Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС о развитии промышленности, транспорта и внедрении в производство новейших достижений науки и техники (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Развитие народного хозяйства СССР за последние годы убедительно показы­ вает, что реорганизация управления промышленностью и строительством явилась действительно революционной мерой, позволила полнее использовать возможности социалистической экономи­ ки. Приближение руководства к пред­ приятиям, повышение рати местных партийных и советских органов в управ­ лении хозяйством, возросшая трудовая активность масс ускорили развитие производительных сил нашей страны. Если в 1954—1956 годы среднегодовой прирост производства промышленной продукции составил 100 миллиардов рублей, то в 1958—1960 годы он превы­ сит 130 миллиардов рублей. За три года, прошедшие после организации советов народного хозяйства, произведено сверх плана промышленной продукции более чем на 130 миллиардов рублей. Значи­ тельно повысились темпы роста произ­ водительности труда, систематически перевыполняются планы снижения себе­ стоимости продукции, возросла рента­ бельность в работе промышленности. Чтобы еще быстрее двигаться вперед, необходимо лучше использовать громад­ ные преимущества новой формы управ­ ления хозяйством, основанной на ленин­ ском принципе сочетания централизо­ ванного планового руководства с все­ мерным развитием инициативы мест. Основной вывод нз итогов работы промышленности н транспорта »а истек­ шие полтора года состоит в том, что принятая XXI съездом КПСС грандиоз­ ная программа создания материально­ технической базы коммунизма оСущест- яляется успешно. Партийные, советские и хозяйственные организации, все тру­ дящиеся нашей Родины яскрыаают н прияодят я дейстяие огромные дополни­ тельные резервы и возможности, что позволяет ускорить выполнение решений съезда о дальнейшем развитии произво­ дительных сил страны и повышении бла­ госостояния советского народа, создает условия для досрочного выполнения се- мнлстиего плана. II. Полнее использовать возможности для повышения производительности труда и у с к о р е н и я т е мп о в р а з в и т и я промышленности и транспорта Успехи, достигнутые на всех участках коммунистического строительства, явля­ ются свидетельством того, что партий­ ные, советские, хозяйственные и проф­ союзные органы приобрели большой опыт в борьбе за ускорение темпов раз­ вития промышленности и транспорта на базе технического прогресса, за дальнейший подъем производительности труда. Главное сейчас заключается в том, чтобы, используя этот опыт, совер­ шенствовать организацию всего дела по созданию и внедрению новой техни­ ки, смелее поддерживать и настойчиво развивать новое, прогрессивное, все то, что повседневно рождается на пред­ приятиях, в конструкторских, проектных и научно-исследовательских организа­ циях и ускоряет наше движение по пу­ ти к коммунизму. Достижения в области технического прогресса не должны ослаблять внима­ ния партийных, советских и хозяйствен­ ных органов к устранению недостатков, которые еще имеются в этом большом и важном деле. Пленум отмечает, что многие совнархозы и предприятия не выполняют планов разработки и внед­ рения новой техники, а партийные орга­ низации проявляют терпимое отношение к руководителям, допускающим недис­ циплинированность в выполнении госу­ дарственных заданий. Отстает с выпол­ нением планов по новой технике ряд предприятий Казахстана, Грузин и Уз­ бекистана, Кемеровского, Пермского, Ростовского, Сталинского и некоторых других экономических районов. Планы по внедрению новых машин н процессов составляются, как правило, после разработки производственных планов, в результате чего плановыми заданиями не учитываются все воз­ можности, которые открывает внедрение новейших достижений науки и техники для увеличения производства и улучше­ ния качественных показателей. Во мно­ гих случаях планы по новой технике не подкрепляются необходимыми . матери­ ально-техническими ресурсами. На некоторых "предприятиях, в конст­ рукторских бюро и научно-исследова­ тельских институтах разработка и освое­ ние выпуска новых видов машин и оборудования, внедрение в производст­ во прогрессивных технологических про­ цессов, механизация и автоматизация производства осуществляются- «це 'мед­ ленно. Нередки случаи, когда вновь соз­ даваемые оборудование и приборы по своим техиико-экономпческим показате­ лям не отвечают современным требова­ ниям. Многие предприятия и конструк­ торские организации создают машины только для отдельных производственных операций, без комплексного оснащения новых технологических процессов сред­ ствами механизации и автоматизации. Конструкторская и экспериментальная база машиностроения серьезно отстает от потребностей- народного хозяйства. Имеются недостатки и в осуществле­ нии технического прогресса на транспор­ те. Реконструкция ряда железнодорож­ ных магистралей проводится иекомпле- ксно; значительно отстают внедрение автоматики в управлении движением поездов, модернизация подвижного со­ става и усиление путевого хозяйства, в результате чего эффективность исполь­ зования электровозов и тепловозов на­ много снижается. Некоторые советы на­ родного хозяйства не выполняют планов поставки транспорту локомотивов, ва­ гонов, морских и речных судов. ' Предприятия ряда совнархозов не справляются с заданиями по освоению производства и поставкам новой техни­ ки для механизации сельского хозяйст­ ва. После организации советов народного хозяйства и особенно после XXI съезда КПСС в экономических районах прове­ дена значительная работа по специали­ зации и кооперированию. В ряде совнар­ хозов созданы специализированные про­ изводства метизов, литья, поковок и стандартного инструмента, что позволи­ ло увеличить их выпуск и снизить себе­ стоимость. Отмечая положительное зна­ чение этих мероприятий, Пленум ЦК КПСС вместе с тем считает, что специ­ ализация и кооперирование производст­ ва внутри экономического района не­ полностью решают эту важнейшую про­ блему. Социалистическая система хо­ зяйства предполагает и позволяет раз­ вивать производство на базе широкого разделения общественного труда, раци­ ональной специализации и кооперирова­ ния. При нынешних объемах производства в СССР проведение экономически обос­ нованной специализации и кооперирова­ ния является жизненно неотложным де ­ лом; последовательное ее осуществление позволит привести в действие огромные резервы пашей экономики. Между тем Госплан СССР, Госпланы союзных рес­ публик и некоторые совнархозы медлят с этим делом, не разработали перспек­ тивных планов специализации н коопе­ рирования по ведущим отраслям про­ мышленности. В условиях широкого внедрения но­ вой техники н технологии особое значе­ ние приобретает дальнейшее совершен­ ствование организации производства и труда. В то же время на многих пред­ приятиях промышленности и транспорта эти вопросы не стоят еще в центре вни­ мания хозяйственных руководителей и партийных организаций. В результате на таких предприятиях плохо использу­ ются производственные мощности и обо­ рудование, допускается нерациональная расстановка рабочих, инженеров и тех­ ников, излишнее, неоправданное нуж­ дами производства количество вспомо­ гательного и обслуживающего персона­ ла, большие простои, неритмичный вы­ пуск продукции. На некоторых железных дорогах не выполняются задания по улучшению ис­ пользования локомотивов, медленно по­ вышаются скорости движения поездов. Простои вагонов, судов и автомобилей ва многих станциях, в портах и на подъ­ ездных путях предприятий значительно превышают установленные нормы. Госплан СССР, Государственный ко­ митет Совета Министров СССР по авто­ матизации н машиностроению, государ­ ственные комитеты по отраслям про­ мышленности и некоторые Советы Ми­ нистров союзных республик допускают •медлительность в выполнении указаний июньского (1959 г.) Пленума ЦК о со­ ставлении перспективных планов меха­ низации и автоматизации производства, увеличении выпуска ‘необходимых для этого машин, механизмов и приборов, организации централизованного произ­ водства узлов и агрегатов для модерни­ зации действующего оборудования и других мероприятий, направленных на ускорение темпов технического прогрес­ са в нашей стране. 1. Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что решить коренную проблему теку­ щего семилетия — максимально выиг­ рать время в мирном экономическом со­ ревновании социализма с капитализмом — можно только путем всемерного по­ вышения темпов технического прогресса и на этой основе роста производительно­ сти труда. Чтобы успешно решить вту задачу, нужно привести в действие все резервы и возможности, которыми рас­ полагает наша экономика. Они заклю­ чаются прежде всего в ускорении внед­ рения достижений науки и техники во всех отраслях народного хозяйства, дальнейшей электрификации страны, проведении специализации и коопериро­ вания предприятий, повсеместном при­ менении рациональных методов органи­ зации труда и производства. Решающее значение для сокращения сроков строи­ тельства и своевременного ввода в дей­ ствие новых производственных мощно­ стей имеет всемерное укрепление инду­ стриальной базы строительного произ­ водства. Выявление и использование этих возможностей должно стать цент­ ральной задачей партийных, хозяйствен­ ных, профсоюзных и комсомольских ор­ ганизаций/ Главное внимание должно быть сос ­ редоточено на всемерном повышении производительности общественного тру­ да, как решающего источника расши­ ренного социалистического воспроизвод­ ства и основы дальнейшего улучшения благосостояния народа. Социалистическая система хозяйства органически сочетает заинтересованность каждого трудящегося в результатах своего труда с интересами всего обще­ ства. Исходя из указаний великого Ле ­ нина, Коммунистическая партия на всех этапах хозяйственного строительства неуклонно сочетала энтузиазм и инициа­ тиву масс в строительстве социализма со всемерным использованием принципа материальной заинтересованности для повышения темпов роста производитель­ ности общественного труда и развития всего народного хозяйства. Великие за ­ дачи строительства коммунизма вызвали новый могучий подъем социалистическо­ го соревнования и активности трудящих­ ся, породили замечательное движение ударников и бригад коммунистического труда. В соответствии с этими задачами за последние годы осуществлены меро­ приятия по дальнейшему повышению ма­ териальной заинтересованности рабочих, колхозников, служащих и инженерно­ технических работников в увеличении объемов производства, улучшении ка­ чественных показателей работы в техни­ ческом совершенствовании всех отрас­ лей народного хозяйства. Пленум ЦК предлагает всем партийным и хозяйст­ венным организациям и впредь руко­ водствоваться в своей работе этим важ­ нейшим ленинским положением. 2. Пленум ЦК КПСС обязывает ЦК компартий и Советы Министров союз­ ных республик, крайкомы, обкомы, гор­ комы и райкомы партии, совнархозы, министерства и ведомства разработать и осуществить мероприятия по ускоре­ нию внедрения достижений науки и тех­ ники в производство, по созданию и ос­ воению выпуска более совершенных ма­ шин, оборудования и приборов для ком­ плексной механизации и автоматизации производственных процессов, быстрой замене устаревшей продукции новой, отвечающей современным требованиям. Следует сосредоточить внимание кол­ лективов предприятий, специалистов на­ учно-исследовательских, конструктор­ ских и проектных организаций, высших учебных заведений, совнархозов, мини­ стерств и ведомств прежде всего на та­ ких технических проблемах, решение ко­ торых позволяет получить большой эко­ номический эффект и выиграть время; на ускорении ликвидации тяжелого руч­ ного труда; на создании новых промыш­ ленных материалов, особенно синтетиче­ ских, и широком использовании их в различных областях производства; раз­ витии рационализации и изобретатель­ ства, обеспечивающих активное участие трудящихся масс в техническом совер­ шенствовании производства. Необходимо ускорить темпы модерни­ зации действующего оборудования и ре­ конструкции предприятий с тем, чтобы в короткие сроки и с меньшими капи­ таловложениями повысить производи­ тельность труда и увеличить выпуск продукции. _ Рекомендовать ЦК компартий союз­ ных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии повсеме­ стно распространить опыт Ново-Крама­ торского завода, коллектив которого сво­ ими силами разработал техническую до ­ кументацию и организовал производст­ во деталей и узлов, необходимых для модернизации выпущенного им ранее оборудования, машиностроительных за ­ водов Московского городского совнар­ хоза, широко применяющих нормализо­ ванные узлы и агрегаты при создании новых станков и автоматических линий, Омской железной дороги, где разрабо­ тан и внедрен новый метод эксплуатации локомотивов на удлиненных тяговых участках, а также опыт других передо­ вых предприятий, выступивших с ценны­ ми начинаниями, направленными иа тех­ ническое совершенствование производ­ ства. Пленум ЦК КПСС предлагает пар­ тийным, советским, хозяйственным и профсоюзным организациям усилить борьбу против отсталости и консерватиз­ ма, равнодушного отношения к недо­ статкам, к решению задач технического прогресса. 3. Одобрить инициативу коллективов предприятий, партийных и хозяйствен­ ных организаций Москвы, Ленинград­ ской, Свердловской, Днепропетровской и ряда других областей по изысканию и использованию новых внутренних ре­ зервов, что позволило трудящимся этих областей принять повышенные социали­ стические обязательства по освоению и значительному увеличению выпуска более совершенных типов машин, аппа­ ратов и приборов, средств механизации и автоматизации, достижению установ­ ленного семилетним планом уровня про­ изводства важнейших видов продукции, значительно раньше, чем это было пре­ дусмотрено прежними обязательствами. 4. Пленум ЦК КПСС обращает вни­ мание партийных и хозяйственных орга­ низаций всех работников науки и тех­ ники на необходимость повышения эф­ фективности работы научно-исследова­ тельских и проектных институтов, кон­ структорских бюро, сокращения сроков выполнения научно - исследовательских и конструкторских работ и внедрения их в производство. Госэкономсовету СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных рес­ публик, Академии наук СССР, Г о -’ сударствениому комитету Совета Мини­ стров СССР по автоматизации и маши­ ностроению, Государственному научно­ техническому комитету Совета Минист­ ров СССР, государственным комитетам Совета Министров СССР по отраслям промышленности и строительства, сов­ нархозам и министерствам улучшить ру­ ководство работой научно-исследова­ тельских и проектных институтов, конст­ рукторских бюро и других научных уч­ реждений, усилить координацию их дея­ тельности, ликвидировать ненужный параллелизм и узковедомственный под­ ход к делу, не допускать включения в планы малоактуальных тем, укрепить исследовательскую, проектную, конст­ рукторскую и экспериментальную базу, упорядочить постановку технической ин­ формации. Принять меры к полному ос­ вобождению опытных установок, цехов и предприятий от производства серий­ ной продукции. Рекомендовать научно - нсследова- тельским учреждениям широко практи­ ковать совместное творческое участие ученых, инженеров-технологов, проекти­ ровщиков, конструкторов и заводских работников в создании прогрессивных технологических процессов и новой тех­ ники на всех стадиях их разработки от лабораторных исследований до внед­ рения в производство, усилить связь с производством, повседневно заниматься внедрением своих достижений в про­ мышленности и на транспорте. Предложить Госэкономсовету СССР, Госплану СССР, Государственному на­ учно-техническому комитету Совета Министров СССР совместно с государ­ ственными комитетами по отраслям промышленности и строительства. Сове­ тами Министров союзных республик раз­ работать и в шестимесячный срок пред­ ставить Совету Министров СССР пред­ ложения об улучшении планирования важнейших исследовательских, опытных и проектных работ, координации и конт­ роля за их исполнением. (Продолжение на 3-й стр.). ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz