Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

С 14 по 18 сентября в Липецке гостила делегация .Чехословацкого союза молодежи. НА СНИМКЕ: на ударной стройке коксохимического цеха Новолипецкого металлургического завода встретились Герой Социалистического Труда Алек­ сандр Иванович Рыбаков и бригадир бригады, борющейся за звание социали­ стического труда Есеф Гампрл из Чехословакии. Им есть о чем поговорить. Н а ши з емл я к и У ч е ный, о р г а н и з а т о р Завтра, 20 сентября 1959 года, исполняется 85 лет со дня рожде ­ ния Николая Александ­ ровича Семашко, наше­ го земляка, видного д е ­ ятеля Коммунист и ч е- ской партии и Совет­ ского государства, за ­ служенного деятеля на­ уки. Николай Александро­ вич Семашко родился 8 (20 ) сентября 1874 года в деревне Ливен- ской Елецкого уезда. Окончив Е л е ц к у ю классическую гимназию, Н. А. Семашко посту­ пил в Московский уни­ верситет на медицин­ ский факультет, где с головой ушел в револю­ ционную работу. Он связывается с марк­ систскими кружками, изучает труды Маркса, Эшельса и Г. Е. Пле­ ханова, знакомится с книгой В. И. Ленина «Что такое «друзья на ­ рода» и как они воюют против социал-демокра­ тов». В 1895 году он был арестован и заклю­ чен в московскую тюрь­ му. После трехмесячно­ го пребывания в тюрь­ ме в связи с тем, что не было явных улик о его революционной работе, Николая Алек­ сандровича выслали на три года под надзор полиции в родной ему Елец. Пребывая в Ель­ це, Николай Александ­ рович основательно изу ­ чает марксистскую ли­ тературу, органи з у е т Д ВЕРИ зала распах­ нулись, и в фойе стал слышен гул возбужденных голосов. Шло совещание передовиков сельского хозяйства. Дело­ вые разговоры не утихли даже в перерыв. Только один человек, привалясь к спинке стула, смотрел на всех безразличным взгля­ дом. Его молодое курносое, типично русское лицо по­ казалось мне знакомым. — Не узнаешь, земляк?— обратился парень ко мне. Я отрицательно покачал головой. — Ну, Васька я, Поспелов. Помнишь армию, морзянку? Ти-ти-ти-та!—пропел он и засмеялся. — Васька 1.,, «, С Василием Поспеловым революционные кружки и ведет пропаганду сре­ ди железнодорожников. В городе Ельце до сих пор сохранился домик, в котором жил Семашко. Победа Великой Ок­ тябрьской социалисти­ ческой революции пре­ доставила широкую воз­ можность Н. А. Семаш­ ко развернуть свои да ­ рования в области ме­ дицины. Сначала он ра­ ботает заведующим ме- I К 8 5 - л е т и ю | | с о Они р ож д е н и я I дико-санитарным отде ­ лом Моссовета, а в 1918 году назначается пер ­ вым наркомом здраво ­ охранения. Семашко разрабаты­ вает такие важные во­ просы здравоохранения, как охрана материнства и младенчества, охрана здоровья детей, борьба с социальными болезня ­ ми. Им написано более 250 работ. Среди них особый интерес пред­ ставляют «Основы со ­ ветской мед и ц и н ы», «Основы гигиены», «На ­ ука и религия о здо ­ ровье» и другие. Многие из книг, подаренные землякам с его автогра­ фами, хранятся в Елец­ ком краеведческом му ­ зее. В музее же можно видеть его фотографии, документы и выдержки из писем В. И. Ленина, адресованных Семашко. С 1930 года Семашко — на ответственных по­ стах в Президиуме ВЦИК. Он ведет боль­ шую преподавательскую работу. В последние го­ ды жизни Семашко стоит во главе Института здра ­ воохранения и истории медицины Акад е м и и медицинских наук и Ин­ ститута школьной гиги­ ены Академии педаго ­ гических наук РСФСР. Его избирают действи­ тельным членом Акаде­ мии наук СССР. За за ­ слуги перед советским народом Николай Алек­ сандрович награ ж д е и орденами Ленина и Тру­ дового Красного Знаме­ ни. Умер Семашко 18 мая 1949 года. Советский народ свя ­ то чтит память о выда­ ющемся деятеле Ком­ мунистической партии и Советского государства. На его родине в Ельце установлена мемориаль­ ная доска на доме, в котором жил Семашко. А улица, где стоит дом, носит его имя. Вся жизнь Н. А. Се­ машко — пример без ­ заветного слу ж е н и я светлому будущему все­ го человечества —. ком­ мунизму. И. ТОРОПОВ, преподаватель Липецкого пединститута. СУД ЬБЫ РА ЗНЫ Е , ПУТЬ ОДИН / Звонок возвестил о на­ чале лекции, и в студенче­ скую аудиторию шумной гурьбой хлынули перво­ курсники. С первого взгля­ да можно было выделить среди них тех, что пришел в институт не как вчераш­ ний школьник, полный со­ мнений и колебаний, а как человек, который многое повидал в жизни, твердо уверенный в том, что про­ фессия педагога —его при­ звание. Таких на историко-фило­ логическом факультете не­ мало, больше трети. Они совсем непохожи друг на друга — с разными харак­ терами, интересами, склон­ ностями. Но у каждого из этих студентов одна меч­ та: стать настоящим педа­ гогом, Саша Кузнецов мечтает об этом, можно сказать, с детства, со школьных лет. В той Лебедянской школе, где он учился, преподавал историю Федор Сергеевич Васильев, педагог, страст­ но влюбленный в свою про­ фессию. Он приходил в класс с портфелем, туго набитым разными газетными вырез­ ками, старыми картами, своими заметками. И рас­ сказывал о далеких време­ нах и странах так увлека­ тельно, что ребята слушали его, затаив дыхание. И, конечно. каждый хотел стать таким же, как Федор Сергеевич. Хотел этого и Саша. Правда, после окончания школы он пошел на ма­ шиностроительный завод, стал работать фрезеров­ щиком. Но разве хорошее знание жизни, производст­ ва помешает будущему педагогу? Нет, конечно. Оно только поможет ему. Осенью 1956 года Алек­ сандра Кузнецова призвали в армию. В воинской части он был не только отлични­ ком боевой и политической подготовки, но и секрета­ рем комсомольской орга­ низации. Александр имеет 14 поощрений от командо­ вания, награжден грамо­ той ЦК ВЛКСМ. И нет ничего удивительного в том, что студенты-одно­ курсники в первый же день занятий оказали ему боль­ шое доверие, избрав комс­ оргом группы. Товарищ Александра Вик­ тор Петров — они позна­ комились еще в Лебедяни —тоже увлекся историей со школьной, скамьи. Учил­ ся он на Сахалине, в не­ большом городке Томари. Однажды Виктор побывал в Южно-Сахалинске, в краеведческом музее, в ко­ тором сохранились доку­ менты русско-япон с к о й войны и различные записи, связанные с пребыванием А. П. Чехова на Сахалине. С тех пор Виктор твердо решил, что будет истори­ ком. Получив аттестат, он приехал в Лебедянь, и рай­ ком комсомола направил его заведовать Стрелецкой избой - читальней. Вскоре Виктора избрали секрета­ рем комсомольской органи­ зации колхоза. А потом он ушел в ар­ мию. Служил в артилле­ рийской батарее, был командиром отдел е н и я, комсоргом батареи, а ведь им может быть только тот, кто обладает педагогиче­ ским талантом, хорошо знает психологию человека. Из армии Виктор Петров вернулся уже коммунистом. Сейчас он староста группы. В этой группе немало и других ребят и девушек, чей путь в пединститут был именно таким, каким идут сейчас многие: не со школьной скамьи, а лишь спустя несколько лет, ко­ гда окончательно узнаешь, какую дорогу выбрать в жизни. Иван Боровских, пришел в институт после службы во флоте, а его однокурс­ ница Валентина Тюленева имеет уже за плечами двухлетний стаж педагоги­ ческой работы. Окончив семь классов, девушка по­ ступила в Макеевское пед­ училище, и в 1957 году ее направили на работу в Харцизскую семилетн юю школу. Валентина препо­ давала в начальных клас­ сах, С первых дней она горячо полюбила свою ра ­ боту учительницы. — Да и как же иначе?— говорит Валентина.— Раз ­ ве не приятно матери, ког­ да ее малыш начинает хо­ дить? Так и нам, учителям: сколько радости доставляет ученик, когда он с каждым днем все увереннее начи­ нает выводить в своей тетрадке первые буквы. Какой богатый мир откры­ вается для него! Два года проработала в школе Валентина Тюлене­ ва, Кроме того, она ходи­ ла с ребятами в турист­ ские походы по родному краю, вела гимнастический кружок. Теперь Валентина сту­ дентка. Девушка знает, КОРЕНЬ ЖИЗНИ Б Ы Л Ь ст а т а я х я »гв*я*вщ-яч1 места на место. После тех­ никума направили в сов­ хоз. Главный механик там был практик. Диплома не имел, но мы вместе учились на кур­ сах авиационных радистов. В армию он попал, не успев закончить техникума меха­ низации, где учился и я. В роте Василия считали чуда­ ком. Он увлекался радио­ техникой, собирал приемни­ ки, вечно бегал по учебным кабинетам с паяльником в руках. Но у него ничего не получалось. Приемники пос- пеловской конструкции мол­ чали, как рыбы. Сложные схемы не оживали. Но Ва­ силий был из одержимых. Вскоре курсант Поспелов стал заправским мастером по радиоаппаратуре. Сме­ яться над ним, конечно, пе­ рестали. И вот мы снова встрети­ лись с Василием. —Не клеится у меня с работой,— заговорил он.—■ Хвастаться не буду, по зна-- ниям я не Архимед, но к машинам имею особую при­ вязанность. Вот как-то ку­ пил старенький мотоцикл. И что ж..,, Повозился с ним недельку —даже бывший хозяин не узнал, —Так в чем же дело? По­ чему. говоришь, не клеит­ ся? Василий задумался. Ус­ мешка скользнула по его губам. — Перекати-поле знаешь? Так вот я вроде этой травы стал. Гоняет меня судьба с человек как будто неплохой. А вот начал на меня доносы писать, небы­ лицы сочинять. «И чем это я ему насолил?»—думал я, а потом догадался. Причина житейская: испугался он, что со временем вытесню его, займу должностное мес­ то. Ну и оказался без рабо­ ты. Очутился в колхозе «Путь к коммунизму» Елец­ кого района. Колхоз этот перспективный, растущий. Пришелся я тут ко двору. Принимал технику от МТС, укомплектовывал ее. Но по­ том подошла весна, распу­ тица, а в колхозе решили не оплачивать должность механика деньгами. Я же (Окончание на 4-й стр.) что не ошиблась, решив стать педагогом. Примерно так же сложи­ лась судьба Любы Сотни­ ковой. В 1954 году она окончила Лебедянское пед­ училище. Работала в Ка ­ захстане заведующей на­ чальной школой. А сейчас девушка поступила на пер­ вый курс Липецкого пед­ института. Или взять Лиду Дубови- кову. Вот что написала она в своем заявлении: «Хочу быть педагогом, так как мне нравится работать. с детьми». И это не про­ сто слова. Еще в школе Лида была пионервожатой, ходила с ребятами в похо­ ды и экскурсии. Окончив десять классов, девушка решила остаться года на два в колхозе, была звень­ евой комсомольско-моло­ дежного звена, комсоргом- группы. Все это крупицы жиз­ ненного опыта, которые,, конечно, пригодятся Лиде, как -сейчас, в период сту­ денческой жизни, так и во время ее будущей работы педагогом, А время это не так уж далеко, как кажется на первый взгляд. Годы учебы пролетят незаметно. Сего­ дняшние первокурс н и к и станут выпускниками, вме­ сте с дипломом получат направление на работу и с вполне понятным волнени­ ем в сердце переступят по­ роги классов. И можно не сомневать­ ся, что такие студенты, как эти ребята и девушки,, о которых мы рассказали,, станут настоящими педаго­ гами. Ю. КАРЖАВИН. гК***» ♦♦»♦♦♦, После окончания Ниж­ не-Тагильского горноме- таллургического техни­ кума комсомолец Миха- :; ил Артемихиц пришел работать на Новолипец­ кий металлургический завод. Сейчас Михаил • трудится на монтаже оборудования пятиклето- вого стана. С пуском Цеха холодного проката он будет работать опе­ ратором в травильном отделении. Новолипецкий метал- • лургический завод стал • трудовой школой для мо­ лодого специалиста. НА СНИМКЕ: Михаил 1 Артемихин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz