Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС о развитии промышленности, транспорта и внедрении в производство новейших достижений науки и техники (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Развитие народного хозяйства СССР за последние годы убедительно показы вает, что реорганизация управления промышленностью и строительством явилась действительно революционной мерой, позволила полнее использовать возможности социалистической экономи ки. Приближение руководства к пред приятиям, повышение рати местных партийных и советских органов в управ лении хозяйством, возросшая трудовая активность масс ускорили развитие производительных сил нашей страны. Если в 1954—1956 годы среднегодовой прирост производства промышленной продукции составил 100 миллиардов рублей, то в 1958—1960 годы он превы сит 130 миллиардов рублей. За три года, прошедшие после организации советов народного хозяйства, произведено сверх плана промышленной продукции более чем на 130 миллиардов рублей. Значи тельно повысились темпы роста произ водительности труда, систематически перевыполняются планы снижения себе стоимости продукции, возросла рента бельность в работе промышленности. Чтобы еще быстрее двигаться вперед, необходимо лучше использовать громад ные преимущества новой формы управ ления хозяйством, основанной на ленин ском принципе сочетания централизо ванного планового руководства с все мерным развитием инициативы мест. Основной вывод нз итогов работы промышленности н транспорта »а истек шие полтора года состоит в том, что принятая XXI съездом КПСС грандиоз ная программа создания материально технической базы коммунизма оСущест- яляется успешно. Партийные, советские и хозяйственные организации, все тру дящиеся нашей Родины яскрыаают н прияодят я дейстяие огромные дополни тельные резервы и возможности, что позволяет ускорить выполнение решений съезда о дальнейшем развитии произво дительных сил страны и повышении бла госостояния советского народа, создает условия для досрочного выполнения се- мнлстиего плана. II. Полнее использовать возможности для повышения производительности труда и у с к о р е н и я т е мп о в р а з в и т и я промышленности и транспорта Успехи, достигнутые на всех участках коммунистического строительства, явля ются свидетельством того, что партий ные, советские, хозяйственные и проф союзные органы приобрели большой опыт в борьбе за ускорение темпов раз вития промышленности и транспорта на базе технического прогресса, за дальнейший подъем производительности труда. Главное сейчас заключается в том, чтобы, используя этот опыт, совер шенствовать организацию всего дела по созданию и внедрению новой техни ки, смелее поддерживать и настойчиво развивать новое, прогрессивное, все то, что повседневно рождается на пред приятиях, в конструкторских, проектных и научно-исследовательских организа циях и ускоряет наше движение по пу ти к коммунизму. Достижения в области технического прогресса не должны ослаблять внима ния партийных, советских и хозяйствен ных органов к устранению недостатков, которые еще имеются в этом большом и важном деле. Пленум отмечает, что многие совнархозы и предприятия не выполняют планов разработки и внед рения новой техники, а партийные орга низации проявляют терпимое отношение к руководителям, допускающим недис циплинированность в выполнении госу дарственных заданий. Отстает с выпол нением планов по новой технике ряд предприятий Казахстана, Грузин и Уз бекистана, Кемеровского, Пермского, Ростовского, Сталинского и некоторых других экономических районов. Планы по внедрению новых машин н процессов составляются, как правило, после разработки производственных планов, в результате чего плановыми заданиями не учитываются все воз можности, которые открывает внедрение новейших достижений науки и техники для увеличения производства и улучше ния качественных показателей. Во мно гих случаях планы по новой технике не подкрепляются необходимыми . матери ально-техническими ресурсами. На некоторых "предприятиях, в конст рукторских бюро и научно-исследова тельских институтах разработка и освое ние выпуска новых видов машин и оборудования, внедрение в производст во прогрессивных технологических про цессов, механизация и автоматизация производства осуществляются- «це 'мед ленно. Нередки случаи, когда вновь соз даваемые оборудование и приборы по своим техиико-экономпческим показате лям не отвечают современным требова ниям. Многие предприятия и конструк торские организации создают машины только для отдельных производственных операций, без комплексного оснащения новых технологических процессов сред ствами механизации и автоматизации. Конструкторская и экспериментальная база машиностроения серьезно отстает от потребностей- народного хозяйства. Имеются недостатки и в осуществле нии технического прогресса на транспор те. Реконструкция ряда железнодорож ных магистралей проводится иекомпле- ксно; значительно отстают внедрение автоматики в управлении движением поездов, модернизация подвижного со става и усиление путевого хозяйства, в результате чего эффективность исполь зования электровозов и тепловозов на много снижается. Некоторые советы на родного хозяйства не выполняют планов поставки транспорту локомотивов, ва гонов, морских и речных судов. ' Предприятия ряда совнархозов не справляются с заданиями по освоению производства и поставкам новой техни ки для механизации сельского хозяйст ва. После организации советов народного хозяйства и особенно после XXI съезда КПСС в экономических районах прове дена значительная работа по специали зации и кооперированию. В ряде совнар хозов созданы специализированные про изводства метизов, литья, поковок и стандартного инструмента, что позволи ло увеличить их выпуск и снизить себе стоимость. Отмечая положительное зна чение этих мероприятий, Пленум ЦК КПСС вместе с тем считает, что специ ализация и кооперирование производст ва внутри экономического района не полностью решают эту важнейшую про блему. Социалистическая система хо зяйства предполагает и позволяет раз вивать производство на базе широкого разделения общественного труда, раци ональной специализации и кооперирова ния. При нынешних объемах производства в СССР проведение экономически обос нованной специализации и кооперирова ния является жизненно неотложным де лом; последовательное ее осуществление позволит привести в действие огромные резервы пашей экономики. Между тем Госплан СССР, Госпланы союзных рес публик и некоторые совнархозы медлят с этим делом, не разработали перспек тивных планов специализации н коопе рирования по ведущим отраслям про мышленности. В условиях широкого внедрения но вой техники н технологии особое значе ние приобретает дальнейшее совершен ствование организации производства и труда. В то же время на многих пред приятиях промышленности и транспорта эти вопросы не стоят еще в центре вни мания хозяйственных руководителей и партийных организаций. В результате на таких предприятиях плохо использу ются производственные мощности и обо рудование, допускается нерациональная расстановка рабочих, инженеров и тех ников, излишнее, неоправданное нуж дами производства количество вспомо гательного и обслуживающего персона ла, большие простои, неритмичный вы пуск продукции. На некоторых железных дорогах не выполняются задания по улучшению ис пользования локомотивов, медленно по вышаются скорости движения поездов. Простои вагонов, судов и автомобилей ва многих станциях, в портах и на подъ ездных путях предприятий значительно превышают установленные нормы. Госплан СССР, Государственный ко митет Совета Министров СССР по авто матизации н машиностроению, государ ственные комитеты по отраслям про мышленности и некоторые Советы Ми нистров союзных республик допускают •медлительность в выполнении указаний июньского (1959 г.) Пленума ЦК о со ставлении перспективных планов меха низации и автоматизации производства, увеличении выпуска ‘необходимых для этого машин, механизмов и приборов, организации централизованного произ водства узлов и агрегатов для модерни зации действующего оборудования и других мероприятий, направленных на ускорение темпов технического прогрес са в нашей стране. 1. Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что решить коренную проблему теку щего семилетия — максимально выиг рать время в мирном экономическом со ревновании социализма с капитализмом — можно только путем всемерного по вышения темпов технического прогресса и на этой основе роста производительно сти труда. Чтобы успешно решить вту задачу, нужно привести в действие все резервы и возможности, которыми рас полагает наша экономика. Они заклю чаются прежде всего в ускорении внед рения достижений науки и техники во всех отраслях народного хозяйства, дальнейшей электрификации страны, проведении специализации и коопериро вания предприятий, повсеместном при менении рациональных методов органи зации труда и производства. Решающее значение для сокращения сроков строи тельства и своевременного ввода в дей ствие новых производственных мощно стей имеет всемерное укрепление инду стриальной базы строительного произ водства. Выявление и использование этих возможностей должно стать цент ральной задачей партийных, хозяйствен ных, профсоюзных и комсомольских ор ганизаций/ Главное внимание должно быть сос редоточено на всемерном повышении производительности общественного тру да, как решающего источника расши ренного социалистического воспроизвод ства и основы дальнейшего улучшения благосостояния народа. Социалистическая система хозяйства органически сочетает заинтересованность каждого трудящегося в результатах своего труда с интересами всего обще ства. Исходя из указаний великого Ле нина, Коммунистическая партия на всех этапах хозяйственного строительства неуклонно сочетала энтузиазм и инициа тиву масс в строительстве социализма со всемерным использованием принципа материальной заинтересованности для повышения темпов роста производитель ности общественного труда и развития всего народного хозяйства. Великие за дачи строительства коммунизма вызвали новый могучий подъем социалистическо го соревнования и активности трудящих ся, породили замечательное движение ударников и бригад коммунистического труда. В соответствии с этими задачами за последние годы осуществлены меро приятия по дальнейшему повышению ма териальной заинтересованности рабочих, колхозников, служащих и инженерно технических работников в увеличении объемов производства, улучшении ка чественных показателей работы в техни ческом совершенствовании всех отрас лей народного хозяйства. Пленум ЦК предлагает всем партийным и хозяйст венным организациям и впредь руко водствоваться в своей работе этим важ нейшим ленинским положением. 2. Пленум ЦК КПСС обязывает ЦК компартий и Советы Министров союз ных республик, крайкомы, обкомы, гор комы и райкомы партии, совнархозы, министерства и ведомства разработать и осуществить мероприятия по ускоре нию внедрения достижений науки и тех ники в производство, по созданию и ос воению выпуска более совершенных ма шин, оборудования и приборов для ком плексной механизации и автоматизации производственных процессов, быстрой замене устаревшей продукции новой, отвечающей современным требованиям. Следует сосредоточить внимание кол лективов предприятий, специалистов на учно-исследовательских, конструктор ских и проектных организаций, высших учебных заведений, совнархозов, мини стерств и ведомств прежде всего на та ких технических проблемах, решение ко торых позволяет получить большой эко номический эффект и выиграть время; на ускорении ликвидации тяжелого руч ного труда; на создании новых промыш ленных материалов, особенно синтетиче ских, и широком использовании их в различных областях производства; раз витии рационализации и изобретатель ства, обеспечивающих активное участие трудящихся масс в техническом совер шенствовании производства. Необходимо ускорить темпы модерни зации действующего оборудования и ре конструкции предприятий с тем, чтобы в короткие сроки и с меньшими капи таловложениями повысить производи тельность труда и увеличить выпуск продукции. _ Рекомендовать ЦК компартий союз ных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии повсеме стно распространить опыт Ново-Крама торского завода, коллектив которого сво ими силами разработал техническую до кументацию и организовал производст во деталей и узлов, необходимых для модернизации выпущенного им ранее оборудования, машиностроительных за водов Московского городского совнар хоза, широко применяющих нормализо ванные узлы и агрегаты при создании новых станков и автоматических линий, Омской железной дороги, где разрабо тан и внедрен новый метод эксплуатации локомотивов на удлиненных тяговых участках, а также опыт других передо вых предприятий, выступивших с ценны ми начинаниями, направленными иа тех ническое совершенствование производ ства. Пленум ЦК КПСС предлагает пар тийным, советским, хозяйственным и профсоюзным организациям усилить борьбу против отсталости и консерватиз ма, равнодушного отношения к недо статкам, к решению задач технического прогресса. 3. Одобрить инициативу коллективов предприятий, партийных и хозяйствен ных организаций Москвы, Ленинград ской, Свердловской, Днепропетровской и ряда других областей по изысканию и использованию новых внутренних ре зервов, что позволило трудящимся этих областей принять повышенные социали стические обязательства по освоению и значительному увеличению выпуска более совершенных типов машин, аппа ратов и приборов, средств механизации и автоматизации, достижению установ ленного семилетним планом уровня про изводства важнейших видов продукции, значительно раньше, чем это было пре дусмотрено прежними обязательствами. 4. Пленум ЦК КПСС обращает вни мание партийных и хозяйственных орга низаций всех работников науки и тех ники на необходимость повышения эф фективности работы научно-исследова тельских и проектных институтов, кон структорских бюро, сокращения сроков выполнения научно - исследовательских и конструкторских работ и внедрения их в производство. Госэкономсовету СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных рес публик, Академии наук СССР, Г о -’ сударствениому комитету Совета Мини стров СССР по автоматизации и маши ностроению, Государственному научно техническому комитету Совета Минист ров СССР, государственным комитетам Совета Министров СССР по отраслям промышленности и строительства, сов нархозам и министерствам улучшить ру ководство работой научно-исследова тельских и проектных институтов, конст рукторских бюро и других научных уч реждений, усилить координацию их дея тельности, ликвидировать ненужный параллелизм и узковедомственный под ход к делу, не допускать включения в планы малоактуальных тем, укрепить исследовательскую, проектную, конст рукторскую и экспериментальную базу, упорядочить постановку технической ин формации. Принять меры к полному ос вобождению опытных установок, цехов и предприятий от производства серий ной продукции. Рекомендовать научно - нсследова- тельским учреждениям широко практи ковать совместное творческое участие ученых, инженеров-технологов, проекти ровщиков, конструкторов и заводских работников в создании прогрессивных технологических процессов и новой тех ники на всех стадиях их разработки от лабораторных исследований до внед рения в производство, усилить связь с производством, повседневно заниматься внедрением своих достижений в про мышленности и на транспорте. Предложить Госэкономсовету СССР, Госплану СССР, Государственному на учно-техническому комитету Совета Министров СССР совместно с государ ственными комитетами по отраслям промышленности и строительства. Сове тами Министров союзных республик раз работать и в шестимесячный срок пред ставить Совету Министров СССР пред ложения об улучшении планирования важнейших исследовательских, опытных и проектных работ, координации и конт роля за их исполнением. (Продолжение на 3-й стр.). ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz