Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
...В химическом кабинете на де- монстрационн о м столе — ворох склянок, минера лов, штативов... У стола в позе мага — учитель Миха ил Иванович В. Он терпе ливо, даже снисходительно ожидает, пока ученики уся дутся и замолчат. Прохо дят три — четыре минуты. Потом он раскрывает жур нал, делает громкую пере кличку. Еще уходят пять— семь бесценных минут, прежде чем учитель «про сит» Виталия Т. рассказать о свойствах металлов глав ной подгруппы второй груп пы периодической системы. — Главную подгруппу, —- бойко начинает Виталий,— составляют бериллий, маг ний... (замолкает). Ему| шепчут огговсюду: «Каль ций, кальций».—Кальций,— добавляет Виталий и опять напрягает слух.» Так, примерно, проходит весь опрос. Михаил Ивано вич рассеянно слушал отве ты учеников, «гмыкал», «да кал», присоединял к колбам резиновые и стеклянные трубочки, зачем-то зажигал дважды и гасил спиртовку, несколько раз выходил в лабораторию... В конце концов, в журна- О ФОКУСЕ И НАСТОЯЩЕМ УРОКЕ ХИМИИ З а м е т к и учи т е л я эту штуку (повертел перед глазами учащихся ка мень)... А что это такое? Кто знает? — Известняк, — отозва лись хором несколько уче ников. — Верно! Если мы этот известняк, содержащий в себе кальций, будем нагре вать, он превратится— во что? — В жженую известь, — прокричали с задней парты. — Верно! В жженую из- АЖДЫЙ комсомолец на Елецком элементном заводе повышает свою весть, или, выражаясь хи- ле появились тройка, чет верка и пятерка, наглядно свидетель с т в у ю щ и е не столько о возрастании ка чества ответов учеников, сколько о снижении внима ния учителя. И только на тридцатой минуте урока Михаил Ива нович, будто спохватив шись, приступил к главному. — Теперь познакомимся со свойствами кальция. Если стола к доске и обратно, сам записывал формулы, сам демонстрировал опыты. После каждого удачного опыта он прищелкивал пальцами и брался за но вый... А ученики пытались понять, о чем им говорит учитель. Но когда Михаил Ивано вич за минуту до звонка вызвал Николая В. повто рить «ему» урок, тот заявил ! I | Навстр ечу съезду учителей "I 5 производственную квалификацию, изучает опыт старших товарищей. Есть чем поделиться одной из лучших работниц завода комсомолке Людмиле Сун-фа. На предприятии она работает четыре года и уже в совершенстве овладела профессией сборщицы батарей. Она ежедневно вырабатывает по 2—3 нормы. Богатый опыт комсомолки очень помогает но вичкам. НА СНИМКЕ: Л. Сун-фа. Фото Ю. АРДАШЕВА. мнческим языком, в окись кальция... На этом закончилась бе седа учителя с учениками. Незаметно он так увлекся, что перестал их спраши вать и вообще ие замечал, что делается вокруг. Он беспрерывно ходил от (Окончание. Начало на 1-й стр.) — Такое дело...— Он по молчал, посматривая на ковш, будто прицеливаясь, и затем добавил: — Тут надо поду мать, так сразу не скажешь... — А что тут думать... Не пони маю,—вмешался в разговор Васи лий Сиротин.—По-моему, надо ска зать мастеру, что ковш не успеем сделать. Пусть приостановят плав ку.—Он помолчал, выжидательно посматривая на товарищей, и уже смело добавил: — Ведь мы тут ни при чем! Ковш вывела из строя первая бригада, им и отвечать!.. — Ну хватит,—перебил его Алек сей.—Наговорил ты много, да про ку мало... Он в сердцах отшвырнул в сторо ну потухшую папиросу. — Не в том дело, Василий, кто будет отвечать,—сказал Александр, с укором взглянув на Сиротина.—* Вопрос в другом, как избежать про стоя печи. Э. ничего ты не пони маешь!.. — Да я что, это я просто так,—- смутился Василий.—А коли такое дело... так я хоть в огонь... — В огонь не надо. А попотеть придется,—переходя на шутливый тон, проговорил Александр и по смотрел на Алексея. Взгляды юношей встретились. Несколько секунд они смотрели П А Р К М О Л О Д О С Т И Наш город летом весь утопает | зелени. Комсомольцы и пионе-; } ры с каждым годом все лучше : | украшают родной Елец. | Два года назад, в канун ' ♦празднования Великого Октября, | молодежь заложила новый боль- ♦шой парк, который потом так и : ♦назвали именем «40-летия Октяб-: | ря». Теперь деревья окрепли, вы- ♦росли. Но за молодым парком ; ♦нужен уход. $ И вот на днях в парк пришли | ребята с лопатами в руках. Это 4 ; были пионеры и комсомольцы | | всех школ города. Они утеплили | | все деревья. А потом разобрали X ; инструмент, саженцы и перешли I ; на новый участок. Тут посадили | ♦еще несколько рядов деревьев. X | Так появились еще новые аллеи. I г . п р и л и п о в , : ученик 10-го класса 15-й школы | -■ Г, Ельца. | С Т А Л Ь друг на друга, потом Алексей отвел глаза в сторону и решительно про говорил: — Ковш надо готовить сейчас. Иначе не успеем и, толкнув Васи лия в бок, весело добавил:— Так как? Сделаем? Василий еще больше смутился, растерянно протянул: — Наверное... сделаем... Александр знал своих товарищей по работе, знал,-что в трудную ми нуту они. не подведут, но все же слова Алексея прозвучали для н ею как чудесная музыка. — ЛешаГ Готовь стакан, ты. Ва силь, начинай очищать. Я подго товлю отверстие. Работа закипела. Алексей быстро приготовил нужный стакан, подо брал втулку и приготовил специаль ную огнеупорную массу, на которую ставится ковшевой стаканчик, подо шел к Александру: •— Готово,—проговорил он, выти рая о тряпку руки.—Давай помогу, А через несколько минут были очищены от шлака стены и днище ковша. Теперь надо было ставить ковшевой стакан. Операция эта от ветственная и требует большого ма стерства. Стакан надо поставить строго вертикально в гнездо. Если стакан будет стоять косо, то струя металла пойдет в бок, и слитки по лучатся некачественные. Дело ос ложнилось еще и тем, что работать надо было там, внутри ковша... Александр аккуратно обмазал ровным слоем огнеупорной массы поверхность стакана, накинул курт ку на голову и, защищая локтем ле вой руки лицо, шагнул в ковш. Не стерпимый жар ударил в лицо, про ник в легкие. Дышать стало трудно. Появилось непреодо лимое желание выскочить из ковша, глотнуть свежего воз духа. Огромным усилием во ли он подавил в себе это же лание, сделал несколько решитель ных шагов и остановился у днища ковша. Здесь было еще жарче. Во рту пересохло. Хотелось пить. По лицу струился пот. рубаха взмокла и прилипла к телу. Александр акку ратна вставил стакан в отверстие, ловко продвинул его вперед и, убе дившись, что стакан не вывалится из гнезда, быстро вышел из ковша. В ушах звенело. сердце колотилось так, будто собиралось выскочить из груди, его удары гулко отдавались в висках. Липкий соленый пот, смешанный с пылью, застилал глаза. Но Александр не обращал на это внимания. Он знал, что ковш будет готов'вовремя. Начало этому было сделано. В ковше уже работали Алексей и Василий. Они центриро вали стакан... И только тогда, когда последняя порция огнеупорной массы легла на свое место, когда Александр убе дился в правильной установке ста кана, он облегченно вздохнул, уста ло отер пот с лица рукавом куртки и посмотрел вокруг. Жизнь шла своим чередом. Цех работал, как хорошо слаженный ме ханизм: вот подали состав с излож ницами под разливку, вот, позвани вая, проехал мощный 125-тонный разливочный кран, вот... Александр заторопился. Надо еще проверить стопор, а потом устано вить его в ковш. Через 30 минут первый килограмм стали коснулся днища ковша. А еще через несколько секунд сталь мощ ным потоком хлынула в ковш. Г. ВАЛИН. Новолипецкий металлургический завод. __ чистосердечно: — А мне непонятно. — Что же тут непонятно го? — Михаил Иванович был искренне возмущен. — Все непонятно, — про бурчал Николай.—Разве с одного раза запомнишь все эти фокусы? И только звонок выручил из неловкого положения и учителя и «бестолкового» ученика. Но выручил ли? * * * Непроницательный уче ник скажет: — Михаил Иванович — веселый человек, добрый, рассказывает много и оце нок плохих не ставит. Но истина познается в сравнении. Заглянем на та кой же урок к Татьяне Ми хайловне Овчинниковой, химику 29-й одиннадцати летней школы г. Липецка. — Она знает, цену каж дой минуте, — говорят про Татьяну Михайловну, - каждому своему и учениче скому слову. И верно, за неточности в формулировках она строго взыскивает, за многословие не жалует. Если Михаил Иванович часто уподобляет ся фокуснику, превращает уроки в развлечение, то Татьяну Михайловну спра ведливо можно сравнить с дирижером симфонического оркестра. Она сама редко пишет на доске, почти не эксперимен тирует: все делают под ее руководством ученики, они работают, если можно так выразиться, весь урок — с первой до последней мину ты. Химия в ее преподава нии — это жизнь, масса простых и сложных явле ний, постоянно происходя щих вокруг нас. Чтобы рассмотреть хими ческие свойства кальция и его соединений, она предла гает учащимся систему строго продуманных вопро сов, на которые они обяза ны сами ответить,—добыть знания путем опытов, отра зить в виде формул, урав нений, реакций... Она, на пример, спрашивает: — Какая химическая ре акция происходит при вы сыхания штукатурки? Ученик отвечает; — Гидрат окиси кальпия (гашеная известь), входя щий в состав штукатурного раствора, при воздействии углекислого газа, имеюще гося в воздухе, превра щается в карбонат кальция, кристаллизуется и вытес няет воду. При высокой температуре реакция проис ходит быстрее, при низкой — медленнее. — Вы согласны с ним?—» обращается к классу Тать яна Михайловна. — Согласны, — отвечают ребята, и каждому хочется еще что-то добавить, рас сказать, например, о том, как ходили на стройки к своим друзьям из треста «Липецкстрой», где виделц этот самый «штукатурный раствор», а потом и сами пользовались им, когда строили школьные мастер ские. Татьяна Михайловна знала об этом и не случай но завела на уроке разговор о штукатурке. На уроках у Татьяны Ми хайловны нет однообразия. — Каждую тему под шаблон не подгонишь, — говорит она.—Приходится постоянно продумывать опыты, тщательно готовить беседу, обращаться непо средственно к жизни. Это., помогает добиваться у уча щихся хороших и прочных знаний. И. ДАНИЛОВ, учитель. П о сл едам неоп уб лико ванны х пи сем М Е Р М П Р И Н Я Т Ы В письме читателя тов. Дорошина, присланном в редакцию газеты «Ленинец», сообщалось, что клуб деревни Танеевки Елецкого района долгое время не ремонтировался. Письмо было направлено для принятия мер в исполком Елецкого районного Совета депутатов трудящихся. Как сообщил заместитель председа теля исполкома тов. Трофимов, в настоящее время клуб отремонтирован, в нем демонстри руются кинофильмы. « З ап иши т е меня в друж инники » Суббота. Вечер. Кинотеатр «Заря». В фойе — полным полно. Касса еще продает билеты. И вся толпа стремится к заветному окошечку. • Группа парней, работая локтями и плечами, на пролом пробирается к кассе. Крик, толкот ня — некому навести здесь порядок. Каково же было мое удивление, когда, войдя в зал, я увидел пять здоровых, крепких ребят с красными повязками. Эго были дружинники.' Они мирно беседовали между собой, изредка равнодушно посматривая на толпу у кассы. А когда открылась дверь в кинозал, дружин ники первыми устремились туда. Устроившись" на барьере у задней стены, они просмотрели фильм «Утраченные (резы» и ушли домой. Мое место оказалось рядом с ними. Я обра тился к высокому парню: *— Разве в этом состоит ваше дежурство — смотреть бесплатно фильмы? Он угрожающе нахмурился, зло спросил: “ А тебе какое дело? Я попытался выяснить, кто были эти дружин ники. Дежурный контролер отве тила: —А кто их знает... Мы их не ре гистрируем... Кажется, из техникума то ли горного, то ли еще какого». Мой сосед-зритель, слушавший этот разговор, улыбаясь, сказал: >—1А меня вы не запишете в дру жинники? Я тоже хочу бесплатно смотреть фильмы. В. МИХАИЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz