Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

НЕ ИЖДИВЕНЦЕМ БУДЬ, А СТРОИТЕЛЕМ! К остановке подошел автобус. Моросил дожк дик, и всем хотелось ско ­ рее уехать. Возле авто ­ буса появился молодой парень. Д е л а я вид, будто он следит за по ­ рядком, парень незамет- V но продвигался поближе * к входу. И вдруг, грубо толкнув рядом стоявшую женщину, вскочил на поднож ­ ку. Сзади раздались возмущенные возгласы, но парень был уже в автобу ­ се. Он протиснулся вперед и занял ме ­ сто у окна.... Маленький житейский пример. А гово ­ рит он о многом. Как омерзителен по ­ добный тип с его шкурнической заботой лишь о себе! При коммунизме, говорил Маркс, лю ­ ди будут жить и творить по законам красоты. Но что прекраснее в мире, чем душевная красота человека? И людям в коммунистическом будущей не понадо ­ бятся внешние законы, регулирующие их поведение в обществе. Этим законом явится их душевная красота, их собст ­ венная высочайшая человечность. Пробуждать человека в человеке... Тут мало заж ечь юную д у ш у .добротой и уважением к людям , желанием нести им радость, готовностью ж ертвовать личным р ади общего. Надо, чтобы самое это чувство стало сознательным й бое ­ вым убеждением. Бывает так . С лучшими чувствами, воспринятыми в детстве, вступает моло ­ дой человек в самостоятельную жизнь. А здесь он встречается не только с хо ­ рошим. Ведь в нашей жизни хорошее, передовое борется с плохим, отжившим. И мало обладать лишь добрыми чувст ­ вами. Надо быть еще идейно вооружен ­ ным для борьбы. А идейной закалки подчас как раз и не хватает . Достаточно порой одной жизненной неудачи, чтобы молодой че ­ ловек сразу занялся «переоценкой цеи- ностен». Отдельные факты обмана, эго ­ изма, с которыми он столкнулся, непо ­ мерно вырастают в его глазах . И вот ему уж е каж ется , что перед ним открылась доподлинная «правда жизни»: каждый живет лишь для себя и не брезгает ни ­ чем ради личных целей. А то, что в н у - . шают школа, книги, фильмы — будь че ­ стен, уваж ай человека, живи для наро ­ да , — это все лишь красивые слова. От таких рассуждений один шаг до философии обывателя: «Дуракам закон не писан. Уж если хочешь взять от жпз- ни побольше — заботься лишь о себе. Д а здравствуют ум и выгода!». И мы за ум. Но человеческий ум — нечто неиз.мерймо большее, чем мелкое ловкачество. А истинная выгода — не в копеечном барыше «для себя», за кото ­ рым гонится жадность. УМЕ, Мне вспоминается комическая история об одном обывателе, выигравшем десять тысяч по облигации. Он накупил массу «вещей». Но ведь их могут украсть! И вот наш «счастливчик» вешает всюду замки. Он не спит ночами, прислушива ­ ясь к каж дому шороху: не лезет ли вор? Он прячется от знакомых и сосе ­ дей, боясь, что они вдруг попросят взаймы. - , Что и говорить, Певеселое житье! Но другим оно и не может быть, если стро ­ ится по закону жадности и себялюбия. «Я бы умнее распорядился деньгами»,— скаж ет другой обыватель. Допустим. Но что от этого изменилось бы? Тут дело не в «уме», а в принципе, которым чело ­ век руководствуется. И если принцип «шкурный», не будет у человека бога ­ той жизни, хоть ты его озолоти. Здесь мы подошли к главному вопро ­ с у : .в чем. подлинное богатство жизни? — В материальных благах, — уверен ­ но скаж ет обыватель. Д а , человеку нужна и хорошая пи ­ ша. и красивая одежда , и светлое, теп ­ лое жилище, и многое другое, что укра ­ шает нашу жизнь. _ Но каким путем лучше идти к этим благам? Активно и честно участвуя в общенародном созидательном тоуде или думая лишь о себе, стремясь ловчить где только можно? Коммунизм принесет нам невиданное изобилие материальных благ. И все же не они будут составлять главное богат ­ ство нашей жизни. «Человек — выше сытости», — прекрасно сказал М. Горь ­ кий. Пусть каждый спросит себя: что д е ­ лает мою жизнь подлинно радостной, интересной, богатой? Если он умеет смотреть «в корень» вещей, то ответит: участие в других человеческих жизнях. Подумайте о волнующем наслаждении матери, когда она кормит ребенка. О ра ­ дости малыша, подающего полотенце отцу. Поразмыслите о гордости юноши, вручающего матери «на семейные расхо ­ ды» свой первый заработок . О трепетной нежности влюбленного, когда он согре ­ вает замерзшие руки любимой. О р адо ­ сти жить в дружной семье. Что это, как не счастье — быть полезным другому, близкому? Самое слово «счастье» в сво ­ ем первичном смысле означает «со-ча- стне», то есть участие друг в друге и совместно в общей жизни. Так мудрость народа в самом строении слова вы р аж а ­ ет сущность человеческого счастья. Ш е ф ы — з н а ч и т д р у з ь я ! Сталелитейный цех Ли­ пецкого тракторного за­ вода в этом году взял шефство над колхозом имени Сталина Октябрь­ ского района. Рабочие уже оказали колхозни­ кам помощь: дали два станка и наждачное то­ чило. . ... - А вот как осуществля­ ют шефство наши ком­ сомольцы и молодежь. Однажды после рабо­ ты в красном уголке це­ ха собрались юноши и девушки — участники ху­ дожественной самодея­ тельности. Они догово­ рились поехать в колхоз и дать концерт. Поездку назначили на шестое августа. Но в этот день зарядил дождь, а путь не ближний — око­ ло семидесяти километ­ ров. — Отложим поездку, — предложил электрик Александр Мокроусов. Другие возражали. Ру­ ководитель кружка ху­ дожественной самодея­ тельности, учетчица пла­ вильного отделения Ле­ на Леонова заявила: — Коль наметили, зна­ чит надо ехать. А дождь нам не помеха, не са­ харные, не растаем. И тогда все парни и девушки в один голос заявили: едем. Один только Александр Мок­ роусов промолчал. Он так и не поехал с нами. Приехали мы в кол­ хоз, когда уже стемне­ ло. На следующий- День оповестили колхозников по радио о" нашем при­ езде. Первый концерт дали в деревне Пластин- к » на центральной усадь­ бе колхоза. Перед начат лом выступления арти­ стов, я, по поручению комсомольского бюро це'ха, вручил набор сле­ сарного инструмента луч­ шему трактористу, кол­ хоза Ярославу Конину. Второй концерт агит­ бригада дала на току. Здесь собрались не толь­ ко колхозники, которые убирали урожай, но при­ шли и жители окрест­ ных деревень. В программе нашего коллектива художествен­ ной ' самодеятельности были песни, исполняе­ мые соло, дуэты, худо­ жественное чтение, са­ тирические куплеты и, конечно, пляска. Участ­ ники агитбригады высту­ пали, что называется с «душой». Каждый номер награждался громкими аплодисментами. Осо­ бенно тепло встречали зрители выступления ве­ дущей Лены Леоновой, солистов Николая Баши­ лова, Александра По- Нет радости более волнующей, чем радость отдачи себя другим, обществу, народу. Что может сравниться с гор ­ дым сознанием исполненного долга? С воодушевляющим ощущением своей силы, несущей благо другим? Со свя ­ щенным чувством героизма и самопо ­ ж ертвования во имя великой цели? Могучая окрыляющая сила нравствен ­ ной радости — вот что поднимает чело ­ века, ставит его выше сытости, выше личной выгоды и обывательского покоя. Это счастье познали сотни благород ­ ных людей, которые в глухую пору царизма шли в парод, жили для народа, а позже стали сознательными револю ­ ционерами. Его познали передовые рабо ­ чие, солдаты и крестьяне, когда под руководством гениального Ленина и соз ­ данной нм партии большевиков соверши ­ ли величайшую Октябрьскую революцию и заложили основы нового социалисти ­ ческого общества. Его знают сейчас мил ­ лионы советских людей, самоотвержен ­ но воздвигающих величественное здание коммунизма — светоч надежды и сча ­ стья для всего человечества. Говорят: человек создай для счастья, как птица — для полета. Сравнение не случайное.. Самое счастве, если хотите, это полет. Неустанный полет к высотам знания, трудового мастерства, искусст ­ ва, когда человек все больше берет от жизни и все шире, богаче отдает себя окружающим, народу. Вот рассказ об одной человеческой судьбе. В бедной крестьянской семье жил мальчик Коська. С детских лет он любил читать, мастерить, но возможно ­ сти учиться не было. Только после рево ­ люции открылся путь к мастерству, к науке. Не легок и не прост был этот путь. Сначала Костя стал кустарем-сле- сарем.^ Потом сел на трактор. Первый комбайн, появившийся на колхозных по ­ лях, покорил сердце юноши. Константин стал комбайнером, начал с упорством овладевать искусством вождения степ ­ ного корабля. О его рекордах стали пи­ сать в газетах. Первый введя ночную уборку, он невиданно повысил произво ­ дительность комбайна. На совещании комбайнеров в Кремле Константина Бо ­ рина слушали руководители партии и правительства. Его грудь украсил орден Ленина. Но Борин не собирался почивать на лаврах. Он переходит на работу сцепом из двух комбайнов и добивается нового скачка в производительности труда. В то же время Константин все острее чув ­ ствует нехватку знаний. Он поступает на подготовительные курсы в Тимиря ­ зевскую сельскохозяйственную академию и затем успешно сдает вступительный экзамен. Начинаются трудные годы уче ­ бы. Но Борин не забывает о родном ком ­ байне, каждое лето он выезжает на уборку. Война прерывает учение Константина Борина. Он идет на фронт. После вой ­ ны он Гнова учится, работает на полях, сочетая физический труд с напряженны ­ ми поисками пытливой- исследователь ­ ской мысли. -Константин Борин защищ а ­ ет кандидатскую диссертацию на тему «Опыт высокопроизводительной работы на прицепных комбайнах». Сельский ме­ ханизатор стал выдающимся ученым специалистом. . Скдррко,, раз Константин Б о р и н имел возможность остановиться, почить" на лаврах . Но он упорно шел вперед, и впе ­ ред. Он познал ; высшее человеческое счастье — счастье борьбы и постоянно ­ го стремления вперед ради блага обще ­ ства, своей Родины: ■ •*’, Может ли. это высокое чувство идти в какое-либо сравнение ' с маленьким жадным удовлетворением обывателя, когда _ему у д а ет с я : что-то. 'и где-то «урвать», кого-то «йад'уть», в чем-то «словчить»? - , • Мы воюем с ' такими людишками не потому, что они хотят «побольше взять от жизни». Мы по-разному понимаем эти слова и знаем, что они просто не способны много получить в ЖИЗНИ, что ­ бы сторицей отдать это потом людям. Мы воюем с ними потому, что своей па ­ разитической психологией они еще з а р а ­ жают некоторые неокрепшие умы, они мешают нам строить светлый мир ком ­ мунизма — мир человеческой красоты. А. ЛЕВШИН. саднева, Василия Батра­ кова, Зои Гуровой, чте- ца-декламатора Алексея Гордеева, танцора' Алек­ сандра Котова и других. , После того, как Л. Лео­ нова объявила об окон­ чании концерта, наш ба­ янист Алексей Смачнев объявил «танцы дружбы участников агитбригады и колхозников». Уезжая, мы обещали крепить дружбу и боль­ ше оказывать помощи нашей подшефной арте­ ли. ■• И. СУХОРУКОВ, секретарь комсомоль-.. ского бюро стальцеха ; ____ __ ________ ЛТЗ.^ В июле на терри­ тории Липецкой об­ ласти начала работу Верхне-Донская ар­ хеологическая экспедиция Института археологии Ака­ демии Наук СССР и Липец­ кого областного краеведче­ ского музея под руковод­ ством В. П. Лесенка. Окало села Долгое Дан- ковского района обнаруже­ на неолитическая стоянка древнего человека, живше­ го 3—4 тысячи лет до на­ шей эры. Раскопки, проведенные на этой стоянке, дали мно- «Сражение» 'на' белом листе бумаги волнует одинаково игроков и болельщиков: кто быстрее? Но насто.тьнЬгйн играми не ограничились летние занятия ребят городского пионерского лагеря при Липецкой средней школе № 8 . Они ходили в по ­ ходы по родному краю, собирали металлолом, готовились к школьной спартакиаде. пионеры школы № 8 в часы досуга. Фото А. Веберга. На снимке: И Н Т Е Р Е С НЫ Е Н А Х О Д К И го интересного, дено большое Здесь най- чивость привела к количество С очищенных от того времени резко отли­ чались от современного. Активное участие в рас­ копках принимали краеве­ ды г. Данкова В. Л. Лукин, И. Прасолов, В. П. Соседов и Г. М. Язовский. Они орга­ низовали пионеров и школь­ ников города Данкова в от­ ряд юных археологов. Под наблюдением начальника Верхне-Донской ар­ хеологической экс­ педиции В. П. Ле- венка отряд проде­ успеху. лая полезную и интересную сырой работу по первичному об- ромбической к кругло- земли квадратов прогляну- ямочной керамики, кремне- ли гарпуны, которыми не- вые орудия труда: скребла, олитический человек заби- наксмечники стрел, отще- вал рыбу. Затем стали по­ пы. Но самыми интересны- являться костяные, хорошо ми находками являются отработанные кинжалы, костяные орудия труда. шилья, типичные украше- Как известно, костяные ния, в том числе «жезл на- орудия до сих пор находи- чальника рода», подвески и ли в Эстонской ССР (стояк- заготовочный материал из на Кунда) и на Урале |Гар- разных костей животных, буновский торфянник). Ар- _ в, татчи сЕиле- хеологи приложили много ' ^ усилий, чтобы найти костя- тельствуют, что климат, рас- участник археологической ные орудия. И вот настой- тительный и животный мир экспедиции АН СССР. следованию Стрешневского городища. Раскопки неолитической с т о я н к и заканчиваются. Весь материал будет от­ правлен для обработки и изучения в Ленинград, а затем займет свае место в экспозиции Липецкого об ­ ластного краеведческого музея. И. КУЗНЕЦОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz