Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
НЕ ИЖДИВЕНЦЕМ БУДЬ, А СТРОИТЕЛЕМ! К остановке подошел автобус. Моросил дожк дик, и всем хотелось ско рее уехать. Возле авто буса появился молодой парень. Д е л а я вид, будто он следит за по рядком, парень незамет- V но продвигался поближе * к входу. И вдруг, грубо толкнув рядом стоявшую женщину, вскочил на поднож ку. Сзади раздались возмущенные возгласы, но парень был уже в автобу се. Он протиснулся вперед и занял ме сто у окна.... Маленький житейский пример. А гово рит он о многом. Как омерзителен по добный тип с его шкурнической заботой лишь о себе! При коммунизме, говорил Маркс, лю ди будут жить и творить по законам красоты. Но что прекраснее в мире, чем душевная красота человека? И людям в коммунистическом будущей не понадо бятся внешние законы, регулирующие их поведение в обществе. Этим законом явится их душевная красота, их собст венная высочайшая человечность. Пробуждать человека в человеке... Тут мало заж ечь юную д у ш у .добротой и уважением к людям , желанием нести им радость, готовностью ж ертвовать личным р ади общего. Надо, чтобы самое это чувство стало сознательным й бое вым убеждением. Бывает так . С лучшими чувствами, воспринятыми в детстве, вступает моло дой человек в самостоятельную жизнь. А здесь он встречается не только с хо рошим. Ведь в нашей жизни хорошее, передовое борется с плохим, отжившим. И мало обладать лишь добрыми чувст вами. Надо быть еще идейно вооружен ным для борьбы. А идейной закалки подчас как раз и не хватает . Достаточно порой одной жизненной неудачи, чтобы молодой че ловек сразу занялся «переоценкой цеи- ностен». Отдельные факты обмана, эго изма, с которыми он столкнулся, непо мерно вырастают в его глазах . И вот ему уж е каж ется , что перед ним открылась доподлинная «правда жизни»: каждый живет лишь для себя и не брезгает ни чем ради личных целей. А то, что в н у - . шают школа, книги, фильмы — будь че стен, уваж ай человека, живи для наро да , — это все лишь красивые слова. От таких рассуждений один шаг до философии обывателя: «Дуракам закон не писан. Уж если хочешь взять от жпз- ни побольше — заботься лишь о себе. Д а здравствуют ум и выгода!». И мы за ум. Но человеческий ум — нечто неиз.мерймо большее, чем мелкое ловкачество. А истинная выгода — не в копеечном барыше «для себя», за кото рым гонится жадность. УМЕ, Мне вспоминается комическая история об одном обывателе, выигравшем десять тысяч по облигации. Он накупил массу «вещей». Но ведь их могут украсть! И вот наш «счастливчик» вешает всюду замки. Он не спит ночами, прислушива ясь к каж дому шороху: не лезет ли вор? Он прячется от знакомых и сосе дей, боясь, что они вдруг попросят взаймы. - , Что и говорить, Певеселое житье! Но другим оно и не может быть, если стро ится по закону жадности и себялюбия. «Я бы умнее распорядился деньгами»,— скаж ет другой обыватель. Допустим. Но что от этого изменилось бы? Тут дело не в «уме», а в принципе, которым чело век руководствуется. И если принцип «шкурный», не будет у человека бога той жизни, хоть ты его озолоти. Здесь мы подошли к главному вопро с у : .в чем. подлинное богатство жизни? — В материальных благах, — уверен но скаж ет обыватель. Д а , человеку нужна и хорошая пи ша. и красивая одежда , и светлое, теп лое жилище, и многое другое, что укра шает нашу жизнь. _ Но каким путем лучше идти к этим благам? Активно и честно участвуя в общенародном созидательном тоуде или думая лишь о себе, стремясь ловчить где только можно? Коммунизм принесет нам невиданное изобилие материальных благ. И все же не они будут составлять главное богат ство нашей жизни. «Человек — выше сытости», — прекрасно сказал М. Горь кий. Пусть каждый спросит себя: что д е лает мою жизнь подлинно радостной, интересной, богатой? Если он умеет смотреть «в корень» вещей, то ответит: участие в других человеческих жизнях. Подумайте о волнующем наслаждении матери, когда она кормит ребенка. О ра дости малыша, подающего полотенце отцу. Поразмыслите о гордости юноши, вручающего матери «на семейные расхо ды» свой первый заработок . О трепетной нежности влюбленного, когда он согре вает замерзшие руки любимой. О р адо сти жить в дружной семье. Что это, как не счастье — быть полезным другому, близкому? Самое слово «счастье» в сво ем первичном смысле означает «со-ча- стне», то есть участие друг в друге и совместно в общей жизни. Так мудрость народа в самом строении слова вы р аж а ет сущность человеческого счастья. Ш е ф ы — з н а ч и т д р у з ь я ! Сталелитейный цех Ли пецкого тракторного за вода в этом году взял шефство над колхозом имени Сталина Октябрь ского района. Рабочие уже оказали колхозни кам помощь: дали два станка и наждачное то чило. . ... - А вот как осуществля ют шефство наши ком сомольцы и молодежь. Однажды после рабо ты в красном уголке це ха собрались юноши и девушки — участники ху дожественной самодея тельности. Они догово рились поехать в колхоз и дать концерт. Поездку назначили на шестое августа. Но в этот день зарядил дождь, а путь не ближний — око ло семидесяти километ ров. — Отложим поездку, — предложил электрик Александр Мокроусов. Другие возражали. Ру ководитель кружка ху дожественной самодея тельности, учетчица пла вильного отделения Ле на Леонова заявила: — Коль наметили, зна чит надо ехать. А дождь нам не помеха, не са харные, не растаем. И тогда все парни и девушки в один голос заявили: едем. Один только Александр Мок роусов промолчал. Он так и не поехал с нами. Приехали мы в кол хоз, когда уже стемне ло. На следующий- День оповестили колхозников по радио о" нашем при езде. Первый концерт дали в деревне Пластин- к » на центральной усадь бе колхоза. Перед начат лом выступления арти стов, я, по поручению комсомольского бюро це'ха, вручил набор сле сарного инструмента луч шему трактористу, кол хоза Ярославу Конину. Второй концерт агит бригада дала на току. Здесь собрались не толь ко колхозники, которые убирали урожай, но при шли и жители окрест ных деревень. В программе нашего коллектива художествен ной ' самодеятельности были песни, исполняе мые соло, дуэты, худо жественное чтение, са тирические куплеты и, конечно, пляска. Участ ники агитбригады высту пали, что называется с «душой». Каждый номер награждался громкими аплодисментами. Осо бенно тепло встречали зрители выступления ве дущей Лены Леоновой, солистов Николая Баши лова, Александра По- Нет радости более волнующей, чем радость отдачи себя другим, обществу, народу. Что может сравниться с гор дым сознанием исполненного долга? С воодушевляющим ощущением своей силы, несущей благо другим? Со свя щенным чувством героизма и самопо ж ертвования во имя великой цели? Могучая окрыляющая сила нравствен ной радости — вот что поднимает чело века, ставит его выше сытости, выше личной выгоды и обывательского покоя. Это счастье познали сотни благород ных людей, которые в глухую пору царизма шли в парод, жили для народа, а позже стали сознательными револю ционерами. Его познали передовые рабо чие, солдаты и крестьяне, когда под руководством гениального Ленина и соз данной нм партии большевиков соверши ли величайшую Октябрьскую революцию и заложили основы нового социалисти ческого общества. Его знают сейчас мил лионы советских людей, самоотвержен но воздвигающих величественное здание коммунизма — светоч надежды и сча стья для всего человечества. Говорят: человек создай для счастья, как птица — для полета. Сравнение не случайное.. Самое счастве, если хотите, это полет. Неустанный полет к высотам знания, трудового мастерства, искусст ва, когда человек все больше берет от жизни и все шире, богаче отдает себя окружающим, народу. Вот рассказ об одной человеческой судьбе. В бедной крестьянской семье жил мальчик Коська. С детских лет он любил читать, мастерить, но возможно сти учиться не было. Только после рево люции открылся путь к мастерству, к науке. Не легок и не прост был этот путь. Сначала Костя стал кустарем-сле- сарем.^ Потом сел на трактор. Первый комбайн, появившийся на колхозных по лях, покорил сердце юноши. Константин стал комбайнером, начал с упорством овладевать искусством вождения степ ного корабля. О его рекордах стали пи сать в газетах. Первый введя ночную уборку, он невиданно повысил произво дительность комбайна. На совещании комбайнеров в Кремле Константина Бо рина слушали руководители партии и правительства. Его грудь украсил орден Ленина. Но Борин не собирался почивать на лаврах. Он переходит на работу сцепом из двух комбайнов и добивается нового скачка в производительности труда. В то же время Константин все острее чув ствует нехватку знаний. Он поступает на подготовительные курсы в Тимиря зевскую сельскохозяйственную академию и затем успешно сдает вступительный экзамен. Начинаются трудные годы уче бы. Но Борин не забывает о родном ком байне, каждое лето он выезжает на уборку. Война прерывает учение Константина Борина. Он идет на фронт. После вой ны он Гнова учится, работает на полях, сочетая физический труд с напряженны ми поисками пытливой- исследователь ской мысли. -Константин Борин защищ а ет кандидатскую диссертацию на тему «Опыт высокопроизводительной работы на прицепных комбайнах». Сельский ме ханизатор стал выдающимся ученым специалистом. . Скдррко,, раз Константин Б о р и н имел возможность остановиться, почить" на лаврах . Но он упорно шел вперед, и впе ред. Он познал ; высшее человеческое счастье — счастье борьбы и постоянно го стремления вперед ради блага обще ства, своей Родины: ■ •*’, Может ли. это высокое чувство идти в какое-либо сравнение ' с маленьким жадным удовлетворением обывателя, когда _ему у д а ет с я : что-то. 'и где-то «урвать», кого-то «йад'уть», в чем-то «словчить»? - , • Мы воюем с ' такими людишками не потому, что они хотят «побольше взять от жизни». Мы по-разному понимаем эти слова и знаем, что они просто не способны много получить в ЖИЗНИ, что бы сторицей отдать это потом людям. Мы воюем с ними потому, что своей па разитической психологией они еще з а р а жают некоторые неокрепшие умы, они мешают нам строить светлый мир ком мунизма — мир человеческой красоты. А. ЛЕВШИН. саднева, Василия Батра кова, Зои Гуровой, чте- ца-декламатора Алексея Гордеева, танцора' Алек сандра Котова и других. , После того, как Л. Лео нова объявила об окон чании концерта, наш ба янист Алексей Смачнев объявил «танцы дружбы участников агитбригады и колхозников». Уезжая, мы обещали крепить дружбу и боль ше оказывать помощи нашей подшефной арте ли. ■• И. СУХОРУКОВ, секретарь комсомоль-.. ского бюро стальцеха ; ____ __ ________ ЛТЗ.^ В июле на терри тории Липецкой об ласти начала работу Верхне-Донская ар хеологическая экспедиция Института археологии Ака демии Наук СССР и Липец кого областного краеведче ского музея под руковод ством В. П. Лесенка. Окало села Долгое Дан- ковского района обнаруже на неолитическая стоянка древнего человека, живше го 3—4 тысячи лет до на шей эры. Раскопки, проведенные на этой стоянке, дали мно- «Сражение» 'на' белом листе бумаги волнует одинаково игроков и болельщиков: кто быстрее? Но насто.тьнЬгйн играми не ограничились летние занятия ребят городского пионерского лагеря при Липецкой средней школе № 8 . Они ходили в по ходы по родному краю, собирали металлолом, готовились к школьной спартакиаде. пионеры школы № 8 в часы досуга. Фото А. Веберга. На снимке: И Н Т Е Р Е С НЫ Е Н А Х О Д К И го интересного, дено большое Здесь най- чивость привела к количество С очищенных от того времени резко отли чались от современного. Активное участие в рас копках принимали краеве ды г. Данкова В. Л. Лукин, И. Прасолов, В. П. Соседов и Г. М. Язовский. Они орга низовали пионеров и школь ников города Данкова в от ряд юных археологов. Под наблюдением начальника Верхне-Донской ар хеологической экс педиции В. П. Ле- венка отряд проде успеху. лая полезную и интересную сырой работу по первичному об- ромбической к кругло- земли квадратов прогляну- ямочной керамики, кремне- ли гарпуны, которыми не- вые орудия труда: скребла, олитический человек заби- наксмечники стрел, отще- вал рыбу. Затем стали по пы. Но самыми интересны- являться костяные, хорошо ми находками являются отработанные кинжалы, костяные орудия труда. шилья, типичные украше- Как известно, костяные ния, в том числе «жезл на- орудия до сих пор находи- чальника рода», подвески и ли в Эстонской ССР (стояк- заготовочный материал из на Кунда) и на Урале |Гар- разных костей животных, буновский торфянник). Ар- _ в, татчи сЕиле- хеологи приложили много ' ^ усилий, чтобы найти костя- тельствуют, что климат, рас- участник археологической ные орудия. И вот настой- тительный и животный мир экспедиции АН СССР. следованию Стрешневского городища. Раскопки неолитической с т о я н к и заканчиваются. Весь материал будет от правлен для обработки и изучения в Ленинград, а затем займет свае место в экспозиции Липецкого об ластного краеведческого музея. И. КУЗНЕЦОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz