Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)

ПО З О В У СЕРДЦА большим событием в жиз ­ ни учащихся 4-го курса ве­ теринарного отделения Конь- Колодезского сельскохозяйст ­ венного техникума явилось распределение точек после учебы на работу. Со всех концов необъятной Годины пришли запросы на ветерпнаров-спецналистов. И студенты - выпускники горя­ чо откликнулись на это. Во все концы Отчизны, от ' приволжских степей и Пскова до Приморья и Камчатки, по­ едут выпускники на работу. Па вопрос председателя ко­ миссии по распределению мест работы почти каждый уча ­ щийся говорил, что поедет пользы на благо своей Роди­ ны и народа. Так, по предложению ко­ миссии, поехать работать на Камчатку изъявили желание Николай Соколов, Виктор Вг- дешкин и другие. В Хабаров­ ский край решили ехать Вла­ димир Дедов, Анатолий Труха- чев. В Кемеровскую область поедут девушки Нина Неров­ ных, Валентина Ширяева. В Астраханскую область едут по окончании техникума Римма Сошнина, Леонид По- падьин. В Псковскую область поедут Владимир Шапошник, Владимир Лукьянов. И . ФАУСТОВ, с. Конь-Колодезь Х л е в е н с к о г о р а й о н а . Учитель рисования. Это, по­ жалуй", главное лицо в школе, которому доверено непосредст­ венно заниматься эстетическим воспитанием детей. И вот как-то на методической секции мне довелось познакомиться со многими учителями рисования Задонского района. Оказывается, большинство из них не имеет спе­ циального образования. В основном это. так на­ зываемые совместители из числа преподавателей истории, биологии, математики. Чему они могут научить детей, если сами в работе делают то, что подсказывают им собственные склонности, а не знания? ...Мальчик старательно рисует коробку, выстав­ ленную на столе для рисования с натуры. Учи­ тель подходит к парте и через плечо мальчика рассматривает рисунок. — Неверно. Разве забыл теорему, что у прямо­ угольников грани параллельны? А на твоем ри­ сунке они сходятся. Мальчик исправляет «ошибку», а сам озадачен­ но размышляет: «Как же так, ведь если смот­ ришь на коробку, кажется, будто грани сходятся, а в учебнике по геометрии пишут другое... Вот «справил рисунок, и сразу он стал какой-то не­ красивый». Этот случай произошел в Калабинской средней ОШИБКУ НАДО ИСПРАВИТЬ О некоторых недостатках в эстетическом воспитании школьников с * тельном искусстве, с которым нужно познакомить' учащихся уже в 5—6-х классах. Но важно не только научить ребят рисовать, главная цель учителя рисования — привить лю­ бовь к лучшим произведениям изобразительного искусства, познакомить ребят с авторами этих произведений, научить их понимать и чувствовать замысел художников. >. Именно в школе, с ранних лет надо заклады­ вать основы этих чувств и представлений. Луч­ шие учителя рисования ищут и находят различ­ ные формы эстетического воспитания: устраивают тематические выставки, посвященные творчеству русских и зарубежных художников, школьные «малые Третьяковки», в старших классах прово­ дят вечера и диспуты по вопросам изобразитель­ ного искусства. Попытался и я в своей работе не­ сколько выйти за рамки школьной программы. Однажды на уроке коротко познакомил ребят с школе. Учительница сделала грубую ошибку, ут- творчеством художииков-передвижников. А под туда, где принесет больше <*Аэе/\8еАееА©з/\8еАь<е/\эеА©е/\э0|\эз''\ее/\©з/\е<а/*чее/Аэе/АзеАее/1^ верждая, что рисовать с натуры надо так же, как чертить геометрические фигуры. Она, оказывает­ ся, не знает, что при рисовании любых тел тре­ буется обязательно перспективное сокращение. А ведь это такое элементарное понятие в изобрази- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ КОНЦЕРТЕ ' У п о д ъ е з д а о б л а с т н о г о д р а м а т и ч е ­ с к о г о т е а т р а о с т а н о в и л и с ь д в а а в т о б у ­ с а . И з н и х с ш ум ом " и с м е х о м п о сы ­ п а л а с ь в е с е л а я , г о в о р л и в а я , м о л о д а я п у б л и к а . . — Н у , в о т , н а к о н е ц , и н аш и а р т и ­ с т ы п р и е х а л и , — з а г о в о р и л и с о б р а в ­ ш и е с я у т е а т р а п ою т ! А п л я ш у т ю б и л я р ы . Р о в н о т р и г о д а п р о ш л о со д н я п е р в о г о и х в ы с т у п л е н и я . А « ю б и л я р ы » , б о й к о п о д е л и в а р т и ­ с т и ч е с к и е к о м н а т ы з а с ц е н о й , у ж е з а ­ к а н ч и в а л и п е р е о д е в а т ь с я . А т е и з р е ­ б я т , к т о н е у с п е л ещ е с б р о с и т ь с п е ­ ц о в к и ( в е д ь м н о г и е и з а р т и с т о в п р и ­ е х а л и в т е а т р п р я м о с р а б о т ы ! ) , б ы с т ­ р о ' н а т я г и в а л и ш е л к о в ы е р у б аш к и , в ы ш и т ы е з а т е й л и в ы м р у с с к и м к р е с т о м , о б у в а л и к р а с и в ы е , п о б л е с к и в аю щ и е х р о м о м , с а п о г и . Т о в а р и щ и з а б о т л и в о . п о м о г а л и им : в е д ь н у ж н о с п еш и т ь , у ж е п е р вы й з в о н о к ! В о т и А н д р е й П е т р о в и ч М и с тю к о в , р у к о в о д и т е л ь х о ­ ра," п о т о р а п л и в а е т : « П о р а н а с ц е н у ! П о р а ! » . О н з а м е т н о в о л н у е т с я . П р и ч и ­ н а у в а ж и т е л ь н а я : во м н о г и х н о м е р а х в п е р в ы е в ы с т у п я т н о в ы е с о л и с т ы . -К а к - т о п р о й д у т д е б ю т ы ? ' В п р о ч е м , А н д р е й П е т р о в и ч в с е г д а в о л н у е т с я п е р е д к о н ц е р т а м и . Н а п р о ­ т я ж е н и и т р е х л е т , с т е х п о р , к а к п р и ­ е х а л в Л и п е ц к п о с л е о к о н ч а н и я К и е в ­ с к о й к о н с е р в а т о р и и , н а лю б о м к о н ц е р ­ т е б е с п о к о и т с я он з а у с п е х к а ж д о г о и з у ч а с т н и к о в х о р а . Т в о р ч е с к а я с у д ь - у Ж е п л е т е т -своим б а А . П . М и е тю к о в а к р е п к о с в я з а н а в о т с э т и м и с а м ы м и р а б о ч и м и ю н о ш а ­ ми и д е в у ш к а м и , у к о т о р ы х н а с и д ь - , цы х р у к а х у ж е д а в н о з а т в е р д е л и т р у ­ д о в ы е м о з о л и , к о т о р ы е т а к и с к р е н н е л ю б я т п е сню , п р и в я з а н ы к с в о е м у х о ­ РУ- , . Т р е т и й з в о н о к . Б е с ш у м н о п о ш е л з а ­ н а в е с . Н а с и е н е — Л и п е ц к и й р у с с к и й н а р о д н ы й х о р . П я т ь д е с я т ю н ош е й и д е в у ш е к в ы с т р о и л и с ь п о л у к р у г о м : р е д н б а я н и с т ы , п о т о м ж е н с к а я гр у п п а х о р а , а с з а д и — б а с ы и т е н о р а . — « В е л и ч а л ь н а я п а р т и и ! » , м у з ы к а М и е тю к о в а , с л о в а С е р и к о в а ! — о б ъ я в ­ л я е т в е д у щ а я п р о г р а м м у Ю л и я Л е п и - л и н а . И к о н ц е р т н а ч и н а е т с я . П е с н я , к о т о р о й х о р о б ы ч н о о т к р ы - з р и т е л и . __ Х о р ош о в а е т п р о г р а м м у , р о д и л а с ь з д е с ь , в Л и - к а к ! К с т а т и , он и п е ц к е . П е р е д п е р в о й п о е з д к о й в М о с к в у в с е у ч а с т н и к и х о р а о ч е н ь в о л н о в а л и с ь . Х л о п о т и р е п е т и ц и й бы л о о с о б е н н о м н о г о . Н о в н а п р я ж е н н о й п о д г о т о в к е к о т в е т с т в е н н о м у в ы с т у п л е н и ю н и к о го н е п о к и д а л а м ы с л ь , ч т о в с т о л и ц у н у ж н о п р и в е з т и к а к о е - т о с в о е , особое ., л и п е ц к о е с л о в о п р и в е т а лю б и м о й К о м ­ м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и . В е д ь х о р — п е р в ы й л и п е ц к и й к о л л е к т и в , в ы с т у п а ю ­ щ и й в М о с к в е . И в о т т о г д а б ы л а с о з д а ­ н а э т а п е с н я . В з а л е з в у ч и т н о в а я п е с н я— «А х , ты , с т е п ь ш и р о к а я » . О н а и с п о л н я е т ® б е з а к к о м п а н е м е н т а . . . Э т о о ч е н ь т р у д н о . З д е с ь о с о б е н н о в а ж е н р о в н ы й , чи с ты й м у з ы к а л ь н ы й с т р о й , у д а ч н о е с о в м ещ е н и е з в у ч а н и й м у ж с к о й и ж е н с к о й г р у п п х о ­ р а , б е з у к о р и з н е н н ы й с л у х у з а п е в а л ы . А з а п е в а л а н а э т о т р а з н о вы й . О б ы ч н о п о ­ е т А л е к с а н д р М о к р о у с о в , н о е г о с е г о д н я н е т . Й п е сню з а п е в а е т В а с и л и й З а т о н * с к и х , с л е с а р ь с т а л ь ц е х а Л Т З . П а р е н ь . в о л н у е т с я , н о в с е и д е т у д а ч ­ н о . К о г д а х о р . с м о л к , . р а з д а л и с ь и д о л г о н е с м о л к а л и а п л о д и с м е н т ы . А в э т о в р е м я Л ю д м и л а Н о в и к о в а ч и с т ы м , з в о н к и м г о ­ л о с о м к р у ж е в а с т а р и н н о й с в а д е б н о й х о д и ты , в е т е р , в « О с т а з ь Н о по п есн и « Н е с т о р о н у » . . . И н т е р е с н о о т м е т и т ь , ч т о в р е п е р т у ­ а р е х о р а б о л ьш и н с т в о н о м е р о в — э т о н е п е р е п е в ы ч е г о - т о у ж е д а в н о з н а к о ­ м о го , р а н е е с л ы ш а н н о г о , а в еш и о р и ­ г и н а л ь н ы е , - .с о з д а н н ы е и м е н н о д л я э т о ­ го к о л л е к т и в а , с а м и м к о л л е к т и в о м . м у ж з а н е л ю б и м о г о ч е л о в е к а , н а г о д о ч е к » , — м е л и т д о ч ь , м е р е т о г о , к а к н а р а с т а е т в п е с н е т р а ­ г и зм , к р е п н е т г о л о с с о л и с т к и н, к а к п р о т е с т , з в е н и т н а в ы с о к о й н о т е о т ч а я н н ы й у п р е к б е с с е р д е ч н о м у о т ц у : «О й , д а п о н е в о л е н а д е л в е н е ц !» Н о г р у с т ь в с т о р о н у ! Н а с ц е н е д в о е п а р н е й . « П р о к р и ч а л и р а н о у т к и » . М у ж с к и е п р и п е в к и . Е в г е н и й К у с т о в и В а с и л и й З а т о н с к и х « с т р а д аю т » п о д о к н о м л ю ­ б и м о й д о с а м о й з а р и . И т о л ь к о с п о х ­ в а т и в ш и с ь , ч т о у ж « п е т у х и п ою т д р у ­ ги е » , р а с х о д я т с я н е о х о т н о п о д о м а м . В э т о м н о м е р е , к р о м е б о л ьш о г о о с т р о ­ у м и я , х о ч е т с я о т м е т и т ь и. и н т е р е с н ую р е ж и с с е р с к у ю п о с т а н о в к у . Д р о б н ы й с т у к к а б л у ч к о в , к о к е т л и в о о т к и н у т ы й ш е л к о в ы й п л а т о ч е к , л у к а ­ в а я у л ы б к а , с т р о й н а я ф и г у р а , ч у т ь к у р н о с ы й н ос , р у м я н о е м и л о е л и ц о с л е г к и м и в е с н у ш к а м и — н а с ц е н е Н и н а П о г о н и н а . О н а п о е т ч а с т у ш к и «О й , т р а в у ш к а , о й , м у р а в у ш к а » . Э т о т н о ­ м е р и д е т п о д см е х з а л а . В а н т р а к т е мы с п р о с и л и у Н и н ы , ч т о о з н а ч а ю т с л о в а « т в о р ч е с к а я р а б о ­ т а х о р а ? » Д е в у ш к а у л ы б н у л а с ь и о т в е ­ т и л а : — А э т о з н а ч и т , ч т о ч а с т у ш к и с о ­ з д а н ы в н аш ем к о л л е к т и в е . — Н у , а к т о с к л а д ы в а е т - т о и х ? — В се . — Т о е с т ь к а к , в с е ? — Д а т а к . З а д у м а е м т е м у , п о том о д и н о д н у с т р о ч к у п р и д у м а е т , д р у г о й — в т о р ую , в о т и п о л у ч а е т с я , ч т о мы н а ш У б ы с т р о о т к л и к а е м с я н а к а ж д о е з л о б о д н е в н о е с о б ы т и е . М ы м о ж е м в ам с п е г ь н п р о п и р а т а , к о т о р ы й , к а к Н и к и т а С е р г е е в и ч г о в о р и л , л е т е л « м а р с и а н о к з а в л е к а т ь » . Д е в у ш к а в е с е л о см е е т с я . * С у д ь б а Н и н ы П о г о н н н о й с л о ж и л э е ь и н т е р е с н о . П е т ь и п л я с а т ь о н а лю б и л а . В о т о н , Л и п е ц к и й р у с с к и й х ор ! . . .Н а с ц е н е ж е н с к а я г р у п п а х о р а в п е - Ч у т ь в п е р е д и с т о и т з а п е в а л а Т а м а р а с д е т с т в а . В ее с ем ь е , к о т о р а я прож .Г - П у с т о в а л о в а . В ы с о к а я , с т р о й н а я , . к р а - в а е т в с е л е К о л ы б е л к е Ч ап .ты Т и н ск о го с и в а я . « С т а р и н н ы е д е в и ч ь и с т р а д а н и я » , р а й о н а л ю б я т п есню , н а р о д н ы й П е с н я н а ч и н а е т с я т и х о , ч у т ь е д ы ш г о . п е р и н к а х и п о с и д е л к а х ч а с т о п е в а л и з в у ч а т с л о в а . Д е в у ш к а н е с м е л о п р о с и т Н а с е л ь с к и х ве - и п ою т ч л е н ы с ем ь и П о г о н н н ы х . Б а р и т о н робнее поговорить о них ребята решили на кон­ ференции. Я подготовил доклад, а ребята — вы­ ставку репродукций с картин художников-пере- движников и своих собственных рисунков. Но в назначенный день на конференцию никто не при­ шел. Оказывается, пионервожатая устроила в это же время культпоход в кино и увела с собой всех ре­ бят. Не пришел никто и из преподавателей, тем самым показав свое безразличие к затее ребят и предмету рисования. Несколько позже произошел другой случай. В нашей школе давно хранились редкие и до­ рогие гипсовые слепки. Их я решил показать на уроке учащимся и выставить для зарисовки с на­ туры. Но вскоре все слепки, побитые и исковер­ канные, я обнаружил в мусорном яшике, куда их выбросили по распоряжению администрации школы. I Уж если такие ценные наглядные пособия од­ ним махом в школе превратились в хлам, то о при­ обретении новых вовсе никто не заботится. Из-за отсутствия наглядных пособий, красок, бумаги прекратил свою работу изокружок, в который охотно ходили ребята. Не удалось организовать в школе и студию изобразительного искусства. Правда, такую студию я сумел создать в рай­ онном Доме культуры, но самыми активными ее посетителями стало всего несколько ребят, кото­ рые прежде посещали кружок в школе, а новых приходит очень мало. Учителя не посылают туда ребят, не считают это важным делом. > ■ А. ДАВЫДОВ, преподаватель рисования задонской средней школы ДА 2. Ф о т о Ю . А р д а ш е в а . « б а т ю - р о д и м о г о » не о т д а в а т ь ее з а - (О к о н ч а н и е н а 4 -й с т р . ) ОТ РЕДАКЦИИ: В о п р о с о п р е п о д а в а ­ нии р и с о в а н и я в ш к о л а х , о б э с т е т и ч е с к о м в о с п и ­ т а н и и у ч а щ и х с я , п о д н я ­ ты й в с т а т ь е А . Д а в ы ­ д о в а , т р е б у е т н е з а м е д л и ­ т е л ь н о г о р еш е н и я . У ч е б ­ ны й г о д з а к о н ч и л с я . И у ж е с е й ч а с о т д е л а м н а ­ р о д н о г о о б р а з о в а н и я , д и р е к т о р а м ш к о л н а ­ д о с е р ь е з н о з а д у м а т ь ­ с я н а д т ем , ч т о б ы в н о ­ в о м у ч е б н о м г о д у ' н е п о в т о р и т ь с т а р ы х о ш и ­ б о к . Р е ч ь "идет о п о д б о ­ р е к а д р о в п р е п о д а в а т е ­ л е й р и с о в а н и я , о б у л у ч ­ ш е н и и э с т е т и ч е с к о г о в о с п и т а н и я ш к о л ь н и к о в . Н е с е к р е т , ч т о д о с е г о в р е м е н и м н о г и е у ч а щ и ­ е с я , ’ п о л у ч и в а т т е с т а т з р е л о с т и , н е м о г у т х у ­ д о ж е с т в е н н о , г р а ф и ч е ­ с к и и з о б р а з и т ь с а м ы е э л е м е н т а р н ы е п р е д м е т ы , д е т а л и , с к о т о р ы м и нм в п о с л е д с т в и и п р и х о д и т ­ с я с т а л к и в а т ь с я в ж и з ­ н ен н о й п р а к т и к е , н а п р о и з в о д с т в е . А ч т о б ы э т о г о н е п о в т о р и л о с ь , н е о б х о д и м о э с т е т и ч е с к о е в о с п и т а н и е у ч а щ и х с я д о в е р я т ь т о л ь к о т е м л ю д я м , к о т о р ы е п о - н а ­ с т о я щ е м у л ю б я т с в о е д е л о , в л а д е ю т н е о б х о ­ д и м ы м и н а в ы к а м и р и с о ­ в а н и я , ч е р ч е н и я . , В н о в о м -уч ебн ом г о - д у ч н а д о в т е х с л у ч а я х , г д е э т о в о з м о ж н о , п о ­ к о н ч и т ь с с о в м е с т и т е л ь ­ с т в о м в п р е п о д а в а н и и р и с о в а н и я , и с к о р е н и т ь п р а к т и к у п о д м е н ы у р о ­ к о в р и с о в а н и я и ч е р ч е н и я д р у г и м и д и с ц и п л и н а м и . Э с т е т и ч е с к о е в о с п и т а ­ ни е п о д р а с т а ю щ е г о п оя к о л е н и я •— о д н а н а г л а в н ы х з а д а ч ш к о л ы , п е д а г о г и ч е с к и х к о л л е к ­ т и в о в , и р еш а т ь е е н у ж * н о с е г о д н я , с е й ч а с , п оя в с е д н е в н о .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz