Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
Л И IОБС КАЯ С СР. На вильнюс ской швейной фабрике «Лелия» внедрено ценное нювшество: пошив одежды .. без игл и без ниток. Де тали одежды скрепляются с помо щью пленочной каучуковой ленты, смоченной спиртом. Поступая под ролик, который заменяет на машине иглу, пленка быстро склеивает ткань. Новшество позволило высвобо дить на другие участки производст ва 40 швей, намного повысить про изводительность труда. НА СНИМКЕ: работница фабри ки Вера Сайчук с помощью разо гретого пресса скрепляет обшлага руказоз. (Фотохроника ТАСС). ТЕРНОПОЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. При средней школе села Яблунов- Ка создана ученическая производст венная бригада, состоящая из 93 учеников старших классов. Бригада оказывает большую помощь мест ному колхозу имени Шевченко. НА СНИМКЕ: члены ученической производственной бригады Михаил Лушпей (слева) и Иосиф Хома ре монтируют трактор. (Фотохроника ТАСС). САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Мо лодой комбайнер сельхозартели име ни Мичурина Баландинского района Иван Болебонов сконструировал приспособление для автоматическо го сбрасывания соломы из соломо копнителя самоходного комбайна «СК-3». Это позволило на каждом агрегате освободить по два чело века. НА СНИМКЕ: И. Болебонов (слева) и старший инженер област ного управления сельского хозяйст ва В. Лушкин рассматривают чер тежи нового приспособления. (Фотохроника ТАСС). Каждое утро к этому зда нию торопливо бегут десятки юношей и девушек. Беспре рывно хлопает входная дверь, коридоры напол няются шумом и гамом, в аудиториях вспыхи вают споры. Ровно в 9 часов утра резкий электриче ский звонок разливается по всем этажам и сразу устанав ливается тишина. Начинаются лекции, семинары, практиче ские занятия... Преподаватель политэконо мии Пекарин П. М. быстро входит в зал. Сегодня тема лекции «Промышлен н ы й и торговый капитал». Подходя к доске, он сразу же напо минает студентам формулу обращения капитала и начи нает последовательно анали зировать стадии, которые он проходит во время своего движения. Его речь про стая и ясная, звучит чет ко и убедительно. Мысль за мыслью, логически неотра зимо он показывает, почему капиталисты заинтересованы в ускорении обращения капита ла. Прибавочная стоимость, прибыль, алчность гонит их, как бич. , вд Свободно владея материа лом, подчиняя его изложение основной ведущей мысли, т. Пекарин заставляет каж дого слушателя, каждого сту дента думать, анализировать, осмысливать экономичес к и е закономерности, присущие за шивающемуся капиталисти ческому обществу. Пожалуй, в каждой науке, помимо знания фактов, самое трудное и сложное состоит в умении анализировать явле ния, находить причину и след ствие, делать закономерные, правильные выводы из них. Это умение должно стано виться методом, стилем мыш ления человека, помогая ему приобретать глубокие и проч ные знания. И особенно это му важно научить преподава телей советской школы, кото рым поручается развивать ум и способности подрастающих поколений. Будущего учителя нельзя считать подготовлен ным, если он не приучен к самостоятельному мышлению, к умению осмысливать дейст вительность. В Липецком педагогическом институте немало преподава телей, которые умело разви вают мышление студентов, творчески преподнося матери ал, они, помимо фактов, учат студентов анализу фактов, умению их сопоставлять, строить правильные выводы. Особенно большую роль в развитии творческой мысли студентов играют обществен ные и исторические науки. Умело их используя, мож но воспитать у учащихся глубокое понимание исто рического п р о ц е с с а , по мочь им глубоко овладеть методом диалектического и исторического материализма, который является единственно научным и наиболее успешным при изучении всех явлений природы и общества. Однако не все ученые, преподающие в Липецком педагогическом институте, используют эти возможности. Еще случается, что некоторые из них видят свою задачу лишь просто в изложении фактов и событий, зарегистрированных историей. И тем самым, они недостаточ но помогают студентам пра вильно понимать исторические факты и события, так как од ни только факты и события, взятые в голом виде, часто предстают искаженно. Факты сами по себе ничего не значат, они правильно звучат лишь тогда, когда вскрыта их сущ ность в соответствии с раз витием истории. Вот, например, лекции по КАЧЕСТВО Л Е К Ц И Й И ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ истории СССР, которые сей час слушают студенты 1-го курса. Один из сложнейших пери одов этой истории — это царствование Ивана Грозного. В своей лекции на эту тему доцент Никита Васильевич Гусев правильно определил главное содержание эпохи Ивана Грозного. Да это и не трудно сделать ученому, по тому, что этому периоду в нашей исторической науке по священ целый ряд глубоких марксистских исследований. Но рассказывает о конкрет ных событиях царствования господствовал социалистиче ский сектор, если в деревне был ликвидирован класс поме щиков, если в стране была диктатура пролетариата? Доцент Гусев исправил ошибки, допущенные студент кой, но недостаточно полно. Не поняв основного в рево люции, студентка, оказалось, не поняла и всех вытекающих из нее последствий. Рассказы вая о ликвидации кулачества, она заявила: «Классы капита листов и кулаков были ликви дированы и были образованы рабочий класс и класс кресть янства, а также интеллиген ция». Разве не в семнадцатом, Улучшить п реп од а в а ние общественных | н а у н в Липецком пед а гогическом институте { Ивана Грозного Н. В. Гусев очень упрощенно и примитив но. Вот, например, почти до словная запись его объясне ния появления опричнины: «Иван Грозный хотел уже на смертном одре заставить бо яр присягнуть своему сыну, не Ивану, которого сн убил, а своему старшему сыну, кажется, Дмитрию, да, Дмит рию, но бояре устроили ему настоящий скандал. Вот тут- то Иван Грозный и узнал все намерения бояр. И отсюда-то и началась опричнина». Что это? Марксистское ос вещение исторического явле ния? Вряд ли. Оно больше на поминает чисто субъективист ское толкование, исходящее из того положения, что историю творили только цари. После дующие объяснения доцента Н. Гусева также не поднялись выше приведенного. «Чтобы установить самодержавную власть, Иван Грозный отрекся ст престола и поехал в путе шествие, как он отвечал, куда бог велел... Притворный отказ от власти вызвал переполох и среди бояр и среди народа. Как это без царя, ведь он — помазанник божий! К нему от правились делегации упраши вать его вернуться. После дол гого упрашивания Иван IV со гласился. После этого начался террор». Из этого неглубокого из ложения. т. Гусев делает правильный вывод, что оприч нина— средство, к которому прибег И: ан Грозный, чтобы сломить сопротивление бояр и установить самодержавие. Но какая цена этому выводу, если он не вытекает из самих со бытий, из анализа обстанов ки? Как могут студенты на та ком изложении научиться клас совому анализу исторического процесса? Могут- ли они на таких лекциях овладеть мето дом исторического материализ ма? Результат мертв, если мы не знаем истории его развития. И вот получается, что студенты, заучивая на лекциях правиль ные формулировки и определе ния, часто оказываются беспо мощными, когда перед ними ставят задачу самостоятельно го анализа. На семинаре, посвященном Конституции СССР, который проводил т. Гусев, студентка 3-го курса, пытаясь рас сказать о новой экономической политике после гражданской войны, которая изучалась на прошлом семинаре, не мог ла показать элементарных зна ний, Она стала заявлять, что партия при НЭПе «допустила капитализм», чго шло «сорев нование. капиталистической и социалистической системы», что это был «капитализм при со циализме». О какой капитали стической системе при НЭПе может быть речь, если вся зем ля стала всенародным достоя нием, если в промышленности а в тридцатых годах был свергнут класс капиталистов? Разве кулаки — класс? Разве можно образовать классы? Разве интеллигенция —класс? Такая полная путаница самых основных понятий историческо го материализма говорит о ме ханическом усвоении, о непо нимании исторического процес са, о неумении самостоятельно мыслить. А это объясняется прежде всего серьезными недо статками в лекциях и в рабо те семинаров. На семинаре разгорелся спор, правилен ли тезис И. В. Сталина о том, что при строительстве соци а л и з м а классовая борьба будет обо стряться. И тут у многих студентов обнаружилось не понимание некоторых событий, происходивших в нашей стра не в тридцатые годы. Так, один из студентов неправиль но заявил,- что в этот период нарушение социалистической законности имело повсемест ное распространение. Доцент Н. В. Гусев в об щем правильно указал на не которые неточные суждения, высказанные на семинаре, од нако и на этет раз -ше смог убедительно показать ошибоч ность положения об обост рении классовой борьбы внут ри государства при строитель стве социализма. Кроме того, он совершенно не обратил внимания на неправильное за явление студента. Все эти и другие ошибки объясняются прежде всего тем, что в институте редко обсуж дается качество лекции, не ве дется строгий контроль за ра ботой семинаров. Преподавание общественных наук — это не только творче ское, но и глубоко партийное дело. В нем не может быть мелочей, второстепенных во просов, несущественных дета лей. В нем все должно быть подчинено единому стремле нию — воспитать студентов глубоко убежденными маркси стами, полностью овладевшими богатствами человеческой куль туры и мысли, смело и творче ски переделывающими окру жающий мир, А вот на деле отдельные преподаватели пединститута забывают об этом. Многие их лекции отличаются сухостью, бесстрастностью, вялостью. Главная забота таких лекто ров — лишь бы упомянуть о всех вопросах, которые постав лены в программе. И тем са мым они превращают свои лек ции в перечень различных тем или фактографию. Вяло и неинтересно читает лекции доцент М. К. Боев. Скучно излагает он события. И какие события! О Вели кой Октябрьской революции, о борьбе мод дой Советской республики, о тех жестоких схватках, которые вели рабо* стаивая свои завоевания. Та'- кое изложение фактов, неглу бокий анализ, длительные паузы и остановки — все это мало способствует закреп лению материала, пробужде нию у студентов горячего ин тереса к этой героической эпо хе. Все в лекциях доцента т. Боева в основном правиль но, и в то же время все в ос новном уже известно студен там. Известно и по изучению истории СССР в школе, и по курсу истории партии, которую они проходили на первом кур се института. Мало интерес ных деталей, новых подробно стей. События, имена, смысл—*' и только! Нередко допускают серьез- ные недостатки при чтении: лекции и проведении семинару ских занятий и другие работ ники института. Так, старший преподаватель, кандидат ис-с торических наук В. А. Кири.;! ленков в лекции о создании III Интернационала и о его.: первых четырех конгресса»! не правомерно много уделил;! внимания «левой» опасности] оппортунизма в рабочем дви«( жении, не указав при этом* что задачей коммунистических партий является борьба на' два фронта: и против «левых»* и против «правых» (центри стов) оппортунистов, причем I главной опасностью В. И<! Ленин считал центризм. ОН! писал: «...очищение рабочих? партий... от буржуазного вли-1 яния, от оппортунистов в иХ собственной среде далеко еще не закончилось... Здесь наш главный враг, и нам надо одержать над этим . врагом победу... Это главная зада-' ча» (т. 31, стр. 206—207). Об этой главной задаче в лекции почти ничего не было сказано. Допустил тов. Кири- ленков и большую диспропор цию в распределении матери ала в лекции. О предпосыл ках образования III Интерна ционала лектор говорил це лых полтора часа, а о четы рех конгрессах, сыгравших большую историческую роль в развитии коммунистического движения, всего пятнадцать минут. В лекциях доцента М. М< Слонимского по истории древ него мира непомерно много внимания нередко уделяется I второстепенным фактам, не имеющим большого научного значения. Так, в лекции «Ис ториография Греции» он очень' много рассказывал о немец ком буржуазном археологе Генрихе Шлимане, раскопки которого отличались небреж ностью и очень низким науч ным уровнем. Неглубокий анализ истори ческих документов дает не редко и старший преподава тель Н. А. Перебаскин при " проведении семинаров по но вой истории. з Преподаватель института -* это боец партии на идеологи ческом фронте. Он должен ма стерски владеть своим оружи ем, овладевать всеми формами воздействия на людей, воспи тывать молодежь настоящими ленинцами, бесстрашными строителями коммунизма. От дельным преподавателям Ли пецкого пединститута надо бо лее серьезно и творчески под ходить к своему делу, чтобы не отставать от требований времени, идущего вперед стре мительными шагами семилетки. Н. АЛЕКСЕЕВ, преподаватель диалектического и исторического материализма,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz