Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Н : А ДМХ ялом, м м д а н м совета горо н о, на котором бы­ ли подведены итоги ра ­ боты первых в Л ипецке школ с 1!-летним сроком обучения. Слуша л и с ь отчеты директоров школ №№ 6 и 29. Потом в пре­ ниях выступило еще 8 человек. Выступавшие отмеча­ ли, что в одиннадцати- летках Липецка успеш­ но осуществляется За ­ кон о перестройке шко­ лы, но в деле трудово­ го воспитания учащих­ ся встречаются сейчас большие трудности, ко­ торые необходимо уст­ ранить. Ниже мы публикуем некоторые выступления. СЕГСДНЯ-В ПЛАНА):, ЗАВТРА-В ЖИЗНИ! - Г Мастерские—трудовая школа Прошло то время, когда любовь к труду воспитыва­ лась у учащихся абстрактными разговорами на уроках. Теперь одно из главных ^ практическое овладение трудовыми навыками. Но как это организовать? Такой вопрос остро встал перед нами сразу же после выхода в свет Закона о перестройке школы. Если в некоторых школах уже имелись хорошо оборудова.нные мастерские, или школы находятся поблизости от больших заводов, где ребята вполне МОГУТ проходить производственную практику и даже получать рабочую квалификацию, то у нас в школе мастерские ютились в тесном подвальном поме­ щении, станков тоже никаких не было. А между тем щкола наша должна была стать И-леттней с производ­ ственным обучением. Оставалось одно—создавать учеб­ ные мастерские. На помощь пришли шефы — шахтеры железных рудников, чьи дети обучаются в нашей школе. Они решили за счет рудоуправления построить новые ма­ стерские. Всего !)а это было отпущено 600 тысяч руб­ лей. И вот завезены строительные материалы. Учащиеся сами разгрузили их. потюм вышли на воскресник рыть котлован для будущих мастерских. Тот день, когда ребята заложили первые кирпичи под фундамент, был настоящим праздником в школе. Каждый теперь видел, что давнишняя мечта учителей и учащихся начинает ощ ^м ^ш я тм ж Прошел год. И вот на днях было новое торжество— -открытие мастерских. Это просторное здание на 982 квадратных метра, с огромными окнами, похожее на настоящий завод. В левом кры­ ле здания разместился цех об­ работки металлов, тут рядами стоят 20 новеньких сверлильных, фрезерных, слесарных и других станков. В правом — швейный цех. }7 машинок, несколько гладильных до ­ сок и утюгов вполне достаточно, чтобы обучать дево­ чек швейному мастерству. В центре здания располо­ жился огромный спортивный зал. Теперь ребята уже обучаются в новых мастерских. Пройдет немного времени, и они самостоятельно вста­ нут к станкам, будут сами производить продукцию. За ­ казы мы рассчитываем выполнять самые различные. На первый раз—стулья, столы, в швейном цехе—дет­ ские костюмчики, платья, трусики. Девочки решили отблагодарить шефов за заботу о них—будут шить рука.вицы, которые очень нужны шахтерам. Наша школа находится на окраине поселка, до по­ ля — рукой подать. Вот здесь, на пяти гектарах, мы разбили свое ученическое хозяйство. Так что ребята имеют все условия, чтобы получать необходимые на­ выки и по сельскому хозяйству, закреплять знания по Все преподаватели стремят- ^ ся теперь связывать теорети­ ческие знания учащихся с практическими, порой перено­ сят уроки прямо на учебное поле, в мастерские, в кроль- Ученики теперь растут знаю­ щими, умелыми специалиста­ ми. И А ХОРОХОРИН. директор средней школы № 6. НУЖе н межшнольный завод я Не все еще хорошо у нас с трудоустройством молодежи, окончившей десятилетку. Часто при­ ходят в школу вчераш­ ние выпускники, просят помочь хоть куда-ни- б ^ ш у ^ р о и ^ ^ н а р ^ Куда-нибудь... Разве это'о мы, педагоги, же- лмм своим вы п у ^ ^ ^ кам? Разве не наша прямая обязанность по­ мочь учащимся твердо выбрать себе профессию? Сейчас выпуски и к и школ имеют слабые про­ изводственные навыки щ в этом, комечно, винов­ на школа. Это заставило нас серьезно подумать об организации настоящего обучения полезному тру­ ду Вопрос поставили перед совнархозом. И Это необходимо с д ( В ^ ^ ^ а т ^ ^ школьном интернате орга­ низовать. Давно этого ждут учащиеся. Но у ди­ ректора свои планы. Он продолжает копить. В ди­ ректорский несгора е м ьг й шкаф пошли и те 2 тысячи ' БОО рублей, которые в этом году райфо отпустило шко­ ле на организацию уча­ щимся горячего питания. А между тем 35 детей уходит у них все свобод- ^ между тем он не впер- ное время. При самообслу- ^ые позорит звание совет- к о р о л ь школьного интерната жи­ вут в плохих условиях. В комнате самых юных вос­ питанников —спертый, сы­ рой воздух, холодно, гряз­ но. Мальчики кутаются в п^штц — У вас сегодня не то­ пили? — Мы пробовали, но дрова не разгораются. Сы­ рые, — ответил один из мальчиков. — Что же вы кушали м т д н я ? Ребята мнутся, им по­ чему-то стыдно отвечать. НОШШНЕМ^МИ ^ ш ш ^ ся: — Утром — сало с хле­ бом. вечером — сахар с х л е ^ ^ — А в обед? — В обед — ничего. Выясняется, что часть ребят едят только хлеб, который покупают в бу­ фете за сми дмшщ да изредка пьют горячую во­ ду с сш ш ^ ^ Ё м и с ^ ^ шие ребята из других ком­ нат хоть изредка варят се­ бе постный суп (опять же из своих продуктов), то малыши не в состоянии этого сделать, и по не­ скольку дней совершенно не видят горячей пищи. Но директора это нисколько не волнует. Он невозмути­ мо заявляет: — У нас самообслужи­ вание. так сказать, трудо­ вое воспитание. Пусть са ­ ми варят. Очень странно пони­ мает тов. Якимов трудовое воспитание. До сих пор в интернате нет повара, хо­ тя по штату он должен быть В м ь д м ь д м н в ^ нуждены полностью забо­ титься о себе — на это и живании дети должны толь­ ко помогать повару и тех­ ническим раб о т н и к а м, учиться у них домоводству. Что там говорить о домо­ водстве, если у ребят нет самого необходимого—про­ дуктов, посуды! На 17 чело­ век — одна кастрюля, не­ сколько алюминиевых ми­ сок и одна ог­ ромная круж­ ка. Для печки рш м на 35 человек! В таких условиях живут дети. А директор школы тов. Якимов «заморажи­ ваете деньги, которые го­ сударство специально от­ пускает детям на питание. Для него важно одно — лишь бы не пустовала ди­ ректорская касса, и вся его деятельность посвяще­ на только этому. В этом он видит и цель трудового воспитания детей. Да и о каком трудовом в^питанш! ^ т м м м т и ^ ти речь, если сам руково­ дитель мастерских тов. Му- хортов считает труд горь­ кой обязанностью для де­ тей, а не нужным, радост­ ным для них делом. Вме­ сто того, чтобы воспиты­ вать у учащихся любовь к труду, он запугивает их этим. Однажды Мухортов пришел на урок не в ду­ хе. Его все злило. Каза­ лось, что ученики шумят больше обычного и зада ­ ния выполняют плохо. — Работать заставлю!— закричал «возмущен н ы учитель. Он тут же приказал ре­ бятам убирать мусор, а сам, не дожидаясь конца урока, ушел домой, замк­ нув всех в мастерской. Не­ сколько часов проснделя голодные и усталые дети под замком, задыхаясь от пыли, которую подняли, убирая мусор. Эта грубая выходка Му- хортова, недостойная со­ ветского педагога, возму­ тила и родителей и учите-. лей. Но директор школы к этому отнесся хладнокров­ но. Мухортов никакого взыскания не получил. ского учителя, школу, в которой работает. Три года назад Мухортов в пьяном виде ворвался в сельский Совет и учинил там драку. За это он был осужден, но и вернувшись из тюрьмы, продолжает пить, хулига­ нить. Недавно он учинил грязный скандал в больни­ це. Не удивительно поэто­ му, что на уроках Мухор- това всегда плохая дисцип­ лина, школьники не же­ лают работать в мастер­ ских, плохо учатся по рус­ скому языку, который, по недоразумению, тоже пре­ подает Мухортов. Едва ли похождения Мухортова на этом окон­ чены. Ведь его поощряет сам директор. Точно так же Якимов долгое время скрывал про­ ступки бывшего преподава­ теля физкультуры, который в пьяном виде приходил на урок, дебоширил, по две— три недели не выходил на работу. Несмотря на тре­ бования всего педагогиче­ ского коллектива, Якимов долго не желал выносить ему взыскания. Так может делать толь­ ко человек, который не стремится воспитывать де­ тей полноценными строите­ лями коммунизма, который не любит их, человек с хо­ лодным сердцем. Вот тут, кстати, и вспом­ нились слова пожилого колхозника: «В груди Яки­ мова и лед не растает. Что хочет он, то и делаетж. Не случайно на селе его мет­ ко прозвали «королем:^. Б ПОНЯТАЕВ. с. Верхняя Матренка Добринского района. Настало время создать в Липецке межшколь­ ный завод. Сразу это сделать будет, конечно, трудно, но организовать межшкольные мастер­ ские можно уже сейчас. Для этого есть все ус­ ловия. Например, над школами левобережной части города шефствуют богатые организации — НЛМЗ, завод «Сгройдетальу, ЛТЗ, трест «Липецкстрой^. Разве совместными силами они не смогут создать такие межшкольные мастер­ ские? На Новолипецком заводе сейчас есть да ­ же свободное помещение, где находились меха­ нические мастерские. ' Кроме того, волнует еще один вопрос. Нам, преподавателям основ производства, сейчас труд­ но приходится из-за отсутствия каких бы то ни было методических разработок по основам про­ изводства. Разработки такие выпускаются, но в книжных магазинах города найти их невозмож­ но. В Липецке есть школы, которые имеют боль­ шой опыт обучения учащихся производительно- полезному труду. Например, 31-я трудовая по­ литехническая школа с одиннадцатилетним сро­ ком обучения Ее опыт изучают за пределами нашей области. А мы в своем городе этого, как ни странно, — не делаем. Пора уже гороно обобщить опыт работы луч­ ших школ города, а областному издательству — выпустить специальные методические брошюры в помощь учителям по труду. И. П ЖЕВАТОВСКИИ. руководитель основ производства средней школы № 29. ОГДА Валя Стюфляева впервые пришла на завод, ей все здесь было ново. В школьных мастерских она уже научилась работать . на фрезерном станке А теперь на заводе она получила произ­ водственный разряд и считается настоящей фрезеровщицей. Вместе с Валей проходят практику на тракторном заводе еще 180 старшеклассников липецкой средней школы № 31. НА СНИМКЕ: ученица 11-го класса школы №31 Валя Стюфляева. , Фою В. ПРОВОТОРОВА. вот было решено рас­ пределить всех старше- классников-практи к а н- тов по цехам Новоли- пецкого металлургиче- с:сого завода, ОТК-3 и завода «Стройдеталы. Здесь ребята учатся па прибористов, автослеса­ рей, токарей, обмотчи­ ков. Обучают их опыт­ ные мастера. С руково­ дителями заводов есть теперь договоренность, что после окончания школы учащиеся будут приняты на заводы по специальности. Однако на заводах нам удалось организо­ вать практику лишь только для девятикласс­ ников, другим в цехах не нашлось свсбод!]ых рабочих мест. Кроме того, мастера - инструк­ торы, которые обучают ребят, во время рабоче­ го дня не всегда могут уделить им достаточное внимание А что же бу­ дет, когда в школе по­ явится 11-й класс, ко­ гда практикантов станет вдвое — втрое больше, чем теперь? Выход есть. Необхо­ димо создать в Липецке межшкольный учебный завод, где станут прохо­ дить практику учащиеся сразу нескольких школ. Инструкторы тут долж­ ны быть освобожденны­ ми из числа квалифици­ рованных мастеров. Вот тогда-то наши выпускники смогут по­ лучить вместе с аттеста­ том зрелости заслужен­ ную рабочую квалифи­ кацию. А. С НИКИФОРОВ директор средней школы № 29. ПЕН (]ИМЕРЫ В С Т О Р В Н Е : НЕ ВЕТАНУТЕЯ : Смотрю я, как наши школы по - новому строят работу, и хо- ! чется снова вернуться в школу, к детям. А что ж. разве мы, ста­ рые учителя, ушедшие на пенсию, должны си­ деть в такое время сложа руки? Мне ка­ жется, пенсионеры мо­ гут принести немалую пользу в воспитании детей. Учащимся городских школ надо давать проч­ ные логии. Сейчас пока в школах еще не везде имеются хорошие уча­ стки земли, не все имеют возможность посадить сад. Необхо­ димо создать меж­ школьные ученические хозяйства, где были бы своя техника, хо­ рошие инструкторы. Вот тут-то и долж­ ны сказать свое слово пенсионеры. Гор о д- скому совету пенсио­ неров необходимо вы­ делить инструкторами опытных учителей, аг­ рономов, инженеров, ушедших на пенсию. Мо!у смело сказать, что среди нас не най­ дется такого человека, который бы отказал­ ся помочь в важном дм е — п ^ к ^ ^ й к с шкмы И И ЩЕГЛОВ, учитель-пенсионер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz