Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
ПОЭ Т -НОММ УНИ С Т 7 декабря этого года исполнилось 50 лет со дня рождения одного из крупнейших болгар ских поэтов Николы Вапцарова. Имя Взпца- рова известно и за пределами Болгарии. Так же, как чехословацкий писатель Юлиус Фучик, советский поэт Муса Джалиль и многие дру гие герои, он до последнего дыхания боролся за свободу своей родины. Вапцаров — первый болгарский поэт, ко торый вышел из среды рабочего класса и вос пел его со всей силой своего таланта. Он соз дал яркий образ главного героя эпохи —фаб ричного рабочего с его борьбой и мечтами, с его высоким патриотизмом. Тема родины в пеэзии Вапцарова преоблада ет, и она имеет свое, вапцаровское звучание. В стихотворениях «Вера», «Доклад», «Крали Марко», «Родина», «Земля» и «Гайдуцкая» воспевается борьба за счастье народа. Вапцаров — подлинный поэт-интернациона лист. В качестве помощника судового механи ка о» плавал по Средиземному морю, видел страшную нищету в Стамбуле, Александрии, Хайфе и других городах, воочию убедился в жестокой циничности империализма. Лучшие его стихотворения «Поединок», «Письмо», «Эпоха», цикл стихов о гражданской войне в Испании проникнуты горячим чувством соли дарности с рабочим классом и трудящимися всего мира. Никола Вапцаров был расстрелян фашистами 23 июля 1942 года вместе с группой видных коммунистов. (Окончание. Начало на 2-й стр.). смена, она обязана помочь добиться таких же резуль татов и своим подругам, причем высокими должны быть не только количест венные, но и качественные показатели. Взаимный контроль они решили дополнить само контролем, отказаться от услуг контролеров ОТК. Вместе с инженерно-техни ческими работниками пла- ночницы сосчитали: на том участке, где работают три их бригады, в апреле ра ботниками ОТК было про смотрено 488 съемав, то есть 210 тысяч, початков, из которых только 138 оказа лись непригодными. Стало ясно: при гаком' качестве оплачиваемый контроль со стороны ОТК — расточи тельство. Лучше взять на себя контроль, а сбережен ные деньги—72 тысячи руб лей в год—сдать в фонд се милетки. Так и . поступили. Уже к августу бригада Дудкиной по результатам почти срав нялась. со своими сменщи цами, уведи.чиц выработку на 8 процентов. О качестве продукции говорят такие цифры: в августе из 3 мил лионов початков, выпушен ных этой бригадой, непри годными оказались толь ко... два початка. На фабрике «Больше вичка» есть хорошая тка чиха, профгрупиорг Валя Голубева, совсем молодая девушка. Работает она от лично, тоже перешла на са моконтроль. Второй год ве дет Валя занятия, на кото рых обучает работниц пе редовым приемам труда. Занятия эти оплачивались, на них отпущены соответ ствующие средства, 4$ руб лей в месяц за человека. Голубева уже подготовила пять ткачих, выполняющих технически обоснованные нормы, и готовит сейчас еще четырех. И вот в конце августа она заявила, что будет ве сти производственно-тех нические занятия бесплатно, — А эти деньги пусть идут на строительство дет ских садов и яслей, в ко торых нуждаются дети на ших рабочих. — У тебя ж детей нет,— шутили потом подруги. Валя в ответ смеялась: — Так мы ж привыкли о будущем заботиться... Пришло письмо из Челя бинска, от рабочего трак торного завода Виктора Бойко. Почти ровесник мне, он тоже еще юношей при шел на производство, потом возглавил молодежную бригаду. И не справился, не нашел общего языка с некоторыми товарищами. Прошли с: той поры годы,, но и сегодня тяжело при поминать Виктору те собы тия. «...В «Правде» за 8 июля есть фото вашей бригады, —пишет он .—Я долго рас сматривал 'ваши лида, все они одинаковые и в то же время разные. В каждой улыбке есть что-то общее, и что-то свое. И мне очень захотелось узнать, кап на лаживались ваши отноше ния с членами бригады, ка кие отношения сложились у Вас лично с девушкой, ко торая на фото стоит в- пла ще, второй. Вопрос этот не пустее любопытство. Мне как общественнику... надо уметь разбираться в харак терах людей и их взаимо отношениях. Убедительно прошу Вас, Валя, ответить мне чистосердечно, от ду ши...» Нахожу номер «Правды» за 8 июля-, всматриваюсь н фотографию. Справа в но веньком плаще стоит Люся Шибалова, бывший и ны нешний бригадир той. ког да-то отстающей бригады, О которую я пришла. Отложила газету и нача ла вспоминать. Я видела Люсю нахмуренной, какой она была в день заседания комитета комсомола. Ши- бадова бросила мне тогда обидные слова: «Учить лег ко, а ты сама на моем ме сте попробуй!» Потом рас терянной, обиженной—такой я помню Люсю, когда она после бесплодных перебра- нок.с подругами терялась в догадках, как навести по рядок в бригаде. Люсино лицо может стать нежным, по-детски доверчивым, сто ит ей прислонить к плечу скрипку, коснуться струн смычком; и решительным, строгим,, с волевой складкой у губ — такой я видела Шибалову после ее «второ го рождения», в те дни, когда она поняла, что вновь становится руководи телем, и на. этот раз уже настоящим, уважаемым. Теперь Люся снова стада бригадиром. И работает |р бригада хорошо, лучше, чем раньше, при мне. # .„Воскресенье. В Доме культуры за вода «Свободный сокол» сегодня кино фильм «Судьба барабанщика». Нет еще и восьми часов, а у кассы уже толпится множество ре бят. Кто постарше и посиль нее, старается пройти без оче реди. Малыши и девочки пугливо жмут ся к стене. — И не стыдно тебе лезть без очере ди?—не выдержала десятилетняя де вочка, обращаясь к ученику б-го класса 28-й средней школы Славе Толчееву, который, ловко орудуя локтями, проби вался к кассе. — Ну, ты, помолчи,—грубо ответил тот и ударил девочку... Это произошло потому, что за детьми во время сеансов здесь никто не сле дит, некому вовремя остановить «рас ходившихся» ребятишек. Уборщица Чес нокова, пожилая женщина, горько се тует: «Да разве я справлюсь одна с такой оравой?!» Об этом надо позаботиться руково дителям домов культуры, школьным комсомольским и пионерским организа циям. Следует создать пионерские пат рули, выделить для дежурства во вре мя детских сеансов и взрослых дру жинников. Неплохо, если бы привлечь к работе с детьми членов родительских советов школ. ^ > у 0 еу© в у в в ^ 0 у© в у 0 в у ь Мы часто встречаемся. И всякий раз она радует меня какой-нибудь хорошей но востью: — Валя, знаешь, какая в июле получка у Али Ива новой? 902 рубля! —- За семь месяцев во семь месячных норм вы полнили. И пряжи больше тридцати тонн сверх пла на дали... — Учиться пошли! И план такой приняли: всем- всем- за три—пять лет сред нее образование получить, а Гале Ефимовой и Люде Борисовой — высшее... Приятно теперь посмот реть, как руководит Люся бригадой. Уверенно, требо- вательно. Появилась в бригаде новенькая съемщи ца Тая Климина. Шибало ва возле себя ее поставила и чуть что не так—сразу поправит. Раньше после работы каждая из девушек в свою норку забиралась. Теперь не то. В туристский поход по воскресеньям, в кино, в библиотеку, в будний день девушки годят вместе. Сплотила их настоящая дружба. В последнюю встречу Люся Шибалова мен» про сто поразила: — Знаешь, Вал», что я надумала? Двух девушек из какой-нибудь исправи тельной колонии- на поруки взять. Понимаешь, есть там вполне перевоспитавшиеся. А4ы думали об этом, сове товались... Так вот живет теперь Люся Шибалова. И я испы тываю особенное, теплое чувство оттого, что совсем рядом, плечом к плечу ша гают со мной эта девушка и ее подруги. Н7\азАезА©аАэаАэаАееАе^) Ф ИНАНСОВЫЙ ПЛАН И З А Б О Т А О Д Е Т Я Х Отк л ики, Р С П Л Н К 1 пр едл ож ени я Почему бы, например, не организо вать в воскресные дни детское само обслуживание домов культуры, кино театров, как это делается в кинотеатре «Заря». Софья Петровна Москалева, дирек тор кинотеатра «Заря», не побоялась передать «руководство» кинотеатром самим ребятам. Она — большой друг детей, создала из них свой актив. Ре бята выбрали администратора, дежур ных в зале и у касс, билетеров. Многие дети в свободное время заменяют кас- Когда нет любви к детям... Рис. И. Степанова. ------------- а й ------- ;------ Софья Петровна оказать работники областного драма тического театра. Они почти не ставят спектаклей для детей. Это признает и сам главный режиссер В. Н. Панов. — Мы, — говорит он, — работаем с детьми, в основном, во время школь ных каникул. Тогда устраиваем теат рализованные представления, иногда показываем детские спектакли. Если проследить работу театра за последние четыре года, то можно ска зать, что для детей ставились только спектакли «Хрустальный башмачок» (в 1956 году), «Красная шапочка» (в 1958 году) и «Тайна Черного озера». Причем, все они были только во время зимних каникул. Больше спектаклей не видели ребята ни в весенние, ни в дни праздничных каникул. Правда, ино гда им показывают фрагменты из отдельных произведений, но часто да леко не из детских спектаклей. — Мы не можем готовить много дат ских спектаклей, — говорит тов Па нов.—У нас финансовый план. Нужна выручка, а с ребятишек что возьмешь? Можно ли согласиться с таким рас суждением руководителя театра? Дет ские спектакли должны быть при всех условиях, и при этом нельзя ставить вопроса, выгодно это или нет. К тому же, коль заходит такой разговор, по чему тогда не повторяются старые спектакли, которые уже пользовались большим успехом у детей? Нельзя тратить огромные суммы на подго товку спектаклей, чтобы потом пока зать их всего два—три раза. А какую помощь оказывают арт-г.ты театра школьным и клубным драм кружкам? Почти никакой. Во многих школах острая нужда в хороших руко водителях драмкружков. Кому бы, как не артистам, возглавить эту работу? Но* сиров кинотеатра. предоставляет ребятам во время прове дения детских киносеансов свое дирек торское места Старший механик кино театра Е. Андреев, руководитель круж ка юных киномехаников в Доме пионе- к сожалению, некоторые из них с не- ров, учит ребят пользоваться сложной охотой идут в школы. И часто, проведя киноаппаратурой. 3—4 занятия, прекращают их Так, на думается, горкому ВЛКСМ и г о в р т х пример, артистка М. Л. Жилицкая за- пионёвекпх~татанизаТшй~ н у ж н о позабо- бросила занятия с детьми в Ломе тнгьсЗГ~~Чтооы это ценное нзчицациеле.-— к у л ь т у р ы Студеновсиого рудотпртвле- бят сделать достоянием всех клубов и ния. кинотеатров, чтобы в воскресные дни у нас больше показывалось детских филь мов. Следует серьезно подумать и над тем, как лучше организовать досуг ребят пе ред началам сеансов. Обычно многие директора домов культуры, кинотеат ров перед началом киносеансов продер жат ребятишек на улице, а потом, за несколько минут до сеанса, даюткоман- ду: «Входите!» И у дверей, в зале на чинается словно столпотворение... А нс лучше ли перед началом сеансов орга низовать беседы, интересные сообщения, устраивать встречи с участниками вой ны и лучшими производственниками? А концерты? Если участники художе ственной самодеятельности школ по очередно будут выступать, то это увле чет ребят, они будут соревноваться за лучший концерт. Полезно было бьг организовать вы пуск стенных сатирических газет и вы вешивать их на видном месте в вести бюле. Богатый материал могли бы предоставить таким стенгазетам пио нерские патрули и работники детской комнаты милиции. Большую помощь в организации со держательного досуга детей могли бы Почему бы работникам театра не пригласить лучших участников само деятельности и на свою сцену? Ведь, например, у юных артистов Дома пио неров, которых любовно растит актер Е. Смирнов, есть такие прекрасные спектакли, как «Чипполино», «Витя Ма леев в школе и дома», «Сомбреро», «Снежная королева» и т. д. Мало заботы проявляют о юных зрителях города и областная филармо ния и концертно-гастрольное бюро. Кроме театра кукол, липецкие ребята ничего не видели в своем городе. По чему бы не пригласить на • гастроли труппу какого-либо театра юного зрите ля? По-видимому, и тут дело упирается в денежный вопрос. Но он никогда бы не был главным, если бы работники многих культурно-просветительных уч реждений по-настоящему проявляли заботу о воспитании детей. С. САИКО, учитель. ЭКк- ч - ■. - . . . . . ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ На южной окраине города Днепропетров ска сооружается круп ный шинный завод. Строительство главного корпуса подходит к кон цу. На этой ударной комсомольской стройке работают сотни юношей и девушек. Они стремятся досрочно сдать в эксплу атацию предпр и я т и е. Первое место в социа листическом соревно вании занимает ком плексная бригада Викто ра Мозгового. Ей при своено звание лучшей комсомольской бригады стройки. НА СНИМКЕ: пере довые арматурщицы из бригады Мозгового ком сомолки Лидия Бредун (слева) и Мария Скота- ренко. Фото Г. Пазенко. (Фотохроника ТАСС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz