Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

с т а V У т о л о к Все внимательно слушают. Учитель нам, что было задано на дом. Две’ жизни Маши Мерзликиной В классе тихо, спрашивает: —Машенька, расскажи Девочка отвечает; — В нашей стране построено много за ­ водов и фабрик, много больших и светлых домов для рабочих. — Мо л о д е ц ! — удовлетворительно го­ ворит учитель. Идет урок. Учи­ тель вызывает ребят к доске. Одних он хвалит, другим делает замечания. Но Маша всего этого уже не слышит... Кончились занятия. Маша идет домой. Она маши­ нально вошла в комнату, поставила в уголок портфель, нагнулась, чтобы снять валенки и... вскрикнула от ис­ пуга и боли. — Вот тебе! — наградив внучку вторым тумаком, злобно проговорила Ирина Фроловна. И тут же затараторила: — Не я, не я тебя бью, а бог карает. Почему, когда в избу вошла, богу не поклонилась, крестом себя не осенила?! Грешными мыслями была занята? Знаю. Школа это все, школа! Антихристово заведение. Кать­ ка!— позвала она Машенькину мать,— забери ты ее оттуда. Грех на душу берешь. Не простит тебе отец святой этого. Да как же, маманя? Нынче все учатся. Да неужто она хуже других. Ведь в школе на нее не нарадуются. Отличница. Лучшая ученица. Книжку вот ей подарили, премию за хорошую учебу дали. — Возьми, говорю! Не то прокляну! Страшна в гневе старуха Красникова. Не раз испы­ тала это на себе Екатерина. Поэтому, не переча мате­ ри, прикрыла она передником детскую голову и вместе с дочерью, встав на колени, усердно стала молиться. Она молилась, а Машенька считалка висевшие в уг­ лу иконы. Семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. — А почему не двадцать? — вдр у г громко спросила девочка. Старуха в исступ­ ленья взвизгнула. И снова досталось бы девятилетней Маше, если бы не мате­ ринские руки, за­ ботливо укрывающие ее от старческих, но тяжелых и злых уда ров . Т е п е р ь усердно молится ис­ пугавшаяся де­ вочка. А мать... Стоя на коленях, глядя слезящи­ мися от обиды глазами на «бога» в золоченой ра­ ме, который, кроме страданий, ей ничего не принес, вспоминает... Всего несколько лет назад, чуть больше десяти, мо­ лодой, красивой девушкой приехала Екатерина Крас­ никова в Лев Толстой, Ох, и веселой же она была! Не­ даром Федор Мерзликин сразу обратил на нее внима­ ние. Полюбилась парню девушка. Понравился и ей Федор. Они поженились. Но недолго жили вместе. Призвали парня в армию. Федор ушел на службу. А у Кати тем временем ро­ дилась Машенька. Трудно было молодой женщине и за ребенком ухаживав и работать. Решила поехать к матери, в родную Павелку. Правда, Катя знала, что мать, фанатичная боговерка, станет заставлять ее сно­ ва, как в детстве, молиться. Да и дочку в покое не ос­ тавит. Но, утешив себя, что едет ненадолго, она тро­ нулась в путь. . А как только приехала к матери, сразу попала в омут религиозного фанатизма. С первого же дня стару­ ха стала убеждать дочь, что брак ее недействителен и она совершила блуд, который искупать должна всю жизнь, молясь богу. Старуха рвала письма, которые Федор присылал Кате и дочке, она проклинала его и, когда он возвратился из армии, выгнала из дому. — Дочь мне отдайте,— требовал Федор. — Не твоя она,— отвечала старуха.— Она дочь гос­ подняя. Ваш брак не признан святым отцом. Блуд это один. И свидетельство о регистрации ты мне в нос не суй. Федор уехал. И Катя его не остановила. Она подчи­ нилась сумасбродной старухе, покалечила свою жизць и коверкает жизнь своего ребенка. Изо дня в день де­ вятилетнюю девочку отравляют ядом религиозного дурмана. У Маши двойная жизнь. Ведь в школе ее учат дру­ гому. Учат, но не борются за то, чтобы вырвать девоч­ ку из омута обезумевшей Красниковой. Не ведут борьбы с религией и павелецкие комсо­ мольцы. Они просмотрели Катю Мерзликину. Не .мучит их пока совесть и за Машеньку, которая продолжает жить двойной жизнью. Тут Трубетчинскому райко­ му ВЛКСМ есть над чем подумать. М. ХУРИН. с. П а в е л к а Т р у б е т ч и н с к о г о р а й о н а . Пословицы и поговорки За богом пойдешь, ничего не найдешь. Надежда на бога и в болезни не подмога. Святой боже пахать не поможет. И без кропила и кадила земля добро нам уродила. Молился, да с печки свалился. Молили бога — была доля убога, молиться перестали — богаты стали. Знаю силу икон: сам их писал. Бога молить — лбом пол колотить. Угодники на пьяниц угодливы: что ни день — то праздник. Иной две обедни слушает, да по две души кушает. И молебен пет, а пользы нет. Не так страшен черт, как его малюют. От примет, кроме вреда, ничего нет. Без молитв и тропаря обработаем поля, У Вселенной нет предела, а у знаний нет границ. Молитвой не пашут, словами не жнут. Счастье руками до­ стается. Ни знахарь, ни бог, ни слуга бога нам не под­ мога. Молилась Фекла, да бог не вставил стекла. Не пеняй на суховей, а работать умей. Аминем квашни не за­ месишь. Из одного дерева ико­ на и лопата. Не Микола да Илья- пророк, а косилка да тракторок. Без бога широка доро­ га. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Тому бог не нужен, кто с наукой дружен. Горшки не боги обжи­ гают. 0 Т И маленькие истории не выдуманы автором. О н записал их со слов старых людей, проживающих в Лебедянском районе. Эти люди считают себя верующими, но хотели они этого или нет, в расска­ зах своих о боге, о служителях культа разоблачили несостоятельность религии, ее бессилие перед наукой, лживость «христианской добро­ детели». РАССКАЗЫВАЮТ ВЕРУЮЩИЕ ЗИМНИЙ ТУРИСТСКИЙ .. С к о р о з и м н и е к а н и ­ к у л ы . И х с н е т е р п е н и ем ж д у т ю ны е т у р и с ты . Е щ е бы! В е д ь им е н н о во в р е м я к а н и к у л о т к р о е т с я зи м н и й т у р и с т с к и й л а ­ г е р ь ш к о л ь н и к о в о б л а ­ сти . Т а к о й л а г е р ь в п е р в ы е бы л с о з д а н в п р ош л о м го д у . И х о т я ж и л и ю ны е т у р и с ты в л а г е р е т о л ь к о д е с я т ь д н е й , все р а в н о они с о х р а н и л и о н ем с а ­ мы е л у чш и е в о с п о м и н а ­ н и я . В о т т е т р а д ь с о т з ы в а ­ ми у ч а с т н и к о в п е р в о г о зи м н е г о л а г е р я . С к о л ь к о б л а г о д а р н ы х з а п и с е й в ней! « . . .М ы м н о г о м у н а у ч и ­ л и с ь , м н о г о е у з н а л и . М н е ж а л ь р а с с т а в а т ь с я с л а ­ ге р ем , с н о вы м и д р у з ь я ­ ми . Б о л ьш е бы т а к и х л а г е р е й . В е д ь им ен н о зд е с ь с т а н о в и ш ь с я б о л е е ры н о с л и вы м , з а к а л е н н ы м , го т о вы м п р е о д о л е т ь л ю ­ бы е т р у д н о с т и » . — п и ­ ш е т В а л е р и й Р о м а ш к о (Т е р б у н с к и й р а й о н ) . « С ч а с т ь е п о б ы в а т ь в т а к о м л а г е р е . З д е с ь м о ж н о х о р ош о о т д о х ­ н у т ь , у з н а т ь м н о го п о ­ л е зн о г о . ч то н а в е р н я к а п р и г о д и т с я в ж и з н и »— п иш е т л и п е ц к и й ш к о л ь ­ ник Ж е н я Т е л л е р . Т а к и х т е п л ы х о т зы в о в в к н и ге н ем а л о . О н и г о в о р я т с а ­ ми з а с е б я . Ч т о ж е о ж и д а е т ю ны х т у р и с т о в в ны н еш н ем зи м н ем л а г е р е ? Н а в т о р о й д е н ь п о с л е п р и е з д а и х о ж и д а е т е л к а . в е с е л а я н о в о г о д н я я -» а п о том , п о с л е п р а к т и ­ ч е с к и х и т е о р е т и ч е с к и х з а н я т и й , ч е ты р е х д н е в н ы й л ы ж н ы й п о х о д по о б л а ­ сти . Э т о м у б о л ьш о м у п о х о д у б у д у т п р е д ш е с т ­ в о в а т ь э к с к у р с и и по г о ­ р о д у , о д н о д н е в н ы е п о х о ­ д ы по о к р е с т н о с т я м л а ­ г е р я . К а к и в п р ош л ом г о д у , в л а г е р е в с е б у д у т д е л а т ь с а м и р е б я т а . О т ни х с а м и х б у д е т з а в и ­ с е т ь то , н а с к о л ь к о и н т е ­ р е сн о й о к а ж е т с я ж и з н ь в л а г е р е . С е й ч а с ю ны е т у р и с ты л и п е ц к и х ш к о л № № 4, 19, 29 и. 30 в м е с т е со с в о и м и е л е ц к и м и д р у з ь я м и г о т о ­ в я т с я к с в о ем у з и м н ем у л а г е рю . У ж е х о д и л и в о д н о д н е в н ы е п о х о д ы в С е н ц о в о , П л е х а н о в о . К а ­ з а н к у и н а р е к у В о р о ­ н еж . В п о х о д а х р е б я т а у ч и л и с ь р а з б и в а т ь п а л а т ­ ку , р а з ж и г а т ь к о с т е р , о р и е н т и р о в а т ь с я н а м е с т ­ но сти . В с е э ти н а в ы к и п о х о д н о й ж и з н и о ч е н ь п р и г о д я т с я им в л а г е р е . Г о т о в я т с я к з и м н ем у л а г е р ю и ю ны е т у р и с ты д р у г и х р а й о н о в . Т. СОЛОВЬЕВА, инструктор по туризму. В Москве закончились международные соревно­ вания по фигурному ката­ нию на коньках. По про­ извольному катанию у женщин в се три призовых места завоевали чехосло-. вацкие спортсменки. НА СНИМКЕ; выступа* ет чехословацкая спорт­ сменка Яна Дочекалова (1-е место). (Ф о т о х р о н и к а Т А С С К Сороко у с т Что верпо, то верно, и среди «святых» отцов грешников много. А что в карты играть или вино пить — про таких попов я сызмальства понаслыша­ на. Иные, сказывают, цель­ ные ночи просиживали, блудили. И про нашего в селе поговаривали. Только я не верила слухам-то. Ду­ мала — злые языки бол­ тают, завистники. Уж больно набожным казался мне поп Василий. Да все до поры... Давно это было. Брат мой тогда помер. Ну, как это водится, пошла я к священнику. Сорокоуст заказать. А дело извест­ ное — батюшке зерно по­ давай. Вот и порешили, что я пшенцом уплачу. Пришла домой, собрала, что было. Небогато пшен- ца-то: самой почти ничего не остается. Жалко прода­ вать последнее, а перед народом совестно: вот, мол, братца помянуть не хочет. Тогда это дело строго соблюдалось. Повздыхала я, повздыха­ ла, да и понесла отборные зернышки отцу Василию. А он и говорит: — Грешка ты, Никифо­ ровна, одну грязь да мя­ кину принесла. — Вот крест святой, говорю, а только неот­ куда мякине взяться... Мо­ жет, какая соринка и оста­ лась — своей-то просо­ рушки нет. Да только все я заново пересыпала. И пшено сухое- Отец Василий будто и не слышит, твердит свое: —Ты вот что, Никифо­ рову , бог тебя Да про­ стит за грехи, а после по­ минок ты мне еще доба­ вишь дюжину фунтиков. После этих слов я и не знала, что ответить-то. Так бы и вцепилась в его куд­ латую бороду. Тут горе такое, а он последнее но­ ровит отобрать, бесстыжие глаза его. Перехватило горло мпе от гнева, подо­ шла ближе, а от батюшки — господи! — винищем прет. Стоит, ухмыляется, носом красным водит. Ис­ тинный бес. Да что де­ лать? Пришлось поступить­ ся... Сорокоуст состоялся... Пророк Это еще до коллектива было. А слух-то уже про­ шел, что в волостной Со­ вет человек прислан, что­ бы с крестьянами говорить насчет объединения. Лето сухое выдалось. Люди по­ говаривать стали, чтобы попа пригласить, молебст­ вие устроить, дабы господь дождичек послал, урожай спас. И вдруг явился гот самый человек из волост­ ного Совета да и говорит нам: — Хотйте, пророком бу­ ду? К попу собираетесь, а я с кем угодно бьюсь об заклад, что откажет вам батюшка сегодня. Не поверили, пошли. А поп ' и вправду отказался от молебствия. Коллектив, говорит, захотели, вот вам и кара божья — засуха. Хлеба-то уже никнуть ста­ ли. Что же делать? Повер­ нули от попа, надеемся на благодать господнюю... Дней через пять снова приходит человек из Сове­ та. Степанов была его фа­ милия. Приходит и улы­ бается: «Рассердился ба­ тюшка на вас?» Молчим, глаза прячем. А Степанов, стало быть, говорит: — Вот если бы сегодня вы к нему по­ шли, так, по­ жалуй, не отка­ зался бы. Ну да я и без него скажу — ждите дождя к ве­ черу. Сказал так и вынул ] из кармана этакую штуку, на часы похо­ жую. «Буремер», го ворит. Показывает и объ я с н я е т, что по стрелочке очень легко узнать м о ж н о про дождь. Умная это стре­ лочка — в точности го­ ворит. Мы, известное дело, рты разеваем, «а небо смотрим. Облаков вро­ де нет. Кое-кто под­ смеивается: пророк, мол нашелся. А к вечеру глядим — находит туч ка. И дождь потом хо роший был. А Степанов потом сказывал нам, что у ба тюшки тоже этот буре­ мер есть. Вот Он и зна­ ет, когда молебны уст раивать. Записал С. СЕРИКОВ. Зам. редактора И. БОБКОВ, в к к я о ТЕЛ ТРЕ „О К ТЯ Б Р Ь " 27 декабря будет де- | монстрироваться худо- | жественьый кинофильм | Для детей Джунгли — 1 8.50, 10.45. Художест- * венный кинофильм Ма- | лышка — 12.40. 16.20, ♦18.10, 21.50. Художест- 5венный кинофильм—До- 1 рога без конца—в 14.30, 2 20 . 00 . | 28 и 29 декабря — | новая кинокомедия — I Ссора в Лукашах — |9 . 10.45, 12.30. 14.05,: 1 15.50, 17.35, 19.20, '2050, I 22.35. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Л ипецк, Ко мму на льная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: р еда ктора — 33 — 53, от в е т с т в енного се кр е таря — 34 — 13, отдела ко м сомольс кой ж изни—38—43, отд елов пропа т анды, ф изкуль т у ры и спор та, шко л, п и сем—35 — 38, б ух га л т ер ии — 34—46 . АЭ 23016 Липецк, п яограф иа областного управления культуры. ЗГак. № 7387

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz