Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
ШКОЛ А И С Е Г Д А Е Д И Н Ы ! ИНЖЕНЕР ПРИШЕЛ В КЛАСС тельно слушали молодого инжене ра. И, пожалуй, Физико-химический вечер равляет ею всего один че- многим в эту ми на этот раз был несколько ловек. Но чтобы команде- захотелось побыстрее необычным. Никто не по- вать такими умными ав- лрийти на завод, стать та- казывал опыты удивитель- томатами, нужны хорошие кими же' как ВлаДимиР и ных химических превраще- знания. Вот почему я и хо- его Т 0 аарищи, о которых ний, не демонстрировались чу вам сказать: не теряйте много Рассказал он в этот новые физические приборы, ни минуты. Когда бываете вечеР- которые сами ребята дела- на заводе, присматривай- ют на занятиях кружка, тесь к нашей работе, боль- Это был вечер ученических Ше Спрашивайте, пробуйте докладов и назывался он сами работать. Нам нужны «Физика и химия —• на молодые, умелые руки. г. Липецк. Б. ПАНОВ. службе семилетки». Десятиклассница Г а л я Урасова решила рассказать товарищам о новостях на уки и техники. А ее подру га Лариса Бугаева выбрала другую тему: «Химия — в семилетке». Накануне вечера ребятам стало известно, что к ним приедут гости с тракторно го завода — два молодых инженера Владимир Барте нев и Павел Гринько. И вот два друга — мо лодых инженера, в школе, их окружают старшекласс ники, завязывается теплая беседа. А когда собрались все старшеклассники, и зал выжидающе притих, Люда Рубан, секретарь школьной комсомольской организа ции, предоставила слово инженеру Владимиру Бар теневу. Он стал рассказывать о том, какие новые машины выпускает Липецкий трак торный завод, о том, как на глазах изменяется сам завод. Владимиру прихо дится непосредственно ра ботать над автоматизацией цехов. — Мы стараемся,— ска зал он, — облегчить труд рабочих, снизить себестои мость продукции. Наша за дача — на самые тяжелые работы вместо людей по ставить умные машины-ав томаты. В стальцехе, на пример, совсем недавно на очень тяжелой операции — выбивке опок — работало вручную шесть человек. А теперь выбивку делает ав томатическая решетка, и уп- Старшеклассники внима На снимке: В. Бартенев среди учащихся средней школы № 15. Фото Ю. Ардашева. — Сегодня, дру зья, напишем со чинение на свобод ную тему,—так на чал урок литературы в 10 классе Алексей Павлович Карагин.—Я хотел бы, что бы вы написали о том, что- вас больше всего волнует. Давайте вместе подумаем над темами. — Вот вы что предла гаете?—обратился учитель к вихрастому крепышу Алек сандру Зыряеву. — Я буду писать о моей мечте. — Хорошо! — Алексей Павлович,— взволнованно обратилась к учителю Зинаида Грибано ва,—у каждого из нас бы вает, понимаете, сугубо личное, и оно очень вол нует. — Верно, бывает та кое,—согласился учитель.— А вы все-таки пишите. Ва ша жизнь только начинает ся, у вас могут быть и хо рошие, правильные мысли, и ошибочные. Хорошее мы поддержим, в ошибочном постараемся разубедить... Вскоре тишину в классе нарушали только скрип перьев да тихий шелест бу маги. Алексей Павлович изредка проходил между рядами парт, иногда заг лядывая в ученические ра боты, сурово хмурился, а чаще лицо его теплело от еле приметной улыбки. * * * Вечер. Улеглись дневные шумы за окном, залитом густой синевой. Алексей Павлович опустил перо в Учитель—д руг и советчик «Нам нужно больше внимания уделять подготовке специалистов средней квалификации. И в этом деле техникумы призваны сыграть важную роль. У нас есть все условия для расширения и улучшения работы техникумов» Н. С. ХРУЩЕВ. Недавно в Липецком металлургическом техни куме состоялось совещание директоров и глав ных инженеров, секретарей партийных и комсо мольских организаций промышленных предприя тий и строек совнархоза, директоров и препода вателей техникумов. Участники совещания обсудили доклад на чальника отдела кадров и учебных заведений совнархоза т. Никитина об итогах работы тех никумов и их связи с предприятиями. Ниже пуб ликуется отчет с прошедшего совещания. П од го т о вк е к а д р о в - в н имание и з а б о т у ! П роф сою зны е б ил е ты и прак т ика Несколько лет тому назад Николай Торшин окончил Липецкий машино строительный техникум. Получая дип лом и выслушивая напутствующие слова директора, он с тревогой думал: «А что я буду делать дальше? Сумею ли работать, руководить людьми?». Тревога выпускника техникума не напрасна. Приобрел человек техниче ское образование, а с производством почти не знаком. Правда, ему как-то приходилось бывать на Липецком тракторном заводе. Но это никак не заменяет практику. Три дня он, нахо дясь на практике, собирал на завод ском дворе металлолом, а потом не сколько дней стоял за спиной токаря и смотрел, как тот обрабатывал де тали. Изучать же станки и оборудование Николаю приходилось только по чер- На днях у воспитанни ков Троекуровской школы- интерната была большая радость — они получили повое общежитие. Строить •го помогли сами ребята. Старшеклассники созда- Т 1 л п т ? Л , Л ж . аи строительную бригаду, I I I ) 15 О ! У \ \ М . которой руководит ученик десятого класса Владимир Че сноков, каждый день выходи ли на строительную площадку. И вот теперь Владимир со своими друзьями стал жить в •росторной и светлой ком- * * « В. ПИШКИН. Тут же, в общежитии, хоро шая кухня, своя столовая. Есть где позаниматься и хо рошо отдохнуть в свободную минуту. тежам и схемам, которые развешивал в аудитории преподаватель, когда чи тал лекции. Но как рабо тать на станке, чертежи никогда не научат. Для этого нужно, засучив- ру кава, стать у станка, пора ботать, сделать не одну тысячу деталей. Много прошло вре мени, прежде чем Ни колай Торшин освоил ся с производством и стал мастером своего дела. Но Николай Торшин — не исключе ние. Такая же участь и многих дру гих молодых людей, окончивших тех никум. Вот почему преподавателей сейчас волнует вопрос: «Как прибли зить учебный процесс к производст ву? Как лучше подготовить воспитан ников к трудовой жизни?»., После принятия Верховным Сове том СССР Закона об укреплении связи школы с жизнью прошел уже почти год. А работа в ряде мест по укреплению связи учебных заведений с жизнью, с практикой строительства проделана незначительная. Руководи тели некоторых предприятий Липецка и Ельца еще не создают условий уча щимся для прохождения практики, не дооценивают важности решений, при нятых по улучшению деятельности учебных заведений. На Липецком тракторном заводе, например, учащимся машиностроитель ного и металлургического техникумов до сих пор не предоставляют рабочие места у станков. Более того, начальни ки сталелитейного и чугунолитейного цехов заставляют практикантов зани маться нередко уборкой мусора и бракованных деталей. Когда учащиеся сказали об этом заведующему техни ческой учебы тов. Лихацкому, тот ци нично заявил: (Окончание на 3-й стр.) красные чернила, взял первую тетрадь... Его ученики оставляют поля шире обычного. И редко бывают случаи, ко гда на них стоят только «птички» да «палочки». Обычно они заполняются пометками в виде конкрет ных заданий по грамматике, наглядных схем, предложе ний. В своих сочинениях ученики доверяют учителю сокровенные тайны, уве ренные, что всегда получат добрый совет. «...Когда мне было во семь лет,—читал Алексей Павлович в сочинении I З А М Е Т К И | П Е Д А Г О Г А : | Людмилы Фокиной,—я по садила напротив нашего дома четыре дерева: два клена и две липы. Мой па па как-то сказал: «Растут, Людмила, твои деревья, растут! Вон уже какие ста ли. Пройдут годы, а они все будут расти, и однаж ды какой-нибудь малыш скажет: «Эти деревья поса дила наша учительница Людмила Фокина, когда еще пионеркой была». Легко тебе будет и радостно от мысли, что ты тоже сдела ла что-то хорошее лю дям...» «...Раньше я любила род ной город,—писала учени ца Зинаида Грибанова. — Но случилось так, что я больше люблю теперь де ревню. В прошлом году на летних каникулах. мне пришлось гостить у тети в Холодных Ключах. Конеч но, не в полном смысле го стить: я полола картошку, убирала сено, присматрива ла за коровами на молоч ной ферме, подменяя при болевшую тетю, даже про бовала доить коров. Вече рами с сельской молоде жью принимала участие в концертах самодеятельно сти: читала стихи, пела в хоре, плясала. Вот тогда-то и полюбила я деревню. Какое там приволье! Сколько всяких цветов, ду шистых, красивых! Собе решь букет, поставишь в воду—целый месяц стоит не увядает. А простор! Вый дешь в поле—дух захваты вает, петь хочется. Когда я приехала домой, долго не могла привыкнуть к нему. Родные и подруги удивлялись, как я поправи лась, загорела, подросла. Теперь я окончательно убеждена, что мое место в деревне. Оказывается, я очень люблю крестьянский труд, дающий человеку «хлеб насущный». Только мама с папой никак не хо тят этого понять...» Алексей Павлович запи сал в свой блокнот: «Обя зательно побеседовать с ро дителями 3. Грибановой». С удовольствием читал учитель сочинения Алек сандра Зырянова и многих других учеников. Зырянов всегда поражал его не обыкновенной для его сем надцати лет зрелостью суждений, наблюдательно стью и остроумием. «...Я мечтаю быть техни ком, что-нибудь изобрести, —писал Александр. — Мне хочется все, что относится к технике, посмотреть, по щупать, попробовать, сде лать самому... Я вырос в деревне, там получил семи летнее образование. В го род попал потому, что у нас нет своей десятилетки. Как получу аттестат зре лости, так вернусь в род ной колхоз. Там теперь много своей техники, будет к чему руки приложить... Поработаю сначала, трудом заслужу право говорить перед народом, а потом выступлю на собрании и скажу: «Колхоз наш мил лионер, машины есть„ ма териала местного сколько хочешь, хватит жить в ста рых хатах, давайте строить новый колхозный поселок». Народ поддержит меня. Сначала подберем удобное, красивое место—есть у нас такое у излучины реки,—• спланируем участок под за стройку. Проведем дорогу, водопровод, канализацию. На будущих приусадебных площадях заложим сады. Пускай себе растут, чтобы к новоселью уже плоды бы ли. Потом приступим к по стройке новой школы-деся тилетки, колхозного клуба и жилых домов. Вселять в новые квартиры будем в первую очередь передови ков производства...» «Хороший получится ин женер колхозный!»—поду мал Алексей Павлович об Александре Зырянове. А Обычно проверку сочи нений Карагин распределял на два-три дня, но на этот раз так увлекся, что не за метил, как засиделся до глубокой ночи. Проверив последнюю тетрадь, он вы прямился, вытянул за сто лом затекшие ноги и зак рыл глаза. Его мысленному взору представились сразу все ученики, разные по ха рактерам, мыслям и мечтам и в то же время так похожие в едином стремлении чест но жить и приносить поль зу обществу. И усталость, сковавшая все тело уже седеющего учителя, стала растворяться в другом, более сильном чувстве, чувстве гордости за своих питомцев, за кры латую советскую молодежь, перед которой пределы не поставлены! И. ПОДОЛЕЖЕНСКИЙ. ' * СВОР УМЕЛЫХ Пионерский сбор на тему «Что я умею де лать?» открыт. Ребята по очереди показывают гостям—родителям, учи- телям и товарищам— вещи, которые они сами сумели изготовить. Толя Гостев и Шура Сериков преподнесли подарок своим мамам— табуретки. Роди т е л и остались очень доволь ны. Пятиклассница Са ша Шубина показала гостям красиво расши тый узор на полотенце, выполненный простым крестом. Свои вышивки принесли Нина Сидель никова и Валя Панова. Толя Савушкин показал им изготовленный макет скворечника и подробно рассказал, как делать домики для пернатых друзей. Интересный сбор про шел у пионеров первого отряда В.-Казинской се милетней школы. Ф. д ь я ч к и н . с, Чернава,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz