Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
Н : А ДМХ ялом, м м д а н м совета горо н о, на котором бы ли подведены итоги ра боты первых в Л ипецке школ с 1!-летним сроком обучения. Слуша л и с ь отчеты директоров школ №№ 6 и 29. Потом в пре ниях выступило еще 8 человек. Выступавшие отмеча ли, что в одиннадцати- летках Липецка успеш но осуществляется За кон о перестройке шко лы, но в деле трудово го воспитания учащих ся встречаются сейчас большие трудности, ко торые необходимо уст ранить. Ниже мы публикуем некоторые выступления. СЕГСДНЯ-В ПЛАНА):, ЗАВТРА-В ЖИЗНИ! - Г Мастерские—трудовая школа Прошло то время, когда любовь к труду воспитыва лась у учащихся абстрактными разговорами на уроках. Теперь одно из главных ^ практическое овладение трудовыми навыками. Но как это организовать? Такой вопрос остро встал перед нами сразу же после выхода в свет Закона о перестройке школы. Если в некоторых школах уже имелись хорошо оборудова.нные мастерские, или школы находятся поблизости от больших заводов, где ребята вполне МОГУТ проходить производственную практику и даже получать рабочую квалификацию, то у нас в школе мастерские ютились в тесном подвальном поме щении, станков тоже никаких не было. А между тем щкола наша должна была стать И-леттней с производ ственным обучением. Оставалось одно—создавать учеб ные мастерские. На помощь пришли шефы — шахтеры железных рудников, чьи дети обучаются в нашей школе. Они решили за счет рудоуправления построить новые ма стерские. Всего !)а это было отпущено 600 тысяч руб лей. И вот завезены строительные материалы. Учащиеся сами разгрузили их. потюм вышли на воскресник рыть котлован для будущих мастерских. Тот день, когда ребята заложили первые кирпичи под фундамент, был настоящим праздником в школе. Каждый теперь видел, что давнишняя мечта учителей и учащихся начинает ощ ^м ^ш я тм ж Прошел год. И вот на днях было новое торжество— -открытие мастерских. Это просторное здание на 982 квадратных метра, с огромными окнами, похожее на настоящий завод. В левом кры ле здания разместился цех об работки металлов, тут рядами стоят 20 новеньких сверлильных, фрезерных, слесарных и других станков. В правом — швейный цех. }7 машинок, несколько гладильных до сок и утюгов вполне достаточно, чтобы обучать дево чек швейному мастерству. В центре здания располо жился огромный спортивный зал. Теперь ребята уже обучаются в новых мастерских. Пройдет немного времени, и они самостоятельно вста нут к станкам, будут сами производить продукцию. За казы мы рассчитываем выполнять самые различные. На первый раз—стулья, столы, в швейном цехе—дет ские костюмчики, платья, трусики. Девочки решили отблагодарить шефов за заботу о них—будут шить рука.вицы, которые очень нужны шахтерам. Наша школа находится на окраине поселка, до по ля — рукой подать. Вот здесь, на пяти гектарах, мы разбили свое ученическое хозяйство. Так что ребята имеют все условия, чтобы получать необходимые на выки и по сельскому хозяйству, закреплять знания по Все преподаватели стремят- ^ ся теперь связывать теорети ческие знания учащихся с практическими, порой перено сят уроки прямо на учебное поле, в мастерские, в кроль- Ученики теперь растут знаю щими, умелыми специалиста ми. И А ХОРОХОРИН. директор средней школы № 6. НУЖе н межшнольный завод я Не все еще хорошо у нас с трудоустройством молодежи, окончившей десятилетку. Часто при ходят в школу вчераш ние выпускники, просят помочь хоть куда-ни- б ^ ш у ^ р о и ^ ^ н а р ^ Куда-нибудь... Разве это'о мы, педагоги, же- лмм своим вы п у ^ ^ ^ кам? Разве не наша прямая обязанность по мочь учащимся твердо выбрать себе профессию? Сейчас выпуски и к и школ имеют слабые про изводственные навыки щ в этом, комечно, винов на школа. Это заставило нас серьезно подумать об организации настоящего обучения полезному тру ду Вопрос поставили перед совнархозом. И Это необходимо с д ( В ^ ^ ^ а т ^ ^ школьном интернате орга низовать. Давно этого ждут учащиеся. Но у ди ректора свои планы. Он продолжает копить. В ди ректорский несгора е м ьг й шкаф пошли и те 2 тысячи ' БОО рублей, которые в этом году райфо отпустило шко ле на организацию уча щимся горячего питания. А между тем 35 детей уходит у них все свобод- ^ между тем он не впер- ное время. При самообслу- ^ые позорит звание совет- к о р о л ь школьного интерната жи вут в плохих условиях. В комнате самых юных вос питанников —спертый, сы рой воздух, холодно, гряз но. Мальчики кутаются в п^штц — У вас сегодня не то пили? — Мы пробовали, но дрова не разгораются. Сы рые, — ответил один из мальчиков. — Что же вы кушали м т д н я ? Ребята мнутся, им по чему-то стыдно отвечать. НОШШНЕМ^МИ ^ ш ш ^ ся: — Утром — сало с хле бом. вечером — сахар с х л е ^ ^ — А в обед? — В обед — ничего. Выясняется, что часть ребят едят только хлеб, который покупают в бу фете за сми дмшщ да изредка пьют горячую во ду с сш ш ^ ^ Ё м и с ^ ^ шие ребята из других ком нат хоть изредка варят се бе постный суп (опять же из своих продуктов), то малыши не в состоянии этого сделать, и по не скольку дней совершенно не видят горячей пищи. Но директора это нисколько не волнует. Он невозмути мо заявляет: — У нас самообслужи вание. так сказать, трудо вое воспитание. Пусть са ми варят. Очень странно пони мает тов. Якимов трудовое воспитание. До сих пор в интернате нет повара, хо тя по штату он должен быть В м ь д м ь д м н в ^ нуждены полностью забо титься о себе — на это и живании дети должны толь ко помогать повару и тех ническим раб о т н и к а м, учиться у них домоводству. Что там говорить о домо водстве, если у ребят нет самого необходимого—про дуктов, посуды! На 17 чело век — одна кастрюля, не сколько алюминиевых ми сок и одна ог ромная круж ка. Для печки рш м на 35 человек! В таких условиях живут дети. А директор школы тов. Якимов «заморажи ваете деньги, которые го сударство специально от пускает детям на питание. Для него важно одно — лишь бы не пустовала ди ректорская касса, и вся его деятельность посвяще на только этому. В этом он видит и цель трудового воспитания детей. Да и о каком трудовом в^питанш! ^ т м м м т и ^ ти речь, если сам руково дитель мастерских тов. Му- хортов считает труд горь кой обязанностью для де тей, а не нужным, радост ным для них делом. Вме сто того, чтобы воспиты вать у учащихся любовь к труду, он запугивает их этим. Однажды Мухортов пришел на урок не в ду хе. Его все злило. Каза лось, что ученики шумят больше обычного и зада ния выполняют плохо. — Работать заставлю!— закричал «возмущен н ы учитель. Он тут же приказал ре бятам убирать мусор, а сам, не дожидаясь конца урока, ушел домой, замк нув всех в мастерской. Не сколько часов проснделя голодные и усталые дети под замком, задыхаясь от пыли, которую подняли, убирая мусор. Эта грубая выходка Му- хортова, недостойная со ветского педагога, возму тила и родителей и учите-. лей. Но директор школы к этому отнесся хладнокров но. Мухортов никакого взыскания не получил. ского учителя, школу, в которой работает. Три года назад Мухортов в пьяном виде ворвался в сельский Совет и учинил там драку. За это он был осужден, но и вернувшись из тюрьмы, продолжает пить, хулига нить. Недавно он учинил грязный скандал в больни це. Не удивительно поэто му, что на уроках Мухор- това всегда плохая дисцип лина, школьники не же лают работать в мастер ских, плохо учатся по рус скому языку, который, по недоразумению, тоже пре подает Мухортов. Едва ли похождения Мухортова на этом окон чены. Ведь его поощряет сам директор. Точно так же Якимов долгое время скрывал про ступки бывшего преподава теля физкультуры, который в пьяном виде приходил на урок, дебоширил, по две— три недели не выходил на работу. Несмотря на тре бования всего педагогиче ского коллектива, Якимов долго не желал выносить ему взыскания. Так может делать толь ко человек, который не стремится воспитывать де тей полноценными строите лями коммунизма, который не любит их, человек с хо лодным сердцем. Вот тут, кстати, и вспом нились слова пожилого колхозника: «В груди Яки мова и лед не растает. Что хочет он, то и делаетж. Не случайно на селе его мет ко прозвали «королем:^. Б ПОНЯТАЕВ. с. Верхняя Матренка Добринского района. Настало время создать в Липецке межшколь ный завод. Сразу это сделать будет, конечно, трудно, но организовать межшкольные мастер ские можно уже сейчас. Для этого есть все ус ловия. Например, над школами левобережной части города шефствуют богатые организации — НЛМЗ, завод «Сгройдетальу, ЛТЗ, трест «Липецкстрой^. Разве совместными силами они не смогут создать такие межшкольные мастер ские? На Новолипецком заводе сейчас есть да же свободное помещение, где находились меха нические мастерские. ' Кроме того, волнует еще один вопрос. Нам, преподавателям основ производства, сейчас труд но приходится из-за отсутствия каких бы то ни было методических разработок по основам про изводства. Разработки такие выпускаются, но в книжных магазинах города найти их невозмож но. В Липецке есть школы, которые имеют боль шой опыт обучения учащихся производительно- полезному труду. Например, 31-я трудовая по литехническая школа с одиннадцатилетним сро ком обучения Ее опыт изучают за пределами нашей области. А мы в своем городе этого, как ни странно, — не делаем. Пора уже гороно обобщить опыт работы луч ших школ города, а областному издательству — выпустить специальные методические брошюры в помощь учителям по труду. И. П ЖЕВАТОВСКИИ. руководитель основ производства средней школы № 29. ОГДА Валя Стюфляева впервые пришла на завод, ей все здесь было ново. В школьных мастерских она уже научилась работать . на фрезерном станке А теперь на заводе она получила произ водственный разряд и считается настоящей фрезеровщицей. Вместе с Валей проходят практику на тракторном заводе еще 180 старшеклассников липецкой средней школы № 31. НА СНИМКЕ: ученица 11-го класса школы №31 Валя Стюфляева. , Фою В. ПРОВОТОРОВА. вот было решено рас пределить всех старше- классников-практи к а н- тов по цехам Новоли- пецкого металлургиче- с:сого завода, ОТК-3 и завода «Стройдеталы. Здесь ребята учатся па прибористов, автослеса рей, токарей, обмотчи ков. Обучают их опыт ные мастера. С руково дителями заводов есть теперь договоренность, что после окончания школы учащиеся будут приняты на заводы по специальности. Однако на заводах нам удалось организо вать практику лишь только для девятикласс ников, другим в цехах не нашлось свсбод!]ых рабочих мест. Кроме того, мастера - инструк торы, которые обучают ребят, во время рабоче го дня не всегда могут уделить им достаточное внимание А что же бу дет, когда в школе по явится 11-й класс, ко гда практикантов станет вдвое — втрое больше, чем теперь? Выход есть. Необхо димо создать в Липецке межшкольный учебный завод, где станут прохо дить практику учащиеся сразу нескольких школ. Инструкторы тут долж ны быть освобожденны ми из числа квалифици рованных мастеров. Вот тогда-то наши выпускники смогут по лучить вместе с аттеста том зрелости заслужен ную рабочую квалифи кацию. А. С НИКИФОРОВ директор средней школы № 29. ПЕН (]ИМЕРЫ В С Т О Р В Н Е : НЕ ВЕТАНУТЕЯ : Смотрю я, как наши школы по - новому строят работу, и хо- ! чется снова вернуться в школу, к детям. А что ж. разве мы, ста рые учителя, ушедшие на пенсию, должны си деть в такое время сложа руки? Мне ка жется, пенсионеры мо гут принести немалую пользу в воспитании детей. Учащимся городских школ надо давать проч ные логии. Сейчас пока в школах еще не везде имеются хорошие уча стки земли, не все имеют возможность посадить сад. Необхо димо создать меж школьные ученические хозяйства, где были бы своя техника, хо рошие инструкторы. Вот тут-то и долж ны сказать свое слово пенсионеры. Гор о д- скому совету пенсио неров необходимо вы делить инструкторами опытных учителей, аг рономов, инженеров, ушедших на пенсию. Мо!у смело сказать, что среди нас не най дется такого человека, который бы отказал ся помочь в важном дм е — п ^ к ^ ^ й к с шкмы И И ЩЕГЛОВ, учитель-пенсионер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz