Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

ПОЭ Т -НОММ УНИ С Т 7 декабря этого года исполнилось 50 лет со дня рождения одного из крупнейших болгар­ ских поэтов Николы Вапцарова. Имя Взпца- рова известно и за пределами Болгарии. Так же, как чехословацкий писатель Юлиус Фучик, советский поэт Муса Джалиль и многие дру­ гие герои, он до последнего дыхания боролся за свободу своей родины. Вапцаров — первый болгарский поэт, ко­ торый вышел из среды рабочего класса и вос­ пел его со всей силой своего таланта. Он соз­ дал яркий образ главного героя эпохи —фаб­ ричного рабочего с его борьбой и мечтами, с его высоким патриотизмом. Тема родины в пеэзии Вапцарова преоблада­ ет, и она имеет свое, вапцаровское звучание. В стихотворениях «Вера», «Доклад», «Крали Марко», «Родина», «Земля» и «Гайдуцкая» воспевается борьба за счастье народа. Вапцаров — подлинный поэт-интернациона­ лист. В качестве помощника судового механи­ ка о» плавал по Средиземному морю, видел страшную нищету в Стамбуле, Александрии, Хайфе и других городах, воочию убедился в жестокой циничности империализма. Лучшие его стихотворения «Поединок», «Письмо», «Эпоха», цикл стихов о гражданской войне в Испании проникнуты горячим чувством соли­ дарности с рабочим классом и трудящимися всего мира. Никола Вапцаров был расстрелян фашистами 23 июля 1942 года вместе с группой видных коммунистов. (Окончание. Начало на 2-й стр.). смена, она обязана помочь добиться таких же резуль­ татов и своим подругам, причем высокими должны быть не только количест­ венные, но и качественные показатели. Взаимный контроль они решили дополнить само­ контролем, отказаться от услуг контролеров ОТК. Вместе с инженерно-техни­ ческими работниками пла- ночницы сосчитали: на том участке, где работают три их бригады, в апреле ра­ ботниками ОТК было про­ смотрено 488 съемав, то есть 210 тысяч, початков, из которых только 138 оказа­ лись непригодными. Стало ясно: при гаком' качестве оплачиваемый контроль со стороны ОТК — расточи­ тельство. Лучше взять на себя контроль, а сбережен­ ные деньги—72 тысячи руб­ лей в год—сдать в фонд се­ милетки. Так и . поступили. Уже к августу бригада Дудкиной по результатам почти срав­ нялась. со своими сменщи­ цами, уведи.чиц выработку на 8 процентов. О качестве продукции говорят такие цифры: в августе из 3 мил­ лионов початков, выпушен­ ных этой бригадой, непри­ годными оказались толь­ ко... два початка. На фабрике «Больше­ вичка» есть хорошая тка­ чиха, профгрупиорг Валя Голубева, совсем молодая девушка. Работает она от­ лично, тоже перешла на са­ моконтроль. Второй год ве­ дет Валя занятия, на кото­ рых обучает работниц пе­ редовым приемам труда. Занятия эти оплачивались, на них отпущены соответ­ ствующие средства, 4$ руб­ лей в месяц за человека. Голубева уже подготовила пять ткачих, выполняющих технически обоснованные нормы, и готовит сейчас еще четырех. И вот в конце августа она заявила, что будет ве­ сти производственно-тех­ нические занятия бесплатно, — А эти деньги пусть идут на строительство дет­ ских садов и яслей, в ко­ торых нуждаются дети на­ ших рабочих. — У тебя ж детей нет,— шутили потом подруги. Валя в ответ смеялась: — Так мы ж привыкли о будущем заботиться... Пришло письмо из Челя­ бинска, от рабочего трак­ торного завода Виктора Бойко. Почти ровесник мне, он тоже еще юношей при­ шел на производство, потом возглавил молодежную бригаду. И не справился, не нашел общего языка с некоторыми товарищами. Прошли с: той поры годы,, но и сегодня тяжело при­ поминать Виктору те собы­ тия. «...В «Правде» за 8 июля есть фото вашей бригады, —пишет он .—Я долго рас­ сматривал 'ваши лида, все они одинаковые и в то же время разные. В каждой улыбке есть что-то общее, и что-то свое. И мне очень захотелось узнать, кап на­ лаживались ваши отноше­ ния с членами бригады, ка­ кие отношения сложились у Вас лично с девушкой, ко­ торая на фото стоит в- пла­ ще, второй. Вопрос этот не пустее любопытство. Мне как общественнику... надо уметь разбираться в харак­ терах людей и их взаимо­ отношениях. Убедительно прошу Вас, Валя, ответить мне чистосердечно, от ду­ ши...» Нахожу номер «Правды» за 8 июля-, всматриваюсь н фотографию. Справа в но­ веньком плаще стоит Люся Шибалова, бывший и ны­ нешний бригадир той. ког­ да-то отстающей бригады, О которую я пришла. Отложила газету и нача­ ла вспоминать. Я видела Люсю нахмуренной, какой она была в день заседания комитета комсомола. Ши- бадова бросила мне тогда обидные слова: «Учить лег­ ко, а ты сама на моем ме­ сте попробуй!» Потом рас­ терянной, обиженной—такой я помню Люсю, когда она после бесплодных перебра- нок.с подругами терялась в догадках, как навести по­ рядок в бригаде. Люсино лицо может стать нежным, по-детски доверчивым, сто­ ит ей прислонить к плечу скрипку, коснуться струн смычком; и решительным, строгим,, с волевой складкой у губ — такой я видела Шибалову после ее «второ­ го рождения», в те дни, когда она поняла, что вновь становится руководи­ телем, и на. этот раз уже настоящим, уважаемым. Теперь Люся снова стада бригадиром. И работает |р бригада хорошо, лучше, чем раньше, при мне. # .„Воскресенье. В Доме культуры за ­ вода «Свободный сокол» сегодня кино­ фильм «Судьба барабанщика». Нет еще и восьми часов, а у кассы уже толпится множество ре­ бят. Кто постарше и посиль­ нее, старается пройти без оче­ реди. Малыши и девочки пугливо жмут­ ся к стене. — И не стыдно тебе лезть без очере­ ди?—не выдержала десятилетняя де­ вочка, обращаясь к ученику б-го класса 28-й средней школы Славе Толчееву, который, ловко орудуя локтями, проби­ вался к кассе. — Ну, ты, помолчи,—грубо ответил тот и ударил девочку... Это произошло потому, что за детьми во время сеансов здесь никто не сле­ дит, некому вовремя остановить «рас­ ходившихся» ребятишек. Уборщица Чес­ нокова, пожилая женщина, горько се­ тует: «Да разве я справлюсь одна с такой оравой?!» Об этом надо позаботиться руково­ дителям домов культуры, школьным комсомольским и пионерским организа­ циям. Следует создать пионерские пат­ рули, выделить для дежурства во вре­ мя детских сеансов и взрослых дру­ жинников. Неплохо, если бы привлечь к работе с детьми членов родительских советов школ. ^ > у 0 еу© в у в в ^ 0 у© в у 0 в у ь Мы часто встречаемся. И всякий раз она радует меня какой-нибудь хорошей но­ востью: — Валя, знаешь, какая в июле получка у Али Ива­ новой? 902 рубля! —- За семь месяцев во­ семь месячных норм вы­ полнили. И пряжи больше тридцати тонн сверх пла­ на дали... — Учиться пошли! И план такой приняли: всем- всем- за три—пять лет сред­ нее образование получить, а Гале Ефимовой и Люде Борисовой — высшее... Приятно теперь посмот­ реть, как руководит Люся бригадой. Уверенно, требо- вательно. Появилась в бригаде новенькая съемщи­ ца Тая Климина. Шибало­ ва возле себя ее поставила и чуть что не так—сразу поправит. Раньше после работы каждая из девушек в свою норку забиралась. Теперь не то. В туристский поход по воскресеньям, в кино, в библиотеку, в будний день девушки годят вместе. Сплотила их настоящая дружба. В последнюю встречу Люся Шибалова мен» про­ сто поразила: — Знаешь, Вал», что я надумала? Двух девушек из какой-нибудь исправи­ тельной колонии- на поруки взять. Понимаешь, есть там вполне перевоспитавшиеся. А4ы думали об этом, сове­ товались... Так вот живет теперь Люся Шибалова. И я испы­ тываю особенное, теплое чувство оттого, что совсем рядом, плечом к плечу ша­ гают со мной эта девушка и ее подруги. Н7\азАезА©аАэаАэаАееАе^) Ф ИНАНСОВЫЙ ПЛАН И З А Б О Т А О Д Е Т Я Х Отк л ики, Р С П Л Н К 1 пр едл ож ени я Почему бы, например, не организо­ вать в воскресные дни детское само­ обслуживание домов культуры, кино­ театров, как это делается в кинотеатре «Заря». Софья Петровна Москалева, дирек­ тор кинотеатра «Заря», не побоялась передать «руководство» кинотеатром самим ребятам. Она — большой друг детей, создала из них свой актив. Ре ­ бята выбрали администратора, дежур­ ных в зале и у касс, билетеров. Многие дети в свободное время заменяют кас- Когда нет любви к детям... Рис. И. Степанова. ------------- а й ------- ;------ Софья Петровна оказать работники областного драма­ тического театра. Они почти не ставят спектаклей для детей. Это признает и сам главный режиссер В. Н. Панов. — Мы, — говорит он, — работаем с детьми, в основном, во время школь­ ных каникул. Тогда устраиваем теат­ рализованные представления, иногда показываем детские спектакли. Если проследить работу театра за последние четыре года, то можно ска­ зать, что для детей ставились только спектакли «Хрустальный башмачок» (в 1956 году), «Красная шапочка» (в 1958 году) и «Тайна Черного озера». Причем, все они были только во время зимних каникул. Больше спектаклей не видели ребята ни в весенние, ни в дни праздничных каникул. Правда, ино­ гда им показывают фрагменты из отдельных произведений, но часто да ­ леко не из детских спектаклей. — Мы не можем готовить много дат­ ских спектаклей, — говорит тов Па ­ нов.—У нас финансовый план. Нужна выручка, а с ребятишек что возьмешь? Можно ли согласиться с таким рас­ суждением руководителя театра? Дет­ ские спектакли должны быть при всех условиях, и при этом нельзя ставить вопроса, выгодно это или нет. К тому же, коль заходит такой разговор, по­ чему тогда не повторяются старые спектакли, которые уже пользовались большим успехом у детей? Нельзя тратить огромные суммы на подго­ товку спектаклей, чтобы потом пока­ зать их всего два—три раза. А какую помощь оказывают арт-г.ты театра школьным и клубным драм­ кружкам? Почти никакой. Во многих школах острая нужда в хороших руко­ водителях драмкружков. Кому бы, как не артистам, возглавить эту работу? Но* сиров кинотеатра. предоставляет ребятам во время прове­ дения детских киносеансов свое дирек­ торское места Старший механик кино­ театра Е. Андреев, руководитель круж­ ка юных киномехаников в Доме пионе- к сожалению, некоторые из них с не- ров, учит ребят пользоваться сложной охотой идут в школы. И часто, проведя киноаппаратурой. 3—4 занятия, прекращают их Так, на­ думается, горкому ВЛКСМ и г о в р т х пример, артистка М. Л. Жилицкая за- пионёвекпх~татанизаТшй~ н у ж н о позабо- бросила занятия с детьми в Ломе тнгьсЗГ~~Чтооы это ценное нзчицациеле.-— к у л ь т у р ы Студеновсиого рудотпртвле- бят сделать достоянием всех клубов и ния. кинотеатров, чтобы в воскресные дни у нас больше показывалось детских филь­ мов. Следует серьезно подумать и над тем, как лучше организовать досуг ребят пе­ ред началам сеансов. Обычно многие директора домов культуры, кинотеат­ ров перед началом киносеансов продер­ жат ребятишек на улице, а потом, за несколько минут до сеанса, даюткоман- ду: «Входите!» И у дверей, в зале на­ чинается словно столпотворение... А нс лучше ли перед началом сеансов орга­ низовать беседы, интересные сообщения, устраивать встречи с участниками вой­ ны и лучшими производственниками? А концерты? Если участники художе­ ственной самодеятельности школ по­ очередно будут выступать, то это увле­ чет ребят, они будут соревноваться за лучший концерт. Полезно было бьг организовать вы­ пуск стенных сатирических газет и вы­ вешивать их на видном месте в вести­ бюле. Богатый материал могли бы предоставить таким стенгазетам пио­ нерские патрули и работники детской комнаты милиции. Большую помощь в организации со­ держательного досуга детей могли бы Почему бы работникам театра не пригласить лучших участников само­ деятельности и на свою сцену? Ведь, например, у юных артистов Дома пио­ неров, которых любовно растит актер Е. Смирнов, есть такие прекрасные спектакли, как «Чипполино», «Витя Ма­ леев в школе и дома», «Сомбреро», «Снежная королева» и т. д. Мало заботы проявляют о юных зрителях города и областная филармо­ ния и концертно-гастрольное бюро. Кроме театра кукол, липецкие ребята ничего не видели в своем городе. По­ чему бы не пригласить на • гастроли труппу какого-либо театра юного зрите­ ля? По-видимому, и тут дело упирается в денежный вопрос. Но он никогда бы не был главным, если бы работники многих культурно-просветительных уч­ реждений по-настоящему проявляли заботу о воспитании детей. С. САИКО, учитель. ЭКк- ч - ■. - . . . . . ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ На южной окраине города Днепропетров­ ска сооружается круп­ ный шинный завод. Строительство главного корпуса подходит к кон­ цу. На этой ударной комсомольской стройке работают сотни юношей и девушек. Они стремятся досрочно сдать в эксплу­ атацию предпр и я т и е. Первое место в социа­ листическом соревно­ вании занимает ком­ плексная бригада Викто­ ра Мозгового. Ей при­ своено звание лучшей комсомольской бригады стройки. НА СНИМКЕ: пере­ довые арматурщицы из бригады Мозгового ком­ сомолки Лидия Бредун (слева) и Мария Скота- ренко. Фото Г. Пазенко. (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz