Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
С 14 по 18 сентября в Липецке гостила делегация .Чехословацкого союза молодежи. НА СНИМКЕ: на ударной стройке коксохимического цеха Новолипецкого металлургического завода встретились Герой Социалистического Труда Алек сандр Иванович Рыбаков и бригадир бригады, борющейся за звание социали стического труда Есеф Гампрл из Чехословакии. Им есть о чем поговорить. Н а ши з емл я к и У ч е ный, о р г а н и з а т о р Завтра, 20 сентября 1959 года, исполняется 85 лет со дня рожде ния Николая Александ ровича Семашко, наше го земляка, видного д е ятеля Коммунист и ч е- ской партии и Совет ского государства, за служенного деятеля на уки. Николай Александро вич Семашко родился 8 (20 ) сентября 1874 года в деревне Ливен- ской Елецкого уезда. Окончив Е л е ц к у ю классическую гимназию, Н. А. Семашко посту пил в Московский уни верситет на медицин ский факультет, где с головой ушел в револю ционную работу. Он связывается с марк систскими кружками, изучает труды Маркса, Эшельса и Г. Е. Пле ханова, знакомится с книгой В. И. Ленина «Что такое «друзья на рода» и как они воюют против социал-демокра тов». В 1895 году он был арестован и заклю чен в московскую тюрь му. После трехмесячно го пребывания в тюрь ме в связи с тем, что не было явных улик о его революционной работе, Николая Алек сандровича выслали на три года под надзор полиции в родной ему Елец. Пребывая в Ель це, Николай Александ рович основательно изу чает марксистскую ли тературу, органи з у е т Д ВЕРИ зала распах нулись, и в фойе стал слышен гул возбужденных голосов. Шло совещание передовиков сельского хозяйства. Дело вые разговоры не утихли даже в перерыв. Только один человек, привалясь к спинке стула, смотрел на всех безразличным взгля дом. Его молодое курносое, типично русское лицо по казалось мне знакомым. — Не узнаешь, земляк?— обратился парень ко мне. Я отрицательно покачал головой. — Ну, Васька я, Поспелов. Помнишь армию, морзянку? Ти-ти-ти-та!—пропел он и засмеялся. — Васька 1.,, «, С Василием Поспеловым революционные кружки и ведет пропаганду сре ди железнодорожников. В городе Ельце до сих пор сохранился домик, в котором жил Семашко. Победа Великой Ок тябрьской социалисти ческой революции пре доставила широкую воз можность Н. А. Семаш ко развернуть свои да рования в области ме дицины. Сначала он ра ботает заведующим ме- I К 8 5 - л е т и ю | | с о Они р ож д е н и я I дико-санитарным отде лом Моссовета, а в 1918 году назначается пер вым наркомом здраво охранения. Семашко разрабаты вает такие важные во просы здравоохранения, как охрана материнства и младенчества, охрана здоровья детей, борьба с социальными болезня ми. Им написано более 250 работ. Среди них особый интерес пред ставляют «Основы со ветской мед и ц и н ы», «Основы гигиены», «На ука и религия о здо ровье» и другие. Многие из книг, подаренные землякам с его автогра фами, хранятся в Елец ком краеведческом му зее. В музее же можно видеть его фотографии, документы и выдержки из писем В. И. Ленина, адресованных Семашко. С 1930 года Семашко — на ответственных по стах в Президиуме ВЦИК. Он ведет боль шую преподавательскую работу. В последние го ды жизни Семашко стоит во главе Института здра воохранения и истории медицины Акад е м и и медицинских наук и Ин ститута школьной гиги ены Академии педаго гических наук РСФСР. Его избирают действи тельным членом Акаде мии наук СССР. За за слуги перед советским народом Николай Алек сандрович награ ж д е и орденами Ленина и Тру дового Красного Знаме ни. Умер Семашко 18 мая 1949 года. Советский народ свя то чтит память о выда ющемся деятеле Ком мунистической партии и Советского государства. На его родине в Ельце установлена мемориаль ная доска на доме, в котором жил Семашко. А улица, где стоит дом, носит его имя. Вся жизнь Н. А. Се машко — пример без заветного слу ж е н и я светлому будущему все го человечества —. ком мунизму. И. ТОРОПОВ, преподаватель Липецкого пединститута. СУД ЬБЫ РА ЗНЫ Е , ПУТЬ ОДИН / Звонок возвестил о на чале лекции, и в студенче скую аудиторию шумной гурьбой хлынули перво курсники. С первого взгля да можно было выделить среди них тех, что пришел в институт не как вчераш ний школьник, полный со мнений и колебаний, а как человек, который многое повидал в жизни, твердо уверенный в том, что про фессия педагога —его при звание. Таких на историко-фило логическом факультете не мало, больше трети. Они совсем непохожи друг на друга — с разными харак терами, интересами, склон ностями. Но у каждого из этих студентов одна меч та: стать настоящим педа гогом, Саша Кузнецов мечтает об этом, можно сказать, с детства, со школьных лет. В той Лебедянской школе, где он учился, преподавал историю Федор Сергеевич Васильев, педагог, страст но влюбленный в свою про фессию. Он приходил в класс с портфелем, туго набитым разными газетными вырез ками, старыми картами, своими заметками. И рас сказывал о далеких време нах и странах так увлека тельно, что ребята слушали его, затаив дыхание. И, конечно. каждый хотел стать таким же, как Федор Сергеевич. Хотел этого и Саша. Правда, после окончания школы он пошел на ма шиностроительный завод, стал работать фрезеров щиком. Но разве хорошее знание жизни, производст ва помешает будущему педагогу? Нет, конечно. Оно только поможет ему. Осенью 1956 года Алек сандра Кузнецова призвали в армию. В воинской части он был не только отлични ком боевой и политической подготовки, но и секрета рем комсомольской орга низации. Александр имеет 14 поощрений от командо вания, награжден грамо той ЦК ВЛКСМ. И нет ничего удивительного в том, что студенты-одно курсники в первый же день занятий оказали ему боль шое доверие, избрав комс оргом группы. Товарищ Александра Вик тор Петров — они позна комились еще в Лебедяни —тоже увлекся историей со школьной, скамьи. Учил ся он на Сахалине, в не большом городке Томари. Однажды Виктор побывал в Южно-Сахалинске, в краеведческом музее, в ко тором сохранились доку менты русско-япон с к о й войны и различные записи, связанные с пребыванием А. П. Чехова на Сахалине. С тех пор Виктор твердо решил, что будет истори ком. Получив аттестат, он приехал в Лебедянь, и рай ком комсомола направил его заведовать Стрелецкой избой - читальней. Вскоре Виктора избрали секрета рем комсомольской органи зации колхоза. А потом он ушел в ар мию. Служил в артилле рийской батарее, был командиром отдел е н и я, комсоргом батареи, а ведь им может быть только тот, кто обладает педагогиче ским талантом, хорошо знает психологию человека. Из армии Виктор Петров вернулся уже коммунистом. Сейчас он староста группы. В этой группе немало и других ребят и девушек, чей путь в пединститут был именно таким, каким идут сейчас многие: не со школьной скамьи, а лишь спустя несколько лет, ко гда окончательно узнаешь, какую дорогу выбрать в жизни. Иван Боровских, пришел в институт после службы во флоте, а его однокурс ница Валентина Тюленева имеет уже за плечами двухлетний стаж педагоги ческой работы. Окончив семь классов, девушка по ступила в Макеевское пед училище, и в 1957 году ее направили на работу в Харцизскую семилетн юю школу. Валентина препо давала в начальных клас сах, С первых дней она горячо полюбила свою ра боту учительницы. — Да и как же иначе?— говорит Валентина.— Раз ве не приятно матери, ког да ее малыш начинает хо дить? Так и нам, учителям: сколько радости доставляет ученик, когда он с каждым днем все увереннее начи нает выводить в своей тетрадке первые буквы. Какой богатый мир откры вается для него! Два года проработала в школе Валентина Тюлене ва, Кроме того, она ходи ла с ребятами в турист ские походы по родному краю, вела гимнастический кружок. Теперь Валентина сту дентка. Девушка знает, КОРЕНЬ ЖИЗНИ Б Ы Л Ь ст а т а я х я »гв*я*вщ-яч1 места на место. После тех никума направили в сов хоз. Главный механик там был практик. Диплома не имел, но мы вместе учились на кур сах авиационных радистов. В армию он попал, не успев закончить техникума меха низации, где учился и я. В роте Василия считали чуда ком. Он увлекался радио техникой, собирал приемни ки, вечно бегал по учебным кабинетам с паяльником в руках. Но у него ничего не получалось. Приемники пос- пеловской конструкции мол чали, как рыбы. Сложные схемы не оживали. Но Ва силий был из одержимых. Вскоре курсант Поспелов стал заправским мастером по радиоаппаратуре. Сме яться над ним, конечно, пе рестали. И вот мы снова встрети лись с Василием. —Не клеится у меня с работой,— заговорил он.—■ Хвастаться не буду, по зна-- ниям я не Архимед, но к машинам имею особую при вязанность. Вот как-то ку пил старенький мотоцикл. И что ж..,, Повозился с ним недельку —даже бывший хозяин не узнал, —Так в чем же дело? По чему. говоришь, не клеит ся? Василий задумался. Ус мешка скользнула по его губам. — Перекати-поле знаешь? Так вот я вроде этой травы стал. Гоняет меня судьба с человек как будто неплохой. А вот начал на меня доносы писать, небы лицы сочинять. «И чем это я ему насолил?»—думал я, а потом догадался. Причина житейская: испугался он, что со временем вытесню его, займу должностное мес то. Ну и оказался без рабо ты. Очутился в колхозе «Путь к коммунизму» Елец кого района. Колхоз этот перспективный, растущий. Пришелся я тут ко двору. Принимал технику от МТС, укомплектовывал ее. Но по том подошла весна, распу тица, а в колхозе решили не оплачивать должность механика деньгами. Я же (Окончание на 4-й стр.) что не ошиблась, решив стать педагогом. Примерно так же сложи лась судьба Любы Сотни ковой. В 1954 году она окончила Лебедянское пед училище. Работала в Ка захстане заведующей на чальной школой. А сейчас девушка поступила на пер вый курс Липецкого пед института. Или взять Лиду Дубови- кову. Вот что написала она в своем заявлении: «Хочу быть педагогом, так как мне нравится работать. с детьми». И это не про сто слова. Еще в школе Лида была пионервожатой, ходила с ребятами в похо ды и экскурсии. Окончив десять классов, девушка решила остаться года на два в колхозе, была звень евой комсомольско-моло дежного звена, комсоргом- группы. Все это крупицы жиз ненного опыта, которые,, конечно, пригодятся Лиде, как -сейчас, в период сту денческой жизни, так и во время ее будущей работы педагогом, А время это не так уж далеко, как кажется на первый взгляд. Годы учебы пролетят незаметно. Сего дняшние первокурс н и к и станут выпускниками, вме сте с дипломом получат направление на работу и с вполне понятным волнени ем в сердце переступят по роги классов. И можно не сомневать ся, что такие студенты, как эти ребята и девушки,, о которых мы рассказали,, станут настоящими педаго гами. Ю. КАРЖАВИН. гК***» ♦♦»♦♦♦, После окончания Ниж не-Тагильского горноме- таллургического техни кума комсомолец Миха- :; ил Артемихиц пришел работать на Новолипец кий металлургический завод. Сейчас Михаил • трудится на монтаже оборудования пятиклето- вого стана. С пуском Цеха холодного проката он будет работать опе ратором в травильном отделении. Новолипецкий метал- • лургический завод стал • трудовой школой для мо лодого специалиста. НА СНИМКЕ: Михаил 1 Артемихин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz