеА,эвА>эзАэвАаеА$е/\э ** Учеба началась -С первого сентября в на шем музыкальном училище •начались учебные занятия. В этом году в училище при нято 60 человек на отделе ния: фортепьяно, народных инструментов, дирижерско хоровое и оркестровое (с двумя группами — струнных и духовых инструментов). Оркестровое отделение от крылось впервые. Будущих его выпускников мы гото вим с перспективой исполь зовать в симфоническом оркестре. • Большинство из вновь принятых студентов—в про шлом активные участники художественной самодея тельности, руководители му зыкальных кружков, хоров, оркестров. Все они очень любят музыку и сейчас ак- .тивно и с большой охотой приступили к занятиям. В настоящее время в училище насчитывается свыше ста восьмидесяти человек. У нас теперь уже есть 1 -й, 2 -й и 3-й курсы. Но до сих пор очень остро стоит вопрос с помещениями для занятий. Седьмая средняя школа, в помещении которой нахо дится наше училище, увели чила с этого года число классов. Ей потребовались классные комнаты, поэтому нам пришлось потесниться, V Сейчас училище ютится в четырех классных комнатах. Создались ненормальные условия для занятий. В од ной классной комнате, на пример, одновременно каж дый со своим преподавате лем, занимаются сразу трое баянистов. Дирекции учили» Ща пришлось вдвое увели чить контингенты классов. |Все это не может не отра зиться на занятиях учащих ся, В. плявин, заведующий учебной частью Липецкого музыкального училища. Счастлив ли я?Да! Как я полюбил музыку? Если бы мне задали этот вопрос, то, право же, я, на верное, и не смог бы на него ответить. Обычно в таких случаях говорят, что вот, мол, у нас родители были люди музы кальные, играли на чем-то, пели. Я даже и этого не могу сказать. Наоборот, отец, которого я в детстве попросил купить мне гармонь, отнесся к моей просьбе так: — Вырастешь, заработаешь, купишь. Да только, я думаю, что у тебя к тому времени эта блажь пройдет. Но «блажь» не проходила. Помню такой случай в моем детстве. Как-то ночью я неожиданно проснулся: радио было включено. Передавали ка кой-то концерт. Наверное, кто-то из ху дожественной самодеятельности высту пал. Играл баянист. Сейчас не помню, может быть, и не таким уж блестящим было исполнение, но я весь замер. Та нец маленьких лебедей из бессмертного балета Чайковского в тишине ночи зву чал как-то особенно сказочно. Каждая нотка этой нехитрой, но до гениально сти простой музыки, находила в моей душе восторженный, прямо-таки благо говейный отклик. Танец кончился, а я поймал себя на мысли, что музыка продолжает звучать во мне. Долго не мог уснуть. Но свой баян мне впервые пришлось заполучить, когда я стал уже взрослым. Купил сам. На заработанные. В 1,952 году я жил в Лисках Воронеж ской области. Помню, приехал к нам с концертом известный советский бая нист И. Я. Паницкий. Концерты его мне приходилось слушать по радио. Я во обще ничего не помню в тот день, как дожил до вечера, как дождался под нятия занавеса. Помню одно: весь кон церт просидел, вцепившись в подло котники кресла. И только, когда замер последний звук и отшумели аплоди сменты, почувствовал, что затекли от напряжения пальцы. Именно тогда, после концерта, заро дилась мечта стать музыкантом. По окончании школы стал работать помощником машиниста. Бывало, в по ездке проносятся мимо меня города и села, «кивают» встречные семафоры, постукивают колеса. А мне кажется, что сквозь этот стук колес и упругий свист ветра пробивается какая-то неясная, но очень знакомая мелодия песни, моей песни, которую я сочинил. И мажорным заключительным аккордом звучал для меня паровозный гудок. О моей страстной любви к музыке? знали товарищи по работе. Они тоже" поощряли мое желание стать музыкан- том-профессионалом, Работу свою я любил. Но любил и музы ку. Как быть? Раз д у м ыв а л долго. Но многолетняя тяга к музыке победила. Решил попробовать поступить в музыкальное училище. У меня слаба была техника. И когда я пришел на приемные экзамены в муз училище, то с треском провалился. Все поступающие на голову выше ме ня были в музыкальном отношении. Наверное, только желание поступить бы ло у меня сильнее. Короче, я провалился. Может быть, кто другой и махнул бы рукой. Мне же сдаваться не хотелось. Последовала еще одна попытка. И... опять провал. ...В трудную минуту меня опять под держали товарищи. Слушая мой запеча лившийся баян, они почему-то еще больше поверили в меня. Приближалось лето прошлого года. Я уже, по совести говоря, и не думал боль ше о поступлении в училище. Работа захватила меня почти целиком. И толь ко где-то далеко в глубине души мечта о музыке не покидала меня, Но чем ближе было лето, тем настой чивее становились друзья. — Поезжай, Иван! — убеждали они. И я решил сделать третью попытку. Не помню сейчас, как я играл на вступительном экзамене. Наверное, не очень хорошо. Но уж, видно, такими умоляющими были мои глаза, что меня приняли. Радости моей предела не было... * * Сейчас я разучиваю с преподавателем прелюдии и фуги И. С. Баха. Вслуши ваясь в торжественные, волнующие зву ки, рожденные гениальным музыкан том, я часто думаю: — Он, Бах, несмотря на свою труд ную жизнь, все-таки был, наверное, счастлив. А счастлив ли я? И сам себе отвечаю: — Да! Конечно, да! И. СВИРИДОВ, студент второго курса Липецкого музыкального училища. 1 И Н Т Е Р Е С Н О З Н А Т Ь . . . Великий русский писа тель Лев Николаевич Тол стой ( 2 0 ноября исполняет ся 50 лет со дня его смер ти) в молодости много за нимался музыкой. На своем жизненном пути он встре чался с Чайковским, Анто ном и Николаем Рубен штейнами, Танеевым, Арен ским и другими крупными музыкантами; многолетние дружеские отношения свя зывали его с видным пиа нистом А. Б! Гольденвейзе ром. Музыка — «Высшее в мире искусство», по харак теристике Льва Николае вича,— являлась постоян ным спутником писателя. В течение всей его жизни она, как он сам признавался, побуждала его к творчест ву.’ Отрицая искусство, усла ждающее кучку праздных «пак» тунеядцев, Л. Н. Толстой считал, что музыщ призва на к высокой цели — объ единять людей в большом общем чувстве. Он ценил ясную, мелодичную музыку, доступную широкому кругу зрителей; его любимыми композиторами были Гайдн, Моцарт, Шопен, Шуберт, Григ. Безгранично нрави лись Толстому русские пес ни, пляски, а также игра на балалайке, гитаре, гар мони. О могучем влиянии му зыки на душу человека го ворят многие незабываемые страницы Льва Толстого. На сюжеты «великого пи сателя созданы оперы «Война и мир» С. С. Про кофьева, «Анна Каренин?» венгерского композитора Ено Губая, «Воскресенье» итальянского композитора Франко Альфано и ряд других произведений. „ * * Великий русский худож ник Илья Ефимович Репин (29 сентября исполняется 30 лет со дня его смерти) е детства и юности до по следних лет своей долгой жизни страстно любил му зыку. Дружественные отноше ния связывали Репина со многими русскими музы кантами, особенно с Му соргским — соратником в борьбе за национальное рг- алистическое искусство. .Му зыку Мусоргского Репин, по собственному признанию, любил больше всякой дру гой на свете. Его памяти художник поевятил свою последнюю картину «Го- Большой общественный интерес представило извест ное полотно Репина «Сла вянские композиторы» (1872) — групповой порт рет двадцати двух русских, чешских и польских музы кантов нескольких поколе ний. Русское искусство обяза но И. Е. Репину серией ве ликолепных портретов, за печатлевших облик круп- кейших деятелей отечест венной музыки — Глинки, Стасова, Мусоргского, Боро дина, Римского-Корсакова, Кюи, Беляева, Антона Ру бенштейна, Глазунова, Ля дова и других. Кисти Репина принадле жит также замечательный портрет друга русской му зыки, великого Листа. ОНИ ЛЮБЯТ и В Липецком магазине культтоваров № 3 заканчивается подписка на дол гоиграющие пластинки с записями т /в ^ —. _ _ _ классической, оперной, симфониче- 1 4 /% 1/1 |-С I 1 |-С I |-С I I I I I ской, балетной и камерной музыки. А -«-V V А » V XV V / А V В настоящее время подписалось уже свыше ста человек. Подписка будет продолжаться до 16 сентября. Такое мероприятие проводится в нашем городе впервые. Каждый из подписчиков должен заполнить почтовую открытку с номерами пластинок, которые он желает при обрести, указав в них также и названия музыкальных произведений. Каталог- проспект, который имеется в магазине к услугам читателей, содержит большое количе ство наименований музыкальных произведений. Но особенно широко представлено в каталоге творчество Чайковского. Если просмотреть от крытки с заявками, то почти в каждой перечис ляется два-три крупных произведения великого композитора. Особой популярностью пользуются его Пятая и Шестая симфонии, балет «Лебединое озеро», опера «Пиковая дама» и Первый форте пьянный оркестр в исполнении Вана Клиберна и скрипичный концерт в исполнении Валерия Кли мова. Среди подписчиков — люди самых разных про фессий и возрастов. Вот открытка, аккуратно за полненная детской рукой. Это ученица Наташа Сотникова. Девочка с серьезными глазами и ак куратными косичками, одной из первых пришла, чтобы приобрести произведения любимого ком позитора. А вот заявка Почти на все симфонии П. И. Чайковского. Это житель нашего города И. Т. Караваев желает иметь в своей фонотеке записи гениального русского симфониста. Проводит подписку продавщица музыкального отдела комсомолка Галина Бескровных. Она очень внимательна к покупателям. Галя тоже лю бит музыку, любит Чайковского. Окончится срок подписки, и Галя соберет все Открытки, составит по ним одну общую заявку и отправит ее на завод грампластинок. Пройдет немного времени, и подписчики получат желае мые пластинки. На снимке: студентка Липецкого педагогиче ского института Галина Валуева и врач областной больницы Роза Михайловна Герасимова подпи сываются на грампластинки. Проводит подписку Галина Бескровных. Фото Ю. Ардашева. * ---------------------------------------. . . . . . ----- ........... АДРЕС РЕДАКЦИИ. Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: редактора —- 33—53, ответственного секретаря — 34_13 •отделов комсомольской жизни, физкультуры и спорта — 36—43, отделов пропаганды, школ, писем — 35—38, бухгалтерии — 34—46. ’ ' АЭ 30592 ' Редактор И. БОБКОВ. Липецк, типография областного управления культуры, / Зак. № 5648,-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz