Ленинец. 1960 г. (г. Липецк)
/ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБКОМА ВЛКСМ Л е н и н жи л> Л е н и н жи в , Л е н и н » у д ет ж и т ь ! № 32 (447) СУББОТА , 12 марта 1960 г. Цена 20 коп. К 90-ЛЕ ТИЮ СО ДНЯ РОЖД ЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА Им я замечательного советского ху - дожни ка -граф и ка , нашего земляка Н и колая Николаевича Ж у ко в а , хорошо из вестно в советской стране и далеко за пределами нашей великой Родины. В своих произведениях Н иколай Николае вич с большим мастерством запечатлел яркие и содержательные образы героев комм унистическо го строительства и их труд , сумел раскрыть высокие мораль ные качества советских людей — лю бовь к Родине, беспредельную предан ность родной К оммунистической партии, мужество , простоту и душевность. Особенно большой популярностью среди трудящихся нашей страны и за рубежом пользуются рисунки, посвя- югие т о ва р ищ и ! Посылаю пять фото репродукций со своих рисунков с образом В. И. Ленина. Читателям газеты «Ленинец» же лаю в учебе, в тру шенные жизни и деятельности Владими ра Ильича Л енина . Недавно редакция газеты «Л енинец» от имени комсомольцев и молодежи на шей области обратилась к Николаю Н и колаевичу Ж у к о в у с просьбой расска зать о своей творческой работе и при слать, если возможно, несколько рисун ков из ленинского альбома худож ни ка , подготовленных к 90-летию со дня р ож дения Ильича. Сегодня мы публикуем ответ Николая Николаевича, а т а кж е его статью «Моя работа над образом Л енина» и рисунки, присланные для читателей газеты « Л е нинец». Окончание статьи и другие рисунки Н Н. Ж у ко в а , посвященные В. И. Л ени ну. будут напечатаны в ближайших но мерах газеты. де, в дружбе — во всем брать пример с лучшего человека нашей земли В. И. Ленина. Краеведческому музею г. Липецка я послал свою автолитографию на ленинсную тему и буду . ^ Ч г 7 ------V* - ^ — —• г - очень рад, если она за служит среди моло дежи одобрение и вни мание. Как я работаю над образом В. И. Ленина— в письме зто сделать очень трудно, тем более про это нельзя сказать, не сказав все. Про свою ра боту я написал статью, которая будет опублико вана в апрельском номе ре журнала «Знамя». С уважением и приве том Н. ЖУКОВ. М оя работа над образом Л енина Пленум обкома ВЛКСМ % Вчера состоялся I I пленум обкома В Л К С М , на котором были обсуждены задачи областной комсомольской организации по выполнению ре шений декабрьского Пленума Ц К КПСС . С д о кладом по этому вопросу на пленуме выступил секретарь обкома В Л К С М т. Воротников А. Н. В прениях по докладу секретаря обкома В Л К С М т. Воротникова приняли участие секре тар ь комсомольской организации колхоза имени 8 М ая Усманско го района т. Серикова, свинарь совхоза «Трубетчинский» т Качан ов, бригадир садоводческой бригады совхоза имени 15-летия О ктября Л ебедянско го района г. Ночевкина, .тракторист колхоза имени Калинина Ус манско г о ^района т. Домарев, секретарь Воскресенского райкома В Л К С М т. Черницын, бригадир совхо з а « Красный г орняк» Грязинского района гс. Пишикина, секретарь Д обринско го райкома В Л К С М т. Наумов, зав. фермой колхоза имени ( Калинина Д обровско го района т. К очетова и дру гие . Всего — 17 человек. Н а пленуме с большой речью выступил пер вый секретарь обкома КПС С т. Ж у ко в К . П. Пр едседатель облисполкома т. Паш кин Н. С. под бурные аплодисменты собрав шихся вручил орден «Знак почета» заве дующей молочнотоварной фермой М . Т. Елисе евой, которая была награждена У казом Прези диума Верховного Совета СССР. частники пленума т а кж е тепло поздравили многих передовиков производства, которые были награждены за трудовые успехи грамотами Ц К В Л К С М и обкома ком сомола. Собравшиеся приняли постановление, в котором определены главные зада чи областной комсомольской организации в борьбе за успешное выполнение решений Декабрьского Пленума П К КПС С . • * * * Пл енум обкома В Л К С М рассмотрел т а кж е организационные вопросы, В связи с переходом на д р у гую работу г Мосина Л . С. пл енум освободил его от обязанностей первого секретаря обкома комсомола и члена бюро обкома В Л К С М . Первым секре тарем обкома В Л К С М изб)рая т , Воротников А. Н. . Секретарем обкома В Л К С М , зав. отделом пропаганды и агитации и членом бюро обкома комсомола избран т . Юров А. Г. В связи с переходом на д р у гую работу т. Воронежцева А. В. пленум освободил его от обязанностей второго секретаря обкома В Л 'КС М . заведующего отделом ком сомольских организаций и члена бюро обкома В Л К С М . Вторым секретарем, заве дующим отделом комсомольских организаций обкома В Л К С М избран т Моторин М , М . ' . В 1940 год у я закончил серию рисунков к воспо минаниям современников о ж и зни и деятельности К . М ар кса и Ф. Энгельса. Эта работа была для ме ня чрезвычайно трудной и безусловно не соответст вовала моему тогдашнему опыту в области искусства и умению худ ож ни ка . Со знавая все это. я работал изо всех сил, приобретая в напряженных и очень От ветственных поисках упор ство и выдерж ку , всегда столь необходимые в твор ческом процессе. Работа приучила меня не уставать от трудностей, на капливать силы, сочетать практическую работу над рисунком с совершенство ванием своих знаний — по стоянной работой с д о к у ментальным и историческим материалом, накоплением ж и вы х непосредственных наблюдений текущей ж и з ни. Ценность проделанной тогда работы я рассматри ваю сейчас главным обра зом к а к счастливую и не обходимую для себя суро вую ш колу . В конце 1940 года Николай ШУМ ОВ, народный художник РСФСР, член-норреспондент Академии художеств СССР * * * при- ступая к работе над обра зом В. И . Л енина , я был убежден, что ленинская тема, более близкая по времени и событиям, по месту действия и по о кр у жающей среде, будет для меня болей ясной, простой и податливой. Но вот ско ро исполнится 20 лет, ка к я работаю и не перестаю д у мать над этой основной темой моего творчества. Чем больше проходит вре мени, чем чаще удается мне находить новые реше ния, тем интереснее, беско нечнее и значительнее к а жется мне эта тема. К о гда я впервые попы тался изобразить В. И . Л енина , то все мои рисун ки долгое время были ка к бы чужие , похожие на что- то уж е ранее созданное. В самом деле — мне не уда лось увидеть Владимира Ильича в жи зни . Я знако мился с образом Л енина по воспоминаниям его со ратников, друзей и близ ких , по фотографиям, по документальному филь му. по замечательным скульптурам , созданным скульптором Андреевым, которому выпала счастли вая судьба создавать своя произведения с натуры , по целому ряду живописных произведений, Я был в окруж ения всех этих удачных примеров ис кусства и к а к бы в зависи мости от них. Увидев и гру Щ у ки н а в фильме « Л енин в 1918 г.», я настолько по верил этому образу, так увлекся, что долгое время 1 рисовал Щ у ки н а и не за мечал этого . Самое трудное было найти свой самосто я т е л ь н ы й взгляд, свое видение, не подражающее кому-либо, а вырастающее на основе глубо ко го и осмысленного понимания темы. Это тре бовало времени и терпели вой, серьезной работы. Вспоминаю сейчас, к а к в 1941 год у показал свои первые рисунки Бонч -Бру евичу. Это был для меня прекрасный уро к , который положил начало самостоя тельным поискам в работе над образом Л енина . Бонч- Бруевич, посмотрев мои рисунки, заметил: — А вы, должно быть, не видели Владимира И ль ича в жизни? Я спросил его, почему он сделал такое заключение. — Д а вот, к а к же поду чился у вас рисунок, где Л енин изображен с за стывшей, напряженно вы тянутой вперед рукой? Это неверно! ’— К а к же так? — спро сил я.— Ведь скульпторы изображают Влади м и р а Ильича именно с вытяну той вперед рукой. Бонч-Бруевич улыбнулся и ответил, что это скульп торам. по-видимому, для монументальности нужно , но не отвечает характеру движений Владимира Иль ича. — Верно, бывало, когда Владимир Ильич выступал перед аудиторией, он ча стенько, обращаясь в зал, выбрасывал вперед свою руку , чтобы правильно До ставить акцент в речи, по лучить больший кон та кт со слушателями. Но рука Владимира Ильича, обра щенная вперед, ту т же возвращалась обратно. В движениях Л енин был очень подвижным , искря щимся. Все жесты его рук были мягче, красноречивее, скорее были ка к бы «к се бе» — и именно в этом их характерность. Надо сказать, что вы сказанное Бонч-Бруевичем замечание было для меня началом самостоятельного понимания характера дви жений В. И . Л енина . М но гие снимки — такие, ка к пишущий Л енин на сту пеньках с блокнотом, в к у луарах конгресса К омин терна, или сидящий и слу шающий с поджатыми под себя ногами в состоянии активного внимания, — ста ли для меня особенно вер ными и дорогими. Однажды я работал над рисунком к рассказу К о н о нова «Субботник». Рисовал натурщика , стараясь точ нее схватить движение че ловека, несущего на плече бревно. М но го было сдела но попыток, но желаемого результата я не мог до биться. Наконец, после долгих усилий, я нашел движение, более всего ме ня удовлетворившее. Д в и жение это, к а к мне каза лось, правдиво передавало состояние физического на пряжения , которое, естест венно. должен испытать человек, несущий бревно. Проверяя результаты рабо ты, я показывал рисунки многим знакомым , но к а ж дый из них выражал бес покойство по поводу объ ема бревна. Всем казалось, (О кончание на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz