Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
П о следам письма Доро гая редакция! У нас сейчас идет большая борьба за воспитание всесторонне развитого человека, который бы обладал глубокими знаниями, отлично трудился и вместе с тем умел бы отдавать все свои знания и опыт другим. И мне думается, что неправильно поступают те люди, которые получили образование, называют себя интеллигентами, но свои знания не передают широко му кругу людей, молодым рабочим и колхозникам. И ЧЕРНОУСОВ * Боринский район. Уважаемый тов. Черноусое, вместе с вашим письмом редакция получила письмо от т. Казакова из Ведов ского района, которое является в какой-то мере отве том на ваш вопрос. Ниже мы публикуем письмо г. Ка закова. Давно ра зошлись де вушки и юно ши с собрания, а Н а д е ж д а Шубина, секре тарь к о м с о мольской орга низации колхоза имени XX партсъезда, продолжала сидеть, задумавшись, за столом. Случилось неожиданное. Комсомольцы села учинили драку с приехавшими из Липецка шоферами. Кто у них был прав, кто вино ват—судить было трудно. Сельские ребята говорили, что первыми начали дебо ширить липчане, а те сва ливали всю вину на мест ных парней. Комсомольцы, выступая на собрании, су рово осуждали провинив шихся, но в их выступлени ях звучала н некая безна дежность, дескать, что по делаешь. — Одними выговорами дисциплину не наведешь,— послышался вдруг голос. Надежда обернулась и увидела вошедшего кол хозного агронома Ивана Дядичева, совсем недавно приехавшего в колхоз. — Ну, а что же делать? — огорченно воскликнула девушка,—ума не прило жу... — А вы интересовались, как наши комсомольцы ве черами свое свободное вре мя проводят? Придет ве чер, а пойти некуда. Поче му бы не организовать кружки самодеятельности, заинтересовать ребят ка ким-либо хорошим делом? — Хотели мы,—ответила Надежда,—да ничего не получается. Поме щ е н и е клуба, сами знаете, какое, не очень развернешься, му зыкальных инструментов нет... — А все-таки давайте попытаемся,—сказал аг роном,—я вам с удоволь ствием помогу. ...Пришлось самому го ворить чуть ли не с каж дым. Многие обещали прийти на репетицию, но некоторые прямо заявили: «Ничего не выйдет и время попусту нечего терять». На первую репетицию при шли... три человека. Прав да, у входа толпилось де сяток парней и девчат, ко торые пересмеивались и щелкали семечки. Иван по дошел к ним. Упрекать за семечки не стал, а просто спросил: — Скажите, какая вам песня больше всего нра вится? Кто-то растерянно произнес: «Тревожная мо лодость». — Вот и давайте ее споем. Так началось первое за нятие кружка. А в канун праздника Великого Октября был дан первый концерт. Аплоди сменты односельчан поло жили начало не только признанию «артистов», но и дружбе молодежи. ...Рядом с артелью имени XX партсъезда — колхоз «Свобода». Собрались однажды ком сомольцы, чтобы погово рить об учебе сельской мо лодежи. — Учиться мы все не против, — говорили высту- 1ающие, — а как это осу Е С Л И Т Ы ИНТЕЛЛИГЕНТ ... ществить—другое дело, кто нам в этом поможет? — Как кто? — сказал присутствующий здесь ра ботник райкома ВЛКСМ,— в вашей организации состо ит учитель Василий Егор- цов. Разве он не может возглавить это дело? Комсомольцы обернулись, разыскивая глазами Егор- цова, но напрасно, на со брании его не было. Так и разошлись комсомольцы села, ничего не решив. Сейчас на свиноводче ской ферме колхоза среди молодежи разверн у л а с ь борьба за звание коллек тива коммунистического труда. Замечательно тру дятся животноводы, а вот с повышением образования обстоит дело гораздо хуже. Одна из них, Александра Гуркина, рассказывает: — Иной раз книгу проч тешь и как следует в ней не разберешься, а спро сить не у кого. К учителям лучше и не ходи: руками машут — дескать некогда... Встретил однажды секре тарь комсомольской орга низации Иван Раюшкин Егорцова. — Никак не получается у нас с колхозной самодея тельностью, — сказал Р а юшкин. — Помогите нам. — Не до вас мне, — махнул рукой Егорцов, — некогда, я заочник. Ни разу не выступил пе ред колхозниками Егорцов с лекцией или беседой. Пренебрежение обществен ными интересами, уход от активной жизни села, все больше и больше сталки вают его с настоящей до роги, в обочину, где ютят ся остатки обывателей. Главная забота у Егорцова сейчас, где бы приобрести материалы для строитель ства собственного дома. Жить только ради собст венного дома—как это мало для человека! ...Живет в селе Василь евна скромная девушка Зина Коростылева, кол хозница. Учится она заоч но в Усманском сельскохо зяйственном техникуме. ...Осень, дождь, слякоть. Звено Елены Рябкиной,, в котором работает Зина, за канчивает очистку корней сахарной свеклы. Скоро последние центнеры будут отправлены на приемный пункт. — Вот закончим уборку— и снова до весны вместе не соберемся,—говорит одна из девушек.—А ведь при выкли... Вместе лучше. — Девчата,—вступает в разговор Зина,—я недавно читала в газе те про женщин из Рязанской области. Почти в 4 раза обе щают увели чить п р о и з- водство мяса за год. В Мо скве их принимали,—про должает девушка.—А знае те, у меня какая думка? Давайте всем звеном пой дем работать на ферму. Оживленно и весело те перь в клубе села Василь- евка. В нем регулярно ра ботают кружки художест венной самодеятельности, проводятся вечера моло дежи. И инициатор этого— Зина Коростылева. Стрем ление послужить своему родному колхозу, отдать людям свои знания—вот что всегда руководит дви жениями души девушки. Она гордится этим. Да и как не гордиться! Это бла городное чувство окрыляет человека, поднимает его на небывалую высоту. Жить не для себя, а для людей— что может быть выше этого! * * * Так кого же можно на звать настоящим интелли гентом? Только ли образо ванного и воспитанного че ловека? Это еще не все, если человек получил бо гатую теоретическую под готовку. От того, насколько глубоки и содержательны его запросы и интересы, с какой щедростью он де лится своими знаниями с людьми, зависит в первую очередь интеллигентность человека. «А что я даю людям? Какую пользу я принес родному селу?»—вот во просы, которые, думается мне, должны тревожить каждого интеллигента. Г. КАЗАКОВ. Воловский район. Всего два — три года наз а д от многих ро дителей да и учителей можно было нередко слышать, как они, обра щаясь к слабо успеваю щим ученикам, говорили: «С твоими знаниями только рабочим быть, а не в институт идти». Учеников мо существу запугивали физической работой. Сейчас так уже никто не скажет, каждый убе дился, что рабочему у станка требуется не меньше знаний, чем по ступающему в вуз. Когда девятиклассник Цыганков впервые при шел в депо, рабочие, у которых он должен был учиться, не очень пове рили, что из этого па ренька может получить ся хороший мастер. «С его руками на скрипке играть, а не детали то чит»»,— говорили неко торые. — Но юноша быстро освоился, — рассказыва ет главный инженер А. М. Ильин.—Изучил станок. Знания по физи- не, которые он получил в школе, пригодились. А вскоре одному рабочему и Цыганкову было пору чено изготовить одина ковые детали. Юноша юрячо взялся за дело. Бр игада коммуни с т и че с кого тр у да Ва с или я Потапо в а ц еха цен тро б ежной о т л ивки тр у б а кт ивно включила сь в ко м сомольс к и й поход за по в ыш ен ие о бщ ео бра зоват ельного и куль т у р но-т ехн иче с кого у ро в ня . Каждый ч лен э того др у жного но ллен т ива учи т ся. Знан и я по м ога ют м е та ллургам в тр у д е. Член бр игады Бори с Под копа ев сч и та е т с я одн им из лучших опера торо в ц еха цен тро б еж ной о т л ивки тр у б № 2 завода « С в о бодны й со ко л » . НА СНИМКЕ: Б. Под копа ев. Ф ото ю . Ардаш ева. Ш ко ле—уче бны й ц ех Долго ничего не получалось. Но знания, накопленные в шко ле, помогли. И вот практикант стал пере крывать дневную норму взрослого рабочего. Ско- Н а в с т р е ч у с ъ е з д у ) у ч и т е л е й ро ему присвоили про изводственный разряд. Теперь таких, как Цы ганков, которые уже по лучили рабочую специ альность, в школе много. Однако с практикой у нас еще не все в порядке. Вагонное депо — боль шое предприятие, но не настолько, чтобы при нять всех наших воспи танников. И часто с уче никами некому зани маться. Рабочие говорят практикантам: «Познако мься с цехом, присмат ривайся». И ученик «при сматривается». Изредка ему доверяют станок. А через 5—6 месяцев соз дается комиссия и ему присваивают квалифика цию 3-го разряда. И не редки случаи, когда раз ряды присваиваются не заслуженно. Где же вы ход? Необходимо создавать на предприятиях специ альные учебные цехи. Здесь ученики будут не только осваивать про фессию, но и выполнять заказы, так они будут привыкать к настоящей трудовой дисциплине- стремиться выполня' нормы. И мы сможе.. подготовить из молоде жи квалифицированных рабочих. В НИКОЛЬСКИЕ директор средней школы № 99. г. Елец. X Какие только чудеса не бывают на свете! Недавно произошло од но такое необыкновен ное чудо и в автотранс портной конторе № 3. А суть дела вот в чем. В гараже конторы стояла машина - само свал «МАЗ 10—73». Она не могла выйти в рейс, так как у нее не работал подъемник. Прохудил ся сальник. А новых на складе не было. Вот машина и стояла без дела. „ШЕТОШЫЕЗЕРНА",. НАСВАЛКЕ Житейская философия у колхозника Никиты Андре евича Новикова простая: свое бы, личное, хозяйство процветало, а обществен ное — хоть травой зара сти. А коль так, не любит, ох как не любит Никита Анд реевич, когда ему напоми нают, что ненадобно про колхозные дела забывать!.. Даже как-то раз он не по стеснялся посулить брига диру Валентину Тимофе евичу Лысикову, хоть тот и ие любитель спиртного, под носить каждый день по двести граммов водки, толь ко бы пе надоедал брига дир, не звал на работу. — Ты посмотри, Тимо феич, какая обитель,—гово рил с умилением Новиков, показывая свой сад.—Я в рем денек не побуду, гля- ПО С Т А Р О Й ФИЛ О С ОФИИ дишь—и центнера два яб лок на землю опадет. А если их расклюют куры... Прикинь, какой убыток по несу. — Так в тот день и не вы шел на работу Никита Анд реевич. И не етоит зря во рошить документы в прав лен::::, подсчитывать, сколь ко у Новикова трудодней. Их у него, как говорится, раз, два... и обчелся. Так и живет Новиков на земле колхозной, пользует ся всеми ее дарами, а сам не сеет, ие пашет, не ока зывает никакой помощи ар тельному хозяйству. Что надо сделать, чтобы избавить Новикова от не посильного бремени забот о личном хозяйстве, чтобы он мог плодотворво трудиться на благо общества. Быть может, для этого надо больше проводить лекций, бесед и чаще приглашать на «их Новикова или пе ресмотреть границы его приусадебного сада или еще что-либо предпринять?.. В общем, правлению кол хоза должно быть виднее, как поступить в данном случае, только мириться с такими фактами никак нельзя. В. ЛУГОВОЙ. Колхоз имени Фрунзе Лебедянского района. Это тревожило брига дира комсомольско-мо лодежной бригады ком муниста Алекс а н д р а Логотова. Он обратился к механику В. Се; стьянову: — Где взять сальник? — Ищи, может, где- нибудь и найдешь!—от ветил механик. « И отправился Логотов на промысел. Идет по гаражу и думает: «Где найти сальник? А не зай ти ли мне на свалку металлолома?» Начал копаться. И тут-то начались чудеса. Звякнула о железо совершенно новая шесте ренка. Потом вторая, третья... Шестеренки из коробки скоростей, именно те, которые чаще всего нужны шоферам. Логотова охватил азарт. Еще глубже стал он разрывать кучу лома. И вдруг... на свет появился целехонький, нове хонький, с заводской смазкой подъемник. Именно такой подъемник, из-за которого стояла машина «МАЗ 10—73». Стоит он не мало, около 2С00 рублен. Пойди, найди такой где-либо, не сразу разыщешь. Прибежал Логотов в цех, рассказал товари щам о находке, бросились другие к куче мг таллолома и нашли там тоже немало частей к - ' деталей, которых как раз ие хватало на складе. Вот какие чудеса! Только кто их творит, ин тересно? Может ответит на этот вопрос Иван Спири донович Коваленко, начальник автоконто ры № Э? В. ВАСИЛЬЕВ, слесарь АТК-3. г. Липецк,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz